Еда в среду и пятницу. Пост среда и пятница, что можно есть

Верующие, которые недавно приняли крещение, задают множество вопросов касательно церковной жизни. Особенно их волнует, как правильно поститься в среду и пятницу. Ведь для большинства это совершенно новый жизненный опыт. Многие не понимают, для чего нужно дополнительное воздержание в пище, ведь в году итак достаточно продолжительных постов. Но если человек решится соблюдать два еженедельных, как это сделать правильно? Ответ на эти и многие другие вопросы найдете в статье.


Что такое пост

Говоря о церковных обычаях, обрядах, не следует забывать, что многие первые были иудеями. Эта религия имела устоявшиеся традиции, которые по строгости соблюдения приравнивались к юридическим законам. Поэтому последователи нового учения решили, что не стоит искоренять обычаи, лучше сделать так, чтобы они плавно влились в христианство.

Но прежде, чем вникать в исторический аспект, разберемся, зачем вообще необходимо поститься каждую среду и пятницу. Неужели недостаточно в году дней для воздержания? Ведь всего в православии существует 4 многодневных поста, общей продолжительностью от 180 до 212 суток (зависит от продолжительности Петрова поста, которая зависит от даты Пасхи в конкретном году).

  • Большинство святых отцов твердо уверены в том, что воздержание просто необходимо для поддержания духовного здоровья. Ведь дьявол хитер, он использует любую возможность для того, чтобы искушать человека, сбить с пути послушания Богу. Пост же - своеобразная духовная практика, это упражнение для души.
  • В среду члены христианской церкви вспоминают предательство одного из учеников Христа, а именно - Иуды. День пятницы посвящен крестным мукам Спасителя.

Многие прихожане слишком сосредоточены на том, что можно есть, а что нельзя.

Но в эти дни следует не только исключить из рациона определенные продукты, но также не допускать греховных поступков:

  • избегать переедания;
  • воздержаться от недобрых мыслей;
  • не говорить злых слов;
  • не творить плохих дел;
  • самое время приступить к таинству покаяния.

Этот аспект намного важней, чем вкушение определенной пищи. Ведь человек состоит не только из тела, в нем имеется духовное, божественное начало. Только у многих жизнь подчинена велениям плоти и проходит в поисках удовольствий. Именно еженедельный пост является одним из инструментов духовного возрастания. Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию - над телом должен возвышаться дух.


Традиция возникновения постов

Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста - автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени - до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.

Выбор времени не случаен - именно в 9 ч. на Кресте умер , согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.

Если в наше время традиция постных дней довольно устоявшаяся, то поначалу это было добровольным выбором верующего. Но уже тогда пост завершался принятием Причастия. Правда, хранились святые дары у каждого дома. Постепенно среда и пятница становились днями собраний, когда верующие совместно изучали Священное Писание.

Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя , ведь постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех - как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.


Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам

Житейская суета, невоздержание в еде, пьянство, вредят человеческой душе. Христианину нужно пробудить в себе волю к добру, используя практику воздержания. Что едят по средам и пятницам, зависит от строгости определенного периода церковного года. В любое время нужно исключить мясо и молочную продукцию:

Существует более строгая степень воздержания, когда под запретом также рыбная продукция, растительное масло и вся пища, которая сварена или пожарена. Такой пост называется сухоядение, в этот период разрешается ограниченное количество продуктов:

  • орехи;
  • сухофрукты;
  • свежие а также маринованные и квашенные овощи;
  • хлеб;
  • зелень.

Чтобы точно знать, как поститься в среду и пятницу, следует приобрести церковный календарь. Там указаны даты и степень воздержания.

Кому пост соблюдать необязательно

Если у верующего имеются проблемы со здоровьем, возможны послабления. Нужно сообщить лечащему врачу о своей вере, он скажет, какая степень поста не принесет вреда организму. Могут не поститься беременные женщины, старики, работники физического труда, военнослужащие, спортсмены в период сборов, дети до 7 лет.

Если имеются сомнения, следует посоветоваться с духовником о том, как лично вам соблюдать еженедельные посты. Также несколько раз в году они отменяются для всех, в те периоды, когда проходят так называемые сплошные седмицы:

  • После Рождества Христова (Святки);
  • Перед началом Великого поста (за 14 дней, в неделю Мытаря и фарисея);
  • Всеми любимая Масленица (также перед Великим постом, исключается из рациона только мясо, другую пищу животного происхождения вкушать можно);
  • Светлая седмица (сразу за Пасхой);
  • Троицкая неделя (после праздника Троицы).

Об этом также существуют указания в церковных календарях.

Постные рецепты

Хотя по средам и пятницам нельзя есть мясо, колбасные изделия, все же можно приготовить много разнообразных салатов, супов. Если рыба разрешается, то она выступает в качестве основного блюда. Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию.

Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно.

Духовный смысл поста

Печально, что многие сегодня видят отказ от определенной пищи как самоцель, хвалятся своими успехами. Хуже всего, когда человек, изнуренный непосильной голодовкой, начинает срываться на окружающих. О таких последствиях неумеренного рвения предупреждают многие духовные отцы. Если верующий не выдерживает строгих правил, лучше немного отступить от них, чем позволить себе накричать на ближнего.

Цель любого поста - стяжать духовное совершенство. Очищенное, легкое тело перестает быть помехой для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни.

У христианина два духовных орудия - молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия. Сам призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим. Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста.

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу - средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях . Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.
Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики - стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение - пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.
На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению. На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру - добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Посмотрите видео о постах в среду и пятницу

Всем известно, что наши предки придерживались традиций и каждый постный день считали за радость. Это время было особенным. Исторически сложилось, что пост - это ограничение религиозного человека в чем-либо с целью покаяния. Некоторые христиане используют метафору «весна души». Она характеризует внутреннее состояние человека, который поставил цель пожертвовать себя Богу. Господь показал верующим пример, когда пребывал в пустыне 40 дней и ничего не ел. Весна в природе означает пробуждение, новую жизнь, так же и пост является временем для проверки себя, самосовершенствования, молитвы. Некоторые люди могут самостоятельно, без внешней помощи, искать изъяны, недочеты, исправлять их.

В христианстве этому отводится специальное время, называемое постными днями. В периоды говенья совершается активная духовная работа, искореняются страсти, очищается душа. Для этого нужно обязательно часто ходить в храм, совершать молитву утром и вечером, творить добрые дела, подавать милостыню, посещать немощных, заключенных, учиться смирению.

Для чего нужен день постный

В практике христианства существует 4 многодневных поста (Великий проходит весной, Успенский и Петров - летом, Рождественский - зимой) и отдельные постные дни - среда и пятница. Во время длительных постов главными являются первая и последняя недели. В это время человеку нужно быть предельно внимательным к себе и близким. Важным для постящегося является внутреннее состояние, поступки, действия, произносимые слова.

В чем должно состоять воздержание

Многие ошибочно считают, что нужно ограничивать себя только в пище. Контроль над собой - очень сложное действие, требующее немалых усилий. Именно для отслеживания этих изменений создано Господом состояние, в котором пребывает человек. В случае если христианин полностью соблюдает внешние условия, но посещает увеселительные заведения, смотрит развлекательные программы, ведёт себя недостойно, это можно назвать обыкновенной диетой. В таком случае Господь увидит лукавство, и духовного развития не будет. Бывает наоборот, когда человек употребляет запрещённые продукты, но постится в душе. Примером может служить болезнь желудка или кишечника, когда нужна строгая диета. Это стремление и упорство будет оценено свыше.

Что можно есть и что нельзя

Итак, теперь давайте разберёмся, какую пищу можно есть в пост, а какую нет. Существует простое правило по поводу питания. Разрешено употребление еды растительного происхождения и запрещено вкушать продукты животного.

Запрещено

  • продукты, птицу.
  • Рыбу (но в некоторые дни поста она разрешается).
  • Яйца, а также продукты, в состав которых они входят.
  • Молочные изделия, сливочное масло, кисломолочные продукты, сметану, сыры.

Разрешено

Эти продукты есть можно:

  • Овощи в разном виде, соления.
  • Фрукты, сухофрукты, орехи.
  • Каши на воде.
  • Бобовые, соевые продукты.
  • Грибы.
  • Хлеб, постная выпечка.
  • Рыба (только в разрешённые дни).

Во время поста нужно по максимуму разнообразить свой рацион, так как организм привык к белкам и жирам. Необходимо есть все например, соки, соевые изделия, конфеты, шоколад. Кроме базовых ингредиентов, таких как овощи и фрукты, надо вносить разнообразие современных продуктов.

Обязательно стоит попробовать баклажаны, сельдерей, шпинат, брокколи, рукколу, нут (из семейства бобовых). Обыкновенные овощи с грядки можно особым образом приготовить, поэкспериментировать, добавить различную зелень и приправы.

Для любой хозяйки приготовление нового блюда - особый ритуал, во время которого женщина погружается в свою стихию. Для этого можно создать личный дневник и вписывать каждый рецепт. Постные дни скрасит общение с близкими, так как совместная трапеза сближает. Способы приготовления блюд, которые действительно получились великолепно, пробуйте рекомендовать подругам, обмениваться опытом. Важно помнить, что организм необходимо поддерживать теми продуктами, в состав которых входят белок и глюкоза, жиры.

Рецепты постные на каждый день

Самыми частыми ингредиентами в постной кухне являются овощи, они подходят как для гарнира, так и для изысканных блюд. Рецептов огромное множество. Допустим, из обыкновенного картофеля легко сделать отменные котлеты, а также салат или запеканку. Из отварных овощей - винегрет.

В последнее время стало модно делать супы-пюре. Они очень питательные, быстро и тщательно усваиваются. Такой способ приготовления понравится маленьким детям, людям преклонного возраста. Употребление данного продукта не вызывает затруднений. Рецепт очень прост, потому что все выбранные ингредиенты сначала нужно отварить, а затем измельчить блендером. Далее полученную смесь добавляют в бульон.

В зависимости от составляющих калорийность и питательность блюда могут варьироваться. В некоторых странах именно этот способ приготовления является самым распространенным. Приведем рецепт такого супчика.

Суп-пюре с картофелем и белым хлебом

Чтобы блюдо получилось богатым витаминами и минералами, возьмем петрушку, сельдерей и морковку, головку репчатого лука. Промоем их под проточной водой, очистим, порежем на небольшие кусочки, чтобы процесс приготовления занимал меньше времени. Ставим на плиту и варим 30 минут на среднем огне. Теперь сцеживаем бульон в отдельную ёмкость и отставляем его.

Итак, очередь дошла до картофеля. Очищаем его, моем, делим на 4 части каждый клубень и опускаем в отвар. Так же поступаем с белым хлебом. Да, его нужно именно порезать и отваривать вместе с картофелем.

Затем берем немного пшеничной муки. Смешиваем ее с растительным маслом и помещаем в кастрюлю с картофелем и хлебом. Варим до готовности, после чего сцеживаем бульон. Можно с помощью дуршлага отделить картофель с хлебом от отвара.

Процесс приготовления подходит к концу. Все ингредиенты, которые были сварены ранее, измельчим в блендере и отправим обратно в наш отвар. Изюминкой супа станут гренки-сухарики, которые нужно поджарить заранее на сковороде с маслом. Если блюдо оказалось густым, необходимо его разбавить кипяченой водой.

Разнообразие рациона

Что еще можно употреблять в пост, кроме овощей и фруктов? Конечно же, каши, сваренные на воде. Злаки очень полезны. На первом месте стоит греча, богатая витаминами и микроэлементами, способными усваиваться организмом в кратчайшие сроки. Ее можно готовить с жареным луком, грибами, брокколи, шпинатом. Список каш огромен, перечислим некоторые из них:

  • рисовая;
  • перловая;
  • пшенная;
  • пшеничная;
  • ячневая;
  • кукурузная;
  • манная.

Также каши можно соединять между собой, например, рисовую и пшенную. Чтобы вкус был не таким пресным, добавьте маргарин или спред. Утром с медом и соком можно съесть или шоколадные шарики. Мюсли во время постных дней станут отличным подкреплением в течение трудовых будней. То же можно сказать о сухофруктах, которые служат перекусом. В супермаркетах в любое время года продается множество замороженных овощных смесей, фруктов, ягод. Из таких продуктов получится отличная начинка к постным пирожкам, блинчикам, вареникам.

Разнообразить рацион помогут домашние соленья и маринады, компоты и варенья. Квашеная капуста или лечо станут отличным дополнением к макаронам, картофелю или грече. Сегодня в магазинах можно найти множество продуктов, например, майонез, печенье, вафли, на которых есть надпись «постный».

В современной православной практике многие священники рекомендуют прихожанам перед проконсультироваться с лечащим врачом. Приведем несколько медицинских советов, которые будут полезны. Для пищеварения в первые пару дней лучше не употреблять чипсов, сухариков, сладких орешков, газированных напитков, крепкий кофе, чай. Также в последние дни православным нельзя резко переходить на разрешенные продукты. Не стоит набрасываться на яйца, куличи и копчености. Нужно помнить, что существует такой грех, как чревоугодие. Иногда мы не замечаем, как получаем наслаждение от вкушения пищи, едим с жадностью даже во время говенья. Стоит контролировать свои ощущения.

Постные дни. Среда и пятница

Известно, что в каждый календарный круг время говенья попадает на разные даты. Постные дни 2016 года - особое время для православных. Также мы отмечали, что не менее важны в этом плане среда и пятница в течение всего года. Но есть и седмицы без говенья, например, перед Масленицей, сама Масленица, Троицкая, Светлая, Святки. В календарь постных дней всегда можно заглянуть, чтобы почерпнуть нужную информацию.

Среда стала постной в связи с памятью о том, что Иуда предал Христа накануне Своими настоящими грехами люди предают Спасителя, пострадавшего за нас. Постящийся христианин помнит об этом событии и сокрушается. Для осознания всей серьезности исторической даты постный день соблюдается почти каждую неделю. Пятница - постный день, когда Христос умер за грехи мира, Его прилюдно распяли на кресте как разбойника. Чтобы верующие не забывали о великом событии, в пятницу необходимо особо воздерживаться душевно и телесно. Постные дни православных призваны заботиться о духовности верующих.

Важная цель

Умело и мудро выстроены посты и постные дни. Они чередуются с праздным временем. Такая последовательность призывает нас обновлять душу, стремиться к покаянию, состраданию, милосердию. Затем снова разрешено веселиться и радоваться. Именно такой жизненный уклад помогал нашим предкам оставаться в добром расположении духа, быть здоровыми душевно и телесно. Несмотря на ограничения и отказ от привычных дел, результат не заставит себя долго ждать. Гармония всегда и во всем - основа правильного образа жизни. Всем православным в постный день - самые добрые пожелания, сил, терпения, радости.

ВНИМАНИЕ:

Только сегодня, 4 февраля в 20-00(мск) мастер-класс Александра Белановского и Юрия Щербатых “ПРОДАЖА ЧУЖИМИ РУКАМИ”.

Для всех руководителей и собственников бизнеса - очень важно. Быть обязательно!

Все подробности ЗДЕСЬ. Жмите на ссылку и узнаете, как зарабатывать больше, работая меньше.

Церковный пост

Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Отец, Бог.

Ев. от Иоанна 6; 26-27.

Церковный пост есть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Это именно добровольное действие, так как иные причины пищевых ограничений не относятся к этой категории (из-за болезни, бедности, старости и пр.) В самом широком смысле слова, пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.

Посты церковные бывают повсеместными (четыре многодневных «больших поста», три однодневных и «малые» посты - каждую неделю в среду и пятницу). Можно также выделить пост общий, который соблюдается всей Церковью, и пост частный, который человек сохраняет в отношении к самому себе, что бывает или по какому-нибудь обету, или из послушания духовному отцу. В дни поста (дни говения) церковным уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только сухоядение - хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот. В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года. Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят.

Существует пять степеней строгости, поста:

Вкушение рыбы;

Горячая пища с маслом (растительным);

Горячая пища без масла;

Сухоядение;

Полное воздержание от пищи.

Пост слагается из трех составляющих: времени, количества и качества.

Что касается времени, то согласно Ветхому Завету пост длился все светлое время суток до вечера. Новый завет не столь категоричен по отношению к времени суток или продолжительности поста. Поэтому каждый верующий выбирает для себя собственный вариант воздержания. Некоторые люди воздерживаются от пищи до вечера, другие не вкушают пищи и вечером, особенно в среды и пятницы Святой Четыредесятницы. Иные подражают примеру апостола Павла, который не ел и не пил три дня, а особо верующие из любви ко Христу отказываются от пище в продолжении пяти дней с понедельника до субботы, воспоминая пять язв страждущего Иисуса Христа.

Вторая принадлежность поста определяется количеством употребляемой пищи.
Согласно церковным представлениям, пребывающему в посте следует употреблять пищи столько, сколько требуется ее только для поддержания сил для укрепления и поддержания сил постящегося, но не для пресыщения. Но так как один человек при этом работает, а другой отдыхает, то пищи им для этого нужно разное количество. Поэтому Церковь не определила для всех одинаковой меры при употреблении постной пищи.

Третья принадлежность поста состоит в качестве пищи. Какую же пищу должен употреблять постящийся: мясную ли или рыбную, должен ли он есть только овощи или и фрукты? Как надо относиться к животной пище, т.е. сыру, коровьему маслу, молоку и яйцам? По этому вопросу среди верующих встречаются большие разногласия. Если человек полагает себя глубоко верующим, то он должен обязательно уточнить свой рацион во время поста или у своего духовника, или обратиться к трудам призванного церковного авторитета в этой области.

Чтобы показать, насколько сложными и детальными бывают инструкции по применению поста, приведем отрывок из сочинения митрополита Стефана Яворского на эту тему, касающийся Великого Поста.

«Начинается Великий пост за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Первая установлена в честь сорокодневного поста Христа, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней его земной жизни. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней. Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после “Недели мытаря и фарисея” (“неделя” по-церковнославянски означает “воскресенье”). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло.

Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в “Неделю мясопустную” - воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют “Неделей сыропустной”.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот), вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам».

В заключение следует отметить, что согласно воззрению Церкви, пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Церковный пост не самоцель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку .

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2063) раз