Исламская революция аятоллы хомейни. История Ирана


(1981-1989) Супруга Хадидже Сакафи [d]

Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни или Имам Хомейни (перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی ; 24 сентября , по другим данным, родился в или 1900 году , Хомейн , Персия - 3 июня , Тегеран , Иран) - иранский политический деятель, великий аятолла , лидер исламской революции 1979 года в Иране. Верховный руководитель Ирана с по 1989 год .

Личность

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе . На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом» .

Биография

Юность и начало политической борьбы

Рухолла Хомейни в молодости

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита , Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке , а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви , за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе , которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла » - высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы и изгнание

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979-1989 годах

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции », разработана и принята новая Конституция республики , предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране , требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви , нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путём , 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, после смерти шаха и в результате договоренностей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980-1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли . Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции . По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв - мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире . Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди , книгу которого - «Сатанинские стихи » - мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов , присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства» .)

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее , расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра . Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане .

В бонистике

  • Хомейни изображён на лицевой стороне банкнот Ирана начиная от 1000 риалов, начиная с выпуска 1992 года по настоящее время. См. иранский риал .

В литературе

Хомейни под именем Имама негативно изображен в романе Рушди С. Сатанинские стихи .

Галерея

Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге Попов Александр

Исламская революция аятоллы Хомейни

Поворотной точкой в развитии исламского фундаментализма стал февраль 1979 года, год Иранской революции, которую возглавил Рухолла Мусави Хомейни (родился 17 мая 1900 года в городке Хомейн, ныне провинция Центральный Остан, Персия; умер 3 июня 1989 года в Тегеране).

Рухолла аль-Мусави аль-Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита. Когда он был еще младенцем, его отец был убит наемником правившей шахской династии, а когда Хомейни исполнилось 15 лет, умерла его мать. Он учился в религиозных школах сначала в Араке, затем в Куме, и в возрасте 23 лет получил звание моджтахида, дающего право преподавать.

Еще в молодости он увлекся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви и к середине 1930-х был лишен права читать лекции по исламскому праву и философии. Его преподавательская деятельность перешла в подполье, и он стал писать вероучительные книги.

Между тем, в 1941 году в Иране пришел к власти главный, пожалуй, враг Хомейни, последний иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. За 38 лет его правление прерывалось лишь однажды, в 1953 году, когда он был вынужден покинуть страну из-за непримиримых противоречий с премьер-министром Мохаммедом Моссадыком. Тот национализировал нефтедобывающие компании, принадлежавшие, в основном, англичанам. США и Великобритания объявили бойкот иранской нефти, и вскоре, 19 августа 1953 года, произошел переворот, в результате которого Мосаддык был свергнут и помещен в тюрьму, а возвращенный на трон Пехлеви вновь приватизировал нефтяную промышленность.

Во внешней политике шах ориентировался на США, проводя радикальную вестернизацию Ирана. Любая оппозиция, как левая, так и фундаментальная, была запрещена и жестоко подавлялась. Главным врагом шаха, как уже сказано, был Хомейни. Его популярность среди народа Ирана была весьма высока, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» – высший духовный титул в иранском исламе.

В 1962 году Хомейни организовал забастовку духовенства, вследствие которой правительство было вынуждено отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, в которых право голоса и право быть избранным должны были быть предоставлены женщинам и представителям религиозных меньшинств. В январе 1963-го Хомейни призвал бойкотировать референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), считая, что тот не соответствует исламским нормам и Конституции страны.

Страну охватили выступления в его поддержку, которые были подавлены полицией, а сам Хомейни 5 июня 1963 года был арестован. По Ирану прошла серия демонстраций и акций протеста, которые были разогнаны силами полиции, и при этом погибло, по официальной статистике, – 86 человек, и до 15 тысяч погибших по информации протестовавших. Хомейни был перемещен под домашний арест, но уже через 8 месяцев он вышел на свободу и продолжил антишахскую деятельность.

В октябре 1964-го Хомейни был вновь арестован и выслан в Турцию. На этот раз причиной высылки послужило его выступление против закона об особом статусе американских граждан в Иране. Уже из Турции Хомейни перебрался вначале в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978-м уехал в Париж, откуда продолжал борьбу против режима. Книги и аудиокассеты с его выступлениями контрабандой переправлялись в Иран, где зачитывались в мечетях и распространялись среди населения.

Между тем, положение шаха становилось все более неустойчивым. Все: начиная с таких эпизодов, негативно сказывавшихся на его политическом имидже, как прием в 1971 году в честь 2500-летия персидской монархии (на котором зарубежным гостям было подано более тонны осетровой икры, когда Систан и Белуджистан стояли на пороге голода) и заканчивая нефтяным бумом, после кризиса 1973 года, за которым последовала небывалая инфляция, – все работало против шаха. К тому же в 1977 году, под давлением избранного в США президентом Джимми Картера, шах был вынужден выпустить из тюрем несколько сотен революционеров, которые развернули мощную антишахскую деятельность.

В 1978 году при невыясненных обстоятельствах погиб сын аятоллы Мустафа Хомейни. Официальной версией был сердечный приступ, но распространялись слухи, что он был убит. Затем в иранской прессе появилась оскорбительная статья в адрес самого Хомейни.

Непосредственным началом Исламской революции принято считать события января 1978 года в Куме, когда демонстрация студентов, направленная против клеветнической статьи о Хомейни, была расстреляна полицией. По официальным данным, во время разгона демонстрации два студента погибли (оппозиция говорила о 70 погибших). 18 февраля вспыхнул бунт в Тебризе, и снова были жертвы. 29 марта и 10 мая стали возникать волнения во всех крупных городах.

Пехлеви пообещал провести в июне свободные выборы и показательно расстрелял председателя САВАКа, руководителя спецслужбы «Иранская национальная организация сведений и безопасности». Также шах предпринял срочные антиинфляционные меры, но они привели лишь к массовым увольнениям. Начались массовые забастовки, и к ноябрю 1978 года экономика Ирана практически обрушилась.

2 декабря в Тегеране на демонстрацию с требованием сместить шаха пришло более двух миллионов человек. Режим Пехлеви смог продержаться чуть больше месяца, и в январе 1979 года шах с семьей покинул страну.

Премьер-министр Шапур Бахтияр распустил САВАК, освободил политических заключенных, разрешил демонстрации и пообещал в ближайшее время провести свободные выборы. Также он связался с Хомейни и попросил того вернуться для помощи в составлении новой конституции. 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран. На улицы Тегерана вышли миллионы людей с портретами аятоллы и лозунгом: «Шах ушел, Имам пришел!»

Хомейни тут же отверг предложение Бахтияра о создании правительства «национального единства» и назначил 4 февраля нового премьер-министра, своего сторонника Мехди Базаргана. Премьер не мог ничего противопоставить этому решению: армия и силы правопорядка массово переходили на сторону аятоллы.

9 февраля в аэропорту Тегерана произошла драка, начавшаяся с мелкого спора бой между «хомейнистами» и лояльными премьеру гвардейцами. Она перекинулась на улицы города, и народ пошел на штурм полицейских участков, военных частей... Высший военный совет 11 февраля был вынужден объявить о своем нейтралитете, что было равносильно признанию власти айятоллы. Бахтияр бежал во Францию и основал там Национальное движение сопротивления. Он был убит в 1991 году.

14 февраля партия Хомейни «Национальный фронт» сформировала свое правительство, и большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран. Была разработана и принята новая Конституция, предоставившая Хомейни верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране были введены законы шариата. Созданный Хомейни мощный репрессивный аппарат начал борьбу с левой оппозицей и организациями национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви (нашедшего пристанище в Америке), для расправы над ним. 52 американских заложника, захваченных восставшими, были отпущены лишь через 444 дня, в январе 1981 года, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего Джеймса Картера.

Поселившись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Начавшаяся в 1980-м и длившаяся до 1988 года Ирано-Иракская война еще более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Иран и вынужден был под давлением ООН согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, автора книги «Сатанинские стихи», которая была сочтена оскорбительной для ислама.

3 июня 1989 года аятолла Хомейни скончался и был захоронен в мавзолее, расположенном в 8 километрах к югу от Тегерана.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Рухолла аль-Мусави аль-Хомейни Рухолла аль-Мусави, впоследствии известный как аятолла Хомейни, родился в сентябре 1902 г. в небольшом городке Хомейни в Центральной провинции Ирана. Его род восходил к седьмому шиитскому имаму Мусе Казе-му, а через него - к самому пророку.

автора Млечин Леонид Михайлович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ САДДАМ ХУСЕЙН ПРОТИВ АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ: ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА Саддам Хусейн хотел занять место Насера в арабском мире. Он заявлял, что все арабы могут рассчитывать на его помощь и покровительство, обещал, что иракская армия защитит всех арабов. Он требовал

Из книги Путин, Буш и война в Ираке автора Млечин Леонид Михайлович

ХОМЕЙНИ, САДДАМ И ИЗРАИЛЬ Война между Саддамом Хусейном и аятоллой Хомейни все смешала на Ближнем Востоке.Саддама поддержали государства Персидского залива, которые осознали, какая опасность исходит от исламских радикалов аятоллы Хомейни. Королевский дом Саудовской

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Исламская государственность В первую очередь, это ислам – ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из

Из книги Персия - Иран. Империя на Востоке автора Широкорад Александр Борисович

Глава 28 ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 18 февраля 1978 г. в городе Тебриз, в центре Иранского Азербайджана, началось антишахское восстание, в котором приняли участие не менее 100 тысяч человек. Полицейские Тебриза отказались стрелять по восставшим. Тогда в город были направлены

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ Аятолла ХомейниСо второй половины XIX в. Иран стал яблоком раздора между Британией и Россией, потеряв при этом значительную долю своей самостоятельности. В 1921 г. в Тегеране был совершен государственный переворот, власть захватил полковник

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хомейни Рухолла Мусави 1900–1989Великий аятолла, лидер исламской революции 1979 года в Иране.Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни родился в 1900 году. Его отец был ведущим священнослужителем-шиитом Хомейна. Будущий руководитель Ирана был младшим из шести его детей. Мальчику не

Из книги Террор во имя веры: религия и политическое насилие автора Эмануилов Рахамим

Глава 4. Исламская революция: экспортный вариант Одним из событий последней четверти ХХ века, которому удалось превратить исламский фундаментализм в мощную политическую силу на всем пространстве от Марокко до Малайзии, стала исламская революция в Иране. «В особенности

автора Джемаль Орхан

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Ближний Восток: война и политика автора Коллектив авторов

3.5. Общественно-политическое развитие Ирана после кончины аятоллы Хомейни (1989 г.) Политический курс в стране значительно изменился после кончины аятоллы Хомейни, последовавшей 3 июня 1989 г. Его преемником был избран аятолла Али Хаменеи, занимавший с 1981 г. пост президента

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Исламская эсхатология Большое место уделено в исламе пророчествам о конце света и Страшном суде. Правда, рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны и двусмысленны. Однако в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая картина.

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Сеййид Али Хосейни Хаменеи - 3-й президент (1981-1989 гг.) и Верховный лидер (с 1989 года по сей день) Ирана. Является ближайшим соратником основателя Исламской Республики Иран (ИРИ) - Имама Рухоллы Хомейни. Удостоен звания аятоллы, которое позволяет самостоятельно вносить изменения в исламское право. Поэтому государственного деятеля часто называют просто аятолла Хаменеи. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией и деятельностью.

Дошкольные годы

Али Хаменеи родился в священном городке Мешхеде 15 июля 1939 года. В семье был вторым ребенком. По происхождению он азербайджанец. Род Хаменеи относится к сеидам. Его дед считался в Азербайджане, в частности в городах Хиабани и Тебризе, далеко не последним священнослужителем. Позже он перебрался в Ирак, в священный для шиитов город Эн-Наджаф.

Его отец, Хадж Сейид Джавад Хосейни Хаменеи был преподавателем медресе. Как и семьи других ученых и священнослужителей, их семья жила довольно бедно. Супруга и дети покорно постигали от Сейид Джавада всю глубину понимания довольствования тем, что есть, и быстро привыкли к этому. В своих воспоминаниях о детстве Али Хаменеи рассказывал, что его отец был известным богословом, но вел очень Детям часто приходилось засыпать без ужина или довольствоваться хлебом с изюмом. В то же время в семье Али Хаменеи царила духовная и чистая атмосфера. В 4 года вместе со старшим братом будущий государственный деятель пошел в школу, чтобы изучить азбуку и Коран. После этого братья прошли курс начального образования в школе «Дар-ат-Таалим дийанати».

Научная духовная семинария в Мешхеде

Освоив чтение, синтаксис и морфологию в средней школе, будущий лидер Ирана Хаменеи поступил на обучение в научную духовную академию. Там у своего отца и других преподавателей он обучился литературе и базовым религиозным наукам. На вопросы о том, почему Хаменеи выбрал именно путь духовенства, он однозначно отвечает, что определяющую роль в этом вопросе сыграл отец. При этом мать также поддерживала сына и воодушевляла его.

Под руководством отца и преподавателей духовных школ «Навваб» и «Сулефман-Хан» будущий президент Ирана постигал такие книги: "Сиюти", "Могни", "Джами-аль-Мукаддамат", "Маалем", "Шарайе аль-Ислам", "Шарх-е Ломэ". Для изучения трактатов он также посещал занятия Хадж Шейх Хашема Газвини. Прочие предметы по исламским принципам и фихту Хаменеи постигал на занятиях, которые проводил его отец.

Подготовительные курсы, а также курсы начального и среднего уровней (степень «сатх») дались Хаменеи очень легко. Он успешно закончил их за пять с половиной лет, что было удивительным и беспрецедентным случаем. Сейид Джавад играл важнейшую роль на всех этапах обучения сына. Книгу по философии и логике «Манзумее Сабзевар» будущий революционер постигал под руководство аятоллы Мирзы Джавада Ага Техрани, которого позже заменил Шейх Резы Эйси.

Научная духовная семинария священного Неджефа

В 18 лет Хаменеи начал изучать фикх (исламскую юриспруденцию) и исламские принципы на высшем уровне. Для этого он посещал занятия высшего муджтахида аятоллы Милани в Мешхеде. В 1957 году он отравился в священный город Неджеф и совершил паломничество к гробницам Имамов. Посетив занятия по исламским принципам и фикху на высшем уровне, которые проводили великие муджтахиды духовной семинарии Неджефа, Али Хаменеи проникся содержанием предметов и методами преподавания в этом учебном заведении. В результате он сообщил отцу, что хотел бы продолжить обучение именно здесь, однако тот ответил отказом. Спустя некоторое время молодой Хаменеи вернулся в родной Мешхед.

Научная духовная семинария Кума

С 1958 по 1964 годы Хаменеи проходил обучение в семинарии Кума. Здесь он на высшем уровне постигал исламские принципы, фикх и философию. В этом учебном заведении ему посчастливилось перенять знания у многих великих личностей, в том числе аятоллы Боруджерди, Шейха Мортаза и Имама Хомейни. В 1964 году будущий президент узнал, что его отец из-за катаракты потерял зрение в одном глазу. Он был опечален этим известием и оказался перед сложным выбором - продолжить обучение или вернуться домой, чтобы позаботиться о своем отце и главном наставнике. В результате выбор был сделан в пользу последнего варианта.

Позже, комментируя свое возвращение на родину, Хаменеи скажет, что, приступив к выполнению своего долга и обязанностей, он получил от Всевышнего Аллаха благословение. Более того, он убежден, что многие его последующие успехи имели прямую связь с той милостью, которую он совершил в отношении родителей.

Многие преподаватели и ученики семинарии Кума расстроились из-за переезда Хаменеи. Они были уверены, что если бы он остался и продолжил обучение, то обязательно смог бы добиться больших высот. Однако вскоре стало ясно, что выбор Али был верным, и рука божественного провидения приготовила для него другую судьбу, более высокую, чем расчеты товарищей. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что 25-летний одаренный юноша, покинувший Кум, чтобы помочь родителям, через несколько десятилетий станет руководить мусульманской религиозной общиной.

Вернувшись в родной город, Хаменеи продолжил обучаться. Вплоть до 1968 года он изучал фикх и исламские принципы под руководством преподавателей духовной семинарии Мешхеда, в том числе аятоллы Милани. Более того, с 1964 года Хаменеи в свободное от учебы и ухода за больным отцом время сам преподавал исламские принципы, фикх и другие религиозные науки молодым семинаристам.

Политическая борьба

Али Хаменеи говорил, что в вопросах религии, фикха, политики и революции он является учеником Имама Хомейни. Тем не менее первые проявления его политической активности, революционного настроя и неприязни к шахскому режиму произошли после знакомства с сеййидом Моджтабой Навваб Сафави. В 1952 году, когда Сафави приехал в Мешхед с представителями организации «Фадаяне Эслам», он в медресе Сулейман-Хан выступил с речью, в которой говорил о возрождении ислама, господстве божественных законов, обмане и коварстве шаха и англичан, а также об их нечестности по отношению к иранскому народу. Хаменеи, будучи одним из молодых учеников медреса Сулейман-Хана, был очень впечатлен пламенным выступлением Сафави. По его словам, именно в тот день в нем зажглись искры вдохновения революцией.

Вступление в движение Имама Хомейни

На арену политической борьбы герой нашего разговора вступил в 1962 году, когда пребывал в Куме. В тот период начались революционные движения и протестные кампании Имама Хомейни против угодной США антиисламской политики Мухаммада-Резы Пехлеви. Хаменеи отчаянно боролся за интересы революционеров на протяжении 16 лет. Несмотря на множество перипетий (взлеты, падения, тюремные заключения и ссылки), он не видел на своем пути никаких угроз. В 1959 году аятолла Хаменеи был отправлен по поручению от Имама Хомейни к богословам Хорасана и аятолле Милани с посланием о том, как духовенству нужно вести агитационную программу в мохарамме, разоблачать политику Шаха, а также разъяснять положение вещей в Иране и Куме. Выполнив это задание, Али Хаменеи отправился с агитационной деятельностью в Бирджанд, где, после призыва Имама Хомейни, приступил к разоблачительской и пропагандистской деятельности против Америки и режима Похлеви.

2 июня 1963 года будущий президент Ирана был схвачен представителями закона и провел одну ночь под арестом. Утром следующего дня его отпустили на свободу при условиях прекращения проповедования и нахождения под наблюдением. После кровавых событий 5 июня аятолла Хаменеи снова была заключен в тюремную камеру. Там он в тяжелейших условиях пробыл десять дней. Будущий лидер страны подвергся всяческим истязаниям и пыткам.

Второе заключение

В начале следующего года, Хаменеи с соратниками отправился в Керман. После нескольких дней выступлений и встреч с местными семинаристами он поехал в Захедан. Пламенные разоблачительные речи Хаменеи были тепло приняты народом, особенно те, что произносились в дни, связанные с годовщиной фальсифицированного референдума шаха. 15 рамадана, когда Иран отмечал день рождения Имама Хасана, смелость и прямота Хаменеи, с которыми он обличал проамериканскую политику Пехлеви, достигли апогея. В результате ночью того же дня революционера арестовали и самолетом доставили в Тегеран. Два последующих месяца он провел в одиночной камере тюрьмы «Кызыл Калъе», сотрудники которой не отказывали себе в удовольствии поиздеваться над известным заключенным.

Третий и четвертый аресты

Толкование Корана, занятия по хадисам и исламскому мышлению, которые герой нашего разговора проводил в Тегеране и Мешхеде, пришлись по душе революционно настроенной молодежи. САВАК (министерство государственной безопасности Ирана) быстро отреагировало на эту деятельность и начало преследовать неуемного революционера. Из-за этого весь 1966 год ему пришлось жить тайной жизнью, не покидая при этом Тегеран. Спустя год аятоллу Хаменеи все-таки схватили и заключили в тюремную камеру.

В 1970 году революционера вновь посадили в тюрьму. Причиной стала та самая научная, просветительская и реформаторская деятельность, которую он вел в Тегеране после второго ареста.

Пятый арест

Как вспоминает сам Великий аятолла, в 1969 году в Иране начали появляться предпосылки вооруженного восстания, и чувствительность власти к таким лицам, как он, стала возрастать. В результате в 1971 году революционер вновь оказался за решеткой. Исходя из жестокого отношения САВАК во время заключения, Хаменеи сделал вывод, что правящий аппарат откровенно опасается того, что приверженцы исламского мышления возьмут в руки оружие, и не может поверить в то, что пропагандистская деятельность аятоллы обособлена от этого движения. Выйдя на свободу, революционер еще сильнее расширил круг своих публичных занятий по толкованию Корана и скрытых идеологических занятий.

Шестой арест

С 1971 по 1974 год в мечетях Керамат, Имм Хасан и Мирха Джафар, расположенных в Мешхеде, Хаменеи проводил занятия по толкованию Корана и идеологии. Эти три исламских центра притягивали к себе тысячи людей, среди которых были революционеры, семинаристы и просвещенная молодежь. На занятиях «Нахдж-уль-Балага» воодушевленные слушатели испытывали особый восторг. Материалы занятий в виде копированных текстов быстро распространялись среди интересующихся людей.

Более того, молодые семинаристы, вдохновившись уроками борьбы за истину, отправлялись в разные города страны, чтобы искать там единомышленников и создавать предпосылки революции. Из-за того, что деятельность Хаменеи вновь достигла внушительных масштабов, в 1974 году к нему в дом ворвались агенты САВАК. Они забрали революционера в тюрьму и уничтожили многие из его записей. В биографии аятоллы Хаменеи этот арест был самым тяжелым. Он пробыл за решеткой больше года. Все это время революционера содержали в жесточайших условиях. По его словам, тот ужас, который он пережил, пребывая в этой тюрьме, могут понять только те, кто видел те условия.

Вернувшись на свободу, аятолла Хаменеи не стал отказываться от своей научной, исследовательской и революционной программы, несмотря на то что возможности организовывать занятия с прежним размахом его лишили.

Ссылка и победа

В конце 1977 года режим Пехлеви в очередной раз арестовал Великого аятоллу. Заключением на этот раз не ограничилось - революционера сослали на три года в Ираншахр. Уже в середине следующего года, в разгар борьбы иранского народа, он был освобожден. Вернувшись в священный Мешхед, Хаменеи попал в первые ряды народного ополчения против режима Пехлеви. После 15 лет отчаянной борьбы за веру, достойного сопротивления, множества страданий и трудностей аятолла впервые увидел плоды своего труда и труда своих соратников. В результате порочная и деспотичная власть Пехлеви пала, а в стране был установлен исламский строй. В преддверии победы Имам Хомейни созвал в Тегеране Совет Исламской Революции, в который вошли яркие революционные личности. По приказу Хомейни в совет вошел и аятолла Хаменеи.

После победы

Сразу после победы карьера Али Хаменеи стала резко развиваться. Он продолжил усиленно вести деятельность по распространению исламских интересов, которая на тот момент была крайне необходимой. Весной 1979 года он вместе с единомышленниками основал Партию Исламской республики. В этом же году Хаменеи был назначен заместителем министра обороны, руководителем Корпуса Стражей Исламской Революции, депутатом Собрания Исламского Совета, а также имамом (духовным главой) пятничной молитвы в городе Тегеране.

В 1980 году иранский государственный деятель стал представителем Имама Хомейни в Совете обороны. С началом военных действий, навязанных Ираком, и вторжением армии Саддама Хаменеи активно присутствовал на фронтах. 27 июня 1981 года в тегеранской мечети имени Абузара члены группировки «Мунафикин» совершили на него покушение.

Пост президента

Когда в октябре 1981 года после долгих мучений скончался второй президент Исламской Республики Иран - Муххамед-али Раджаи аятолла Хаменеи, набрав шестнадцать миллионов голосов и получив одобрение Имама Хомейни, стал президентом ИРИ. В 1985 году его переизберут на второй срок.

Пост Верховного лидера

3 июня 1989 года скончался лидер Исламской революции Имам Хомейни. На следующий день Совет экспертов избрал на пост Высшего руководителя Али Хаменеи. Изначально единоличный пост руководителя хотели разделить между собой аятолла Абдул-Карим Мусави, аятолла Али Мешкикини и аятолла Гольпайгани, переименовав его в Высший Совет. Однако совет экспертов отказал им. Тогда аятолла Гольпайгани выставил свою кандидатуру, но проиграл Хаменеи, который получил более 60 % голосов.

В основе государственного устройства Ирана лежит принцип главенства шиитского духовенства, который называется Велаят-е Факих, что в переводе означает «Правление законоведа». Согласно этому принципу, ни одно важное решение не может вступить в силу, пока его не одобрит Высший руководитель.

3-й президент Ирана, аятолла Хаменеи, смог значительно расширить сферу влияния Высшего руководителя. Он передал ему ряд президентских полномочий, связанных с контролем администрации, парламента, совета министров, судебной системы, СМИ, вооруженных сил, полиции, разведки, а также негосударственных фондов и бизнес-сообществ.

В тот же день, 4 июня 1989 года, меджлис экспертов шариата, наблюдающий за деятельностью революционеров, назначил Али Хаменеи Лидером Исламской революции. Ранее этот почетный пост занимал Имам Хомейни.

Внутренняя политика

Президент и высший руководитель Ирана активно поддерживал научный прогресс. Среди исламского духовенства он был одним из первых, кто одобрил исследования в области терапевтического клонирования и стволовых клеток. Из-за того, что «запасы нефти и газа небезграничны», президент много внимания уделял развитию атомной энергетики. В 2004 году духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступал за ускорение процесса приватизации экономики.

Ядерное оружие

Говоря о внутренней политике Али Хаменеи, отдельно стоит отметить его отношение к ядерному оружию. Лидер Ирана издал фетву (правовую позицию), согласно которой производство и накопление атомного оружия запрещено исламом. Летом 2005 года он озвучил ее на заседании МАГАТЭ как официальную позицию иранского правительства. Однако несколько бывших иранских дипломатов утверждают, что в разговоре с представителями иранских спецслужб Хаменеи не отвергал использование ядерного оружия мусульманами ИРИ. Еще одна причина, по которой влияние и исполнение этой позиции оказалось под вопросом заключается в том, что правитель может отметить ее в будущем, если это будет выгодно его стране. Подобный случай уже был в истории. Так, во время ирано-иракского конфликта Верховный лидер Хомейни издал фетву против оружия неизбирательного действия, а потом отменил ее и приказал возобновить производство такого оружия.

Внешняя политика

Америка . Неотъемлемой частью публичных выступлений Великого аятоллы всегда была критика США. В основном она была связана с империалистической политикой американского руководства в странах Ближнего Востока, поддержкой Израиля, агрессией против Ирака и так далее. В разрезе последних событий Хаменеи заявил, что «американцы не просто выступают против иранской нации, но и являются ее главными врагами». Он также добавил, что «отступление Ирана перед лицом Америки придаст ей сил и сделает ее более наглой».

Палестина . Хаменеи смотрит на Израиль как на противозаконный оккупационный режим. В этой связи он поддерживает палестинцев в их нежелании признавать Израиль. Политический лидер уверен, что, если кто-то из представителей исламского мира официально признает «угнетательский режим Израиля», он не только навлечет на себя презрение, но и совершит тщетную акцию, так как долго этот режим не проживет.

По словам аятоллы Хаменеи, биография которого изложена в нашей статье, палестинский вопрос нужно решать путем проведения референдума. В нем должны принять участия все, кого изгнали из Палестины, и все, кто жил в ней до 1948 года, неважно, христиане это или иудеи.

В одном из последних выступлений, Хаменеи заявил, что Израиль не просуществует более 25 лет, если палестинцы и прочие мусульмане не продолжат свою борьбу с сионистским режимом. В этой борьбе он видит единственный выход из ситуации, а все другие способы считает бесплодными.

Личная жизнь

У Али Хаменеи и его супруги Ходжасте Хаменеи есть четыре сына и три дочери. По данным зятя Хаменеи, он живет весьма аскетично. Бывший президент свободно владеет арабским, персидским и азербайджанским языками и немного понимает английский. Он увлекается персидской поэзией и любит совершать пешие прогулки. В юности Хаменеи любил играть в футбол. Государственный деятель издал 18 книг и 6 переводов. Книги аятоллы Хаменеи посвящены главным образом исламской религии.


(1980-1981)
Мохамад Джавад Бахонар (1981)
Мохаммад-Реза Махдави Кани
(и.о., 1981)
Мир-Хосейн Мусави
(1981-1989) Супруга Хадидже Сакафи [d]

Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни или Имам Хомейни (перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی ; 24 сентября , по другим данным, родился в или 1900 году , Хомейн , Персия - 3 июня , Тегеран , Иран) - иранский политический деятель, великий аятолла , лидер исламской революции 1979 года в Иране. Верховный руководитель Ирана с по 1989 год .

Личность

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе . На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом» .

Видео по теме

Биография

Юность и начало политической борьбы

Рухолла Хомейни в молодости

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита , Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке , а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви , за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла » - высший духовный титул в шиитском исламе.

В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе , которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов.

Первые победы и изгнание

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979-1989 годах

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции », разработана и принята новая Конституция республики , предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране , требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви , нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путём , 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, в результате договоренностей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980-1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли . Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции . По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв - мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире . Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди , книгу которого - «Сатанинские стихи » - мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов , присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства» .)

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее , расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра . Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане .

В бонистике

24 сентября 2016 исполнилось 114 лет со дня рождения имама Хомейни, одного из наиболее выдающихся деятелей Ирана и человечества в целом. Ему и его наследию посвящена эта статья.

Рухолла Мусави Хомейни (روح الله موسوی خمینی (персидский)) родился 24 сентября 1902 года в городке Хомейн, ныне провинция Центральный Остан, Персия; умер 3 июня 1989 года в Тегеране) - духовный и политический лидер иранской революции 1979 года, один из основателей Исламской Республики Иран.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита, Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Араке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» - высший духовный титул в шиитском исламе.

В 27 лет Хомейни взял в единственные жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе, которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ИЗГНАНИЕ

В 1962 году Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 года призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны. Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровождён в Тегеран, где провёл в заключении 2 месяца. Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить имама из-под стражи, но уже в октябре 1964 года Хомейни вновь арестовали и выслали в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 году - в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима. В своих обращениях Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством.

РЕВОЛЮЦИЯ 1979 ГОДА И СОЗДАНИЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Таинственная гибель сына имама Мустафы Хомейни, оскорбительная статья в адрес аятоллы, вызвали столь широкий резонанс в Иране, что всё население страны вышло на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьёй покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.

ПОЛИТИКА ХОМЕЙНИ С 1979 ПО 1988 ГОДЫ

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». Таким образом появилось одно из немногих в мире теократических государств. В стране был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооружённым путём, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981 года, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980 - 1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого «Сатанинские стихи» мусульмане-фундаменталисты сочли оскорбительной для ислама.

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от кладбища мучеников исламской революции Ирана. Имя аятоллы носит город Хомейни-Шехр в провинции Исфахан.

ПИСЬМО ХОМЕЙНИ ГОРБАЧЁВУ

1 января 1989 года Михаилу Горбачёву специальным представителем Имама аятоллой Джавади Амоли было вручено послание от имама Хомейни.

Это послание имело большое значение, хотя и является довольно неоднозначным. Аятолла Хомейни по всей видимости не понимал процессы, происходящие в СССР. Поскольку Русь-Россия-СССР является одной из трёх мировых цивилизаций, для понимания происходящего в Русской цивилизации, необходимо обладать соответствующими знаниями. К моменту написания письма русский вариант глобализации только появился в СССР и, скорее всего, нравственные и профессиональные возможности иранской разведки в СССР были недостаточны, чтобы на фоне различных шумов выделить этот полезный сигнал и довести его до лидера Ирана. Иначе бы не было бы и этого письма, и сама политика Ирана изменилась бы.

Тщетно аятолла Хомейни писал письмо Горбачёву, поскольку тот со своей командой не собирался реформировать СССР вопреки декларациям, наоборот, был взят курс на его ликвидацию. Соответственно и ответ его разочаровал Хомейни. Аятолла должен был это понимать. Предлагаемая же альтернатива Горбачёву также не являлась по существу реальной и адекватной жизни альтернативой.

Осветим некоторые моменты данного письма:

Однако если Вы решите пойти дальше по этому пути, то первым делом, которое несомненно послужит успеху Вашего начинания, является пересмотр политики Ваших предшественников, заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу Советского государства. Знайте, что нет более объективного подхода к мировым событиям.

Советское общество вопреки мнению Хомейни не отказывалось от Бога и религии, оно было атеистичным и до появления СССР. Поменялись лишь формы атеизма - идеалистический атеизм церкви, приписывающий Богу человеческие качества, сменился на материалистический атеизм марксизма. Именно по этой причине Хомейни заблуждается, когда говорит о том, что текущий ислам в иранско-шиитской версии может заполнить сложившийся идеологический вакуум.

Народ не приемлет исторически сложившийся ислам, потому что по своим качествам он не отличается от исторически сложившегося христианства, которое Русь переваривала почти тысячу лет, и возврата обратно нет.

Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.

Этот фрагмент указывает, что Хомейни не отличает коммунизм и марксизм. Коммунизм - как идея о справедливом устройстве общества, которую несли в жизни большевики, (а не троцкисты-марксисты) ничем не отличается от праведного ислама, от русского Язычества (не путать с многобожием и идолопоклонством), от изначального учения Иисуса.

Именно по этой причине коммунизм - как внутренняя потребность человека в жизни по совести и справедливости - будет жить, ислам же, который есть в Иране, со временем исчезнет, поскольку даже под руководством Хомейни Ирану не удалось построить Царство Бога на Земле - поскольку Иран не предложил миру альтернативной концепции глобализации на принципах истинного ислама Мухаммада и комплекса наук на его базе для построения справедливого общества.

По этой причине по-прежнему в иранском обществе и науке существует конфликт между западным образованием, проистекающем из библейской концепции, которое получают многие иранцы, и своим доморощенным исторически сложившемся исламом в его шиитской упаковке, и попытками создать на его основе социологию и экономику, которая становится всё более недееспособной в условиях снятия санкций и распространения Русского варианта глобализации.

Понимал ли Хомейни проблемы ислама?

ХОМЕЙНИ ОБ ИСЛАМЕ

Себялюбцы и деспотические правители использовали священную книгу (Коран) для антикоранических целей. Под разными предлогами и путём заранее спланированных заговоров они убрали истинных толкователей Корана, тех, кто познакомился с истиной, почерпнутой в Коране от Пророка… (…) Они заложили основы для искажения Книги, Божественной Сунны и религии. И дело дошло до того, что становится стыдно от одного упоминания всего этого.

И чем больше ширились эти основы, тем больше становилось всяких извращений и искажений, пока Священный Коран, который был ниспослан Господом Богом Мухаммеду в его полном прозрении для улучшения человечества и объединения не только мусульман, но и всей людской семьи, с тем, чтобы привести человечество в состояние, которое оно должно достичь, спасти этого носителя божественных качеств от сатаны и деспотичных правителей, установить справедливость в мире и передать власть в руки безгрешных духовных правителей, чтобы те передали её достойным людям; был вытеснен из жизни, как будто он и не имел предназначения Наставления.

Дело дошло до того, что в руках продажных властей и порочных ахундов, которые были хуже деспотичных правителей, Священный Коран использовался как инструмент для насаждения насилия, жестокости и коррупции и оправдания угнетателей и врагов Господа. К сожалению, в руках врагов, готовящих заговоры, и в руках неискушенных друзей, Коран, книга, призванная определять судьбы, не использовалась и не используется нигде, кроме как на кладбищах и поминках. То, что призвано быть средством объединения мусульман и всего человечества и должно стать Книгой нашей жизни, превратилось в орудие раскола или вообще ушло из повседневной жизни.

Это свидетельство одного из наиболее чистосердечных руководителей мусульман о том, что мусульманская цивилизация более чем за 1300 лет не осуществила даже того минимума благодетельности, что зафиксирован в каноническом тексте Корана. Но сверх того, это и признание факта, что под руководством Хомейни в течение срока отпущенной ему жизни мусульманская культура в Иране не смогла сойти с пути деградации и выйти из тупика на путь бескризисного развития в Богодержавии.

И как показало течение событий в жизни Ирана после смерти Хомейни, этот кризис не может быть преодолён на основе попытки утверждения какой-либо одной традиции толкования писания, признаваемого священным, и споров о том, какие его толкователи и толкования являются истинными, а какие ложными.

Мы ещё вернёмся к столь интересной личности, как Аятолла Хомейни, в будущих статьях.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Подписывайтесь на наш канал на Youtube : https://www.youtube.com/c/inan...

Вступайте в группу Вконтакте .