Самостоятельные игры в доу. Развитие самостоятельной деятельности во время игр

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Составитель: , заведующая библиотекой МОУ СОШ № 7 г. Якутска

Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

Экономическая нестабильность, социальная дезорганизованность , озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания, негативно сказываются на воспитании детей. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют достаточно быстро изменить свои воспитательные взгляды и приемы. Отсюда и небывалая потребность в педагогической помощи, знаниях, советах, и возрастающий к ней интерес современном обществе.

В школе немало хороших семей, которые осознают высокую родительскую миссию, недаром народная мудрость гласит, что добрая семья прибавит разума-ума. Но есть родители, не имеющие возможности пользоваться специальной литературой, не владеющие культурой и тактикой общения с детьми с учетом их психологических возрастных особенностей, мало интересующиеся школьными проблемами ребенка ввиду занятости и недостатка времени. Вследствие этого они не могут объективно оценить создавшуюся неблагоприятную ситуацию, правильно отреагировать и вовремя принять соответствующие меры.

Молодым современным родителям для эффективного воспитания детей необходимо овладеть знаниями, которыми владеем мы, педагоги, окончившие специальные высшие учебные заведения, так как по мнению психологов «основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а родители» (А. Фромм).

Тематическое родительское собрание как универсальное средство пропаганды педагогических знаний и взаимодействие семьи и школы может оказать неоценимую помощь. Педагог общеобразовательного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и наставник родителей, которые нуждаются в помощи школы и опытных учителей. Действительно, воспитывать надо уметь и воспитывать надо учить.

С целью педагогического просвещения, положительного воздействия на наших детей – наших учеников и в будущем родителей, эффективного взаимодействия семьи и школы, рекомендуем тематику классных родительских собраний.

Исходя из того, что младшие школьники полностью доверяют своим родителям, сфера нравственного воздействия семьи на ребенка очень широка, родителей учеников начальных классов надо научить по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться и подчиняться новым правилам жизни, предъявляемым школой, учителем, одноклассниками, а также строить положительный психологический контакт с ребенком-учеником.

Темы для родителей учеников начальной школы

1. В семье школьник. Правила поведения в школе и дома.

2. Личная гигиена и режим дня.

3. Культура поведения в общественных местах воспитываются в семье.

4. Культура внешнего вида.

5. Как защитить ребенка от преступных посягательств дома и на улице.

6. Психовозрастные особенности младшего школьника.

7. Учить детей доброте. Азбука нравственности.

8. Опасность никотина на растущий организм.

9. Досуг ваших детей.

10. Ответственность родителей за воспитание своих детей.

11. Как помочь ребенку учиться, контролировать выполнение домашнего задания.

12. Безболезненная адаптация к новым социальным условиям.

С приближением подросткового возраста у родителей возникают новые проблемы; подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Это во многом определяет его поведение. Через внутренние конфликты с самим собой и окружающими. Через внешние срывы и достижения он приобретает чувство взрослости, переживает начало становления себя как личности. Несмотря на внешнее противодействие взрослым, он все же испытывает потребность в поддержке, помощи, понимании старшего друга. Поэтому родителей учеников среднего школьного возраста необходимо нацелить на психологически верную воспитательную позицию и дисциплинирование подростка без риска потерять контакт и испортить отношения.

Темы для родителей учеников среднего школьного возраста

1. Моральный Кодекс школьника. Единство требований в школе и дома.

2. Взаимоотношения в семье: умение свести к минимуму конфликты и прийти на помощь в случае необходимости.

3. Как обучать детей правилам безопасного поведения.

4. Последствия алкоголя на растущий организм.

5. Профилактика правонарушений.

6. Человек среди людей. Взаимоотношения с окружающими.

7. Учить культуре внешнего вида, как составной части имиджа.

8. Помочь ребенку снять психическое напряжение.

9. Проблема наркомании и токсикомании.

10. Проблема переходного возраста.

11. Помочь ребенку учиться.

12. Свободное время подростка и неформальное общение со сверстниками.

13. Права, обязанности и ответственность родителей за воспитание и образование детей.

Закономерность и острая проблема юношеского возраста – перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, взаимопонимании , неуклонно растущем равенстве. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей, особенно в сложной житейской ситуации. Выступая в качестве друга, можно значительно облегчить детям поиск места в системе новых взаимоотношений , помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. В целом родителям можно посоветовать взрослый уровень отношений со взрослыми детьми на основе взаимоуважения и взаимодоверия в разумных пределах, поскольку ответственность за их проблемы лежит все-таки на взрослых.

Темы для родителей старшеклассников

1. Взаимоотношения с работниками правоохранительных органов.

Ваши права.

2. Как помочь выпускникам сдать экзамены без дистресса.

3. Как добиться успеха. Культура делового человека.

4. Научить тактике поведения в стрессовой ситуации.

5. СПИД и венерические болезни.

6. Взаимоотношения юношей и девушек.

7. Культура общения со взрослыми детьми. Психовозрастные особенности.

8. Выбор профессии.

Информация такого плана внесет осознанность в действия родителей, придаст их влиянию на детей более целесообразный характер, повысит уровень положительного отношения к школе, убедит в том, что только единство семьи и школы приведет к должному воспитательному эффекту.

Таким образом, мы могли бы решить одну из задач общеобразовательного учреждения: формирование у родителей убеждения в их решающей роли в воспитании, ведь главным образом через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее непреходящее значение.

Седых – залог здорового образа жизни. – Якутск: Изд-во ИПКРО,

Только вместе с родителями,

общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

В.А.Сухомлинский

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ


УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ - это форма психолого-педагогического просвещения родителей.

Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.

Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.


ЛЕКЦИЯ - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.


При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр.

Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания.

Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности подростков», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании и т. д.


КОНФЕРЕНЦИЯ - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.

Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.


Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три - четыре. Затем предоставляется слово всем желающим.

Итоги подводит ведущий конференции.


ПРАКТИКУМ - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей – воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.


Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в учебном заведении.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИССКУСИЯ (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.

Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.


Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей).

Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии - чье это дело?».


РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ

КОНСУЛЬТАЦИИ

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление об учебных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого учащегося.


В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.

Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.


ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни студента.

Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.


ПЕРЕПИСКА С РОДИТЕЛЯМИ - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.


Темы для родителей учеников начальной школы

1. В семье школьник. Правила поведения в школе и дома.

2. Личная гигиена и режим дня.

3. Культура поведения в общественных местах воспитываются в семье.

4. Культура внешнего вида.

5. Как защитить ребенка от преступных посягательств дома и на улице.

6. Психовозрастные особенности младшего школьника.

7. Учить детей доброте. Азбука нравственности.

8. Опасность никотина на растущий организм.

9. Досуг ваших детей.

10. Ответственность родителей за воспитание своих детей.

11. Как помочь ребенку учиться, контролировать выполнение домашнего задания.

12. Безболезненная адаптация к новым социальным условиям.

Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний. (слайд № 1)

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Напомним, что психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На пятом году жизни приобретённый детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создаёт условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Главными педагогическими задачами становятся: (слайд № 2)

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;
  • обогащение содержания игровых действий;
  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). (слайд № 3)

В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

(слайд № 4)

Взрослый постоянно заботится об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несёт меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадётся хитрая лиса и др.

В течение дня дети по инициативе педагога и самостоятельно включаются в новые виды игры-экспериментирования (с природными объектами, с животными и людьми), обучающие (учебно-предметно-дидактические) и досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры. Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

В дидактических играх дети активно пользуются словарём в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают: (слайд № 5)

  • сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);
  • «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
  • установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;
  • составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);
  • формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Предметно-игровая среда(слайд №6)

С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности педагога.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать что игра «уходит» из детского сада. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Игру зачастую сворачивают в угоду занятиям. Не во всех дошкольных учреждениях соответствующим образом организована предметно-развивающая игровая среда. В частности, проведенное в Москве обследование пятилетних детей показало, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. К этому следует добавить и позицию родителей, которые считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением и, невзирая на советы специалистов, стараются начать обучение своих ребятишек как можно раньше.

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

В нашем детском саду самостоятельным играм отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения педагогов постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому мы в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. (слайд № 7, 8, 9, 10, 11)

Прежде чем повлиять на ход игры, мы каждодневно не только наблюдаем детские игры, но и учимся «видеть игру». Нам важно знать, во что играют и как играют. А играют они в «солдат будущего», сооружают «макробазы», осваивают «космос» и «подводный мир» с помощью компьютерной техники, устраивают «конкурсы красоты». В играх ярко проявляется стремление дошкольников жить общей со взрослыми жизнью, невзирая на то, что общественная значимость отдельных ее сторон им пока недоступна.

Вот подгруппа дошкольников затеяла сюжетно-ролевую игру «Улицы нашего города» . Мальчики построили автодорогу, расставили дорожные знаки, установили светофор, разметили пешеходные дорожки. «Дорожный инспектор» занял свое место в центре, недалеко от пешеходной дорожки. Игра началась. Машинами управляли «шоферы» (Даня, Андрей, Тимофей). Они перевозили «ценный груз». Периодически останавливались у «бензоколонки», расплачиваясь непременно «валютой».

Далее у ребят возникает идея построить подземный гараж, в котором можно оставить машины, сделать ремонт. «Механик» Егор за ремонт машин тоже требовал «валюту». Тех, кто не соглашался с такими требованиями, лидеры исключали из игры. Повторялись одни и те же действия… Игра постепенно начинает мальчикам надоедать, и на второй день сюжет исчерпывается.

Оставить без внимания такую игру? Тогда она не выполнит своих воспитательных функций, прежде всего – нравственных.

Теперь самое время подключить фантазию. Говорим: «Закончилось строительство новой автодороги. По ней из аэропорта в Москву пойдет поток автомашин, понадобится много бензина для заправки: вот и устанавливаем бензоколонки, чтобы всем машинам хватило бензина и они не скапливались бы в одном месте. А теперь повесим объявление о приеме сотрудников для работы на бензоколонке». Мы не сомневались, что Егор предложит свою кандидатуру на роль бензозаправщика. «Да, – отвечаем, – у тебя есть опыт, но мы боимся, что у твоей бензоколонки никто не остановится: ты же не принимаешь для оплаты наши рубли». После небольшой дискуссии, в которой выяснилось, что же такое валюта, Егор был утвержден на роль бензозаправщика.

Тут же у детей возникает организовать пост ГАИ. Артем пригласил к себе в помощники еще двух «дорожных инспекторов». В игру включились почти все мальчики. Девочки – Настя и Ксюша – сделав себе бумажные шапочки с эмблемой такси, помчали свои автомашины по дороге. Пост ГАИ среагировал немедленно, остановил нарушителей и потребовал у водителей права. Девочки растерялись. Поняв ситуацию, «подъезжаем» к горе-водителям и советуем им сдать экзамен по правилам дорожного движения. Так сюжет дополнился «Школой молодого водителя», где роли экзаменаторов исполняли и мальчики, и девочки.

Таким образом, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. Ребенок выходит за пределы привычных сюжетов. Игра становится много-сюжетной, много-персонажной. В ней принимают участие, как лидеры, так и малоинициативные дети. У ребят наблюдается устойчивый интерес к игре: одна игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. (слайд № 12)

Если вы читали книгу Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», то наверняка вас затронула мысль о том, что «…в одном взрослом сидят по крайней мере два субъекта. Один – «взрослый как взрослый». Он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы. Другой – «взрослый как ребенок». Он – идеальный партнер по играм и шалостям, он – прекрасный актер, он взрослый – как равный».

Эти два взрослых – оба – очень важны для ребенка. Если занять позицию «взрослый как взрослый», то хочется сказать: «Признайте ПРАВО ребенка на игру!» А с позиции «взрослого как ребенка» - сказать самое главное: «ПОЙМИТЕ нас, и мы ПРИМЕМ вас в волшебную страну под названием «ИГРА». (слайд № 13)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 363 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Выступление с использованием презентационного материала на тему:

«Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила: старший воспитатель

Чинилова Ю.Н.

  • 1. Всё оборудование в группе подобрано согласно возрастным особенностям детей. Размещено оборудование рационально, удобно для детей.
  • 2. Во второй половине дня дети отдают предпочтение следующим играм - сюжетно-ролевым, строительным, подвижным, настольным.
  • 3. По инициативе воспитателя возникали сюжетно-ролевые игры: она предлагала новые игровые действия, новые роли, вносила дополнительное оборудование. Также воспитатель организовывала дидактические игры с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
  • 4. По инициативе детей возникали подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры. Дети увлеченно конструировали, мальчики строили различные гаражи, дома; девочки предпочитали строить замки, дома для кукол. Некоторые дети любят раскрашивать. Они располагаются так, чтобы было видно, как играют другие ребята.
  • 5. В играх дети чаще всего воспроизводили сюжеты из обыденной жизни (поход в магазин, парикмахерскую, больницу; праздники).
  • 6. Дети подражали домашним делам своих родных, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. В одной и той же игре часто сочетались элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу в больницу; родители с детьми идут на праздник и т.п.
  • 7. Часто структура сюжета была однотемной, но многоперсонажной.
  • 8. Иногда в настоящую работу дети вводили игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращался в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становился дворником.
  • 9. Роли распределялись исходя из половой принадлежности ребенка. Мальчики не хотели брать на себя роль девочек. Девочки также неохотно относились к ролям, где они могут играть роль персонажа противоположного пола.
  • 10. Ведущие игровые интересы детей: не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо был замечен интерес к играм с общественной тематикой.
  • 11. Своеобразие планирования руководства творческими играми в группе заключалось в том, что педагог старался организовать деятельность детей таким образом, чтобы в процессе игры дети познавали мир, всесторонне развивались.

Уровень развития умений в творческой игре

«От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Фактические игровые умения

Качалова Леонида

Желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Лёня часто проявляет желание организовать своих сверстников для сюжетно-ролевой игры.

Умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий.

Неоднократно замечала, что Лёня вносил в сюжет новые действия, приводив пример из своего восприятия окружающего.

Умение: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.

Лёня любит брать на себя ответственность подготавливать необходимые атрибуты для предстоящей игры. Проявлял чуткое внимание к своим сверстникам.

Уметь усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Чтобы не обидеть других детей недостаточным количеством ролей, Лёня придумывал и внедрял в игру новые роли. Или же отдавал свою роль обиженному, по его мнению, сверстнику.

Уметь коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Охотно принимал участие в возведении построек с другими ребятами. Лёня прислушивается к другим ребятам в коллективной работе.

Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

На протяжении практики не удалось пронаблюдать данное умение.

Уметь выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

На репетициях к предстоящему празднику удалось пронаблюдать его поведение в роли солиста.

Уметь выполнять правила игры.

Правила игры всегда соблюдает.

Уметь сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов.

Дидактические игры разного характера не вызывают затруднений. Любит подумать сам, а не просить помощи взрослых.

Иметь такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, у Лёни наблюдаются. В подвижных играх предпочитает честное соперничество.

На основании наблюдения за Леонидом Качаловым и беседы с ним я пришла к выводу о том, что его уровень развития творческой игры высок. Он обладает большинством игровых умений, которые рекомендованы программой «От рождения до школы». Умеет организовать сюжетно-ролевую игру, придумать для её обогащения новые роли и новые действия. Дисциплинирован в соблюдении правил игры. По отношению к другим детям проявляет дружелюбие. Охотно включается и активно работает в группе детей.

Уже давно ни для кого не загадка, что игровая деятельность детей – залог их успешного умственного и физического развития. Именно за счет игровой деятельности детей раннего возраста воспитателям детских садов удается своим воспитанникам за короткий период дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим нас миром, развить много навыков и умений малышей. Очень сложно заставить маленького ребенка решать первые задачи, просто прибавляя цифры. Результат получится более продуктивным в том случае, если к процессу обучения подключить игровую деятельность детей.

Игровая деятельность детей в ДОУ

В последнее время игра в дошкольных учреждениях все больше начинает приобретать прикладной характер. Этому есть несколько объяснений:

  • Игровая деятельность детей раннего возраста – это одно из средств обучения;
  • С помощью игры ребенок учится быть более общительным, а также приобретает недостающую уверенность, находясь в детском коллективе;
  • В результате отсутствия на сегодняшний день игрушек, которые бы дали волю развитию детской фантазии, а также благодаря постоянному наличию тематических комнат, ребенок учится развивать свои творческие способности именно за счет игровой деятельности детей;
  • К сожалению, в современных детских садах найдется очень маленькое количество воспитателей, которые умеют играть с детьми;
  • Нередко бывает так, что воспитатели просто лишены интереса играть с ребенком. Педагоги не стремятся творчески развить ребенка, а просто стараются чем-то занять его до тех пор, пока за ним с работы не придут родители.

Как результат, большое количество времени посвящено обучению, а не самостоятельной игровой деятельности детей, которая является залогом будущего успешного развития каждого ребенка.

Организация игровой деятельности детей в ДОУ, а также специальное обучение педагогов к проведению той или иной игры – это первоочередные задачи, которые постоянно возникают перед воспитателями всех детских садов. Для более эффективной реализации подобных вопросов педагоги постоянно посещают всевозможные мероприятия, на которых поднимаются вопросы об игровой деятельности детей раннего возраста. Здесь речь идет, прежде всего, о семинарах, практикумах, консультациях, мастер-классах, а также проведение занятий, на которых всецело можно обсудить и прочувствовать главные проблемы и цели игровой деятельности детей. Тематическая направленность подобных занятий очень многогранна. Это может быть: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Игра и игрушки в жизни малышей» и многое др.

Благодаря ежегодному проведению дней открытых дверей в дошкольных учреждениях, удается гораздо лучше и эффективнее, заручившись поддержкой и помощью родителей, решить проблемы, связанные именно с игровой деятельностью детей в ДОУ.

Чтобы улучшить самостоятельную игровую деятельность детей, разработаны специальные рекомендации и памятки, которые становятся отличными помощниками для родителей.

Руководство игровой деятельностью детей

В режиме дня детского садика игровой деятельности детей отводится значительный промежуток времени. Задача педагога в этом случае заключается в постоянном подборе и организации новых интересных игр, обновлении художественной литературы и нового игрового материала. Однако для того, чтобы развить самостоятельную игровую деятельность детей, малышей сначала нужно научить играть. Именно поэтому, выполняя любое действие, воспитатели всячески помогают выработать в детях самостоятельность.

Для того чтобы проведение игры действительно получилось и ее задумка осуществилась, руководство игровой деятельностью детей очень необходимо. Воспитатели помогают распределить роли, подсказывают правила игры, а также поддерживают в трудную минуту. Здесь лучше всего быть не строгим руководителем, а стать равноправным участником игровой деятельности детей в ДОУ.

В течение всего пребывания ребенка в детском саду педагоги постоянно обращают его внимание на то, что играть нужно всегда со всеми детьми. Развить правильный характер, а также положительно повлиять на воспитание детей помогает игровая деятельность детей. Воспитатели в процессе игры корректируют поведение своих воспитанников, а не прибегают к наказаниям или строгим запретам. Именно в этом случае очень актуальными становятся игры с четкими правилами, нарушать которые никому нельзя, чтобы не нарушить игру.

Развить самостоятельную игровую деятельность детей удается благодаря играм-соревнованиям, в которых довольно импульсивные дети учатся становиться более сдержанными и послушными.

Без руководства за игровой деятельностью детей не могут обойтись игры-драматизации. С их помощью ребята становятся более открытыми и смелыми, утрачивают чувство трусости и застенчивости. Благодаря диагностике игровой деятельности детей удается проследить возможные пробелы в развитии и восполнить их наилучшим образом. Так, коллективные игры улучшают умение сотрудничать с членами собственной команды, а также правильно взаимодействовать с ними.

Режиссерские игры помогают выявить настоящую сущность ребенка, и как следствие – организовать самостоятельную игровую деятельность детей. Дошкольнику гораздо легче показать собственное Я тогда, когда он находится за маской определенного персонажа.

Очень интересно проходит любая игра только тогда, когда не только ребенок в ней заинтересован, но он чувствует и неподдельный интерес к ней самих родителей. Именно в диагностике игровой деятельности детей можно сформировать и правильно перестроить отношения детей и родителей в игре.

При этом воспитатель должен показать родителям, что игровая деятельность детей раннего возраста очень важна для них.Мама и папа, как и педагог, всячески должны заботиться о развитии своего ребенка, привлекая его к домашним делам, которые также можно сделать полезными и развивающими.

Иногда (в вечернее время) воспитатели проводят руководство за игровой деятельностью детей и их родителей, учат их взаимодействовать друг с другом и приучаться к совместному времяпровождению. В процессе игры ребенок всецело развивается, а также формируется как личность. Часто игра помогает детям не только отдохнуть и отвлечься от сложных заданий, но и сделать интересными какие-то обыденные мероприятия.