История становления многопартийности в россии. Многопартийность в ссср

35. Многопартийность в России. (90е)

Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Причиной появления многопартийности послужило что за долгие годы существования однопартийной системы советского государства с ней произошло множество изменений. В любом государстве многопартийность основана на политической конкуренции между правящими партиями и оппозицией. Появление организованной политической оппозиции в СССР было вызвано противостоянием проводимому курсу реформ как в высших эшелонах власти, так и в отдельных слоях общества.

Главными вопросами политической борьбы были изъяны существующей общественно-политической системы, монополия КПСС и её реорганизация, а также проблемы обновления федеративного государственного устройства. Всё это планировалось реализовать в перестройке, но в жёстко контролируемой сверху форме, новых институтов создавать не планировалось, а предполагалось перестроить старые.

И 15 марта 1990 года внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил многопартийность в СССР. В том же месяце из КПСС выделилась Марксистская платформа в КПСС. Данная платформа послужила основой для создания таких политических партий

Активной оппозиционной силой стала Демократическая партия России (Н. Травкин). Программа партии содержала положения о восстановлении прежних советских порядков. В лагере оппозиции были так же созданы такие партии, как ЛДПР, которая получила большую популярность в обществе прежде всего благодаря её лидеру В. В. Жириновскому и опиралась на маргинальные слои общества. Так же были созданы Христианско-демократический союз России (1989 г.), Демократическая партия (ноябрь 1989), Крестьянская партия России (сентябрь 1990 г.), Партия свободного труда (декабрь 1990 г.) и другие.

Все эти партии объединяло стремление создать в России демократическое общество, основанное на рыночной экономике, многопартийности и либеральных ценностях Запада.

С распадом СССР, перед российской многопартийностью встали новые задачи и приоритеты, которые касались, в основном, выбора дальнейшего пути развития Российского государства. Среди оппозиции выделились несколько блоков. Первый, правоцентристский блок, «Гражданский союз», программу которого составляли положения о приоритете прав человека, идеях социального партнерства и рыночной экономики. Второй назывался «Российское народное собрание». Существовал также левоцентристский блок – «Содружество левых демократических сил», который придерживался социалистических ценностей. Итак, в начале 1990 – х гг. завершается процесс формирования многопартийности в России, и наступает процесс её непосредственного функционирования

Борьба за власть в России в 1917 году - это ключевое событие для истории государства, итогом которого было установление однопартийной системы в стране.

Во время событий в феврале 1917 года была свергнута абсолютная монархия, на смену ей пришло Временное правительство, которое по оценкам, было слабым и нерешительным, вследствие чего оно было свергнуто в Октябрьскую Революцию радикальными социалистами, большевистской фракцией социал-демократической партии, которые отделились и сформировали «Российскую коммунистическую партию (большевиков)». К лету 1918 года произошел окончательный этап формирования однопартийного правительства под предводительством В.И. Ленина. Стоит отметить, что большинство современных исследователей сходятся на том, что создание именно такой модели государства большевиками изначально не планировалось и стало чистой импровизацией в условиях жёсткой борьбы за власть.

После прихода к власти перед большевиками встали несколько альтернатив дальнейшего государственного строительства: власть Советов с образованием в них «однородного социалистического правительства» из разных социалистических партий, растворение Советов в партийной организации с передачей государственной власти непосредственно партии, сохранение Советов с подчинением их партии. Был избран третий вариант, и центр принятия решений перемещается из советских органов в партийные, из ВЦИК и СНК в ЦК РСДРП(б).

V Съезд Советов принимает Конституцию 1918 года. Конституция окончательно зафиксировала, что единственной властью в России являются Советы. Система Советов была унифицирована, также окончательно закреплено лишение избирательных прав бывших «цензовых элементов», круг которых был определён следующим образом:

1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Также избирательных прав были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой: лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В общей сложности избирательных прав было лишено около пяти миллионов человек.

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922-1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть - с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

1923-1924 гг. - «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925 г. - Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926-1927 гг. - Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928-1929 гг. - Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». http://www.portal-slovo.ru/history/35430.php

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

С момента победы большевиков в ожесточенной борьбе за власть, прохождение через Гражданскую войну, уничтожение и подавление оппонирующих партии, можно говорить о том, что с 1920 года коммунистическая партия была единственной легальной в СССР.

В 30-е гг. ВКП(б) являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocтояться без одобрения партийных ячеек.

Комсомол, профсоюзы и общественные организации в основном просто связывали партию к массами. Профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.), использование которого принесло миллионы жертв среди народа.

Итогом этого периода можно считать принятие конституции в 1936 году. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал. Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Данный период характеризуется большими изменениями в организации государственного единства. Заметно возрастает централизация: компетенция Союза расширяется, соответственно сужаются права союзных республик.

В период Великой Отечественной Войны в государстве происходит перестройка на военный лад, что выражалось в том, что 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. Была проведена перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства, вследствие чего в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. В период же 50-60 годов происходит изменение государственного аппарата с целью демократизировать государственную структуру и убрать централизм. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Можно сказать, что принятые меры не прошли даром, жизнь в Советах оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Также, стоит отметить, что в 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Были проведены меры по улучшению правопорядка и законопослушности, проведена реформа судебной системы. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. - М., 1996.

С середины 60-х годов СССР входит в период замедления темпов общественного развития, проявляется тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим.

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий, в конечном счете, по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Можно сказать, что реформирование дало результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. Все о КПСС // http://www.kpss.ru/

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

Таким образом, логичным завершением кризиса стал такой процесс как «перестройка», начиная с 1986 года и окончательный развал СССР. В «перестроечном» периоде выделяют три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период Перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.Т. Лигачёв, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991гг. - М., 1992.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989-1991). Заключительный этап Перестройки, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Официально в СССР была одна партия ВКП (б)-КПСС. В позднем СССР появилась такая шутка, что у нас не многопартийность, а многоподъездность. Ибо всякий «подъезд» дома на Старой Площади, где базировался аппарат ЦК КПСС, имел свои интересы.

Все это так и не так. Попытка Ленина вместо обычной демократии с ее многопартийностью создать нечто свое, особенное, провалилась фактически сразу после окончания гражданской войны. Уже тогда значительная часть коммунистов поддержала так называемую «рабочую оппозицию», которая требовала, чтобы рабочий класс не был ширмой для ленинцев, а получил бы через профсоюзы реальную власть на производстве. Оппозицию эту возглавил Шляпников, который был белой вороной среди руководителей партии большевиков, так как в отличие от них был настоящим рабочим от станка.

Эта оппозиция вызвала у Ленина бешенство, он даже в своей речи обронил фразу, что это враги и их надо расстреливать. В итоге соборными усилиями Ильича и Троцкого, рабочая оппозиция была разгромлена, в партии была объявлена чистка и из нее исключили почти треть коммунистов. Т.е. Ленин обошелся без расстрелов. Пока без расстрелов, ибо та ненормальная система, которую он создал, еще приведет к Большому террору, а потом и вообще распаду СССР.

Ленин создал эту систему под себя, он был абсолютно тоталитарен. Он единственный из крупных мировых политиков, которому в качестве образца для общества нравилась армия. Он восхищался, как огромная масса людей движется в колонах, но вот прозвучал приказ одного человека и вся эта масса роет окопы, занимает оборону, потом опять движется, куда скажут, без вопросов и протестов. Для Ленина – это идеал общества. Именно такое общество он и создавал.

Но насколько Ленин был психически здоров? Его безумие в явном виде проявилось в 1923 году, но это не значит, что если в 1917 году он не лаял на луну, то он был здоров, он и тогда был явно болен, только это было не очень заметно. Ведь все русские и мировые светила от медицины так и не смогли разобраться в причинах его психической болезни, отсюда версия, что это могло быть следствием сифилиса. Именно версия, потому ничто другое не объясняло того, что происходило с Лениным, ибо его психическая болезнь не была следствием атеросклероза или ранения.

И вот этот псих создал государство под себя, попирая очевидные всему человечеству истины, и пытаясь создать нечто свое, этакое, чтобы ему, Ленину, удобно и приятно было руководить обществом.

В России до 1917 года реально существовала многопартийность, и эта система очень хорошо себя проявила в Государственной Думе и вообще в политической жизни общества.

У нас ведь многие считают до сих пор, что многопартийность – это миф, что все это создается для того, чтобы дурить народ, что власть на самом деле едина во всех странах мира, а много партий это чтобы создать такую дымовую завесу над тайными делами «начальников».

Многопартийность, как часть демократии возникает в странах Европы часто еще при монархиях. Ибо если при ранних монархиях роль верховного арбитра в споре между разными социальными группами с разными интересами играет сам монарх, то со временем это становится делать все труднее. Отсюда чтобы избежать постоянных гражданских войн и мирно решать все вопросы, и возникает многопартийность. Когда арбитром становится не монарх, а сам народ. И при этих условиях гражданскую войну начинать не нужно, достаточно новых выборов.

Именно таким путем шла Россия и после февраля 1917 года, ибо самая массовая и самая социалистическая партия – эсеры, была партией демократов, которая не собиралась узурпировать власть и готова была решать все вопросы мирным путем, путем выборов. Ленин прекрасно понимал, что он никогда не сумеет выиграть у эсеров честным путем, отсюда он пошел на заговор, на силовой захват власти и установление господства своей партии, в которой он был фактически диктатором. Открытая диктатура ему была просто не нужна, он и так продавливал все решения, какие хотел.

И вот он создал эту свою Совдепию с одной партией, с монополией на мысль и что? Так тут же внутри его партии появилась рабочая оппозиция, по сути, партия в партии. Стоило ему заболеть, как тут же в партии возникли новые фракции. На самом деле внутри ВКП (б) возникли, по меньшей мере, две разные партии. Если бы это было в нормальной стране, то и «левые» и «правые» просто бы образовали свои партии и апеллировали бы к народу – чья программа лучше.

Ибо «левые» - Троцкий, Зиновьев, Каменев, и «правые» - Бухарин, Рыков, Томский предлагали совершенно разные пути развития общества и страны пусть формально и в рамках одной и той же идеологии. Спросят, а где тут Сталин был со своей программой, а не было у Сталина никакой своей программы, этот «гений» был слаб, чтоб выдвинуть свою программу, и чтобы иметь свою партию, он потом уже возьмет идеи и «левых» и «правых», когда получит власть, и его стиль - это коммунистическая эклектика.

Но в 20-е годы не голосовал народ, не участвовал в выборе реальной власти, но хотя бы голосовала партия, именно честным и демократическим путем «правые» победили «левых». Сталин эту малину поломал, он выиграл выборы на 17 съезде, но больше рисковать не хотел. Он не хотел зависеть от воли партии, он прекрасно понимал, что придет время и его не переизберут в качестве лидера.

А представим себе, что эти выборы в 1927 году состоялись бы как нормальные, т.е. народ выбирал между Бухариным и Троцким. Кто бы победил? Конечно, Бухарин. С разгромным счетом, Троцкий получил бы не более чем СПС и Яблоко на последних выборах. Ну и какой смысл был при таком раскладе изгонять Троцкого из страны? И вообще кого и зачем изгонять и расстреливать?

А затем, что проведи коммунисты реальные выборы в 1921 или даже в 1927 году и допусти до них эсеров и меньшевиков, то 80% крестьян проголосовали бы за эсеров, и 70% рабочих проголосовали бы за меньшевиков. Коммунисты прекрасно понимали, что они навязали себя обществу, победили за счет террора и держались у власти за счет него.

И вся их гнилая система отрицала демократию, причем любую даже внутрипартийную. Ну и хрен бы нам с ними, пусть бы они друг друга изгоняли и расстреливали, если бы эта система не принесла такие огромные издержки обществу, если бы эта система не отбросила общество назад, да мы и до сих пор не можем вылезти из лап этой системы.

Но многопартийность – это не миф, что мы можем видеть даже по истории партии коммунистов. В 1921 году появляется «рабочая оппозиция», которую Ленин, Троцкий, Бухарин и Сталин задавили. Потом в рамках ВКП (б) появляются две партии - «левые» и «правые», здесь победили «правые». Но мы видим, что проигравшие в отличие от нормальной Системы не уходят в оппозицию, они изгоняются из партии, преследуются.

Когда Сталин пришел к власти, он прекрасно понимал, что помимо его власти внутри советской машины есть другие центры власти. И все 20 с лишним лет, что он был у власти, он постоянно наносит удары по этим центрам силы.

Он физически уничтожает и «левых», и «правых» в партии, он понимает, что центром силы являются спецслужбы и начинает тотальное уничтожение руководителей спецслужб, он истребляет верхушку армии, как потенциальный центр силы.

После 1945 года его репрессии носят то же направление: удар по военным, точечные расстрелы среди самой верхушки армии, он постоянно тасует кадры спецслужб, постоянно кого-то сажает в тюрьму, включая самых высокопоставленных спецслужбистов, он наносит удар по партии («Ленинградское дело»).

Придурочные поклонники Сталина до сих пор говорят, что иначе было нельзя. Это в вашей системе, которую построили сумасшедшие, нельзя, а во всем мире почему-то можно.

Но с чем в итоге пришли к смерти Сталина? Как были эти центры силы, так они и остались. Борьба за власть разгорелась между спецслужбами, которые возглавил Берия, и которые вполне ощущали себя партией власти в стране и верхушкой КПСС. Лидер КПСС Хрущев объединил усилия КПСС с армией, и совместно они свалили спецслужбы.

На какой-то момент Хрущев объединяет общество за счет его однородности, ибо большая часть населения это уже родившиеся в СССР молодые люди с промытыми мозгами, но дальше борьба разгорается с новой силой.

Никиту Хрущева скидывает тогдашнее руководство страны, но при Брежневе начинает формироваться новый монстр – КГБ, как альтернатива партийной власти. Парадокс советской власти – КГБ становится… либеральной оппозицией режиму! И если говорить о брежневском времени, то сам черт ногу сломит разбираться во всех этих группировках, которые на самом деле вели себя как политические партии. Но если в нормальной системе арбитром выступает народ, то здесь такая апелляция к народу была невозможной, хотя проведи выборы в году 1979, и пойди КГБ на эти выборы как партия, кометчики бы победили.

Самый лучший вариант для СССР был бы, если бы КГБ сделал ставку на Косыгина, последнего крупного государственного деятеля России, после него фигур такого масштаба не было, но такой союз был не реален по многим причинам, в том числе, по причине отрицательного отношения Косыгина к КГБ.

Так сколько было реальных партий в СССР в период позднего Брежнева? Ну, во-первых, эти кретины в силу ленинской национальной политики умудрись создать только 14 больших партий по национальному признаку. Вдумайтесь в это! Всякая страна просто истерично избегает создания реальных партий власти по национальному признаку, здесь создали аж 14 таких партий, в конце к ним прибавилась и коммунистическая партия РСФСР, которая, кстати, могла спасти СССР, если бы была создана хотя бы в 1989 году.

Кроме этого было множество национальных партий в автономных республиках.

И это были действительно партии в полном смысле слова. Да, ими руководили из центра, но на местах-то власть была их. И они опирались на народы, чье национальное самосознание советская власть развивала зачем-то 70 лет. И в рамках СССР эти партии хорошо понимали интересы своих народов и защищали их. И в таком виде единый СССР в 21 веке существовать, бесспорно, не мог. Требовалась трансформация. И ее начал Горбачев.

Если исходить из того, что сто раз уже писалось, то вырисовывается поразительная картина. И сам Горбачев и все его Политбюро – это люди, которые выдвигались Андроповым и опирались потом на КГБ, а не КПСС. С одной стороны, вроде как опираться на КПСС в деле реформ было бессмысленно, но с другой стороны, Горбачев и попыток таких не делал. Ведь для того чтобы реально реформировать всю эту систему, Горбачев должен был ясно осознать чего он хочет и подбирать под эти цели людей, лет 10 расставлять их на ключевые позиции по всей стране и во всех структурах, а уж потом реформировать страну.

А так что получилось? Партия под названием «КГБ» объявила войну всем другим партиям. Лучше всего об этом рассказал Кравчук, он рассказал, что Горбачев приехал в Киев, выступил перед трудящимися с такой речью, что вы снизу на партократов давите, а мы будем сверху.

Ну не дурак?

И в СССР началась межпартийная борьба. Понятно, что местные элиты не хотели отдавать власть. Да и не понятно, кому ее отдавать?

Скажем, московская партийная организация была сопоставима по влиянию с республиканскими компартиями, не случайно, что Андропов после прихода к власти свалив министра МВД Щелокова, начал атаку на Гришина, главу московской партийной организации. Но тот устоял, уже при Горбачеве его сняли и поставили… Ельцина. Когда говорят, что тогда не знали, кто такой Ельцин, то врут, его и поставили, потому что хорошо знали, что он из себя представляет. Дуролом. Вот он и начал избиение кадров московской партийной организации. Но зачем? С какой целью? И ведь на место Гришина и Ельцина пришел потом Прокофьев, который был умнее их обоих раз в десять. И московская партийная организация наряду с питерской стала основной новой компартии РСФСР и оппозицией Горбачеву.

Горбачев нигде не добивался никаких успехов, на международной арене он чего-то добился только за счет односторонних уступок Западу. Компартии стран социалистического лагеря его ненавидели, тогда опора Горбачева КГБ стал готовить операции по свержению этих компартий, а так бы они держались и до сего дня в качестве влиятельных сил.

Против Горбачева тихой сапой восстали и все компартии в СССР, тогда КГБ стал приводить к власти «народные фронты», которые состояли из агентуры. Все эти нацмены, которые создали из республик СССР независимые государства, были агентами КГБ, о чем сто раз уже писали.

Т.е. КГБ работал на дурака, который сам не знал, что делает.

Кончилось это тем, что Горбачев подставил КГБ в Вильнюсе, и КГБ в целом в августе 1991 года за него не вписался, все они вместе с главой КГБ Крючковым понимали, что Горбачев откажется от них. Что он и их подставит.

В итоге Горбачев вернулся вроде победителем из Фороса, он был президентом СССР, а власти у него уже не было. КГБ уже не работал на него, эта организация была в состоянии хаоса. КПСС сам же Горбачев фактически запретил.

Вот тогда и развалился СССР, но кто его развалил?

Некоторые мерзавцы говорят, что это сделали русские националисты. И смех и грех. СССР распался из-за борьбы тех партий, которые реально существовали в его недрах. А главные виновники окончательного развала были хохлы. Ибо их партийная организация сохранила власть не только над местным КГБ, но и в значительной степени над армией, которая была на территории Украины. Они вывели Украину из состава СССР, чего не ждал от них ни Горбачев, ни Ельцин.

Тоже вот вопрос об аналитиках, которые тогда работали во всех центральных структурах, они явно не соображали, что происходит в стране.

Таким образом, мы приходим к простому выводу, что игнорировать демократию и многопартийность можно, но бесполезно. Эта самая многопартийность существовала в СССР, но не в том виде, когда она работает на благо обществу, а в виде бомбы замедленного действия.

В этом виде она существует и по сей день, увы. Все попытки перейти к цивилизованным формам демократии у нас пока не увенчались успехом.

Введение

1.Роль политических партий в жизни общества

2.История формирования многопартийности в России

3.Перспективы российской многопартийности

Заключение

Список литературы


Введение

Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

Сужение общественной жизнедеятельности стало приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия...

Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства. Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие - многопартийность.

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованными друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.


Роль политических партий в жизни общества

Чисто исторически возникновение партий относится к концу XVII - началу XVIII столетий, к тому периоду, когда начали формироваться политические системы государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс войны за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии, другие политические события в Европе показывают, что рождение партий отражало раннюю стадию борьбы сторонников различных направлений становящейся новой государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов, якобинцев и жирондистов, католиков и протестантов.



Становление этого политического института является результатом ограничения власти абсолютной монархии, развитием представительной системы (включение в политическую жизнь “третьего сословия”) и формированием всеобщего избирательного права . Партии стали законными формами борьбы с монархами за ограничение их прав, а также орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей.

Для того, чтобы говорить о роли партий в жизни общества необходимо четко обозначить суть понятия “партия”.

Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей(идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе.

Партия является звеном вертикальной связи государства и народа, звеном, участвующим практически во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Деятельность партий является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе.

Устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами в совокупности составляют партийную систему. Политологи различают обычно три вида партийных систем: однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Однопартийная система существует в странах с авторитарным политическим режимом, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной политической партии (бывший СССР, КНР, Куба). Двухпартийная система (бипартизм) - на политической арене длительное время господствуют две политические партии, попеременно сменяя друг друга(США, Великобритания). Многопартийная система - ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различные политические союзы с целью создания коалиционного правительства(Италия, Бельгия, Нидерланды).

Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества выступают многопартийные системы . Хотя множество аналитиков и государственных деятелей(Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев) указывает на преимущества бипартизма(характерно развитое, благополучное общество, которое не хочет никаких существенных изменений и в котором две различные партии выражают по сути дела единую стратегию общественного и политического развития, расходясь друг с другом лишь в вопросах тактики), для нашего же общества, находящегося на острие крутых преобразований с характерными для него процессами вымывания среднего слоя, постоянных размежеваний внутри основных политических группировок, поляризации позиций в рамках самого общества по вопросам о целях и средствах осуществляемых реформ, двухпартийная система в обозримом будущим представляется совершенно невозможной.


История формирования многопартийности в России

Развитие многопартийности в России предполагает необходимость рассмотрения правового регулирования и стимулирования этих процессов, истории появления и совершенствования ряда институтов, касающихся этой сферы. В связи с этим можно кратко освятить основы правового воздействия на многопартийность в предыдущие десятилетия, раскрыть проблемы и тенденции в ходе перестройки и реформирования общества, уяснить степень эффективности действия правовых актов в настоящее время - чтобы понять, что целесообразно делать сейчас для развития гражданского общества и демократического правового государства.

В течение предыдущих столетий России не только была чужда многопартийность, но даже и однопартийность: самодержавие не допускало политического инакомыслия в виде существования политических партий. Под воздействием первой русской революции 1905 года Манифестом Николая II были дарованы свободы, в том числе образования и официального функционирования “благонадёжных” партий, которые стали участвовать в выборах, издавать газеты и журналы, выступать с программами преобразования общества и государства, иметь фракции в первом российском парламенте - Государственной Думе.

Революции 1917 года дали новый толчок многопартийности, развёртыванию деятельности партий по формированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечению деятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятии политических решений. Апогея эта деятельность достигла к концу 1917 года во время выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшую судьбу страны. В это время в России действовало более 50 политических партий. Но “первой и самой главной задачей большевики считали разрушение сверху донизу всего, что осталось от старого режима - и царского, и “буржуазного” (демократического) сохранившихся органов самоуправления, политических партий и их печати...”. Большевистская партия с первых дней после Октябрьского переворота 1917 г. взяла курс на вытеснение с политической арены всех других партий.

Компартия однозначно выразила свою позицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП (б): “Чтобы закрепить победу пролетариата и отстоять в обострившейся гражданской войне диктатуру его, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все те политические группировки, которые были враждебны Советской власти”. Были разгромлены все некоммунистические партии. Настала пора, когда выходцы из других партий должны были отречься от своих “заблуждений”. Тому, кто не хотел отрекаться, грозили Соловки.

Это позволяет сделать вывод, что основы большевизма (идеологические, политические, организационные) были несовместимы с идеями и практикой многопартийности, что и привело к её ликвидации в условиях большевистского режима...

Далее в течение нескольких десятилетий вообще отсутствовала какая-либо возможность возникновения политических партий. Существующее диссидентское движение не стремилось к партийной организации и прежде всего с опасностью репрессий. Известный правозащитник Л. Тимофеев пишет: “Коммунистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами. Даже попытка создания политической партии, оппозиционной коммунистам, квалифицировалась, как измена Родине”.

Изменения, если допустить возможность таковых, в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство способно выступить инициатором серьёзных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма,казалось, подтверждал эту точку мнения. С одной стороны “олигархия стариков”, отождествлявших собственное реакционное правление со “смыслом истории”, уверенный в себе аппарат, освященный и вдохновляемый “научным марксизмом”, олицетворяющим “знание”; с другой - горстка диссидентов, безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых. А между ними - аморфная полуобразованная масса индивидов, свыкшихся с двойной моралью.

Что произошло, что изменилось с тех пор? Почему в нашей стране появилась возможность существования политических партий, как независимых идеологических субстанций?

Инициатором реформ были не низы (в этом случае произошло бы то, что называется восстанием), но М.С. Горбачев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, подтолкнутый глубоким кризисом всей страны, своими реформамипроизвел революцию в России.

Не стану говорить о её причинах - это тема отдельного разговора, но именно последствия этих реформ являются темой моего реферата. Я считаю, что именно реформы Горбачёва являются источником формирования многопартийности в России.

Большую часть внимания необходимо уделить лозунгу реформы: “гласность”. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оживление и “модернизацию” государственной идеологии, потерявшей всякое доверие общества и ставшей препятствием для развития страны, гласность помогла быстро освободить долго, по меньшей мере десятилетие, сдерживаемые силы, направленные на либерализацию режима. Она позволила выйти на поверхность мнениям, существовавшим в среде неформальных объединений и очагов свободомыслия, возникших и развившихся в предыдущий период.

Современный период становления многопартийности.

Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой: а) аристократические группировки;

б)политические клубы;

в)современные массовые партии.

Аналогичный путь в своём развитии прошли политические партии России. Возникновение многопартийности в нашей стране связано с массовым образованием в 1986-1988 гг. различных неформальных объединений. Эти организации назывались по - разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, редакции, ассоциации, общества, но правильнее называть их клубами, потому что задачей, которую они в то время выполняли, было просто дать людям с похожими взглядами найти друг друга и общаться друг с другом, выговориться. То есть общение членов клубов друг с другом было главной социальной функцией этих организаций.

В конце 1987 - середине 1988 г. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ (Демократическая перестройка, Перестройка - 88, Народное действие, Социалистическая инициатива, Московский народный фронт и другие). Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами (Ю. Афанасьев, С.Станкевич, Т. Гидлян и другие), отчаявшимися реформировать КПСС изнутри, как планировал Горбачев.

Следующий этап был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые были всё более свободными: сначала выборы делегатов на XIX партконференцию КПСС в 1988 году, потом выборы народных депутатов СССР в 1989 году, потом выборы народных депутатов РСФСР в 1990.

Почему данные выборы представляют для моей темы интерес?

Во-первых, как я уже сказал, это были первые альтернативные выборы (ранее все кандидаты назначались).

Во-вторых, КПСС была настолько большой (18 миллионов) и настолько сросшейся с государством, что она фактически была не отдельной партией, а определённым срезом общества; в ней были представлены практически все существовавшие в обществе позиции, политические течения, которые впервые получили возможность самоопределиться в выборе своего представителя. Это привело к образованию фракций в КПСС, которые в дальнейшем подорвали её способность действовать как консолидированная политическая сила и, что особенно важно, разорвали КПСС изнутри, в результате чего из неё выделилось несколько небольших партий (в октябре 1988 года- Ассоциация научного коммунизма, в июле-сентябре 1989 года - Объединённый фонд трудящихся, в апреле 1990 года -движение ”Коммунистическая инициатива ”, на базе которого позже, в конце 1991 года была образована Российская коммунистическая рабочая партия).

В-третьих, выборы способствовали значительной политизации населения, что выразилось и в интересе к политике и в первых массовых митингах и демонстрациях, которые прокатились по всей стране именно в мае-июне 1988 года.

И, наконец, в-четвёртых, во время избрания делегатов политически активные граждане стали образовывать клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей. Наиболее активны в этом отношении были избиратели демократической ориентации, но не только они, в частности, тогда же образовалось довольно много групп с коммунистической идеологией. При этом такие коммунистические группы находились в весьма жесткой оппозиции к официальному руководству КПСС, обвиняя его в отрыве от народных масс, коррупции, ревизионизме и предательстве коммунистических идеалов. Эти коммунистические группы призывали бороться на два фронта: против засилья бюрократии и против попыток свернуть с социалистического пути развития. Демократы призывали к уничтожению всевластия правящей бюрократии и социалистической справедливости, декларировали необходимость возвращения страны на западный путь развития. Очень активны были национально-демократические движения в нерусских республиках. Менее активны были русские националисты.

Особенностью кампании 1988 года было то, что такие группы чаще всего образовывались не столько для выборов “хорошего” делегата, сколько для отстранения “плохого”, именно негативные лозунги встречали наибольший отклик населения.

Важным шагом не пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация таким образом принципа политического плюрализма (начало 1990 года). На этой основе вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий. Это положило начало становления многопартийности.

Начиная с этого периода, я выделила бы два периода формирования многопартийности в России:

* До 6 ноября 91 года, когда был принят Указ Президента Российской Федерации “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, ликвидирующий в России компартию как особую политическую организацию - основу прежней тоталитарной системы.

* Образование партий а РФ после ликвидации КПСС.

Особенность первого периода, по моему мнению, заключалась в необходимости различным политическим движениям преодолевать сопротивление КПСС в борьбе за гегемонию на советской политической арене. Большая часть движений образовывалась как оппозиция КПСС.

Ядром антикоммунистической оппозиции в стране являлась новая политическая сила - Демократическая Россия.

Именно эта сила доминировала на политической сцене в 1990 - 1991 г.г. Это движение сформировалось на базе депутатского блока Демократическая Россия (около ста народных депутатов РСФСР), межрегиональной депутатской группы, действовавшей в рамках союзного парламента, и Московского объединения избирателей, своеобразного клуба московской либеральной интеллигенции. Учредительный съезд движения ДемРоссия состоялся 20-21 октября 1990 г. в Москве. Среди делегатов съезда было 165 представителей общественных организаций и партий, 23 - народных депутата СССР, 104 - народных депутата РСФСР. Лидерами движения на том или ином этапе являлись - Ю.Афанасьев, А.Мурашев, Л.Понаморев, Г.Попов, Г.Якунин, Г.Старовойтова, О.Румянцев, И.Заславский, М.Аксючиц, М.Астафьев, Ю.Болдырев, Л.Баткин, В.Шейнис, Ю.Черниченко, Ю.Рыжов, Т.Гдлян. Триумф Демроссии - избрание в июне 1991 г. президентом РСФСР - Б.Ельцина.

Коммунистический тоталитаризм был опрокинут либерализмом как антитезой несвободы. Либеральные лозунги свободы и прав человека сцементировали в единый антикоммунистический блок партии и приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие миллионы, неожиданно выплеснувшиеся на площади и улицы восточно-европейских столиц, а затем крупнейших советских городов.

На это же время приходится и пик массовых ожиданий российской интеллигенции немедленных и щедрых даров свободы. Казалось, что с крахом коммунизма быстро и легко реализуются на практике либеральные лозунги свободы и демократии. Идеология либерализма, ставившая в центре социального мироустройства принципы гражданской свободы, воплотилась в лозунгах политической демократии, плюрализма, правового государства, гражданского общества, многопартийности.

В период бури и натиска антикоммунистической революции эти лозунги объединяли несоединимое - партии либерал-коммунистов, социал-демократов, национал-патриотов, клеро-монархистов и многих других. С крахом КПСС развалился и этот еще недавно единый антикоммунистический блок партий. Распад протолиберального потока демократии на многопартийные ручейки нанес первый жесткий удар по мифологизированному сознанию российской интеллигенции - митинговое объединение, демократическая всесоборность оказались иллюзией. После “августа” достаточно быстро обнаружилась и мнимость многих демократических институтов и процедур.

После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего - экономики. Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы.

Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить.

Реформаторы-демократы, либералы отрицали прошлое как господство коммунистической ортодоксии и экономической иррациональности и предполагали его скорейший демонтаж путем радикальной либерализации российской экономики и открытия ее мировому рынку. Кроме того, реформисты признают распад СССР необратимым и неизбежным и ориентированы на построение новой государственности в рамках Российской Федерации. Этот блок - наследник демократического блока предшествующего этапа, хотя это не просто его продолжение. Крупнейшие силы этого блока: Движение “Демократическая Россия”, предвыборный блок (и одноименное движение) “Выбор России”, Республиканская партия, Социал-демократическая партия, Партия экономической свободы, Российское движение демократических реформ.

Другой блок выступал за сохранение старого порядка вещей, прежде всего старой государственности (СССР, Российская империя). Впрочем, этот старый порядок понимается различными течениями этого блока по-разному. Главное, что объединяет их в один блок - идеи сильной государственности, своеобразия пути России, анти-западничество. Этот блок называют националистами и коммунистами, комуно-фашистами, патриотами. Автор предлагает называть его традиционалистским или фундаменталистским блоком. Он в какой-то мере является наследником блока КПСС предшествующего этапа.

Третий блок не имеет предшественников в предыдущей стадии, он оформился как таковой в первой половине 1992 года непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических реформ. Его лидеры поддерживают общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывают проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме как для населения, так и для существующих предприятий. Важнейшим инструментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой контроль над экономикой в течение еще долгого периода. Они полагают распад СССР крупнейшей ошибкой и предлагают восстановить единое союзное государство, но сделать это строго добровольно, постепенно, через тесный экономический союз в качестве первого этапа. Этот блок называют чаще всего центристским. Автор предлагает называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, - протекционизм со стороны государства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, по отношению к социально слабым слоям.

Таким образом, к середине 1992 г сложилась трех-блоковая структура.

Следующий виток активизации деятельности партий на политической арене был стимулирован углублением конфликта между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября-октября 1993 г. резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. Страна вступила в постсоветский период своего развития... Но это уже тема отдельного разговора.

В современной России процесс формирования многопартийности прошел несколько этапов. Первый из них можно назвать неформальным. Он охватывает время с 1986 по весну 1988 года. На этом этапе происходит образование массовых политических движений, в их недрах складывается устойчивое ядро лидеров и активистов. Весной и летом 1988 года в ходе массовых акций социального протеста начинается формирование собственно политических партий и их программ, развиваются территориальные организации. Первые партии оформляются к 1990 году. Это Социал-демократическая партия, Республиканская партия, Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократический Союз, Крестьянская партия и другие. Многие из названных организаций уже прекратили свое существование или же вошли в другие политические силы. По экспертным оценкам число движений, принявших название “партия” на осень 1990 года составило около 40. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР “Об общественных объединениях” стимулировало следующий этап формирования партий.

Многопартийность как принцип современной российской государственности закреплена в 13 статье Конституции, прошли выборы 1993 и 1995, 1999, 2003 года в Государственную Думу, где половина депутатских мандатов была распределена согласно количеству голосов, полученных списками кандидатов от политических партий.

В 2001 г был принят новый Закон о политических партиях. Его положения закрепили перечень обязательных требований, необходимых организации, чтобы она могла быть зарегистрирована в Министерстве Юстиции в качестве политической партии. Это наличие не менее 10 тысяч членов партии, филиалы и отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, нахождение руководящих органов партии на территории РФ. Закон способствовал консолидации общественных сил, укрупнению партий. В 2004 году в этот закон были внесены дополнения, касающиеся увеличения обязательного членства в партии до 50 тысяч. Данная поправка должна в еще большей степени способствовать созданию крупных, представительных партий.

На выборах депутатов Государственной Думы РФ, прошедших в декабре 2003 года победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента В.В.Путина. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество-Вся Россия».

В ходе подготовки декабрьских 2007 г. выборов в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательной законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог – только те партии, которые смогут набрать более 7% голосов избирателей проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий.



Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил единолично президент страны В.В. Путин, набрала 64% голосов избирателей. Благодаря подобному результату, Единая Россия получила конституционное большинство в парламенте.

К числуиных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7% барьер представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные – «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов.

Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.