Дистанционное обучение православию для мирян. Курсы дополнительного образования при московской духовной академии

2. Устройство храма 3. Облачение

На 3 курсе предполагается написание дипломной работы. Слушатель может по желанию выбрать либо выполнение практической работы, либо освещение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин. Объем письменной работы 50-60 печатных страниц. При выполнении дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями .

I . Руководство Богословскими курсами.

Приходские Богословские курсы являются подразделением Перловского Духовно-просветительского центра при храме Донской иконы Божией Матери и находятся в ведении Директора Перловского Духовно-просветительского центра, назначаемого Настоятелем храма и подотчетным ему. Директору помогает Заместитель по учебной работе, а также старосты первого, второго и третьего курсов, назначенные Директором с согласия большинства слушателей.

II . Цель Богословских курсов.

Цель Богословских курсов - введение человека в жизнь Церкви, формирование православных представлений и систематических знаний о Боге, мире, человеке, духовной жизни во Христе.

III . Прием на Богословские курсы и отчисление.

На Богословские курсы принимаются как православные христиане, так и лица, готовящиеся ко вхождению в Церковь - старшеклассники, студенты и взрослые без ограничения по возрасту.

Прием на Богословские курсы осуществляется перед началом учебного года после собеседования с Настоятелем храма и (или) Директором Центра. При этом желающий поступить на Курсы, лично заполняет анкету установленного образца, содержащую необходимые сведения (ФИО, дата и место рождения, образование, место работы, место проживания, контактная информация, день Ангела). Таким образом, подписывая анкету, поступающий на курсы выражает свое согласие на обработку необходимой минимальной информации о себе.

К обучению на курсах допускаются также вольные слушатели . Они не обязаны посещать все занятия, сдавать зачеты и экзамены. По окончании обучения им выдается лишь свидетельство-справка о том, что был прослушан курс богословских дисциплин. Если вольный слушатель желает получить свидетельство об окончании Богословских курсов, он должен поэтапно сдать все предусмотренные программой зачеты и экзамены, а после них – подготовить выпускную работу в соответствии с общими требованиями, изложенными ниже.

Отчисление из числа слушателей Богословских курсов до окончания обучения осуществляется приказом Директора Центра в следующих случаях:

Грубые нарушения дисциплины и правил приличия, в т.ч. совершение действий, недостойных для православного христианина;

Пропуски более 50% занятий в семестре без уважительной причины.

IV . Организация образовательного процесса.

В течение учебного года на занятиях организуются и проводятся семинары, на которых слушатели выступают со своими сообщениями по изучаемым вопросам. По отдельным предметам слушатели пишут рефераты, а в конце каждого семестра сдают зачеты и экзамены.

Образовательный процесс на Богословских курсах осуществляется на основе учебных программ и учебного плана, разработанных руководством и преподавателями Богословских курсов.

Процесс обучения включает в себя освоение основной теоретической программы, а так же самостоятельную внеаудиторную работу с предлагаемой преподавателем литературой.

Обучение предполагает трёхлетнюю программу.

В настоящее время на Богословских курсах преподаются следующие дисциплины:

1. Основы вероучения Православной Церкви (I курс);

2. Догматическое богословие (II - III курс);

3. Апологетика (III курс);

4. Ветхий Завет: библейская история и археология (I - III курс);

5. Введение в Новый Завет (I - III курс);

6. Литургика (Ведение в Православное Богослужение) (I - III курс);

7. Церковно-славянский язык (I - II курс + III курс – библейская поэтика и церковная традиция истолкования Псалтири);

8. История древней Церкви (I - II курс);

9. История Поместных Православных Церквей (III курс);

10. История мировых религий (III курс);

11. Сравнительное богословие и сектоведение (II курс);

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (II курс);

13. Введение в православную педагогику (III курс);

14. Введение в православную психологию (III курс);

15. Греческий язык (факультативно) (II - III курс);

16. Церковное пение (факультативно) (I - III курс).

Каждый учебный год делится на два семестра, которые заканчиваются зачетно - экзаменационной сессией.

Обязательным условием обучения является сдача зачёта или экзамена по каждому предмету изучения в конце каждого семестра на каждом курсе обучения. Вид, содержание, объем, и правила сдачи зачёта–экзамена определяется преподавателем с согласованием с Директором Центра.

Результаты зачётно - экзаменационных сессий фиксируются преподавателями дисциплин в соответствующих ведомостях и учебном журнале.

Староста курса ведёт журнал, в котором преподаватели записывают темы занятий, выставляют оценки зачетно - экзаменационной сессий и отмечает посещаемость занятий слушателями.

В рамках процесса обучения проводятся учебно-просветительские поездки к православным святыням, организовываются факультативные занятия, просмотры фильмов, конференции, круглые столы, реализуется участие в издании приходской газеты, развитии храмового интернет-сайта и библиотеки, социальном церковном служении, организуются праздничные вечера.

В основе такого комплексного подхода к преподаванию лежит стремление не только дать систематическое богословское образование, но и создать круг живого общения на приходе, сделать приходскую жизнь максимально содержательной и интересной.

V . Правила обучения.

Учебный год начинается в первую неделю октября. Точная дата начала занятий определяется руководством курсов. На странице сайта Донского храма ( ), выделенной для Духовно-просветительского центра, размещается учебный календарь.

Началу первого занятия предшествует молебен и общее собрание слушателей в актовом зале Духовно-просветительского центра.

Устные ответы слушателя курсов на экзаменах оцениваются по стандартной пятибалльной системе. Если слушатель получил неудовлетворительный балл, он имеет право пересдать экзамен в сроки, установленные администрацией Богословских курсов.

VI . Расписание занятий.

Преподавание ведется в воскресные и вечернее время будних дней.

Расписание занятий составляется в начале учебного года руководством Богословских курсов по согласованию с преподавателями и вывешивается на интернет-странице Курсов и на стенде Центра.

Продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Время перемены между занятиями составляет 10 минут и после третьего занятия перемена с 15.50 до 16.10 - чай в трапезной.

Зимняя сессия проходит в первые две недели после Рождественских каникул, весенняя – в мае (в соответствии с учебным календарём). Пересдача экзаменов зимней сессии – до конца февраля, весенней – до конца октября. Если слушатель не сдал экзамены в установленные сроки, он переводится в разряд: «вольнослушатель», без права сдачи дальнейших экзаменов по этим предметам. По тем предметам, по которым у вольнослушателя задолженности нет, он может сдавать экзамены по собственному желанию.

Если при третьей пересдаче в присутствии комиссии, возглавляемой Директором Центра, слушатель получает неудовлетворительный балл, то также следует его перевод из состава «слушатели» в «вольнослушатели».

На время сессий составляется особое расписание по согласованию с преподавателями и руководством Богословских курсов; оно доводится до сведения всех слушателей через старост и размещается на стенде в здании Духовно–просветительского центра.

VII . Выпуск с Богословских курсов.

В конце каждого курса староста подводит итог: составляет итоговые ведомости особого образца и списки:

  • слушателей, закончивших год без академических задолженностей,
  • слушателей, закончивших год с академическими задолженностями,
  • вольных слушателей.

Эти списки утверждаются Директором Центра и вывешиваются на стенде Центра.

Слушатели, закончившие 3 года обучения без академических задолженностей, допускаются к сдаче комплексного экзамена: «Богословский минимум» и заканчивают обучение написанием выпускной работы. Слушатель может по желанию выбрать либо выполнение практической работы (например, подготовку пособий, в т.ч. компьютерных и мультимедийных), либо освещение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин.

Готовясь к защите выпускной работы, слушатель обязан выступить с докладом по теме работы на ежегодной весенней Богословской конференции Перловского Духовно-просветительского центра, пройти предзащиту и сдать «Богословский минимум».

Предзащита работ и комплексный экзамен «Богословский минимум» проводится в конце августа. Защита и выпуск – в первых числах сентября.

Слушатели, защитившие выпускную работу, в торжественной обстановке после Божественной литургии и благодарственного молебна получают свидетельство об окончании Богословских курсов с приложением, в котором указаны все изученные предметы, количество часов, полученные оценки, тема и профиль защищенной работы. Вольнослушатели получают справку-свидетельство о том, что они прослушали курс наук на 3-х годичных Богословских курсах.

VIII . Материальное обеспечение Богословских курсов.

Занятия проводятся в актовом зале и аудиториях Перловского духовно-просветительского центра.

Материальное обеспечение функционирования Богословских курсов осуществляется за счет добровольных пожертвований слушателей Курсов и прихожан Донского храма.

«Ныне Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение. Всюду возводятся новые храмы, открываются монастыри, возобновляется церковная жизнь. Поэтому мы смотрим на вас, как на будущих катехизаторов, преподавателей, проповедников, несущих Благое Слово в наше разделенное общество».

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с учащимися Саввинских богословских курсов 16 декабря 2001 года.

Начало духовным школам в Саввинской обители положила еще императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании Дворца Алексея Михайловича Романова. И вплоть до трагических событий начала XX века при монастыре действовало Духовное училище.

Понимая потребность Русской Церкви в религиозно образованных мирянах и поддерживая желание многих прихожан не просто посещать храм Божий, но глубоко и всесторонне изучать веру отцов и учение Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II в 1999 году благословил открытие при Саввино-Сторожевском монастыре Богословских курсов, носящих имя преподобного Саввы.

Занятия на Саввинских богословских курсах ведут выпускники Московской духовной академии и Московской духовной семинарии, преподаватели высших учебных заведений Москвы. В конце каждого семестра учащиеся сдают экзамены по пройденному материалу.

С учащимися встречаются ученые, профессора, академики и просто люди интересной судьбы. Они читают лекции, делятся воспоминаниями.

Предполагаются совместные паломничества по святым местам необъятной Руси как неотъемлемая часть духовного образования. Возможно, станет доброй традицией посещение храмов и музеев Московского Кремля, Церковно-археологического кабинета и Филаретовских вечеров в Московской духовной академии.

Требование к поступающим .

На курсы принимаются лица православного исповедания от 17 лет. От поступающих требуется искреннее желание получить и систематизировать духовное образование, навыки церковной жизни. Поступающие должны пройти собеседование. Желательно получить письменное или устное благословение на обучение от приходского священника или духовника. Собеседование будет проходить 6 и 7 октября 2014 года. Начало собеседования в 18:00, во Дворце Алексея Михайловича, в аудитории №1.

Начало занятий с 13 октября 2014 года. Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25. Срок обучения — 3 года. Обучение бесплатное.

Обучение на курсах имеет целью дать верующим — в основной массе своей людям недавно воцерковленным — начальные знания о Православном вероучении, святоотеческих творениях, истории Церкви. Поэтому на курсах изучают основополагающие богословские дисциплины, программа преподавания которых ориентирована на курс Московской духовной семинарии.

При обучении в духовных учебных заведениях необходимо осознавать, что усвоение богословских дисциплин будет успешным, плодотворным и спасительным только в том случае, если человек регулярно посещает богослужения, приступает к церковным Таинствам, ведет благочестивый образ жизни.

На Саввинских курсах изучается 11 богословских дисциплин, среди которых, в том числе:

Священное Писание Нового и Ветхого Завета — центральный предмет для каждого христианина. Наряду с историей возникновения и развития Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в рамках предмета слушатели знакомятся со святоотеческими толкованиями на Священные книги, с опытом осмысления Священных текстов предшествующими поколениями христиан. Подробное знание текстов Библии и святоотеческих комментариев к ней — необходимое условие для правильного понимания слов Спасителя и Его апостолов.

Догматическое богословие — предмет, знакомящий с основами догматического учения Церкви. Каждый догмат находит обоснование в Священном Писании, поэтому слушателей учат хорошо ориентироваться в текстах Библии, а наиболее важные цитаты заучиваются наизусть.

Патрология — наука, изучающая жизнь и творения святых Отцов — то, что в Православии именуется Священным Преданием. Церковь считает неблагоразумным закрывать глаза на те свидетельства жизни во Христе, которые дошли до нас в сочинениях христианских писателей. В них мы находим поучения, идущие от сердца, озаренного Божественной благодатию, тонкое знание психологии и слабости человека в борьбе за богозданную чистоту сердца, предостережения от возможных ошибок людей, на собственном опыте узнавших благость ига Христова.

Литургика . Богослужение в Христовой Церкви появилось тогда, когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечери совершил первое Таинство Евхаристии. С тех пор прошло две тысячи лет, которые не могли не наложить отпечаток на чинопоследование как этого Таинства, так и прочих богослужений. Оскудело ли из-за этого православное богослужение? Безусловно, только обогатилось, стало более продолжительным, осмысленным, обращенным к конкретным нуждам человека. В рамках курса Литургики — история развития богослужения, чинопоследование служб, смысл и значение священнодействий.

Сравнительное богословие — освещает историю возникновения и вероучительные заблуждения христианских конфессий, в разное время отколовшихся от Апостольской Церкви. К сожалению, за 2000-летнюю историю христианский мир не сохранил единства. И важно понимать причины появления еретических учений и расколов, уметь на основе Священного Писания давать критический анализ сектантским заблуждениям.

Основное богословие, История Русской Церкви, Общецерковная история, Нравственное богословие, Катехизис.

Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?

В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.

Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование» подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование в области православного богословия имеет две целевые аудитории - учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян, желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003 года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как изменилась ситуация за эти годы?

Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.

Просвещение, но не образование

Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где выкладывается православная литература самого различного назначения - от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов. В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя в связи с тем, что образование - и особенно духовное образование - предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается: ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного отделения МДА с тестами по каждой теме.

Флагманы для семинаристов

Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, - это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.

В планах организаторов - развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик - компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.

Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на который необходимо обра-тить внимание, - это система поддержки учащихся, разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии (http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует наличия в учебном заведении собственных программистов для ее настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей, объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость, безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта - своего рода флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и методику которых равняются все остальные.

Для мирян

Последняя составляющая православного дистанционного обучения - систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.

Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев) . Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, - «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы - несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.

Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».

Миссия

Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа - ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.

В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК - оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения. РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).

Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного дистанционного обучения накопился большой опыт использования образовательных и просветительских проектов разного уровня, предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений, так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством образования. Можно сказать, что он достаточно широк - у каждого православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в области православного дистанционного обучения.

Справка. Протоиерей Геннадий Егоров - кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения. В настоящее время - проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.

Меланина Татьяна Владимировна - кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.

Татьяна Меланина
протоиерей Геннадий Егоров