День образования правительственной междугородней связи. День создания правительственной связи

1 июня официально считается Днем создания правительственной связи России. Именно в этот день в 1931 году в Советском Союзе была запущена в эксплуатацию сеть междугородной высокочастотной связи, которой предстояло обслуживать правительственные структуры советской страны. Важность правительственной связи для безопасности и обороны государства, для бесперебойного и оперативного управления всеми процессами, происходящими в политической и экономической жизни страны, сложно переоценить.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.

Современный мир сплошь опутан сетью различных видов коммуникаций. Каждый из них позволяет не терять связи с окружающей средой – имеется в виду, прежде всего, человеческий фактор – независимо от места вашего нахождения. В число наиболее реактивных, прогрессивных на сегодняшний день видов, входят мобильная и интернет-связь. Ну, а отдельную нишу занимает правительственная связь, удовлетворяющая нужды государственного управления. Ежегодно 1 июня в России отмечают День создания правительственной связи.

История праздника

Праздник, посвященный возникновению электросвязи специального назначения, совпадает по срокам проведения с Днем защиты детей неспроста. 1 июня 1931 года в советскую тогда еще эпоху была создана сеть высокочастотной связи международного характера. Название данное новшество получило следующее: ВЧ-связь. Разработка ее началась еще в 1928 году, таким образом ОГПУ (Объединенному государственному политическому управлению) понадобилось всего 3 года, чтобы воплотить глобальную по тем меркам идею в жизнь.


Возникает вопрос: а зачем, собственно, вообще эту ВЧ-связь запустили? Неужели не было до сих пор никаких аналогов правительственной связи? На самом деле были, конечно, однако удовлетворить в полной мере нужды государства, существовавшие на тот момент, примитивная телефонная и телеграфная связь не могли. Особенно это касалось сохранения конфиденциальности разговоров государственной важности.


Первое соединение с целью проверки качества связи установили с украинским Харьковом. Произошло это за год до официального запуска электросвязи в рабочем режиме, и результат превзошел все ожидания. В основе созданного вида коммуникации находилась особая конструкция телефонных аппаратов, в частности, внедрение устройства, обеспечивающего элементарную маскировку разговора от прослушки сторонними лицами. Следующим шагом стало начало разработки шифрующих приборов. Наконец, третий этап развития ВЧ-связи ознаменовался стартом функционирования АМТС – автоматической междугородной телефонной станции. Именно это событие послужило предпосылкой для возникновения в дальнейшем такого явления, как «автоматическое соединение абонентов».


Какова ситуация вокруг правительственной связи в XXI веке? Как заявляют уполномоченные лица, в частности, пресс-секретарь главы РФ Путина В.В. Дмитрий Песков, нынешняя электросвязь специального назначения имеет высокий уровень качества безопасности, работа в этом направлении не прекращается. Да и нельзя иначе, ведь в свете последних событий утечка информации вполне имеет место быть. Речь идет о противозаконных действиях, предпринятых Агентством национальной безопасности США в отношении французского правительства, а раньше – и канцлера Ангелы Меркель.

Развитие правительственной связи

После того, как в 30-е гг. прошлого века была создана электросвязь специального назначения, перед государственным аппаратом Советского Союза открылись уникальные возможности. Необходимость их использования возникла уже в следующем десятилетии, когда началась Великая Отечественная война. ВЧ-связь являлась превосходным средством коммуникаций для связистов Красной Армии и специалистов Наркомат связи. Благодаря этому новшеству многие военные операции были успешно выполнены.


Конечно, вооружённое столкновение и баталии с фашистами не могли не сказаться на состоянии ВЧ-связи. Поэтому сазу же после окончания Великой Отечественной войны проводилась большая работа по восстановлению системы коммуникаций. В то же время делалось много для усовершенствования электросвязи специального назначения. Например, специалисты разрабатывали качественно-новые приборы, позволяющие придать системе еще более защищенный характер.


50-е гг. были отмечены возникновением правительственной международной связи. Для работы в полевых условиях создавались аппараты, облегчающие связь между собой оппонентов и являющиеся портативными. Хорошо продвинулись специалисты в процессах изготовления маскирующего оборудования.


Настоящий информационный взрыв произошел с наступлением 60-х гг. XX века. Начались разработки искусственных земных спутников. Впоследствии, когда они были запущены, появилась реальная возможность использовать по назначению орбитальный ретранслятор. Его явное преимущество состояло в том, что таким образом зависимость от линий проводного и разнорелейного ряда существенно снижалась.


В 1962 году случилось нечто, из ряда вон выходящее: возникла угроза ядерной катастрофы. Стало ясно, что дипломатические каналы больше не годятся для продолжительных дискуссий в этом ключе. В результате уже меньше чем через год стартовала «горячая линия», соединившая две столицы: советскую и американскую. Это событие послужило толчком к разработке и созданию подобных коммуникаций с главными городами других стран.


В дальнейшем улучшение правительственной связи в целом и нюансах продолжалось, даже экономические проблемы не являлись помехой на этом пути. А 26 июня 1990 года Президент СССР наконец-то обзавелся индивидуальной спецсвязью, входящей в состав правительственной. Спустя два года она стала выделенной, но прежде оба вида коммуникаций перешли из Комитета под начало ФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации). Начал функционировать Военный институт правительственной связи ВИПС. Это произошло в 1992 году, а через год в силу вступил закон «О федеральных органах правительственной связи и информации».


1 июля 2003 года глава государства вместо упраздненного ФАПСИ распорядился о создании Службы специальной связи и информации. В 2004 этот государственный орган перешел под власть ФСО России.

ВЧ-связь: Новое время

После распада Советского Союза возникла особая государственная структура - Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). В рамках и под началом данной организации и стала отныне функционировать правительственная и президентская связь. Однако спустя год последняя оказалась выделенной. Обслуживающий ее персонал и оборудование перевели из ФАПСИ в ГУО (Главное управление охраны России). В феврале 1993 года глава государства подписал Закон РФ под названием «О федеральных органах правительственной связи и информации», регламентирующий создание комплексной правовой базы для работы органов правительственной связи.


Структура ФАПСИ была упразднена 1 июля 2003 года. Ее место заняла Служба специальной связи и информации. А спустя чуть больше года данное подразделение Президент России включил в состав ФСО. Таким образом два вида электросвязи - правительственная и президентская - вновь объединились.


На сегодняшний момент сотрудники правительственных структур пользуются самым современным видом электросвязи: высокотехнологичным и абсолютно безопасным. Но даже учитывая данный факт, подтверждаемый первым лицом государства Президентом России Владимиром Путиным и его пресс-секретарем Дмитрием Песковым, нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому разработчики продолжают трудится в данном направлении.

Что такое ФОПСИИ

Одним из подразделений, осуществляющих обеспечение безопасности нашей страны, в том числе конфиденциальности правительственной связи, является система Федеральных органов правительственной связи и информации. Сокращенно это название звучит как ФОПСИИ. Деятельность данного подразделения регламентируется Законом РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации», а также рядом международных договоров.


ФОПСИИ – это целая структура, состоящая из отдельных, более мелких «паззлов». Вот они, эти сегменты:

  • НИИ, учебные заведения;

  • ФОПСИИ при президенте РФ;

  • войска правительственной связи;

  • органы правительственной связи и информации регионального характера.

Процесс обеспечения безопасности и конфиденциальности правительственной связи, осуществляемый ФОПСИИ, классифицируют на конкретные функции. К ним относится создание необходимых условий для нормального функционирования и развития электросвязи специального назначения, обеспечение сохранности в тайне важных засекреченных сведений. Люди, трудящиеся в ФОПСИИ, по статусу являются вольнослужащими и обычными рабочими. Положенные им льготы, а также права и обязанности определяются законом «О статусе военнослужащих». Поздравляем их с профессиональным праздником!

Структура и цели ФАПСИ

Хотя Федеральное агентство правительственной связи и информации больше не существует, все же имеет смысл обратить на данную структуру внимание, поскольку она явилась по большому счету промежуточным звеном между советским периодом развития правительственной связи и периодом так называемого Нового времени.


ФАПСИ представляло собой центральный орган федеральной исполнительной власти, который объединял множество подразделений. Это главные управления безопасности связи, правительственной связи, радиоэлектронной разведки средств связи, информационных систем, Управление внешних связей, Главное научно-техническое управление, главное административное управление и криптографическая служба. Целями Федерального агентства правительственной связи и информации были:

  • обеспечение правительственной электросвязи;

  • обеспечение и организация разных уровней безопасности шифрованной связи;

  • специальное обеспечение информацией государственных органов РФ;

  • ведение разведывательной деятельности в области засекреченной электросвязи.

Не забудьте поздравить 1 июня знакомых специалистов из области правительственной связи при наличии таковых с их профессиональным праздником.

2002-12-24T04:45Z

2008-06-05T17:18Z

https://сайт/20021224/288204.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

ФАПСИ отмечает 11-й день рождения

354

Федеральное агентство правительственной связи и информации /ФАПСИ/ при президенте РФ отмечает во вторник 11-й день рождения, хотя история российской криптографической /шифровальной и дешифровальной/ службы начитывает уже не одно десятилетие. Как передает корреспондент РИА "Новости", ФАПСИ было создано указом президента России Бориса Ельцина от 24 декабря 1991 года на базе Комитета правительственной связи при президенте СССР. Сам же союзно-республиканский Комитет возник в октябре 1991 года при "разделе" КГБ СССР после августовского путча. Основу новой спецслужбы составили сотрудники бывших криптографических и радиоразведывательных подразделений КГБ. Позже в систему органов правительственной связи влились специалисты управления информационных ресурсов президентской администрации, ряд научно-исследовательских и учебных заведений, а также специализированных предприятий. ФАПСИ известно на Западе в основном как достойный противник знаменитого американского АНБ в сфере радиоэлектронной...

МОСКВА, 24 декабря. /Корр. РИА "Новости"/. Федеральное агентство правительственной связи и информации /ФАПСИ/ при президенте РФ отмечает во вторник 11-й день рождения, хотя история российской криптографической /шифровальной и дешифровальной/ службы насчитывает уже не одно десятилетие.

Как передает корреспондент РИА "Новости", ФАПСИ было создано указом президента России Бориса Ельцина от 24 декабря 1991 года на базе Комитета правительственной связи при президенте СССР. Сам же союзно-республиканский Комитет возник в октябре 1991 года при "разделе" КГБ СССР после августовского путча. Основу новой спецслужбы составили сотрудники бывших криптографических и радиоразведывательных подразделений КГБ.

Позже в систему органов правительственной связи влились специалисты управления информационных ресурсов президентской администрации, ряд научно-исследовательских и учебных заведений, а также специализированных предприятий.

ФАПСИ известно на Западе в основном как достойный противник знаменитого американского АНБ в сфере радиоэлектронной разведки. Однако круг задач ФАПСИ гораздо шире и сложнее, и наиболее важной из них в новом "информационном веке" является защита России и ее граждан от внутренних и внешних информационных угроз.

ФАПСИ работает по целому ряду направлений доктрины информационной безопасности России: это - обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем страны, как уже развернутых, так и создающихся на территории РФ, а также развитие современных информационных технологий, обеспечение создания и эффективного использования в интересах органов государственной власти отечественных информрессурсов.

Безопасность глав государства играет очень большую роль в обеспечении мирного положения и спокойствия в стране. Ранее чтобы зашифровать информацию использовали самые примитивные способы, но с годами, вследствие развития новых коммуникаций и технологий, появилась надобность в усилении государственной секретности. Именно с этой целью 1 июня 1931 года была создана Правительственная связь.

История

В 1931 году в СССР была запущена первая высокочастотная связь. Над ее созданием трудились, начиная с 1928 года. Для разработки и введения ВЧ-связи ОГПУ понадобилось не так много времени, хотя объем работ был выполнен не маленький, а идея имела глобальный характер. Организация должной секретности сообщениям и переговорам государственной власти в то время была на первом месте, так как телефонная и телеграфная связь, находящиеся в общем пользовании, уже не могли гарантировать полной секретности передаваемой информации.

Для проверки качества связи было установлено соединение с городом Харьков. Результат этой проверки удовлетворил разработчиков и правительство. Началось активное использование ВЧ-связи правительством РФ.

Изобретенная ВЧ-связь позволила в годы ВОВ (1941-1945) организовать оперативное руководство всеми фронтами, дала возможность контролировать ход военных действий. Множество военных операций было успешно выполнено благодаря непрерывной связи с правительством.

После развала Советского Союза на ряд отдельных стран, в Российской Федерации была создана отдельная государственная организация связи – Федеральное агентство правительственной связи и информации, это произошло в декабре 1991 года.

1 июля 2003 года Президент РФ объявил об аннулировании ФАПСИ. Ей на замену пришла новая информационная структура – Служба спецсвязи и информации. 7 августа в 2004 году она была включена в ФСО России.

Задачами СССИ является:

  • обеспечение представителей власти связью в местах их пребывания;
  • проведение разведывательных работ в области шифрования;
  • разработка специальных технических средств и систем для увеличения качества и секретности связи;
  • хранение и обработка информации, а также передача ее в учреждения находящиеся за рубежом;

Традиции

Празднования Дня работника правительственной связи обычно проходят в кругу коллектива. Сотрудники службы организовывают корпоративы в честь своего профессионального праздника. Их поздравляет руководство, вручая благодарности и премии за заслуги в их нелегкой работе.

Служащие этой структуры также отмечают этот праздник в кругу семьи. За праздничными столами под звон бокалов для них звучат поздравления от родственников и друзей.

Не забывайте поздравлять всех, кто служит или служил в этой структуре с их профессиональным праздником.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.