Молдова войдет в состав румынии. Молдаване и румыны: один народ или два разных

На съезде партии «Народное движение» бывший президент Румынии Траян Бэсеску предложил избавить Молдавию от «мук переходного периода». Чтобы не мучиться, Молдавия должна объединиться с Румынией. Только это даст ей шанс оказаться в Евросоюзе. Для запуска инициативы объединения нужно лишь провести референдум.


Выступая на конференции партии «Народное движение», экс-президент Румынии Траян Бэсеску выдвинул инициативу проведения референдума об объединении с Молдавией, передаёт . Он напомнил, что предлагал сделать это своим молдавским коллегам: Владимиру Воронину, Михаю Гимпу и нынешнему лидеру Николаю Тимофти.

На съезде Бэсеску разъяснил свою позицию: «Шанс Молдавии попасть в Европейский Союз - это объединение с Румынией. Я говорил и Воронину, и Гимпу, и Тимофти, что это решение для обоих государств».

Кроме того, Бэсеску подверг критике действующего румынского президента Клауса Иоханниса (тот, как известно, объявил основной целью страны присоединение к зоне евро). «Ничего смешнее не придумаешь, - отозвался о таком решении Бэсеску. - Обязательство по договору о присоединении к ЕС не может быть целью страны. Целью страны должно быть объединение Румынии с Молдавией».

Ранее Бэсеску называл Молдавию «румынской землёй» и предлагал сделать «воссоединение двух государств третьим крупнейшим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и ЕС». Как показали результаты недавнего исследования, напоминает ТАСС, в Румынии проект Бэсеску поддержало около 68% граждан.

Другие высказывания экс-президента, сделанные им на съезде, приводит .

По словам Бэсеску, «румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским - тем более». Однако экс-лидер Румынии убеждён, что подходящий момент для подготовки соответствующего референдума в обеих государствах уже настал. Это решение сулит выгоды как для Молдавии, так и для Румынии.

«Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», - указал Бэсеску.

Румыния, по его словам, должна «заняться исправлением исторических ошибок». Траян Бэсеску сказал: «Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников, Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками, Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живём согласно их договору, который разделил румын на два государства».

Понятно, добавим от себя, что упомянутый Бэсеску, а с ним и 68% опрошенных граждан Румынии, молдаван не считают нацией. А если нет отдельного молдавского народа, не может быть и государства с его границами и правительством. Должна быть единая и неделимая Румыния. Отсюда и проект Бэсеску под названием «Великая Румыния». В конце концов, большинство румын эту идею одобряет, так почему бы и не устроить референдум?

Однако Траян Бэсеску лукавит. Если даже отбросить известные исторические события, забыть о конфликтах и нацистском прошлом, которое, похоже, грозит кое-куда вернуться, то проигнорировать настрой граждан Молдавии никак не получится.

Если среди румын 68% желали бы «Великой Румынии», то есть, проще говоря, присоединения Молдовы, то среди подавляющего большинства молдаван проекты Траяна Бэсеску одобрения не встречают.

Опросы общественного мнения неизменно демонстрируют: большинство молдаван выступает против объединения с Румынией. Кроме того, по данным социологических разных опросов, большая часть населения страны желает интеграции с Таможенным союзом, а не с ЕС.

Важно знать и ещё кое-что: среди тех румын, кто готов проголосовать за «Великую Румынию», многие понятия не имеют о том, как живёт Молдавия. Опрос «Inscop», проведённый 9-14 июля 2015 года, что значительная часть жителей Румынии (более 40%) не следит за ситуацией в Молдавии и ничего не знает о происходящих там событиях!

Разумеется, эти сорок процентов вряд ли в курсе политических новостей Молдавии. А их стоило бы знать господам потенциальным «объединителям».

Молдавская Партия социалистов в парламенте ещё весной выступила за запрет организаций, продвигающих идеи объединения Румынии с Молдавией (так называемый унионизм). Эта инициатива стала ответом на майское шествие, устроенное малочисленными сторонниками объединения Молдавии с Румынией в Кишинёве. В прессе писали, что участники акции выкрикивали не только призывы о присоединении Молдавии к Румынии, но и антироссийские лозунги.

«ПСРМ зарегистрировала законопроект об объявлении незаконными всех организаций, политических партий, которые выступают за свержение государственного строя, - лидер партии Игорь Додон. - Мы настаиваем на том, чтобы этот вопрос был внесён в повестку заседаний парламента».

Напоминают, что 5 июня в Кишинёве сторонники «объединения» провели одновременно митинг и марш (5 тыс. участников), приуроченные к 203-летию заключения Бухарестского мира. Организатором акции являлась общественная организация «Действие-2012». Ее сторонники утверждают, что завершивший Русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Бухарестский мирный договор между Российской и Османской империями «привёл к оккупации румынской территории между Прутом и Днестром». Аналогичного мнения придерживаются некоторые политики в Кишинёве, несмотря на то, что Румынии как государства в то время не существовало.

Сбор ПСРМ подписей за запрет деятельности сторонников «объединения» начался в конце июля 2015 года.

Но сорок процентов румын этим вопросом, видимо, не интересуются. Как и бывший румынский президент.

Есть также мнение, что Молдавия может превратиться в новую горячую точку. Похлеще Украины. Впрочем, Украина тоже тут будет завязана - какая же «Великая Румыния» без куска Украины? Уж Бэсеску-то знает, что в украинской Бессарабии живёт полторы сотни тысяч румын. Значит, надо, как и молдаванам, дать им «шанс».

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд написал недавно в «Нью-Йорк Таймс», что Приднестровье может стать следующим Крымом.

И молдавские приверженцы евроинтеграции, и сторонники Евразийского экономического союза испытывают сегодня негодование по отношению к молдавским элитам, генсек Совета Европы. В ближайшее время страна может столкнуться с серьёзными экономическими потрясениями, если властям не удастся сделать всё, необходимое для восстановления внешнего финансирования, приостановленного в ожидании конкретных действий по борьбе с коррупцией.

По мнению Ягланда, наблюдается ухудшение отношений Молдовы с Приднестровьем. Полномасштабный конфликт маловероятен, считает политик, однако «в таком напряжённом окружении» ситуация может выйти из-под контроля.

В итоге, добавим от себя, тема вероятного международного конфликта, в который будут втянуты не только Румыния, Молдавия и Приднестровье, но и Украина, вышел уже на уровень общеевропейского обсуждения.

Видимо, Бэсеску и сорок процентов румын и это не интересует. Главное - присоединить, а там хоть с Россией воевать. Румыния ведь «великая».

Ведущий научный сотрудник РИСИ Василий Каширин сказал , что в Молдавии действует этнократическая модель государства, однако у этнократии есть проблемы собственной самоидентификации: «Сейчас в правительство входит либеральная партия господина Михая Гимпу, которая является абсолютно прорумынской, то есть выступающей за объединение с Румынией. Они этого и не скрывают. Их электорат, стабильно голосующий за эту партию, колеблется примерно в районе 10% от выборов к выборам. Эти самые 10% населения Молдавии имеют чётко выраженную румынскую национальную идентичность. Они считают себя не молдаванами, а румынами. Другое дело, что их партия всё-таки является миноритарной, безусловно, большинства у них нет».

Всего десять процентов.

Вместе с тем Каширин подчеркнул, что влиятельные политики Молдавии понимают, что они полностью зависят от Запада. И безусловно, Вашингтон и Брюссель не дадут сейчас добро на изменение границ в Европе. Поэтому молдавские власти проводят политику постепенной дерусификации Молдавии, что ведёт к построению второго отдельного румынского государства.

О том, как именно Румыния предполагает за счёт Молдавии сделать себя «великой», рассказал президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов. По его словам, Румыния намерена объединиться с Молдавией в ЕС только вместе с Приднестровьем.

Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая ПМР) в буферную зону между Россией и НАТО. Эксперт пояснил, что румынские политики видят следующий сценарий: российские войска выведены, а вместо миротворцев на Днестре - гражданские наблюдатели. Последние закроют глаза на попытку силой решить приднестровский вопрос. «Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (не важно, под каким соусом), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе», - полагает аналитик.

Резюмируем: источник румынского величия - Соединённые Штаты Америки. А раз так, румыны и их политики могут и вправду не интересоваться мнением большинства молдаван. Можно даже вообще ничего не знать о Молдавии. Зачем? Присоединим - разберёмся.

Забыли только об этом: дядя Сэм «великих» не любит. «Великий» на планете только один.

Экс-президент Бэсеску заявил о начале возвращения Молдавии под управление Бухареста…

Бывший президент Румынии Траян Бэсеску на съезде партии «Народное движение» заговорил о возможном объединении Румынии и Республики Молдавия, что станет шансом для последней войти в ЕС. По его словам, решение по объединению двух стран он неоднократно предлагал принять молдавским президентам - действующему Николаю Тимофти, а также прежним - Михаю Гимпу и Владимиру Воронину. Но, как признается экс-президент, румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским - тем более. Поэтому Траян Бэсеску убежден, что пришло время начать подготовку референдумов в Молдавии и Румынии.

«Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», - сказал Бэсеску, добавив, что без принятия этого решения Молдавии никогда не стать членом ЕС.

По мнению бывшего президента, официальный Бухарест должен приложить все возможные усилия, чтобы референдумы состоялись и оба государства объединились под румынским флагом. Траян Бэсеску выступил с критикой высказываний нынешнего президента Клауса Йоханниса, считающего, что самое важное сейчас для Румынии - присоединение к зоне евро.

«Это просто смешно! Это всего лишь обязательство, содержащееся в договоре о присоединении к ЕС, оно не может быть целью для страны. Главной целью может быть только объединение с Республикой Молдова», - подчеркнул Бэсеску.

Экс-президент убежден, что после присоединения Румынии к НАТО и ЕС, которое он считает важным историческим шагом, Бухарест должен начать исправление ошибок. В частности, речь идет о пакте Молотова - Риббентропа, которых Бэсеску объявил военными преступниками.

«Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников - Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками - Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живем согласно их договору, который разделил румын на два государства», - заявил Траян Бэсеску.

Нужно отметить, что Траян Бэсеску в Молдавии является национальным героем для тех, кто считает, что и молдавской нации нет, и молдавского языка нет, потому и не должно быть отдельного национального государства. Будущее, которое видит часть политической элиты и населения, - это интеграция в проект «Великая Румыния», призванный завершить существование Молдавии и ПМР. «Молдавии нет, есть две Румынии», - так утверждает официальная риторика Бухареста. И поэтому звучат обвинения в исторической неудаче в адрес Молотова и Риббентропа. Почему-то румыны стали забывать о собственном нацистском прошлом.

Например, забывают о маршале, премьер-министре и вожде Румынии в 1940–1944 годах Ионе Антонеску, подписавшем протокол о присоединении страны к Тройственному пакту. При этом Антонеску сделал заявление, в котором указал на «органическую и естественную связь» между легионерами, НСДАП и итальянскими фашистами. А уже к сентябрю 1940-го в Румынии было создано 35 концлагерей. Зато хорошо помнят про Бессарабию и Буковину и соответствующий пакт, подтвердивший легитимность присоединения этих территорий к СССР.

«Зародыш военного прорыва»

Именно на основе положений пакта Молотова - Риббентропа Бессарабия попадала в советскую сферу влияния, что повлекло за собой кардинальное изменение политики Москвы в отношении региона. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией в 1918 году Бессарабию, которая никогда до этого не являлась частью Румынии, а с 1812 года входила в состав России. В результате такого присоединения Бессарабии к Приднестровью была создана Молдавская ССР.

«Бессарабия не является для СССР ни простым вопросом престижа, ни незначительным территориальным вопросом… Бессарабия - политическая брешь, заботливо сохраняемая в границах буржуазного мира, зародыш военного прорыва в их планах разрушения этого мира…» - писал румынскому премьеру князь Стурдза.

Вячеслав Молотов отмечал, что в 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла у нее часть ее территории - Бессарабию - и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украиной. Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии. Теперь, когда военная слабость отошла в область прошлого, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии СССР.

«Правительство СССР считает, что вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить, правда лишь в незначительной степени, средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии», - писал Молотов.

Ситуация оставалась стабильной до распада СССР, послужившего катализатором для приднестровского конфликта и для роста амбиций Бухареста, который до сих пор мечтает о возвращении территорий в состав «большой Румынии».

В 1990 году Верховный совет Молдавской ССР принял Заключение комиссии по пакту Молотова - Риббентропа, в котором акт создания МССР объявлялся незаконным, а присоединение Бессарабии к СССР - оккупацией румынских территорий. На этом основании президиум Тираспольского городского совета заявил, что «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы». В дальнейшем противостояние между властями Молдавии и Приднестровья усиливалось, вылившись в 1992 году в битву за Бендеры.

А принятая 27 августа 1991 года парламентом Молдавии Декларация о независимости Республики Молдова объявляет недействительными пакт Молотова - Риббентропа и закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также отменяет «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате чего Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Молдавии, а южная часть входит в Одесскую область Украины.

Таким образом, кишиневская Декларация о независимости аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и, соответственно, молдавско-украинскую границы. А по официальной позиции Бухареста, Республика Молдова является «вторым румынским государством», а ее жители - румынами, что далеко не является правдой, поскольку, согласно результатам проведенной переписи населения, румынами себя назвали лишь 2,2% жителей, а вот молдаванами - 75,8%.

Все вышеизложенное лишь подтверждает тот факт, что Бухарест серьезно настроен по отношению к возвращению себе территорий Молдавии и части Украины, которые перешли в ее состав в 1940-е. Военный реванш и политический национализм, безусловно, становятся частью идеологического устройства Румынии, а гражданская война на Украине формирует все условия для будущего раздела страны и переносе театра военных действий в ПМР и Молдавию.

О возможных территориальных претензиях к Киеву говорит и тот факт, что еще до государственного переворота на Украине киевские власти всерьез опасались возможных претензий Бухареста. Напомним, что в украинской Бессарабии проживают примерно 150 тысяч румын. Для Румынии это может оказаться значимым аргументом, учитывая то, что Бухарест в 2009 году решал территориальные споры по поводу небольшого участка суши возле острова Змеиный через международный суд. А казалось бы, Румыния просто хочет отменить положения пакта Молотова - Риббентропа.

Бухарест силой решит приднестровский конфликт

Ранее генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд сделал прогноз, что Молдавия рискует превратиться в новую «горячую точку». При этом вероятный конфликт, по его мнению, выплеснется за пределы маленького государства, находящегося между Румынией и Украиной. С подобными предостережениями еврочиновник выступил на страницах The New York Times. Таким образом, тема военного конфликта при участии Румынии, Украины, Молдавии и ПМР больше не кухонные разговоры интеллектуалов, но политическая действительность.

«Румыния нуждается в Молдавии, - заявил, в свою очередь, Бэсеску. - Чем больше государство, тем оно важнее и весомее. Проблема не в деньгах, а в будущем. Присоединение Молдавии может стать основой для будущего Румынии. Необходимо провести переговоры с Кишиневом и принять государственную политику на предмет объединения».

Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов уверен, что Румыния намерена объединиться с Молдавией в ЕС, разумеется, только вместе с Приднестровьем. По его словам, Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая ПМР) в буферную зону между Россией и НАТО. Он пояснил, что эта схема видится румынским политикам реальной лишь при вышеприведенных условиях: российские войска выведены, вместо миротворцев на Днестре - гражданские наблюдатели, которые, конечно же, закроют глаза на возможную попытку силой решить приднестровский вопрос. И, самое главное, в ПМР не должно быть политических структур, которые могли бы попробовать сохранить эту самую буферную зону.

«Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (неважно, под каким «соусом»), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе», - резюмирует Сафонов.

Игорь Молотов

С каким государством сегодня граничит Приднестровская Молдавская Республика? С Республикой Молдова или уже с Румынией? Этот вопрос отнюдь не праздный и, пожалуй, многие маститые эксперты затруднятся ответить на него прямо, без оговорок. Дело в том, что процесс «переваривания» Румынией Молдавии, начало которому было положено в конце 80-х начале 90-х прошлого столетия, за 20 лет дал вполне ощутимые результаты. Не исключено, что это началось гораздо раньше, а вот очевидным стало в 80-х. Иначе откуда вдруг, как грибы после дождя, в тогда еще Советской Молдавии, одновременно появились многочисленные сторонники «румынизации» Молдавии - политики, общественные деятели разного калибра, художники, поэты, артисты и другие деятели культуры, представители трудовых коллективов? Именно в те годы отмечен резкий всплеск русофобских и румынофильских настроений в молдавском обществе. Чего только стоят «Десять заповедей бессарабского румына», написанные Хадыркэ, Виеру, Лари, Матковским, Цуркану, Чимпоем, Нэстасе, Друцэ и другими деятелями культуры и представителями молдавской интеллигенции, писавшими раньше стихи про Ленина и тексты к песням, исполняемым звездами советской эстрады.

Замечу, что в конце 80-х - начале 90-х в СССР было немало очагов национализма, но молдавские националисты имели одну очень существенную отличительную черту - они не называли себя молдаванами, что было бы логично, они называли себя румынами. Например, украинским «руховцам» (представителям Народного Руха - брата-близнеца Народного фронта Молдавии), даже спьяну не пришло бы в голову называть себя, например, румынами или кем-либо еще - только украинцами. В школах РМ с того времени начали изучать Историю румын, отказались называть свой язык молдавским.

Сегодня ни для кого не секрет, что Румыния оказывала всестороннюю помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии. С цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставив фактически в тылу пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Тогда, как и сегодня, Румыния надеется «сорвать весь банк», полностью заполучив территорию бывшей МССР. Поэтому Румыния сменила тактику, но оставила прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.

В 1998-2000 годах к власти в Румынии пришли партии, входящие в Демократическую конвенцию Румынии (ДКР), а в Кишиневе - альянс «За демократию и реформы». Как отмечает директор программ Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ, в тот период политический диалог Республики Молдова и Румынии расширяется и активизируется на трех важных уровнях: глав государств, парламентов и правительств. Только в 1998 году президентам Республики Молдова и Румынии Петру Лучинскому и Эмилу Константинеску удалось провести три встречи. В этот же период председатель парламента РМ Думитру Дьяков совершает два рабочих визита в Бухарест (в июне 1998 года и апреле 1999 года), а в апреле 2000 года в Кишинев совершает рабочий визит председатель Сената Румынии Мирча Ионеску Куинтус. Кроме того, на уровне двух правительств в мае 1999 года состоялся официальный визит в Кишинев премьера Румынии Раду Василе, а в августе того же года официальный визит в Бухарест совершил премьер-министр РМ Ион Стурза. В апреле 2000 года стороны парафировали Договор о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Республики Молдова и Румынии, правда, правительства его не подписали. В этот же период Румыния становится вторым по значимости после России торговым партнером Молдавии, также происходит подключение РМ к румынской энергосистеме.

После прихода к власти в Молдавии Партии коммунистов Республики Молдова во главе с Владимиром Ворониным многим казалось, что теперь дружбе Молдавии и Румынии пришел конец. Слишком уж громогласно Владимир Николаевич во время предвыборной кампании заявлял, что Молдавия меняет свой политический вектор с прозападного и прорумынского на пророссийский, и теперь не может быть и речи об отказе от молдавской государственности. Однако именно в период его правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата. Бессарбская митрополия - это идеологическая структура, которая получает деньги из Румынии. Находясь на территории той же Молдавии и той же Украины, фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии действуют активно. Они не только общаются с местным населением и убеждают его в том, что мать-Румыния хочет только блага для своих чад, но и вытесняют представителей Митрополии Молдавии. То есть в стране, благодаря ПКРМ, сегодня во многих населенных пунктах фактически окормляют паству румынские пастыри. Кроме того, Воронин уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне фашистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны и сражавшихся в рядах Красной Армии.

С 2005 года Владимир Воронин, после провала подписания «меморандума Козака», находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и Украине, уже не помышляет о СНГ. Он начинает «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за открытые отношения с ЕС, НАТО, Румынией. Владимир Воронин, действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, стал заявлять о том, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест говорил о том, что российские войска представляют угрозу для Румынии. Именно тогда Румыния объявляет о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, предлагает Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.

Были даже разговоры о румынском проекте разрешения конфликта на берегах Днестра. Правда, позже Румыния и Молдавия разругались. В 2007 году из Молдовы даже выдворили двух румынских дипломатов, объявив их персонами нонграта. Но через полгода отношения Молдавии и Румынии вновь стали налаживаться, что стало подтверждением аксиомы «милые бранятся, только тешатся». Но, видимо, слишком уж много внимания к себе требовал молдавский коммунист Владимир Воронин. И не то чтобы он не соглашался с Бухарестом, просто надо было его упрашивать, обихаживать, не исключено, что и материально заинтересовывать. Поэтому общими усилиями его подвинули. Во время беспорядков и погромов в Кишиневе, сопровождавших приход к власти АЕИ, над зданием президентуры повесили румынский флаг, что было знаково, учитывая, как сегодня развиваются отношения Молдавии и Румынии. Эксперты отмечают, что после прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно активизировался и ускорился.

Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» со стороны молдавского руководства, только в первый год пребывания у власти АЕИ, Румыния открывает в Молдавии два своих телеканала - «Публика ТВ» и «Журнал ТВ». Она увеличивает количество своих НПО, СМИ, выделяет инвестиции. О том, что Румыния получает на эти цели финансовую поддержку от США, говорится в отчетах американского аналитического центра «Стратфор». Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. В результате многие министры, депутаты, и.о. президента в Молдавии являются гражданами Румынии.

15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только румынская провинция Бессарабия. Эмиль Бок, премьер Румынии, 22 сентября 2010, будучи в США, заявил, что цель внешней политики Румынии - «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике.

По мнению политолога Богдана Цырди, фактически с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.

«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов - явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс реинтеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.

До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. После принятия молдавским парламентом «Декларации о независимости» 27 августа 1991 года и аннулирования пакта Молотова-Риббентропа и Закона СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», молдавско-румынская граница перестала существовать, равно как и молдавско-украинская. И не стоит думать, что договор вот-вот появится. Еще в 2005 году на встрече румынского экс-премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем Соединенных Штатов Америки - заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна, благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией существовать не должна.

«Это подтверждает, что процесс румынизации Молдавии только усиливается. Сегодня нам вообще приходится говорить о том - с кем приходится вести переговоры: с Молдовой или уже с Румынией? Сам факт существования Молдовы стоит под вопросом. Нас это не может не тревожить, так как процессы в РМ - это, по сути, поглощение Молдавии Румынией», - отмечает проректор Приднестровского государственного университета Михаил Кушаков.

Ни для кого уже не секрет, что именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии. Идет также финансирование средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей. Департамент выделял деньги газетам «с традициями» в Республике Молдова, которые продвигали неизменные румынские и европейские ценности.

То есть работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. На днях стало известно, что подключат к популяризации идеи объединения РМ и Румынии агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. Об этом сообщает Интернет-портал ava.md со ссылкой на сообщение данной организации. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею, что «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.

«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».

В контексте всего сказанного становится абсолютно непонятным - почему у российских политиков разного уровня так сильно желание буквально «затолкать» Приднестровье в Молдавию, а стало быть, в Румынию? Неужели так хочется помочь реализовать, наконец, Бухаресту свои планы по захвату территории бывшей Молдавской ССР, а Соединенным Штатам - замкнуть балто-черноморскую дугу вокруг России? В заключение хотелось бы процитировать слова российского генерал-майора в отставке, президента фонда «Русский» Леонида Шершнева, сказанные им во время передачи «Круглый стол» на телеканале «КМ ТВ»:

«Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России. Тогда, в 1992-ом, Приднестровье спасло честь России. Если бы Приднестровье тогда не отстояло честь России, я уверен, что НАТО было бы уже где-то на границе Московской области. Мы еще недооценили для судьбы самой России роль тех позиций, которые заняло тогда приднестровское руководство и приднестровский народ. Это еще не оцененная нами вещь. Мы, конечно, должны низко поклониться приднестровскому народу за все. Он тогда сыграл огромную позитивную роль в обеспечении безопасности России».

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ
Территория, занятая современной Молдавией, издавна попадала в сферу интересов разных государств, в частности в последние столетия - Османской и Российской империй. Независимое Молдавское княжество, которое включало нынешнюю Молдавию, возникло в середине 14 в. Несмотря на активное сопротивление князя (господаря) Стефана III Великого (1457-1504), одержавшего ряд крупных побед, Молдавии не удалось противостоять военной мощи Османской империи. Потерпев поражение, Молдавия была вынуждена платить дань, правители Османской империи назначали молдавских господарей. Молдавские земли неоднократно опустошались иностранными армиями, которые вторгались в ее пределы. Современное деление на восточную и западную Молдавию восходит к самому началу 18 в. Часть территории, расположенную к востоку от Днестра, Османская империя уступила России в 1792 по Ясскому мирному договору. Бессарабия была аннексирована Россией после Русско-турецкой войны 1806-1812. В 1858 западная часть Молдавии вместе с Валахией составили основу Румынского государства.
В период российского правления численность населения Бессарабии быстро возросла за счет естественного прироста и притока иммигрантов, главным образом русских и украинцев, а также болгар и гагаузов. В 1918 под влиянием России политические лидеры Бессарабии сформировали национальный совет Сфатул Цэрий. В марте того же года он проголосовал за объединение с Румынией.
Советская Россия не признавала этот политический акт. Коммунисты Бессарабии агитировали за объединение с СССР. Советские власти в 1924 создали к востоку от Днестра Молдавскую Автономную Социалистическую Республику, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а в 1929 - Тирасполь.
В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Северные и южные районы Бессарабии отошли к Украине.
Образование Молдавской ССР сопровождалось значительными социальными и экономическими изменениями. Многие этнические румыны, в основном представители среднего и высшего классов, переселились из Бессарабии в Румынию. В самой Бессарабии в послевоенные годы происходили репрессии, немало людей погибло от голода. Нехватка рабочих рук стимулировала массовую иммиграцию из других советских республик, в основном из России и Украины.
В советский период в Молдавии наблюдался значительный экономический рост. Однако большинство молдаван проживало в сельской местности, поэтому у них не было доступа к специальному образованию и квалифицированному труду. Структура занятости среди этнических групп претерпела значительную трансформацию. Немолдаване играли весьма существенную роль в городской экономике, а молдаванам доставались менее престижные и низко оплачиваемые виды деятельности. Такая модель развития в условиях интеграции страны в общесоветскую экономику породила межэтнические конфликты. Утверждалось, что Молдавия и Румыния - две разные страны, а молдаване и румыны - совершенно разные нации. Эта позиция особенно бросалась в глаза при манипуляциях в вопросе о языке. Согласно официальной советской версии, выработанной еще в 1930-х годах, молдавский язык отличается от румынского, и это аргументировалось прежде всего тем, что в молдавской письменности используется кириллица. В годы Второй мировой войны началась волна новых репрессий против молдаван. Экономическая и политическая элита в 1940-1941 вслед за присоединением Бессарабии к СССР подверглась репрессиям; новая волна репрессий началась после освобождения региона Советской армией в 1944. В 1946-1947 Молдавия пережила сильную засуху. Органы советской власти отказывались уменьшить обязательные поставки зерна государству, что привело к голоду и гибели тысяч людей. Сразу после этого бедствия была проведена насильственная коллективизация, более 30 тыс. человек были депортированы. Руководство республикой перешло к представителям немолдавской национальности.
Все эти обстоятельства способствовали росту молдавского национального движения, которое усилилось во второй половине 1980-х годов. В середине 1988 известные молдавские писатели активно участвовали в организации Демократического движения поддержки перестройки и потребовали от КПМ принятия законов о демократизации и реформе языка. Основным объектом критики стало засилье русского языка в средствах массовой информации.
В 1989, несмотря на уступки правительства, волнения продолжали нарастать. 27 августа 1989 активисты, выступавшие за реформы, предприняли массовую демонстрацию свой силы: в манифестации в центре Кишинева приняли участие свыше 100 тыс. человек. 31 августа Верховный совет Молдавии постановил считать румынский язык государственным языком, как того требовал Народный фронт.
Возросшее влияние Народного фронта в сочетании с перспективой достижения полного контроля в управлении государством со стороны молдаван вызвало негативную реакцию у республиканских меньшинств, особенно у русских и менее многочисленных гагаузов. Большая часть русских поддерживала "Единство" - политическое движение, которое возникло в Приднестровье и отстаивало сохранение русского языка в качестве государственного. Его лидеры обвиняли молдавских национальных лидеров в целенаправленном разжигании межэтнических конфликтов. Ведущая политическая организация гагаузского меньшинства Гагаузский народ в основном поддержала инициативы русских активистов, а также выдвинула предложение, чтобы южные районы, где компактно проживают гагаузы, получили статус автономий с особыми полномочиями, позволяющими защищать их культурные и экономические интересы.
Выборы в республиканский Верховный Совет в 1990 привели к дальнейшей поляризации сил. Из списка кандидатов от Народного фронта был избран 101 депутат (27% от общего числа). Почти равный по силе парламентский блок составили представители консервативных движений и национальных меньшинств. Тем не менее Народному фронту при поддержке центристских депутатов удалось взять под контроль более половины голосов в новом законодательном органе. Сторонник Народного фронта Мирча Снегур был избран председателем Верховного Совета (он стал называться президентом республики в сентябре 1991 и являлся единственным кандидатом на президентских выборах в декабре того же года). Ион Хадыркэ, председатель исполнительного совета Народного фронта, стал первым заместителем председателя Верховного Совета МССР.
Почти одновременно вспыхнул острый конфликт в рамках законодательной власти. Прошло предложение о восстановлении прежнего молдавского флага, несмотря на активное противодействие оппозиции; против него активно выступили в районах, где проживали национальные меньшинства. В состав правительства, избранного Верховным Советом, вошли преимущественно молдаване, что давало представителям меньшинств минимальную надежду на учет их интересов при решении ключевых вопросов. После ряда силовых столкновений в Кишиневе 100 депутатов, находившихся в оппозиции к Народному фронту, вышли из состава парламента 24 мая 1990. Городские администрации Тирасполя, Бендер и Рыбницы официально объявили о приостановлении действия закона о национальном флаге на подчиненных им территориях. 21 августа 1990 было объявлено о создании Гагаузской ССР, в состав которой вошли пять районов компактного проживания гагаузов. 2 сентября 1993 славяне Приднестровья приняли Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской ССР. Напряженность между сторонниками автономии и правительством Молдавии резко возросла.
В середине 1992 вооруженные столкновения между правительством и приверженцами автономии достигли кульминации и переросли в гражданскую войну. К концу лета 1992 число погибших в ней превысило 300 человек. Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена, и тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны.
Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта. Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994.
Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса - отказом от политики, проводившейся на ранних этапах периода независимого развития. Крайне экстремистские прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Наибольшую популярность приобрела Аграрная демократическая партия (АРП), за которую отдали голоса 43,2% электората; она получила в парламенте 56 из 104 мест. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест. Прорумынские партии набрали всего 17% голосов.
Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. 23 декабря 1994 парламент Республики Молдова принял закон о территориальной автономии Гагаузии (Гагауз Ери). С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район. Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья, хотя не столь активные из-за нежелания Тирасполя и Москвы идти на компромисс. 29 июля 1994 была введена в действие новая конституция. Этот документ отразил "молдавскую" ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности.
Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995. Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды - в 1994 и 1995 - отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка.
В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались. Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным.
На президентских выборах в ноябре 1996 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов. Повторные выборы состоялись в декабре, в первом туре Снегур получил 39% голосов, а кандидат от АДП Петр Лучинский - 28%. Лучинский выиграл второй тур с 54% голосов и в январе 1997 вступил в должность президента.
В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. На парламентских выборах в марте 1998 коммунисты завоевали 30% голосов (40 мест) в парламенте. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил. Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии.
Конституция 1994 подтвердила неизменный нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995. В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Восточная часть бывшей Молдавской ССР, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе де-факто не входит в состав Республики Молдова. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности (флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы).
В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. В соответствии с ними районам Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков - наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии (Халк Топлошу) получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава (башкан), который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе. На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии.
К концу 1998 Молдавия столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом. В экономике он был обусловлен резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, дальнейшим снижением промышленного производства и сокращением ВВП (в 1998 по сравнению с 1997 соответственно на 10% и 7%), девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины трудоспособных граждан Молдавии средняя месячная заработная плата не превышала 20 долл. Принятый 12 декабря 1998 бюджет (доходная часть - 2,25 млрд. лей, или 300 млн. долл., расходная - 2,45 млрд. лей, или 330 млн. долл.) принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые в 1999 поступали с задержками. В январе 1999 цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.
Выход из кризиса руководство Молдавии видит в ужесточении финансовой дисциплины и переориентации торговых связей на страны СНГ, Ближнего Востока и Китая. Во внутренней политике президент Лучинский на консультативном референдуме 23 мая 1999 в ходе выборов в местные органы власти поставил вопрос о введении президентского правления, изменив тем самым некоторые положения Конституции 1994. Это предложение не получило поддержки большинства. Во внешней политике Молдавия проводит прозападный курс, с осуждением агрессии НАТО против Югославии выступают только коммунисты.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ" в других словарях:

    Молдавское княж … Википедия

    Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

    История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

    Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.