Успение божией матери история праздника. Подготовительный период и само празднование

Сегодня — светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В народе праздник называют Первая Пречистая.

Полное название этого праздника, который чтут во всем мире - Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Праздник относится к числу Двунадесятых праздников, т.е. непереносимых. Так, Успение Богородицы празднуется всегда 28 августа. Во всем мире церковь чтит Пресвятую Богородицу как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Именно с праздника Успение Богородицы начинается первое (молодое)«бабье лето» и длится оно до 11 сентября. И по тому, какая погода стоит в эти дни, определяли, каким будет второе «бабье лето» - с 14 по 28 сентября.
На «бабье лето» приходится и Рождества Богородицы — 21 сентября.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Согласно преданиям, мать Иисуса Христа Мария прожила 72 года.

О земной жизни после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением: «Сын твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет тебя, матерь свою, в небесное царство, чтобы ты жила и царствовала с ним бесконечное время»
Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и мужа праведного Иосифа Обручника.

Вот несколько фоток, сделанных в Церкви Успения Пресвятой Богородицы (Гробница Божьей Матери). Не судите строго, фотограф я «аховый», да и сама церковь — грот по сути, гробница: там темновато и фото не очень чёткие получаются...



















Перед самой смертью у своего ложа она увидела всех апостолов и учеников своего Божественного Сына, которых чудесным образом собрал Святой Дух в Иерусалиме, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Таким образом Дева Мария смогла проститься с ними. Она попросила их радоваться, а не горевать. Ведь «смерть Ее - всего лишь краткий сон, а она отходит к своему Божественному Сыну»

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После смерти Мария была захоронена в Гефсиманском саду в той пещере, где в свое время лежал прах ее родителей. Во время погребения матери Христа было большое количество чудес. В частности, калеки смогли встать на ноги, а бесноватые чудом избавились от одержимости.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Ученики Иисуса повели Фому в пещеру, где была захоронена Дева. Они отодвинули камень, который закрыл вход, но тела Марии в пещере уже не было - там лежали лишь ее похоронные ризы. Православная церковь объясняет это так - Иисус Христос воскресил Пречистую Богородицу и забрал с телом на небо.


Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей.
«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Успение Пресвятой Богородицы также называют «Пасхой Богородицы». В этот день в православных храмах ставят икону с изображением скончавшейся Девы (плащаницу), а также украшают ее цветами.

Традиции праздника Успение Богородицы

Как правило в праздник Успение Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными яствами.

Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступления у Пресвятой Богородицы.

Приметы и обычаи на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

С этого дня стартуют помолвки. Ведь по мнению пращуров - «Пришла Пречистая - сватов несет нечистая». незамужние девушки с большим нетерпением ждали этого дня - если к ним не посватались после большого церковного праздника, сидеть им в девках всю зиму.

У славян на этот праздник ходили в лес собирать калину. Устраивались соревнования - кто первым добежит до куста с ягодой, тот обязательно в этом году выйдет замуж.
Парни на сбор калины не ходили. Они ждали, пока девушки пели и водили хороводы, а после провожали их домой. Родители и дочери украшали дома калиной, ведь эта ягода считалась оберегом.


Чего нельзя делать в этот день

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Тем более нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу».

Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день - чтобы избежать проблем в жизни. Если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.

Успение Пресвятой Богородицы - это по-настоящему светлый и радостный праздник.

«Величаем Тя,
пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим успение Твое»

Успение Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых значимых праздников после Пасхи в православном литургическом календаре. Прославляет этот день память о Божией Матери и приходится он на 28 августа по-новому стилю, и на 15 число по-старому. Перед празднованием этого святого дня всем верующим церковь повелевает соблюдать пост с 14 числа по 27 число августа месяца во имя и по примеру Пресвятой Богородицы, пребывающей в постоянных молитвах и в строжайшем посте дни, предшествующие Ее успению.

Духовный смысл и истинное значение праздника.

Многим людям может показаться абсурдным празднование дня успения, т.е. смерти Матери Божией, ведь для большинства из нас смерть ассоциируется лишь с сердечной болью и тоской, скорбью и потерей того, чей жизненный путь навсегда завершился.

Еще издревле любому простому человеку казалось, что явление смерти выступает самой непостижимой и величайшей из всех существующих загадок бытия. Смерть во все времена вызывала трепет и страх у людей, полную их растерянность, панику и недоумение.

Однако, глубоко верующие православные христиане знают и неистово верят в то, что все сущее при Божественном мироздании обрело непоколебимую и надежную жизненную основу на веки вечные. Не смерти нужно бояться людям, а образа того и поступков тех, какими их земное существование будет наполнено.

Благодаря вере такой каждый христианин воспринимает явление смерти не как полное завершение жизни человека, а лишь как тяжелое, но необходимое для вечного и подлинного существования, испытание. В связи с этим Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть она получила возможность снова быть с Сыном Своим.

Атеист может всю свою земную жизнь прожить под гнетом страшного ожидания собственной смерти в качестве полного самораспада, а православный верующий же, даже готовясь к смерти, — готовиться лишь к новой жизни.

Однако, не стоит считать, что христиане причисляют смерть к благим и радостным явлениям. Она, конечно же, является прямым нарушением и искажением первоначально установленного в человеческом мироздании порядка, утрата которого происходит по причине грехопадения человека, его непослушания воли Божественной и нарушения Закона Божьего.

Согласно догматическому учению Православной Церкви, Бог не желал смерти людям, они самостоятельно обрекли себя на нее по причине духовной слабости своей и неукротимой плоти. Но даже в данном случае Спаситель наш проявил к человеку несказанную милость и благодать, Он смерть земную превратил в путь к вечному совместному пребыванию человека со Своим Создателем.

Праздник Успения Богородицы установлен еще с древних времен. Упоминания о нем можно обнаружить в писаниях блаженного Иеронима, Григория и Августина, а так же в сочинениях епископа Турского.

В IV веке византийский император Маврикий в честь победы (15 августа 595 г.) своей над персами приурочил к этому дню празднование Успения Пресвятой Богородицы, определив этот день и это событие одним из самых главных общецерковных праздников.

Однако, первостепенно в различных местах сей праздник совершался в разное время: кое-где празднование Святого Успения происходило в январе месяце, а где-то – и в августе. К примеру, в VII веке в Римской Церкви на Западе было принято праздновать 18 января «кончину девы Марии», и при этом 14 число августа месяца определяли днем «взятия Её на небеса Божьи».

Лишь в VII-IX вв. праздник Успения Богородицы стал совершаться 15 августа в большинстве западных и восточных Церквей. Целью этого праздника было не что иное, как прославление и сохранность памяти о Богоматери, и о Ее воссоединении с Сыном Своим через успение.

Стихиры на Успение Богородицы появились в V веке, они были написаны патриархом Константинопольским. Затем в VIII веке появились два канона, посвященные этому празднику, созданные святыми Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти и Воскресения Спасителя всеобщего вплоть до Великого гонения на христиан находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила как Удел для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Ее Божественного.

В один из дней Ее пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Ее о том, что через три дня настанет Ее кончина, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему. Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, — всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия все скромное имущество завещала вдовицам — прислужницам Своим. Велела им после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Ее уход сопровождал свет несказанный, при появлении котором, Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Ее память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Ее защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Ее, призывающих всех возрадоваться, ибо отныне Она будет со всеми и во все дни. После Воскресения и утешительного изречения тело Матери Божией покинуло землю, и было восхищено на небеса.

Успение Пресвятой Богородицы – это великий двунадесятый непереходящий праздник.
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии христиане празднуют с IV века, он отмечается . Установлен в память ее преставления (вознесения). Перед праздником Успения христиане постятся, Успенский пост проходит с 1 по 15 августа – по старому стилю и соответственно с 14 по – по новому стилю.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери - событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.
Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.
В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.
Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого.

В народе праздник Рождества Богородицы называют Пречистая вторая, а праздник Успения называют Пречистая первая, эти названия происходят от перевода с церковно-славянского языка выражения Святая Дева, что в переводе означает – Пречистая.
Сохранились пословицы, которые непременно раньше помогали крестьянину как в поле, так и в быту: «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять», «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать», «С Успенья солнце засыпается», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить», «Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья», "До Успенья пахать - лишнюю копну нажать", "Пречистая Матерь засевает, а Покров собирает".

15 (28) августа начиналось "молодое бабье лето", продолжавшееся до дня Ивана Постного (29 августа / 8 сентября). Успение было последним днем отлета ласточек; а также, по народным представлениям, с Успеньева дня у лягушек зарастает рот и они престают квакать.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
06.03.2019 -
07.03.2019 -
08.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Успение Пресвятой Богородицы входит в список двенадцати наиболее значимых для православных верующих праздников. Этот день прославляет память Божией Матери. В православном календаре День Успения Пресвятой Богородицы приходится на 28 августа по новому стилю.

Тем верующим, которые празднуют этот день, церковью повелевается в течение 2 недель соблюдать пост. Делается это по примеру самой Божией Матери, которая придерживалась строгого поста и проводила дни в непрестанной молитве в последние дни перед Своим Успением.

Земная жизнь и Успение Пресвятой Богородицы

Жизнь Матери Божией описана в Священном Писании. После смерти и чудесного Воскресения Спасителя она оставалась в городе Иерусалиме до самого начала великого гонения на христиан. Когда же начались гонения, Мария переселилась в Эфес, сопровождал её Иоанн Богослов . Пресвятая дева Мария часто посещала Гору Афонскую , её же и благословила в дальнейшем для проповедования Евангельского слова. Несколько раз Божия Матерь посетила на Кипре праведного Лазаря.

Незадолго до своей кончины Пресвятая Богородица вернулась назад в Иерусалим. Здесь она посещала все места, которые имели непосредственную связь и значения для жизни Её Сына. Все это время Матерь Божия проводила в непрестанных молитвах.

В один из дней, когда Она пребывала на горе Елеонской , к ней явился и поведал о том, что Её кончина наступит через три дня. Она покинет эту землю и вознесена будет на небеса к Своему Сыну. Матерь Божия сообщила эту весть апостолу Иоанну, тот передал её апостолу Иакову. В свою очередь, Иаков оповестил о скорой предстоящей кончине Матери Божией все Церковь Иерусалимскую. Впоследствии это предание об Успении Святой Богородицы было сохранено и передавалось Иерусалимской Церковью.

Все своё скромное имущество Пресвятая Богородица завещала вдовам, которые ей прислуживали. Её желанием было после кончины быть погребённой в Гефсимании рядом со своими родителями – Праведными Иоакимом и Анной.

В день, когда произошла кончина Божией Матери, все апостолы собрались в Иерусалим для того, чтобы проститься с ней. Они пришли из разных концов света, так странствовали по земле, неся людям Слово Божие.

Уход Матери Божией из земной жизни сопровождался ярким несказанно чудесным светом. Перед Марией предстал в этот момент сам Христос, окружённый многочисленными ангелами. Она обратилась к Сыну своему с молитвой и прошением благословить тех людей, которые почитали память Её. Кроме того, она просила Сына защитить Силой Своей от искушений сатаны и разных мытарств. После этого Мария предала свою душу в руки Господа в умиротворении и благодати.

На протяжении трёх дней и ночей все апостолы оставались у гроба Богоматери и возносили псалмы. Через три дня им пришло знамение и утешение - они узрели образ Божией Матери и услышали слова Её, призывавшие возрадоваться и ликовать. С этого дня Матерь Божия будет во все дни и со всеми во всех печалях и радостях .

После этих утешительных слов тело Матери Божией было перенесено на небеса.

Успение Богородицы – история

Христиане начали праздновать Успение Матери Божией ещё в древности.

  1. Первые упоминания об установлении этого памятного дня встречались ещё в писаниях блаженного Иеронима, Августина, Григория. Кроме того, указания на этот факт встречаются в работах епископа Турского.
  2. В VI веке нашей эры император Византии Маврикий одержал победу над персами. Случилось это 15 августа 595 года. К этому дню императором было приурочено празднование Успения Богородицы. Вскорости это событие превратилось в один из ведущих и значимых церковных праздников.
  3. Следует заметить, что в разных местах это праздник отмечался в разные даты - от января до августа. Римская церковь отмечала день кончины Девы Марии 18 января, а в августе праздновалась дата «Взятия Богоматери на небеса Божии».
  4. Окончательно дата празднования Успения была определена 15 августа лишь в IX веке.

Основной целью этой торжественной даты стало сохранение и прославление светлой памяти Богоматери и её воссоединения на небесах с Сыном Своим.

Смысл и предназначение праздника Успения

Успение Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников православного календаря.

  1. Чтобы достойно отпраздновать этот день, христиане накануне проводят 2 недели в строгом и молитвах . Этот пост принято называть Успенским или постом Пресвятой Богородицы. Продолжается этот пост с 1 до 14 августа. По своей строгости пост находится на первом месте после Великого поста. В это время запрещено употреблять в пищу рыбу, но разрешается варёная пища без добавления растительного масла. В субботы и воскресения разрешается добавлять в пищу и растительное масло.
  2. Успенский пост установлен в подражание Божией Матери, всю жизнь свою проводившей в постах и молитве. Этот пост, согласно имеющимся историческим документам, соблюдался уже начиная с V века.
  3. В XII веке соблюдение этого поста было предписано Константинопольским Собором. В праздник Преображения допускалось употребление в пищу рыбы.
  4. Для некоторых людей может оказаться непонятным, что день кончины Матери Божией отмечается как праздничный. Ведь в человеческом сознании смерть всегда связана с горем, потерей, тоской и скорбью по ушедшему. Любой человек с древнейших времён видел в смерти нечто великое и непостижимое, одну из величайших загадок земного человеческого бытия. Во все времена это явление вызывало невольный трепет и растерянность.

С точки зрения верующего православного христианина, все сущее имеет жизненную основу. И бояться нужно не самой смерти, а неблаговидных и неправильных поступков , которые могут наполнить нашу земную жизнь. Исходя из такого убеждения, истинно верующий христианин понимает смерть не как полное завершение жизненного пути человека, а лишь как тяжёлое и серьёзное испытание, которое необходимо для перехода к вечному подлинному существованию. Именно через смерть Богородица обрела возможность находиться рядом со Своим Сыном. И это радует сердца всех православных христиан.

Если человек лишён веры, он всю жизнь земную может провести в тягостном ожидании собственного конца как символа полного распада своей сущности. Человек же верующий готовится к смерти как к началу нового этапа жизни своей души.

Однако, было бы большой ошибкой полагать, что смерть в глазах христиан является радостным и благодатным явлением. Она появилась в этом мире вследствие грехопадения первых людей и нарушения Воли и Закона Божия.

Изначально, согласно учению Христианской церкви, Бог не желал людям смерти, но они обрекли себя на такой конец сознательно из-за слабости своего духа и плоти. Однако, даже здесь Создатель проявил несказанную милость и сделал кончину человека лишь этапом на пути к Всевышнему .

В V веке появились стихиры, посвящённые Успению Богородицы. Написаны они были патриархом Константинопольским. В VIII веке были написаны 2 канона, который создали святые Иоанн Дамаскин и Косима Майяский.

  1. Обычно на иконе Богородица изображается в самом центре на смертном одре. Вокруг неё стоят плачущие апостолы. Немного поодаль от погребального ложа стоит Христос с душой Богоматери. Её иконописцы часто изображают в виде спелёнутого младенца.
  2. В XI веке этот образ был несколько расширен и дополнен, в результате был создан так называемый «облачный тип иконографии Успения». Такой вариант можно увидеть в Македонии в Церкви Святой Софии на фресках.
  3. В верхней части «облачной» композиции были изображены апостолы. Все они летят на облаках к смертному одру Матери Божией.
  4. В России наиболее древней «облачной» иконой считается образ, написанный в начале XIII века. Эта икона была сотворена в Десятинном монастыре в Новгороде. В верхней части этого образа выписано голубое небо с золотыми звёздами. На фоне неба ангелы, уносящие душу Матери Божией. На сегодняшний день эта древняя икона находится в Третьяковской галерее.
  5. Как символ молитвенного возношения к Творцу многие иконописцы изображают на иконе зажжённые свечи у смертного одра Богородицы.

Сегодня картинки, посвящённые Успению Пресвятой Богородицы, можно в большом количестве найти на различных христианских сайтах и на портале Википедия.

В Иерусалиме располагается одна из древнейших святынь – Церковь Успения Богородицы . Внутри этого храма находится иудейская древняя гробница, где находилось, по преданию, тело Марии до того, как она вознесена была на небо.

Информационный отдел Хабаровской епархии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».