Исторические примеры референдумов. Референдум: понятие, виды, значение, формы

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки

Выборы не являются единственным способом наделения властью, осуществляемым через процедуру голосования. Решение о назначении также может приниматься или утверждаться коллективным органом путем голосования. Так в парламентском государстве, депутаты высшего законодательного органа, посредством голосования утверждая кандидатуру премьер-министра, власть которого будет направлена на все население страны, хотя сам он останется подотчетен парламенту, осуществляют назначение. Вместе с тем если те же депутаты голосуют по кандидатуре спикера, который будет руководить их собственной работой, то они выбирают его.

Для граждан другими, помимо выборов, формами участия в политике через голосование являются референдумы, плебисциты и процедуры отзыва ранее избранных на те или иные должности лиц.

Референдум, на котором граждане непосредственно принимают решение по какому-либо вопросу, касающемуся жизни страны, региона или местного сообщества, является наиболее характерным механизмом прямой демократии в современном мире. Сами выборы, которые, с одной стороны так же представляют собой непосредственное волеизъявление граждан, а, с другой, оказываются единственно возможным способом формирования представительных органов власти, часть исследователей относит к механизмам прямой, а часть – к механизмам представительной демократии.

Как отмечает В.Н.Руденко, институты, подобные референдуму, были известны во времена греко-римской античности. Само слово «референдум» впервые было введено в оборот в Швейцария. Еще в XV в. в Бернской республике проводились многочисленные «народные опросы». Однако голосование в ходе их не было всеобщим, а осуществлялось представителями народа.

Родиной референдума в современном понимании, когда в голосовании участвуют непосредственно граждане, а не их представители, стала осваиваемая европейцами Северная Америка. Первое такое голосование было проведено в колонии Массачусетского залива в 1640 г. В период образования США путем референдума принимались конституции некоторых штатов. В дальнейшем институт референдума получает в США большое распространение.

В период Великой французской революции и наполеоновской империи каждый раз путем всеобщего голосования принимались все новые и новые конституции страны - в 1793, 1795, 1800, 1802 и 1815 гг. В мае 1802 г., впервые в новое время референдум был проведен в Швейцарии и после этого данный институт получил в этой стране наибольшее развитие.

В начале ХХ в. институт референдума вошел в конституции большинства европейских государств, образовавшихся после Первой мировой войны. После второй мировой войны он был закреплен в основных законах Франции, ФРГ, Италии, Японии, в большинстве конституций земель ФРГ. В середине 1970-х гг. первый в истории страны референдум был проведен в Великобритании.

В современном мире наблюдается общая тенденция к расширению практики реализации института референдума. Согласно данным приводимым В.Н.Руденко, с начала ХХ в. по 1986 г. только в Европе было проведено 365 национальных референдумов. Активно использовался институт референдума в странах Австралии и Океании, некоторых государствах Латинской Америки и Карибского бассейна. После Второй мировой войны в 16 азиатских государствах состоялось 44 референдума, в странах Африки – 88. За этот же период тысячи референдумов были проведены в разных странах мира на региональном и местном уровнях управления. В XIX столетии на общегосударственном уровне в мире проводился менее чем один референдум в год (0,74). Но уже на первое десятилетие ХХ в. приходилось 1,9 референдума в год, на середину 50-х гг. – 8,1, а в 80-е гг. этот показатель достиг 16,8.

Лидерами по числу проводимых референдумов остаются Швейцария и США. Например, в США с президентскими выборами 2004 г. в отдельных штатах было совмещено в среднем от 5 до 15 референдумов. Ключевые проблемы политической жизни и государственного устройства страны в середине – второй половине XX столетия особенно часто выносились на всенародное голосование в Италии.

Определенное сходство с выборами референдумы приобретают тогда, когда та или иная политическая сила, как правило, действующая власть, стремится превратить их в демонстрацию поддержки своей политики избирателями. Иногда на референдум выносится вопрос о том, кто будет осуществлять политическую власть. Примером может служить референдум о продлении срока полномочий действующего президента или действующего состава парламента либо, напротив, об утверждении вынесенного импичмента. Однако, референдум, служа способом решения «кадровой» проблемы, никогда не бывает тождествен выборам, поскольку предполагает очень ограниченное число вариантов ответа на жестко сформулированный организаторами голосования вопрос. По сути речь идет о согласии или не согласии с уже состоявшимся решением Выдвижение же кандидатов на выборах делает набор возможных альтернатив более широким.

В мировой истории было множество примеров того, как граждане страны сами решали свою судьбу посредством референдумов. Независимость государства, изменение государственного строя, изменение полномочий какого-то конкретного политического деятеля — подобные вопросы не могли оставить равнодушными население разных стран, обеспечивая высокую явку. О важности выборов сегодня — на gudkov.ru .

В самом начале XIX века во Франции состоялось несколько референдумов. Например, 10 мая 1802 года перед французами был поставлен вопрос: «Будет ли Наполеон Бонапарт пожизненным консулом?». В голосовании участвовало около половины избирателей (49,45%). 99,76% из них ответили на этот вопрос утвердительно.

Но более важный референдум, определивший судьбу на ближайшее десятилетие не только самой Франции, но и многих других европейских стран, состоялся в ноябре 1804 года. Тогда жители Франции проголосовали за то, чтобы сделать Наполеона, который был до этого пожизненным консулом, императором Франции. Первая Французская республика превратилась в Первую Французскую империю. Из около 7 миллионов избирателей в голосовании не участвовало 52,8%. Официально было объявлено, что 99,93% голосов (3 521 675 чел.) было подано за создание Империи.

2 Референдум, сделавший Гитлера единоличным правителем Германии (1934 год)

19 августа 1934 года в Германии состоялся референдум по вопросу об объединении государственных постов президента (главы государства) и канцлера (главы правительства). Голосование проводилось в связи со смертью действующего президента Германии Пауля фон Гинденбурга (2 августа 1934 г.) вместо внеочередных президентских выборов.

За объединение высших государственных должностей проголосовали 38 394 848 человек (89,93%). Против — 4 300 370 (10,07%). 873 668 бюллетеней были признаны недействительными.


Агитационная растяжка «Да — вождю» (г. Фюрт, Бавария)

К моменту проведения референдума в Германии активно происходил процесс установления диктатуры Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером. В результате, после проведения референдума, Гитлер объединил в своем лице высшие государственные должности, принял титул «Фюрер и Рейхсканцлер».

3 Референдум о создании Исламской Республики в Иране (1979 год)

Референдум о создании Исламской Республики состоялся в Иране 30 и 31 марта 1979 года. Референдум проходил сразу после победы Исламской революции 1979 года и преследовал цель утверждения новой формы государственного устройства.

В 1963 году в Иране была проведена серия радикальных реформ — «Белая революция». Из страны был выслан аятолла Хомейни. Преобразования и деисламизация привели к активной антиправительственной пропаганде. Началом революции принято считать массовые антишахские протесты в январе 1978 года, подавленные правительственными войсками. В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьей покинул Иран. 1 февраля в Тегеран вернулся из изгнания Хомейни, после чего началась подготовка к проведению всенародного референдума.

Бюллетень для голосования содержал один вопрос — «Согласны ли Вы с установлением в Иране Исламской Республики?» на который надо было дать ответ «да» или «нет». Несмотря на то, что в обществе были противники такой формулировки, которые бойкотировали референдум, 99,3% (20 147 855 человек) принявших участие в референдуме проголосовали «за».

4 Референдум о независимости Эстонии от СССР (1991 год)

Референдум о независимости Эстонии от СССР был проведен в Эстонии 3 марта 1991 года. На вопрос «Вы за восстановление независимости и национального суверенитета Эстонской Республики?» 78,4% опрошенных (737 964 человек) ответило утвердительно. 21,6% (203 199 чел) ответили отрицательно. Явка составила 82,9%.

В соседних республиках — Латвии и Литве — вместо референдумов были проведены опросы населения, которые также продемонстрировали желание обрести независимость. Реальная независимость этих трех стран была восстановлена после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в августе 1991 года.

5 Референдум о восстановлении независимости Грузии (1991 год)

28 февраля 1991 года Верховный Совет Грузинской ССР запретил проведение референдума о сохранении СССР на территории Грузии и принял решение провести референдум по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года, что фактически являлось решением о выходе из СССР. Грузия стала четвертой союзной республикой после стран Балтии, решившей обрести независимость.

Референдум о восстановлении независимости Грузии состоялся 31 марта 1991 года. Население Грузии на 1 января 1991 составляло 5 млн. 464 тыс. человек, в референдуме приняли участие 3 млн. 326 тыс., из которых за государственную независимость проголосовало 98,93 процента. Два региона республики — Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область — заявили о своей особой позиции, они хотели выйти из состава Грузии.

9 апреля 1991 года на чрезвычайном заседании Верховного Совета Грузии председатель ВС Звиад Гамсахурдия объявил о восстановлении государственной независимости Грузии.

В том же 1991 году референдумы о независимости прошли и в других советских республиках — Армении, Азербайджане, Украине, Туркмении, Узбекистане. В всех этих республиках население высказалось за обретение независимости.

6 Референдум о статусе Крыма (2014 год)

Референдум о статусе Крыма был проведен 16 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Населению предлагалось выбрать один вариант из двух предложенных: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? / Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Согласно официальным результатам, в Автономной Республике Крым 96,77% (1 233 002 чел.) проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1%, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6% (262 041 чел.) избирателей при явке 89,5%.

Референдум проводился вопреки украинскому законодательству, не предусматривающему понятия региональный референдум и предписывающему решать территориальные вопросы только на всеукраинском референдуме, и при поддержке российских войск.

Большинство стран-членов ООН не признало крымский референдум. При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался.

7 Референдум о независимости Шотландии (2014 год)

Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошел 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет. В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года.

К утру 19 сентября все голоса были посчитаны. За независимость Шотландии высказались 44,7% избирателей (1 617 989 чел.), против — 55,3% (2 001 926). Явка составила 84,5%. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления населения в разрешении внутригосударственных и международных проблем известен издавна. Считается, что прародителем референдума является Швейцария, где народное законодательство имело место быть уже при возникновении союза, также референдумы практиковались во Франции, со времен великой революции. В старинных землях Анпенцелл Внешнего Родена и Анпенцелл Внутреннего Родена, Герсац, Гларус, Ури, Швиц, Обвальден, Нидвальден, осуществлялась реализация практически полного народного законодательства. Это народное законодательство ограничивалось только властью немецкого правителя-императора, но это ограничение было незначительным и потом стало, в общем-то, фиктивным. Начиная с XIII-XIV в. Население этих земель принимало свои законы на мирных сходах. В 1294 году в Швице состоялся первый мирской сход . Обладая правами имперской семьи, сход принимал значительные постановления. Их суть заключалась в том, чтобы никто под угрозой большого штрафа не мог продавать недвижимое имущество монастырям и иностранцам, т.е. Швицкий сход стремился обезопасить свою общину от посягательств со стороны дворянства и духовенства. Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и внеочередные (чрезвычайные). Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан.

Первым проведенным референдумом в истории считается референдум: проведенный в 1449 году в кантоне Берн Швейцарии. В 1798 году, когда Франция завоевала Швейцарию, была принята новая Швейцарская конституция, в которой в числе прочего ограничивались права граждан на народное законодательство. В качестве обоснования этого ограничения цюрихский политик ссылался на то, что народ легко увлечь и заинтересовать определенной идеей и, соответственно, манипулировать им, тогда как законодательное учреждение своей деятельностью может обеспечить основательную разработку, всестороннее обсуждение и решение соответствующего вопроса, максимально детальную разработку идей и наилучшее их выражение. Население не способно осуществить такого рода функцию, поэтому она должна быть делегирована совету или иному схожему учреждению. Схожих позиций придерживался и известный ученый того времени - Вельти, считавший, что нужно объективно и критически оценивать способность данного института, декларировавшего столь высокие философские идеям, по-настоящему служить этим идеям.

Наибольшее распространение референдум получил в Швейцарии в первой половине 19 столетия, когда под влиянием французской оккупации начался подъем кантональных движений за народные права. В 1802 г. на референдуме был решен вопрос о принятии конституции Гельветической Республики. В 1830-40-х гг. именно путем референдума утверждались конституции отдельных кантонов Швейцарии. Начиная с 1848 г., когда Конституция Швейцарии узаконила институт референдума и народной инициативы на уровне федерации, кантона и коммуны, по 1971 г. в 157 случаях референдума 63% были инициированы Парламентом и 13% - избирателями. Общая характеристика референдумов Швейцарии сводится к констатации консервативности данного института в данный период времени. «Референдум носит консервативный характер. Большинство швейцарских референдумов оканчивается поддержкой статус-кво и отклонением предложенных реформ». Однако все авторы отмечают прогрессивный характер швейцарских референдумов. Так, по мнению Курти, референдум - это своеобразная политическая школа для народа: вовлекающая в дела государства все классы населения. Референдум оказался чрезвычайно полезным для законодательства и всей жизни тем, что он доставил больше влияния на них общественному мнению и всеобщей воле: ведь представительные учреждения везде, где только они могут действовать самовластно, слишком склонны превращаться в особое сословие, в касту, которая вместо общественных интересов блюдет лишь свои собственные. Народные голосования референдума напоминают парламентариям об их обязанностях; они заставляют их искать сближения с народом». Восторженные отзывы о швейцарских референдумах поступали от таких ученых, как Еллинек и Дайси. По мнению П.И. Новгородцева, отличительной особенностью первых референдумов Швейцарии 19 столетия был незначительный перевес большинства голосов над меньшинством. К примеру, референдум 1875 г. по вопросам гражданского брака набрал 213 199 голосов за и 205 069 против. Эта ситуация, по мнению П.И. Новгородцева, служила результатом отсутствия неподготовленности общественного мнения по обсуждаемым вопросам, невозможностью примирить крайности утверждения, что существенно снижало компромиссную сущность референдума. Однако, несмотря на это, конституции многих государств конца 19 - начала 20 вв. предусматривали институт референдума по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Например, в 1912 году в Конституцию Швейцарии внесены поправки, относящие утверждение международных договоров на неопределенный срок либо срок более 15 лет к компетенции общефедерального референдума. Вслед за Швейцарией референдумы имели место в Норвегии, Италии, Ирландии, Дании, Франции, США и др. Особенно стоит отметить референдум в Норвегии 1905 г., на котором был окончательно разрешен вопрос о прекращении шведско-норвежской унии. Даже В.И. Ленин, так холодно отзывавшийся о капиталистических странах, высоко оценил это неосуществимое без войн и революций самоопределение.

В конституционном законодательстве США референдум получил закрепление в конце 19 - начале 20 вв. Несмотря на то, что первые референдумы в США датируются 1640 г., лишь с 1898 г. институт референдума, как и институт прямой законотворческой инициативы, стал реальностью для политической жизни некоторых штатов. По мнению М.Н. Марченко, установленная хронология института референдума в США подвергается сомнениям. Первые референдумы восходят к американской революции, в ходе которой американские штаты представили проекты конституций на утверждение собственными избирателями. Для того времени данное явление было настоящим, великим новаторством. С конца 19 века вошло в практику вынесение на одобрение избирателей конституциональными конвентами штатов проектов конституций. Эта практика встретила сильное противодействие со стороны судебной системы, считавшей, что законодательное право не может быть никому передано легислатурой. В тот период в конституции некоторых штатов были внесены правила об обязательном одобрении законов, касающихся займов и налогообложения, на референдуме.

Несмотря на отдельные проявления прямой демократии, наибольшее распространение институт референдума получил после 1918 г. Именно после первой мировой войны волна демократизации избирательного права (предоставление права голоса женщинам, введение в ряде стран пропорциональной избирательной системы) затронула также все формы прямой демократии (референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др.). Институт референдумы был включен в Конституцию Австрии 1920 (ст. 43-45, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46), Греции 1927 года (ст. 125), Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103 - 104) и т.д. Положения о референдуме содержались в Основных законах немецких земель Бадена, Баварии, Бремена, Гессена, Пруссии, Саксонии, Тюрингии, Вюртемберга.

В связи с подобным широким распространением института референдума появились случаи проведения референдума в целях обхода представительских учреждений и разрешения конфликта между высшими государственными органами. Например, право главы государства передавать законопроект на всенародное голосование в обход парламента в случае несогласия с последним было закреплено в Веймарской Конституции 1919 г. и Основном законе Чехословакии 1920 г.

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).