Особенности мажоритарной избирательной системы в рф. Виды и признаки мажоритарной избирательной системы

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Мажоритарная (отфранцузского majorite - большинство) избира­тельная система - это избрание депутатов по территориальным из­бирательным округам, на которые разбивается территория соответст­венно государства, территориальной единицы. Если в одном избира­тельном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова - униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (би­номинальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат вы­двигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвиже­ние политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен на­брать больше голосов избирателей, чем его соперники.

50% + 1 это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Когда победителю достаточно не менее половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная из­бирательная система простого большинства.

Если для победы необходимо определенное число голосов , это мажоритарная избирательная система квалифицированного боль­шинства.

Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем на­брали соперники (т.е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовав­ших избирателей, это мажоритарная избирательная система относи­тельного большинства. В ряде стран, в том числе и в России, избирате­лям дается возможность проголосовать против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Тогда победителем на вы­борах будет кандидат, который не только обошел соперников, но и набрал больше голосов, чем число голосов, поданное против всех кандидатов по округу.

Голосование по мажоритарной избирательной системе может про­водиться в один или в два тура. Если законодательство установило планку голосов, которую должен превзойти победитель, и он пере­шагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином слу­чае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре, а победителем может считаться тот, кто наберет во втором туре больше голосов (при этом либо не меньше оп­ределенного числа голосов, либо просто больше соперника).

Пропорциональная избирательная система - это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз толь­ко партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов еди­ным избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, полу­чает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голо­сов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских манда­тов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. За­тем число голосов, полученных каждым списком, делится на избира­тельное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределе­нии мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участ­вовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу- этот порог «плавающий», т е постоянно меняется. 5-7-5%) - т.е. за них подан определенный мини­мум голосов избирателей.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы (сейчас пропорциональная) и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъ­ектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорцио­нальную избирательные системы на выборах законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, причем к распределению ман­датов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получив­ших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутат­ских мандатов. До недавнего времени этот барьер составлял 5-10%. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» (в ред. 2005 г.) разре­шил планку не более 7%.

Что касается муниципальных выборов, здесь также допускается использование обеих избирательных систем, но жесткого требования применять выборы по спискам Закон не устанавливает.

Для Государственной Думы с первых выборов 1993 г. и до послед­него времени применялся принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем.

Половина (225) депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Эта норма представительства устанавливалась путем деления общего числа зарегистрированных в России избирателей (ориентиро­вочно 108 млн) на общее число избирательных округов, т.е. на 225. Да­лее число избирателей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, делилось на эту единую норму представительства, и становилось очевидно, сколько избирательных округов будет на территории этого субъекта РФ. Если в субъекте РФ число избирателей было меньше единой нормы представительства, данный субъект все равно являлся избирательным округом, где избирался один депутат Государствен­ной Думы.

В одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Госу­дарственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, которые получил больше голосов, чем его со­перники, и больше, чем число голосов, поданное против всех канди­датов. Таким образом, в этой части на выборах в Думу применялась избирательная система относительного большинства.

Другая половина (т.е. тоже 225) депутатов Государственной Думы избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом. Политиче­ские партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосовали за эти списки, а не за конкретных лиц, ориентируясь на свои симпатии к соответствующим партиям, движениям или к их лидерам. Те из партий, движений, кото­рые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выбо­ры, получали депутатские мандаты в Думе пропорционально числу по­лученных голосов; внутри списка в первую очередь мандаты получали те кандидаты, которые стояли в верхней его части. Эта модель выбо­ров была впервые опробована в 1993 г.

В последующие годы имели место нарекания преимущественно на пропорциональную систему, поскольку 5%-ный барьер преодолевали немногие политические общественные объединения. А те, которые получали места в Государственной Думе, образовывали фракции и де­путатские группы, оппозиционно настроенные к Президенту РФ. Проигравшие партии и движения требовали отказаться от пропор­циональной системы или существенно снизить барьер прохождения в Думу. Нарекания на пропорциональную систему высказывали и ре­гиональные элиты, поскольку при выборах по округам они могли бы больше влиять на результаты и способствовать победе тех кандидатов, через которых затем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.

В связи с выборами 1999 г. первый Президент РФ выступил еще с более радикальным предложением - вообще отказаться от пропор­циональной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы только по округам. Однако оно не прошло.

Активными сторонниками отказа от выборов по округам в пользу только пропорциональной избирательной системы являлись и оста­ются партии, у которых на выборах по округам не было успеха: по ок­ругам побеждали лишь считанные единицы представителей этих пар­тий - ЛДПР, в прежнем созыве Государственной Думы - «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС). Партия, имеющая большинство в Государ­ственной Думе, «Единая Россия* активно не выступала за какую-то систему. И тем не менее Президент В.В. Путин, которого данная пар­тия безоговорочно поддерживает, в 2004 г. выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе. Причем к тому вре­мени в законодательстве уже было закреплено, что в выборах участву­ют лишь политические партии и не допускается привлечение - хотя бы в блоках с ними - иных общественных объединений. Предложе­ние Президента было воплощено в Федеральном законе о выборах де­путатов Государственной Думы 2005 г., и теперь эти выборы стали не только пропорциональными, но и сугубо партийными, поскольку проводятся по спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым полити­ческими партиями. Вероятно, данный вариант выборов в Государст­венную Думу привлекателен тем, что все равно гарантирует большин­ство ныне лидирующей партии, освобождает от изнурительных пред­выборных баталий, неизбежных при выборах по округам, и дает опре­деленную, но безопасную оппозицию в нижней палате парламента.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • часта нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система - это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

При проведении выборов используются различные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная либо смешанная. Это регулируется законодательством страны. Мажоритарная избирательная система - это такой порядок проведения выборов, при котором выигравшим считается кандидат, которому было отдано большее количество голосов. Название системы произошло от французского слова majorite, которое означает большинство.

Виды

Относительного большинства

Первая является наиболее результативной. Мажоритарная избирательная система большинства относительного используется в парламентских выборах в Великобритании, США, Индии и других странах. Победителем является кандидат с простым большинством голосов. Для признания состоявшимися выборов минимальное число избирателей, как правило, не устанавливается. Чем большее число кандидатов претендует на место, тем меньшее количество голосов необходимо для избрания. Основным преимуществом является то, что голосование осуществляется в один тур, что существенно снижает затраты.

Абсолютного большинства

Мажоритарная избирательная система большинства абсолютного означает необходимость получения кандидатом более 1/2 голосов избирателей, то есть не менее 50% и еще одного голоса. При этом, как правило, устанавливается требование обязательного кворума (явки избирателей), иначе выборы признаются несостоявшимися.

Квалифицированного большинства

При системе с квалифицированным большинством избран кандидат, получивший большее число голосов, чем при абсолютном - например, 2/3. Система малорезультативна и поэтому встречается довольно редко. Чаще всего ее применяют при избрании главы государства. Зачастую мажоритарные выборы при абсолютном и квалифицированном большинстве проводятся в два тура. Во второй выходят, как правило, два кандидата с наибольшим количеством голосов. В некоторых странах число претендентов может быть и больше. Это зависит от установленного законом необходимого процента голосов избирателей.

Положительные характеристики

Мажоритарная избирательная система обладает рядом достоинств. К ним относят простоту, результативность, поименное перечисление претендентов. Избиратель осуществляет выбор конкретного человека, то есть голосование предметно. Как правило, эту систему применяют в одномандатных избирательных округах, однако она может применяться и в многомандатных. В этом случае голосование производится по партийным спискам.

Недостатки

Мажоритарная избирательная система обладает рядом существенных недостатков. При ее использовании не отражается реальная расстановка политических сил в стране, не учитываются голоса проигравших кандидатов и партий. В результате избиратели не представлены в парламенте и иных выборных органах. Избираемый непосредственно народом глава государства может не представлять интересы абсолютного большинства. Партия, набравшая меньшее количество голосов, чем другие в совокупности, получает в парламенте большинство мест.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

франц. majorite - большинство), в государственном праве система определения результатов голосования при выборах в представительные органы. При мажоритарной системе избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства (США, Великобритания, Индия, Мексика и другие).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (то есть 50 % плюс 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов. Иногда вместо перебаллотировки проводится 2 й тур голосования, результаты которого определяются по другой системе (например, во Франции, где при выборах в Национальное собрание применяется мажоритарная система абсолютного большинства, 2 й тур проводится по мажоритарной системе относительного большинства).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в представительном органе власти получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей.

В условиях декларируемой демократии оба вида мажоритарной системы носят недемократический характер. Мажоритарная система не является представительной, ибо выборный орган, созданный в результате выборов по мажоритарной системе, как правило, не отражает действительного соотношения политических сил и роли той или иной партии. Кроме того, при существующей многопартийности мажоритарная система всегда выгодна крупным партиям, в то время как значительная часть голосов, поданых избирателями за небольшие партии, пропадает или распределяется между победителями.

Поскольку применение мажоритарной системы приводит к серьезному искажению воли избирателей в интересах правящих кругов, необходимо введение пропорциональной системы представительства, при которой места в представительном органе распределяются пропорционально полученному каждой партией количеству голосов избирателей (по определенной квоте), что в большей степени выражает волю избирателей.

Таким образом, мажоритарная система - один из видов выборных технологий, которая применяется в условиях, когда большинство населения не может разобраться во всех хитросплетениях технологии подсчета голосов.

Отличное определение

Неполное определение ↓