Можайское благочиние. Вседневная (будничная) утреня

Вопрос: Почему в большинстве русских монастырей утреня каждый раз совершается вечером сразу после вечерни? Каково литургическое объяснение этой традиции и насколько это правильно?

Ответ: Прежде чем приступить непосредственно к ответу, мне хотелось бы уточнить три момента, вытекающих из вашего вопроса. Во-первых, речь идет не только о «русских монастырях», а о монастырях Русской Православной Церкви, к которым относится большинство монастырей в Республике Молдова, где почти все же служат на румынском языке. Во-вторых, вынужден вас разочаровать, уточнив, что эта уставная аномалия характерна не только для монастырей из этого «канонически-литургического пространства», но и для большинства приходов, особенно в городах. Например, в Кишиневе практически нет ни одного храма, где Утреня совершалась бы утром, даже на приходах «Бессарабской митрополии» (Румынская Православная Церковь). В-третьих, мне хотелось бы избегать слова «традиция», потому что речь идет об относительно новой литургической практике, если сравнивать ее с двухтысячелетней историей Церкви. Если обходить слово «традиция», это позволит нам подходить к решению вопроса более критически, а не фанатично и жестко, и не делать кумира из той или иной литургической практики.

Теперь попробуем конкретно ответить на каждый пункт вопроса, который касается не только Русской, но и Румынской Православных Церквей. И может оказаться, что ответ станет лишь началом обсуждения, так как данная тема представляется чрезвычайно сложной, и в ее рамках невозможно объявить окончательные и общезначимые решения.

1. Практика соединения Вечерни с Утреней предусмотрена в Уставе монастыря Святого Саввы в тех случаях, когда речь идет о «всенощных бдениях» (агрипния) накануне воскресений и больших праздников. (По-русски эта служба называется «всенощным [бдением]». И это звучит тем более нелепо, так как речь идет о службе продолжительностью два-три часа, совершаемой на закате солнца. Для слова «агрипния» в румынском языке есть термин «priveghere». Что же касается некоторых великопостных бдений, то для их обозначения из славянского было заимствовано с искажением слово «denie» (от «бдение»).)

Существует целый ряд объяснений, по которым монахи в Палестине имели обычай совершать такие «бдения» (Подробно об этом можно прочитать в исследовании «Istoria şi rânduiala explicată a Privegherii de sâmbătă seara» / «История и чинопоследование с пояснениями Всенощного бдения в субботу вечером», сноска 10, с. 4). Здесь важно то, что эти бдения были не ежедневными. Когда же они совершались, то были в прямом смысле «всенощными» и продолжались всю ночь, так что Утреня заканчивалась на восходе солнца, как об этом говорится в молитвах и песнопениях в этой части Утрени. Вот почему в Типиконе предусмотрено, что в таких случаях Полунощница не читается, потому что тогда бдение должно заканчиваться Первым Часом, т.е. в первый час дня. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час - в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час — в 15.00. Содержание их псалмов, тропарей и молитв соотносится с тем временем дня, когда они читаются.)

Для небольших праздников или вседневных богослужений, как очень четко прописано в Типиконе монастыря Святого Саввы, Утреню следует совершать утром, и все остальные последования должны совершаться в их естественном порядке. Вечером: Девятый Час, Вечерня и Повечерие, к утру: Полунощница, Утреня и Первый Час, а в первой половине дня: Третий и Шестой Часы, Литургия. Или наоборот: Литургия, Третий и Шестой Часы. (И в наши дни во многих монастырях на Афоне литургия совершается сразу после Первого Часа. После этого монахи отдыхают час-два, и затем совершаются Третий и Шестой Часы.) Таким образом, получаются три цикла, каждый из которых состоит из трех элементов.

2. Если Утреня совершается вечером, задолго до полуночи, а потом после этого некоторые еще и вкушают трапезу, то такое «бдение» не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе. Мы не можем говорить: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», когда на улице темно или солнце едва заходит. Честный и добросовестный священник не может благодарить Бога за то, что он «восстал ото сна» (см. текст двенадцати утренних молитв, совершаемых во время чтения Шестопсалмия.), когда он еще не ужинал и после этого пойдет спать.

Таким образом, совершая Утреню вечером, мы на самом деле служим формально, что по сути является ложью. (Иными словами, вместо «поклонения в духе и истине» — «поклонение по букве и в неправде».) То же самое касается Вечерни, совершаемой утром (особенно во время Великого Поста). В дополнение к этому абсурду, постоянное совершение Утрени, объединенной с Вечерней, неизбежно приводит к изменению последовательности других служб, которое превращается в карикатуру: Девятый Час — Вечерня – Утреня — Первый Час — ужин — Повечерие (с «Общим правилом» и «вечерними молитвами») — сон — («утренние молитвы») — Полунощница — (молебен и/или акафист) – Третий Час – Шестой Час — Литургия — (другой молебен или акафист / те службы, которые указаны в скобках, совершаются не везде). Помимо этих служб, в крупных монастырях есть чин «неусыпаемой Псалтири»* и, разумеется, множество «послушаний»**, которые лишают монаха его келейного правила, что для любого инока просто немыслимо.***

* В большинстве крупных и средних монастырей Русской Православной Церкви, а также в некоторых румынских монастырях, существует практика непрерывного чтения Псалтири. Насельники монастыря по очереди читают из Псалтири, подражая древним египетским монашеским общинам. Но здесь необходимо уточнить три момента: там, где непрерывно читалась/пелась Псалтирь, не было ежедневных храмовых богослужений; этот чин не считался обязательным и совершался только в очень больших общинах (насчитывавших сотни или даже тысячи монахов); студийское и афонское монашество никогда не знало такой практики, включая в чин служб по три кафизмы в день и, таким образом, прочитывая всю Псалтирь за неделю.

** Было бы правильнее называть их «служениями» (по-гречески «diakonima»). Разумеется, эти служения являются проявлением послушания. Однако это не означает, что служение само по себе является послушанием, или если ты хорошо служишь, значит ты хорошо слушаешься. И представление о том, что «послушание выше поста и молитвы», следует понимать в том смысле, что выше поста и молитвы не работа/служение, а такое послушание, которое подразумевает отсечение собственной воли и подчинение воле настоятеля и других братий. К сожалению, в нашем монашестве, понимание всего этого серьезно искажено.

*** Все древние и новые монашеские правила уделяют особое внимание духовному деланию в кельях, где монах духовно возрастает, пребывая в уединении с Богом. Поэтому афонское монашество (как и любая древняя форма иночества) не предусматривало того, чтобы монахи жили по двое-трое в одной келье, но каждый обязательно уединенно. Более того, основная часть молитвенного канона и духовное чтение предназначена для духовного делания в келье, а общие богослужения вращаются вокруг Литургии и как бы усовершенствуют личное правило.

В данном случае я вовсе не хочу сказать, что монахам и простым христианам не надо молиться больше (наоборот!). Я лишь хотел подчеркнуть тот факт, что в некоторых местах, возможно, под влиянием некой разновидности коммунизма, не делают разницы между общей молитвой Церкви и частной, которая может отличаться у людей как по количеству, так и по качеству.

3. Та схема служб, которая широко практикуется в Русской Православной Церкви, попросту нелепа. И акцент делается не на времени каждой отдельной службы, а на ее обязательном прочтении независимо от часа или того, с какой «скоростью» она вычитывается. (В прошлом каждая служба совершалась в положенный час. Монашествующие предпочитали молиться более кратко, но чаще. Между этими совместными молитвами у каждого было свое внутреннее молитвенное делание (умная/ сердечная молитва).) Более того, если смотреть в глубину, вышеприведенная схема на самом деле содержит 4-6 «утрень» в один литургический день, одни неполные, из которых две служатся вечером, остальные утром. Здесь имеется в виду «схема утрени» с исторической точки зрения, когда в соборах и на приходах в Византии она сокращалась до нескольких псалмов и «Контакиона» (Petre Vintilescu, Poezia imnografică, Bucureşti, 1937.), т.е. акафист (утреня + акафист = 2 утрени: одна монастырская, другая древняя приходская. Исключение в субботу пятой недели Великого поста на самом деле подтверждает это правило, так как в Триоди уже отражено наложение этих двух видов утрени, осуществленное в XI-XIII вв.). В монастырях в византийских городах, по традиции Студийского монастыря (IX-XII вв.), утреня состояла из нескольких псалмов, двух-трех канонов и Великого славословия, которое читалось, — почти так же, как в наше время совершается будничная утреня. Те, кто по каким-либо причинам не ходил на утреню (совершавшуюся практически ночью), но особенно те, кто собирался в тот день причаститься, должны были келейно вычитать с вечера три канона утрени или другие подобные им (ср. „Pravila lui Nicodim Sachelarie»).

Так дело дошло до того, что «общее правило» из трех канонов* (в составе повечерия), которое в Русской Церкви «возведено до уровня догмы» и практически дублирует Утреню. Молебен «русского типа», также представляет собой «утреню в миниатюре», в которой не содержится ничего из Утрени как таковой, кроме «Бог Господь…» с тропарями дня + Евангелие (которое читается точно так же, как на утрене) + стихи между песнями канонов, которые очень торжественно поет священник, а хор ему вторит (антифонное пение). Но вся соль в том, что этих стихов не было в древнем чинопоследовании утрени, в котором каноны, исполняемые антифонно, чередовались с «Песнями Моисея».**

* В русских и некоторых румынских монастырях положено, чтобы монах ежедневно читал покаянный канон (составленный для мирян, а не для иноков), [молебный] канон Пресвятой Богородице и Канона ко святому Ангелу-Хранителю. Если монах готовится к Причастию, то к этим трем канонам он должен добавить Последование и молитвы ко святому Причащению. На горе Афон о таком правиле и не слыхивали. Насельники Афона в пятницу и в субботу вечером на повечерии читают Последование ко святому причащению, чтобы в последующие дни причастилась вся община, а в остальные дни это Последование читается келейно. Молебный канон Богородицы святогорцы поют почти ежедневно в храме, а других канонов они не употребляют.

** Точно так же в настоящее время служат на Святой Горе, где эти библейские песни (называемые «песнями Моисея», хотя только первые две принадлежат ему) поются круглый год, так как ирмосы и тропари составлены для сочетания с этими библейскими песнями.

Также следует отметить, что «утренние» и «вечерние молитвы», которые мы находим в молитвословах, а с недавних пор и в Часослове, представляют собой по сути мирской («домашний») вариант соответствующих монастырских служб. Ни в одном монастыре, где есть подлинная литургическая традиция, вы не встретите такого, чтобы совершались также повечерие и вечерние молитвы (которых нет в исходном Часослове). Так же обстоит дело и с утренними молитвами, являющимися «утреней» для мирян, у которых нет ежедневных служб в храме. Их могли читать и монахи, когда они находились за пределами монастыря и не могли прийти на богослужение.

4. Таким образом, мы можем утверждать, что ежедневное соединение Утрени с Вечерней – это литургическая и логическая аномалия, которая не может быть оправдана даже в монастырях, не говоря уже о приходах, где так называемое «бдение» — это элементарное издевательство, где все сокращается и читается с формальным соблюдением схемы, которая есть только «буква», но не «дух». Приходится констатировать, что навязывание монастырского устава на приходах Русской Церкви негативно сказалось, прежде всего, на самих же монастырях. Ведь приходы в любом случае были не в состоянии соблюдать устав, неестественный для приходских условий, и существенно сокращали богослужения. Монастыри, в свою очередь, переняли ту же практику ради достижения уставного единообразия между монастырями и приходами.

Сокращения были обусловлены не только ослаблением рвения к молитве, но и «инфляцией акафистов» и «популизмом громкого чтения поминальных записок», которые должны были искать себе место между службами Часослова. Так дошло до того, что в Русской Православной Церкви читается практически всё – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, седальны, «хвалитные» псалмы, не говоря уже о канонах — хотя все это следует петь. (В Румынской Православной Церкви, за исключением канонов, они поются. В монастырях каноны читаются полностью (без сокращений). На приходах же они почти никогда не звучат, но поются только катавасии. Так же служат и на греческих приходах. Эти чинопоследования обычно соответствуют так называемому приходскому Типикону Константина и Виолакиса (XIX в.).)

Полиелейные псалмы 134 и 135, которые также следует петь полностью, в итоге оказались сокращены настолько, что звучали только первый и последний стих каждого из них, или четыре стиха в общей сложности. (В Румынской Православной Церкви поются восемь стихов, то есть по четыре из каждого псалма. На Афоне эти псалмы всегда поются полностью.)

Подобная судьба постигла также псалом 103 в начале Вечерни, первый антифон Первой кафизмы: «Блажен муж», псалом 102 из чинопоследования Литургии (на литургии русские поют только восемь стихов из этого псалма, а румыны – всего один стих.) и т.д.

5. Может сложиться впечатление, что все вышесказанное не вносит ясность в эту проблему, но лишь еще больше его запутывает. Ведь возникает естественный вопрос: что же делать? Ответ на это совсем не прост.

На мой взгляд, прежде всего, у приходов и монастырей должны быть два разных устава. Греки, румыны, сербы, болгары и другие внедряли эту систему на протяжении XIX века, а русские попытались сделать на Поместном соборе 1917-1918 годов, но из-за революции и последовавших за ней трагических событий это не удалось. И было бы глупо полагать, что «Бог этого не допустил», так как до XIII века во всей Церкви было два довольно различных варианта Устава: один кафедрально-приходской, с более короткими службами, а другой — монастырский, с более продолжительными богослужениями, и это различие было совершенно естественным. (В Русской Православной Церкви Студийский устав действовал до конца XIV – начала XV вв.)

Во-вторых, на мой взгляд, монастырям следовало бы вернуться к той системе служб, которая предусмотрена в Часослове и Типиконе, соблюдая порядок и время их совершения, не отягощая их разного рода второстепенными чинопоследованиями. Вечером следует совершать Девятый Час с Вечерней, затем ужин и Повечерие с каноном Пресвятой Богородице, положенным по Уставу. После этого надлежит разойтись по кельям, так как Типикон запрещает любые беседы или работу после повечерия. Утром (около 4:00) следует совершить Полунощницу, Утреню, Часы и Литургию. (Здесь имеются в виду преимущественно будние дни. По воскресеньям и праздникам служба может начинаться на два часа позже.) Все надлежит устроить таким образом, чтобы монашеская община участвовала во всех богослужениях или, по меньшей мере, была на вечерне и Литургии. Но не так, как делают некоторые настоятели (и в России, и в Румынии), которые заставляют монахов приходить на Молебен или Акафист, а во время Литургии отправляют их на послушание. Мы уже не говорим о том, что монахам следовало бы причащаться по меньшей мере дважды в неделю, а участие в литургическом служении должно быть потребностью и обязанностью.

6. Меня уже неоднократно спрашивали о схеме приходского устава. Возможно, пришло время наметить несколько идей, которые можно детализировать.

Лучше всего было бы совершать на приходах Вечерню вечером с короткой проповедью + Малое Повечерие с включением канонов Утрени (чтобы «честно» сократить Утреню - тем более, что в их содержании нет упоминаний об утреннем времени), и во время чтения этих канонов священник может исповедовать тех, кто собирается причаститься на следующий день. (Разумеется, речь идет не только о четырех многодневных постах, но о еженедельном причащении верующих, когда необязательно всем причащающимся исповедоваться еженедельно. Исповедь может совершаться раз в две-три недели, а причастие - каждую неделю.)
Если на исповедь слишком много людей, богослужение можно продолжить чтением Последования ко святому Причащению. Утром, около восьми часов, можно совершать Утреню (без канонов), Часы и Литургию. (Часы представляют собой не приходские, а монастырские службы, которые читались в особенности тогда, когда не было Литургии. В том же случае, если литургия совершалась, то часы не читались. В Уставе Собора Святой Софии в Константинополе был предусмотрен объединенный чин Третьего и Шестого Часов под названием «тритоэкти», а первый час никогда не совершался, потому что его время и смысл накладывались на содержание Утрени. В настоящее время чтение часов необходимо для того, чтобы хватило времени совершить проскомидийные поминовения и каждение в конце них. Однако в Греческой Церкви стало правилом, чтобы Проскомидия завершалась во время «хвалитных» псалмов, а Литургия начиналась сразу же после Великого Славословия. Эта тенденция наблюдается также в Болгарской и Румынской Православных Церквах.)

Более того, я бы предложил на Вечерне и Утрени читать по целой кафизме по порядку, от первой до двадцатой. Учитывая то, что могут быть праздники на неделе, за два месяца или даже быстрее будет прочитана вся Псалтирь. Система чтения по три кафизмы каждый день (поскольку по воскресеньям каждый раз читаются кафизмы с первой по третью) подходит для монастырей, где богослужения совершаются ежедневно. На приходах же эта система недейственна. На приходах особый акцент надо делать на проповедь и совместное пение верующих, по крайней мере, самых важных песнопений.

7. Сокращать Утреню, перенося ее каноны на Повечерие, можно и в монастырях. Это дало бы логическое объяснение обычаю читать три канона на повечерии. Кроме того, такая практика позволила бы все же исполнять келейное молитвенное правило в личном порядке, в меру сил каждого (как это делается во всем православном мире, за исключением Русской Православной Церкви). Тогда можно было бы вернуться к пению многих тропарей и стихир, а все элементы Утрени, в которых говорится о «восстании ото сна», «восходе солнца», «явлении света» и так далее, читались бы и пелись утром, в положенное им время и «нелживо». Кроме того, продолжительность вечерних и утренних богослужений была бы более сбалансированной, и тогда в них могло бы участвовать больше людей. Ведь в действительности лишь несколько монахов или монахинь выстаивают в храме всю службу, а остальные находятся на всевозможных «послушаниях», более или менее важных и срочных.

8. Проблема совершения Вечерни утром еще более сложна, поскольку эта Вечерня иногда связана с Литургией и приобщением Святых Тайн, чему должен предшествовать евхаристический пост. Однако исторически, всякий раз, когда говорится об объединении Литургии с Вечерней, мы должны понимать, что Литургия совершалась пополудни, ближе к вечеру. Этот чин, который имеет логическое и историческое обоснование в Великий четверг (в воспоминание о Тайной Вечере), родился от монашеского рвения поститься до вечера (до 3-4 часов пополудни), а затем причащаться Святых Тайн, потому как даже Причастие утром рассматривалось как нарушение строгого поста. Но на приходах, куда приходят миряне, вынужденные работать весь день (зачастую на очень трудной работе), чинопоследование никогда не могло быть применять в том виде, в котором оно было задумано. Вечерня с Литургией либо переносились на утро, что лишено смысла, либо на самый вечер (к шести-семи часам), когда у прихожан заканчивается рабочий день, и они могут попасть на службу. При этом они вынуждены поститься еще дольше, чем монахи. «Буква» восторжествовала над «духом», и, в итоге, распространилась практика совершения вечерни утром на протяжении всего Великого Поста, даже если она не объединена с Литургией. В XIX веке этот обычай повсеместно распространился и по монастырям, и в настоящее время очень немногие пытаются вернуться к норме, служа Литургию Преждеосвященных Даров поздним вечером (эта тенденция очень четко прослеживается в Греции, в западной диаспоре и епархиях Румынской Православной Церкви), когда, по крайней мере, в марте, уже совсем темно, по правилу «на закате солнца». Другие предлагают объединить эту Литургию с чином Изобразительных или другими утренними службами. (В прошлом Обедница (чин Изобразительных) представляла собой монастырское чинопоследование (совершавшееся без священника) причащения Святых Таин. Следовательно, это также было разновидностью Литургия Преждеосвященных Даров. И если есть стремление совершать Литургию Преждеосвященных Даров утром, то логичнее сочетать ее именно с чином Изобразительных, а не с Вечерней, потому что и первоначальная цель поститься до вечера, кажется давно исчезла.)

Так или иначе, аномальность совершения Вечерни утром очевидна, а те, кто сознательно служит Богу, не могут оставаться к этому равнодушными.

Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова, ru.teologie.net

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

- Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?
- Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро - день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат - субботний покой - начинается перед заходом солнца в пятницу.
- Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…
- Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа - трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня - светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.
Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения - часы, как мы их называем, 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й.
- Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?
- Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились - как и наши сегодня - на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й - это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (Лк. 23, 44). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться (Деян. 10, 9). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый - вечерню.
Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе - суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час - шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией - «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» - также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».
- Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?
- По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время - собственные текущие сутки - со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы - богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.
- Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?
- Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» - раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру - «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня - тридцать-сорок минут, зато утром - утреня, часы 1‑й, 3‑й, 6‑й, Божественная литургия - все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг - она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.
- Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?
- Повечерие в монастыре - это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница - это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить его судьбам правды Твоея (7) - жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое - в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.
- Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?
- Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.
- Но ведь это совсем непросто - освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?
- Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

Мой крестник (совершенно сознательная личность 6-ти лет) как-то спросил у своего отца-священника: А почему папа ты вечером говоришь про "...утреннюю молитву нашу"? Вот об этом краткое сообщение:

Как известно до Синодального преиода, начавшегося в 18-м веке, в России служили преимущественно по Иерусалимскому уставу, предполагающему Всенощные бдения (довольно протяжные по времени. Интересующихся отсылаю к книге Павла Аллепского о путешествии Антохийского патриарха Макария в Москву в середине 17-го века или к "Толковому типикону" Скаббалановича). В некоторых монастырях сохранялись и отголоски Студийского устава всегда предполагающего раздельное совершение службы - утреня, соответственно утром, а вечерня - вечером.

В 1713 году в Москве был издан новый "ЧиновнИк" Успенского Собора, который предполагал намного большее количество всенощных бдений, нежели ранее. Столько трудов понести было нелегко и с этого момента началось постепенное сокращение этого богослужения. Исчезли многие чтения, библейские песни на каноне и т. д. Таким образом к 19-му веку богослужение с многозначительным названием "Всенощное бдение" сократилось до 3-4-х часов.

Так как в Бдении вечерня закономерно (по времени суток) переходила в Утреню, то, с сокращением этой службы, утреня плавно перешла на вечер. Приходские отцы, по аналогии с праздничным богослужением, начали соединять и вседневные, совсем уж короткие службы в одну. Так возник тот малопонятный чин совершения утрени вечером (а Великим Постом и вечерни - утром(sik!), которым мы пользуемся ныне.

Ничего не мешает служить утреню перед Литургией, кроме некоей инертности (не сказать - лени) отцов. В многих монастырях сейчас так и служат, совершая вечером чинопоследование вечерни и повечерия с канонами, а с ночи или раннего утра - полунощницу, утреню и Литургию. На приходах повсеместно остаётся прежний порядок, связанный, видимо, с удобством для прихожан (утреня с Литургией займёт часа 3-4 времени). Всё это понятно, но... как-то нелепо Благодарить Господа за то, что он воздвиг нас ото сна в шесть-семь часов пополудни:-) попросив за час до этого "...вечера мирна".

С одной стороны, принципиально я согласен. С другой - повсеместное восстановление "правильного" порядка служения (во всяком случае в воскресные и праздничные дни) было бы невместимо для большинства прихожан (либо большая часть из них приходила бы к концу утрени). Т.е. сам-то я был бы обеими руками за то, чтобы была реальная возможность выбирать, т.е. чтобы в пределах досяганмости были бы храмы, где служат и так, и эдак (сейчас в Москве я не знаю ни одного храма, где воскресную утреню служили бы утром), но скорее всего по обстоятельствам своей жизни я бы выбрал храм, где служат "как обычно", а на "утренню утреню" выбирался бы лишь изредко. И, думаю, большинство бы со мной согласилось.

Итак, с одной стороны, утром служить правильнее, но с другой - не очень реально в массовом масштабе, поэтому массового отказа от практики "русских всенощных" и соединения вечерни с утреней в России (греки-то и так всегда "вразрыв" служат) ждать не приходятся. Но можно ли найти оправдание этой практике? На мой взгляд, можно: дело в том, что есть прецеденты того, как служба постепенно "сползала" со своего исконного места на несколько иное время. Во-первых можно вспомнить такую службу, как паннухис (панихида), которая имелась в константинопольском соборном Уставе (Типикон Великой Церкви aka песненное последование) и полагалась в основном накануне больших праздников после вечерни (на этой службе, а точнее после нее, исполнялся кондак, который был в ТВЦ самым большим гимнографическим жанром). По самому названию (Πάή ήΰζτος =все-ночная) это должна быть служба, продолжающаяся всю ночь (как и наше "всенощное бдение"), но реально византийцы совершали ее не всю ночь до утра, а лишь в ее начале, т.е. ситуация была полностью аналогичная нашей "всенощной", но византийцев это не смущало.

Второй пример - более нам знакомый: Великое Повечерье (песенной паннухис сейчас в Уставе нет). Происходит этот чин, как я понял из классической работы Е.П.Диаковского , из ночного монашкского "правила псалмопения" (как, строго говоря, и наша утреня, но та прошла более длинный путь развития, обогатилась развитой гимнографией в виде канона и стихир, и сейчас от простого монашеского псалмопения уже очень сильно отличается, во всяком случае во 2-й своей половине - Пс. 50, канон и хвалитны; вот 1-я часть - Шестопсалмие с кафизмами - на древнее псалмопение уже более похожа) - по сути дело, это последование "дванадесяти часов нощи", т.е. бдение.

По большому счету, священнические молитвы иноприродны современным чинам вечерни и утрени и строго говоря оставлены в них по принципу "щоб було":) - хотя изначально в студийских чинах они были размешщены по всему чину в служебе после ектеней, дабы получилось правильное чередование антифон/ектенья/молитва, как это было в песненном последовании, недаром этого не сохранилось (в отличии от Литургии) и постепенно (веку эдак к 15-му) они "переехали" на начало службы параллельно с пасалмами (103 на вечерне/Шестопсалмие на утрене). Второстепенность их по сравнению с Шестопсалмием подчеркивается и тем, что их читает не самое старшее лицо в монастыре, а именно чредной священник, а не игумен, в отличии от Шестопсалмия, т.к. по Уставу именно игумен должен читать Шестопсалмие (хотя сие "упразднися зело" и на практике его давно уже читает чтец) и Устав придает огромное внимание благоговейному слушанию братией Шестопсалмие (ниже войти, ниже выйти, ниже плюнути, ниже харкнути).

Короче говоря, при служении утрени вечером можно, на мой взгляд, из-за этой их второстепенности просто опустить утренние молитвы (если утром служить - конечно, опускать не надо) - и проблема со смущением служащего священника (как это мне вечером благодарить за восстание от сна?) уходит. Да в общем-то я сомневаюсь в том, что большая часть священников все эти молитвы реально вычитывает: по-моему, за время чтение трех псалмов этого они просто не успевают сделать.

Итак, никаких принципиальных проблем с тем, чтобы служить праздничную утреню не утром, а вечером, как это сейчас в России делается, я не вижу, так что "по икономии" (если служить утром - это очень тяжело будет) такую практику вполне можно оправдать (другое дело, аще кто может вместить - то лучше все-таки утром) - никакой такой уж особой бессмысленности в этом нет.

Кстати, о. Михаил Желтов выложил в сеть работу А.М.Пентковского Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси (в формате DJVU). Я не раз упоминал студийские уставы - можно в этой работе посмотреть (там как раз есть текст Студийско-Алексиевского Типикона)

Тем более, что на всенощной Рождества и Крещения вводится Великое повечерие - черта именно великопостного богослужения с его покаянным духом и соответствующими обличительно-покаянными молитвами! И только после повечерия начинается лития, собственно открывающая торжество праздника.

Во-первых, Великое Повечерие в службе Рождества и Крещения появилось достаточно поздно - только по т.н. "Иерусалимским" (неосавваитским) уставам (у Скабаллановича в "Толковом Типиконе" сказано, что не ранее века 12-го). Идея понятна: раз для Уставов савваитского типа характерны под праздник бдения, состоящие их соединения нескольких служб, то и тут надо бы под этот шаблон подогнать, а раз вечерня уже отслужена, то с утреней соединяют повечерие. По аналогичной причине (дабы подогнать Литургию Великой Субботы под шаблон обычного бдения) в Великую Субботу после Литургии и следующей за ней трапезы стали вводить квази-утреню ("полуношницу" - у нас сейчас получилось совсем интересно, т.к. она оторовалась от Литургии и совершается непосредственно перед крестным ходом - а еще до середины 19 века она совершалась не ночью, а вечером, и между ней и крестным ходоб был временной разрыв). У греков, кстати, Великого повечерья на Рождество/Крещения нет (у них, впрочем, вообще бдений нет) - сразу с утрени начинают.

Во-вторых, строго говоря, Великое повечерье - это еще само по себе никакая не великопостная служба. В данном случае просто очередной раз проявился т.н. "закон А.Баушмарка" - та закономерность, что постовые службы и службы самых великих праздников сохраняют немало архачных особенностей. Великое повечерье произошло из монашеского "правила псалмопения"(см. Е.П.Диаковский Последование часов и изобразительных: Историческое исследование) - некогда оно (или похожий на него "чин 12 псалмов") были просто обычным вечерним монашеским келейным богослужением - "ночными часами". От чисто монашеского происхожения этой службы и покаянные тропари (как пишет Диаковский, многие из них у повечерья общие с междочасиями и тропарями по кафизмам Псалтири - см. другую его работу Чин ночных часов : это часть из "Часов и изобразительных", просто из-за меньшего объема проще найти то, о чем я говорю) - впрочем, они-то как раз и заменены на тропарь и кондак праздника (а покаянные псалмы есть и в Шестопсалмии утрени, не говоря уж о рядовых кафизмах). Потом повечерье из кельи перекочевало в храм, но по студийским уставам оно (точнее, 1-я его часть - шестопсалмие, "С нами Бог", "День прошед" и т.д.) полагалось на все дни, а не только в посты.

Наконец, о молитвах повечерия: первая (Господи, Господи, избавлей нас...) заимствована из константинопольского соборного чина вечерни (2-я молитва малых антифонов), так что никакая она не великопостная (она в Св.Софии каждый день на вечерне читалась), вторая (Владыка Боже Отче Вседержителю...) вообще где только не появляется (она и на 3-м часе, и на повечерье, и на полуношнице), так что они тоже не какие-то и"сугубо покаянные" (а третьей - на сон грядущий и "Нескверная, неблазная" - на Рождество и Крещение просто нет, т.к. повечерье обрывается раньше).

Аналогично - вечерня с Литургией Вел. субботы. Да, звучат воскресные песнопения; да, Евангелие читается о Воскресении Христа с переоблачением в белоснежные одежды, но... вместо Херувимской поется "Да молчит всякая плоть человеча" = песнопение совершенно не пасхальное по духу и относящееся собственно к субботе перед Пасхой (так же, как и задостойник "не рыдай Мене, Мати").
Вот у католиков,вроде вечером служат.

Угу. Служать - после II Ватиканского Собора (а если совсем точно, то туть раньше - с 50-х годов XX века), когда был сокращен до нескольких часов евхаристический пост. Т.е. это новодел, а раньше было точно также, как и у нас: месса была утром, исключения могли быть только в постные дни.

Да и вообще, логично, ведь Преломление Хлеба и Вина Спасителем было именно на Тайной Вечере, а не утром?

Ну вот в Великий Четверг и положена Литургия вечером, поэтому она начинается с вечерни.