После пасхи можно идти на кладбище. Можно ли ходить на кладбище на пасху

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, IV класс, 2016 2017 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. В 2017 году отмечается 170-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, помогавшей путешествовать русским паломникам. Она была основана в …

2. Город, связанный с земным служением Христа:

Б. Иерусалим

В. Константинополь

3. На том месте, где сейчас располагается палестинский город Хеврон, ветхозаветному патриарху Аврааму было явление Бога в виде трех Ангелов. В 1868 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел для Миссии участок в Хевроне с главной святыней этого места – …

А. Колодцем Иакова

Б. Мамврийским дубом

В. Неопалимой Купиной

Г. Ноевым ковчегом

4. Святых, пострадавших в ХХ веке за веру Христову, принято называть…

А. новомучениками

Б. праведными

В. преподобными

Г. святителями

5. Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов начал свою работу в Москве 28 августа по н.ст., когда отмечался двунадесятый Богородичный праздник…

А. Воздвижения Креста Господня

Б. Преображения Господня

В. Рождества Христова

Г. Успения Пресвятой Богородицы

6. Московская обитель милосердия, основанная преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в начале XX века:

А. Дивеевская обитель

Б. Марфо-Мариинская обитель

В. Оптина пустынь

Г. Пюхтицкая обитель

7. Город, в котором в 2000–2003 гг. был построен храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, на месте убиения Царской Семьи:

А. Екатеринбург

Б. Москва

В. Санкт-Петербург

Г. Тобольск

Икона Божией Матери, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г.

А. Владимирская

Б. Державная

В. Иверская

Г. Казанская

9. В 19 веке в России каждый год проводился Вербный сбор, во время которого собирались средства на нужды Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и русских паломников. Название Вербного сбора связано с двунадесятым праздником, к которому сбор был приурочен:

А. Крещение Господне

Б. Вход Господень в Иерусалим

В. Пасха Христова

Г. Рождество Христово

Богослужебное название дня, в который каждый год в Храме Гроба Господня в Иерусалиме накануне православной Пасхи происходит чудо схождения Благодатного огня.

А. Благовещение Пресвятой Богородицы

Б. Великая Суббота

В. Крестопоклонная неделя

Г. Торжество Православия


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте краткую справку по эпохе гонений. Ответьте на вопросы.

После революции 1917 года в нашей стране началась эпоха гонений на веру. Были закрыты и разрушены многие православные храмы и монастыри.

В Российской империи (по данным на 1914 год) насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей.

К концу эпохи гонений на веру (по данным на 1987 год) в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.

Знаком окончания эпохи гонений стало принятие в 1990 году центральной властью закона о свободе совести и вероисповедания, к работе над которым были привлечены также и представители Русской Православной Церкви.

2.1. Сколько всего священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 год? ______________

2.2. В течение скольких лет продолжалась эпоха гонений на веру в нашей стране? __________________

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст. Внимательно рассмотрите картинки из мультфильма, выполните задания.

После революции 1917 года на месте православной Российской империи была образована Советская республика, в которой православная вера преследовалась. За веру в Бога сажали в тюрьму, отправляли в ссылки и даже убивали. В мультфильме «Необыкновенное путешествие Серафимы» (Россия, 2015 год, режиссёр Сергей Антонов) рассказывается история девочки, у которой расстреляли отца за то, что он был священником.

Но несмотря на негласный запрет, многие люди оставались верными православию.

3.1. Внимательно посмотрите на картинки и напишите, каким образом в то страшное время люди хранили православные традиции. 3.2. Какие православные праздники отмечают герои на иллюстрациях № 2 и № 4?
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ № 2(Батюшка дает девочке красное яйцо) - этот праздник называется … __________________________________________ № 4(девочка с мамой в храме, в руках у них вербные веточки)- этот праздник называется … __________________________________________
№ 1 № 2

№ 3 № 4


3.3. Когда в нашей стране начались преследования за веру? ___________________________________________

3.4. Как называлась наша страна до революции 1917 года? ____________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Священные места на Святой Земле.

Найдите и выделите в филворде названия святых мест, связанных с библейской историей. Запишите их в таблицу напротив описаний этих мест.

К П О И И Н С А В Р
А Г О Л Г О Ф А И И
П О И К С О Р Х Ф О
Н С О Ы Р А И Е Л С
Д А Р Я Ж М У В Е И
О П Д С Д М Ь Р Е А
Ц О А С О Е М О М С
К О Н Н С Ц У Н И С
Г Е Ф С И М А Н И Я
| следующая лекция ==>

Мир путешествий

1960

22.08.14 11:03

В России множество красивейших святых мест – к ним ежегодно устремляются миллионы православных паломников. Это и Оптина пустынь, и Дивеево, и остров Валаам, и Александро-Свирский монастырь, и Троице-Сергиева лавра. Но сегодня мы поговорим о священных местах, находящихся далеко за пределами России.

Самые красивые святые места на Земле: настоящее величие

Аборигены, кельты, майя

Национальный парк, находящийся на Зеленом континенте, Улуру-Ката Тьюта, по праву считается одним из объектов Всемирного наследия. А скала Улуру, возвышающаяся над равниной, – это святилище местных аборигенов. Они верят, что духи предков до сих пор хранят покой австралийцев. Гигантский монолит из песчаника украшают рисунки, нанесенные много веков назад. Это божества-покровители обитавших тут племен.

В жизни язычников, населявших когда-то Британию, огромную роль играл Гластонберийский холм (сейчас он чаще именуется холмом святого Михаила). Именно здесь, как считали кельты, был вход в дом владыки преисподней. В XII столетии монахи объявили, что в Гластонбери ими были найдены гробы венценосной пары – Артура и Гвиневры. Сегодняшние оккультисты склонны предполагать, что именно тут находится Авалон.

«Священный сенот» – так называется воронкообразный колодец, дело рук самой природы. Майя использовали его для своих жертвоприношений. Обнаружили его при раскопках мексиканского древнего города Чичен-Ицы. В недрах этой скважины погибли те, кого жрецы приносили в жертву во времена засухи (на дне найдены человеческие кости, а также украшения, золотые колокольчики, чаши, ножи).

Достигший просветления и священные горы

Индийский городок Бодх-Гая – святыня буддистов. Именно здесь, по их мнению, к Будде снизошло просветление – перед этим принц Гаутама (мирское имя Будды) трое суток медитировал под ветвями дерева Бодхи. Спустя два с половиной века в эти места прибыл правитель империи Мауриев Ашока, основавший величественный храм Махабодхи.

Тибетская вершина Кайлас (6638 м) считается священной горой, причем, у представителей сразу четырех религиозных течений. Так, приверженцы индуизма думают, что Кайлас – небесная обитель Шивы, а буддисты почитают вершину как дом одного из воплощений Будды. До макушки пика пока никто не смог добраться (все попытки покорить гору пресекаются верующими).

Другая гора, египетский Синай, – еще более прославленная святыня. Ведь именно в этом месте Моисей получил от Бога 10 Заповедей (так свидетельствует Библия). У подножия, на месте воспламенения куста терновника (Неопалимая Купина), был выстроен монастырь Святой Екатерины.

Мусульманские святыни

Более 10 тысяч верующих способна вместить Голубая мечеть – гордость турецкого Стамбула. Выстроенная в начале XVII века красавица с шестью минаретами знаменита своими небесно-голубыми изразцами, украшающими мечеть изнутри.

В 100 км от Красного моря лежит необычный город. И если вы – не мусульманин, вам туда путь закрыт. Ведь это – родина пророка Мухаммеда, самый святой уголок Земли для всех приверженцев исламской веры, Мекка. Ежегодно это место в Саудовской Аравии посещают более 16 млн. человек (что почти в 8 раз превосходит количество жителей самого города). Для паломников близ Мекки устроен самый большой на Земле палаточный городок. В мечети Аль-Харам находится главная мусульманская святыня, Кааба.

По этой земле ступал Иисус

Для представителей трех религий (иудаизма, ислама и христианства) Иерусалим, столица Израиля, является самой почитаемой святыней. Храмовая гора, Гефсиманский сад, Стена плача, храм Гроба Господня (именно сюда перед великим праздником сходит Благодатный огонь) – всем этим местам каждый год поклоняются миллионы людей.

Под Москвой в середине XVII века по инициативе патриарха Никона был выстроен Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – по образу и подобию храма Гроба Господня. Здесь есть своя Голгофа и своя кувуклия. И если у вас пока нет денег на путешествие в Иерусалим, посетите хотя бы это святое место на Истре.

В преддверие празднования Великой Пасхи обсудим корни и причины возникновения традиции посещения кладбища в этот день

Посещение кладбища в день великого праздника Пасхи уже давно стало для нас привычной традицией. Однако в Христианстве отсутствуют какие-либо наставления и даже рекомендации по этому поводу. Попробуем разобраться в корнях этого обычая.

Прежде всего, перенесемся во времена средневековой России. Как известно из курса истории, административно Российская империя делилась на приходы. В приходах большую часть административных единиц составляли села деревни, в которых проживало крестьянство, составлявшее абсолютное (более 80%) большинство населения. Отличительной особенностью российских деревень являлось отсутствие в них христианских храмов. Располагались они исключительно в селах.

Еще одной особенностью российской и восточноевропейской «глубинки» было и, впрочем, осталось практически полное отсутствие подготовленных дорог для передвижения в любое время года. Вследствие этого возле храмов стали возникать погосты - кладбища , на которых крестьяне хоронили своих умерших родственников и близких после того, как тело доставлялось в храм для отпевания.

Аналогичным образом крестьяне из окрестных деревень собирались в сельский храм на ночную пасхальную службу. Здесь стоит вспомнить, что в апреле Европейская часть России превращалась в сплошное бездорожье, и посещение храма дважды - в Великую Субботу и на Пасху для простых людей превращалось в непосильную задачу. А ведь в храм ехали семьями и везли с собой еду для освящения - куличи, пасху, яйца. Поэтому обычаем стало посещение службы на Пасху. Семьи заворачивали еду в тканевые платки, надевали праздничные одежды и отправлялись в дорогу.

Что же делали наши предки после окончания ночной службы? Возвращаться домой в потемках и по грязи, как сейчас принято говорить, не вариант. Поэтому люди делали самое простое и логичное в такой ситуации - отправлялись на кладбище помянуть усопших. Платки превращались в импровизированные скатерти, люди устраивались рядом с могилами и таким образом коротали ночь перед дорогой домой. Это было и безопасно и практично, и за многие годы выросло в своего рода народную традицию.

После победы Октябрьской революции в России настала эпоха атеизма. Были искоренены и позабыты практически все христианские традиции и праздники. Церкви закрывались, священники подвергались репрессиям и гонениям. Однако посещение кладбищ большевики не запрещали, а привычка делать это на Пасху чудесным образом сохранилась в нашей памяти, несмотря на все запреты эпохи социализма. Все мы прекрасно помним весенние пасхальные поездки с куличами на кладбище, во время которых «поправлялись» могилки и поминались добрым словом умершие родственники. Правда, никакого отношения к пасхальной службе они, естественно, не имели.

Именно так и возник у нас обычай посещать кладбища на Пасху, несмотря на то, особой необходимости в этом нет. Дороги стали лучше, сельское население поубавилось, транспорт стал доступным, церковные предписания отсутствуют, а мы по-прежнему посещаем кладбище и благоустраиваем могилы в день Великой Пасхи - по традиции, освященной временем и непростыми годами нашей истории.

Кстати, напомним, что православная Пасха в 2015 году отмечается 12 апреля, а католический Великдень - 2 апреля.

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.


Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

13.04.2017 07:25

Праздник Святой Пасхи пропитан обычаями, которые помогают сблизиться с Богом. Следование традициям поможет сделать вашу...

Проводы, Гробки, а по-церковному – Радоница – это специально отведенные в православном календаре дни, чтобы побывать в месте, где покоятся уже ушедшие родные и близкие люди, чтобы разделить с ними радость Светлого Христова Воскресенья.

Существуют различные названия этого дня - Проводы, Гробки, Дарное воскресенье, Опроводы, Поминальное воскресенье, Томино воскресенье, Хомино воскресенье, Красная горка.

Поминальных дней в году много, но только Радоница несет в своей сути радостное событие, означает празднование Пасхи со всеми атрибутами (крашенками и куличами), приносимыми на кладбище, – таким образом как бы происходит единение церкви небесной и земной, ведь у Бога нет мертвых, для него все живы.

Глава Информационного управления Киевской Патриархии Евстратий Зоря рассказал "Обозревателю" , когда нужно ходить на кладбище поминать усопших и как правильно это делать, а также чего делать не стоит.

История и значение

Мы, празднуя Воскресение Христово, празднуем победу жизни над смертью. И в самом песнопении, которое называется "Тропарем" Пасхи, то есть короткое песнопение, в котором рассказывается сущность того, что мы празднуем, говорится: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть преодолел и тем, что в гробах, жизни даровал". То есть это есть радость воскресения не только Иисуса Христа, но радость воскресения для всех людей.

Апостол Павел говорит, что как в Адаме все умирают, так в Христе все воскреснут. И это не зависит от состояния человека, верит он или не верит, святым он умер или грешником. Так же как через грехопадение Адама смерть пришла ко всем людям, и умирают и праведники, и грешники, и старые и молодые. И так будет вплоть до второго пришествия Христового. Так вот мы, вспоминая Воскресение Христово, очевидно, вспоминаем и об умерших, и об их воскресении. И выполняем то, что для них наиболее необходимо, это есть молитва. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.

И в связи с Великим постом есть особенные субботы, так называемые родительские, в которые мы вспоминаем всех от возраста умерших. По церковному календарю поминание умерших после Пасхи завершается во вторник второй недели.

Когда нужно ходить на кладбище

Во вторник второй недели, то есть через неделю после Пасхи во вторник наступает так называемая Радоница.

Но по многолетней традиции и в связи с практической необходимостью, поминовение на практике совершается начиная с субботы первой недели, особенно, если говорить о таких крупных городах как Киев, где много кладбищ и на разных кладбищах могут быть похоронены умершие.

Это можно найти и в средствах массовой информации - указывается, что на таких-то кладбищах поминовение совершается в субботу, на таких-то в воскресенье, на таких-то в понедельник, то есть распределяется по кладбищам.

Там, где есть одно кладбище в небольших городах, в селах - там обычно делают это в воскресенье, потому что это выходной нерабочий день и люди могут свободно приехать к могилам своих родных и близких, и совершить поминовение.

Поэтому, в принципе, идти на кладбище можно в любой из этих дней, начиная с субботы, потому что суббота – это общий на протяжении всего года день поминовения всех усопших, с субботы и вплоть до вторника включительно мы приходим на проводы на могилы своих усопших и совершаем там молитву. Или сами молимся за их упокой, или по возможности приглашаем священнослужителей, которые в это время находятся на кладбище, и таким образом совершаем их поминовение.

Также это возможность оценить состояние могилы, приготовиться, убрать ее, и раздать милостыню, потому что традиционным в связи с поминовением умерших является раздача милостыни нуждающимся - деньгами, также продуктами, в частности те же паски и крашенки. Они либо остаются на могиле, а потом те, кто нуждаются, ходят и собирают эти вещи, или же их подают сидящим у входа на кладбище просящим.

И это также очень древний обычай, и церковь всегда учила, что милостыня в память об умерших так же необходима, как и молитва за них.

Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого - значит приблизиться к Господу. Поэтому нельзя прогонять людей, собирающих по кладбищу только что оставленную снедь.

Чего не нужно делать

Не нужно превращать поминовение умерших на повод к пьянству или на какую-то маевку.

Это не должен быть просто повод для того, чтобы выпить спиртного и по сути уже и забыть о том, для чего собрались. И поэтому поминальную трапезу лучше сделать не на могиле, а дома после посещения могил умерших.

Если это практически неудобно и невозможно, то можно поминать и у могил, но без употребления крепких спиртных напитков. И это должно быть более символично, то есть не нужно туда заготавливать как на выезд на природу много блюд для того, чтобы там есть, пить и так далее.

В некоторых селах, кстати, есть очень интересная традиция, где поминовение является общим, то есть люди расходятся по могилам, поминают своих умерших, а потом выходят с кладбища и у кладбища раскладывают, кто что принес, и совместно это потребляют, как когда-то в древности первые христиане.

Все это зависит от региональных традиций. Потому что, например, в России есть обычай, с которым церковь долго борется, но побороть его не может. Многие на Пасху не в церковь идут, а идут на могилы. На Пасху идут на могилы, на гробы, чего собственно не нужно делать, потому что даже если человек умрет в этот день, на Пасху, то и похорон не совершается. Похорон уже совершается в понедельник, или в последующие дни, потому что это праздник над праздниками, и торжество над торжествами. Это особый день, который нужно провести в духовном и телесном соответствии с радостью этого торжества.

Поверья на Радоницу

Вспоминая в "поминальной" недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни "они все слышат, которая о них речь говорится". Лучше их называть родственниками, свояками и знакомыми.

За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

Около могилы надо прочитать "Отче наш", можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: "Нам пусть здоровится, а вам легко лежится", "Вам Царства Божьего, а нам - к вам не спешить".

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста - это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.

В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

Если есть возможность беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят, то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .