Когда крещение по старому стилю. Традиции и обряды на Крещение

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием Нового Года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Египетский календарь просуществовал в истории более 4 тысяч лет.

История появления Юлианского календаря

По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 году и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским .

В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже.

При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным : в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны.

Следует отметить, что точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Так, начиная с 2101 года, Рождество Христово будут праздновать не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Но, несмотря на это, и новый стиль имеет свои недостатки.

История появления Григорианского календаря

Все христиане праздновали Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа (1582 г.). Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов.

Папа Григорий XIII (1572-1585)

В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд.

Новый календарь разработал итальянский ученый, преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.) и получил по имени папы название григорианский . В основе его лежит периодичность движения небесных светил. В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные.

За календарной реформой последовала реформа пасхальная, т.к. в новом календаре применение старой (Александрийской) пасхалии григорианского календаря сделалось невозможным. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают.

Однако астрономические причины, выдвинутые папой Григорием XIII, являются далеко не главными. По откровенному признанию одного из представителей Рима, вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. Последовавшая вскоре после календарной реформы Брестская уния – явное тому подтверждение. Григорианская реформа , установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные . В настоящее время часто католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е правило Апостольское; 1-е правило Антиохийского Собора). Таким образом, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора.

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован. Практически все университеты высказались за сохранение прежнего календаря. Через год после календарной реформы французский ученый Ж. Скалигер разработал систему унификации летоисчислений, в основу которой был заложен именно юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются историки и астрономы.

Под угрозой отлучения все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии.

Реформа XVI века резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль. Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. Сегодня перевод на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться конвертером дат .

И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. А американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов». Многие серьезные ученые и сегодня выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

Переход на новый стиль в Советской России после революции 1917 года

В 1917 г. революция победила в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный» . Россия была одной из последних в списке стран, принявших новую систему летоисчисления. Но пользоваться ею у нас начали примерно веком раньше. Как правило, в деловой и научной переписке с представителями иностранных государств, которые уже перешли на григорианский календарь. В России его называли «новым стилем», а прежний юлианский стал именоваться «старым стилем».

Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Боле того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ.

Одним из основных требований начальника «церковного» отдела ГПУ Евгения Тучкова было введение нового стиля в богослужебную жизнь. Введение нового стиля, по замыслу Тучкова, смогло бы внести серьезный раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих прочно ассоциировался с обновленчеством. Власти же аргументировали введение нового стиля в богослужение хозяйственными нуждами: многие рабочие отмечали церковные праздники по новому стилю официально и по старому неофициально, из-за этого имели место массовые прогулы. Как бы Советская власть не пыталась скомпрометировать Святейшего Патриарха Тихона, распространяя миф о том, что он был сторонником нового стиля и пытался ввести его в Церкви, Патриарх делал все для того, чтобы новый стиль фактически не был введен.

священномученик архиепископ Иларион (Троицкий)

Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого находятся ныне в Сретенском монастыре. Мужественное отстаивание юлианского календаря послужило одной из причин ареста и отправки в концлагерь священномученика Илариона (Троицкого) и, фактически, стоило ему жизни.

Разделение христиан на «старостильников» и «новостильников»

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной реформой до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис , которого не без оснований подозревали в связях с масонством. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. Введение нового стиля сопровождалось грубым насилием над совестью верующих, как это было с монахами Валаамского монастыря в 20-е годы ХХ века.

Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис

11 Поместных Православных Церквей перешли на новоюлианский календарь , т.е. сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, но непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. Новоюлианский календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 – 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года).

Таким образом, с 20-х годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта . Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников». Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь . Вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона (а это примерно 4/5 от общего числа православных).

Отношение Русской православной церкви к переходу на Григорианский календарь не так давно озвучил Святейший Патриарх Кирилл. Он сказал, что никакого перехода на григорианский календарь не будет.

О недостатках григорианского календаря

Календарный вопрос , в первую очередь, связан с празднованием Пасхи . «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи - праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета - лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

Переход на григорианский календарь приводит к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями . Кроме того, введение григорианского календаря приводит к тому, что в годы, когда Пасха поздняя (когда светлое Христово Воскресенье попадает на 5 мая) Петровский пост исчезает из календаря полностью .

Григорианский календарь является достаточно точным и согласованным с природными явлениями — он связан с земными явлениями, климатическими временами года, что представляет собой главный аргумент сторонников григорианской пасхалии.

Однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д).

Еще одна особенность нового календаря в том, что он повторяется каждые 400 лет. Со временем юлианский и григорианский календари все больше расходятся. Примерно на сутки за столетие. Если разница между старым и новым стилями для 18 века составляла 11 суток, то для 20 века – уже 13 суток.

Об истинности юлианского календаря

В основе церковного календаря лежит жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому первой отличительной особенностью церковного календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии.

Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Поэтому в церковных канонах есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней . Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

В церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь . Отметим, что Благодатный огонь снисходит накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю .

В этот день освящается естество всех вод, поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней , как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства .

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее .

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм . Во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

Современные критики юлианского календаря говорят о неточности календаря как о его ошибке или несовершенстве. Однако они упускают тот очевидный факт, что ошибка не может создать гармонию, что из несовершенства не может произойти целый ряд временных циклов, составляющих необычайную по красоте среди других календарей картину времени.

Время — неуловимая субстанция, время — тайна, и как тайна оно может быть выражено и зафиксировано через символы. Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени. Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на Земле.

По материалам православных изданий и журнала «Благодатный огонь»

Просмотрено (2280) раз

Празднуют не только в католическом и протестантском мире. В этот день, когда христиане Русской Православной Церкви еще только готовятся к встрече Рождества и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы. С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Три календаря

«Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая “догоняет” длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь. Итак, в “старом” календаре каждые 128 лет накапливались “лишние” сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году». (Прот. Сергий Овсянников «Празднуем Пасху – какой календарь правильный?» http://www.archiepiskopia.be/ )

Точнее или правильнее?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи – праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета – лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

«На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Однако, руководствуясь принципом икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1967 г. вынес постановление: “Имея в виду практику Древней Церкви, когда Восток и Запад (Рим и азийские епископы) праздновали Пасху по-разному, сохраняя полное молитвенно-каноническое общение между собой, принимая во внимание опыт Православной Финляндской Церкви и наших приходов в Голландии, а также исключительное положение прихожан храма Воскресения Христова среди инославного мира, разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального круга по новому стилю”» (прот. Владислав Цыпин «Церковный календарь» // Церковное право. М., 2006 г.).

Так все же, почему?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции

В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни - это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)

Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.

Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир - с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время - с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?

Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их - Вечность и время, Дух и материю - объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие - менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.

В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности - весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Старинный и уважаемый во всех христианских странах праздник Крещение Господне уже давно стал ожидаемым событием церковного календаря. О нем знают все православные верующие и, несмотря на развитие современной науки, люди выполняют определенные обряды в этот святой день, которые были установлены много веков тому назад.

Этот христианский праздник еще называют Богоявление. Его каждый год отмечают 19 января. В 2018 году православные верующие отпразднуют Крещение в пятницу. В Российской Федерации это будет рабочий день, даже несмотря на то, что государство внесло Крещение в число официальных праздничных дат. История этого праздника берет свое начало с того момента как Иоанн Предтеча крестил в Иордане нового мессию Иисуса Христа.

Согласно Святому Писанию в этот момент с неба прилетел белый голубь. Эта птица стала живым воплощением святого духа. Затем до людей, которые находились у Иордана, донеслись с неба слова Бога, в которых он назвал Иисуса своим возлюбленным сыном и послал ему благоволение. Именно с этого времени началась земная миссия Христа, которая завершилась его Воскрешением. Когда Иоанн покрестил Иисуса и после божественных знаков с неба Спаситель отправился путешествовать по пустыне. Он находился в ней на протяжении сорока дней.

Таким образом Христос готовил себя к выполнению возложенной на него божественной миссии. Со временем Крещение обросло всевозможными традициями. Верующие следуют им до нашего времени. Главным обрядом является купание в проруби. Желающим его совершить необходимо знать ряд важных особенностей. До купания в проруби (Иордани) священник с помощью распятия и молитвы производит обряд ее освящения.

Христиане три раза полностью окунаются, молятся и радостно покидают прорубь.Для человеческого организма, особенно неподготовленного, купание в проруби может стать настоящим стрессом, в особенности при сильных морозах. Но поскольку этот обряд является старинным и проводится ежегодно, то замечено, что на Крещение природные воды обладают особыми свойствами. Верующие, которые окунаются в проруби с освященной водой, перестают болеть, избавляются от сглазов и смывают свои грехи.

Согласно неофициальным правилам купание в проруби нельзя производить людям с больным сердцем. Также в их ряду значатся дети, беременные, люди, страдающие нервными заболеваниями и нездоровыми сосудами. Ни в коем случае не купайтесь в проруби после употребления алкогольных напитков. Если вы это сделаете, то подвергните свой организм серьезному риску. До погружения следует хорошенько покушать. Но не переедайте, а по завершению обряда насладитесь горячим чаем. Придерживаясь всего вышеперечисленного, вы оздоровите свой организм и состояние духа.Конечно же, купание в проруби в этот день будет полезно далеко не всем, но вот крещенская вода окажет благотворное влияние на любого человека.

Есть несколько важных нюансов, которые необходимо знать до того, как набрать и освятить воду в этот день. Стоит сказать, что процесс освящения воды в храмах выполняют в течение двух дней. Начинают это делать 18 января во время Крещенского сочельника после того как завершится Божественная литургия. Затем воду продолжают освящать 19 января во время самого праздника. В эти дни набирайте крещенскую святую воду . Вы можете это сделать не только в церкви, а, например, дома.

В этом случае лучше всего набрать воду сразу после полуночи и до полвторого ночи с 18 на 19 января.

В сам день Крещения Господня вода набирается до прихода 20 января. Придерживаясь всех вышеизложенных традиций и советов, вы станете физически и духовно здоровее.




Каждый православный человек должен знать, какого числа отмечается крещение. Ежегодно 19 января христианский народ празднует великий праздник Крещение Иисуса Христа. Дата этого дня и в 2019 году остается неизменной. Что касается времени, то дата все время разная.

  • Освещение воды
  • Другие традиции
  • Ныряние в прорубь

Освещение воды

Накануне праздника, вечером 18 января в храмах начинаются службы. Если есть желание следовать православным традициям и ощущать всю благодать светлого праздника, то следует обязательно сходить на службу. Служба начинается в вечернее время и переходит в утренний период. После окончания литургии начинается обряд освящения воды.

После этого обряда каждый прихожанин может набрать себе святой целительной воды. Не надо набирать как можно больше жидкости, достаточно взять с собой небольшую бутылочку, наполнить ее, а по приходу домой разбавить освещенной водой обычную воду из-под крана.

Известно, что вода способна заряжаться окружающей ее энергией, поэтому при добавлении святой воды к обычной ее свойства не теряются. Многие исследователи подтверждают тот факт, что в ночь с 18 на 19 января структура воды становится более упорядоченной. В храмах освещение воды проходит не только накануне праздника, но и в день крещения, поэтому за святой водой можно прийти и 19-ого числа.




Другие традиции

Помимо освещения воды, которую можно и нужно использовать для приема внутрь и для приготовления пищи, также освещаются и водоемы. Существует традиция: в день крещения окунаться в водоем. Поскольку праздник проходит в зимнее время, на замерзших от холода водоемах прорубают прорубь в виде креста, и, по окончанию службы, священник выходит на улицу, дабы освятить купальню. Окунаться надо только в освященную купальню, иначе обряд потеряет свой смысл.

Священник читает молитву над водоемом, а затем трижды окунает в него свой крест. После этой процедуры каждый желающий, по очереди может совершить обряд купания. Церковь не принуждает выполнять этот обряд, это сугубо личное дело каждого прихожанина. Те, кто не готов окунуться в водоем в зимнее время может просто умыть лицо водой из освященного источника.

Считается, что после купания в день крещения душа человека избавляется от грехов, очищается от всего плохого и тягостного. Те, кто ежегодно выполняют этот обряд, говорят, что после купания чувствуют себя заново рожденным, внутри появляется легкость, будто и вправду святая вода забрала все плохое.

Ныряние в прорубь

Многие решаются окунаться в прорубь, чтобы проверит свою силу духа. Но, решившись на этот подвиг, следует учесть, что день крещения славится своими морозами. Недаром в народе говорят: «скоро наступят крещенские морозы». Также существует поверье, что если после купания человек заболевает, значит у него много грехов, которые «выходят» вместе с болезнью.




Если есть желание совершить обряд купания в проруби, то следует заранее узнать, когда и в какое время следует окунаться в прорубь. В большинстве храмов водоемы освещаются утром 19 января, только после этого можно приступать к купанию.

В день крещения в 2019 году купаться можно и в ночь с 18 на 19 января. Многие храмы завершают службы уже к полуночи, а затем, всем приходом отправляются на заранее прорубленную прорубь, чтобы осветить источник и начать выполнять обряд. Следует соблюдать крайнюю осторожность при ночном купании, местность должна быть обязательно подсвеченной. Также есть риск поскользнуться на льду и упасть, так что лучше прихватить с собой тапочки с устойчивой к скольжению подошвой.

Обычно, купальни открыты до 4 утра, а затем их вновь открывают 19 января в дневное время с часа дня до 6 вечера.

В каждом храме служба начинается в разное время, поэтому, перед праздником следует уточнить у настоятеля храма, в который планируется поход, в котором часу они начинают службу. Как правило, служба начинается около 23:00 18 января, но чтобы не пропустить ничего важного, лучше уточнить время. С полным списком православных праздников и постов можете ознакомиться в нашей .

Конечно, верить в Крещение Господне в 2019 году это дело личного характера. Однако хочется заметить, что не зря такой день передается из поколения в поколение. Причем соблюдаются все традиции и обряды православного народа.




Целительная вода, которая набрана именно в этот период времени способна исцелять людей от многих коварных и не простых недугов, которые мучали их многие годы. Еще издавна люди начали набирать и крестить воду. Конечно, такой обряд совершается самим «Батюшкой», который при этом читает молитву.

Крещение в 2019 году проводится точно так же как и в предыдущие годы и имеет свои традиции. Например, многим известно, что перед таким важным праздником хозяева в доме рисуют над входными дверьми и оконными рамами крестики, которые в свою очередь оберегают жилье от злой, нечистой силы.

Так же крещенский мороз не помеха для похода в полночь за целебной водой, которую набирают в водоемах, речках или проруби. Хотя на сегодня российский народ предпочитает набирать такую воду именно при церкви, истинно веря в ее чудотворную силу. Люди собираются на службу, после чего в небольшие емкости набирают целебную жидкость.

Крещение является важным праздником в жизни многих людей. Именно поэтому некоторые из них соблюдают традиции. Например, считается, что в это время нельзя ничего одалживать, особенно деньги. Потому что иначе человек будет испытывать нужду целый год.




В России многие православные чтят традиции своего народа, поэтому в такой важный день ничего не выносят из дома. Считается, что, таким образом, они вынесут счастье и достаток, а вот произвести подсчет «добра» или денег, наоборот поможет приумножить капитал в будущем времени.

Когда будет Крещение Господне известно, а так же необходимо знать, что в этот день нельзя ругаться и спорить, иначе содеянные дела приведут к беде. Так же в доме не выметают при отъезде в этот день членов семьи, иначе человек обратно может не вернуться.

По христианским традициям крещенный в такой день человек проживет долгую и счастливую жизнь. Поэтому многие родители стараются крестить своих младенцев именно на Крещение Господне. Добрые дела, проделанные в это время, сулят благополучие и дальнейшую прибыль.

Крещение 2019 года, какого числа интересует многих, потому что каждый хочет избавить свой дом от негатива и не доброй силы. Ведь богоявление по преданию произошло свыше, поэтому люди искренне верят в чудотворные силы Господа.




Как известно в Крещение, многие люди, желая очистить свое тело и душу ныряют в прорубь. Конечно, в летний период желающих стало бы больше. Однако «Крещенские морозы» не отпугивают верующих людей своей суровостью. Причем считается что если после этого человек заболел, то это только для того чтобы избавиться от нечисти поселившейся в его теле, а вместе с болезнью злой дух покинет тело этого человека.

Существует еще множество разных традиций русского народа, но самая главная заключается в том, что именно в период Крещения необходимо набрать святой воды и обрызгать все углы в доме. Не обязательно набирать много жидкости можно взять немного и разбавить обыкновенной водой из крана. Таким образом, жидкости получится столько, сколько нужно.