Картотека драматизации сказок в старшей группе. Драматизация

Цель:

Формирование театрально – игровых умений.

Задачи:

1. Формировать умение детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами.(Воспитатель и логопед)

2. Развивать понимание речи окружающих, умение вслушиваться в речь и пользоваться в общении ситуативной речью. (Логопед)

3. Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей; (Воспитатель)

4. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать интонационную выразительность. (Логопед)

5. Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, умение действовать согласовано, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. (Воспитатель и логопед)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-драматизация в старшей группе

по сказке «Рукавичка»

воспитатель Гарайс О.В.

учитель-логопед Тугарина Т.В

Цель:

Формирование театрально – игровых умений.

Задачи:

  1. Формировать умение детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами.(Воспитатель и логопед)
  2. Развивать понимание речи окружающих, умение вслушиваться в речь и пользоваться в общении ситуативной речью. (Логопед)
  3. Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей; (Воспитатель)
  4. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать интонационную выразительность. (Логопед)
  5. Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, умение действовать согласовано, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. (Воспитатель и логопед)

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с содержанием сказки «Рукавичка» и беседа по ее содержанию.

2. Изготовление настольного театра, лепка и рисование по сказке.

Персонажи: Ведущий, дед, собачка, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь.

Материал и оборудование: Обруч, рукавички, изображение елок, прикрепленных к стульчикам. Маски-шапочки и элементы костюмов « дед», «собачка», «мышка», «лягушка», «зайчик», «лисичка», «волк», «кабан», «медведь».

Ход:

(Внести корзину с атрибутами).

Вос-ль : В этом сундучке, что-то есть… давайте посмотрим? (рассматривание костюмов)

(Костюмы: дед, собачка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, кабан, медведь.)

Вос-ль : (заглядывает в сундучок и достает рукавичку) . А это что такое?

Дети : рукавичка .

Вос-ль : А из какой сказки звери и рукавичка?

Дети : Из сказки « Рукавичка» .

Вос-ль : Молодцы! Давайте поиграем в эту сказку!

Распределение ролей.

Дети самостоятельно одевают костюмы, маски в соответствии с ролью.

Логопед: Ребята, а где началась сказка?

Дети : Зимой в лесу!

Логопед: Правильно! Давайте закроем глаза и представим зимний лес!

Дети закрывают глаза. В это время воспитатель и логопед расставляют стульчики с прикрепленными изображениями елок.

Дети открывают глаза и показывают сказку « Рукавичка » , сопровождая словами своего героя, а воспитатель словами автора.

Вос-ль :

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.

Появляется дед, идет не спеша, осматривает деревья, снимает рукавички и одну нечаянно теряет. Собачка весело бежит рядом.

Вот бежит мышка,

Вос-ль: Как бежит мышка?

Логопед: Как говорит мышка?

По лесу бежит мышка, находит рукавичку и говорит:

Тут я буду жить.

Логопед: Ребята, как вы думаете, поместятся все звери из сказки в рукавичку?

Дети : Нет! Она маленькая!

Вос-ль : У нас же есть большой красивый обруч!

Логопед: Давайте, как будто обруч - это вход в рукавичку?

Дети соглашаются.

Вос-ль : А в это время лягушка - прыг-прыг!

Вос-ль: Как прыгает лягушка?

Логопед: Как говорит лягушка?

Лягушка находит рукавичку и спрашивает - Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка :-Я, мышка - поскребушка. А ты кто?

Лягушка : - А я лягушка - попрыгушка. Пустите меня!

Мышка : - Заходи.

Лягушка заходит в обруч-рукавичку.

двое.

Вос-ль : Вот бежит зайчик.

Вос-ль: Как бежит зайчик?

Логопед: Как говорит зайчик?

Зайчик подбегает к рукавичке и спрашивает

Зайчик

Мышка :- Я мышка – поскребушка.

Лягушка :-Я лягушка - попрыгушка. А ты кто?

Зайчик :- А я зайчик - побегайчик. Пустите меня!

Лягушка :- Заходи.

Зайчик заходит в обруч-рукавичку.

Вос-ль: Сколько стало зверей в рукавичке жить? трое.

Вос-ль : Тем временем по лесу бежала лисичка :

Вос-ль: Как бежит лисичка?

Логопед: Как говорит лисичка?

Лисичка увидела рукавичку и спрашивает

Лисичка :- Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка :- Я мышка – поскребушка.

Лягушка :-Я лягушка – попрыгушка.

Зайчик : - Я зайчик - побегайчик. А ты кто?

Лисичка :-А я лисичка-сестричка. Пустите меня!

Звери соглашаются и пускают лисичку в обруч-рукавичку..

Вос-ль: Сколько стало зверей в рукавичке жить? четверо

Вос-ль : Глядь, бежит волчок – серый бочок и тоже к рукавичке.

Волчок :- Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка :- Я мышка – поскребушка.

Лягушка :-Я лягушка – попрыгушка.

Зайчик :-Я зайчик - побегайчик

Лисичка :-Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волчок :- А я волчок - серый бочок. Пустите меня!

Лисичка :- Ну иди!

Волчок заходит в обруч-рукавичку.

Вос-ль: Сколько стало зверей в рукавичке жить? пятеро.

Вос-ль : Откуда ни возьмись, бредет кабан :

Кабак :- Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет?

Мышка :- Я мышка – поскребушка.

Лягушка :- Я лягушка – попрыгушка.

Зайчик :- Я зайчик – побегайчик.

Лисичка :-Я лисичка-сестричка.

Волчок : -Я волчок - серый бочок. А ты кто?

Кабан : - А я кабан - клыкан. Пустите меня!

Волчок :- Вот беда, всем в рукавичку охота. Тебе и не влезть!

Кабан : - Как-нибудь влезу, пустите!

Волчок :- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Кабанан заходит в обруч-рукавичку.

Вос-ль: Сколько стало зверей в рукавичке жить? шестеро

Вос-ль : И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья : вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет :

Медведь : - Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка :- Я мышка - поскребушка,

Лягушка :-Я лягушка - попрыгушка,

Зайчик :-Я зайчик – побегайчик

Лисичка :-Я лисичка-сестричка,

Волчок :-Я волчок - серый бочок

Кабан : - Я кабан - клыкан. А ты кто?

Медведь : - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите меня!

Кабан : - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Медведь : - Да как-нибудь!

Кабан : - Ну уж иди, только с краешку!

И медведь заходит в обруч-рукавичку.

Вос-ль: Сколько стало зверей в рукавичке жить? семеро

Вос-ль : Влез и этот. Стало так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нет рукавички.

Дед возвращается в лес, а собачка побежала вперед, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка залаяла - Гав-гав-гав! Звери испугались,

Вос-ль : как испугались звери? Задрожали, глазки испуганные. Бегите в свои домики – на стульчики.

из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Воспитатель : Скажите, ребята, а можно ли назвать наших зверей дружными?

Дети: Да!

Какая пословица подошла бы к нашей сказке? (в тесноте, да не в обиде)


Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

«Прыг-скок…» /игра-драматизация/

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка – белый бок…

Цель: побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; составлять короткие описания, используя образные слова и выражения. В процессе игры-драматизации передавать содержание сказки. Рассуждать. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

Материал: русская народная сказка «У страха глаза велики» (в обработке М.Серовой), которая неоднократно читается за несколько дней до занятия. Мячик. Заяц.

1. Воспитатель вносит в группу корзину с зайцем, накрытую платком. Дети заинтересовываются и окружают ее.

Как вы думаете, кто спрятался в корзине? (Дети отвечают хором. Затем воспитатель обращается к 2-3 ребятам с вопросами: «Как ты думаешь? А ты?»)

Попробуйте угадать на ощупь. Что вы нащупали? (Лапы, длинные уши, короткий хвост, глазки-пуговки, пуговку-нос и т.п.).

Да, это… Прыг-скок,

Прыг-скок,

Длинноушка –

Белый бок. (Заяц)

Воспитатель снимает платок.

Мех у зайки пушистый или гладкий? (пушистый). Хвостик длинный или короткий? (короткий, как комочек пуха). А уши у зайки…длинные. Не просто длинные, а длинные-…(предлинные), …(длиннющие). Глазки-пуговки…(блестящие), нос-пуговка-…(маленький). Зайка живет…(в лесу).Зайка боится…(волка и лисы). Он…(трусишка). (Интонацией педагог вовлекает детей в общий разговор.

Послушайте, как по-разному называют зайца в стихотворениях и сказках.

Из какой это сказки: «Не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою»? (Ответы детей). Да, это в сказке «Колобок» зайца называют косым.

А это из какой сказки: «Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает…? (Теремок). Как здесь называют зайку? (Побегайчик).

- «Длинноухий озорник в огород ходить привык». Какими словами в этом стихотворении называют зайку? (Длинноухий озорник)

А вот загадка про зайку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

2. - Расскажите зайке, какой он красивый. Опишите его так, чтобы ему захотелось снова прийти к нам в гости. Высказываются 2-3 ребенка. В случае затруднения воспитатель подсказывает начало фразы.

3. - Мы с вами знаем еще одну сказку про зайца: «У страха глаза велики». Давайте поиграем. Кто будет бабушкой-старушкой? Кто внучкой-хохотушкой? Кто курочкой-клокотушкой? Кто мышкой-норушкой? Кто зайкой?

Зайка под яблонькой лежит (около стула). А бабушка, внучка, курочка да мышка по воду идут. Набрали воды (дети выполняют выразительные движения).

У бабушки большие ведра. Вода в них: «Тре-е-х! Пле-е-х!»

Скажем все вместе: «Тре-е-х! Пле-е-х!»

У внучки ведра: «Трех! Плех!» (дети повторяют звукоподражания)

А это мышка несет ведра: «Трех-трех-трех! Плех-плех-плех!» (Все вместе)

Яблоко с яблони упало: «Хлоп!» - зайке прямо в лоб! (бросает в ребенка-зайку мячик). Зайка прыгнул водоносам под ноги: «Ах-ох! Ах-ох!» (все вместе)

Убежали водоносы домой, побросали свои ведра, попрятались кто куда: бабушка на лавку, внучка за бабку, курочка за печку, мышка под печку. (Дети прячутся). Лежат и охают.

Бабка: «Ох! Медвидище меня чуть не задавил!»

Внучка: «Волк-то какой страшный на меня наскочил!».

Курочка: «Ко-ко-ко! Лиса ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

Мышка: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

(Дети-актеры произносят свои роли самостоятельно; в случае затруднений воспитатель им подсказывает)

А зайка побежал в лес и что подумал? (высказывания детей). Он подумал: Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Ребята, а какими словами заканчивается эта сказка? (ответы детей)

У страха глаза велики – почему так говорят? (ответы детей)

Давайте еще раз вспомним, как несла воду бабушка? (Тре-е-х! Пле-е-х!) Внучка? (Трех! Плех!) Курочка? (Трех! Плех! Трех! Плех!) Мышка? (Трех-трех-трех! Плех-плех-плех!) Как вскрикнул от страха заяц? (Ах-ох!)

А дети над трусишками посмеются. Мальчики смеются: «Ха-ха-ха!», девочки: «Хи-хи-хи!». Мальчики и девочки повернулись лицом друг к другу и вместе смеются: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!»

«Кыш» /игра-драматизация/

Цель: побуждать детей передавать содержание произведения через игру-драматизацию; вступать в диалогическое общение со сверстниками; произвольно оперировать словами в игре «Съедобное-несъедобное»; развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

Материал: картинка на тему «Девочка кормит кур».

1. Воспитатель вывешивает картинку «Девочка кормит кур». Дети окружают воспитателя, тихо переговариваются.

Садитесь на стулья. Сейчас мы будем играть в игру «Куры» (Игра-драматизация по мотивам рассказа Я.Тайц «Кыш»)

Вы будите курами. Куры кудахчут: «Ко-ко-ко». А Надя зовет их: «Куры, куры, сюда» (вместе с ребенком). Куры не идут.

Бабушка научила Надю звать кур: «Цып-цып-цып» (выразительное движение руками). Надя зовет: «Цып-цып-цып» (вместе с ребенком). И куры прибежали. Клюют зернышки. Куры, бегите к Наде, клюйте зернышки.

Надя покормила кур и говорит: «Все! Больше нет!» А куры не понимают и не уходят. Бабушка подсказала: - Надя, скажи курам «Кыш-кыш!» (выразительное движение руками. Надя сказала: - Кыш-кыш-кыш! Куры все поняли и разошлись. (Педагог жестами и мимикой побуждает детей разыграть сюжет).

А теперь давайте покормим кур. Как вы их позовете? (Цып-цып-цып). Куры кудахчут: «Ко-ко-ко». Прогоните кур: «Кыш-кыш-кыш!» (Звукоподражания сопровождаются условными игровыми действиями)

Куры побежали по сухим листьям. Листья шуршат: «Шух-шух-шух». Как шуршат листья?

Подул ветер, зашумели деревья: «Ши-ши-ши». (вместе с детьми) А трава колышется: «Ш-ш-ш». Как шумят деревья? Как колышется травка? (Игра повторяется 2 раза).

2.- Кто из вас помнит, что едят куры? (зерно, траву, червяков, мошек) А что едят дети? (высказывания детей)

Давайте поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Встаньте в круг. Кто бросает мяч – называет слово. Если это съедобное – ловите мяч со словами: «Да, да, да». Если несъедобное – «Нет, нет, нет».

Воспитатель организует игру таким образом, чтобы дети сами перекидывали мяч друг другу.


В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

    Конструкторсько - будівельні як різновид творчої гри, їх особливості і розвиваюче значення.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.) и вспомогательные материалы для украшения построек.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие ребёнка при помощи работы с разными видами искусств, за счет самотворчества дошкольника и дозированной помощи взрослого - достижимо. В связи с этим театральное творчество и драматизация сказок как один из его видов становится как никогда востребованным. Ведь драматизация сказок в детском саду (в старшей группе в частности) объединяет разные виды человеческой деятельности - танцевальную, песенную, музыкальную, ораторскую, изобразительную, а подготовка к показу театрализованного представления подразумевает под собой овладение выразительными средствами данного жанра.

Драматизация как приобщение к эстетике

Эстетическое воспитание подразумевает воздействие на личность ребёнка с целью формирования и развития умственных и чувственных (эмпатийных) способностей, воображения, фантазии, а также формирует правильное отношение к окружающему миру, трудовой деятельности взрослых, социальных взаимоотношений в обществе, достижениям предыдущих поколений. Великолепным способом осуществления эстетического воздействия является драматизация сказки в старшей группе, так как в инсценировке произведения нет прописанных действий героев. Текст сказки может подсказать характер персонажа, но воплощается он при помощи характерных движений, жестов, мимики, артикуляции. Дошколята свободны в выборе выразительных приёмов с опорой на жизненный опыт своей семьи, социальной группы или подражают поведению старших. Воспитательный потенциал драматизации сказок высок ещё и от того, что тематическое разнообразие литературного материала не ограничено. Можно утверждать, что драматизация сказки претендует на место ведущего вида деятельности, призванного решать задачи эстетической направленности.

Формирование эстетического восприятия, представлений и вкуса детей старшего дошкольного возраста

Основой для возникновения эстетического восприятия служат образы осязаемых объектов: их цветовые, формообразующие, звуковые, обонятельные характеристики. В связи с этим требуется обширная база сенсорно-эмоциональных впечатлений, образов, которыми умеет оперировать дошкольник. Поскольку ребёнок старшей группы воспринимает красоту как сочетание "форма - содержание", то об эстетическом восприятии следует упоминать в случае эмоциональной окраски впечатления, неравнодушном отношении к нему. На основании этого можно предположить, что формирование эстетического вкуса у детей старшей группы проходит под влиянием окружающей среды и совместной деятельности со взрослыми. Происходит это потому, что подражательный принцип обучения ещё довольно силён в дошкольном возрасте, он хорошо просматривается в играх и общении со сверстниками.

Работая в русле формирования эстетических взглядов, взрослый приучает ребёнка ощущать неповторимость мира, бережно относиться к нему. Драматизация сказки в старшей группе позволит исподволь подвести участников к пониманию устройства мира: например, цветы, растущие на клумбе, призваны дарить радость всем, кто ими любуется, и поэтому для сохранения красоты не стоит их срывать. Таким образом, эстетический вкус формируется на примере повседневной жизни и посредством изучения, приобщения к образцам искусства.

Сущность детской игры

Взрослых в основном умиляет стремление детей стать активным участником окружающей жизни, особенно тогда, когда возможности ребёнка не позволяют ему сделать это в полной мере. Но именно окружение, условия, в которых находится дошкольник, влияют на выбор ребёнком тех или иных игр и форм поведения. Детская игра качественно отличается от игр, в которые играют взрослые, она является отражением деятельности, взаимоотношений значимых взрослых и обстановки, в которой находится маленький человек. Это своеобразная переработка и «примеривание на себя» определённых ситуаций, действий, эмоциональных реакций. Именно поэтому крайне редко игра не снабжается репликами, пояснениями и эмоциональными оценками происходящего. Независимо от того, один ли ребёнок или с кем-либо, он ведёт обстоятельную беседу с игрушками, воображаемыми участниками игры (при этом озвучивает и свои реплики, и реплики воображаемого персонажа). Симбиоз "образ - действие - слово" плавно подводит дошкольника к формированию следующего вида игры - драматизации сказки в старшей группе.

Так называемая «игра в театр» становится интереснее и разнообразнее в случае высокого уровня развития ребёнка и является самым доступным видом творчества, при помощи которого, развиваются мышление, воображение, самостоятельность, активность и эмпатийность.

Игра - драматизация

Всевозможные ролевые игры можно условно поделить на несколько групп, опираясь на деятельностный принцип: первая - ребёнок «оживляет» персонажа, действует посредством игрушки, куклы, вторая - дошкольник играет сам, от первого лица, перевоплощаясь в образ персонажа. Соответственно, по уровню сложности первый вид деятельности (режиссёрская игра) проще и формируется раньше. Вместе с тем второй вид игры (драматизация) обладает широчайшим горизонтом возможностей.

При драматизации сказки в старшей группе ребёнок знакомится с таким понятием, как перевоплощение в образ персонажа. Поскольку содержание, наличие тех или иных персонажей и их действия обусловлены сюжетом сказки или литературного произведения, то и воспроизводить их нужно в точной последовательности. Следует заметить, что драматизация сказок в детском саду (в старшей группе) способствует лучшему восприятию произведений, позволяет быстрее понять логику и разобраться во взаимосвязи событий и причинной обусловленности. По возрастающей сложности можно выделить следующие виды игр - драматизаций:

  • игра - имитация - это своего рода первая проба «примеривания чужой одёжки», как правило, известных персонажей, животных или людей, но на непродолжительный промежуток времени;
  • ролевые диалоги или диалоги-минутки, шутки-минутки - этот способ деятельности отличается наличием взаимодействия персонажа с другими героями диалога, что существенно усложняет задачу для начинающих артистов;
  • инсценировки произведений или драматизации - это качественно более сложная деятельность для дошкольников в силу ее протяжённости во времени (важно не только актёрское умение ребёнка, но и волевые качества, способность доводить начатое до логического завершения);
  • постановка спектакля - от предыдущего вида отличается масштабами произведения;
  • импровизации с разыгрыванием сюжетной линии без предварительной подготовки - пожалуй, самый сложный вид деятельности.

Однако не стоит забывать, что лучшая импровизация - хорошо подготовленная. Взрослый должен объяснить и детально проработать с ребёнком способы и приёмы подготовки к импровизационной деятельности.

Условия формирования успешной театральной деятельности детей старшей группы

При наличии перечисленных ниже факторов интерес дошкольников к театральной деятельности (в частности, сказок-драматизаций для детей старшей группы) будет только возрастать:

  • знание содержания и текста произведения;
  • поддерживание интереса к сказке при помощи различных приёмов визуализации;
  • наличие костюмов (при отсутствии их подойдут отдельные элементы, например, хвост, ушки, гребешок и т.д.);
  • игрушки-атрибуты персонажей.

Для того чтобы начать собственную театральную деятельность, ребёнку необходимо накопление впечатлений от просмотра драматизации в исполнении взрослых. Спектакли должны быть разнообразными и по сюжету, и по исполнению (кукольные, пальчиковые, теневые и т. д.), а также доступными для детского восприятия. Это позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жизни сценических персонажей, воплощать в жизнь понравившиеся приёмы при разыгрывании простейших ролей. Постепенно, при грамотном руководстве и поддержке взрослого, ребёнок научается самовыражаться через театральную деятельность - драматизацию сказки.

Некоторые специфические методы работы с дошкольниками

Наибольшую ценность представляют те игры, в которых дети самостоятельно могут отразить свои впечатления от прочитанного произведения, увиденного и услышанного в окружающем мире. В связи с этим занятие драматизация сказки в старшей группе вносит в повседневную жизнь детей яркие впечатления, возможность сопереживания и соучастия. Существуют несколько основных методов введения ребёнка в сферу театрального творчества:

  • моделирование ситуации - здесь используются типичные модели (ситуации, этюды), через освоение которых дошкольники осваивают основные способы и приёмы новой для них деятельности;
  • творческая беседа - помогает малышам освоиться с ведением диалога персонажей;
  • ассоциации - любые игры и задания с таким названием призваны развивать воображение и мышление, при помощи которых возможно создавать новые образы.

Если вспомнить высказывание о том, что театр начинается с вешалки, то внешнему антуражу драматизации сказки всегда нужно уделять должное внимание и своевременно организовывать работу по подготовке костюмов, декораций, музыкального оформления и т. д. Полезно максимально вовлекать в подготовительную деятельность дошкольников. Те виды деятельности, которые детям не по плечу, выполняются взрослыми.

Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Работа над драматизацией сказки состоит из двух основных этапов, каждый из которых имеет деление на более мелкие.

  • Первый этап включает в себя знакомство со сказкой, героями инсценировки (что собой представляют персонажи, привычки, повадки, одежда, атрибуты и как всё это отражается в репликах), распределение ролей.
  • Второй этап - это работа над ролью, доведение всех компонентов спектакля до высокой степени готовности и непосредственное выступление на сцене.

Не стоит обходить вниманием и произведения, адаптированные к современной жизни ("на новый лад"), которые нравятся детям не меньше, чем драматизация сказки в старшей группе. Сценарии и тех и других составляются с учётом психологических особенностей дошкольников. Важную, если не решающую роль играет позиция взрослого по отношению к подготовке и проведению спектакля. Деятельность педагога можно охарактеризовать скорее как сопровождение, нежели управление. Делается это для того, чтобы юные таланты смогли поверить в свои силы и выработать внутреннюю позицию «я могу».

Сопровождение драматизации взрослым

Цель драматизации сказок в старшей группе детского сада - создание условий для формирования и развития эстетических чувств, мышления, сообразительности, памяти дошкольников посредством приобщения их к театральному творчеству.

Сопровождение взрослым деятельности ребёнка сводится к нескольким задачам:

  • посредством специальных игровых упражнений влиять на формирование высших психических функций, которые являются залогом успешности в любой деятельности;
  • помощь в развитии саморегуляции (преодолении расторможенности или зажатости двигательного аппарата);
  • работа со сценическим волнением;
  • непосредственное разучивание роли (включая анализ произведения, характеристики героев, отбор выразительных средств и т. п.).

Сложность сценического выступления для ребёнка заключается в сохранении образа персонажа и естественной передаче смысловой нагрузки. В то же время развитые в достаточной степени самоконтроль и дисциплинированность малыша помогут ему осмысленно играть свою роль.

Драматизация сказок детьми старшего дошкольного возраста

Все малыши начинают познание мира со сказок, и не случайно. Сказки признаны лучшими опосредованными воспитателями во всех странах. С помощью них дети усваивают азбучные истины. Например, драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе учит дошкольников делать вывод, что зло всегда возвращается злом. Эта особенность сказок позволяет прибегать к ним в решении многих задач воспитательного, эстетического, морально-нравственного толка. Поэтому драматизация сказки «Теремок» в старшей группе поможет ребятам разобраться, как следует себя вести в обществе и какие формы поведения приводят к тупиковой ситуации.

Вместо заключения

Если проанализировать все за и против разыгрывания детьми драматизаций сказок, то картина вырисовывается примерно такая:

  • При полном игнорировании театральной деятельности можно сформировать у ребёнка разного рода запущенности, такие как нравственно - педагогическая, интеллектуально - педагогическая и т. п.
  • При систематической работе над драматизацией сказок можно получить физически развитого, отзывчивого, любознательного и активного социализированного ребёнка.

Поэтому не стоит игнорировать такой полезный вид работы с детьми.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

Специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.

На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.

Этапы обучения

На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока.

“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Скворушка прощается

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.

На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр:

Расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр из второго блока

“Грибы”, “Тишка”, “Осень спросим”, “Волк и лиса”, “Лиса и петух”,

“2 лягушки”

«Осень спросим»

Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за преподавателем.

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

(Диалог между детьми и ребёнком в роли осени идёт отраженно).

Принесла я вам муки.
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки –

Каша будет в печке.

Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?

Мы их впрок насушим.

А уж яблоки – что мёд!

На варенье, на компот.

Принесла вам мёду
Полную колоду.

Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Дождику вы рады?

Не хотим, не надо.

На третьем этапе (третий блок) особое внимание уделяется играм драматизациям – (настольный театр).

Задачи, решаемые на данном этапе:

Учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.

Примеры игр из третьего блока:

“Два жадных медвежонка”, “Кисонька - мурысонька”, “Медведь и лиса”

«Кисонька - мурысонька»

Дети хором спрашивают у одного ребёнка, а он отвечает.

Дети. Кисонька – мурысонька, где была?

Ребёнок. Коней пасла.

Дети. Где кони?

Ребёнок. За ворота ушли.

Дети. Где ворота?

Ребёнок. Огонь сжег.

Дети. Где огонь?

Ребёнок. Вода залила.

Дети. Где вода?

Ребёнок. Быки выпили.

Дети. Где быки?

Ребёнок. За гору ушли.

Дети. Где гора?

Ребёнок. Черви источили.

Дети. Где черви?

Ребёнок. Утки склевали.

На четвёртом этапе (четвертый блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации. Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Примеры игр четвёртого блока:

“Зимние забавы”, “Угадай, кто это”

“Зимние забавы”

Педагог предлагает детям пойти на прогулку в зимний лес. Дети, отвечая на вопросы педагога, рассказывают, как они собираются на эту прогулку: надевают зимнюю одежду, берут лыжи, санки, термосы с горячим чаем и т.д. Выходят дети из детского сада на лыжах.

Педагог. О чем говорят лыжи?

Задрав носы, легко скользим,
След оставляя на сугробе,
Там, где другие не пройдут,
Легко пройдем мы обе.

Педагог ведёт детей в зимний лес.

Подошли мы к речке, на том берегу наш лес. А сейчас пробежим по речке на коньках. (Дети выполняют движения, имитирующие бег на коньках).

Подошли к лесу. Снег на поляне пушистый, серебристый, так и просится в уки, поиграем в снежки. (Дети играют).

Пока мы играли, пошел снег, послушайте, как он идёт. Шли машины…

Дети. Шуршали и рявкали

Педагог. Шли трамваи…

Дети. Визжали и лязгали. Мотоциклы трещали и хлопали…

Педагог. Шли прохожие…

Дети. Топали, шлёпали.

Педагог. И шёл снег и тише всех.

(Дети разводят руками в стороны, поднимают вверх лица, как будто на них падают снежинки).

Педагог. Вышли к опушке, от неё спуск к реке, покатаемся на санках.

(Дети катаются на санках, потом лепят снежную бабу. Замёрзли немного, погрелись у костра, чаю попили, теплее стало, и на лыжах вернулись домой. Разделись, в группу пришли).

Педагог. Хорошо в лесу погуляли. На чем катались?

Дети. На лыжах, на санках, на коньках.

Педагог. Кого видели в лесу?

Дети. Зверей лесных: зайку, лису, медведя, волка.

Педагог. А снежную бабу лепили?

Дети. Лепили.

Педагог. А в снежки играли?

Дети. Играли.

Педагог. Какие вы молодцы!

На пятом этапе (пятый блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности.

Задачи, решаемые в процессе игр пятого блока:

Примеры заданий из пятого блока:

“Сорока и медведь”, “Кот и воробей”, “Павлин и черепаха”, “Спор”

Сорока и Медведь (по Н.Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребёнок встаёт со своего стульчика ), потягивается, зевает, трёт глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идёт к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребёнок спрыгивает со своего стульчика ), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок ). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой ). Я – то? (остановился, задумался ). Да ем!

Сорока (удивленно моргнув ). А днём?

Медведь (делает те же движения головой ). И днём ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления ). А вечером?

Медведь (махнув лапой ). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза ). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивлённо взмахивает крыльями ). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны ). Да никогда (отрицательно машет головой).

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем и творческого,

(которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Литература.

1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.
3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 235 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.