Русский язык и его международное значение. Международное значение русского языка

Дата поступления: 22 Октября 2013 в 15:01
Автор работы: k*********@list.ru
Тип: реферат

Скачать полностью (9.96 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

Международное значение русского языка.docx

- 12.30 Кб

Международное значение русского языка

Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками ООН.

ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский Язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам.

Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка наблюдаются с давних пор, ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали слова: кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, балалайка, копейка, самовар, сарафан, частушка и многие другие. Как свидетельство внимания политической жизни России других стран в языки народов мира вошли слова как: перестройка, гласность, коммунизм.

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди с целью оказания помощи в обучении русскому языку. В Париже в 1967г. был создан МАПРЯЛ – Международная Ассоциация Преподавателей Русского Языка и Литературы. МАПРЯЛ издаёт для зарубежных преподавателей русского языка учебники и проводит международные олимпиады среди школьников.


Краткое описание

Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками ООН.

На уроке поговорим о международном значении русского языка, узнаем, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Главенствующее положение в политической, экономической и научной жизни мирового сообщества занимает английский. Но русский язык все же занимает важное международное положение, он является одним из шести официальных языков ООН (Рис. 1).

Рис. 1. Языки ООН

На этих языках обсуждаются вопросы мирового значения, что возлагает большую ответственность на человека, который говорит и переводит. Диалог между странами и народами - важная языковая миссия.

Овладеть русским языком хотят много иностранцев, даже те, у кого нет цели ведения бизнеса или туризма. Его хотят знать, потому что это язык русской литературы, язык Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина. Чтение литературы в оригинале приносит другие ощущения, другое понимание. Русский язык независимо от мировых тенденций остается языком культуры.

Нам необходимо изучать русский язык по таким причинам (Рис. 2):

Рис. 2. Причины изучения русского языка

Развитие современных технологий, Интернета, автокоррекции не отменяет важность изучения языка, потому что необходимо знать те места, где можно допустить ошибку и когда обратиться к помощи.

Человек, не знающий собственного языка, его правил, может стать объектом насмешек. Незнание законов правописания и неуклюжая речь может помешать карьере.

На уроке мы поговорили о международном значении русского языка, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Домашнее задание

  1. Какое имеет международное положение русский язык?
  2. Почему русский язык называют языком культуры?
  3. Что нам дает изучение русского языка в школе?
  1. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник. М., 2011.
  4. Русский язык. Практика. 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2012.

Тема урока: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. (1 урок)

Тип урока - урок изучения нового материала

Цели урока.

1. Познавательные :

а) повторить ранее известные сведения о функциях русского языка;

б) расширить и углубить общие сведения о языке, познакомить

с понятием «мировые языки».

2 . Практические :

а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;

б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять

связный текст на заданную тему.

3 . Общеп р едметны е:

а) воспитывать :

Интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и

размышления над содержанием дидактического материала на тему

функций русского языка в современном мире;

Языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

Нравственные качества школьников (уважительное и бережное отношение к великому русскому языку, к родной стране, культуре, а также требовательное отношение учащихся к собственной речи), эстетическое восприятие высказываний о русском языке;

б) развивать : память, логическое мышление, речь, способности, эмоции;

в) формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников.

Методы и приёмы :

    создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха;

    смена видов деятельности для снятия признаков утомления;

    внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка;

  • коллективная и индивидуальная формы работы;

    развитие связной устной речи учащихся;

    дифференцированный подход к учащимся;

    контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах;

    самоконтроль и взаимоконтроль;

    рефлексия.

Оформление доски

Ход урока

1.Организационный момент .

2. Изучение нового материала.

2.1.Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня у нас необычный урок русского языка. И урок этот – в честь Его Величества Русский Язык !

М.В.Ломоносов писал :

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком

с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем,

италианским – с женским полом говорить прилично… »

- С кем, по мнению Ломоносова, можно говорить на русском языке?

(Цитату прочитаем полностью, прослушав 1-2 ответа учащихся.

Открываем запасную доску с высказыванием Ломоносова о русском языке):

«Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно , ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого , нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Мы можем гордиться тем, что этот удивительный язык - наш родной язык.

Действительно, « Нам дан во владение самый богатый, меткий и

поистине волшебный русский язык». (К. Паустовский)

2.2. Целеполагание

Р . Совершенствование навыков связной монологической речи.

Учитель. Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях в различных функциях.

- О каких функциях русского языка вы знаете?

(Русский язык – государственный язык РФ, а также язык межнационального общения.)

Задание . Прочитайте тему урока, записанную на доске.

- О какой ещё функции русского языка мы будем говорить сегодня?

(Международное значение русского языка)

Учитель.

- А.Н.Толстой писал в 1934 году :

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

И это время настало.

Действительно, русский язык – один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Он входит в число наиболее распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят более 250 млн. человек. По степени распространения русский язык занимает пятое место в мире.

Именно о международном значении русского языка мы и будем говорить сегодня.

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

Цель нашего урока – расширить ранее известные вам сведения о русском языке.

2.3. Работа по учебнику. Упр. 1

Прочитаем вслух содержание упр. 1.

- В чём состоит главная функция международных языков?

2.4 . Работа с эпиграфом.

Р. Формирование коммуникативной компетентности учащихся

Учитель . Прочитаем высказывание Проспера Мериме , классика французской литературы о русском языке.

- Какова основная мысль, заложенная в эпиграфе?

- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла высказывание зарубежного деятеля искусства?

(Восторженные высказывание о русском языке русских писателей, поэтов понятны – это же их родной язык! А вот высказывание классика французской

литературы, выучившего русский язык, действительно, наполняет гордостью

сердце и душу каждого россиянина.)

2.5. Работа учащихся с Энциклопедическим словарём юного филолога.

Понятие «мировые языки».

Р. Обучение самостоятельной работе с текстовой информацией

Учитель . - Итак, русский язык является одним из мировых языков.

- А как в Энциклопедическом словаре юного филолога трактуется понятие «мировые языки»?

(Учащиеся находят в словаре ответ: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные».)

Р . 2.6. Изучение материалов для наблюдения

Работа с иллюстративным дидактическим материалом о составе и структуре индоевропейской семьи языков. Получение новой информации.

(материал для наблюдения – на столе у каждого ученика)

Учитель . Вы, наверное, слышали о существовании генеалогической (родословной) классификации языков по родственным связям между ними.

- А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?

(Индоевропейская семья.)

Индоевропейская семья языков самая многочисленная семья, она объединяет около 100 языков.

- Рассмотрите генеалогическое древо и ответьте на вопросы:

- Какие из перечисленных языков : немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский – родственны русскому?

(Родственными русскому являются следующие языки: немецкий, итальянский, литовский, армянский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Все эти языки, в том числе и русский, относятся к индоевропейской семье языков. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский

(тюркские языки).

- На какие 3 группы делятся славянские языки?

- В какую группу входит русский язык?

2.7. Лекция учителя по теме урока

Р . Отработка умений выделять главное при получении устной информации и составлять план.

Комментарий учителя об организации работы учащихся на данном этапе

урока.

На уроках русского языка в 9 классе должны решаться не только познавательные задачи, а также и отрабатываться практические навыки. Сейчас вы не просто будете слушать новую информацию по теме урока, вы по ходу моего сообщения попытаетесь «уловить» микротемы моей небольшой лекции и составите краткий план . А план этот должен быть в форме вопросов, поднятых в моём сообщении. Итак, мы будем отрабатывать умение составлять план. Напоминаю, что план – это краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

1). Лекция учителя с элементами беседы

Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди.

Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из

богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения.

- Вспомните, как, например, по-английски звучит слово «мать» (mother ).

- И сколько вариантов этого слова в русском языке! Назовите синонимы

к слову «мать».

(Мама (разг.), матерь (высок.и трад.-поэт), матушка (устар. и нар.-поэт.), мамаша (устар.), матка (прост. и обл.), родимая (нар.-поэтич.), родительница (уст. и шутлив.).

- Небольшой тест. Как вы думаете, слово МАТЬ является:

а) исконно русским;

б) общеславянским;

в) общеиндоевропейским;

г) заимствованным.

Аргументируйте свой ответ .

(Слово мать является индоевропейским. Сравните созвучные корни:

старославянский - мати , литовский - mot а , санскрит - matar , греческий - mater , латинский - mater , французский - mere , английский - mother , немецкий - Mutter ).

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

Первым её президентом был академик В.Виноградов.

- Что означает слова ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю.

(Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности)

Задача МАПРЯЛ – объединять преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь.

Ассоциация издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

2 ). Работа учащихся над планом в форме вопросов

3). Проверка 3-4 планов, составленных учащимися

4). Запись в тетради наиболее удачного плана

(-Какие языки называют мировыми? Какие сферы деятельности они охватывают?

-Каково место русского языка среди других языков мира? В чём разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

-Чем обусловлена популярность русского языка в мире? Какова роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом?)

3 . Закрепление (этап первичного закрепления материала)

3.1. Репродуктивное упражнение

Р. Фронтальная беседа по вопросам плана. Отработка навыка воспроизведения полученной информации.

3.2. Репродуктивно-продуктивные упражнения

Р. Обучение связному высказыванию на лингвистическую тему.

Формирование собственной коммуникативной деятельности с учётом личной заинтересованности учащегося.

Задание. На основе исходного текста (лекция учителя) расскажите свой текст.

(Комментарий учителя : по форме - это всё тот же пересказ, а по сути – это уже начало собственной коммуникативной деятельности, возможность проявить особенности своей личности, свои интересы, свою индивидуальность.)

3.3. Оценка качества ответа ученика. Рецензия на ответ

Р. Обучение умению выявлять значимое в полученной информации.

4 . Реализация домашнего задания и закрепление (продолжение работы)

Р . Контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах.

Примечание

    Реализация домашнего задания - на втором уроке.

4.1.Слово учителя, предваряющее проверку группового задания учащихся

Учащиеся 9 класса должны не только слушать объяснение учителя или одноклассника, воспроизводить услышанное, но и уметь самостоятельно пополнять знания, обращаясь к справочной литературе. Самостоятельную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Хотелось бы напомнить, что язык – это живой организм, он живёт и развивается вместе с обществом, отражая те изменения, которые происходят в этом обществе. Какие-то слова уходят из активной речи, но мы встречаем их в художественной литературе, кинофильмах, в произведениях устного народного творчества.

4.2. Задание группе №1

- Прочитайте найденные самостоятельно фразеологизмы, пословицы или поговорки, в которых встречаются устаревшие слова (или значения слов).

(С отчётом о проделанной работе группы выступает лидер группы.)

Биться не на живот ,а на смерть. На мужике кафтан сер, да ум у него волк не съел. Попал как кур во щи(в ощип) : кур-петух. Аз да буки не доведут до скуки и др.)

Р . Формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся

(Учащимся предлагается записать в тетради 2-3 понравившихся примера,

самостоятельно определив важность, с их точки зрения, полученной информации.)

4.3.Задание группе №2: выбрать правильный ответ

Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

1.«Российская грамматика»(1755г.) М.В. Ломоносова.

2.«Грамматика словенска» (1596г.) Л.Зизания.

3.«Русская грамматика»(1831г.) А.Х Востокова.

4.«Грамматика словенския правильное синтагма»(1619 г.) Смотрицк ого.

(Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала «Российская грамматика »(1755) М.В Ломоносова, являвшаяся законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления в 1831 году грамматики А.Х.Востокова. Грамматики Л.Зизания и М.Смотрицкого были грамматиками церковно-славянского языка.)

(Учащиеся записывают правильный ответ в тетради)

4.4 . Проверка индивидуального задания

- Какие из приведённых прилагательных нельзя употреблять в сочетании со словом ЯЗЫК?

Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, болгарский, бразильский, голландский, датский, канадский, румынский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.

(Нельзя употреблять со словом ЯЗЫК имена прилагательные: австрийский (государственный язык Австрийской республики – немецкий), аджарский (является диалектом грузинского языка); бельгийский (официальные языки Королевства Бельгия – немецкий, нидерландский и французский); бразильский (государственный язык Бразилии – португальский); канадский (государственные языки Канады – английский и французский); швейцарский (официальные языки Швейцарской Конфедерации – итальянский, немецкий, ретороманский (несколько вариантов), французский); югославский (в бывшей Югославии (СФРЮ) были употребительны языки: македонский, сербскохорватский, словенский; официальными государственными языками Югославии являлись македонский, сербскохорватский, словенский).

4 .5. Работа у доски. Тематический словарный диктант с дополнительным заданием

Р. Расширение словарного запаса учащихся. Контроль правописной компетенции

Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода.

Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, кафтан, копейка, блин, квас др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан . А с изменениями в общественно-политической жизни России в языки мира вошли слова перестройка, гласность и др. Точно так же в русский язык вошли иностранные слова.

Задание : замените предложенные вам иноязычные (интернационалистические) лингвистические термины русскими (слова

записываются под диктовку); составьте 1 предложение с любым (лю быми) словом (словами) на тему урока:

алфавит, императив, лингвистика, префикс, флексия, адекватный, авторитет, ассимиляция .

(Азбука, повелительное наклонение, лингвистика, приставка, окончание, вполне соответствующий, общее уважение, уподобление.)

Р .Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Обучение мини-реплике.

Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку

- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?

(Мини-реплика – не более двух фраз, в которые вложить своё понимание главной мысли.)

(После прослушивания 2-3 ответов учащихся ещё раз читаем высказывание П.Мериме о богатстве русского языка и делаем вывод о необходимости требовательного отношения учащихся к собственной речи. )

4.6. Самостоятельная работа учащихся со словарём иностранных слов

Р. Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите

к ним синонимы:

доминировать, инициатива, практика , превалировать, фрагмент

(преобладать, быть основным; почин , внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость , руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт , обычные способы какой-нибудь работы; преобладать , иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).

4.7. Продуктивное (творческое) задание. Экспромтное сочинение –миниатюра

Р. Развитие речевой компетентности. Формирование у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме. Отработка навыка создания текста-рассуждения, трёхчленного строения сочинения ((вступление, основная часть, заключение).

Учитель . Н.А.Добролюбов сказал о русском языке:

«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

- А умеете ли вы владеть великим русским языком?

- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?

- Как вы поняли назначение полученной информации?

- Какое значение имеет для вас эта информация?

- Что изменилось в вас как в личности?

Задание . Составьте связный текст (3-5 предложений) в публицистическом стиле, в форме рассуждения, выразив в нём определённый взгляд на международное значение русского языка, а также отразите своё эмоциональное отношение, свои чувства к великому русскому языку.

Включите в работу различные средства выразительности, речевые конструкции, стилистически допустимые в данном тексте. Озаглавьте.

(2-3 работы читаем вслух)

Р . 4.8. Работа по учебнику. Отработка навыков монологической речи

Задание. Прочитаем из упр. 2 высказывания о русском языке.

- Какой общей мыслью объединены эти тексты?

- Какое из этих высказываний, по вашему мнению, можно использовать

в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Р . 4.9.Заключительное слово учителя с элементами беседы

Формирование патриотического и эстетического восприятия высказываний о русском языке.

Учитель. Сегодня мы говорили о международном значении русского языка, о месте русского языка среди языков народов мира. Но, прежде всего, язык – это средство общения, а потому мы просто обязаны помнить о культуре общения, о том, что « Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви , словом же можно служить вражде и ненависти…» - это сказал великий гуманист Л.Н.Толстой .

Наверное, уместным будет вспомнить легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом философа Ксанфа .

Однажды Ксанф попросил Эзопа приготовить для гостей самое лучшее, и Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

А в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчаются и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Задание. Сопоставьте мысли Эзопа с высказыванием Л.Н.Толстого.

Учитель . И всё же язык – это огромное богатство, «достояние, переданное нам нашими предшественниками» .

Именно высказыванием И.С.Тургенева мне и хотелось бы завершить сегодняшний урок. (Открываем вторую запасную доску):

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту цитату?

(2-3 мини-реплики на тему.)

5. Домашнее задание (к следующему уроку).

Урок 1. Международное значение русского языка.

Краткий экскурс в историю возникновения русского языка.

Язык – это, пожалуй, главный фактор национальной идентификации личности. Он заставляет нас говорить, мыслить и даже чувствовать определённым образом, что и формирует уникальную особенность восприятия и оценки окружающего мира носителями данного языка. И чем богаче и разнообразнее язык, тем больший потенциал интеллектуального развития имеет его носитель, ведь богатство, многогранность языковых форм и элементов обуславливают глубину мышления человека. И этот поистине бесценный дар мы получили в наследство от наших предков.

Русский язык – это невообразимо древний язык, которым пользуются многие высокоразвитые цивилизации нашей необъятной Вселенной...

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. И не важно, на каком языке она прозвучала, не важно, кем она произнесена, главное - откуда произошли эти слова и вообще, как возник язык, а именно русский. Мы с вами знаем, что русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место. А как же он возник? Где он берет начало? Откуда его корни?
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным! На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в 9 веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до 10-11 вв. В 14-15 вв. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки. 2. Становление и развитие книжно-письменной традиции на Руси и основные этапы истории русского языка Первые написанные кириллицей тексты появились у восточных славян в 10 веке. К 1-ой пол. 10 в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском). Это, вероятно, надпись, указывающая имя владельца. От 2-ой пол. 10 в. также сохранился ряд надписей, обозначавших принадлежность предметов. После крещения Руси в 988 году возникла книжная письменность. Летопись сообщает о многих писцах, работавших при Ярославе Мудром. Переписывались преимущественно богослужебные книги. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма Кирилла и Мефодия. В процессе переписки происходило приспособление языка оригиналов к восточнославянскому языку и формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского язык.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что е стественное возникновение языка – это длительный, сложный процесс, занимающий многие тысячи веков.

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не горами) русский язык станут изучть по всем меридианам земного шара.

А.Н. Толстой (1958)

Итак давайте разберемся, что значит это высказывание автора. Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками, ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский я зык стал общепризнанным мировым языком с середины 20века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам.


Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка наблюдаются с давних пор, ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали слова: кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, балалайка, копейка, самовар, сарафан, частушка и многие другие. Как свидетельство внимания политической жизни России других стран в языки народов мира вошли слова как: перестройка, гласность, коммунизм. Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди с целью оказания помощи в обучении русскому языку. В Париже в 1967г. был создан МАПРЯЛ – Международная Ассоциация Преподавателей Русского Языка и Литературы. МАПРЯЛ издаёт для зарубежных преподавателей русского языка учебники и проводит международные олимпиады среди школьников.

Цель: формировать представление о международном значении русского языка, развивать интерес к его изучению.

Задачи:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

развитие умения находить информацию, работать с текстом, анализировать, обобщать, применять полученные знания на практике;

развитие умения работать в группе, грамотно оформлять устные и письменные высказывания;

Развитие творческих навыков.

Сценарий

1. Мотивация к учебной деятельности

Вот и наступил последний ваш год учёбы в школе. Он пролетит очень быстро, как все предыдущие годы. В этом году вам предстоит сдавать экзамены. Чтобы сдать их успешно, надо много трудиться. И вы, я верю, сдадите экзамен по русскому языку хорошо, потому что каждый урок, шаг за шагом, мы будем идти к поставленной цели. И сегодняшний урок не будет исключением.

А начнём мы первый в году урок традиционно.

2. Актуализация опорных знаний (методический приём «Микрофон»)

Прочтите высказывание М.В.Ломоносова (сл. 1 - см. Приложение 1)

"Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с приятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка"

Так писал несколько веков назад Михаил Васильевич Ломоносов, создатель русской научной грамматики.

Как вы понимаете эти слова великого учёного? Согласны ли вы с ним? (тот, у кого оказывается в руках микрофон, чётко излагает свою позицию)

3. Формулирование темы урока.

О каких качествах русского языка писал Ломоносов? (великолепие, живость, образность, крепость, краткость, богатство)

Да, ребята, русский язык могуч, красив, образен, многофункционален.

Можете ли вы уже назвать тему нашего урока? О чём мы с вами будем говорить? (о русском языке)

О русском языке сказано и написано очень много. Но я не случайно взяла в качестве эпиграфа именно эти слова М.В.Ломоносова. Испанский, французский, русский… А ещё добавлю английский, китайский, арабский (сл. 2).

Как вы думаете, что связывает эти языки? Что у них общего? (высказывают предположения в микрофон)

Да, эти языки имеют мировое значение. А что значит мировое значение, как вы думаете? (высказываются в микрофон)

Правы или нет вы в своих предположениях, мы выясним в течение урока. А сейчас я бы хотела, чтобы вы конкретизировали тему нашего урока/ (предлагают)

Правильно, мы будем говорить не просто о русском языке, а о его мировом значении. Запишите число, тему урока (сл. 3).

4. Построение проекта

Какие вопросы по данной теме вы хотели бы выяснить? (Что значит мировой язык? Какие языки относят к мировым и почему?)

Да, мы с вами выясним, что значит мировой язык, какие языки принято считать мировыми языками и почему русский язык является мировым языком (сл.4).

5. Реализация построенного проекта.

Я предлагаю вам поработать в группах. (Карточки-задания - см. Приложение 2)

1 группа: Выяснить по словарю С.И. Ожегова значение слова «мировой». Выявить, однозначное или многозначное слово. Если многозначное, то определить, какое значение имеет это слово в словосочетании МИРОВОЙ ЯЗЫК.

2 группа: Используя Интернет, 1) найти определение международных языков, 2) какие языки имеют международное значение и 3) является ли этот список языков постоянным.

3 группа: Используя Интернет, выяснить признаки, по которым определяется мировое значение языка. Доказать, что русский язык обладает этими признаками.

4 группа: Используя Интернет, выяснить, какие языки использует в своей работе ООН и относится ли к этим языкам русский язык.

Группы работают самостоятельно 7-10 минут: находят материал, отбирают, выбирают того, кто будет презентовать найденный материал классу.

5. Обобщение и систематизация материала (Презентация нового материала с кратким фиксированием обучающимися в тетрадях)

Примерные ответы обучающихся

Слово мировой многозначное, есть у него и омоним.
I. МИРОВОЙ

1. Относящийся к миру.
2. Распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира. Мировая война. Мировая слава.
3. Высший, первый во всём мире. Мировой рекорд.
4. перен. Очень хороший, замечательный (прост.). Парень мировой.
II. МИРОВОЙ, (устар.). Относящийся к установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Мировой суд, Мировой судья.

В словосочетании Мировой язык имеет значение распространённый во всём мире (2-е значение).

C л. 5.

Международными языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Функции этих языков охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникаций - от телеграфа до космических сообщений. На них общаются ученые разных стран. Это «рабочие языки» ООН и других международных организаций и съездов, их изучают как иностранные языки в разных странах.

Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, русский, французский, итальянский, китайский, арабский и португальский.

Со временем одни языки обретают статус международных, другие теряют его из-за разных демографических, географических, культурных и экономических факторов. Так, ранее популярные греческий и латинский языки давно утратили эту функцию. Некоторые языки, например шведский, польский, турецкий обретали её на очень небольшой период. Вместе с тем, ряд языков укрепили свои международные позиции в последнее время. К ним относятся китайский, хинди (крупнейшие по числу носителей в мире). Испанский язык сохраняет функцию международного больше 500 лет.

Русский язык, родной для 250 млн. человек, издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Войдя в состав мировых языков, он сразу определил собратьев по ряду общественных функций, например, только на нем и на английском кодируется 70% всей мировой научной информации. Его ценность связывается с богатейшей русской классической и современной художественной литературой.

Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.

Сл. 6-7.

Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:

1) Большое количество людей считает этот язык родным.

2) Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком.

3) На этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах.

4) Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный.

5) Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

Русский язык по всем этим признакам можно отнести к международным.

Сл. 8.

Организация Объединенных Наций насчитывает в своем составе большое количество стран. Однако деловые переговоры и переписка этой организации осуществляется только на нескольких языках. Такие официальные языки ООН выбраны неслучайно. Это результат тщательного и взвешенного подхода.

Официальными языками ООН признаны лишь 6 мировых языков. На их выбор повлияло множество факторов, в том числе и распространенность. Всего насчитывается шесть официальных языков ООН. К ним относится русский язык. Очевиден выбор в пользу английского языка и китайского, потому что на этих языках разговаривают огромное количество людей всей планеты. Также статус официального языка ООН получили арабский, испанский и французский. Все эти языки являются государственными в более чем ста странах мира, на них разговаривают более 2 800 миллионов человек.

6. Включение нового в систему знаний

Творческая работа.

Ребята, сегодня вы много узнали о русском языке как языке мировом. И я прошу вас обобщить всё, что вы узнали сегодня. Составьте небольшой текст по материалам, добытым вами и вашими товарищами сегодня на уроке.

(Работают 5 минут, затем зачитываются 3-4 работы по желанию обучающихся)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по ключу

Ребята, вы много сегодня узнали о нашем великом и могучем языке. Сегодня мы рассмотрели его несколько с другой стороны, как язык с мировым значением. Я хочу предложить вам небольшой тест, чтобы выяснить, что вы усвоили хорошо, а что не очень. Вопросы теста составлены в формате ЕГЭ, и вы такие задания не раз уже решали в 10 классе, так что трудностей не должно быть.

Тест (см. Приложение 3)

Самопроверка по ключу (сл.10)

2 - поэтому

4 - мирного (мирный)

5 - мировой

6 - португальский

8. Рефлексия

Ребята, мы хорошо поработали, люди вы творческие, и поэтому я думаю, что последнее задание не вызовет у вас затруднений. Я прошу вас сочинить синквейн. Тема - русский язык. Отражение в вашей работе мирового значения языка приветствуется.

Зачитываются 3-4 синквейна.

Вижу, что урок для вас не прошёл даром. Мне с вами было приятно работать.

Домашнее задание: подобрать и записать 3-5 высказываний великих о русском языке.

Приложение 3

Тест

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) М ировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. (2) Русский язык - (3) М ногие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. (4) Как свидетельство внимания к политической жизни России других стран в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность, коммунизм. (5) Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. (6) … его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди .

1. Укажите два высказыва ния, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, с одержащаяся в тексте. Запишите номера этих высказыва ний.

1. Русский язык имеет мировое значение, потому что это один из богатейших языков мира, на нём создана величайшая в мире художественная литература , и это вызывает интерес к русскому языку во всём мире.

2. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди во всём мире .

3. Русский язык - один из мировых языков , так как это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая в мире литература . Его изучают не только в России, но и во всём мире .

4. Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Как свидетельство внимания к политической жизни России других стран в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность, коммунизм.

5. М ировое значение русского языка обусловлено тем, что это язык, на котором создана величайшая художественная литература.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это,ПоэтомуОднакоТак какНапример,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИРОВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИРОВОЙ, -ая, -ое.

1. Распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира. Мировая война. Мировая слава.

2. Относящийся к установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Мировой суд (в России до революции и в некоторых странах: суд для разбора мелких гражданских и уголовных дел.). Мировой судья. Пожаловаться мировому (сущ. ; мировому судье).

3. Очень хороший, замечательный. Он парень мировой. Мировой фильм.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Мы ждали ратификации МИРОВОГО договора, чтобы идти на зимние стоянки.

2) Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в ПОСТУПКИ.

3) На дорогах попадалось немало МИРНЫХ жителей, сорванных войной со своих мест.

4) Началась продажа годовых АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.

5) Широко распространено мнение, что вложения в недвижимость обеспечивают ГАРАНТИРОВАННЫЙ доход.

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.