Митр иларион алфеев. Биография

Совсем недавно уважаемому и всем известному митрополиту Илариону исполнилось 50 лет. За это время он успел очень успешно проявить свои писательские, композиторские, дипломатические, ораторские и, конечно же, священнические и богословские таланты, которыми наградил его Господь.

Жизнь митрополита Илариона Алфеева навсегда связала его с православием. Принявши постриг в 20 лет, будущий митрополит тогда и не думал о том, каким он будет в 30 или в 50 лет. Однако сомнений в том, что он хотел посвятить себя церкви, у него не было. Никогда, ни на одну минуту Алфеев Иларион не пожалел об этом.

Некоторые люди спрашивали его: не лучше ли было заниматься любимым делом - дирижировать оркестром или писать музыку? Однако служение церкви Христовой всегда оставалось главным для него, а потом и все остальное выстраивалось вокруг этого.

Смысл жизни

Много лет он проповедовал Христа через созданные им музыку, книги, телепередачи и фильмы. Но и для себя он постоянно открывал Спасителя мира вновь и вновь. Вся деятельность митрополита была мотивирована следующим фактором: когда он писал или говорил что-то, сначала открывал и пропускал это через самого себя и только потом подавал людям.

Отношение к смерти

Тема смерти его впервые взволновала еще в детском саду, когда Алфееву было 5 или 6 лет. Однажды он вдруг осознал, что все дети умрут. Значит, он тоже. Тогда еще совсем несмышленый мальчик стал задавать вопросы взрослым. Правда, ответов сейчас он не помнит, но эта мысль надолго пронзила и мучила его сердце. В юности к нему опять пришли думы о смерти. Ведь от ответа на вопрос о том, зачем умирает человек, зависит и ответ, для чего он живет.

Его любимым поэтом на то время был Федерико Гарсиа Лорка, основное поэтическое творчество которого было посвящено теме смерти. Другого такого литератора, который так много думал и писал о кончине, он и не знал. Через свои стихи тот предсказал и пережил свою трагическую смерть. Окончив музыкальную школу, Алфеев Иларион, вдохновленный творчеством этого поэта, подготовил к выпускному экзамену сочинение вокального цикла «Песни смерти» на его стихи для тенора и фортепиано.

Перелом

А потом так и случилось, что его приход к церковному служению совпал сразу с несколькими смертями, которые он очень тяжело пережил. Первой трагедией, потрясшей его молодой двенадцатилетний ум, стала кончина его сорокалетнего учителя по скрипке Владимира Литвинова. Педагог был для него безупречным авторитетом, интеллигентным, тонким и сдержанным человеком, великолепно знавшим свой предмет, которого просто обожали все его ученики и коллеги. Он умер внезапно: прямо на уроке у него остановилось сердце. Иларион был на его похоронах. И это была первая смерть в его еще совсем неопытной жизни, которая все внутри него перевернула.

Потом, через некоторое время, умерла его бабушка, за ней - сестра и отец Илариона. Алфеев хотел понять, что же происходит вокруг него, с близкими ему людьми. В один прекрасный момент он осознал, что ответ может дать только вера в Бога. Даже если она нас укрепляет, то все наше естество противится смерти. А все потому, что Господь создал нас не для кончины, а для бессмертия. Человек даже может протестовать против неизбежности окончания земных дней. Однако важно осмыслить и понять, для чего необходима смерть, что нас ждет в связи с ней. Ответы на эти вопросы дает именно христианская вера.

Иларион Алфеев: «Православие» и другие труды

Недавно увидело свет его новое литературное творение «Начало Евангелия». Как минимум 25 лет шел к этому труду митрополит Иларион Алфеев. Книги представляют его ценный опыт, который он хочет передать тем, кто жаждет познать истину. Он увлекся писательскими трудами с тех самых пор, как стал читать лекции по Евангелию в Свято-Троицком институте (1992-1993 гг.). Тогда он по-настоящему соприкоснулся с изучением Нового Завета, который читал с детства, а также с его толкованием и другой литературой. Нужных изданий всегда было мало, да и доступ к ним был ограничен в то время.

Богословская деятельность Илариона вращалась в основном на учениях Святых Отцов. Он писал и защищал диссертации о Симеоне Новом Богослове и Иссаке Сирине. Затем все его мысли вылились в книгу «Православие». Сначала это свое произведение он начинал писать с Христа, но потом почти сразу почему-то переключался на другие темы. Тогда Иларион Алфеев понял, что пока еще не созрел писать о Иисусе. Хотя Христос с 10-летнего возраста занимал весь его ум.

Сегодня Алфеев Иларион собрал гигантский материал и написал новых шесть книг о Христе. Вот совершенно недавно вышла в тираж первая книга. С любовью писал ее Иларион Алфеев. «Иисус Христос: жизнь и учение. Начало Евангелия» - вот ее название. В ней содержатся общие сведения о шести изданиях, а дальше идет речь о состоянии новозаветной науки, где обсуждаются и даются толкования на начальные Евангельские главы.

Вторая книга полностью посвящена Нагорной проповеди (обзору христианской нравственности). Третья - чудесам Христа. Четвертая называется «Притчи Иисуса». Пятая - «Агнец Божий». Эта книга посвящена всему материалу из Евангелия от Иоанна. Завершает цикл книг о Христе - «Смерть и воскресение». Все это делалось для того, чтобы подготовить основу для духовных школ. И здесь книги Илариона Алфеева являются отличным для них подспорьем.

Служение

Распорядок дня митрополита подчинен его служебным обязанностям. Он председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель храма. А еще он возглавляет много разных комиссий и рабочих групп самых разных проектов.

Сам Иларион считает, что православное богослужение - это некий очень своеобразный и уникальный синтез искусств, куда входят иконы и фрески, сама архитектура храма, музыка, пение и чтение, проза и поэзия, звучащие в храме, а также своеобразная хореография - в ходе процессии входы и выходы, поклоны.

В православном богослужении участвуют все органы чувств у человека - зрение, слух, обоняние (ладан), осязание (прикладывание к иконам), вкус (принятие Причастия, святой воды и просфоры). Богослужение должно охватывать всего человека. Он обязан всецело в него погрузиться с молитвой, не выключаться от мирской жизни и суеты. И для этого хорошо бы каждому знать догматы и Библию.

Иларион Алфеев: биография

В миру его звали Алфеевым Григорием Валериевичем. Будущий митрополит появился на свет 24 июня 1966 года в семье, где дед Дашевский Г. М. был историком. Он написал книги о Гражданской войне в Испании, погиб во время Великой Отечественной в 1944 году. Дашевский Валерий Григорьевич - отец Григория. Он был доктором физико-математических наук, работавшим над научными трудами. Сначала он ушел из семьи, а потом несчастный случай оборвал его жизнь.

Биография митрополита Илариона Алфеева говорит о том, что он вырос в образованной и интеллигентной семье. Мама Григория Валерия Алфеева была писательницей, которой выпала доля одной заниматься воспитанием сына. Крестила она его, когда ему исполнилось 11 лет.

Музыкальное училище

Многих интересует вопрос: Иларион Алфеев женат ли? Нет, у него нет супруги, потому что он монах. С 15 лет он был уже чтецом в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке города Москвы. Ему пророчили прекрасную музыкальную карьеру. С 1973 года он учился в музыкальной школе Гнесиных по классу скрипки. Потом продолжил свое образование в Московской государственной консерватории под руководством А. А. Николаева. За ней была двухгодичная служба в армии в духовом оркестре. По возвращении домой Алфеев сделался послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

С 1983 года служил иподьяконом у митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева) будущий митрополит Иларион Алфеев. Биография его дальше рассказывает, что летом 1987 года он проходил посвящение в иеромонахи. Потом служил настоятелем многих храмов Литовской епархии. Затем его назначили настоятелем Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1989 году Алфеев закончил Духовную семинарию, следом - Духовную академию в Москве. В 1993 году его обучение в аспирантуре МДА завершилось. С 1991 по 1993 год Иларион - преподаватель Священного Писания, греческого языка, гомилетики и догматического богословия.

Оксфорд и творческие замыслы

Через некоторое время его отправили на стажировку в Оксфордский университет, где он изучал сирийский язык и работал над диссертацией. Учебу он совмещал со служением в Сурожской епархии. Окончив в 1995 году университет доктором философских наук, он начал служить в Московском Патриархате секретарем межхристианских связей. С 1995-го преподавал патрологию в Духовных семинариях Калуги и Смоленска. На следующий год он читал лекции по догматическому богословию в Духовной семинарии Аляски.

С начала 1996-го он служил в церкви святой Екатерины города Москвы. В 1999 году в Париже защитил докторскую степень богословия. В это же время работал ведущим телевизионной передачи «Мир вашему дому». Вскоре появились замечательные образовательные книги Илариона Алфеева, среди которых «Священная тайна Церкви» - это введение в проблематику, историю имяславских споров, монография, которая первая в русской науке в системном порядке исследовала споры богословов и философов о почитании имени Господа, зародившихся в самом начале XX века на Афоне, а потом в России.

Создал много и других интересных и уникальных трудов Иларион Алфеев. «Таинство Веры» - книга, представляющая собой введение в православное догматическое богословие. Ее могут читать не только учащиеся духовных семинарий и академий. Она рассчитана, прежде всего, на широкий круг читателей, а также тех, кто хочет прийти к глубинам православной веры. В 2001 году он получил сан епископа Керченского, а в 2002-м в Смоленском кафедральном соборе принял сан архимандрита.

Сурожская епархия

В 2002 году его отправили служить викарием в Сурожскую епархию к митрополиту Антонию Блуму. Однако очень скоро против него выступила группа священников, которую возглавил епископ Василий (Осборн). Он в итоге в 2010 году снял с себя сан и монашество в связи с желанием обрести семейный очаг и жену.

Затем на Илариона обрушивается критическая речь архиерея Антония Сурожского, который отводит ему время для того, чтобы тот вник в сущность епархии и принял для себя решение: продолжать ли дальше ему здесь свое служение в соответствии с теми нормами, которые уже существуют на протяжении чуть больше полувека. Архиерей Антоний не скрывал своего отношения к молодому священнику. И отметил, что преклоняется перед его заслугами. Но если их взгляды в главных вопросах не сойдутся и они не смогут объединить свои усилия, работать, как единая команда, то им лучше будет разойтись.

Епископ Иларион сразу же выступил с ответом. Он опроверг все обвинения в свой адрес. В общем, противостояние закончилось тем, что Алфеева отозвали из Сурожской епархии и назначили викарием Московской, Подольским епископом и главным представителем РПЦ в европейских организациях, где он активно занимался информационной деятельностью.

Везде, где бы ни выступал Алфеев, он всегда подчеркивал важность христианства, которому уже больше 2000 лет. Со слов епископа Илариона, отрицание своих христианских корней Европой просто недопустимо, потому что это главная нравственная и духовная составляющая, которая предопределяет европейскую идентичность.

Заслуги

В 2003 году Алфеева назначили епископом Венским и Австрийским. В 2009-м его избрали епископом Волоколамским, постоянным членом Синода и викарием Московского Патриарха. И в это же время он стал настоятелем храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За усердное служение Патриарх Кирилл посвятил его в сан архиепископа и поставил представителем организации, которая предполагала взаимодействие с религиозными объединениями и общинами под эгидой президента РФ. В 2010 году за личные заслуги Патриарх Кирилл посвятил его в сан митрополита.

В разные годы во многих международных межхристанских форумах Алфеев ревностно представлял интересы РПЦ. С 2009 по 2013 год митрополита Илариона Алфеева назначили в Православную религиозную комиссию. Тут он работал над принятым равенским документом, где была прописана позиция Московского Патриархата.

Украина

Когда в 2014 году в Украине произошли страшные события, Иларион был приглашен митрополитом Днепропетровского УПЦ МП на торжество, посвященное его 75-летию. По прибытии в Днепропетровский аэропорт митрополита Алфеева письменно уведомили в том, что ему запрещен въезд в Украину. Тогда он потребовал объяснений и извинений, которых, к сожалению, так и не последовало. Тогда он прямо в пункте погранконтроля прочитал поздравление от Патриарха Московского и вручил Патриарху Сербскому орден святого кн. Московского I степени.

Любовь к музыке

Илларион не забросил свое музыкальное образование, но начал через него нести людям веру во Христа. В 2006-2007 годах он создал для смешанного хора «Божественную литургию», за ним - «Всенощное бдение», «Рождественскую ораторию» для симфонического оркестра. И, наконец, он сотворил ораторию для солистов и хора «Страсти по Матфею», которая звучала по всему миру и была исполнена в России, Канаде и Австралии. С 2007 по 2012 год ораторию исполняли почти полсотни раз. Публика аплодировала стоя. Вообще, его музыку высоко оценивали профессиональные музыканты, которые принимали участие в ее исполнении.

Премьера «Рождественских ораторий», проходившая в Вашингтоне, была встречена овациями стоя. Затем успех был подтвержден в Нью-Йорке, Бостоне и, конечно же, Москве. Божественная музыка Илариона проникала в душу каждому человеку. Он даже исполнил баховскую ораторию, наполнив ее каноническим православным духом. Не обошлось и без критики его музыки, но она была незначительна. В 2011 году митрополит в сотрудничестве с В. Спиваковым создал ежегодный Московский Рождественский фестиваль духовной музыки, проходивший в канун святых праздников.

Фильмы

Епископ Илларион на музыке не остановился и пошел дальше - стал ведущим цикла документальных общеобразовательных кинолент «Путь пастыря» (2011), «Человек перед Богом» (2011), «Церковь в истории» (2012), «Путешествие на Афон» (2012), «Паломничество на Святую Землю» (2013) и множества других познавательных документальных христианских картин. В 2014 году он также снял киноленты: «Православие в Грузии», «С Патриархом на Афоне», «Православие в Сербских землях» и другие.

Награды

Митрополит Иларион был награжден огромным количеством наград: орденом Св. Евангелиста Марка II ст. (Александрийская ПЦ), орденом Дружбы (2011), орденом Св. Константина Великого (Сербская ПЦ, 2011), орденом Командорского Креста (Венгрия, 2013), орденом «За заслуги» III ст. (2013, Украина). Весь список не представляется возможным перечислить.

Очень мудрый, яркий и уникальный митрополит Иларион Алфеев. Это человек с научным складом ума, который является автором более 700 публикаций и монографий по патристике, догматике, церковной истории. Кроме того, он перевел с греческого и сирийского творения Святых Отцов. Невозможно не согласиться с тем, что не каждому удается за такое короткое время достигнуть таких высот. Создается такое ощущение, что он видит то, чего многие люди в своем духовном развитии еще пока не созрели узреть.

Критика

Немного смутил некоторых православных, которые всегда начеку, Иларион Алфеев. Литургия в брошюре, которую раздавали бесплатно в пасхальные дни в храме, где он служит, содержала некоторые «поправки» традиционного определения церкви в Символе Веры. Но критики не учли того, что смысл от этого не меняется и при более точном переводе с греческого звучит именно так.

Ряд богословских построений митрополита Илариона также подвергался критике некоторыми православными богословами, такими, как Валентин Асмус, Юрий Максимов и ныне покойный Даниил Сысоев. Они же выступали с критическими претензиями и к знаменитому профессору богословия Алексею Ильичу Осипову. Однако меньше любить их люди не стали, так как они в православной вере являются в духовном плане чистыми источниками, утоляющими жажду познаний о Боге. Ведь никто не приходит к колодцу, если воды там нет.

Заключение

Со слов Алфеева Иллариона, становится понятно то, что каждый священник должен уметь рассказывать людям о Христе так, чтобы у них воспламенялось сердце и загорались глаза. А чтобы это произошло, священники сами должны жить тем, о чем они молятся и говорят. Им, прежде всего, надо подогревать постоянный интерес к Евангелию, церкви, ее догматам и таинствам в себе. И самое главное - им надо уметь говорить о сложных вещах на простом, понятном и доступном для людей языке.

Митрополит Иларион (Алфеев) – председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, дипломат, оратор, композитор, богослов, писатель, телеведущий... В канун 50-летия владыки мы побеседовали с ним о приходе к вере, жизни и смерти, новой книге и писательском мастерстве.

– Владыка, вам исполняется 50 лет. Не верится. Скажите, когда вы принимали решение о монашеском постриге, вы (апеллирую к словам Патриарха Кирилла и отца Евгения Амбарцумова) принимали решение за себя двадцати-, тридцати-, сорока- и пятидесятилетнего? Оправдала ли реальность ваши ожидания?

– Когда я принимал постриг, мне было 20 лет, и я, конечно, не думал ни о себе 30-летнем, ни о себе 50-летнем. Я жил тем моментом. Но у меня не было никаких сомнений, что я хочу посвятить жизнь Церкви, что я хочу именно так построить жизнь, а не иначе. И за прошедшие с тех пор 30 лет я еще ни разу не разочаровался в принятом решении. Не было ни одного дня, ни одной минуты, когда бы я пожалел.

Всем в своей жизни я обязан Церкви. Некоторые люди мне говорят: «Почему вы связали себя с Церковью? Ведь вы могли бы искусством заниматься, оркестром дирижировать, музыку писать». Для меня служение Церкви всегда было самым главным, всё остальное выстраивалось вокруг этого основного стержня. И для меня всегда самым важным было служить Христу.

– В одном из интервью вы говорили о том, что тема смерти вас волновала с достаточно раннего возраста. Как эта тема у вас впервые возникла, как менялось ваше восприятие?

– Может быть, вас это удивит, но у меня тема смерти впервые возникла в детском саду. Мне было 5 или 6 лет, и я вдруг осознал, что мы все умрем: что я умру, что все эти дети, которые вокруг меня, умрут. Я начал об этом думать, задавать вопросы себе, взрослым. Не помню сейчас ни эти вопросы, ни ответы, которые я получал. Помню только, что эта мысль меня очень остро пронзила и довольно долго не отступала.

В юности я тоже много думал о смерти. У меня был любимый поэт – Федерико Гарсиа Лорка: я открыл его для себя в очень раннем возрасте. Основная тема его поэзии – тема смерти. Не знаю другого поэта, который столько думал и писал о смерти. Наверное, в какой–то степени через эти стихи он предсказал и пережил собственную трагическую смерть.

Григорий Алфеев (будущий митрополит Иларион) в школьные годы

Когда я заканчивал школу, к выпускному экзамену я подготовил сочинение «Четыре стихотворения Гарсиа Лорки»: это был вокальный цикл на его слова для тенора и фортепьяно. Много лет спустя я его оркестровал и переименовал в «Песни о смерти». Все четыре стихотворения, выбранные мною для этого цикла, посвящены смерти.

Почему вас так занимала эта тема?

– Наверное, потому, что от ответа на вопрос, зачем человек умирает, зависит ответ на вопрос, зачем он живет.

Поменялось ли что-то с приходом к активной церковной жизни?

– Так случилось, что мой приход к активной церковной жизни совпал с несколькими смертями, которые я очень глубоко пережил.

Первая – смерть моего учителя по скрипке Владимира Николаевича Литвинова. Мне тогда было, наверное, лет 12. Я его очень любил, он был для меня огромным авторитетом. Он был человеком необычайно интеллигентным, сдержанным, тонким, прекрасно вел свой предмет, с огромным уважением относился к ученикам, его все обожали. Он был совсем еще молодым человеком – лет сорока, не более.

Вдруг я прихожу в школу, и мне говорят – Литвинов умер. Сначала я подумал, что кто-то шутит надо мной. Но потом увидел его портрет в черной рамке. Он был один из самых молодых преподавателей. Оказалось, что он умер прямо во время экзамена, когда играл его ученик. Ему внезапно стало плохо с сердцем, он упал, вызвали скорую, а она вместо улицы Фрунзе поехала на улицу Тимура Фрунзе. И когда через 40 минут они наконец доехали, он уже был мертв. Я участвовал в его похоронах, это была первая смерть в моей жизни.

Спустя некоторое время была смерть моей бабушки, потом смерть ее сестры – моей двоюродной бабушки, потом смерть моего папы. Всё это следовало одно за другим, и конечно, вопрос о смерти у меня постоянно возникал не как какой-то теоретический вопрос, а как то, что происходило вокруг меня с близкими мне людьми. И я понимал, что ответ на этот вопрос дает только вера.

– У вас есть сейчас внутреннее понимание того, что такое смерть? Я, например, хорошо понимаю всё это умом, но совсем не могу внутренне принять и понять безвременный уход близких…

– Человек состоит не только из ума, он состоит также из сердца и тела. На такие события мы реагируем всем своим естеством. Поэтому даже если умом мы понимаем, для чего это происходит, даже если вера нас укрепляет в перенесении таких событий, тем не менее, всё наше человеческое естество противится смерти. И это естественно, потому что Бог нас не для смерти создал: Он создал нас для бессмертия.

Казалось бы, мы должны быть к смерти подготовлены, мы каждый вечер себе говорим, отходя ко сну: «Неужели мне одр сей гроб будет?» И весь мир мы видим в свете этого события смерти, которое может постигнуть каждого человека в любой момент. И тем не менее, смерть всегда приходит неожиданно, и мы внутренне протестуем против нее. Каждый человек ищет свой ответ, и он не может исчерпаться только логически выстроенными аргументами из учебника по догматическому богословию.

Одно из произведений, которое произвело на меня сильное впечатление в детские и юношеские годы, это 14-я симфония Шостаковича. В значительной степени под влиянием этого сочинения я написал свои «Песни о смерти». Я тогда его много слушал и много думал, почему Шостакович на закате своих дней написал именно такое сочинение. Он сам называл его «протестом против смерти». Но этот протест в его трактовке не давал никакого выхода в иное измерение. Мы можем протестовать против смерти, но она всё равно придет. Значит, важно не просто ее опротестовать, а важно ее осмыслить, понять, для чего она приходит и что нас в связи с этим ждет. И ответ на это дает вера, и не просто вера в Бога, но именно христианская вера.

Мы верим в Бога, Который был распят и умер на кресте. Это не просто Бог, Который откуда-то с небесной высоты за нами взирает, следит, наказывает за грехи, поощряет за добродетели, сочувствует нам, когда мы страдаем. Это Бог, Который пришел к нам, Который стал одним из нас, Который вселяется в нас через таинство причащения и Который находится рядом с нами – и тогда, когда мы страдаем, и когда умираем. Мы верим в Бога, Который спас нас через Свои страдания, крест и воскресение.

Часто спрашивают: почему Бог должен был спасти человека именно этим способом? Неужели у него не было других, менее «болезненных» способов? Почему непременно надо было Самому Богу пройти через крест? Я на это отвечаю так. Есть разница между человеком, который с борта корабля видит утопающего, бросает ему спасательный круг и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды, и человеком, который ради спасения другого, рискуя собственной жизнью, бросается в штормовые воды моря и отдает свою жизнь, чтобы другой мог жить. Бог решил нас спасти именно так. Он бросился в бушующее море нашей жизни и отдал Свою жизнь, чтобы нас спасти от смерти.

– Потрясающе сильный образ, никогда такой не встречала, действительно очень понятный.

– Этот образ я использую в своем катехизисе, который только что закончил. Там я постарался изложить основы православной веры самым простым языком, используя образы, понятные современному человеку.

– А чем ваш катехизис отличается от того, над которым работает Синодальная библейско-богословская комиссия под вашим руководством? Почему понадобился еще один катехизис?

– В Синодальной богословской комиссии мы долгие годы писали большой катехизис. Идея заключалась в том, чтобы написать фундаментальный труд, который бы содержал подробное изложение православной веры. Задание это было мне дано, когда я еще не был председателем комиссии, а ее возглавлял владыка Филарет Минский. Была создана рабочая группа, мы начали обсуждать сначала содержание катехизиса, потом утвердили план, потом подобрали коллектив авторов.

К сожалению, некоторые авторы написали так, что не удалось воспользоваться плодами их трудов. Некоторые разделы приходилось дважды или трижды перезаказывать. В конце концов, после нескольких лет напряженного труда у нас появился текст, который мы стали обсуждать на пленарных заседаниях, собирали отзывы членов богословской комиссии. Наконец, мы представили текст священноначалию. Сейчас этот текст разослан на отзывы, и мы уже начали их получать.

Несколько дней назад я получил письмо от одного уважаемого иерарха, который приложил отзыв на текст нашего катехизиса, составленный в его епархии. В этом отзыве было много похвал, но также было сказано, что катехизис слишком длинный, что он содержит слишком много подробностей, которые людям не нужны, что катехизис должен быть коротким.

Когда мы создавали концепцию этого катехизиса, идея была в том, чтобы написать большую книгу, где подробно было бы рассказано о догматах Православной Церкви, о Церкви и богослужении, и о нравственности. Но теперь, когда мы эту большую книгу ценой очень больших коллективных трудов написали, нам говорят: «А нужна-то маленькая книга. Дайте нам книгу, которую мы могли бы дать человеку, пришедшему креститься, чтобы он мог за три дня прочитать то, что ему нужно».

Меня этот отзыв, честно говоря, разозлил. Настолько, что я сел за компьютер и написал свой катехизис – тот самый, который можно было бы дать человеку перед крещением. Я хотел бы, чтобы человек мог прочитать его за три дня. И писал я его тоже три дня – на едином порыве вдохновения. Потом, правда, пришлось многое переписывать, уточнять и дорабатывать, но первоначальный текст был написан очень быстро. В этом катехизисе я постарался максимально доступно и просто изложить основы православной веры, изложить учение о Церкви и ее богослужении, сказать об основах христианской нравственности.

– Вы очень хорошо пишете короткие вероучительные тексты – для переводов на английский мы постоянно используем ваши книги.

– Здесь главное было не написать лишнее. Мне всё время приходилось себя ограничивать, потому что, естественно, по каждой теме можно сказать больше, но я представлял себя на месте человека, который пришел креститься: что нужно дать этому человеку, чтобы он узнал о православной вере? В итоге получился катехизис для готовящихся к крещению, для тех, кто когда-то крестился, но не воцерковился, и для всех, кто хочет больше узнать о своей вере.

Написал я его, кстати, благодаря тому, что мы не поехали на Всеправославный собор. У меня были запланированы две недели пребывания на Крите, но так как мы приняли решение туда не ехать, неожиданно высвободилось целых две недели. Я посвятил это время катехизису: три дня писал и неделю редактировал.

– Значит, в ближайшем будущем в Церкви будет две книги: подробный полный катехизис и емкое издание для новоначальных?

– Это две книги разного статуса. Один – катехизис соборный, который, я надеюсь, мы всё-таки доведем до нужной кондиции и получим соборное одобрение этого текста. А то, что я сейчас написал, – это мой авторский катехизис. И я надеюсь, что он будет использоваться, в том числе, в таких ситуациях, когда приходит человек креститься и говорит: «Дайте мне книгу, чтобы я мог за 3–4 дня прочитать и подготовиться». Вот для этой цели эта книга писалась.

– Только что издана ваша книга о Христе. Она называется «Начало Евангелия». Когда я открыла ее, я просто дар речи потеряла – насколько же это нужная, важная и фантастически оформленная книга! Я давно как-то без интереса смотрю на книжные новинки, но вот начала читать первую главу и поняла, что не оторваться, и что срочно надо заказывать сотню книжек всем в подарок. Спасибо вам огромное, это какая-то удивительная радостная новость, потому что ну вот обо всём у нас говорят и пишут, кроме Христа. Очень надеюсь, что это будет бестселлер.

Очень много книг написано сегодня про всё, и совсем непонятно, как писать про Христа, как с людьми говорить о Христе в нашей жизни. Понятно, как читать какую молитву, как на исповеди говорить, а вот Христа в повседневной христианской жизни очень не хватает.

– К этой книге я шел очень долгие годы. В каком-то смысле она является итогом, как минимум, четвертьвекового моего развития, с тех пор как я начал читать лекции по Новому Завету в только что тогда созданном Свято-Тихоновском институте. Это был 1992–1993 учебный год. Тогда я впервые соприкоснулся не только с Евангелием, которое, конечно, читал с детства, но и со специальной литературой по Новому Завету. Но литературы тогда было мало, доступ к ней был у нас ограничен. А моя богословская деятельность в основном вращалась вокруг патристики, то есть учения Святых Отцов. Я занимался патристикой в Оксфорде, написал там диссертацию о Симеоне Новом Богослове. Потом на волне «остаточного вдохновения» написал книги о Григории Богослове, об Исааке Сирине. И потом весь этот массив патристических идей и мыслей вошел в мою книгу «Православие».

Книга «Православие» начинается с Христа, но я почти сразу перехожу к другим темам. Это было связано с тем, что на тот момент я еще не созрел для того, чтобы писать о Христе.

А между тем, тема Христа меня занимала в течение всей жизни, по крайней мере, с 10-летнего возраста. Конечно, я читал Евангелие, размышлял о Христе, о Его жизни, о Его учении. Но в какой-то момент, это было около двух с половиной лет назад, я понял, что мне нужно очень серьезно ознакомиться с современной специальной литературой по Новому Завету. Это было связано с тем, что я по благословению Патриарха возглавил рабочую группу по подготовке учебников для духовных школ. И сразу остро встал вопрос об учебнике по Новому Завету, по Четвероевангелию. Я понял, что мне по разным причинам этот учебник придется писать самому. Чтобы его написать, нужно было освежить знания в области научной литературы по Новому Завету.

Мой способ освоения литературного материала – реферирование. Пока я не начну что-то писать, я не могу сосредоточиться на чтении, как в известном анекдоте про человека, который поступал в литературный институт и которого спрашивали: «Вы читали Достоевского, Пушкина, Толстого?» А он ответил: «Я не читатель, я писатель».

Вы говорили, что в детстве читали по 500–600 страниц в день…

– Да, в детстве я много читал, но с какого-то момента стал читать гораздо меньше, стал читать только то, что мне нужно для того, что я пишу. Когда я пишу, я осмысливаю прочитанное.

Поначалу я решил написать учебник, но быстро понял, что для того, чтобы он получился, надо сначала написать книгу. И вот я начал писать книгу об Иисусе Христе, которая со временем должна была превратиться в учебник. Сначала я предполагал написать одну книгу, но когда начал писать, понял, что в одну книгу весь гигантский собранный материал не уложится. В итоге я написал шесть книг. Сейчас вышла первая, четыре других написаны полностью и будут выходить в порядке очереди, шестая написана, что называется, «в первом чтении». По сути, труд завершен, хотя какое-то редактирование шестой книги еще потребуется.

– Расскажите, как строится книга?

– Я решил идти не по хронологии евангельских событий, вперемежку рассматривая эпизоды из жизни Христа, чудеса, притчи. Я решил осваивать евангельский материал крупными тематическими блоками.

Первая книга называется «Начало Евангелия». В ней я, во-первых, говорю о состоянии современной новозаветной науки, даю некое общее введение во все шесть книг. Во-вторых, я рассматриваю начальные главы всех четырех Евангелий и их основные темы: Благовещение, Рождество Христово, выход Иисуса на проповедь, крещение от Иоанна, призвание первых учеников. И даю некий самый общий набросок того конфликта между Иисусом и фарисеями, который в конце приведет к Его осуждению на смерть.

Вторая книга посвящена целиком Нагорной проповеди. Это обзор христианской нравственности.

Третья посвящена целиком чудесам Иисуса Христа по всем четырем Евангелиям. Там я говорю о том, что такое чудо, почему некоторые люди не верят в чудеса, как вера соотносится с чудом. И рассматриваю каждое из чудес в отдельности.

Четвертая книга называется «Притчи Иисуса». Там изложены и рассмотрены – одна за другой – все притчи из синоптических Евангелий. Я говорю о жанре притчи, объясняю, почему именно этот жанр избрал Господь для Своих поучений.

Пятая книга, «Агнец Божий», посвящена всему оригинальному материалу Евангелия от Иоанна, то есть материалу, который не дублируется в синоптических Евангелиях.

И наконец шестая книга – «Смерть и воскресение». Здесь речь идет о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях на кресте, смерти, воскресении, явлениях ученикам после воскресения и вознесении на небеса.

Такая вот книжная эпопея. Мне нужно было ее написать прежде всего для того, чтобы самому осмыслить вновь те события, которые составляют сердцевину нашей христианской веры, и чтобы потом на основе этих книг можно было сделать учебники для духовных школ.

– Это обзор, толкование?

– В основе лежит евангельский текст. Он рассматривается на фоне широкой панорамы толкований – от древних до современных. Большое внимание я уделяю критике современных подходов к евангельскому тексту, характерных для западных исследователей.

В современной западной новозаветной науке существует много разных подходов к Иисусу. Например, есть такой подход: Евангелия – это очень поздние произведения, они все появились в конце I века, когда уже прошло несколько десятилетий после смерти Христа. Был некий исторический персонаж Иисус Христос, Он был распят на кресте, от Него остался некий сборник поучений, который впоследствии был утрачен. Этот сборник людей интересовал, они стали вокруг него собираться, создали общины последователей Иисуса.

Потом им понадобилось всё-таки понять, что это был за человек, произнесший эти поучения, и они начали сочинять про него разные истории: придумали историю рождения Девы, приписали ему всякие чудеса, вложили в его уста притчи. Но на самом деле это всё была продукция людей, условно обозначенных именами Матфей, Марк, Лука и Иоанн, которые возглавляли некие христианские общины и писали это всё для пастырских нужд. Такой, на мой взгляд, нелепый и кощунственный подход к Евангелиям сейчас едва ли не доминирует в западной новозаветной науке.

Есть книги о «богословии Матфея», где ни слова не сказано о том, что за этим богословием стоит Христос. По мнению этих богословов, Христос – это некий литературный персонаж, созданный Матфеем для пастырских нужд своей общины. Кроме того, пишут они, были апокрифические Евангелия, и только потом Церковь отсеяла то, что ей не нравилось, а на самом деле было много иного материала.

Одним словом, вокруг личности и учения Христа создано множество научных мифов, и вместо того, чтобы изучать Его жизнь и учение по Евангелию, изучают эти мифы, изобретенные учеными.

Я доказываю в своей книге то, что для нас, православных христиан, является очевидным, но что совсем не очевидно для современных специалистов по Новому Завету. А именно, что единственным достоверным источником сведений о Христе является Евангелие, другого достоверного источника нет. Евангелие – это свидетельство очевидцев. Если вы хотите узнать, как что-то произошло, вы должны относиться к очевидцам с доверием. Как Святейший Патриарх Кирилл пишет в своей книге «Слово пастыря»: каким образом можно воссоздать дорожно-транспортное происшествие? Надо опросить свидетелей. Один стоял там, другой здесь, третий еще где-то. Каждый это увидел по-своему, каждый рассказал свою историю, но из совокупных свидетельств складывается картина.

Мы читаем Евангелие и видим, что во многом евангелисты сходятся. Но в чем-то они расходятся, и это естественно, потому что каждый это видел немного по-своему. При этом образ Иисуса Христа не раздваивается, не разделяется на четыре разных образа. Все четыре Евангелия говорят об одном и том же лице. Я в своей книге пишу, что Евангелия подобны сейфу с сокровищами, закрытому на два ключа: чтобы понять евангельские повествования и их смысл, нужно использовать оба ключа. Один ключ – это вера в то, что Иисус Христос был реальным земным человеком со всеми свойствами земного человека, во всём подобный нам, кроме греха. А другой ключ – это вера в то, что Он был Богом. Если хотя бы один из этих ключей отсутствует, вы никогда не откроете эту Личность, которой посвящены Евангелия.

Какой график выхода в свет ваших книг о Христе?

– Первая вышла только что. По мере готовности будут издаваться следующие. Поскольку я их уже написал, то дальнейшая их судьба зависит от книгоиздателей.

Тема слишком важная и слишком обширная. Это меня долгие годы удерживало от того, чтобы засесть за книги об Иисусе Христе. Я ходил вокруг да около: изучал Святых Отцов, писал о Церкви, разбирал различные вопросы богословия. Но подступиться к личности Христа я не мог.

Страшно было?

– Я не находил какой-то свой подход, свой ключ. Конечно, я изучал то, что Святые Отцы писали об Иисусе Христе, это отражено в моих книгах. Например, в книге «Православие» у меня есть целый раздел про христологию. Но если мы посмотрим, что писали об искуплении Святые Отцы в III–IV веках, то основной вопрос был: кому Христос заплатил выкуп. Термин «искупление» брали в его буквальном смысле – выкуп. И спорили о том, кому был заплачен выкуп. Одни говорили, что выкуп был заплачен дьяволу. Другие справедливо возражали: а кто такой дьявол, чтобы ему платить такую высокую цену? Почему Бог должен расплачиваться с дьяволом жизнью собственного Сына? Нет, говорили они, жертва была принесена Богу Отцу.

В Средние века на латинском Западе развилось учение о крестной жертве Спасителя как удовлетворении гнева Бога Отца. Смысл этого учения в следующем: Бог Отец настолько был прогневан на человечество, и человечество своими грехами настолько Ему задолжало, что никаким иным образом оно расплатиться с Ним не могло, кроме как смертью Его собственного Сына. Якобы эта смерть удовлетворила и гнев Бога Отца, и Его правосудие.

Для меня эта западная трактовка неприемлема. Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Думаю, что и Отцы Восточной Церкви, и западные писатели в свое время искали какие-то ответы на вопрос о том, в чем же заключается эта тайна, потому и создавали свои теории. Ее надо было объяснить на каких-то понятных для человека примерах.

Григорий Нисский, например, говорил, что Бог обманул дьявола. Будучи в человеческой плоти, Он спустился в ад, где дьявол царствовал. Дьявол Его поглотил, думая, что это человек, но под человеческой плотью Христа скрывалось Его божество, и, подобно рыбе, которая проглотила крючок вместе с приманкой, дьявол таким образом проглотил Бога вместе с человеком, и это Божество разрушило ад изнутри. Красивый образ, остроумный, но объяснить современному человеку искупление, пользуясь этим образом, невозможно. Мы должны найти иной язык, иные образы.

– Как вы отвечаете на этот вопрос?

– Я думаю, что самое большее, что мы можем сказать о Боге, – это то, что Он захотел нас спасти именно таким, а не каким-либо иным образом. Он захотел стать одним из нас. Он захотел не просто спасать нас откуда-то с высоты, посылая нам сигналы, подавая руку помощи, но вошел в самую гущу человеческой жизни, чтобы всегда быть рядом с нами. Когда мы страдаем, мы знаем, что Он страдает вместе с нами. Когда мы умираем, мы знаем, что Он находится рядом. Это дает нам силу жить, дает нам веру в воскресение.

– Владыка, вы работаете с большим объемом литературы на разных языках. А сколько вы языков иностранных знаете?

– Несколько языков в разной степени. На английском я говорю и пишу свободно: на этом языке я даже думал какое-то время, когда учился в Англии. На французском говорю, читаю, при необходимости пишу, но не так свободно. На греческом говорю, но тоже менее уверенно (практики не хватает), хотя читаю свободно. Дальше – по убывающей. На итальянском, испанском, немецком – читаю, но не говорю. Из древних языков я изучал древнегреческий, сирийский и немного иврит.

– Как вообще вы учили иностранные языки?

– Все иностранные языки я учил по Евангелию. Начинал всегда с Евангелия от Иоанна. Это самое удобное Евангелие, чтобы заучивать слова, они там постоянно повторяются: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, оно было в начале у Бога». Специалисты говорят, что словарь Евангелия от Иоанна в два раза меньше, чем в других Евангелиях, хотя по объему оно не уступает им. Этот лаконизм словаря связан с тем, что очень многие слова повторяются.

Почему удобно учить язык по Евангелию? Потому что, когда вы читаете хорошо знакомый текст, который знаете практически наизусть, вам не нужно смотреть в словарь, вы узнаете слова. И вот так я учил греческий язык. Прочел сначала Евангелие от Иоанна, потом прочел три других Евангелия, потом стал читать послания святых апостолов, а потом начал читать по-гречески Отцов Церкви. Кроме того, когда я учил греческий, я слушал в магнитофонной записи литургию на греческом языке. Я заучивал в том произношении, в каком сейчас он используется греками.

Сирийский язык я учил немного по-другому, это уже было в Оксфорде, у меня был прекрасный профессор, лучший в мире специалист по сирийской литературе, Себастьян Брок. Но он мне сразу сказал: учить с вами язык я не собираюсь, мне это неинтересно, мне интересно читать тексты. Поэтому мы начали с ним читать текст Исаака Сирина, а попутно я читал по-сирийски Евангелия и по учебнику Робинсона осваивал основы грамматики и синтаксиса.

Самое главное в языке – это, конечно, практика. Никакой учебник не заменит практической работы с текстом.

– Как вы думаете, священникам сегодня иностранные языки нужны?

– У меня нет однозначного ответа. Кому-то, может быть, не нужны иностранные языки. Но иностранный язык полезен ведь не только в чисто утилитарных целях – чтобы на нем что-то прочитать или услышать, или иметь возможность кому-то что-то сказать. Он полезен, прежде всего, потому, что он открывает целый новый мир. Каждый язык отражает мышление какого-то народа, на каждом языке есть своя литература, своя поэзия. Я бы сказал, что для общего развития иностранный язык никогда никому не повредит. Другое дело, что у некоторых людей может не быть склонности к языкам, может не быть к этому интереса.

Иностранные языки совершенно не обязательны для спасения, и они даже не обязательны для пастырской деятельности. Хотя я думаю, что для священника, читающего Евангелие, хотя бы какие-то основы греческого языка необходимы. Не случайно ведь в дореволюционной семинарии учили греческий и латынь – хотя бы для того, чтобы понимать смысл отдельных слов, выражений, того, что Христос говорит в Своих притчах, чтобы можно было обратиться к греческому оригиналу и сверить.

– Как вы строите свой распорядок дня?

– Мой распорядок дня подчинен моим служебным обязанностям. У меня есть разные должности, возложенные на меня священноначалием: я – председатель Отдела внешних церковных связей и по должности постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры, настоятель храма. Еще я возглавляю множество всяких комиссий и рабочих групп, осуществляющих различные проекты.

Шесть дней в году у нас заседание Священного Синода, восемь дней в году – заседания Высшего церковного совета. Воскресенье – день богослужебный. Каждый церковный праздник – день богослужебный. Естественно, что перед каждым синодальным днем у нас, по крайней мере, несколько дней подготовки – мы готовим документы, отрабатываем журналы. У меня есть присутственные дни в ОВЦС и в Общецерковной аспирантуре. Множество встреч – с православными иерархами, с инославными, с послами различных государств. Очень важный пласт моей деятельности – поездки. Первые пять лет пребывания в должности председателя ОВЦС у меня было более пятидесяти зарубежных поездок в год. Иногда я прилетал в Москву, только чтобы самолет поменять.

– Аэрофобией не страдаете?

– Нет. Но после этих пяти лет я стал меньше ездить. За пять лет объездил всех, кого надо, и сейчас могу с очень многими поддерживать общение в режиме телефонных звонков, электронной переписки, то есть не нужно специально ездить куда-то, чтобы с кем-то пообщаться.

Кроме того, если раньше я принимал почти все приглашения, которые поступали на различные конференции, то в какой-то момент я и сам почувствовал, и мне Святейший Патриарх сказал: «Вы не должны столько ездить. Вы должны ездить только на самые главные мероприятия, где никто кроме вас участвовать не может». Соответственно, количество поездок сократилось – думаю, без ущерба для дела.

Из дней заседаний Синода и Высшего церковного совета, присутственных дней в Отделе и аспирантуре, церковных праздников и поездок в основном и складывается мое расписание. Оно на год достаточно предсказуемо.

В этом расписании есть паузы, которые необходимы мне для того, что условно можно назвать творческой деятельностью. Например, для того, чтобы книги писать.

– Какие дни вы для этого используете?

– Во-первых, все гражданские выходные. Перефразируя слова известной песни, можно сказать: я другой такой страны не знаю, где так много было б выходных. Помимо отпуска, страна гуляет десять дней в январе, по нескольку дней в феврале, марте, мае, июне, ноябре. Эти выходные я и использую для того, чтобы писать. Скажем, новогодний период – с конца декабря до Рождества – это время, когда я пишу. Пишу также по субботам. Выходных в традиционном понимании этого слова у меня вообще нет. Если день свободен от служебных обязанностей, значит, я в этот день пишу.

– Вы быстро пишете?

– Обычно я пишу много и быстро. Я могу долго что-то обдумывать, но когда сажусь писать, моя средняя дневная норма – 5 тысяч слов в день. Иногда я эту норму не добираю, но иногда даже превышаю.

– Это больше, чем авторский лист. При таком интенсивном ритме можно написать достаточно большой объем текста за достаточно короткий промежуток времени. Условно говоря, мне нужно 20 таких дней, чтобы написать книгу объемом 100 тысяч слов.

– Традиционно ведь книги измеряют знаками и авторскими листами…

– Я меряю в словах со времен Оксфорда. Когда я учился в Оксфорде, у меня был лимит 100 тысяч слов для докторской диссертации. Я этот лимит превысил и оказался в довольно скандальной ситуации: от меня требовали сокращать текст. Я сократил как мог, но всё равно превышение составляло около 20 тысяч слов уже после того, как диссертация была переплетена (а переплет там стоил безумно дорого). Моему профессору владыке Каллисту пришлось специально идти в ректорат и доказывать, что для раскрытия моей темы эти дополнительные 20 тысяч слов абсолютно необходимы. С тех пор, во-первых, я стараюсь писать лаконично, во-вторых, считаю объем написанного в словах, а не в знаках.

– Сталкивались ли с проблемами постоянного отвлечения внимания? У вас компьютер отключен, например, от интернета, от электронной почты?

– Помню, что вы рекордно быстро отвечаете на e-mail.

– Когда я сижу за компьютером и мне приходит сообщение, то, если оно краткое и деловое, я стараюсь отвечать сразу.

– Писем много?

– Не менее 30 в день.

Но должны быть какие-то паузы?

– Да. Есть перерывы на еду. Но с тех пор, как я служил в армии, у меня привычка (говорят, вредная для здоровья) – есть быстро. Завтрак у меня занимает 10 минут, обед – 15, ужин – 10–15. Всё то время, пока я не ем, не сплю и не молюсь, я работаю.

– Владыка, расскажите о своей оценке современного богослужения? Какие есть проблемы восприятия богослужебной молитвы?

– Православное богослужение – это синтез искусств. В этот синтез входят: архитектура храма, иконы и фрески, которые на стенах, музыка, которая звучит на службе, чтение и пение, проза и поэзия, которые звучат в храме, и хореография – выходы, входы, процессии, поклоны. В православном богослужении человек участвует всеми своими органами чувств. Конечно, зрением и слухом, но также обонянием – он обоняет запах ладана, осязанием – он прикладывается к иконам, вкусом – он принимает Причастие, принимает святую воду, просфоры.

Таким образом, всеми пятью органами чувств мы воспринимаем богослужение. Богослужение должно захватывать всего человека. Человек не может одной частью своего естества быть где-то в другом месте, а другой находиться на службе – он должен погрузиться в богослужение всецело. И наше богослужение построено таким образом, чтобы на то время, пока человек погружается в стихию молитвы, он из нее не выключался.

Если вы бывали в католических или протестантских церквах, вы могли видеть, что там богослужение состоит, как правило, из разрозненных лоскутков: сначала люди поют какой-то псалом, потом садятся, слушают чтение, потом снова встают. А у нас богослужение непрерывно. Это, конечно, очень помогает погрузиться в стихию молитвы. Наше богослужение – это школа богословия и богомыслия, оно насыщено богословскими идеями. Совершенно невозможно понимать богослужение, не зная, например, церковных догматов. Вот почему наше богослужение для многих людей оказывается непонятным – не потому, что оно на церковнославянском языке, а потому, что оно апеллирует к сознанию совсем других людей.

Допустим, приходят люди слушать Великий канон на первой седмице Великого Поста. Канон можно прочитать по-славянски, можно прочитать по-русски, эффект будет примерно один и тот же, потому что канон написан для монахов, которые практически наизусть знали Библию. Когда упоминалось некое имя в этом каноне, то у этих монахов сразу же в голове возникала ассоциация с неким библейским рассказом, который тут же аллегорически трактуется применительно к душе христианина. Но сегодня у большинства слушателей эти ассоциации не возникают, и многие из имен, которые упоминаются в Великом каноне, мы даже не помним.

Соответственно, люди приходят на Великий канон, они слушают то, что читает священник, но в основном они откликаются на припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И каждый при этом стоит со своей молитвой, со своим покаянием, что само по себе, конечно, хорошо и важно, но это не совсем то, ради чего писался Великий канон. Поэтому для того, чтобы понимать богослужение, для того, чтобы его любить, нужно, конечно, и хорошо знать догматы, и знать Библию.

– Вы очень много общаетесь с людьми нецерковными. Что для священнослужителя самое главное в общении с человеком, далеким от Церкви?

– Я думаю, что самое главное – это что мы должны уметь людям так рассказать о Боге, о Христе, чтобы у них загорелись глаза, чтобы сердце воспламенилось. А для того чтобы это произошло, у нас самих должны гореть глаза, мы должны жить тем, о чем мы говорим, мы должны постоянно этим гореть, мы должны в себе возгревать интерес к Евангелию, к Церкви, к таинствам церковным, к догматам церковным. И конечно, мы должны уметь говорить людям о сложных вещах на простом языке.

Алфеев Григорий Валериевич (Иларион)

Митрополит Волоколамский Иларион.

Биография

Алфеев Григорий Валериевич родился 24 июля 1966 года в Москве .

Дед - Григорий Маркович Дашевский, историк, автор книг по гражданской войне в Испании , погиб на фронте в 1944 году. Отец - Валерий Григорьевич Дашевский, доктор физ.-мат. наук, автор монографий по органической химии. Рано ушел из семьи, затем погиб из-за несчастного случая. Мать - писательница Валерия Анатольевна Алфеева, воспитывала сына одна.

Принял крещение в 11 лет.

С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 1981 г. поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

В 1984-86 годах служил в армии, в пограничных войсках в качестве музыканта духового оркестра.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня в том же соборе рукоположен во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе г. Вильнюс по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен в иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым).

В 1988 – 1990 гг. служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, селе Колайняй и селе Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В 1991 – 1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в Московских духовных школах.

В 1992 – 1993 гг. преподавал Новый Завет в и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году окончил филиал аспирантуры МДА при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии.

В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года по 2002 год возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995 – 1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске ().

С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви .

В 1997 – 1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета ().

В 1999 году Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

На Пасху 2000 года в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

2002

Конфликт в Сурожской епархии

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии (епархия Русской православной церкви в и Ирландии).

7 января 2002 года, в праздник Рождества Христова, в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита.

20 апреля 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

2010: Возведение в сан митрополита, настоятель храмов в Черниговском переулке Москвы

18 августа 2010 г. назначен настоятелем Патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором .

В 2010 г. избран почетным доктором Российского государственного социального университета и почетным профессором Русской христианской гуманитарной академии.

7 февраля 2011 года избран профессором богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

11 сентября 2010 года митрополит Иларион совершил архиерейскую литургия – первую с момента открытия в начале 1990-х годов храма в Черниговском переулке.

2011

Оформление квартиры в Испании за 1 млн евро

Григорию Алфееву (мирское имя митрополита РПЦ Илариона) принадлежит один из самых дорогих пентхаусов кооператива Mare Nostrum II в Альтее (провинция Аликанте). Об этом в декабре 2019 года сообщала «Новая газета ».

«Он расположен на двух уровнях последних этажей, имеет собственные открытую и закрытую террасы, площадку для барбекю, бассейн, две спальни с санузлами и много чего еще. Общая площадь апартаментов в доме 25 по улице Repetidor, согласно официальному буклету застройщика, составляет более 235 кв. м, а цена (по состоянию на 2011 г.) - 950 000 евро. Ближайшая соседка иерарха, известного также и своими композиторскими талантами, - Тамара Гвердцители, а еще в доме владеют квартирами режиссер и телеведущий Юлий Гусман, продюсер Тимур Вайнштейн, бывший премьер Азербайджана Новруз Мамедов, украинский бизнесмен Юрий Аптекарь и другие уважаемые люди», - пишет «Новая газета» .

По сведениям издания, в момент приобретения в 2011-м году квартира стоила около миллиона евро. По одной из версий, митрополит не покупал это жилье, а получил в подарок от местного предпринимателя Михаила Боцко. Отмечается также, что Иларион не оплачивает коммунальные услуги и уже задолжал около 20 тыс. евро.

Участие в хиротонии Элпидофора, наследника константинопольского патриарха

В 2011 году на хиротонии наследника константинопольского патриарха архиепископа Элпидофора патриарху Варфоломею сослужил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион. На Элпидофора в свое время делали ставку в окружении патриарха Кирилла.

Позже стало понятно, что ставка не сыграла - Элпидофор стал ярым проводником автокефалии Украинской церкви. На 2019 г он фактический глава Вселенского патриархата.

2014: Поездка на Украину

9 мая 2014 года Иларион прибыл в аэропорт Днепропетровска (Украина) для участия в праздновании 75-летия Днепропетровского митрополита Украинской православной церкови Московского патриархата Иринея, однако при прохождении пограничного контроля его задержали и вручили письменное уведомление о запрете на въезд на Украину без указания причин. Митрополит Иларион огласил поздравительное послание Патриарха Московского Кирилла в помещении пункта пограничного контроля и там же вручил юбиляру орден святого благоверного князя Даниила Московского первой степени. 12 мая МИД РФ потребовал «от де-факто киевских властей исчерпывающих объяснений столь неуважительного отношения к священнослужителю высокого духовного сана и принесения соответствующих извинений».

2017: Визит архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

22 ноября 2017 года, митрополит Иларион встречал Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, в рамках его первого визита в Россию .

  • «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения,
  • «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра,
  • «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра,
  • симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов.
Дата рождения: 24 июля 1966 г. Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай . В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством () работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах . В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. настоятелем в Москве.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей ().

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. () назначен председателем межведомственной по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. () назначен руководителем (по должности) .

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () назначен представителем Русской Православной Церкви в .

Музыкальные произведения

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Награды:

Церковные:

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. — [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: «Амманский формат» консультаций будет продолжен [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Отсутствие тех или иных Церквей в Аммане не сделает встречу менее значимой [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: В церковно-государственных отношениях посредник не требуется [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Мы надеемся, что встреча в Аммане положит начало и другим подобным встречам, в которых наша православная семья сейчас нуждается [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Создателем Церкви является Господь Иисус Христос, и никакой президент Церковь создать не сможет [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Католическая Церковь может присоединиться к реализации проекта Русской Православной Церкви по помощи сирийским детям, пострадавшим от войны [Интервью]

    Слово председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на Актовом дне Николо-Угрешской православной духовной семинарии в день памяти святителя Николая Японского [Приветствия и обращения]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Мы должны сделать все возможное для того, чтобы сохранить христианское присутствие на Ближнем Востоке [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Ситуация в Святой Земле требует решения, но вряд ли предложенная США «сделка века» сможет найти поддержку со стороны палестинцев [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Массовые протесты в Черногории свидетельствуют о том, что население страны не поддерживает вмешательство властей в церковную жизнь [Интервью]

    Митрополит Волоколамский Иларион: Каждый Предстоятель Поместной Православной Церкви несет ответственность не только за свою Церковь, но и за межправославное согласие [Интервью]

    Епи́скоп Иларио́н (в миру — Григо́рий Вале́риевич Алфе́ев; р. 24 июля 1966 Москва) — епископ Венский и Австрийский, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, богослов, патролог, церковный историк, композитор.

    Автор монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

    Книги (14)

    Во что верят православные христиане

    Настоящий сборник катехизических бесед представляет собой сокращенный и упрощенный вариант книги «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», увидевшей свет в 1996 году и с тех пор неоднократно издававшейся на русском и других языках.

    Сборник адресован широкому кругу читателей, прежде всего тем, кто вступает на путь христианской жизни.

    Вы - свет мира

    Автор адресует свою книгу прежде всего тем, кто недавно пришел в Церковь или только готовится к крещению и хотел бы больше узнать о православии из надежного авторитетного источника, а не из сомнительных брошюр, полных суеверий, сомнительных рекомендаций и псевдоправославных утверждений. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) рассматривает все составляющие жизни православного человека и дает практические рекомендации по поводу того, как христианину жить в XXI веке.

    Он исчерпывающе и доступно в соответствии со Священным Писанием и учением святых отцов объясняет, что такое вера, пост, христианский брак, спасение души, загробная жизнь, монашество, духовная жизнь в православном понимании, для чего нужны Церковь и священнослужители, как правильно молиться и так далее.

    Духовный мир преподобного Исаака Сирина

    Книга православного богослова и патролога, доктора философии Оксфордского Университета, доктора богословия Свято—Сергиевского Православного Богословского Института в Париже епископа Илариона (Алфеева) является первой в современной богословской науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви VII века.

    На материале широко известных «Слов подвижнических», а также недавно открытых Бесед «О божественных тайнах и о духовной жизни» Исаака Сирина автор реконструирует богословскую систему сирийского писателя—отшельника, анализирует его аскетическое и мистическое учение. Речь в книге идет о любви Бога к человеку и любви человека к Богу, об искушениях и богооставленности, о смирении и слезах покаяния, о молитве и мистических озарениях, о жизни после смерти и о последних временах.

    Жизнь и учение св. Григория Богослова

    Книга является первой в отечественной науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви IV века, чьи произведения на протяжении десяти веков византийской истории по популярности уступали только Библии.

    Книга написана на основе докторской диссертации автора, защищенной в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Несмотря на свой научный характер, книга адресована широкому читателю. Простым и доступным языком автор говорит об основных аспектах нравственного, богословского имистического учения св. Григория.

    На материале творений святителя раскрываются такие темы, как философия и богословие, брак и монашество, священство и епископство. Бог и человек, Троица, Христос, созерцание Божественного света, молитва и боговидение.

    О молитве

    Эта небольшая книга содержит запись цикла телевизионных передач, выходивших в эфир весной 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II под общим названием «Мир вашему дому». Цикл состоит из 32 передач и посвящен теме молитвы.

    Что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Молитва как беседа с Богом. Молитва как преодоление расстояния между Богом и человеком. Молитва "Отче наш". Молитва Иисусова Молитв Божией Матеря и святым. Молитва, за живых и усопших. Таковы основные темы, раскрываемые автором.

    Пользуясь простым и доступным языком, игумен Иларион обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

    Священная тайна церкви

    Монография известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием споров о почитании имени Божия, зародившихся в начале XX века на Афоне и перекинувшихся в Россию, где в них включились видные церковные и общественные деятели, богословы и философы.

    Подробно восстанавливая историческую канву полемики на материале ранее неизвестных архивных данных, автор уделяет основное внимание богословскому осмыслению проблематики споров. Отдельные главы посвящены учению об имени Божием в Ветхом и Новом Заветах, в византийской и сирийской патристике, в литургической традиции Православной Церкви, в русской богословской традиции. Особое внимание уделено теории и практике молитвы Иисусовой в византийском и русском монашестве. Последовательно разбирая основные сочинения сторонников и противников имяславия, автор критически оценивает позиции обеих сторон в свете Предания Церкви.

    Христос - победитель ада

    Христос - победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции.

    Книга известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием темы сошествия Христа во ад на основе многочисленных памятников византийской, сирийской, коптской и латинской литературы.

    Многие из вошедших в книгу текстов никогда ранее не переводились на русский язык. Особое внимание уделено богослужебным текстам, которые автор рассматривает как богатый источник догматического Предания.

    Как прийти в Церковь

    В этой книге мне хотелось бы рассказать о Святом Крещении как начале духовной жизни, познакомить читателя с историей этого Таинства и современной практикой его совершения в Церкви на основании творений отцов Церкви, исследований современных богословов и своего собственного многолетнего опыта совершения таинства Крещения.

    Отдельно будет сказано о Миропомазании - Таинстве, которое в Православной Церкви совершается, как правило, одновременно с Крещением. Митрополит Иларион (Алфеев).

    Конец времен: Православное учение

    Книга содержит краткое изложение православного учения о жизни после смерти, о конце человеческой истории, о всеобщем воскресении, Страшном суде и посмертном воздаянии на основе Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви. Книга рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.

    Православное богословие на рубеже столетий

    Настоящая книга представляет собой сборник статей и докладов, написанных в 1997-99 годы и посвященных одной общей теме - православному богословию на рубеже столетий. «Произойдет ли возрождение русской богословской науки?» Этот вопрос, вынесенный в заглавие одной из статей, является лейтмотивом всей книги.

    Первая часть сборника посвящена проблемам богословского образования в Русской Православной Церкви. Вторая часть книги содержит материалы, посвященные выдающимся богословам уходящего XX столетия - архимандриту Киприану (Керну), протопресвитеру Иоанну Мейендорфу, епископу Диоклийскому Каллисту, архимандриту Софронию (Сахарову) и митрополиту Сурожскому Антонию. Наконец, третья часть, давшая название всему сборнику, представляет собой попытку целостного осмысления комплекса задач, стоящих перед русским православным богословием накануне XXIстолетия, подводит итог многолетним размышлениям автора на данную тему.

    Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание

    Учение великого богослова, поэта и мистика XI в. рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви.

    Автор исследует отношение прп. Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение прп. Симеона Студита, духовного отца прп. Симеона Нового Богослова.

    Взаимосвязь между личным духовным опытом христианина и Преданием Церкви — такова основная тема книги.


    Публикуемый ныне сборник содержит шестьдесят две проповеди, в том числе двадцать две ранее опубликованных. Почти все публикуемые ныне проповеди произнесены отцом Иларионом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, где он несет свое пастырское служение.

    Игумен Иларион - автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви.