Лосский н. О

Лосский Н.О.

История русской философии

Перевод с английского
М.: Советский писатель, 1991.- 480 с.
ISBN 5-265-02255-4
Формат: PDF, DjVu

Качество: сканированные страницы

Язык: русский

Советский читатель не был знаком с этой книгой, она если и издавалась, то лишь по спецзаказу, потому её вроде бы и не существовало. Это при том, что данная работа Н.О. Лосского (1870-1965) является единственной в своем роде - она дает практически полный обзор истории русской философии. Западники, славянофилы, русские материалисты 60-х годов, Вл. С. Соловьев, князья Трубецкие, отцы Сергий Булгаков и Павел Флоренский, Л. Н. Карсавин, Н. А. Бердяев, последователи марксизма и поэты-символисты - эти основные моменты развития русской философии отражены в работе.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора
Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Глава II. СЛАВЯНОФИЛЫ

1. И.В. Киреевский
2. А.С. Хомяков
3. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин
Глава III. ЗАПАДНИКИ
1. П. Я. Чаадаев
2. Н.В. Станкевич
3. В.Г. Белинский
4. А.И. Герцен
Глава IV. РУССКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ
1. М. А. Бакунин
2. Н. Г. Чернышевский
3. Д.И. Писарев
4. И.М. Сеченов
Глава V РУССКИЕ ПОЗИТИВИСТЫ
1. П. Л. Лавров, Г. Н. Вырубов, Е. В. де Роберти
2. Н. К. Михайловский
3. К. Д. Кавелин, М. М. Троицкий, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов
Глава VI. ВЫРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
1. Н. Я. Данилевский
2. Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев
Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
1. И. Д. Юркевич, В. Д. Кудрявцев
2. Федоров
Глава VIII. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
Глава IX. ГНОСЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА И МЕТАФИЗИКА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

1. Б. Н. Чичерин
2. Н. Г. Дебольский
3. П. А. Бакунин
4. М. И. Каринский
5. Н. Я. Грот
ГлаваХ. КНЯЗЬЯ С. Н. и Е.Н. ТРУБЕЦКИЕ
Глава XI. РУССКИЕ ПЕРСОНАЛИСТЫ

1. А. А. Козлов
2. Л. М. Лопатин
3. Н. В. Бугаев, П. Астафьев, Е. А. Бобров
Глава XII. РУССКИЕ НЕОКАНТИАНЦЫ
1. А. И. Введенский
2. И. И. Лапшин
Глава XIII. ИЗМЕНЕНИЯ В УМОНАСТРОЕНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XX в.
Глава XIV. ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
Глава XV. ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
Глава XVI. Н. А. БЕРДЯЕВ
Глава XVII. ИНТУИТИВИСТЫ

1. Н. О. Лосский
2. С. Л. Франк
3. А. Ф. Лосев
4. Д. В. Болдырев и С. А. Левитский
5. В. А. Кожевников
Глава XVIII. Л. П. КАРСАВИН
Глава XIX. ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава XX. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ В РОССИИ И ЕГО КРИТИКА, В. Ф. ЭРН

1. Представители трансцендентально-логического идеализма
2. Иррационализм Шестова
3. В. Ф. Эрн
Глава XXI. УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
Глава XXIII. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ

1. Андрей Белый
2. В. И. Иванов, Минский
3. Д. С. Мережковский
4. В. В. Розанов
Глава XXIV. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В СССР
1. Диалектический метод Гегеля
2. Диалектический материализм
Глава XXV. ВЛИЯНИЕ Э. МАХА И Р. АВЕНАРИУСА НА МАРКСИСТОВ
Глава XXVI. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. С. А. Алексеев (Аскольдов)
2. В. С. Сцилкарский
3. Л. Л. Кобилинский
4. Б. П. Вышеславцев
5. И. А. Ильин
6. Отец Василий Зеньковский
7. Отец Георгий Флоровский
8. В. Н. Лосский
Глава XXVII. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Школа/традиция: Период: Направление: Значительные идеи: , Оказавшие влияние: , Последователи: ,

Никола́й Ону́фриевич Ло́сский ( , - , ) - выдающийся представитель , один из основателей направления в .

Биография

Философия

  • Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
  • Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный , даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего непосредственно в , и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название . Лосский выделяет три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения .
  • Онтология В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное , тесно связанное с целым миром.
  • Аксиология
  • Этика
  • Эстетика

Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского

Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:

Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…

Главные труды

Сочинения

  • «Обоснование интуитивизма» (1906),
  • «Мир как органическое целое» (1917),
  • «Основные вопросы гносеологии» (1919),
  • «Свобода воли» (1927),
  • «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
  • «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
  • «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
  • «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
  • «Эволюция и идеальное бытие»,
  • «Мистическая интуиция»,
  • «Бог и всемирное зло» (1941);
  • «Условия абсолютного добра» (1944),
  • «Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945),
  • «Мир как осуществление красоты».

Переводы

К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод « » (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.

Ссылки

Сочинения

  • Н. О. Лосский, История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000.
  • Н. О. Лосский, Ценность и Бытие. - М.: АСТ, 2000.

Литература

  • Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. Paris, Institut d"etudes slaves. 1978. 129 с.
  • А.А. Штрихи к пониманию философии Н.О. Лосским // Вестник Московского университета.Серия 7.Философия. 1993.№ 4.С.64-69.
  • А.А., Никулин А.Г. А.И. Введенский и Н.О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. СПб.,1999. С.87-105.
  • Овчаров А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства)Кемеровский гос. уни-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.-215 с.
  • Королькова Е.А. Онтология зла в филосории Н.О. Лосского // Русская философия. Концепции.Персоналии. Методика преподавания СПб., 2001. С. 74-75.
  • Веселовская Е.В. Взаимосвязь онтологических, гносеологических и логических элементов в философской системе Н.О. Лосского //Вестник Российского Философского Общества № 1 (29), 2004. С.111-114.
  • Половинкин С.М. Иерархический персонализм Н.О.Лосского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.Серия: Филология. Философия. История.2004. № 3. С.48-80.
  • Земляной С. Клерикально-консервативная мифологическая дистопия: Алексей Лосев

Примечания

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Н. О. Лосский История русской философии Н. О. Лосский (1870 - 1965) - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан… - Высшая школа, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Библиотека философа 1991
    410 бумажная книга
    Василий Зеньковский История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический Проект, Раритет, (формат: 70x100/16, 880 стр.) Summa 2001
    880 бумажная книга
    А.И. Новиков История русской философии В данной книге показаны основные этапы истории русской философской мысли, начиная с Х века, национальные истории ее становления. Показано влияние славянской мифологии, болгарской книжности… - Лань, (формат: 84x104/32, 320 стр.) 1998
    100 бумажная книга
    В.В. Зеньковский История русской философии ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881–1962) – крупнейший представитель гуманистической мысли русского зарубежья, широко известный в Европе православный деятель, богослов, историк русской философской… - МедиаКнига, аудиокнига можно скачать 2011
    283 аудиокнига
    Н. О. Лосский История русской философии Книга Николая Онуфриевича Лосского ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, вышедшая в 1951 году в Нью-Йорке, до сих пор не утратила своего значения. Это блестящий очерк раз­витиярусской философской мысли… - Сварог и К, (формат: 84x108/32, 496 стр.) 2000
    450 бумажная книга
    Лосский Н.О. История русской философии Н. О. Лосский (1870 - 1965) - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан… - Высшая школа, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) 1991
    212 бумажная книга
    Н. О. Лосский История русской философии Вашему вниманию предлагается издание "История русской философии" - Прогресс, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Библиотека журнала "Путь" 1994
    490 бумажная книга
    А. Галактионов, П. Никандров История русской философии Настоящая книга представляет собой попытку создать систематический курс истории русской философии, рассмотренной в развитии и во взаимной борьбе основных направлений - материализма и идеализма, … - Издательство социально-экономической литературы, (формат: 84x108/32, 460 стр.) 1961
    340 бумажная книга
    Зеньковский Василий История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: 60x90/16, 464 стр.) - 2011
    679 бумажная книга
    История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Концепции 2011
    1002 бумажная книга
    Василий Зеньковский История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический Проект, (формат: 60x90/16, 880 стр.) Концепции 2011
    581 бумажная книга
    Зеньковский В. История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - Академический проект, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) 2011
    912 бумажная книга
    Зеньковский Василий Васильевич История русской философии Автор рассматривает вопросы истории философии в контексте развития национальной культуры. Он стремится показать своеобразие русской философской школы, исторически проявлявшееся в различных культурных… - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) Концепции 2011
    851 бумажная книга
    Б. В. Яковенко История русской философии Книга русского мыслителя Бориса Валентиновича Яковенко - самая крупная его философская работа, представляющая собой обзор отечественной философской мысли XVIII - первой трети XX в. Как оригинальное… - Республика, (формат: 60x90/16, 512 стр.) 2003
    562 бумажная книга
    Лосский Н. История русской философии Н. О. Лосский - один из крупнейших русских философов. До революции - профессор Петербургского университета. В 1922 году вместе с Н. А. Бердяевым и другими известными учеными был выслан из СССР… - Азбука, (формат: Твердая бумажная, 880 стр.) Азбука-Классика. Non-Fiction Русская философия: словарь

    История русской общественной мысли - незаконченный труд Плеханова, над к рым он работал в последние годы жизни. К тому времени им были опубликованы работы о Белинском, Чернышевском, статьи о Чаадаеве и об общественном движении во 2 й пол. XIX в., большая рецензия на 2 томную… …

    Азбука кириллицы: новгородская берестяная грамота № 591 (1025 1050 гг.) и её прорисовка … Википедия

    ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - предметная и проблемная область истории рус. философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус. философии… … Русская философия: словарь

    Историография русской философии - предметная и проблемная область истории русской философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус.… … Русская Философия. Энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Очерк развития русской философии Русская Философия. Энциклопедия

    ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - соч. Шпета (ч. 1. Пг., 1922). Как я могу писать историю русской философии, которая если и существует, то не в виде науки, тогда как я признаю философию только как знание, заметил о своих затруднениях при написании этой работы Шпет. Отвергая… … Русская философия: словарь

    Наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    История философии раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. В России существует специальность «история… … Википедия

    1. И. В. Киреевский.

    2. А. С. Хомяков.

    3. К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.
    Глава III. ЗАПАДНИКИ.

    1. П. Я. Чаадаев.

    2. Н. В. Станкевич.

    3. В. Г. Белинский.

    4. А. И. Герцен.
    Глава IV. РУССКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ.

    1. М. А. Бакунин.

    2. Н. Г. Чернышевский.

    3. Д. И. Писарев.

    4. И. М. Сеченов.
    Глава V. РУССКИЕ ПОЗИТИВИСТЫ.

    1. П. Л. Лавров, Г. Н. Вырубов, Е. В. де Роберти

    2. Н. К. Михайловский.

    3. К. Д. Кавелин, М. М. Троицкий, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов.
    Глава VI. ВЫРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

    1. Н. Я. Данилевский.

    2. Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев
    Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

    1. И. Д. Юркевич, В, Д. Кудрявцев

    2. Н. Ф. Федоров
    Глава VIII. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
    Глава IX. ГНОСЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА И МЕТАФИЗИКА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

    1. Б.Н.Чичерин

    2. Н. Г. Дебольский

    3. П. А. Бакунин

    4. М. И. Каринский

    5. Н. Я. Грот
    Глава X. КНЯЗЬЯ С. Н. и Е. Н. ТРУБЕЦКИЕ
    Глава XI. РУССКИЕ ПЕРСОНАЛИСТЫ

    1. А. А. Козлов

    2. Л. М. Лопатин

    3. Н. В. Бугаев, П. Астафьев, Е. А. Бобров
    Глава XII. РУССКИЕ НЕОКАНТИАНЦЫ

    1. А. И. Введенский

    2. И. И. Лапшин
    Глава XIII. ИЗМЕНЕНИЯ В УМОНАСТРОЕНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ XX в.
    Глава XIV. ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
    Глава XV. ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
    Глава XVI. Н. А. БЕРДЯЕВ
    Глава XVII. ИНТУИТИВИСТЫ

    1. Н. О. Лосский

    2. С. Л. Франк

    3. А. Ф. Лосев

    4. Д. В. Болдырев и С. А. Левитский

    5. В. А. Кожевников
    Глава XVIII. Л. П. КАРСАВИН
    Глава XIX. ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Глава XX. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ В РОССИИ И ЕГО КРИТИКА. В. Ф. ЭРН

    1. Представители трансцендентально-логического идеализма

    2. Иррационализм Шестова

    3. В. Ф. Эрн
    Глава XXI. УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ
    Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ
    Глава XXIII. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ

    1. Андрей Белый

    2. В. И. Иванов, Н. М. Минский

    3. Д. С. Мережковский

    4. В. В. Розанов
    Глава XXIV. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В СССР

    1. Диалектический метод Гегеля

    2. Диалектический материализм
    Глава XXV. ВЛИЯНИЕ Э. МАХА И Р. АВЕНАРИУСА НА МАРКСИСТОВ
    Глава XXVI. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    1. С. А. Алексеев (Аскольдов)

    2. В. С. Сцилкарский

    3. Л. Л. Кобилинский

    4. Б. П. Вышеславцев

    5. И. А. Ильин

    6. Отец Василий Зеньковский

    7. Отец Георгий Флоровский

    Лосский Н. О.
    Л 79 История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
    ISBN 5-265-02255-4
    Этой книги для советского читателя вроде бы не существовало, она переиздавалась у нас лишь по спецзаказу. Между тем этот труд Н. О. Лосского (1870-1965), пожалуй, единственный в своем роде достаточно полный обзористории русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX в., Вл. С. Соловьев, князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, отцы Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, Л. Н. Карсавин, последова-тели марксизма и поэты-символисты - вот те основные пункты развития оте-чественной теоретической мысли, которые нашли отражение в книге.
    Н.О.ЛОССКИЙ
    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ*

    ОТ АВТОРА
    {Издать большую книгу по философии в эти беспокойные дни - нелегкая задача.
    Поэтому я выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги: духовной православной семинарии св. Владимира в Нью-Йорке и ее декану отцу Георгию Флоровскому, профессору Колум-бийского университета Б. Бахметьеву, доктору} Я. {Зубову, Н. Дуддингтон} (Duddington) {и Е. Извольской, а также профес-сору А. С. Кагану (A.} S. Kagan), {сотруд-нику Интернэшнл Юниверситиз Пресс в Нью-Йорке.
    н. о. лосский.}

    Глава I
    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
    Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура при-обретает известность во всем мире только тогда, когда цен-ности, развитые в ней, становятся достоянием всего челове-чества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет все-мирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области дра-мы, оперы и балета.
    В области науки достаточно упомянуть имена Лобачев-ского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выра-зительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков. В области полити-ческой культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые , когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт, не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ничего оригинального в области философии. Прав-да, меткое замечание Гегеля о том, что сова Минервы не вы-летает, пока не наступят вечерние сумерки, относится и к раз-витию русской мысли. Русская философия начала развивать-ся только в XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю.
    Русский народ принял христианство в 988 г. Он получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения от-цов церкви. К XII в. на Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, из-вестной под заглавием "Точное изложение православной веры". Хотя философское предисловие к этой книге было переведено только в XV в., отдельные выдержки из него по-явились в "Святославове Изборнике" еще в 1073 г. В XIV в. были переведены сочинения Дионисия Ареопагита с коммен-тариями св. Максима Исповедника. Эти книги наряду с сочи-нениями других отцов восточной церкви имелись во многих русских монастырях.
    При помощи подобных сочинений некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжать богословские и философские труды византийцев. К ним можно отнести митрополита Петра Могилу в XVII в. и епископа Феофана Прокоповича в начале XVIII в. Среди любителей философии того времени следует особо упомянуть Григория Сковороду (1722-1794) - моралиста, опиравшегося главным образом на библию, но использовавшего некоторые неоплатонические теории Филона (например, в вопросе толкования материи), отцов церкви и немецких мистиков (в учении о внешнем и внутреннем человеке, глубине человеческого духа и божества, "искре" в сердце человека - излюбленного сравнения немецких мистиков).
    Века татарского господства, а впоследствии изоляцио-низм Московского государства помешали русскому народу ознакомиться с западноевропейской философией. Русское об-щество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр Великий "не прорубил окно в Европу". Влияние Запада сразу же сказалось на отношении к церкви. Среди русского дворянства, с одной стороны, широко рас-пространилось вольтерьянство с его вольнодумством , с дру- -гой стороны, появилось стремление проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность "истинного христианства" и воплотить его в жизнь. Масонство появилось в России в первой половине XVIII в. и получило широкое распростра-нение во второй его половине.
    Главные философские направления, под влиянием кото-рых находилось русское масонство, были связаны с именами французского мистика Сен-Мартэна (1743-1803) и немецкого мистика Якова Бёме (1575-1624). Книга Сен-Мартэна "Об ошибках и истине" была опубликована в переводе на русский язык в 1785 г. Были переведены на русский язык сочинение Томаса а Кемписа "Имитация Христа" и книга лютеранского богослова Иоганна Арндта (1555-1621) "Истинное христианство". Многие переводы сочинений ЯковаБёме распространялись в рукописях, некоторые же были на-печатаны.
    Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Особенно активно участвовал в распространении идей истинного христианства Н. И. Новиков (1744-1818). Он издал много книг, редактировал масонские периодические издания и организовывал библиотеки. Наряду с Новиковым следует отметить немца И. Г. Шварца (1751-1784), профессора философии при Московском университете с 1779 по 1782 г. Шварц верил в учения розенкрейцеров. В лекциях, читаемых у себя на дому, он толковал неясные места в сочинениях Сен-Мартэна, ссылаясь на работу Якова Бёме "Mysterium Magnum" ("Мистериум Магнум"). Шварц утверждал, что бог сотворил мир не из ничего, а из своей внутренней сущности. Он проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни, пороки в среде духовенства. Только преждевременная смерть спасла Шварца от преследований правительства. Новиков также осуждал несправедливости русской государственной и церковной жизни. В 1792 г. по приказу Екатерины II он был заточен в Шлиссельбургскую крепость и только через четыре с половиной года, после смерти императрицы, был освобожден Павлом I. Заточение подорвало физические и умственные способности Новикова. В 1790 г. Екатерина Великая сослала в Сибирь также и Радищева, другого знаменитого критика несправедливостей русской жизни. После ее смерти Радищев был освобожден Павлом Г. Радищев (1749-1802) был человеком высокой культуры. Императрица Екатерина послала его вместе с одиннадцатью другими молодыми людьми изучать юриспру-денцию и смежные науки в Лейпцигском университете. В этом университете Радищев провел 6 лет. Он был знаком с социальными и философскими теориями Руссо, Локка, Мон-тескье, Гельвеция, Лейбница и Гердера. Радищев выступал против самодержавия , а крепостное право вызывало в нем негодование. Свои взгляды Радищев особенно ярко выразил в книге "Путешествие из Петербурга в Москву", за которую был сослан в Сибирь.
    Книга Радищева "О человеке, о его смертности и бес-смертии" имеет философское значение. Она состоит, из четы-рех частей. В первых двух частях автор излагает свои мате-риалистические взгляды на бессмертие, стремясь доказать, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда он делал вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой уничтожение духовной жизни. В третьей и четвертой частях своего произведения Радищев, опровергая эти утверждения, говорит, что нельзя "...усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности от-личное... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяжен-на, неразделима среда всех чувствований и мыслей...". Не будь такого единства, "...человек сего мгновения не будет ведать, тот ли он, что был за одно мгновение. Он не будет ны-не то, что был вчера". Он не мог бы "...ни вспоминать, ни сравнивать, ни рассуждать...".
    Радищев утверждает, что Гельвеции был не прав, сводя все познание к чувственному опыту, "...ибо, когда предмет какой-либо предстоит очам моим, каждое око видит его осо-бенно; ибо зажмурь одно, видишь другим весь предмет неразделимо; открой, другое и зажмурь первое, видишь тот же предмет и так же неразделим. Следует, что каждое око полу-чает особое впечатление от одного предмета. Но когда я на предмет взираю обеими, то хотя чувствования моих очей суть два, чувствование в душе есть одно ; следовательно, чувствование очей не есть чувствование души: ибо в глазах два, в душе одно". Подобным же образом, когда "...я вижу колокол, я слышу его звон; я получаю два понятия: образа и звука, я его осязаю, что колокол есть тело твердое и протя-женное". Итак, у меня имеется три различных "чувствова-ния". Тем не менее я "составляю единое понятие и, изрекши: колокол, все три чувствования заключаю в нем" (366){.}
    Итак, Радищев ясно сознавал различие между чувствен-ным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и нераздели-ма, Радищев делает вывод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование (397).
    В толковании доктрины перевоплощения Радищев ссыла-ется на Лейбница, который сравнивал переход одного вопло-щения к другому с превращением отвратительной гусеницы в куколку и вылуплением из этой куколки восхитительной бабочки (393).
    Радищев выступал против мистицизма и, в силу этого, не примкнул к масонам. Известный государственный деятель М. М. Сперанский (1772-1839) был масоном с 1810 по 1822 г., когда масонство было в России запрещено. Он знал работы западноевропейских мистиков Таулера, Руйсбрука, Якова Бёме, Пордаге, св. Иоанна Крестителя, Молиноса, госпожи Гийон, Фенелона и перевел на русский язык произведение Томаса а Кемписа "Имитация Христа", а также отрыв-ки из работ Таулера. Первичной реальностью он считал дух, бесконечный и обладающий неограниченной свободой воли. Триединый бог в своем сокровенном существе - первичный хаос, "вечное молчание". Принцип женственности - София, или Мудрость,- является содержанием божественного познания, матерью всего, что существует вне бога. Грехопадение ангелов и человека дает начало непроницаемой материи и ее пространственной форме. Сперанский верил в теорию перевоплощения. Он говорил, что, хотя эта теория и осуждена церковью, ее можно встретить в сочинениях многих отцов церкви (например, у Оригена, св. Мефодия, Памфилия, Синезия и других). В области духовной жизни Сперанский осуждал практику замены внутреннего поста внешним и духовной молитвы - напрасным повторением слов. Поклонение букве Библии в большей степени, чем живому слову Бога, Сперан-ский считал лжехристианством.
    Начало последовательного развития русской философии мысли восходит к тому времени XIX в., когда русское общество уже пережило , Фихте, Шеллинга и Гегеля. Философия природы и эстетики Шеллинга была изложена профессорами М. Г. Павловым, Д. М. Велланским, А. И. Галичем и Н. И, Надеждиным. Павлов (1773-1840) был профессором физики, минералогии и сельского хозяйства в Московском университете. Он утверждал, что основные принципы устройства природы раскрываются при помощи интеллектуальной интуиции, а опыт только подтверждает последнюю. Павлов истолковывал интеллектуальную интуицию как самосозерцание абсолюта. Надеждин (1804-1856) - профессор эстетики Московского университета - познакомил своих студентов с учением Шеллинга о бессознательном органическом творчестве гения. Вел-ланский (1774-1847) был профессором анатомии и физиологии в Петербургской Медико-хирургической академии, а Галич (1783-1848) начиная с 1805 г. профессор в Петербургском педагогическом институте, впоследствии преобразованном в университет (1819). В 1821 г. Галича вынудили оставить университет, ибо он "предпочитал безбожника Канта Христу, а Шеллинга - Святому Духу".
    Начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. связано с именами славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова. Их философия была попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточ-ной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Ни Киреевский, ни Хомяков не создали какой-либо философской системы, но они изложили определенную программу и вселили дух в философское движение, которое явилось наиболее оригинальным и ценным достижением русской мысли. Я имею в виду попытку русских мыслителей систематически развить христианское мировоззрение. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов. Среди них философы-богословы - князь С. Н. Трубецкой, его брат князь Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Эрн, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский, Б. П. Вышеславцев, Н. Арсеньев, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский. Это движение про-должает развиваться и расти по настоящий день. Начало ему положили И. Киреевский и А. Хомяков. Поэтому я собираюсь дать всестороннюю оценку их жизни и учениям.

    См. В. Туркалевский, Философские тенденции в русском обществе XVIII в., Журнал министерства народного просвещения, май, 1911; С. Г. Вернадский, Русские масоны в царствование Екатерины II, Записки историкофилологического факультета Императорского С.-Петербургского университета, 1917; В. Боголюбов, Н. Новиков и его время, М., 1916.
    Там же. стр. 6
    См. Г. С. Сковорода. Избранные труды, Петербург, 1912; Э р н, Г. С. Сковорода, М., 1912; Д. Чижевский, Философия Г. С. Сковороды, Варшава, 1934.
    А. Н. Радищев, Избранные философские сочинения, Госполит-издат, 1949, стр. 359; см. также И. Лапшин, Философия Радищева, 1922.
    Здесь и далее арабские цифры указывают на нумерацию страниц , а римские цифры - на порядковые номера томов. Слова "страница" и "том" выпущены.
    См. Н. Л осский, Учение Лейбница о перевоплощении как мета-морфозе, Избранные труды Русского научного института в Праге, т. 2, 1931; на немецком языке: "Leibniz Lehre von der Reinkarnation als. Metamorpho-se>, "Archiv fur Geschichte der Philosophic" (Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе, "Архив истории философии", ноябрь, 1931)
    См. А. Ялчанинов, Мистицизм М. М. Сперанского, Богословское обозрение, 1906.
    По вопросу о влиянии Шеллинга см. V. S e t s с h k а г е f f, Schellmgs Emfluss in der russischen Literatur der 20 er und 30 er Jahre des XIX Jahrhunderts, Leipzig, 1939 (В. Сечкарев, Влияние Шеллинга на русскую литературу 20-30-х годов XIX столетия. Лейпциг, 1939)

    * * Воспроизводится по изданию: Н.О.Лосский, "История русской философии", М., "Советский писатель", 1991.

    Лосский Н.О.

    История русской философии

    М.: Академический Проект; Трикста, 2011. -551 с.
    Серия Концепции
    ISBN 978-5-8291-1274-5, ISBN 978-5-904954-09-3
    DjVU 8 Мб
    Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
    Язык: русский

    Этой книги для советского читателя вроде бы не существовало, она переиздавалась у нас лишь по спецзаказу. Между тем этот труд Н.О. Лосского (1870-1965). пожалуй, единственный в своем роде достаточно полный обзор истории русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX в., Вл.С. Соловьев, князья С.Н. и E.H. Трубецкие, отцы Павел Флоренский и Сергий Булгаков, H.A. Бердяев, Л.П. Карсавин, последователи марксизма и поэты-символисты - вот те основные пункты развития отечественной теоретической мысли, которые нашли отражение в книге.

    Содержание

    От автора 3
    Глава I. Русская философия в XVIII и первой половине XIX в 4
    Глава II. Славянофилы 12
    Глава III. Западники 57
    Глава IV. Русские материалисты в 60-х годах. Нигилизм 75
    Глава V. Русские позитивисты 83
    Глава VI. Вырождение славянофильства 90
    Глава VII. Предшественники Владимира Соловьева 94
    Глава VIII. Владимир Соловьев 105
    Глава IX. Гносеология, логика и метафизика в последней четверти XIX в 175
    Глава Х. Князья С.Н. и E.H. Трубецкие 196
    Глава XII. Русские неокантианцы 213
    Глава XIII. Изменения в умонастроениях русской интеллигенции в начале XX в 224
    Глава XIV. Отец Павел Флоренский 230
    Глава XV. Отец Сергий Булгаков 252
    Глава XIV H.A. Бердяев 306
    Глава XVII. Интуитивисты 330
    Глава XVIII. Л.П. Карсавин 396
    Глава XIX. Логические исследования 417
    Глава XX. Трансцендентально-логический идеализм в России и его критик В.Ф. Эрн 421
    Глава XXI. Ученые-философы 436
    Глава XXII. Юристы-философы 445
    Глава XXIII. Философские идеи поэтов-символистов 448
    Глава XXIV. Диалектический материализм в СССР 460
    Глава XXV. Влияние философии Э. Маха и Р. Авенариуса на марксистов 506
    Глава XXVI. Новейший период развития русской философии 509
    Глава XXVII. Характерные черты русской философии 539