Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской епархии (Гоголев Михаил Борисович). Московская сретенская духовная семинария

10 октября исполнился год со дня архиерейской хиротонии епископа Каскеленского Геннадия (Гоголева). В прошлом ректор Костромской духовной семинарии, сегодня владыка возглавляет Алматинскую духовную семинарию и несет служение в Митрополичьем округе в республике Казахстан. О том, как изменилась его жизнь со дня епископской хиротонии, для чего Русской Церкви так много новых епископов, возможна ли миссия там, где она запрещена государственным законом и как развивается духовное образование в Казахстане - в сегодняшнем интервью епископа Геннадия.


Хиротония архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии, собор Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области. 10 октября 2010 года (фото www.patriarchia.ru)

- Владыка Геннадий, 10 октября исполнился год со дня Вашей архиерейской хиротонии. Чем Вам запомнился первый год архиерейского служения? Какие события или впечатления были для Вас наиболее значимы?

Спасибо за память обо мне.

Конечно, служение архиерея значительно отличается от служения священника. И, прежде всего, мерой ответственности. Я это почувствовал с первых недель жизни в сане епископа. Иногда просто физически чувствуешь, как важны для окружающих не только каждое твое слово, но и каждый взгляд и каждый жест. Первое следствие архиерейства, на которое сразу обратили внимание друзья - я перестал писать сатирические стишки, которыми раньше любил баловаться.

Удивился и разительным переменам, которые произошли с некоторыми людьми, с которыми знаком не один десяток лет. Позвонил мне внезапно старый знакомый, с которым мы не виделись с 1995 года. В свое время отношения у меня с ним не складывались. Сейчас все изменилось - появился спокойный доброжелательный тон.

И, наоборот, в общении с некоторыми людьми появилось какое-то странное напряжение. Разговариваешь с человеком - и чувствуешь, что он только и ждет твоей ошибки, неосторожного высказывания, чтобы тебя осудить, уязвить - причем, как правило, за глаза. Прав был один из моих давнишних друзей архиереев, предупреждая меня в день хиротонии: «Отныне ты будешь ходить под увеличительным стеклом».

Сегодня находиться на высоте церковной власти отнюдь не почетно. Постоянно, ежедневно ощущаешь на себе груз ответственности и давление со стороны самых разных лиц и общественных сил.

Но все эти трудности буквально растворяются в любви, которую проявляет к епископу преданная паства. Сегодня мне все больше кажется, что лучше, чем казахстанская паства нет православных людей на свете. Какая глубина веры! Какое трогательное почитание святынь! В сентябре в Алма-Ату была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы. В Кафедральном соборе она находилась трое суток. И после того, как святыню увезли - выстроилась громадная очередь к аналою(!), на котором лежала икона. Люди теснились, чтобы облобызать аналой! Невозможно было сдержать слезы, глядя на эту картину.


Принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Вознесенский кафедральный собор города Алматы, 21 сентября 2011 года

- 5-6 октября 2011 года Решением Священного Синода в Митрополичьем Округе в Республике Казахстан были образованы три новые епархии. Какова необходимость их образования?


- Умножение числа епархий и рост количества епископов - это естественный и закономерный процесс. Пока что в Казахстане мы просто восполняем то, что не успели сделать в прошедшие годы. Церковь всегда стремилась к тому, чтобы ее территориально-каноническая структура по возможности соответствовала государственной. В октябре появились три новые епархии в пределах Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей - регионов, где проживают несколько сотен тысяч славянского населения. С просьбой об учреждении этих епархий к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Синод Митрополичьего Округа. Мы очень рады, что Святейший счел возможным удовлетворить эту просьбу уже на состоявшемся в октябре заседании Священного Синода.


Заседание Священного Синода, октябрь 2011 года (фото www.patriarchia.ru)

В Казахстане много новых епископов. Что Вы можете сказать о таком умножении их числа?

Я много лет преподаю в семинариях историю Русской Православной Церкви, причем ее начальный период. И никогда не стеснялся цитировать студентам горькие и верные слова Евгения Голубинского о том, как на Руси по причине обширности епархий епископы из пастырей превратились в администраторов. Только сегодня мы начинаем по-настоящему менять эту практику.

Но вдумайтесь: еще полтора года назад в Казахстане на почти что четырехмиллионную паству было лишь три (!) архиерея. Приходилось служить на приходах, где архиерея не видели десять-пятнадцать лет. Разве это нормально? Так что нам еще рано говорить о настоящем «умножении числа епископов».

Но в целом, в Русской Православной Церкви действительно происходят очень важные и знаменательные преобразования. Думаю, что только через десятилетия нам станут очевидны колоссальные плоды этих преобразований. Помните, Герцен написал: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина. Уверен, что на происходящие сегодня преобразования уже в скором времени Церковь ответит явлением новых архиереев: епископы в своем большинстве станут высокообразованными и любвеобильными пастырями, настоящими тружениками, подвижниками. По-другому просто не может быть! Представьте себе: приезжает молодой епископ на новообразованную епархию. А перед ним стоят громадные задачи: строить, организовывать, созидать. Совершенно очевидно, что решить их можно будет только в том случае, если епископ погрузится в народную среду - придется ходить по районным администрациям, заводам, лесопилкам, выступать в сельских школах, вести дискуссии в самых разнообразных аудиториях. А, значит, придется непрерывно повышать уровень своего образования, а также смиряться, смиряться и смиряться…. За двенадцатью стеклами в губернском городе уже не отсидишься. Дежурными проповедями с праздничного амвона не отделаешься. Всем нам отчасти придется стать Иоаннами Кронштадтскими…


Один из главных вопросов в жизни Церкви - миссионерская работа. По государственному закону, внешняя проповедь в Казахстане запрещена. Как может Церковь в этих условиях осуществлять миссию?

Убежден, что в любых условиях церковные люди не вправе отказываться от представлений об универсальности своей веры. Мы проповедуем веротерпимость, но не толерантность в смысле отказа от права именовать свою религиозную традицию истинной традицией.

Если христианин осознает это свое призвание, то он внутренне свободен, и никакие внешние ограничения и репрессии не могут ему помешать.

В Казахстане достаточно либеральное законодательство. В подтверждение этому - 1200 зарегистрированных протестантских общин самых различных направлений. Многие из них имеют весьма пестрый национальный состав.

Однако, ради сохранения спокойствия в обществе, противодействия религиозному экстремизму, ради безопасности своих близких и детей мы готовы поступиться частью своих внешних свобод. В Казахстане готовится к принятию новая редакция Закона о религиозной деятельности, которая осложнит миссию в государственных учреждениях. Совершение богослужений в госучреждениях станет невозможным. Законопроект вызывает жаркие споры в обществе, но, думается, на данном этапе он необходим.

Совершенно очевидно, что в Казахстане нахождение славян среди людей, исповедующих иные религиозные традиции, подталкивает их к глубокой рефлексии, поиску самоидентификации. Задача священнослужителей - помочь в этом нашим крещеным но пока еще нецерковным людям.

Казахстан, распростертый под солнцем антиминс, уже вошел в историю Вселенского Православия. Не зря здесь были пролиты потоки крови новомучениками и исповедниками прошлого века. Эти жертвы не бесплодны. Мы видим это на множестве примеров - в том числе на примере приходящих в семинарию абитуриентов.


В Алматинской Духовной семинарии

В 2010 году была образована Алма-Атинская духовная семинария. Много ли студентов обучаются в семинарии сегодня? Кто именно стремится туда поступить?

Создание семинарии стало одним из главных начинаний нынешнего Главы Митрополичьего Округа в Казахстане, митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Владыка митрополит оказывает нам неоценимую материальную и духовную поддержку.

На сегодняшний день в семинарии на трех курсах пастырского и двух курсах регентского отделения обучаются 60 человек. Создано заочное отделение, открыт богословско- миссионерский факультет для мирян, в том числе с дистанционной формой обучения. Подавляющее большинство студентов - очников поступает к нам из Алма-Аты, Караганды и Астаны. Но необходимо заметить, что абитуриентам из северных епархий ближе и удобнее бывает добраться до российских семинарий, чем до нашей, находящейся в предгорьях Тянь-Шаня. Так что перед нами стоят большие задачи - сделать так, чтобы семинария привлекала всех казахстанцев, создать в ней комфортные условия и живую творческую атмосферу.

Здесь, в Алма-Ате, студенты в большей степени ценят свое обучение в семинарии, чем воспитанники семинарий центральной России. Они терпеливее переносят неустройства быта, которые пока еще есть, несравненно лучше общая дисциплина. Я несказанно удивился, когда обнаружил, что за первое полугодие скопилось только 12 (!) объяснительных. Для сравнения: в Костромской семинарии иногда за один день их было больше.

Храмы в Казахстане продолжают строиться. В ряде епархий сохраняется острая нехватка священнослужителей. Но, уверен, с Божией помощью мы преодолеем все трудности.


Педагогическое совещание в Алматинской Духовной семинарии под руководством ректора - епископа Каскеленского Геннадия, 4 октября 2011 года

Есть ли научное сотрудничество с казахстанской семинарией Римо-Католической Церкви или с протестантскими семинариями?

Учебное заведение Римо-Католической Церкви расположено в Караганде. Там обучаются порядка 15 человек, и оно не представляет для нас интереса в плане сотрудничества.

Взаимодействие с протестантскими семинариями осуществляется в том смысле, что несколько наших преподавателей и студентов - бывшие пасторы протестантских общин, обращенные в Православие. Мы ценим их опыт и привлекаем к миссионерским проектам.

Каковы ближайшие планы развития семинарии в этом учебном году?

Мы намерены провести несколько крупных проектов различной направленности. Ближайшие из них - Фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья», который запланирован на дни осенних школьных каникул. Кульминацией Фестиваля станет детская литургия в Кафедральном соборе, за которой мы ожидаем присутствие порядка 1 000 православных детей. Причем петь за богослужением будет несколько детских хоров. Студенты семинарии примут участие в подготовке творческих конкурсов и спортивных соревнований в рамках Фестиваля. В конце ноября - начале декабря в семинарии запланирована научно-практическая конференция памяти святителя Московского Филарета (в его честь освящен семинарский храм).


На Божественной литургии в годовщину своей архиерейской хиротонии епископ Геннадий рукополагает в сан диакона студента 2 курса семинарии. Свято-Филаретовский храм Алматинской духовной семинарии, 10 октября 2011 года

Владыка, мы знаем, что Вы пишете стихи. Можно в заключение интервью попросить Вас рассказать одно из Ваших новых стихотворений.

Можно.

Россия

В краю печальном, бездорожном
Умолкли крики журавлей.
Там зверь ступает осторожно
На иней замерших полей

Там словно в горестном раздумье
К воде склоняются кусты.
И пар от речки в новолунье
Согреет ветхие листы.

Там звезды меркнут в тучах серых,
Там на исходе сентября
Дрожит на бревнах обомшелых
Неясный свет от фонаря,

Там птичьи звучные напевы
В лесной умолкнут глубине.
И говорят, что ходит Дева
По умирающей стране.

Там ночь покроет снежным прахом
Во мхе нарубленную гать
Лишь там дано любить монаху
И четки красные вязать.

Фото - с официального сайта Митрополичьего округа в республике Казахстан.

252.)

Епископ Каскеленский, викарий Астанайской епархии, настоятель Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты, ректор Алма-Атинской духовной семинарии.

В миру Гоголев Михаил Борисович, родился 10 марта 1967 года в городе Ленинграде в семье служащих.

В 1974-1984 годах учился в средней школе № 139 Калининского района города Ленинграда с углубленным изучением математики.

В 1984-1986 годах обучался в московском институте криптографии, связи и информатики.

С марта по декабрь 1986 года проходил службу в рядах Советской Армии в Ленинградской и Вологодской областях.

С декабря 1986 по июль 1987 года — псаломщик Космодамиановской церкви города Кирсанов Тамбовской епархии.

В 1987 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую закончил в 1990 году по первому разряду.

В 1988-1990 годах — псаломщик Никольской церкви села Саблино Тосненского района Санкт-Петербургской епархии.

В 1990 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1994 году.

21 сентября 1990 года рукоположен в сан диакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном.

18 ноября 1990 года рукоположен в сан пресвитера архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом.

В 1990-1992 годах ― священник Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга.

В 1992-1994 годах ― священник Михайловского собора города Ломоносов Санкт-Петербургской епархии.

По окончании духовной академии принял приглашение архиепископа Костромского и Галичского Александра участвовать в возрождении духовного образования в Костромской епархии и в сентябре 1994 года был принят в клир Костромской епархии.

1 января 1995 года архиепископом Костромским и Галичским Александром пострижен в монашество с именем Геннадий, в честь преподобного Геннадия Костромского.

В 1995-2010 годах ― настоятель Свято-Алексеевской церкви города Костромы.

В 1995-2010 годах ― председатель Епархиальной комиссии канонизации святых Костромской епархии.

В 1996 году возведён в сан игумена.

С 1996 года принимал участие в различных проектах в сфере православного молодежного служения, проводимых в рамках деятельности Всецерковного православного молодежного движения, позже ― Синодального отдела по делам молодежи.

В 1995 году на XV Генеральной Ассамблее Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» был избран в состав Исполнительного комитета в качестве представителя Восточно-европейского региона.

С 17 июля 1996 года ректор возрождённой Костромской духовной семинарии. Преподавал в Костромской духовной семинарии историю Русской Православной Церкви, общецерковную историю, пастырское богословие.

С 2000 года ― заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи.

С апреля 2010 года ― клирик Астанайской и Алма-Атинской епархии, настоятель Вознесенского кафедрального собора.

31 мая того же года постановлением Священного Синода определено быть епископом Каскеленским, викарием Астанайской епархии.

26 июля 2010 года постановлением Священного Синода назначен ректором Алма-Атинской духовной семинарии с освобождением от должности ректора Костромской духовной семинарии.

7 октября того же года в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение, а 10 октября в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области за Божественной литургией - архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний, Можайский Григорий, Томский и Асиновский Ростислав, Верейский Евгений, Наро-Фоминский Юстиниан; епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Фамилия и топоним: Гоголев село на Украине, Киевская область, Броварский район. Гоголев, Виктор Леонтьевич (1912 1987) Герой Советского Союза. Гоголев, Иван Михайлович (1930 1998) якутский писатель, народный поэт Якутии. Геннадий (Гоголев) … Википедия

Геннадий (значения) - Геннадий мужское имя. Персоналии, известные по имени Патриархи Геннадий I патриарх Константинопольский (458 471); почитается в лике святителей. Геннадий II Схоларий патриарх Константинопольский в 1454 1465 с перерывами; первый… … Википедия

Гоголевы - Гоголев русская фамилия, женский аналог Гоголева. Известные носители Гоголев, Виктор Николаевич советский и российский актёр, заслуженный артист Башкирской АССР Геннадий (Гоголев) епископ Русской православной церкви, епископ… … Википедия

Список епископов Русской православной церкви - … Википедия

Алма-Атинская духовная семинария - Алма Атинская духовная семинария высшее православное учебное заведение Казахстанского митрополичьего округа Русской православной церкви, готовящее клириков, регентов и псаломщиков. Образовано в 2010 году. История Определением… … Википедия

Костромская духовная семинария - (КоДС) Год основания 1747, 1996 Конфессия Православие Церковь Русс … Википедия

Каскеленское викариатство - Русская православная церковь Казахстанский митрополичий округ Основная информация Страна … Википедия

ГОРСКИЙ Александр Васильевич - Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В … Православная энциклопедия

Астанайская и Алматинская епархия - Русская православная церковь … Википедия

Епархии Русской православной церкви - В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

Книги

  • Стихи , Епископ Геннадий (Гоголев). Перед вами первый сборник стихов епископа Геннадия (Гоголева). В него вошли стихотворения, относящиеся к самым разным этапам его творчества - от ранних до поздних, зрелых творений, в которых… Купить за 397 руб
  • Стихи , епископ Геннадий (Гоголев). Перед вами первый сборник стихов епископа Геннадия (Гоголева). В него вошли стихотворения, относящиеся к самым разным этапам его творчества - от ранних до поздних, зрелых творений, в которых…

Епископ Геннадий (Гоголев): Каждый студе...

Епископ Геннадий (Гоголев): Каждый студент должен сам понять свое предназначение

08.07.2014 3242

В 2014 году состоялся первый выпуск Алма-Атинской духовной семинарии. О первом выпуске, семинарии и планах на будущее беседуем с ректором Алма-Атинской семинарии епископом Каскеленским Геннадием (Гоголевым).

- Владыка Геннадий, в 2014 году в семинарии состоялся первый выпуск. Сколько человек окончило семинарию, куда (и по какому принципу) они были распределены?

- На зимнем ученом совете мы утвердили 29 дипломных работ, но в итоге защитилось только 7 студентов пастырского отделения.

С первого года мы постарались заявить достаточно высокие требования к выпускникам семинарии. Среди выпускников есть пять священнослужителей Карагандинской епархии и два мирянина, находящихся на церковных послушаниях в Усть-Каменогорской епархии. Каждая работа будет опубликована на сайтах семинарии и епархий округа и потом издана отдельной книжкой. Трое студенток окончили регентское отделение – все они уже трудятся в храмах Алма-Атинской области.

Нацелены ли выпускники семинарии на миссию среди местного населения, или по преимуществу на служение среди русской диаспоры? - Говорить, что православное население в Казахстане - это диаспора, неправильно. Православных в Казахстане порядка четырех миллионов. В некоторых крупных городах они составляют большинство населения. И, конечно, священнослужители прежде всего стремятся осуществлять духовное окормление тех, кто этнически является православными.

Однако Церковь Христова открыта для всех. Среди мирян и даже священнослужителей много детей от смешанных браков. И такие христиане не мыслят себе иной Родины кроме Казахстана, являясь патриотами своего Отечества - Как Вы оцениваете этот результат: насколько подготовленные выпускники вышли из стен семинарии? Сколько из них приняли священный сан, монашество?

Среди выпускников первого выпуска монашествующих нет. Но возможно, один из них примет монашество. Четверо уже священники. Один из выпускников (у него, кстати, диплом № 001) - секретарь епархиального управления Караганднинской епархии. - Есть ли какие-то значимые пробелы в их образовании, которые планируется устранять для дальнейших курсов?

- Конечно, семинария находится в процессе становления. Нам нужно обращать большее внимание на преподавание казахского языка, на знакомство с традициями народов, населяющих землю Семиречья и сары-арки с древних времен, на изучение новых религиозных движений, которых в Казахстане в последние 20 лет расплодилось великое множество. Ведь земля Средней Азии всегда была местом, где сходились и проживали представители самых разных цивилизаций. Здесь проходил Шелковый Путь. По территории нынешней Алма-Аты, по Кульджинскому тракту ехал в Великую Орду святой Александр Невский. Нужно хорошо знать культуру Казахстана, чтобы успешно осуществлять здесь священническое служение.

Вы стали ректором в 2010 году. Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги: что для Вас за эти 4 года служения было самым запоминающимся?

Ректором я стал в 1995 году Сначала Костромского духовного училища, потом Костромской семинарии. Может быть, в Русской Церкви я уже самый "пожилой" ректор. Самое приятное впечатление в Алма-Атинской семинарии произошло после доклада отца Проректора на декабрьском педсовете 2010 г. Он сообщил что за все первое полугодие в семинарии студентами написано только 12 (!) объяснительных. Помню, что в Костроме бывало в день по дюжине объяснительных. Это факт: нравственный уровень студентов в Алма-Ате значительно выше, чем в российских семинариях.

Здесь много приходов с серьезным и даже жестким пастырским руководством, православные люди небольших городов и сел ценят свой храм, привязаны к храму. Храм связывает их с русской культурой. Дети очень любят храмы и глубоко проникают в смысл религиозной традиции, отличаются благочестием.

Убежден, что любое учебное заведение можно назвать состоявшимся, если в нем утвердились какие-то особые традиции, которые отличают его от других школ того же профиля. Такие традиции есть уже и у Алма-Атинской семинарии. Раз в год у нас проходит Всеказахстанская викторина, своеобразный брейн-ринг, посвященный историко-богословской тематике, На масленице - непременно литературно-музыкальный вечер, на который собирается вся православная Алма-Ата. В декабре семинария готовит Образовательные Филаретовские чтения (наш храм освящен в честь святителя Филарета, митрополита Московского), и другое. Жизнь студента проходит интересно. Да... Чуть не забыл. У нас лучшая футбольная команда, если брать все семинарии Сибири: неожиданно для всех наши ребята выиграли год назад в Томске турнир по мини-футболу.

- По Вашему мнению, какие стороны семинарской жизни сегодня требуют самого пристального внимания?

- Прежде всего, конечно, требует внимания и заботы благочестие студентов. Я уже давно ректор... И сейчас понимаю, что по неопытности раньше делал ошибки в организации воспитательного процесса, излишне надеясь на взрослую сознательность молодых людей. Студенты - это молодые люди, поведение и работа которых требуют постоянного контроля. Внимательная пастырская опека, индивидуальная работа каждого преподавателя с каждым студентом - в этом секрет успеха семинарии. Бывает, что в семинарию поступают люди, в принципе неспособные стать священнослужителями. Я считаю, что каждый студент должен непременно сам понять свое предназначение, свое место в жизни и стараюсь подвести такого неготового учиться в духовной школе человека к тому, чтобы он сам написал прошение об отчислении

В нашей системе духовного образования развиваются две новые линии - дистанционные трансляции лекций и экзаменов и формирование штата индивидуальных наставников при каждой семинарии. Как с этим обстоят дела в Алматинской духовной семинарии?

Дистанционная трансляция лекций полезна, но она не должна подменять курс, читаемый в каждой конкретной семинарии. Каждый курс - авторский. При нынешнем развитии средств коммуникации организовать просмотр конкретной лекции - не проблема. Но, на мой взгляд, преподаватель должен определять, что и когда смотреть его студентам в качестве дополнительного видеоматериала к его курсу.

- Сколько человек вы планируете набрать на первый курс бакалавриата на 2014/2015 учебный год?

- Планируем набрать 25 человек на 1 курс.

- Что предпочтительнее для жителя Казахстана, решившего получить духовное образование: учиться в Алма-Атинской духовной семинарии или ехать в центральные учебные заведения? Какие плюсы и минусы в обоих случаях?

- Если абитуриент не предполагает переезжать с семьей из Казахстана в Россию то, конечно же, он должен учиться в Алма-Атинской семинарии. Если молодой человек из Казахстана едет поступать учиться в Москву - это верный знак того, что в Казахстан он уже не вернется

Я не препятствую таким людям. Мы знаем, что среди преподавателей МДА есть урожденные Алма-Атинцы. И это очень приятно.

Казахстан - страна с преимущественно мусульманским населением. Каково отношение окружающих к православной семинарии, ее студентам? Нет ли проблем, трений?

Нет, мы пока не сталкивались с прявлением открытой межнациональной и межрелигиозной вражды. Правительство Казахстана и лично Президент Н. А. Назарбаев очень много делают для того, чтобы сохранять тысячелетние традиции мира и толерантности во многоконфессиональном обществе. Знаю, что слово "толерантность" многие православные не любят, и нарочно употребляю его. В республиках Средней Азии многое воспринимается по-другому. Здесь мы защищаем принцип светского государства и берем в союзники отдельные постулаты классического либерализма.

Каковы дальнейшие планы по развитию семинарии? Предполагается ли открывать, например, магистратуру или какие-то новые направления деятельности?

Перед семинарией стоят серьезные задачи в плане приведения уставных документов в соответствие с законодательством Казахстана. Дело в том, что для духовных учебных заведений (христианских и мусульманских) в Казахстане предусмотрен некий образовательный стандарт. Но этот стандарт прописан только для средних учебных заведений. В то время как мы преподаем программу пятилетнего курса обучения. Мы будем решать эти задачи.

***
Сердечно благодарим епископа Геннадия за то, что нашел время для нашего интервью!

Беседовала Ольга Богданова.

Дата рождения: 10 марта 1967 г. Страна: Казахстан Биография:

В 1974-1984 гг. учился в средней школе № 139 Калининского р-на г. Ленинграда с углубленным изучением математики.

В 1984-1986 гг. обучался в московском Институте криптографии, связи и информатики. С марта по декабрь 1986 г. проходил службу в рядах Советской Армии в Ленинградской и Вологодской областях.

С декабря 1986 г. по июль 1987 г. — псаломщик Космо-Дамиановской церкви г. Кирсанов .

В 1987 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую закончил в 1990 г. по первому разряду. В 1988-1990 гг. нес послушание псаломщика Никольской церкви с. Саблино Тосненского р-на Ленинградской обл.

21 сентября 1990 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) рукоположен в сан диакона.

18 ноября 1990 г. архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан пресвитера.

В 1990-1992 гг. ― священник Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, в 1992-1994 гг. ― священник Михайловского собора г. Ломоносов Ленинградской обл.

По окончании духовной академии принял приглашение участвовать в возрождении духовного образования в , в клир епархии принят в сентябре 1994 г.

1 января 1995 г. архиепископом Костромским Александром пострижен в монашество с именем Геннадий в честь прп. Геннадия Костромского.

В 1995-1996 гг. ― ректор Костромского духовного училища. С 1995 г. по 2010 г. ― настоятель Свято-Алексеевской церкви г. Костромы, председатель комиссии по канонизации святых Костромской епархии.

В 1996 г. возведен в сан игумена.

В 1995 г. на XV Генеральной ассамблее Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» избран в состав Исполнительного комитета в качестве представителя Восточно-европейского региона. С 1996 г. принимал участие в различных проектах в сфере православного молодежного служения, проводимых в рамках деятельности Всецерковного православного молодежного движения, позже ― .

В 1996-2010 гг. ― ректор возрожденной Костромской духовной семинарии. Преподавал в семинарии историю Русской Церкви, общецерковную историю, пастырское богословие.

В 2000 г. назначен заместителем председателя .

С апреля 2010 г. ― клирик , настоятель Вознесенского кафедрального собора.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. () епископом Каскеленским, викарием Астанайской епархии.

7 октября 2010 г. в , 10 октября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехово-Зуево Московской обл. во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Синода от 18 декабря 2010 г. управляющим делами Синода Округа и председателем Богословской комиссии Округа.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. () назначен сопредседателем Двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью.

Управляющий делами Митрополичьего округа в Казахстане, председатель Богословской комиссии Округа и ректор Алма-Атинской духовной семинарии.

Член Русской Православной Церкви.

Образование:

1986 г. ― Институт криптографии, связи и информатики в Москве.

1990 г. ― Санкт-Петербургская духовная семинария.

1994 г. ― Санкт-Петербургская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Алма-Атинская духовная семинария (Ректор) Епархия: Астанайская епархия (Викарный архиерей) Научные труды, публикации:

Архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Жизнь и труды протоиерея Александра Васильевича Горского (кандидатская диссертация, 2003).

Великан учености. Жизнь и труды протоиерея А.В. Горского (монография).

Научные статьи и публикации по проблемам церковной и общественной жизни.

Награды:

Церковные:

  • 2017 г. ― прп. Серафима Саровского III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст.

Светские:

  • 2014 г. — Пушкина (РФ);
  • 2016 г. — орден «Курмет» (орден Почета) (Республика Казахстан);
  • 2017 г. — медаль «Труд. Доблесть. Честь» (Костромская область).
Web-сайт: http://mitropolia.kz