Верно суждение о социальных институтах. Проверочный тест по обществознанию (профльный уровень) "Социальные институты"

ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) многоаспектность и целостность

Ответ: 2456

2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12221

3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

4) государственная гарантия банковских вкладов

5) строительство заводом жилья для рабочих

6) создание новых рабочих мест

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

Ответ: государство

5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12121

7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

Наличие ролевой системы — определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны — Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

8. В познании общества, в отличие от познания природы

1) не выдвигается гипотез

2) значима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21122

12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В узком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Ответ: 245.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Социальное познание — познание общества и человека.

2) Специфика социального познания:

а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

д) ограниченность сферы применения эксперимента.

3) Основные методы социального познания:

а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4) Функции социального познания:

а) выявление причин и следствий социальных процессов;

б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

в) использование результатов при осуществлении социального управления;

г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

Происходит рост численности городского населения

Устная информация преобладает над письменной

Интенсивно развивается инфраструктура

Широко распространяются научные знания

Господствует натуральное хозяйство

6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32132

7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

Ответ: 156.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 22121

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

Развитие сферы услуг

Рост численности рабочего класса

Отсутствие социальной стратификации

Использование информационных технологий

Новые интеллектуальные возможности

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32311

11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры , под которыми они указаны.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21121

13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

3) психические качества личности

4) формирование наций

5) создание новых научных направлений

6) способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ: 145.

2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21112

3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 12122

5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: деятельность.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Ответ: 721685

8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла - 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ: 3456

9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение испанского языка

2) покупка туристической путевки

3) общение в Интернете

4) чтение книг об Испании

5) знатоки испанского искусства

6) путешествие по Испании

Ответ: 1234

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

Ответ: Способности

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны.

Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

Индивид — единичный представитель человечества

К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 32123

14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

Ответ: 1345

16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

Б) правительство одобрило введение новых тарифов

В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) особенность

2) способности

3) личность

5) общество

6) задатки

7) общение

8) деятельность

Ответ: 1938756

18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

1 группа

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ___________ (А). главными социальными институтами являются ____________(Б), семья, наука, образование, религия, бизнес. ___________ (В) не следует отождествлять с конкретными организациями, социальными группами или сообществами. Например, институт ___________ (Г) не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций социальных институтов предполагает организованные формы___________ (Д) людей. Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь порождает и изменяет социальные институты. Развитие социальных институтов продолжается в ходе __________ (Е) общества».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов: частный бизнес, государство, подсистема, функции, социальный институт, объект, эволюция, общественные потребности, совместная деятельность.

  1. К признакам социального института относят наличие системы норм, традиций, обычаев, которые регулируют ту или иную деятельность.
  2. Социальные институты – это одна из форм осуществления познавательной деятельности людей.
  3. Социальные институты действуют в социальной сфере жизни общества и отсутствуют в других сферах.
  4. Формирование социальных институтов связано с исторически сложившимися формами совместной деятельности людей.
  5. Социальные институты как особое общественное явление формируются при переходе от традиционного к индустриальному обществу.
  1. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны .
  1. Семья партнерского типа предполагает разделение и ее жесткое закрепление за членами семьи их обязанностей.
  2. В многопоколенной семье бабушки, дедушки, братья, сестры со своими семьями живут сообща, под одной крышей.
  3. Мнение детей учитывается при принятии семейного решения в семье традиционного типа.
  4. Престижная функция семьи выражается в организации семейного досуга.
  5. Семья – это малая социальная группа, основанная на родстве, браке или усыновлении (удочерении).

2 группа

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как _____________ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются _____________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную,

Политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _____________ (В) общества. _______________ (Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____________ (Д), а также управление совместной ____________ (Е) людей.

Список терминов: целостность, система, общество. Социальные блага, сфера, производство, культура, социальные институты, деятельность.

  1. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. Институты общества всегда зависят от воли и желаний людей.
  2. Институт общества представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений.
  3. Институты общества выступают опорными точками социального порядка.
  4. Эволюция институтов общества приводит к тому, что современный социум характеризуется однообразием и упрощением системы институтов.
  5. Основополагающей функцией институтов общества является удовлетворение насущных жизненных потребностей социума.
  1. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.
  2. Для семьи демократического (партнёрского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.
  3. Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.
  4. Нуклеарная семья состоит из родителей (родителя) и детей.
  5. Появление семей партнёрского типа обусловлено в первую очередь сокращением числа работающих женщин.

Проверочный тест к уроку «Социальные институты».

1. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Современное общество отличается низкой степенью институциализации.

Б. Социальный институт - это устойчивый комплекс норм, регулирующих

определенные сферы деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

(1 балл)

2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к

понятию «социальный институт».

1) семья; 2) бизнес; 3) наука; 4) акция; 5) налоги; 6) право.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под кото-

рыми они указаны . (1 балл)

3.(В3). Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)государство

Б) религия

В) образование

Г) производство

Д) семья

1)экономика

2) политика

3) духовная культура

4) социальные отношения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсут-ствует один символ)

4 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _____(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _____(Б) общественной жизни и соци-альные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необхо-димую _____(В) общества. _____(Г) в каждой из подсистем решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _____(Д), а также управление совместной ______(Е) людей».

1) целостность 6) производство

2) система 7)культура

3) общество 8) социальные институты

4) социальные блага 9) деятельность

5) сфера

(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсутствует один символ)

5 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосоче-таний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «______(А) институт» употребляется достаточно широко. Говорят об инсти-туте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте ______(Б)власти, институте религии и т.д. Это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных обществен-ных______(В). Строится эта деятельность на основе определенных_____(Г), правил. Институты призваны организовать совместную деятельность людей в целях удовлетво-рения тех или иных социальных______(Д). Так, институт семьи удовлетворяет по-требность в______(Е)человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями»,

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    целостность 6) потребность

    система 7) функция

    общество 8) государственный

    социальный 9) норма

    воспроизводство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

(2 балла- нет ошибок, 1 балл – допущена 1 ошибка или в верной комбинации отсутст-вует один символ)

6 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3 балла – формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы)

2 балла - формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Один из пунктов плана детализирован а подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

1 балл - формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

Ответы:

Социальный институт - внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общест-венные институты и люди по одиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Акция (эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остаю-щегося после его ликвидации) и.налог (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований) не подходят под это определение.

4.Акция - это ценная бумага.

5.Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж.

Два этих термина не подходят под определение «социальный институт».

А2

Б3

В3

Г1

Д4

Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма ор-ганизации совместной деятельности людей.

Экономическая сфера связана с производством, обменом, потреблением материальных благ. Ее институты: деньги, капитал, собственность, произ-водство.

Политическая сфера включает в себя управление и руководство в обществе. Ее институты: власть, разделение властей, суд, государство.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Ее институты: семья, брак, материнство.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Ее институты: церковь, школа, театр, образование, религия.

251

849

Исходя из контекста, последовательность является единственным правиль-ным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов. 2,5,1,8,4,9

487

965

Исходя из контекста, последовательность является единственным правиль-ным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

487965

1. Понятие социального института (социальный институт как постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения).

2. Характеристики социального института:

а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;

б)осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фунда-ментальных потребностей общества;

в)осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;

г) является устойчивой формой организации деятельности;

д) складывается исторически.

3. Основные социальные институты:

а) институт семьи и брака;

б) политические институты (государство, партии и др.);

в) экономические институты (производство, обмен и др.);

г) институты науки, образования и культуры;

д) институт религии.

4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества).

Всего 11 баллов.

6-7 баллов – «3»

8-9 баллов – «4»

10-11 баллов – «5»

Обществознание. Профиль. 11 класс.

ЕГЭ по обществознанию 2018. Вариант 102. Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

№1 Запишите слово, пропущенное в таблице.Многообразие политических партий

Ответ: Либеральная

Пояснения: Либеральные партии отстаивают идею индивидуальной свободы.

№2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание .
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.

Ответ: юридическое лицо

Пояснения: Юридическое лицо — обобщающее для все остальных понятий.

№3 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 56

Пояснения: Назначение учетной ставки, эмиссия денег — функции Центрального банка.

№4 Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Ответ: 135

Пояснения: Социализирующая функция — функция социальных институтов, упорядочиваемые действий людей делает стабильность.

№5 Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПОТРЕБНОСТИ
А) в общественном признании
Б) в общении
В) в утолении голода и жажды
Г) в самосохранении
Д) в труде

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) биологические (естественные)

Ответ: 11221

Пояснения: Выполнить задание можно рассуждая логически.

№6 Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры , под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

Ответ: 356

Пояснения: Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

№7 Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
2) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.
3) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.
4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
5) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

Ответ: 135

Пояснения: Суждения о мировой экономике: Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

№8 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) налог на имущество организаций
Б) водный налог
В) транспортный налог
Г) торговый сбор
Д) акциз

ВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ
1) региональные
2) местные
3) федеральные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 13123

Пояснения: Федеральные (НДС, акциз, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

№9 Фирма оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плата за охрану офиса
2) приобретение моющих средств
3) оплата транспортных услуг
4) выплата сдельной заработной платы работников
5) обслуживание банковского кредита
6) арендная плата за офис фирмы

Ответ: 156

Пояснения: Издержки фирмы в краткосрочном периоде: плата за охрану офиса, обслуживание банковского кредита, арендная плата за офис фирмы.

№10 На рисунке отражено изменение спроса на парусные яхты на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1.
(P – цена; Q – количество.)

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) В 2007 г. доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2) Равные доли опрошенных обеих групп затруднились с ответом.
3) В 2007 г. равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить.
4) В 2017 г. доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам.
5) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, сократилась за 10 лет.

Ответ: 125

№13 Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
3) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
4) Государство любого типа обладает монопольным правом на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

Ответ: 234

Пояснения: Суждение: Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны — очень часто встречается в заданиях ЕГЭ, как верный ответ.

№14 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ
А) осуществление управления федеральной собственностью
Б) объявление амнистии
В) осуществление мер по борьбе с преступностью
Г) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации
Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Государственная Дума
2) Конституционный Суд РФ
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31323

Пояснения: Для выполнения используется знание Конституции.

№15 В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права
2) отражение хода избирательной кампании в СМИ
3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты
4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах
5) проведение голосования по спискам политических партий
6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

Ответ: 456

Пояснения: Введение 7%-ного избирательного барьера — относится к пропорциональной избирательной системе.

№16 Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ Запишите цифры , под которыми они указаны.
1) занятие предпринимательской деятельностью
2) защита Отечества
3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях
4) сохранение исторического и культурного наследия
5) обращение в органы государственной власти

Ответ: 234

Пояснения: К онституционным обязанностям гражданина РФ: защита Отечества, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, сохранение исторического и культурного наследия.

№17 Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие положения.
1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
2) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.
3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные не имущественные отношения.
4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право.
5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.

Ответ: 234

Пояснения: Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними не имущественные отношения.

№18 Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Б) Виктория К. нашла более престижную работу.
В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.
Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.
Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1) инициатива работника
2) инициатива работодателя
3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31223

Пояснения: Задание можно выполнить рассуждая логически.Виктория К. нашла более престижную работу. Это выгодно работнику.

№19 Леонид Васильевич работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) расследовать преступления
2) изготовлять копии документов и делать выписки из них
3) давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции
4) представлять и защищать интересы доверителя в суде
5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
6) удостоверять брачный договор

Ответ: 236

Пояснения: Действия, входящие в круг полномочий нотариуса: изготовлять копии документов и делать выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции, удостоверять брачный договор.

№20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве и (или) кровном родстве, совместном ведении ________(Б), моральной взаимной ответственности и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. К её основным функциям относится также организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) супружество
2) репродукция
3) брак
4) контроль
5) институт
6) хозяйство
7) норма
8) семья
9) мобильность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: 862743

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные
нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

(Б.А. Исаев)

№21 Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Ответ: 1) На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. 2)Автор приводит пример излишней социальной мобильности: Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах. 3)Показатели, по мнению автора, не влияющие на положение человека в демократическом обществе: предписанный статус, национальность.

Пояснения: Можно написать вероисповедание вместо предписанного статуса или национальности.

№22 Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?

Ответ: Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений. В демократическом обществе социальную мобильность сдерживает механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Пояснения: Можно написать уровня жизни населения вместо уровня развития общества или экономической конъюнктуры, или демократичности отношений.

№23 Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Образование (Выпускница университета физико-математического факультета Евгения Соколова поступила в аспирантуру и после окончания и защиты кандидатской стала кандидатом технических наук). 2. Профессиональная деятельность (ведущий менеджер компании «Экватор» Александр Титов трудолюбивый и исполнительный получил повышение и его назначили директором отдела). 3. Брак (Девушка Наталья Горелова вышла замуж за хозяина крупного торгового центра «Карат» Олега Бородина, социальный статус Наталии повысился).

Пояснения: В данном задании надо показать конкретные иллюстрирующие примеры, с именами и названиями.

№24 Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

Ответ: 1)При искусственном ограничении социальной мобильности не обновляются социальные структуры. Переходя в более высокую страту, индивиды приносят новаторство, стремятся к более совершенным формам жизни, увеличивают конкуренцию.2)Индивиду, при искусственном ограничении социальной мобильности, нет возможности раскрыть свои таланты, личные качества, их возможно развивать только более высоких слоях населения. 3)Негативное последствие искусственного ограничения социальной мобильности, выразится в том, что из-за недоступности некоторых конкретных благ для более низких социальных слоев, вырастет социальная напряженность, агрессивность, станут расти социальные конфликты.

Пояснения: В ответе должна присутствовать конкретная причино-следственная связь.

№25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.

Ответ: Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном изменении и преобразовании. 1. Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели. 2. Цель - это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Пояснения: Определения рекомендуется учить.

№26 Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Капитал (Уменьшение цен на энергоносители в стране Н. сделало рентабельными многие энергоемкие производства, предложение товаров которых увеличилось).

2. Труд (Профсоюзы в стране Н. добились повышения размера минимальной зарплаты, поэтому существенно увеличились затраты производителей. Следовательно, некоторые производители повысили цены и снизили предложение товаров).

3. Земля (В стране Н. вследствие нестабильной экономической ситуации владельцы сельскохозяйственных участков повысили цену их аренды. В результате производители натуральных продуктов повысили цены и уменьшили предложение товаров).

Пояснения: В ответе можно было указать другие примеры, очень важны собственные рассуждения. Можно было показать не понижение, а повышение цен.

№27 В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

Ответ: 1. Форма государственного (территориального) устройства государства Z — это федерация.

2. Факт, на основе которого установили. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3. Два признака федерации не названые в условии задачи: Двухпалатная структура парламента. Существование двух систем органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов федерации.

Пояснения: Из условия задачи нужно выбирать факты, относящиеся к государственному территориальному устройству.

№28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Альтернативная гражданская служба в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

    1. Понятие альтернативной гражданской службы
    2. Срок альтернативной гражданской службы
      • 21 месяц (включая два отпуска).
      • 18 месяцев (для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов).
    3. Основные замены воинской службы по призыву АГС
      • Несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
      • Гражданин относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами
    4. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане
      • Имеют основания для освобождения от призыва на военную службу
      • Не подлежат призыву на военную службу
      • Имею основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу
    5. Место прохождения гражданами альтернативной военной службы
      • В организациях, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала
      • В организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов
    6. Признаки, которые учитываются при определении вида работы, на которой может быть занят гражданин, направленный на альтернативную гражданскую службу

Пояснения: При подготовки рекомендуется обязательно выучить основания замены воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

№29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом.

29.1 Философия «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло». (Й. Хейзинга)

29.2 Экономика «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

29.3 Социология, социальная психология «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4 Политология «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

29.5 Правоведение «Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)

Ответ:____________________

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности .

Ответ:____________________

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт».(запишите в ответ цифры)

1) спор; 2) пособник; 3) партнёрство; 4) противоречие; 5) под­стрекатель; 6) мобильность.

Ответ:______________________

Выберите верные суждения о социальных институтах

1. Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие - появляться.

3. Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4. Социальные институты - это определенные стереотипы человеческого поведения.

5. Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

Ответ:____________________

Установите соответствие

А Б В Г Д

6 . Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей - различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером?


1. мировоззренческая

2. социальная

3. познавательная

4. производительной силы

5. прогностическая

6. гносеологическая


Ответ:____________________

Выберите верные суждения о деятельности человека

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Ответ:____________________

Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами

А Б В Г Д

9. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа?

1. внедряются компьютерные технологии

2. формируется класс промышленных рабочих

3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества

4. существует разделение труда

5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство

6. происходит концентрация производства

Ответ:____________________

10. В школе был проведён опрос учащихся старших классов. Им задавали вопрос: «Что такое мораль? Какую роль она играет в регулировании общественных отношений в современном обществе?» Результаты опроса представлены в таблице. Какие выводы можно сделать?

1) Почти каждый шестой ученик школы не понимает разницы между моралью и правом.

2) Большинство опрошенных учащихся правильно понимают сущность морали.

3) Примерно каждый четвёртый уверен в том, что нормы мо­рали безнадёжно устарели, они уже не регулируют поведе­ние людей.

4) Большинство школьников отождествляют понятия «мо­раль» и «этикет».

5) Абсолютное большинство респондентов правильно указа­ли способы обеспечения действия моральных норм в обще­стве.

6) Опрошенные школьники считают, что нормы права явля­ются более значимыми в современном обществе, чем нор­мы морали.

Ответ _________________.

11. Выберите верные суждения, характеризующие процесс модер­низации.


1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над лич­ностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме. Какие выводы можно сделать из полученных результатов?

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13. Выберите верные суждения о глобальной политической про­блеме.

1) Международный экстремизм и терроризм являются на­иболее опасными проявлениями глобальной политической проблемы.

2) Утрата традиционных ценностей и культур способствует ре­шению глобальной политической проблемы.

3) Факт загрязнения Мирового океана нефтепродуктами ил­люстрирует проявление глобальной политической пробле­мы современности.

4) Глобальная политическая проблема заключается в углубле­нии разрыва в уровне развития между бедными и богатыми странами.

5) Возникающие по всему миру новые очаги вооружённых конфликтов свидетельствуют об обострении глобальной политической проблемы.

Ответ: _________________

Установите соответствие

А Б В Г Д

15. Выберите верные суждения о свойствах, отражающих биоло­гическую природу человека.

1) Способность человека создавать новые орудия труда опре­деляется наследственными свойствами.

2) Общение при помощи языка - биологический признак человека.

3) Способность человека к мыслительной деятельности пре­допределена природой.

4) Обладание инстинктом самосохранения отличает человека от других представителей живой природы.

5) Возможность приспосабливаться к условиям среды - био­логическое свойство человеческого организма.

Ответ: _________________

Установите соответствие

А Б В Г Д

17. Японское общество отличает приверженность истории, тради­ции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые техно­логии, современная техника не препятствуют традиции. Найдите в приведённом перечне признаки, позволяющие ут­верждать, что и в современной Японии сохраняются элемен­ты традиционного общества.

1) Японцы уважают и почитают императора, символизирую­щего единство нации.

2) Многие жители Японии являются приверженцами синто­изма, древней религии, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.

3) Японцы создают искусственные острова из мусора и возво­дят на них небоскрёбы.

4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, от­мечают старинные семейные праздники и обряды.

5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным автомагистралям.