Государственная дума может. III

Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ. Порядок выборов в нее устанавливается федеральным законом. А что же собой представляет Государственная Дума? Это вы узнаете из статьи. Итак, начнем.

Общие сведения

Это законодательный орган, который все привыкли называть сокращенно. Полное же его название — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Работу этого органа регулирует Конституция нашей страны и федеральные законы. По этим документам, Дума может принимать следующие постановления:

  1. Об одобрении законопроекта.
  2. О том, что президент согласен на выбор и назначение председателя Правительства.
  3. Об освобождении с должности или назначении на нее председателя Счетной Палаты, а также половины состава аудиторов, уполномоченного по правам человека и Центробанка.
  4. О доверии или недоверии Правительству нашей страны.
  5. Про объявление амнистии.
  6. Об обвинениях против президента нашей страны.
  7. Касающиеся парламентского запроса.
  8. О направлении представителей Государственной Думы в Конституционный суд.

Но Дума не сама принимает решение. У нее в помощниках большое количество институтов, которые и оказывают неоценимую помощь.

Как рассматриваются законы

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально. Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Процедура рассмотрения

Государственная Дума РФ имеет свою процедуру рассмотрения, впрочем, как и любой государственный орган. Проект постановления должен быть представлен с текстом запроса, заявления или обращения. Он выносится на Совет, при этом имеет трехдневный запас. Если, например, документ окажется в Думе во вторник, то рассмотрят его только в пятницу. За эти три дня каждый депутат Государственной Думы обязан ознакомиться с документом.

Существует также немало нюансов, которые исходят из принципа разделения власти. Например, рассмотрение и принятие решения о кандидатурах на пост Председателя правительства. Сначала кандидата предлагает президент, после чего уже Дума рассматривает его со всех сторон. Государственная дума имеет право отклонить кандидатуру, но отклонение не может бессрочным, поэтому имеется лимит отказов. Если кандидатура не согласована, то президент имеет право сам принять решение. Скорее всего, за таким решением последует роспуск Думы и новые выборы.

Работа Думы

Государственная Дума РФ имеет ограниченные функции и полномочия. Но это компенсируется тем, что законодательный орган оказывает большое влияние на исполнительный. Например, Госдума вправе выражать недовольство правительством страны. Для этого хватит пятой части от депутатов, которые выразят определенную точку зрения. После такого голосования начинается обсуждение, в этот период на все вопросы пытаются найти ответы. Это мероприятие происходит с участием правительственного председателя.

Когда все пройдено, депутаты начинают голосовать, голосование может быть тайным или открытым. Если "за" проголосовало большинство, то принимается решение, которое и обсуждали на собрании. Когда голосованием решение было одобрено, следующий шаг ждут от президента. Ему нужно выбрать из двух вариантов - отказаться от решения Думы или распустить правительство. Если президент решит оспорить решение Думы, то у последней есть три месяца на повторное голосование. В этом случае президент обязан выбрать, кого отправить в отставку — законодательную или исполнительную власть.

Взаимодействие президента и Госдумы

У депутата Государственной Думы небольшие полномочия, но почему-то большинству кажется, что у президента они в разы шире. Это не так. Президент тоже имеет ограничения в действиях. Например, для того чтобы отправить в отставку Правительство, он должен дождаться соответствующего постановления от Госдумы - самостоятельно это сделать он не может. То же самое касается и отчетов. Правительство нашей страны не контактирует напрямую с президентом, все отчеты проводятся перед Госдумой.

Со стороны кажется, что это довольно сложный способ власти, но, на самом деле, он единственно верный. Иначе общество придет к тоталитарной власти, и неизвестно чем это закончится.

Кроме того, Государственная Дума полномочна ускорить отставку президента.

Функции

Одной из функций Госдумы является влияние на управление Центральным Банком. А ведь именно Центробанк влияет на финансовое положение в стране. Государственная Дума решает, кто будет председателем, а кто войдет в совет директоров.

Периодически Госдума проводит слушания, во время которых Центробанк отчитывается о своих действиях. После этого информацию передают правительству и президенту.

Так как Центробанк является самостоятельным, то и процедура назначения или освобождения должности проводится усложненно.

Подводя итог, можно сказать, что Государственная Дума принимает решение о кадровых назначениях и контролирует качество выполненной работы. Как только Госдума решит, что люди со своей работой не справляются, она тут же снимает их с должности.

Выборы

Выборы в Государственную Думу осуществляются раз в пять лет. Регулируется этот процесс Конституцией нашей страны, а точнее, девяносто пятой и девяносто шестой статьями. Выборы проходят по смешанной системе и в результате тайного голосования. Всего в Госдуме четыреста пятьдесят депутатов, двести двадцать пять из которых выбирают из одномандатных избирательных округов. Другая половина избирается по избирательному федеральному округу. Выборы в Государственную Думу проводят в обязательном порядке и не имеют права отменить их.

В обычном режиме президент оповещает о выборах за четыре или пять месяцев. Если же Госдуму распустили, то глава страны в этот же день назначает дату выборов в Думу. Когда президент по какой-то причине на незначил дату выборов, за него это делает Центральная избирательная комиссия.

Кто может быть депутатом

Депутатом может стать дееспособный человек, которому уже исполнился двадцать один год. Кроме того, лица, находящиеся в местах не столь отдаленных, не могут претендовать на депутатство, даже если все остальные требования выполнены.

Кандидат в депутаты может самовыдвинуться, с помощью избирателей какого-то округа или от лица избирательных блоков и объединений. Федеральные же списки кандидатов выдвигают только избирательные блоки и избирательные же объединения. Кандидаты не имеют права пользоваться служебным или должностным положением, так как во время выборов у всех должны быть равные права.

Баллотироваться кандидату можно только в одном федеральном списке и одном избирательном округе. Чтобы зарегистрировать избирателя от одномандатного округа нужно иметь не меньше процента подписей от всего округа. Если речь идет о федеральном списке кандидатов, то тут должно быть не меньше двухсот тысяч подписей. Важно, что для федерального списка у кандидата не должно быть больше четырнадцати тысяч подписей из одного субъекта нашей страны. Вместо определенного количества подписей, можно внести избирательный залог.

Перед тем как зарегистрироваться, кандидат должен представить сведения о своем имуществе и доходах. В случае соблюдения всех требований Центризберком принимает решение о том, что кандидата нужно зарегистрировать в федеральном списке кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности и проводят предвыборную агитацию на одинаковых основаниях. Из федерального бюджета выделяются средства на проведение и подготовку выборов. Любые кандидаты, избирательные блоки или объединения должны создавать избирательные фонды, для того чтобы они финансировали избирательную кампанию.

Если федеральный закон нарушается существенно, то Центральная избирательная комиссия может не принять кандидата или отменить ранее оформленную регистрацию. Во время голосования у кандидата есть два бюллетеня, один из них по федеральному округу, а другой — по одномандатному.

Результаты выборов

Депутаты Государственной Думы РФ не считаются выбранными, если по одномандатному округу проголосовало больше всего избирателей против всех. А по федеральному, когда ни один из кандидатов не набрал пяти процентов голосов. Если все избирательные списки не получат пятидесяти процентов, то выборы также считаются несостоявшимися. Центризберком устанавливает результаты выборов не позднее, чем через две недели с момента голосования.

Когда выборы признаются несостоявшимися, их результаты аннулируются и проводятся повторные выборы. Но повторная процедура не проводится, если депутата нельзя избрать более, чем на год до момента окончания полномочий Государственной Думы Российской Федерации.

Выборы президента

Очередная функция Госдумы. Она принимает не только законодательство, которое определяет выборы, но и формирует Центральную избирательную комиссию. В комиссии должно быть пятнадцать членов и пять из них — это представители Госдумы. Следующие пять определяет Федеральный совет, а последнюю пятерку — сам президент.

Таким образом, за процедурой выборов следят сразу все ветви власти и они же предотвращают махинации со стороны ничем не брезгующих политиков.

Взаимодействие с другими органами власти

Совет Федерации Государственной Думы — это верхняя палата Федерального Собрания. Деятельность Федерального Совета имеет определенные особенности. Она сильно отличается от деятельности Госдумы. Но их взаимодействие и приводит к плодотворным результатам.

Итак, представим вам ниже функции Государственной Думы Федерального Собрания:

  1. Госдума решает вопросы, связанные с доверием исполнительному органу.
  2. Дает отказ или согласие на назначение того или иного лица на должность Правительственного председателя нашей страны.
  3. Самостоятельно назначает председателей Счетной палаты и Центрального банка.
  4. Объявляет амнистию.
  5. Становится инициатором проведения процедуры импичмента.

Тем временем, Федеральный совет выполняет следующие функции:

  1. Утверждает изменения в территориальных границах некоторых субъектов страны.
  2. Объявляет военное или чрезвычайное положение.
  3. Решает, применять ли армию нашей страны за ее пределами.
  4. Назначает новые выборы президента и его отрешение.
  5. Назначает судей в Конституционном суде.

Казалось бы, абсолютно разные функции, но тем не менее они плодотворно работают вместе. Итак, совместно происходит:

  1. Внесение коррективов и обсуждение принимаемых законопроектов.
  2. Принятие и обсуждение бюджета на следующий год.
  3. Установка налогообложения и размер налоговых и иных сборов.
  4. Ратификация документов международного уровня и решение вопросов мира и войны.
  5. Решение о статусе и положении границ государства.

Как видите, совместная работа приносит хорошие результаты.

Структура Государственной Думы

Российская Госдума имеею свою структуру. Во главе стоит председатель Государственной Думы. Он выбирается среди всех депутатов Думы тайным голосованием. Председатель избирается в том случае, если за него голосует больше половины депутатов. Таким же образом проходят выборы первого заместителя и заместителя. Эта процедура регулируется Регламентом Госдумы. Этим документом установлено, что все три должности должны занимать представители разных партий и депутатских групп.

Полномочия Председателя очень похожи с такой же должность в Федеральном Совете.

Совет Государственной Думы — это коллегиальный орган, который постоянно действует. Он был создан для того, чтобы предварительно готовить и рассматривать организационные вопросы, касающиеся деятельности палаты. В совете присутствуют Председатель Госдумы, руководители депутатских объединений. Последние имеют право решающего голоса. Два заместителя Председателя Госдумы и председатели госдумовских комитетов имеют право совещательного голоса.

Совет Государственной думы имеет следующие полномочия:

  1. Формировать проект примерной программы законопроектов для Государственной Думы на ту сессию, которая идет в данный момент.
  2. Формировать проект календаря рассмотрения вопросов на следующий месяц.
  3. Формировать проект работы Государственной Думы на следующее заседание.

Депутатские объединения

В Госдуме образовываются депутатские фракции. Фракцией называют объединение депутатов, которые были избраны из федерального кандидатурного списка. Этот список должен быть допущен к распределению мандатов депутатов в Госдуме.

Депутаты, которые не вошли во фракции, могут создавать свои депутатские группы. При этом регистрировать нужно только те группы, где находится не меньше тридцати пяти депутатов.

И депутатские группы и депутатские фракции имеют равные права. Важно то, что депутат может состоять только в одной организации.

Комиссии и комитеты

Это основное структурное образование Госдумы. Комитеты рассматривают предварительно законопроекты, которые находятся в их компетенции. Также они готовят эти проекты для рассмотрения их в Госдуме. Комитеты создаются на тот срок, когда работает Госдума, то есть на пять лет.

Комиссии же создаются для того, чтобы выполнить какую-то определенную задачу или на какой-то срок. После того как надобность в них отпадает, они распускаются.

И в одну и в другую группу входят депутаты, которые будут в одинаковом количестве представлять все фракции. Сколько депутатов будут входить в ту или иную группу определяет Государственная дума. Но, тем не менее, даже у нее есть ограничения. Например, их число не должно быть меньше двенадцати и больше тридцати пяти человек.

Все депутаты, кроме главной верхушки (заместителей и председателя) должны состоять в каком-то комитете палаты. Разрешено членство только в одном комитете. Комитеты проводят заседания, которые необходимо собирать не реже, чем два раза в месяц.

Заключение

В статье была дана информация о том, что такое Государственная Дума и как она работает. Конечно, со стороны все кажется очень сложным, но если задаться целью, то и разобраться получится.

Теперь, если вы захотите стать депутатом, вы знаете, что нужно делать. Во-первых, вы должны быть законопослушны и полностью дееспособны. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что ваше имущество и доходы подвергнутся самой тщательной проверке. А как иначе, ведь государство должно быть уверенно в тех людях, которые принимают законы. В-третьих, приготовьтесь к постоянной работе. Все эти пункты являются неотъемлемой частью работы депутата и с ними приходится считаться.

Если вы хотите жить в цивилизованном государстве, а вы хотите, то начните с себя. Как сказал один умный человек: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят". И это действительно так. Ведь если каждый гражданин будет соблюдать закон, то и порядка в стране будет намного больше. Поэтому если вы хотите поучаствовать в жизни страны, то баллотируйтесь с чистыми мыслями и благородными желаниями. Нечистых на руку людей хватает везде, а так хочется, чтобы нас окружали только преданные государству люди. Поэтому не бойтесь ничего и ведите за собой людей, принимайте законы, но только от чистого сердца и искреннего желания помочь стране.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года. Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы. Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы. При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ. Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей. Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования. Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.

Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:

o согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

o решает вопрос о доверии Правительству РФ;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;

o назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

o объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против. Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы. Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.

Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.

В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп. В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц. По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний. Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности. Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы. При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав. Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату. В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований. Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей. Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д. Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения. Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства.

Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.

На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями. Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения. Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий.

Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях. В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.

Подсчет голосов производится по всем вариантам вопроса. Альтернативное голосование предусматривает голосование только за один из вариантов вопросов. Подсчет голосов производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Качественное голосование - это альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо. По решению палаты может быть проведено поименное голосование с включением в список, кто как голосовал. Голосование может проходить и в два тура, причем второй тур по двум вариантам решения, получившим наибольшее число голосов в первом туре. Палата может принять решение о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней и созданием специальной счетной комиссии. Председательствующий на заседании не вправе использовать свои полномочия для оказания какого-либо влияния на депутатов с точки зрения их участия в голосовании или выбора модели голосования. Эти вопросы решаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании депутатов.

1) первый в истории России орган национального представительства, созванный самодержавной властью под давлением революции 1905-1907. Всего до 1917 было четыре созыва Г.Д. 1-я Государственная Дума действовала всего 72 дня (27 апреля - 8 июля 1906); 2-я - 102 дня (20 февраля - 3 июня 1907); 3-я - 5 лет (1 ноября 1907 -9 июня 1912); 4 - я - ок. 5 лет (15 ноября 1912 - 6 октября 1917). Дума созывалась указами императора, он определял сроки перерывов ее занятий, а также имел право ее роспуска. На основе этого права он распустил, точнее «разогнал» 1-ю и 2-ю Думы. Согласно закону от 20 февр. 1906 об учреждении Г.Д. она избиралась сроком на 5 лет. Ее ведению подлежали: вопросы, требующие издания законов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; разрешение займов; дела об отчуждении имуществ; дела о постройке железных дорог казной; дела об учреждении компаний на акциях, а также ряд других менее важных дел. Избирательное право, регулируемое законом от 11 дек. 1905, было не всеобщим, не прямым и неравным. Избиратели распределялись по четырем куриям: уездных землевладельцев, волостных крестьян, городских избирателей и рабочих. Курии на своих съездах избирали выборщиков, а последние выбирали непосредственно в Думу. Однако практически для рабочих выборы были трехстепенные, а для крестьян - даже четырехстепенные (поскольку те и другие выбирали сначала уполномоченных на избрание выборщиков, соответственно на предприятиях и сельских и волостных сходах). Из общего числа выборщиков в 1 Государственную Думу (7211 человек) помещики и крупная буржуазия получили 4229 выборщиков, т.е. 58%. Были лишены избирательного права многие категории населения: лица женского пола; лица моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях; воинские чины армии и флота, состоящие на действительной службе; «бродячие инородцы», иностранные подданные; подвергшиеся наказанию за преступные деяния, которые влекли за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение со службы; отрешенные по судебным приговорам от должности; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния или исключение со службы; подвергшиеся несостоятельности впредь до определения ее свойства; несостоятельные, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастною; лишенные духовного звания или сана за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; осужденные за уклонение от воинской повинности. Избирательной кампанией ведало Министерство внутренних дел, в составе которого действовало созданное в сент. 1905 Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный совет. Циркуляр Министерства внутренних дел предписывал, чтобы на собраниях рабочих не произносилось речей, не относящихся непосредственно к процедуре выборов. В период избирательной кампании во 2-ю Думу были опубликованы сенатские разъяснения к избирательному закону, которыми урезались права избирателей, уполномоченных и выборщиков. Избирательный закон от 3 июня 1907 (фактически означавший государственный переворот, т.к. согласно ст. 86 Основных государственных законов этот закон должна была рассматривать Дума) резко сократил избирательные права населения. Так, число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%, а число выборщиков от помещиков возросло почти на 33%. Урезались права избирателей второй городской курии (мелкая буржуазия); заметно сократилось представительство национальных окраин. Большим ограничениям подверглись избирательные права рабочих. В результате этих изменений число членов 3-й Думы уменьшилось с 524 до 442, т.к. фактически более половины взрослого населения страны было лишено избирательных прав. Император получил послушную ему ГД., в которой явно преобладали помещики, буржуа и партии правых (черносотенцев и националистов). Принципиальные положения об устройстве Думы, ее функциях и отчасти думской процедуре содержались в таких актах, как «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 и «Основные государственные законы» в редакции 23 апреля 1906. В развитие правил «Учреждения» Дума выработала «Наказ», т.е. регламент, определявший «подробности внутреннего ее распорядка» и «предметы ведомства». Дума избирала из своей среды председателя сроком на 1 год и двух его товарищей, а также секретаря (и его товарищей) сроком на 5 лет. Председатель Думы руководил прениями, наблюдая за тишиной и порядком. Члены Думы при вступлении в нее давали торжественное обещание (присягу). Отказ принять присягу влек за собой автоматическое исключение из состава Думы. Признавалось несовместимым звание члена Думы с занятием оплачиваемых государственных должностей. Должностное лицо в случае его избрания обязано было отказаться от должности. И обратно: получивший назначение по гражданской государственной службе с окладом содержания выбывал из состава Думы. Впрочем, это правило не распространялось на министров и главноуправляющих. Члены Думы в течение сессии получали суточные в размере 10 рублей. Возмещались и путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места жительства до С.-Петербурга и обратно. Позднее (на основе Закона от 6 июля 1908) они стали получать из казны довольствие в размере 4200 руб. в год (из расчета 350 руб. в месяц). Сверх того, члены комиссии за участие в работе до открытия сессии получали дополнительно по 10 руб. в день. Уже в 1-й Думе оформились фракции, возглавляемые лидерами соответствующих партий. Количественный состав фракций не был постоянным. Всякая фракция имела право на представительство в комиссиях и получение всех думских материалов. Фракции при открытии Думы в ответ на правительственную декларацию выступали со своими декларациями. Время от времени проходили «совещания Думы», состоявшие из президиума и руководителей фракций. Статья 14 «Учреждения» признавала свободу депутатского слова, но этой статье противоречила ст. 22, провозглашавшая, что члены Думы «за преступные деяния, совершенные при исполнении ими и по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления ». Правительство нарушало принцип депутатской неприкосновенности. В ходе третьеиюньского государственного переворота 1907 были арестованы члены социал-демократической фракции, большинство из которых в 1907-1908 было приговорено к каторге и ссылке. Постепенно выработался порядок обсуждения законопроектов. Председатель, вооруженный звонком, делал замечания оратору, если тот уклонялся в сторону от обсуждаемого вопроса. Он мог лишить слова выступающего в случае резких или оскорбительных выражений по адресу отдельных лиц и учреждений, а также в случае игнорирования его замечаний. Любой сидящий в зале депутат мог быть удален на несколько заседаний за выкрики и места, провоцирование скандала и т.п. По общему правилу, законопроект обсуждался довольно основательно, в трех чтениях. В ходе дискуссии членами Думы вносились те или иные поправки, предложения что-либо добавить или устранить. Предлагаемые поправки голосовались прежде тех пунктов или статей законопроекта, к которым они относились. Поправки либо принимались, либо отвергались. Если имела место открытая подача голосов, то она производилась либо поднятием рук, либо посредством сидения и вставания. Каждый член Думы подавал голос за себя. Подача голоса за отсутствующего не допускалась. Помимо голосования путем «разделения», применялось и голосование путем поименного опроса. В последнем случае один из товарищей секретаря вызывал по списку всех членов Думы поочередно. Каждый член, встав с места, отвечал на баллотируемый вопрос: «да» или «нет». Второй товарищ секретаря отмечал полученный ответ в списке. Теоретически считалось, что по поводу думских постановлений не могут иметь места ни знаки протеста, ни знаки одобрения (аплодисменты), но на практике это не соблюдалось. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов новый закон должен был получать одобрение Государственного совета и Г.Д. и утверждение императора. Дума могла инициировать отмену или изменение действующих и издание новых законов, но пересмотр Основных государственных законов относился к прерогативам императора. Если Дума высказывалась за «желательность» нового закона, то она «поручала» министрам или главноуправляющим разработать соответствующий законопроект. При отказе она сама приступала к разработке законопроекта в соответствующей комиссии. Подготовленный законопроект поступал на обсуждение общего собрания. Законодательные предположения, одобренные Думой, затем поступали в Государственный совет. Законопроект, принятый Государственным советом по его почину и одобренный им, поступал в Думу. Признавались отклоненными законопроекты, не принятые Государственным советом или Г.Д. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императору (их представлял председатель Государственного совета, что тоже означало ущемление прав Думы). Император мог не утвердить законопроект. Законодательные права Думы были существенно урезаны ст. 87 Основных законов, которая в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного Совета, если чрезвычайные обязательства вызывают необходимость, проводят обсуждение законопроекта в правительстве, а затем они утверждались императором в виде «высочайших указов», немедленно вступавших в силу. Такой указ подлежал затем утверждению палат в течение двух месяцев после возобновления их деятельности. Правительство широко пользовалось этим по существу чрезвычайным указным правом. Порой оно специально распускало Думу на несколько дней с тем, чтобы беспрепятственно принять угодный ему закон. Закон предоставлял Г.Д. бюджетные права. Она рассматривала: государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также предположения о сверхсметных ассигнованиях; отчет Государственного надзора по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих «высочайшего соизволения »; дела о разрешении государственных займов; сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами. Однако бюджетные права Думы были существенно урезаны бюджетными правилами (указом) 8 марта 1906. Отказ утвердить бюджет все же не приостанавливал его исполнение. Недостаточно эффективна была и контрольная функция ГД. в отношении правительства. Она могла делать запросы к правительству или к отдельным министрам по поводу «незакономерных» действий последних (или подведомственных им лиц). Для внесения запроса требовалось собрать минимум 30 подписей, что создавало затруднения для немногочисленных фракций. Правительство подолгу не отвечало на запросы: порой для дачи объяснений по запросу привлекались второстепенные чиновники; а главное - множество запросов оставались без реагирования правительства. После получения ответа правительства на запрос начиналось его обсуждение, после чего думские фракции или отдельные члены Думы предлагали формулы перехода к очередным делам. В этих формулах политическая и юридическая стороны тесно переплетались. Помимо «запросов», Дума могла обращаться к министрам и с «вопросами», обставляемыми меньшими формальностями и имевшими еще меньшие юридические последствия, чем «запросы». Либералы стремились к тому, чтобы правительство стало ответственным перед ГД. Что касается самого императора, камарильи, а в стенах Думы - правых и националистов, то все они, ратуя за неограниченное самодержавие, желали даже упразднить Г.Д., возвратившись к додумскому «чистому» самодержавию. Временный комитет ГД., созданный 27 февр., до 3 марта 1917 принимал участие в формировании Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. С принятием на себя власти Временным правительством думский комитет не устранился с политической арены: он продолжал действовать как фактический общественно- политический центр всех буржуазных и правее их стоящих партий и организаций. Комитет был постоянно в курсе дел Временного правительства, между ними существовала тесная связь. Различные вопросы внутренней и внешней политики обсуждались и на так называемых частных совещаниях членов Думы. С 28 февраля и позднее личный состав многих центральных правительственных учреждений (комитетов, комиссий, совещаний, министерств и т.п.) комплектовался в той или другой степени и з числа членов ГД., причем не только IV, но и предшествующих трех созывов. Начиная с марта, революционные рабочие и солдаты требовали роспуска IV Думы, как «гнезда контрреволюции ». Острая борьба по этому вопросу завязалась между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками - с другой, на I Всероссийском съезде Советов. Большевики настаивали на издании Временным правительством формального юридического акта (закона, декрета) о роспуске Думы. По их мнению, ни Думе, ни Государственному совету не должно быть места в системе государственных учреждений России. 6 октября 1917 Временное правительство распустило Г.Д., что мотивировалось началом избирательной кампании в Учредительное собрание. Е.А. Скрипилев 2) В РФ с 1993 палата Федерального Собрания РФ, орган законодательной власти. Впервые была избрана в окт. 1993 на 2 года в соответствии с указами Президента РФ, приостановившими полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Выборы состоялись также в 1995 и 1999. По Конституции РФ 1993 Г.Д. формируется на основе прямых выборов и представляет население страны в целом. Численность ГД. - 450 депутатов, половина из них избирается по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу, другая половина избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы. Действующая Г.Д. избрана на 4 года в 1999 (срок, установленный Конституцией РФ). Основная функция Думы - законодательство, в процессе принятия законов она играет ведущую роль. Г.Д. дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства (министров назначает сам Президент), решает вопрос о доверии Правительству (см. Вотум доверия), а также выдвигает обвинение для отрешения Президента от должности в установленных Конституцией случаях. Г.Д. назначает на должность и освобождает от должности некоторых высших государственных служащих: председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ), председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека). Только она вправе объявлять амнистию, принимать государственный бюджет и заслушивать отчет о его исполнении. Законы, принятые Г.Д., направляются на рассмотрение во вторую палату - Совет Федерации, вето которого Дума может преодолеть квалифицированным большинством (см. подробнее в ст. Законодательный процесс). Законодательные полномочия Г.Д. и иные ее полномочия определяются Конституцией. Внутренняя организация Г.Д. и порядок ее работы определяется ее регламентом. В Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские специализированные (профильные) комитеты и комиссии. Каждый депутат обязан принимать участие в работе хотя бы одного комитета. Общее руководство Г.Д. осуществляют избираемый ею председатель Думы (спикер) и его заместители, а также Совет Думы, куда входят должностные лица Думы и руководители фракций и депутатских групп. Руководители комитетов входят в Совет Г.Д. только с правом совещательного голоса. ГД. - постоянно действующий орган: она проводит ежегодно две сессии - весеннюю, длительностью 6 месяцев (с 12 января по 20 июля), и осеннюю - 3 мес. (1 октября - 25 декабря). Заседания Г.Д. проводятся, как правило, открыто (см. также а. Депутат). Лит.: Собрание узаконений. 20 февраля 1906. № 38. Ст. 197; Юшков СВ. История государства и права СССР. Ч. 2. 2-е изд. М., 1947; Калинычев Ф.И. Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957; СидельниковСМ. Образование и деятельность Первой думы. М., 1962; Аврех А.Я. Столыпин и III Дума. М., 1968; его же. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М., 1981; его же. Распад третьеиюньской системы. М., 1985. В.Е. Чиркин

State duma) - выборное представительное учреждение в дореволюционной России, которому формально принадлежали законодательные функции (1906-1917). В РФ начала действовать с декабря 1993 г. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

нижняя палата российского парламента - Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 11 на федеральном уровне Государственная Дума вместе с Советом Федерации представляют законодательную власть Российской Федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания на территории России.

Депутат не связан жесткими правовыми обязательствами перед своими избирателями, и они не могут определять его позицию, поскольку в Конституции РФ отсутствуют такие институты как наказы избирателей депутатам и их отзыв избирателями. Вместе с тем депутаты ГД поддерживают связь с избирателями в регионе, рассматривают поступившие от них предложения и жалобы, способствуют решению содержащихся в них вопросов; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутат ГД не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также членом Совета Федерации. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Д. Медведев предложил со следущих выборов увеличить срок полномочий депутатов Госдумы до 5 лет, а президента - до 6 лет. По его мнению, это даст дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. В ноябре - декабре 2008 г. проекты поправок в Конституцию РФ утвердили Госдума и СФ и одобрили региональные парламенты. Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу 31 декабря 2008 г.

До 2007 г. ГД формировалась на основе выборов как по мажоритарным одномандатным округам, так и по партийным спискам (50/50%). В 2007 г. депутаты ГД впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составлял 7% (до 2005 г. - 5%).

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. сроком на 2 года. Работу Думы возглавляет Председатель (спикер) Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Председателями Госдумы являлись И. Рыбкин (1994–1996), Г. Селезнев (1996–2003). С 2003 г. по настоящее время Председателем Госдумы является Б. Грызлов.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы, образуемых в начале первой сессии. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Комитеты Государственной Думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РФ и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности и т. д.

К полномочиям Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Депутат или группа депутатов ГД вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям органов исполнительной власти разного уровня по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Последние обязаны дать ответ на подобный запрос в течение 15 дней. 31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ обязано предоставлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой.

Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами любой организации, расположенной на территории РФ, а также правом на получение и распространение любой информации, независимо от степени их секретности, касающейся вопросов, связанных с его депутатской деятельностью.

Материалы, представляемые СМИ депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней. В течение всего срока полномочий члены ГД обладают неприкосновенностью. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Госдума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания, но Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя ГД председательствуют представители всех избирательных объединений. Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в СМИ; на них приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители СМИ и независимые эксперты, необходимые для дачи заключений по вопросам, рассматриваемым ГД.

Депутаты могут также принять решение о проведении закрытого заседания. Конституцией РФ предусмотрен роспуск Госдумы Президентом РФ в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением депутатов.

Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Государственная Дума РФ – общегосударственный представительный орган, функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. По своей сути она призвана представлять и защищать интересы народа, являясь его представителем, согласно положениям действующей Конституции.

Государственная Дума РФ является структурной составляющей Федерального Собрания, ее деятельность основана на принципе политического многообразия и свободном обсуждении при решении вопросов. Конституцией закрепляется число народных избранников, представляющих мнение народа в Государственной Думе – 450 депутатов.

Из полного состава депутатскими объединениями и депутатами выдвигаются кандидаты на должность председателя и заместителей председателей, которыми после процедуры выборов ведутся заседания, и с помощью которых соблюдается внутренний распорядок. Согласно регламенту Государственной Думы РФ председатель осуществляет взаимодействия от имени Государственной Думы с Президентом РФ и структурными подразделениями государственной власти, субъектами РФ. Для решения регламентированных вопросов в Думе избирается Совет.

Функции Государственной Думы РФ

Основной функцией Государственной Думы является законотворческая деятельность, суть которой – рассмотрение проектов законов, поправок в законодательные акты. Принятые Думой федеральные законы направляются Президенту. В первом чтении рассматриваются законопроекты с целью изучения их концепции, актуальности и значимости. По результатам обсуждения законопроект может быть принят в первом чтении или же работа может быть продолжена. На второе чтение отработанный законопроект выносится ответственным комитетом, по результатам голосования проект либо принимают, либо отправляют на доработку, после вторичного отклонения законопроект снимается с рассмотрения. В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

Структура Государственной Думы РФ

Структура Государственной Думы согласно конституционным нормам состоит из комитетов и комиссий, сформированных по принципу пропорционального представительства депутатов и депутатских объединений, каждый народный избранник кроме председателя должен выступать от комитета.

Срок действия полномочий избранников народа – 4 года. Таким сроком предусмотрено обеспечение выполнения долгосрочных законопроектов. За четырехлетний период депутаты призваны проявить свою активную деятельность и добиться определенных результатов, которые смогло бы оценить общество. Такой срок позволяет регулярно обновляться парламенту, то есть реализовывать демократический принцип организации власти. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся тайным голосованием по смешанной системе. Определение нормы представительства одномандатного избирательного округа определяется делением общего числа проживающих на территории России на количество округов. Правом выдвижения обладает любой гражданин, имеющий право пассивного голоса. Кандидатов в депутаты выдвигают партии и общественные объединения.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии: центральная избирательная, окружные и избирательные.

Избранными кандидатами по одномандатным округам признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов при голосовании. При равных количествах голосов учитывается время регистрации кандидата.

Согласно положениям Конституции РФ Государственная Дума может распускаться в случае троекратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, в случае, когда Президент проявляет несогласие с принятым решением о недоверии Правительству.