Какие акафисты читают во время успенского поста. Успенский пост: уйти от внешнего

Добрый вечер, друзья. Прямой эфир, у микрофона о. Андрей Ткачёв.

Святейший Патриарх Кирилл встречается с папой Римским на Кубе. Много может быть вопросов: почему, зачем и т.д. Некоторые считают, что Святейший отдаёт позиции или совершает нечто такое, что угрожает нашей вере...

Новаций мы все не хотим, новаций мы боимся, потому что новации - это обычно дверь в зло. Но Святейший сказал заранее, что встреча не будет посвящена новаторству, а будет посвящена борьбе за сохранение христиан в гонимых местах - там, где их убивают, гонят, не дают им жить нормальной жизнью. Это всё понятно. Так что нет боязни, что всё будет такое странное, чуднóе, новое. Всё будет нормальное и традиционное.

Святейший Кирилл сегодня на Кубе - не в Шамбези, не в Сочи, не в Москве и не в Риме. Потому что это некая нейтральная территория: там и католики есть, и православные есть. Там будет общение о неких серьёзных вопросах, касающихся жизни православной Церкви и католической тоже, потому что католики и православные одинаково являются жертвой современного терроризма. Это заставляет нас думать вместе о судьбе наших прихожан, о наших последователях. Встреча эта, вообще, надеемся, даст некий ориентир совместного действия в области светских усилий. О вере мы не говорим, мы говорим только о вещах, касающихся внешнего управления жизнью. В общем, будем наблюдать за происходящими событиями и искать в них следа Божиего промысла.

Батюшка, дорогой, добрый вечер. В какое время можно читать Псалтирь? В одной публикации пишут - ночью, в другой - после обеда.

Сейчас обострились враги наши, вы не обращайте на них внимания, они злые, они неудовлетворённые. Мы любим вас, мы ждём вас, мы молимся за вас. А в семье не без урода. Не обращайте внимания, не расстраивайтесь. Помогай вам Бог во всём!

Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём. Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь - читайте. На работу пошли с утра - читайте. В метро сели - читайте. Всегда надо читать. Я сам - честно говорю - каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь - и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться. Псалтирь настолько глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь - беспримерное молитвенное правило. Читай любой псалом, рассуждай, жуй, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё бесценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому ночью и днём, утром и вечером, по дороге на работу или с работы, ложась в кровать или вставая, - где бы ни был Псалтирь, везде всё хорошо, везде всё во славу Божию, это всё святое. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое - всё в ней. С Богом!

Добрый вечер, батюшка. По каналу «Культура» вчера спорили два уважаемых человека, доктор исторических наук и профессор. А спорили они по вопросу компромисса. Один говорил, что мы, русские, не умеем идти на компромисс, и это плохо. А другой, соответственно, наоборот. В прениях выступил психоаналитик и сказал, что это хорошо, когда человек не идёт на компромисс, тогда он отстаивает свою идею. У меня такой вопрос. Вот состоится большая значимая встреча. Понятно, что там не будут обсуждаться вопросы веры, но в этом плане можно это слово «компромисс» как-то рассмотреть? Правомерно ли оно здесь?

В вопросах веры компромиссов нет. Воскрес Христос или не воскрес - здесь нет компромиссов: воскрес. Христос Господь или не Господь? - Господь, нет компромиссов. О чём компромисс? Он о чём-то вторичном. Компромисс всегда о чём-то таком не очень важном. Ну, скажем, юбка должна быть на два пальца ниже колена или на два пальца выше? Может быть, ровно на колене? Может. Ну давайте компромисс найдём. Компромисс всегда о вещах второстепенных, о принципиальных вопросах компромисс невозможен. Христос Господь или не Господь? - Господь, компромисса нет. Он воскрес или не воскрес? - Нет компромисса: воскрес. Он от Девы родился или не от Девы? - Нет компромисса: от Девы. Он имеет отца земного или не имеет отца земного? - Нет компромисса: Он не имеет отца земного. Ну и так дальше. Принципиальные вещи компромиссу не подлежат. А вот, например, штаны в клеточку могут быть? Могут. А в какую? Не знаю. Чёрная - жёлтая, чёрная - красная может быть? Может. А если чёрная - зелёная, чёрная - красная может быть? Может. А кто прав? Не знаю, все правы. Т.е. штаны - нормально, а в вере - нельзя. Серьёзные вещи не обсуждаются, а второстепенные спокойно обсуждаются.

Добрый вечер, отец Андрей. Владимир, Москва. Хочу вас поддержать, и все мы - радонежцы вас поддерживаем. Мы вас любим, и Патриарха нашего Кирилла тоже в обиду никому не дадим.

Скажите, пожалуйста, читаются ли акафисты в Великом посту?

В быту, дома читаешь всё, что хочешь. Хочешь акафист читать - читай на здоровье. Каждый человек имеет право и власть и силу и полное разрешение читать дома всё, что хочет: любой канон, любую молитву, любой акафист. Общественное богослужение акафисты закрывает, потому что там - «радуйся, радуйся, радуйся», а как радоваться, если кругом пост? Там нет места «радуйся», лишь только на пятую неделю Великого поста будет Похвала Божией Матери, и там уже - «радуйся». Это уже накануне Входа в Иерусалим. Но в личной жизни - пожалуйста - читай на здоровье всё, что хочешь. Любая молитва имеет и силу и власть, и даёт помощь человеку. Поэтому здесь нечего сомневаться и смущаться: как хочешь, так и молись. Но общественные богослужения, конечно, уже «затачиваются» под пост: под строгость, под поклоны, под минорные пения. А дома молись как хочешь: читай Николаю, Серафиму, Ксении, Сергию - пожалуйста, тебя никто не ограничивает. Домашняя служба твоя - это твоё личное дело. Чем больше молитвы, тем больше жизни на земле, потому что когда молитва засыпает, то жизнь скукоживается и всё приходит в ноль, и мы все это чувствуем. Жить не интересно, когда всё в ноль приходит. Так что молитесь, пожалуйста, как хотите, а на службах уже смиряйтесь: как Церковь молится на службах, так уже подстраивайтесь.

Здравствуйте, батюшка. Сергей, Пермь. Вопрос по истории взаимодействия Русской Православной Церкви и Ватиканского Престола, по Флорентийской унии. Было ли покаяние Православной Церкви в участии в этом соборе, или не было?

Не было никакого покаяния. Какого-нибудь такого официального акта не было, было странное такое участие. Ну и после этого не было больше ничего. Католики изначально вели себя столетиями так: мы главные, а вы рано или поздно должны будете смириться с тем, что мы главные. И они давили, давили и додавили до того, что есть сегодня: есть полная вражда, отторжение и непонимание. Т.е. никаких таких выводов сделано не было, к сожалению. Всё это вопрос для будущих историков, и Флорентийский собор - он такой же смутительный, как и всё остальное. Т.е. все наши общения с католиками были смутные, непонятные, и со стороны их к нам это были попытки общения сверху вниз, такие: «Привет, мы приехали. Сейчас мы вас научим». Т.е. вы не знали ничего, а мы сейчас вас научим. Они вели себя так по-хамски всю жизнь. Они и сейчас так ведут себя. Они уже веровать перестали. Евросоюз, например, ведёт себя по отношению к нам так же хамски, как раньше католики вели себя по отношению к нашей Церкви: «Вы, мол, тут не знаете ничего. Вообще, вы все в грязи по уши, а мы чистые, красивые. Сейчас мы вас научим. Давайте, мол, принимайте наши условия. Давайте-ка, подписывайте договор». Т.е. та же самая парадигма остаётся, такая хамская: превозношение и желание навязать всем свою модель жизни. Ну а наши всегда были такие: «Стоп, секундочку. Ты хороший, я хороший. Ты умный, я умный. Куда ты прёшь? Подожди, не спеши, давай подумаем». И вот как только мы говорили «давай подумаем», начинались проблемы. Вот так же и здесь. Говорим: «Подожди, давай подумаем». - «Чего думать? Принимай мою парадигму». - «Да нет, подожди, давай подумаем». Вот мы думаем, а они психуют. Это столетиями длится, никак закончиться не может. Т.е. то же хамство, та же еретическая наглость. Вот такая ситуация, ничего нового нет.

Батюшка, здравствуйте. Здоровья вам, всех благ вам! Очень приятно вас слушать. Дай Бог вам здоровья! Сколько вы людей вытаскиваете - мы больны сейчас все. Все батюшки хорошие, всех уважаю, всех люблю, и ваши эфиры очень жду, минутки считаю. Как вы всё умно говорите, как вас приятно слушать. Помоги вам Господь!

Большое спасибо! Спаси Бог! За ваши молитвы, наверное, я и живу, потому что иначе уже я бы и не жил. Думаю уже: «Ладно, ну его, этот эфир. Всё, заканчиваю». Потом приходит какая-нибудь старушка, говорит: «Батюшка, это вы там ведёте эфир?» - «Да». - «Не бросайте, не бросайте». - «Почему?» - «Я слушаю. Вы уж не бросайте, потому что я старая, я из дома не выхожу, я слушаю». Думаешь: «Эх, уже сто раз бы бросил, но не денешься никуда, нужно продолжать». Так что я продолжаю, друзья мои, только ради ваших просьб. Потому что я давно бы уже бросил всё, устал я, надоело мне. Но - нет. Раз так, значит так.

С Праздником, батюшка. Я три-четыре года назад случайно по «Радонежу» слышала эфир, где вы были со своей киевской паствой. И я ещё тогда завидовала: надо же, какой у них пастырь есть, нам бы такого.

Вы знаете, с какой вам паствой приходится иметь дело? - Которая знает, как нужно поступать Святейшему: что ему не нужно ездить туда, не нужно встречаться с этим, не нужно ездить на Вселенский собор. Представляете, какая грамотная у вас паства? И которая ещё имеет возможность давать советы священнику, как ему себя вести. Доброго вам здоровья, всего вам самого доброго, терпения. У нас вот только Дмитрий Смирнов - скала, который мучается с нами двадцать с лишним лет, и вот второй у нас такой - вы у нас появились.

Вот вы так говорите про Псалтирь - что вы пьёте, пьёте, читаете, а я ничего не чувствую: читаю, читаю, а ничего не чувствую. Плохо, наверное, правда?

Вы читайте, но потом как пробьёт вас - вас затопит, вообще. Это такой поток... Вы читайте, бейте этими словами эту скалу, она потом как прорвётся - я вас уверяю - вы потом будете купаться в ней всю жизнь во веки. Не только в этой жизни, а ещё и в вечной жизни будете купаться в этих же словах, потому что Псалтирь - она божественная. Нужно терпение и труд, и она потом скалы порвёт, и будет такой поток радости, что вы просто скажете: «Господи, помилуй! Удержи, уменьши, ослабь, потому что я не выдерживаю этой радости всей». Бывает, что не выдерживаешь радости, понимаете?

А что касается паствы - да, конечно, у нас есть много мудрецов, которые там «Патриарх то, Патриарх сё»... Патриарх у нас - слава Тебе, Господи! - прекрасный. И тот, что был перед этим - прекрасный. И тот, что был перед тем - тоже прекрасный. У нас и Сергий, и Алексий, и Пимен, и Кирилл - они все прекрасные. На патриарший престол Московской Церкви Господь простых людей не ставит, и это труженик: стань с ним рядом, и сгоришь. Если бы просто стоял с ним рядом и ходил за ним шаг за шагом, то просто сгорел бы, потому что он слишком сильно ходит. Он реально трудится, не для себя. А что ему нужно? Денег ему нужно? Домов, квартир, яхт, часов? - Как это жлобьё всё в зубах своих гнилых носит. Ему не нужно ничего, таким как он ничего не нужно. Он работает для Церкви до последней капли крови, в буквальном смысле. И такой же был Патриарх Алексий II, и такой же был Пимен Извеков, такой же был Алексий I Симанский. Так что все наши отцы и патриархи - они мученики, их никто не вешал и не резал, но они отдали свою жизнь до последней капли крови за Церковь. Это великие люди. Кто этого не понимает, тому считается, тот виноват. Если вы не понимаете этого, то виноваты, потому что вы гнилой человек. А если вы понимаете это, то мир вам и благословение Божие! Для того, чтобы вы просто жили, нужно, чтобы кто-то нёс на себе нечеловеческую тяжесть. Чтобы вы пошли в магазин, купили хлеба, молока, заработали какие-то деньги, заплатили за квартиру, нужно, чтобы кто-то всю ночь и весь день, и следующую ночь и следующий день молился Богу о всей стране и о всех людях, и о вас, в том числе. И такие люди есть. И если вы этого не понимаете, то, может быть, просто вы ещё глупые. Но если вам уже пятьдесят-шестьдесят, а вы всё ещё не понимаете, то значит у вас глубокая травма. Нужно понимать, что мир стоит не вашим умом, а Божией милостью, а Божию милость умоляют святые люди, и их не бывает много. Вот об этом стоит думать. Почему мы до сих пор живём? Если Господь захочет, Он нас как грязь сотрёт в секунду всех, и будет за что, между прочим. Господа либералы, внимание: будет за что. А Он терпит нас. А почему? - А потому, что между нами есть святые люди. А кто это? Не знаю. Кто-то есть. В частности, я смею надеяться, что наши святые предстоятели: в Украине - Блаженнейший Онуфрий, в России - Святейший Кирилл. Это те люди, которые удерживают на себе, как плотина удерживает воду, гнев Божий. И они молятся и просят Господа: «Потерпи, подожди, помилуй, пощади, сделай милость Твою с этими глупыми, грешными, обнаглевшими людьми. Потерпи их, помилуй их». Наглецы живут только святостью святых. Хотя они больше всех вопят, но рано или поздно им, конечно, воздастся. Но не сейчас, потому что у нас есть святые предстоятели. Так что у нас есть о чём говорить, есть кого ругать, есть с кем воевать, у нас есть кого поднять на карандаш, как и нас самих поднимают на карандаш злодеи и враги. Но мы знаем, помним, мы знаем о них всё. Мы будем с ними ещё общаться.

Батюшка, здравствуйте. Мы тоже без вас не обойдёмся, потому что абсолютно не всё равно, кому задавать вопросы. Вы столько раз меня поддержали, большое спасибо.

В Угличе, во всех землях русских, где я путешествовала, нам показывали страшные раны, которые до сих пор не затянулись после Польско-Литовского нашествия. Зверства, которые они творили, были абсолютно запредельными. Ваше мнение: они такие безжалостные, такие жестокие, ни во что не ставили наши храмы потому что их вера ущербна и поэтому они такие злые, или всё-таки русские добрее сами по себе?

Вы знаете, русские реально добрее. Было время, когда поляки считали себя носителями полноты католической веры. Вот это - Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam - мы верим в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь - то, что в Символе Веры проповедуется - они считали, что это их Церковь, и они, конечно, считали, что они могут делать что хотят, где хотят. Они, конечно, интересные ребята, жестокие, без сомнения. Так что ущербность их веры здесь не под вопросом, под вопросом вся история, потому что в древности люди были очень простые. Вот я пришёл, например, победил тебя, значит Бог со мной, а значит твои храмы - мои храмы, твоё святое - моё святое, и ты, вообще, мой вассал: встань на колени и делай то, что я скажу. Так они и поступали. Конечно, история - это большая книга. А поляки были чрезмерно гордые люди. Т.е. людей таких гордых, как поляки, ещё поискать с фонарём. Между прочим, эта спесивость поляцкая перенеслась в западную Украину: западные украинцы пропитались этой польской спесью до края, как губка водой, и оттуда родилось всё остальное, вся остальная история Украины. В принципе, эта крайняя гордость поляков родила все наши беды. Но Господь - Он же Хозяин мира, Он бьёт по голове всех гордых. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Поэтому гордых поляков и всех остальных гордых Господь бьёт по голове, так крепко бьёт - в нокаут - и ложись, и они уже ложились не раз и не два. Их разделяли на части между Австро-Венгрией, Россией, Германией. Так что имейте ввиду, что гордость имеет некие этноносители. Поляки, конечно, чрезвычайно гордые, и наши все хохлы, которые живут в тех пределах, тоже пропитаны этой бесовской гордостью. Они же и сделали Майдан, первый и второй. Это всё - плоды бесовской гордости, рождённой польским мировоззрением. Так уж случилось. Я ничего нового не говорю, я говорю то, что есть. А мы - русаки - простые: «Чего нужно?» - «Давай воевать». - «Ну воевать, так воевать». - «Давай пахать». - «Ну пахать, так пахать». Короче, мы народ простой, но если нас раздразнить, то мы смирим до края и поляков, если нужно, и тех, кто научились от них всякому такому. Потому что, в принципе, продолжаются процессы, касающиеся глобальной истории: польская история, западноукраинская история, история Российской империи - всё это продолжается. Происходят те же импульсы и те же энергетические движения, которые были раньше в древние времена - сто, двести, триста и больше лет назад. Так что русские люди, вообще, смиренные, они не любят воевать. Они не гордые и не высокомерные. А вот там - чем дальше на запад, тем больше гордости, высокомерности, и вот это формирует новую политику современной Украины и современной, вообще, истории. Всё упирается в гордость, наглость, в желание возвыситься на ровном месте. Т.е. ты был никем, ты станешь всем - такой коммунизм в новом прочтении. Так что трудно жить на белом свете, но надо понимать, что происходит: происходит новый коммунизм. Т.е. это обратное движение многих людей, которые якобы против коммунизма выступают, но действуют в духе чистого коммунизма: они нетерпимые, злые, гордые и убеждённые в личной правоте. Это есть коммунизм.

Добрый вечер, батюшка. Простите, я, может, не очень грамотно скажу что-то. У меня очень болит душа о настроении в семьях, в частности, в моей семье. Я воевала со своим сыном, с дочерью, даже доходило до проклятий. Потом я каялась в этом, потом опять к этому возвращалась. Понимаю, какой ужас я совершаю, не терпя своего сына - то, что он делает. И вдруг открываю книгу, там написано: «Дети прелюбодеев будут несовершенны». Я думаю: «Господи, что же я делаю!» За них молиться нужно, плакать, ведь мы тоже из этой среды. Патриархальный уклад уже давным-давно у нас ушёл. Вот у меня родились внучки, такие хорошие. А что с ними дальше будет? Как эту гордыню свою материнскую смирить? В чём можно перед своими детьми смиряться, а в чём нельзя, понимая свою вину перед ними? Потому что в блуде зачаты, в блуде рождены, и сама-то была несовершенна...

Вы знаете что... Вы им об этом не рассказывайте, потому что они используют ваши слова против вас навсегда, и вас, вообще, унизят навеки вашими же словами. Т.е. вы знайте, перед кем каяться. Нужно понимать, перед кем каяться. Перед детьми каяться не нужно. Вы перед Богом кайтесь. Плачьте, бейтесь головой об стенку, войте, рыдайте, мочите слезами свои простыни. Это ваше дело. Но не перед детьми. Потому что если вы перед детьми скажете «я грешница, блудница», то они потом вам скажут чистым текстом: «Ты молчи, вообще, блудница, грешница. Не учи нас». И это будет вашей большой ошибкой, а они смело воспользуются. Поэтому не кайтесь в своих грехах перед детьми. Не ваше дело перед ними каяться. Они ваши дети. Говорите им всё, что считаете нужным. Живите от них отдельно. Приходите к ним, когда желаете, когда пускают, и говорите им правду о жизни, которую вы знаете уже теперь после покаяния: о блуде, об абортах, о том, о сём. Говорите, но живите отдельно и перед ними не кайтесь. Отец и мать не должны каяться перед детьми. Это блуд, это чушь, нельзя. Кайтесь перед Богом, исправляйтесь, делайте выводы, продолжайте влиять на детей, стройте их, командуйте ими, но живите отдельно. Пусть они живут и строят свою жизнь отдельно от вас. Вот несколько принципов, которые я вам предлагаю. Помогайте им, подсказывайте им. Если они говорят «мама, молчи» - молчи; «мама, тихо, всё, хватит» - мама, тихо, хватит. Понимаете? Воспитывать нужно рано: только из вас вылезло дитё, вот уже и воспитывайте. А раз пропустили время, то уже в пятнадцать или в двадцать пять лет поздно уже. Если вы не воспитывали ребёнка, как только родили, то простите, не лезьте уже теперь в воспитание, потому что время ушло. Помогайте, подсказывайте, живите отдельно, молитесь Богу о них, и не более того, потому что время ваше ушло. Так я считаю, на том стою. Ну а там, конечно, есть много разных нюансов, а нюансы нужно обговаривать уже в конкретных ситуациях.

Батюшка, была передача о богаче и Лазаре, и там я не очень поняла... Может быть, вы объясните для нашего теперешнего времени? Богач - он просто жил богато. Может, родился в богатстве, так и жил, проживал жизнь. А Лазарь родился бедным, но жил так терпеливо. Если так, по нашей жизни: вроде бы и тот ничего не сделал хорошего, и другой, а загробная участь-то у них очень разная.

Они, конечно, да: богач - не ужасный злодей, а Лазарь - не ужасный грешник. В том-то и всё дело, что есть иная жизнь. Это главная мысль этой притчи: есть иная жизнь. Какая она? Разная. А для кого какая? Для некоторых - огонь вечный. Вот залезь в костёр, поживи в костре пять секунд. Замучаешься. Выбежишь. Правильно. Так живи так, чтобы в костёр вечный не попасть. А как это? Твори милостыню. Есть и другая жизнь, есть и Лазарь бедный, который валяется, псы его облизывают. А он чего? Он терпеливый: он не бунтует, он не воюет. Он же мог говорить: «Да чтоб вы сдохли, все богачи! Кругом все богатые, а я бедный. Да чтоб вам то и это, потому что вы богатые, а я бедный». Он такое кричал? Не кричал. Лежал себе, как бревно, под домом богатого. И потом душа его понеслась на лоно Авраамово. Т.е. человек терпел, молчал и не дёргался. Плохо тебе, брат ты мой или сестра моя - терпи, не дёргайся. Если дело к смерти - Господь заберёт тебя на лоно Авраамово, потому что туда уходят невинные души, ни на кого не ругающиеся. Ну а если ты богатый? Ну-ка оглянись-ка. Сколько там этих горбатых, косых, хромых, ненужных, паршивых, вшивых лежит кругом возле тебя? А почему ты им не помогаешь? Плевать тебе, да? Так вот тебе и притча. В аду будешь, а потом из ада воззришь наверх и скажешь: «Ой, Господи, помоги! Вот этого горбатого, хромого, косого, беззубого пошли ко мне, чтобы он мне помог». И будет поздно. Поэтому богатые смиряйтесь, бедные не дёргайтесь. Вот какая серьёзная простая притча. Бедные не дёргайтесь, успокойтесь. Вас всякие там Навальные зовут на революции... Навальный - он же не за вас, он за дьявола. Не дёргайтесь, бедные, потерпите своё, потом ангелы понесут вас на лоно Авраамово. Богатые, смиряйтесь пока не поздно. Ну-ка гляньте направо, налево, прямо, назад: куча безногих, безруких, безглазых, уставших, умученных, бездомных, вшивых, грязных. Кто будет помогать? Я? Мне не хватит денег. Вы должны помогать, у вас деньги есть. Деньги, заработанные непосильным трудом, у вас есть. Помогайте, друзья, пока не поздно. А потом будет Страшный суд, потом будет поздно. Потом Господь скажет: «Ну ты, эй, парень, наворовавший пять миллиардов долларов, ты кому помог, кого одел, кого накормил? Кого? Шлюх купал в шампанском в ванных, покупал себе новые яхты? Ну хорошо. Иди сюда, отвечай за дела свои». И тебе, брат ты мой, ох как будет не весело. Поэтому, друзья мои, пока не поздно: бедные - молчите и молитесь, богатые - думайте и помогайте. Вот об этом и говорит притча о богаче и Лазаре. Только об этом, и больше ни о чём. Есть ад, есть рай. Есть в аду место для одних, есть в раю место для других. Хочешь быть в раю? Делай это. Хочешь быть в аду? Делай это. Вот и всё. Об этом притча о богаче и Лазаре.

Мир вам, христиане, и благословение Божие! Господь да хранит вас, и нас по вашим молитвам! До следующей встречи.


«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобыпоказаться людям постящимися»
(Мф.6:16).
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
(1 Фес. 5:16–18).
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
(Мф.5:12).
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами»
(2Кор.13:11).
Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.
***
Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
- возглас «радуйся» не соответствует настроению поста поста;
- в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост устанавливает чтение Акафиста.

Вопрос задаётся прихожанами о ДОМАШНЕМ ЧТЕНИИ, а не об общественном храмовом богослужении.

священник Константин Пархоменко:
Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.
Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.
***
протоиерей Владимир Головин, г. Болгар
Можно ли читать акафист в пост? - Мы об этом говорили много раз. Акафисты - это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения - храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается - по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно - только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: Церковь говорит, именно в пост читать и надо!
***
протоиерей Николай Агафонов:
- Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» - и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?
- Акафист - это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов - это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.
***
священник Стефан Домусчи:
Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, – не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели.

Священник Михаил Немнонов

Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Мы для своих детей определили следующие ограничения – никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5-ти и 3-х летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и родители-жесткачи, но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что всё не просто так. Священник Димитрий Карпенко

Что такое Великий Пост и как его провести?

Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой, может быть, и есть польза, но только для желудка, да и то весьма относительная. А пост имеет смысл как воздержание Христа ради - и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в самом воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в Великий пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освобождающиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом или у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь даже если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет. Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста отдать себе трезвый отчет - что из этого выполнено? прот. Максим Козлов

Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять постом? Ксения

Здравствуйте, Ксения!
Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, то посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

Можно ли в пост есть соевые продукты? Елена
Здравствуйте, Елена!
Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому что оно «плохо» или «скверно», а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой – следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание, как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения.
С уважением, священник Алексий Колосов

Можно ли поститься только первую и последнюю неделю поста?

Если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Уставы церковные. Прот. Максим Козлов

Как поститься, если тяжело больному человеку врачи настоятельно рекомендуют хорошо питаться?

Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют врачи, а заместительно усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть пристрастие. Прот. Максим Козлов

Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи? Д имитрий,

Дорогой Димитрий! Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал Вам смотреть во все время Великого Поста. Посоветовал бы Вам побольше думать о душе, а не о теле.
Как бы не окончились спортивные состязания, кто бы не победил – “Спартак”, “ЦСКА” или “Динамо” – для спасения души это ведь не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба – очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь.
Я бы советовал Вам поговорить со священником на исповеди о Вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для Вас.
Храни Вас Господь! С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов

Мама против того, что я соблюдаю пост, я от нее завишу, как мне быть? Она верующая, но в церковь не ходит, считает, что достаточно лишь быть хорошим человеком. Анастасия

Дорогая Анастасия!
Первое, что приходит в голову – готовьте сами на себя и на близких: этим Вы послужите своим родным, приобретете опыт домоводства, столь полезный в семейной жизни, и избежите поводов для размолвок. Если же это по каким-либо причинам невозможно, подумайте о том, что Ваша мама побуждаема к таким упрёкам искренней заботой и беспокойством о Вас – будучи нецерковным человеком, она пока не может понять истинных мотивов Ваших действий и это её раздражает: утешьте её любовью, знаками внимания, добрым словом. Будьте хорошей дочерью, как то и подобает православной христианке. Скажите ей, что «всё позволительно, но не всё полезно» – объясните ей настоящий смысл поста, как укрепления воли в малом, чтобы оказаться достойным Господа в большом. Больше же всего заботьтесь о кротости – вспомните заповедь о почитании родителей: хоть мы их и не выбираем, но почтением обязаны!
Мир Вам и благословение Божие!
Священник Алексий Колосов

Здравствуйте!
Будьте так добры
, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием “указаний”, но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производится “по согласованию с духовником”… Елена

С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию.
В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.
В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Я пишу “православные врачи”, потому что врачи неправославные, не признающие пользы поста, очень часто совершенно необоснованно настаивают на его отмене.
Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым.
В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Наверное, допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относится к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее бо льшую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим. С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов

Великим постом в храме читается акафист Божией матери (в пятую субботу поста), а также при совершении Пассии – акафист стр астям Христовым. Это не позволяет нам говорить о том, что в пост акафисты вообще не читаются. Но, по традиции, их чтение Великий пост значительно умаляется по сравнению с другими временами церковного года. Священник Михаил Немнонов.

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца? Наталья.

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня день рождения в это году попадает на Страстную неделю. Естественно, ни о каком застолье и веселье не может идти и речи, но на работе у нас традиция, что в этот день именинник приносит какое-то угощение, обычно это торты или фрукты. Как мне лучше поступить: проигнорировать это событие вряд ли получится, да и неудобно как-то перед коллективом. И еще, как быть, если специально на мой день рождения ко мне приедут люди из другого города, не соблюдающие пост? Марина.

Конечно, дорогая Марина, я думаю, не будет никакого греха, если Вы по традиции угостите коллег фруктами в понедельник Страстной седмицы. Если вас это смущает, можно перенести празднование Вашего дня рождения на Светлую седмицу, объяснив причину заранее.
Если к Вам гости придут неожиданно, их, конечно, нужно принять и оказать гостеприимство, а если об их приходе известно заранее, то можно пригласить их к себе в один из дней Светлой седмицы.
С наступающим днем Вашего 30-летия! Многая лета! С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса

Здравствуйте, Лариса!
Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Священник Михаил Немнонов

Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности? Денис.

Здравствуйте, Денис. Пост – время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище – лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: “От юности моея мнози борют мя страсти”. В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать.

А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться.
Помоги Господи, священник Димитрий Лин

У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения .

Здравствуйте, Евгения!
Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством.

Более подробно об этом можно расспросить своего приходского священника.
Помогай Вам Господь!

Священник Павел Ильинский

Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу). С уважением, священник Михаил Немнонов

Как надо накрывать стол на поминках, после кладбища? Чем кормить? Имеет ли это значение в дни поста? Негде прочитать это. Очень многих интересует.

Есть только одно обязательное требование к поминальной трапезе – чтобы за ней не напивались, и чтобы люди расходились по домам, твердо стоя на ногах и в ясном уме. Пост ради поминок не отменяется – если они случаются в постный день, то и стол должен быть постным. Что именно будет стоять на столе – не так уж важно. На душу усопшего это не влияет никоим образом, а мы будем исходить из своих возможностей и из того, что умеем готовить. С уважением, священник Михаил Немнонов

В каких случаях можно отнести себя к путешествующим, кому послабляется пост?

Согласно правилам церковным, что пост для путешествующих смягчается. Но, безусловно, смягчается он в тех случаях и тогда, когда путешествующему реально невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста. Скажем, нельзя отправиться специально в путешествие, чтобы не поститься. Если мы едем поездом до Санкт-Петербурга, и там нам подкладывают сухой ужин с колбасой, и мы представляли, что так будет, то возьмем с собой бутерброд с огурцом, к примеру, заранее. Тогда не будет нужды нарушать пост. Поэтому там, где это непреодолимо, пост смягчается; а там, где его можно исполнить, нужно потерпеть и исполнить. Прот. Максим Козлов

Подборка вопросов и ответов составлена по материалам сайтов: www.st-tatiana.ru vstrecha.glasnet.ru

Человек, который пытается жить внимательной духовной жизнью, ощущает очень большую потребность в посте. Именно поэтому люди, которых мы называем подвижниками, так или иначе, приходили к разным формам поста. Навести порядок в своей душе, долго не постясь, невозможно.

Если вспомним свое состояние после окончания , недели через две после , мы увидим, что было желание еще раз вернуться к этому времени, когда напряжение в духовной жизни давало некий внутренний результат. Со временем это желание уходит, но разум помнит, как значимо такое напряжение.

И поэтому то, что наступает пост - это прекрасно. Думаю, если мы потрудимся, то к его окончанию обязательно получим какой-то плод.

У есть отличие: он больше, чем другие посты, посвящен постижению тайны подвига Пресвятой Богородицы.

С другой стороны - он очень короткий, короче всех остальных постов (за редким исключением, когда таким же бывает Петров пост). И на это время можно поставить перед собой какую-то конкретную задачу и попытаться с помощью Бога и Матери Божией ее решить. Например, не раздражаться, или не осуждать, или служить своим домашним, чтобы быть им в радость, а не чтобы они терпели тебя потому, что деваться некуда.

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться. Акафист - это не просто некие похвалы тому, кому он посвящен, а, особенно если он написан молитвенником, раскрытие подвигов святого и постижение его земного духовного пути.

Я, как священник своего храма, уже много лет еженедельно читаю акафист святым Косме и Дамиану, и год от года открываю для себя новые, глубокие мысли в словах акафиста.

Удивительно прекрасен акафист Пресвятой Богородице, начинающийся словами «Взбранной Воеводе победительная…» Там есть такие слова: «Радуйся, чаша, черпающая радость». «Радуйся, Божие к смертным благоволение: радуйся, смертных к Богу дерзновение». Удивительные слова! Этот акафист - жемчужина нашего богословия.

И если мы за эти дни возьмем себе за правило читать этот акафист, душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост.

- Если человек находится в отпуске, в санатории, например, где пост в еде сложно соблюдать?

Да, мы люди северные, и полностью устав, который создан в иерусалимских, палестинских, афонских или константинопольских монастырях, достаточно трудно к нам применим. Это серьезный вопрос, который требует церковного обсуждения.

В Греции руку из окна высунул, палку в землю воткнул, через два месяца той же рукой можно плоды снимать. У нас же лето короткое, и мы стремимся «запастись» им на долгие холодные месяцы.

Думаю все, что касается поста в еде - отдельный вопрос. И здесь уже самому человеку нужно решать. И уж если вы отдыхаете там, где у вас нет возможности самому себе приготовить или выбрать постную еду, нужно компенсировать это более усиленным молитвенным трудом.

- Сведение цели поста к освящению яблок и меда - как уйти от этого?

Если человек начинает углубляться в молитвенное делание, то совершенно само собой все внешнее перемещается на периферию.

Ведь яблоки - это такое внешнее. Можно строго не есть их до Преображения и тем ограничиться. Мне вспоминается смешной эпизод из моей школьной юности. Я был невоцерковленным человеком, однако слышал, что на Преображение нужно есть яблоки. Однажды мы с друзьями катались на велосипедах ночью по Подмосковью. Один из нас вспомнил, что сегодня - Преображение, надо есть яблоки.

Мы залезли в чужой сад, украли яблоки и с чувством исполняемого долга сидели и ели их. И нам в голову не приходило то, что мы нарушили заповедь и вообще - вместо того, чтобы лазить по чужим садам, надо бы пойти в храм…

Что касается освящения яблок… Надо внимательно прочитать молитву. Что такое освящение урожая? Это когда у крестьянина есть урожай, он понимает, что это - дар Божий, и небольшую лучшую часть он жертвует в храм. Это такой символический знак благодарности - человек возвращает Богу то, что Он подарил ему. В благодарность.

То есть изначально - это не то, что мы пришли в храм с яблоками, чтобы их освятили, и потом дома мы будем эти яблоки есть и через это освящаться сами. Это не так. Поэтому если урожай яблок раньше, имеет смысл читать эту молитву раньше. Или позже. Если речь не о яблоках, а о других плодах - читать в то время, когда уродились эти плоды.

У нас почему-то на яблоки переместились киноварные богослужебные указания, которые касаются в греческом уставе винограда. Виноград, действительно, нельзя вкушать заранее, и монаха, который это сделает, ожидают епитимьи.

У нас это перенесли на яблоки, и получилась не совсем понятная ситуация. Если яблоки уродились, что, позволять им гнить? Я считаю, что это не совсем правильная ситуация.

- Был ли в вашей жизни Успенский пост, который запомнился надолго?

Для меня памятно, как в Троице-Сергиевой Лавре отмечают праздник Успения Матери Божией ночной службой, ночным Крестным ходом вокруг Успенского собора.

Невероятное, небесной красоты богослужение. Ощущение прикосновения к Раю, в котором пребывает Богородица. Это одно из ярких моих духовных переживаний, как вторая Пасха. Неслучайно Успение - воскресение Матери Божией.

Беседовала Оксана Головко

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Что можно есть в Рождественский пост?

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.

Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.

Что нельзя делать в Рождественский пост?

В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.
...


Скажем и о последней неделе поста. В наше время большинство православных справляет Новый год, в храмах служатся молебны 31 декабря и 1 января. Многие священники благословляют вкушать на праздник рыбу и вино, особенно если встречать Новый год придется вместе с неверующими людьми. В каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально - с духовником.

По уставу, со 2 по 6 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу: «от 20-го числа, даже до 25-го (ст.ст. - прим.авт.), аще и суббота и Неделя (воскресенье - прим.авт.) случится, не разрешаем на рыбы».

Последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в эти дни уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника.

За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом - отрывки из первых трех Евангелий - от Матфея, от Марка и от Луки.

Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса. Затем разрешается вкусить сочиво - рис или пшеницу с медом и сухофруктами. Запить это можно компотом (взваром). В древности на Руси в сочельник столы, лавки посыпались соломой или сеном в память о яслях, куда был положен Младенец Христос.

Какие молитвы читают в Рождественский пост?

Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.

Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.

Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу - день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.

Желаем вам приятно и благодатно провести светлые дни Рождественского поста и с радостью встретить Рождество Христово!