Что такое натурализм в истории определение. Значение слова Натурализм в философском словаре

Понятие о синтаксисе l Синтаксис (гр. syntaxis – составление) - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Синтаксис – раздел грамматики Грамматика морфология синтаксис Морфология изучает слова и их формы как формальные классы; Синтаксис рассматривает слова с точки зрения их участия в передаче мысли

Предмет синтаксиса составляет «грамматическая структура связной речи» (Е. С. Скобликова) l Минимальной единицей связной речи, т. е. минимальной единицей общения и языкового оформления мысли, является предложение. Оно и составляет основную синтаксическую единицу и соответственно основной объект изучения синтаксиса как науки. l

Единицы синтаксиса l Член предложения - одно знаменательное слово, наделенное той или иной смысловой функцией в передаче содержания всего предложения и грамматически оформленное в соответствии с этой функцией; l Словосочетание; l Простое предложение; l Сложное предложение; l Текст

Разделы синтаксиса l Синтаксис словосочетания – изучает сочетания слов, не имеющие характера законченного сообщения; l Синтаксис простого предложения, изучает законченные по смыслу и грамматически оформленные единицы высказывания;

Синтаксис сложного предложения, изучает синтаксические единицы, имеющие несколько предикативных частей и выражающие сложную мысль; l Синтаксис текста –изучает способы объединения отдельных предложений в единицы более высокого уровня, называемые то сложным синтаксическим целым, то сверхфразовым единством. l

Словосочетание как единица синтаксиса l Словосочетание – это «структурное звено предложения, которое представляет собой грамматическое объединение двух знаменательных слов и служит для выражения определенных отношений между … предметами и явлениями» (стакан молока – стакан для молока – стакан из-под молока стакан с молоком). Е. С. Скобликова

Различия между словосочетанием и предложением Словосочетание Функция – номинативная Не обладает интонационной и смысловой законченностью Опирается на формы стержневого слова l Предложение Функция – коммуникативная Обладает смысловой и интонационной завершенностью Опирается на видовременные формы глагола-сказуемого l

Признаки словосочетания Словосочетание – не предикативная, а номинативная единица, выражающая расчлененное, но единое представление о предмете действии, явлении; l Словосочетание состоит из двух (или более) знаменательных сов, связанных одно с другим различными видами подчинительной грамматической связи (согласование, управление, примыкание) l

История учения о словосочетании l Первая точка зрения (широкая) в трудах А. М. Пешковского и Ф. Ф. Фортунатова: словосочетание любое сочетание двух знаменательных слов, выделяемое из предложения. В саду раздавались голоса детей.

История учения о словосочетании l Вторая точка зрения (опирается на труды А. А. Шахматова и В. В. Виноградова) Словосочетание не несет законченного сообщения, а является лишь развернутым, составным наименованием явлений действительности. Из числа словосочетаний исключаются грамматические основы предложений

История учения о словосочетании Третье направление в изучении словосочетания связано с именем В. А. Белошапковой, которая, включает, однако, в число словосочетаний объединения слов не только на основе подчинительной связи, но и сочинительные сочетания тоже: отец и мать, дом и пристройка и проч.

Словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов… Они соответствуют разным формам мышления… Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности. В. В. Виноградов

Структура словосочетания В структуре словосочетания выделяют главное (стержневое) слово и зависимый компонент, находящийся с главным в подчинительной связи. Главное сл. Зависимый компонент Дом из камня

Классификация словосочетаний 1. По типу смысловых отношений Атрибутивные (определительные) – зависимое слово определяет предмет (явление), называемое главным словом, с точки зрения его внешнего признака, внутреннего свойства, качества, принадлежности: горячее молоко, мои друзья, дом из дерева и проч. ;

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Объектные – отношения между действием, признаком, состоянием и предметом, на который это действие направлено, или с которым это состояние сопряжено: любить учеников, воспитывать примером и проч. ;

Классификация словосочетаний l Обстоятельственные – это отношения, при которых действие, состояние или признак определяются со стороны своего качества, интенсивности, условий и т. п. : засыпать под утро, гулять по городу, слишком громкий и проч.

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Восполняющие - особый тип отношений, возникает при информативно недостаточных словах: слыть чудаком, стать здоровым, быть заметным и под

Классификация словосочетаний 3. По морфологической принадлежности стержневого слова Субстантивные (гл. слово – имя существительное), адъективные (гл. слово – прилагательное), глагольные (главное слово выражено глаголом либо атрибутивной формой глагола), наречные (адвербиальные) - (главное слово – наречие)

Классификация словосочетаний 4. По составу. простые, состоящие из двух знаменательных слов, между которыми устанавливается один тип синтаксических отношений Животный мир, дом из дерева будем надеяться на лучшее, пусть едет сегодня же, самый старший из братьев.

Классификация словосочетаний по составу сложные состоят из трех или более компонентов, между которыми устанавливаются разные способы синтаксической связи. каменный дом – новый каменный дом с балконом – новый каменный дом с просторным балконом и т. д.

Парадигма словосочетания Совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Опирается на формы главного слова: Белая береза – белой березы – белой березе - белую березу – белой березой – о белой березе

Схема анализа словосочетания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выписать словосочетание из текста; Найти главное и зависимое слово; Простое или сложное; Чем выражены главное и зависимое слово; Грамматическое значение словосочетания; Тип(ы) подчинительной связи.

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

Предложением называется построение по определенным грамматическим правилам сочетание слов, или отдельно взятое слово, интонационно оформленное и выражающее какую-либо законченную мысль, суждение.

Основным предназначением языка является его использование в качестве средства, инструмента общения. А поскольку в процессе общения люди обмениваются мыслями, выраженными с помощью предложений, можно сказать, что именно предложение является основной единицей человеческого общения, именно из предложений (а не из слов, морфем или звуков) строится наша речь.

В любом предложении выделяется два компонента: то, о чем мы говорим (субъект высказывания) и то, что мы говорим (предикат высказывания). Так, в предложении “Идет дождь” субъект высказывания обозначен существительным “дождь”, а предикат - глаголом “идет”. Обозначение как субъекта, так и предиката высказывания, может быть как распространенным, так и нераспространенным.

Примером нераспространенного обозначения обоих компонентов высказывания может служить приведенное выше предложение “Идет дождь”, а примером распространенного - “Громадный королевский питон медленно полз между деревьями”. Здесь субъектом высказывания будет словосочетание “громадный королевский питон”, а предикатом - “медленно полз”.

Простое нераспространенное предложение состоит из одних только главных членов - подлежащего и сказуемого. При этом подлежащее всегда обозначает субъект высказывания, а сказуемое - предикат. В распространенном предложении выделяются как главные, так и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Деление всех членов предложения на главные и второстепенные связано с тем, что подлежащее и сказуемое способны самостоятельно образовывать предложение, а определение, обстоятельство и дополнение - нет.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое составляют как бы “костяк”, основу любого предложения. Второстепенные члены предложения группируются либо вокруг подлежащего, либо вокруг сказуемого, детализируют информацию, передаваемую главными членами предложения. Чтобы сказуемое было понятнее, представим в виде схемы предложение “На противоположном берегу реки неожиданно показалась небольшая группа всадников.”

Как мы видим, одна часть второстепенных членов предложения тяготеет к подлежащему (образует группу подлежащего), а другая - к сказуемому (образует группу сказуемого). Предложения, в которых выделяются две структурные группы, называются двусоставными предложениями. Предложения, в которых только один главный член, а следовательно и одна структурная группа, называются односоставными. К ним относятся определённо-личные (Иди домой), обобщённо-личные (Тише едешь - дальше будешь), неопределённо-личные (О нас пишут в газетах), безличные (Пора вставать) и назывные или номинативные (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.) предложения.

Порядок слов в предложении в различных языках различен. Некоторые языки, как, например, русский, польский или латинский, обладают относительно свободным порядком слов. В других языках порядок слов в предложении фиксирован.

В Европе к языкам с фиксированным порядком слов относятся все романские языки, современные германские и кельтские. Так, в английском или французском языках в повествовательном предложении на первом месте всегда стоит подлежащее, за ним следует сказуемое, а за сказуемым дополнение: John sees a book, Jean voie un livre. А вот в бретонском предложение устроено совершенно иначе: сначала идёт сказуемое, затем подлежащее, а за подлежащим - дополнение: Klask a ra Yann ul levr (Читает Янн книгу).

Если в бретонском и других современных кельтских языках глагол начинает предложение, то в японском, напротив, закрывает его: “Отоко-но ко ва хои о нимас” (Мальчик книгу видит). В некоторых языках индейцев Южной Америки предложение начинается с дополнения.

Языки с фиксированным порядком слов распределяются по двум группам. В первую группу входят языки, в которых в качестве средства передачи определённого грамматического значения используется инверсия.

В качестве примера языков этой группы можно привести английский. Возьмём предложение It is a book. Если мы вынесем глагол is на первое место, то утвердительное предложение превратится в вопрос - Is it a book ?

В качестве примера второй группы можно привести китайский - язык, в котором инверсии такого рода полностью отсутствуют. В нём общий вопрос образуется при помощи вопросительной частицы «ма», которае имеет строго фиксированное место на конце предложения. Так, если «Чжэ ши шу» переводится как утвердительное предложение «Это - книга», то «Чжэ ши шу ма» - уже вопрос: «Это книга?».

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Натурализм как особое литературное направление, получил теоретическое обоснование и значительное развитие во Франции, около 1870-х годов XIX столетия. Главою этой школы считался , который в своих романах и критических статьях явился наиболее горячим и талантливым защитником и популяризатором идей, долженствовавших произвести литературный переворот.

Сам этот глава натуралистической школы не считал себя, впрочем, изобретателем небывалого литературного течения. Натурализм – в смысле стремления изображать правдиво жизнь – проявлялся и у прежних писателей всех времен и народов. В числе ближайших французских писателей, имевших склонность к натурализму и бессознательно подготовивших почву новой натуралистической школе, Золя называет Бальзака , Стендаля , Гюстава Флобера и братьев де Гонкуров . Но то, что у прежних писателей являлось случайно и было плодом личной склонности, Золя постарался возвести в цельную систему, создав литературную теорию натуралистического романа, который сознательно употреблял бы особые приемы.

Эмиль Золя, основоположник натурализма

Теория натурализма, в том виде, как ее развил Золя в своих критических статьях и практически применял в своих произведениях, заключается в следующем. Новый натуралистический роман имеет целью точно рисовать жизнь, как она есть , без идеализации и прикрас, а не служит простым развлечением, как было с романом прежним. По содержанию он строго фактичен, являясь результатом исследования природы: живых существ и неодушевленных предметов. Его не стесняют никакие рамки. Он трактует об истории, физиологии, психологии, занимается вопросами политики, социальной экономии, религии. Как научное сочинение, он отличается точностью, солидностью и может иметь практическое применение. Натуралистический романист должен быть абсолютно объективен и беспристрастен. Он, как судебный следователь, только собирает документы, составляет «протокол жизни». Он не обязан негодовать на порок и рукоплескать добродетели. Натуралистическая школа, по мысли Золя, должна была, с одной стороны, послужить противовесом «фантасмагориям» идеалистическо-романтической школы Виктора Гюго , а, с другой – поднять литературу до той высоты, на которую стали точные науки, благодаря последним успехам естествознания.

Натурализм в литературе

По примеру Клода Бернара, создавшего термин «экспериментальная медицина», Золя называл пропагандируемый им новый роман «экспериментальным романом». Но этот термин должен быть признан решительно неудачным, так как он противоречит представлению о натуралистическом писателе, как о судебном следователе, наблюдающем, а не производящем опыты над жизнью. Золя теоретически и практически разрабатывал только жанр романа, предоставляя своим последователям переносить принципы натуралистической школы и в область драматических произведений. Что касается лирики, то она, само собой разумеется, не интересовала приверженцев натурализма по самому смыслу и духу их теории.

Движение натурализма, произведшее много шуму во Франции и обратившее на себя внимание всей Европы, имело те полезные последствия, что оно поставило роману более серьезные задачи, расширило круг его интересов и развило склонность к физиологическим и психологическим наблюдениям. Но произведениям, написанным по теории натуралистической школы, свойственно немало недостатков, источник которых – сознательное уклонение писателей данной школы от идеалистических интересов. Отсюда проистекают (особенно заметные у менее даровитых последователей Золя) узко-пессимистический взгляд на жизнь, пристрастие к мрачным и грязным картинам, злоупотребление порнографией и, самое главное, склонность к бесцельной и безыдейной копировке. И. Тургенев писал по поводу одного из романов самого Золя, что «там много копаются в ночных горшках».

Натурализм не дал французской литературе, кроме Золя, ни одного выдающегося имени. Талантливейшие из современных ему французских романистов, например, Доде и Мопассан , показав на первых порах готовность следовать идеям натуралистической школы, скоро отошли от неё в сторону идеализма. В числе своих истинно преданных поклонников и последователей Золя мог указать лишь второстепенные имена (Ришпен, Рикуар и др.). На другие европейские литературы натурализм имел лишь сравнительно слабое влияние. Вскоре и во Франции стали признавать, что натуралистическая школа быстро сыграла свою историческую роль и её следует заменить новым литературным направлением, которое бы не довольствовалось только собиранием документов ввиду отдаленной и неопределенной цели, не показывало бы пристрастия исключительно к картинам грязным и грубым, а вносило бы в реальное изображение идею и поэтический элемент.

В начале XX века натурализм вновь несколько оживился. В Германии он повлиял на творчество драматурга Г. Гауптмана, в Швеции – на Ю. Стриндберга. В России элементы натурализма явственно видны в творчестве М. Горького , М. Арцыбашева («Санин»), А. Куприна («Яма»), И. Бунина («Деревня»). Особой итальянской разновидностью этого течения стала школа веристов . В США воздействие натурализма сильно отразилось на Т. Драйзере , Дж. Лондоне и

Последствия буржуазных революций и бурное развитие общественной жизни в большинстве европейских стран на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков во многом поменяли взгляды на многие концепции, существовавшие тогда в искусстве, философии и социальной науке. Это привело к появлению течения реализма, ярко отразившегося в произведениях писателей, живописцев, драматургов. Натурализм как термин вошел в употребление во второй половине девятнадцатого века. Он образован от французского слова naturalisme, которое, в свою очередь, произошло от латинского naturalis, означающего «природный» или «естественный». Натурализмом принято называть течение или концепцию в какой либо из областей научной или творческой деятельности. Так, сегодня выделяют течения натурализма в литературе, живописи, театральном искусстве, а также в философии и социологии.В философии натуралистическое направление характеризуется наличием центральной концепции, согласно которой поиск причин явлений, объяснение любых процессов и законов (как материального, так и нематериального мира) ведется исключительно с позиции существования природы как универсальной сущности, обуславливающей все. В частности, все социальные явления и аспекты жизни человека объясняются влиянием «природного принципа» (например, инстинктов). В настоящее время в философии выделяют направления онтологического (вопросы принципиального существования объектов или явлений), эпистемологического (вопросы веры, происходящей от знания), семантического (природа смыслов) и методологического (приемы, методы, способы получения философских знаний) натурализма.Натурализм в социологии во многом перекликается с соответствующим философским течением. В общем смысле социологический натурализм предписывает доминирующее влияние на социальные процессы природному аспекту. Классическая форма данного течения - редукционизм, объясняет все социальные явления влиянием биологических или физиологических факторов. Впрочем, альтернативное направление, основанное на работах Эмиля Дюркгейма, привносит в науку понятие социальной природы, не сводя все к простой физиологии.Натурализм в искусстве, преимущественно в литературе, живописи и сценическом творчестве, особенно сильно проявился в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Общей чертой данных течений было как можно более точное, беспристрастное, реалистичное и даже фотографичное отображение существующей действительности. Так, литературные романы реалистов того времени часто вызывали шок в аристократической и интеллигентской среде, поскольку изобиловали сценами быта маргинальной части общества, воспроизводя ее манеру и лексику общения. Натуралистическая живопись и театр следовали тем же канонам, отображая часто повседневный быт крестьян и рабочих.