Голгофа значение. Православный энциклопедический словарь

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

голгофа

Ы, ж. (Г прописное) (книжн.). Место мучений, страданий [по названию холма близ Иерусалима, где, по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос]. Взойти на Голгофу (принять страдания, муки).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

голгофа

    Холм близ Иерусалима, где - согласно библейскому сказанию - был распят Иисус Христос.

    Употр. как символ мученичества и страданий.

голгофа

    Тяжелые испытания, страдания, претерпеваемые кем-л.

    Место таких тяжелых испытаний, страданий.

Мифологический словарь

голгофа

(христ.) - «череп» - высокий холм к северо-западу от Иерусалима, на котором распяли Иисуса Христа. В те времена этот холм использовался как городское лобное место. Названием Г. тогда обозначали любой холм, высокий и округлый, как череп.

Голгофа

(греч. Golgotha, от арамейского гулгута, буквально ≈ череп), холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Расположение Г. точно не установлено. Слово «Г.» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Г.»).

Википедия

Голгофа

Голго́фа , или Кальва́рия (; , «лобное место» от арам . gûlgaltâ , букв. «череп»;) - небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня в христианском квартале старого города Иерусалима. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении, например Садовая могила на севере Иерусалима у Дамасских ворот.

Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.

Голгофа (значения)

Голго́фа :

  • Голгофа - исторический холм на окраине Иерусалима, где был распят Иисус Христос
  • Голгофа - роман Леся Гомина
  • Голгофа - роман О. Мирбо
  • Голгофа - фильм режиссёра Джона Майкла МакДонах
  • Голгофа - фильм режиссёра Жюльен Дювивье
  • Голгофа - кладбище в Лос-Анджелесе
  • Голгофа - панорама и самая большая картина на религиозную тематику Яна Стыки
  • Голгофа - павильон для демонстрации панорам, существовавший в Киеве в начале XX века
  • Голгофа - скульптурная композиция в Дюссельдорфе
  • Голгофа - кладбище в Квинсе
  • Голгофа 5 - музыкальный альбом
  • Голгофа Гордона - древнее еврейское пещерное захоронение, расположенное к северу от стен Старого города Иерусалима

Голгофа (кладбище, Лос-Анджелес)

Голгофа - римское католическое кладбище в Лос-Анджелесе, Калифорния, расположено на бульваре Вити, 4201. Также иногда называется «Новая Голгофа», так как кладбище «Старая Голгофа», располагавшееся на северном Бродвее, в 1896 году было снесено для того, что бы освободить место для постройки церковной школы.

Голгофа (роман Мирбо)

"""Голгофа " - автобиографический роман французского писателя Октава Мирбо, опубликованный 23 ноября 1886 года издательством «Ollendorff», после того как сокращенный вариант появился в « New Journal""» Жюльетты Адам.

История рассказана от первого лица главного героя.

Голгофа (кладбище, Куинс)

Кладбище Голгофа , католическое кладбище в районе Квинс, названное в честь горы Голгофы, где был распят Иисус Христос. Насчитывает более чем 3 миллиона захоронений, и является одним из крупнейших и старейших кладбищ в США. Принадлежит римско-католической архиепископии Нью-Йорка и управляются советом попечителей собора Санкт - Патрик. Собственно кладбище Голгофа делится на четыре секции, расположенные в разных частях города. Самая старая, первая Голгофа, также называется «Старая Голгофа». Вторая, третья и четвертая секции считаются «Новой Голгофой».

Голгофа (фильм)

«Голгофа» - чёрная трагикомедия ирландского кинорежиссёра и сценариста Джона Майкла Макдонаха с Бренданом Глисоном в главной роли. Широкий прокат фильма стартовал с апреля в Европе и Австралии и с мая в странах Содружества Независимых Государств.

Премьерный показ ленты состоялся 19 января 2014 года в рамках 30-го кинофестиваля « Сандэнс ». В феврале картина приняла участие в «Панораме» 64-го Берлинского кинофестиваля и открыла 12-й. В Берлинале работа Джона Майкла Макдонаха была отмечена призом независимого жюри. Брендан Глисон удостоился Премии британского независимого кино за лучшую мужскую роль.

Голгофа (панорама)

«Голгофа» , или «Распятие» - художественная панорама Яна Стыка размером 60 × 15 м, считается самой большой картиной религиозной тематики в мире.

Панорама была завершена 8 июля 1896 года. Впервые её показали во Львове во время большого католического съезда в 1896 году. Её там увидело свыше 50 000 человек. В январе следующего года картину выставили в Варшаве. Для этого, на ул. Каровой, 18 Игнаций Падеревский за свой счет построил специальную выставочное здание в стиле раннего флорентийского Возрождения по проекту Карла Козловского. Позже в здании функционировал так называемый Театр художников. В 1898 году картина демонстрировалась в Москве, а затем в Киеве.

В настоящее время картина выставлена в специально построенном амфитеатре на кладбище Forest Lawn Memorial Park в Глендейл в Калифорнии. Там же выставлена картина Воскресение, написанная позднее, которая является продолжением сюжета.

Примеры употребления слова голгофа в литературе.

Во-первых, Смэтс - богохульник и еретик, и я не очень-то верю в его галлюцинацию о Голгофе .

Вы сами посмотрите, последние дни Сакко и Ванцетти действительно были страданием и искуплением: истинная современная Голгофа , ведь одновременно казнили трех низкородных.

С дрожью холодного огня, возбуждаемого хилым здоровьем, с душою легкой как свинцовая пушинка, влекомый на голгофу любви без взаимности, он продолжал отправлять Госпоже неподписанные письма, слагал стихи к Лилее, бережно хранил лучшие из них и перечитывал каждодневно.

К тому времени, как доставлено тяжелое оборудование, у Рэнди готов погоризонтный план Голгофы с разрешением около метра.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир - олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир - Голгофа , на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Посвященные, во времена мистерии Голгофы еще продолжавшие поддерживать древние методы посвящения, говорили желавшим их слушать людям о том, что существо, раньше дававшее человеку из духовных миров в земное бытие отзвук доземного, сошло как Христос в физический, земной мир и приняло телесность в человеке Иисусе.

Кто признает миры, пережитые человеческой душой в доземном бытии, тот сможет также поднять свой взор к Тому, Кто как Христос до события мистерии Голгофы жил только в этом бытии, и пройдя через эту мистерию, со времени ее свершения, связал свою жизнь с земным человечеством.

С другой стороны от Финли находился Джулиан Скай, эспер-бунтовщик, которого Финли спас из допросных подземелий Голгофы .

Тогда между Ави и Гото Денго как будто проскочила искра -- внезапная, ослепительная, немного пугающая -- и как вольтовой дугой высветила их общее понимание, что все это золото в крови, что Голгофа -- могила, которую они собираются осквернить.

Но, несмотря на всю противоположность этого Бескрылого тому Крылатому, с которым свыкся Евтихий,-- чем больше смотрел, тем больше пленяла чуждая прелесть женоподобного Отрока, полная тайны, улыбка, с которой он указывал на крест Голгофы .

Вокруг прозревала она и других, восходящих до нее, каждый на свою Голгофу , - их впаянные в скалу тела, обращенные к небу лица - совсем юные, в полноте лет, пожилые, но всегда устремленные туда, вверх, где мерцала эта светлая точка - то ли звезда, то ли маяк, то ли лампа операционной.

Карта не прет -- сиди, Пескарев, на горе: оттуда виднее, как других раздевают, -- с партизанским хладнокровием сказал с Голгофы

Карта не прет, -- сиди, Пескарев, на горе: оттуда виднее, как других раздевают, -- с партизанским хладнокровием сказал с Голгофы Елпидифор преферансную прибаутку, и мне показалось, что он там хихикнул.

В дали этого простора у мрачной стены приовражных зарослей на Голгофе темнели постройки ее Яхимовщины, хутора, ставшего ее судьбой.

Рядом висят епитрахиль и черный покров с вышитой красным Голгофой , схимническим крестом.

ГОЛГОФА - сакральное место захоронения Адама и распятия Христа.

Произошло от греческого слова "череп": круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод - "Лобное место". Располагалась за пределами городской черты, в районе садов. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену. Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека. Таким образом "новый человек" искупал первородный грех "ветхого", поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста. "На том месте, где я буду погребен, - пророчествовал Адам, - будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп". В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли.

Латинская символика Голгофы включала изображение четырехконечного креста, возвышающегося над тремя ступенями. Голгофа трактовалась еще как крест "восхождения" или "нисхождения". Три ступени символизировали христианские добродетели по их восхождению - Милосердие, Надежда, Вера; это один из наиболее распространенных вариантов оформления алтаря.

Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: "М. Л. Р. Б." - место лобное распят быть, "Г. Г." - гора Голгофа, "Г. А." - глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении. От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К. У средней перекладины помещаются надписи "ИС" "ХС" - Иисус Христос, "Ника" - победитель, "СНЪ" "БЖІЙ" - сын Божий, "І. Н. Ц. И." - Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись "ЦРЬ СЛВЫ" - Царь Славы. Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы. Он также изображался на погребальном саване.

Христианская могила моделировала образ Голгофы.

Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; История развития формы. Креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от арам, gulgulta – череп). 1. В Новозаветном повествовании место распятия Христа. 2. Эзотерически голгофа рассматривается как сакральный центр Мира. По преданию церкви здесь был погребен Адам. Считается, что вековая борьба с «князем мира сего» торжественно окончилась победой...

Библейская энциклопедия

Голгофа (череп), иначе краниево лобное место (Мф. XXVII, 33, Мк. XV, 22, Ин. XIX, 17, Лк. XXIII, 33) - горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, на которой был распят Господь. Голгофа находилась недалеко от города (Ин. XIX, 20), вне врат (Евр. XIII, 12), ныне же находится в...

Философский словарь

(арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности - место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на крестеИисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.

Политическая наука: Словарь-справочник

Голгофа

холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).

Культурология. Словарь-справочник

Голгофа

холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.

☼ (греч. , из арам. galgalta" , евр. gulgolet «череп»; срв. лат. calvarium , рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. евр. :11-12). Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г. с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира».

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Архитектурный словарь

Голгофа

Ступенчатое основание рельефного креста на стене культовой постройки.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Фразеологический словарь русского языка

Голгофа

Идти на Голгофу - переносить тяжелые испытания

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Голгофа

(череп, иначе краниево лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) - горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, на которой был распят Господь. Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12), ныне же находится в самом городе, близ западной его оконечности и вся обстроена священными зданиями, в ознаменование священных мест и событий распятия, крестных страданий, погребения и воскресения Спасителя. Название Голгофы дано сему свящ. месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь часто были видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам. Голгофские события, описанные евангелистами, полны трогательнейшего интереса для каждого истинного Христианина. Вот, среди поруганий и насмешек со стороны воинов и толпы, Господь Иисус в страшных муках на кресте испустил дух. И какие ужасные знамения сопровождают смерть Богочеловека! Тьма по всей земле. Солнце померкло и не может взирать на страшное зрелище, земля содрогается, как бы сочувствуя страданиям своего Господа и Владыки, камни расседаются и тела многих усопших святых воскресают. С последним, предсмертным словом Господа: свершилось! начинается новая религиозная эра, и завеса храма раздирается на двое сверху донизу. Исполняется древнее пророчество ветхозаветного евангелиста пр. Ис: «и к злодеям причтен», так как Он был распят среди двух разбойников. Ветхозаветная обрядность прекратилась, когда Он принес Себя непорочным в жертву Богу. Вековая борьба с князем мира сего торжественно окончилась победою креста. «Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:15). Да, по истине, на эти величайшие минуты унижения и торжества, позора и славы, человечество во все века будет взирать с глубоким трепетом и благоговением, и всегда будет видеть в них искупление от греха, поражение сатаны, примирение с Богом и спасение мира.

Православие. Словарь-справочник

Голгофа

(евр. «череп», «лоб»)

гора, на которой был распят Иисус Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Она находилась тогда вне Иерусалима, сейчас оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.

В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом – горка в виде обычных для русской иконописи уступов – лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Голгофа

Голг’офа (лоб, череп) (Мат.27:33 ; Мар.15:22 ; Иоан.19:17 ) - место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 ·г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.

Православный энциклопедический словарь

Голгофа

(др.-евр. - череп, лобное место) - гора, на которой был распят Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. Она находилась тогда вне Иерусалима, но теперь оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в 4 веке здесь был построен храм святой Еленой (Крестовоздвижение), а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.

Православная энциклопедия

Голгофа

возвышенность неподалеку от Иерусалима, на которой был распят Господь (лобное место). Во времена Иисуса Христа она находилась неподалеку от городских ворот. В наши дни она оказалась в черте города, недалеко от западной окраины Иерусалима. Название горы «Голгофа» происходит от ее сходства с человеческим черепом. Кроме того, в результате казней здесь часто были видны черепа осужденных. По церковному преданию, на Голгофе был погребен Адам. Однако самым значимым для христиан всего мира стали события, происходившие на этом месте в связи с крестной смертью Спасителя. Всеми четырьмя евангелистами описаны страдания Господа, которого среди насмехающейся толпы вели на казнь. Здесь Господь, распятый на кресте, испытал страшные муки, а смерти его сопутствовали жуткие знамения. В час телесной смерти Господа тьма была по всей земле, а почва содрогалась, как бы сочувствуя страданиям Иисуса. С последним словом Сына Божия разодралась надвое завеса в иудейском храме, символизируя начало новой религиозной веры.

В чем смысл Голгофы?

Стремление залезть в голову художника, творца – идет ли речь о тайном смысле улыбки Джоконды, мухах в романах Достоевского или детских ночных переживаниях создателя «Кошмара на улице Вязов» – стремление каждого думающего человека, сколько-нибудь смыслящего в искусстве. Однако в итоге мы всегда имеем лишь собственное восприятие, собственные реакции на то или иное художественное произведение.

Многие, должно быть, уже высказались (и еще, несомненно, выскажутся), в той или иной степени пространности о фильме Джона Майкла Макдоны «Голгофа». Внесу и я свои пять копеек.

Сюжет фильма стал мне известен за несколько месяцев до широкого показа и побудил меня найти предыдущую ленту режиссера – «Однажды в Ирландии». Я всегда стараюсь так делать: это будоражит фантазию и позволяет более пристально, как бы сквозь увеличительное стекло, взглянуть на творчество человека, в данном случае взявшегося за такую опасную тему. Не секрет ведь, что, при обращении к религиозной или церковной тематике, или проявляя свою конфессиональность, творцы некогда шедевров, случается, куда-то девают свой творческий запал, силясь доказать зрителю, что получившийся в результате идеологический лубок имеет какое-то отношение к искусству.

Так вот, когда руки у меня дошли, наконец, до «Голгофы», мне было занятно наблюдать, учитывая, что большинство актеров перекочевало в «Голгофу» из «Однажды в Ирландии», как саркастичный полицейский-жизнелюб превращается в ироничного и грустного священника; преступник-психопат – в ограниченного попа («Вот оно – будущее священство…»), теряющего волю перед перспективой больших денег, которому, по словам главного героя, лучше бы пойти в бухгалтеры при страховом агентстве; как сотрудник полиции остается тем же, кем был, лишь дослуживается до начальника и меняет сексуальную ориентацию (а может, не меняет – кто знает?), а хулиганистый пацан подрастает и приобретает наклонности к рисованию.

Все это, конечно игры разума: никто ни в кого не превращается, речь о совершенно другом фильме, но восприятие стало другим, приобрело дополнительный объем и краски. Все стало неслучайным, узнаваемым и даже знакомым до боли.

И, кстати, про «знакомым до боли». Втягиваясь по мере просмотра в фильм, я не мог отделаться от совсем уж иррационального ощущения, что он снят будто бы священником, знающим представляемую жизнь изнутри вплоть до незначительных жестов и отдельных реплик, конечно, кинематографически обусловленных, то есть сделанных и сказанных так, как тот же я, например, вероятнее всего никогда бы не сделал и не сказал в рамках собственного священнического бытия, но очень порой хотел бы сделать и сказать.

Для себя я определил, что этот фильм – про любовь. Не про «любоффь», которая вздохи на скамейке, а про ту, что вместе с верой и надеждой и больше их обеих при этом. И не про ту любовь, когда заведомый святой расстается с жизнью от руки заведомого же злодея, после чего непорочная душа первого отправляется прямиком на небеса под пение ангелов, а раскаявшийся второй персонаж, посыпая голову пеплом, отправляется в ближайший монастырь проводить остаток жизни в посте и молитве.

В этом фильме и священник не святой, и злодей вызывает скорее сочувствие, чем какую бы то ни было неприязнь. У священника кучерявое прошлое, в котором и смерть жены, и проблемы с алкоголем, и разрыв с дочерью; злодея окружает, проще говоря, ад – и в прошлом, и в настоящем, – из которого он хочет вырваться любым способом, пусть даже таким шокирующим и немыслимым: чем хуже, тем лучше.

Собственно, ад – так можно охарактеризовать состояние любого из прихожан героя, несмотря на их формальную приверженность Церкви и регулярное участие в таинствах. Они иронизируют, ерничают, даже пытаются резонерствовать, будто бы передразнивая священника, скрывая свою внутреннюю глубочайшую опустошенность («Да что вы, отец, у меня все пучком…»), в которой, да, виноваты и не всегда они, а и недостойные представители Церкви, будь то пресловутые педофилы в рясах или двуличные и нечистые на руку митроносцы.

Однако их личный ад в том, что они готовы поставить на кон свою жизнь, лишь бы доказать, что все церковники сплошь лицемеры, время которых ушло давным-давно.

Забегу вперед и обращу внимание на то, как эта тема, как мне показалось, раскрывается в финальных титрах: в разрыве строчек то и дело появляются кадры, изображающие те места, где священник на протяжении фильма появлялся или один, или с другими персонажами. Теперь эти места – столик в кафе, берег реки, моря, красивая аллея – пусты. Они лишены не только священника – кажется, будто они совершенно обезлюдели, вымерли.

Стремление расправиться даже не с Церковью, попами, с которыми они все вроде бы тихой сапой воюют (и не только тихой – ведь кто-то же убил собаку священника…), а со всем тем добрым и светлым, что в них есть, приводит к нравственному, а потом и к личностному развоплощению, метафорически передаваемому пустыми пространствами последних кадров фильма. Где все эти люди? А нету. Были, да кончились… И целая минута черного экрана, за которым умолкла даже музыка.

Может сложиться впечатление, что все эти люди сами виноваты в том, что превратились, прямо скажем, в моральных уродов. Однако и о самом главном герое-священнике есть нечто такое, что не соответствует образу героя-мученика. Он сам определяет свою вину как «отстраненность». Выражаемую, добавлю, в частности, в непоследовательности.

Дважды в фильме речь идет о Церкви: в первый раз, когда нежданный церковный спонсор, эпатажный болтун, насмешливо, с издевкой полуспрашивает-полуутверждает, мол, ведь Церковь-то богата, на что священник мрачно и торжественно отвечает: «Церковь. Не я»; во второй раз, когда священнику напоминают о том, что, дескать, да, отец, ваша церковь сгорела, он реагирует: «Не моя. Наша».

В последнем случае прекрасные слова, но ведь были и те, что были сказаны выше… Он и в самом деле переживает за окружающих его людей, ему больно оттого, что он не может им помочь, несмотря на свое великодушие и чувство юмора, его буквально уничтожает ситуация с отцом девочки, случайно встреченной им на дороге, человеком, который практически назвал его педофилом за невинный краткий разговор с ребенком.

Виноват ли он в том, что есть, скажем так, и другие священники? Виноват ли он в том, что честно занимался делами и нуждами своего прихода, не слишком обращая внимания на то, что творится в мире? Виноват ли в том, что вникал в проблемы реальных ближних, а не пытался дотянуться своим участием до, скажем, страдающих африканских детей? Режиссер ответов не дает. Он предоставляет отвечать своему герою, но – за самого себя.

Если все кругом виноваты, то в чем смысл? Или какой может быть исход в такой ситуации? Смысл в том, что человек может измениться – начать учиться верить, прощать и любить. Для этого в повествование, помимо священника, введены три персонажа: его дочь, тот самый эпатажный болтун, не знающий, что ему делать со своим неправедным богатством, и женщина, потерявшая мужа в нелепой автокатастрофе. Без них речь бы шла только о мрачном прошлом и безысходном настоящем, но их образы обращают зрителя к будущему.

В прошлом – личные трагедии героев, явные или подразумеваемые, в настоящем – нравственная и личностная опустошенность, тупик, ад… А в будущем – неудачница-дочь, научившаяся у отца прощать даже его убийцу; внешне состоятельный человек, осознавший свою внутреннюю несостоятельность и решившийся довериться священнику; женщина, умеющая любить и показавшая главному герою – священнику, подумать только! – как это делается («Я сначала думала, что не смогу, а потом поняла, что смогу»), в конечном счете определившая его дальнейшие действия, которые привели его к роковому финалу на морском берегу.

Каждый сделал свой выбор: кто-то остался в прошлом, кто-то мумифицировался в настоящем, кто-то творит будущее, будущее кающихся, сильных духом и верой, любящих и прощающих неудачников. Священник же оказался в вечности, ушел со сцены…



Идти на голгофу ИДТИ НА ГОЛГОФУ. ПОЙТИ НА ГОЛГОФУ. Устар. Экспрес. Подвергаться очень тяжёлым физическим или нравственным испытаниям. «Не возьмут ли они и Степаниду?» - подумал Петрок. Он думал, что сейчас увидит её и они пойдут вместе на последнюю свою Голгофу, где и примут смерть (В. Быков. Знак беды). - Голгофа. 1. Место близ Иерусалима, где совершались казни и где, по евангельской легенде, был распят Христос. 2. Перен. Место мучений, источник страданий, тяжкое бремя.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Идти на голгофу" в других словарях:

    Идти/ пойти на Голгофу - Книжн. Высок. Следовать путем мучений, страданий (обычно за справедливое, правое дело). /i>

    ИДТИ НА ГОЛГОФУ. ПОЙТИ НА ГОЛГОФУ. Устар. Экспрес. Подвергаться очень тяжёлым физическим или нравственным испытаниям. «Не возьмут ли они и Степаниду?» подумал Петрок. Он думал, что сейчас увидит её и они пойдут вместе на последнюю свою Голгофу,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    КРЕСТ - КРЕСТ, а, муж. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культапредмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя… … Толковый словарь Ожегова

    Иванов, Герасим Петрович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. Протоиерей Герасим Иванов Дата рождения: 17 марта 1918(1918 03 17) Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Дата смерт … Википедия

    ГОЛГОФА - Идти/ пойти на Голгофу. Книжн. Высок. Следовать путем мучений, страданий (обычно за справедливое, правое дело). /i> Восходит к Евангелию. БМС 1998, 118; 2005, 144 … Большой словарь русских поговорок

    КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

    Страсти Христовы - Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

    Крестные страдания

    Орудия Страстей - О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

    Орудия страстей - О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия