Хронологический список патриархов русской православной церкви. От февраля до октября

Посвященную 100-летию Поместного Собора 1917-1918 годов. Собор, восстановивший Патриаршество в Русской Церкви, открылся 28 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

От февраля до октября

100 лет назад в ходе февральской, так называемой буржуазной, революции в России была свергнута монархия. К власти пришло Временное правительство, которое продержалось совсем недолго ― чуть более полугода. В октябре страну захлестнула новая революция, «пролетарская», впоследствии получившая название октябрьской. Она положила начало беспрецедентным по своим масштабам гонениям на Церковь в России.

Но в промежутке между двумя революциями Русской Православной Церкви удалось открыть Поместный Собор, к которому она готовилась более десяти лет.

Первое и главное соборное деяние, по мнению большинства историков, и вместе с тем главное церковно-историческое событие всей новейшей эпохи ― восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Собор дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу и соборности. Это действительно имело огромное значение: упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, Собор провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории.

Однако существует, по моему мнению, и второй, не менее важный и значимый результат Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: он объединил Церковь перед лицом начавшихся гонений. Если бы Собор не состоялся, то выстоять в этих испытаниях Церкви было бы гораздо тяжелее. Собор фактически сумел организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях.

Уже в начале второй сессии членам Собора пришлось корректировать свою работу, исходя из складывающейся политической ситуации в стране, которая диктовала иные вопросы, отличные от запланированных ранее. На следующий день после октябрьского переворота в Царском селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров, первый новомученик Русской Церкви. С этого момента гонения на духовенство приобретают систематический и массовый характер.

Желая обратить внимание общественности на творившиеся в стране беззакония и еще надеясь вразумить новую власть, Святейший Патриарх Тихон 1 февраля 1918 года обращается с посланием, в котором ярко рисует картину происходившего тогда в России: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие… над святою Церковью православной… с неслыханною доселе дерзостью и беспощадной жестокостью… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы…»

Время беззаконий

Но безумцы не опомнились, не вняли словам Патриарха и не остановились в своих беззакониях. Буквально через несколько дней после оглашения послания, 7 февраля 1918 года, возле стен Киево-Печерской лавры был убит старейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Тело убитого митрополита обнаружили наутро: владыка лежал на спине в луже крови с сорванной панагией, а кроме пулевых ранений на нем было множество колотых ран от штыков и ударов прикладами. Руки иерарха были сложены в последнем благословении, которое он дал тем, кто его убивал.

Весть о смерти Почетного председателя Собора потрясла всех его членов. В ответ на это убийство Собор постановил совершать ежегодное молитвенное поминовение «всех усопших в нынешнюю годину гонений исповедников и мучеников» в день смерти митрополита Киевского Владимира. Кроме того, опасаясь за жизнь Первосвятителя Русской Церкви, Собор обратился к нему с просьбой оставить распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола и самому избрать на это место несколько кандидатов, которые смогут в случае невозможности соборного избрания воспринять его полномочия по завещанию.

Первые заседания второй сессии Собора были посвящены событиям, происходившим в стране. Начало эпохи гонений было еще раз подчеркнуто особым соборным постановлением о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти. В документе говорилось, что «новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на… гонения».

В 1918 году сообщения об арестах, ссылках и расстрелах звучали почти на каждом заседании Поместного Собора. Для поддержки и помощи арестованных Собор предпринимал значительные усилия, организовывались делегации Собора к местам заключения и ссылки. Было решено образовать специальную Комиссию для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь. Эта комиссия стала первым собирателем и хранителем сведений о крестном пути Русской Церкви в XX веке. Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний и третьей сессии Собора. Сессия начинается панихидой по убиенному царю Николаю II и оканчивается чтением мартиролога новомучеников, имена которых были известны к моменту закрытия Собора. Сравнение этого списка с современными данными показывает, как мало знала соборная Комиссия по гонениям о подлинных масштабах репрессий.

Кроме физической расправы над духовенством и верующими новая власть делала все возможное, чтобы уничтожить Церковь и юридически. Ее декреты и инструкции, затрагивающие положение и деятельность Православной Церкви, практически лишали последнюю права на существование в новом государстве. Святейший Патриарх Тихон заявил на последней сессии Собора, что принятые постановления советской власти относительно Церкви ставят ее «пред лицом неизбежного исповедничества и мученичества».

В годы гонений миллионы верующих подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации ― от издевательств и увольнения с работы до заключения и расстрелов. В течение 1918-1920-х годов были убиты, по меньшей мере, 28 епископов, тысячи священников были посажены в тюрьмы или также убиты. В 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди прихожан и монашествующих ― на миллионы. В то время был уничтожен почти весь епископат Русской Церкви: на свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, причем и на них были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.

Уже в первые годы советской власти были закрыты все духовные школы, церкви при учебных заведениях, больницах и воинских частях. С 1918 года начинается повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году.

Гонения продолжались более семидесяти лет ― с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов. Но Церковь выстояла, и это произошло во многом благодаря Поместному Собору 1917-1918 годов. Он сумел консолидировать церковные силы, дал правильную оценку начинающейся безбожной эпохе, помог оживить приходскую жизнь, дал почувствовать ответственность каждого ― от священника до мирянина ― за судьбу Церкви. Он оставался для верующих людей своего рода «церковным маяком», образцом, которому нужно соответствовать. И как показали результаты переписи 1937 года, больше половины граждан советского атеистического государства (около 60%) заявили о своей вере в Бога, несмотря на творившиеся в стране беззакония по отношению к верующим.

Все это позволило Церкви не только выстоять, но и возродиться, как только внешние обстоятельства изменились.

Начало второго Крещения Руси

Пересмотреть свое отношение к Церкви власти были вынуждены лишь в 1988 году, когда состоялся Поместный Собор, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Именно с этого момента начинается возрождение соборной традиции и возвращение в практику церковной жизни определений Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Тогда празднование 1000-летия Крещения Руси, воспринимавшееся властью изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа.

Юбилейный 1988-й год вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. С этого тысячелетнего юбилея началось второе Крещение Руси, продолжающееся и поныне. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к вере. В крупных городских храмах принимали крещение десятки и сотни людей ежедневно.

Уже через год (9-11 октября 1989 года) был проведен Архиерейский Собор, одним из важнейших решений которого стала канонизация Святейшего Патриарха Тихона. Кроме того, на нем был открыто поставлен вопрос о пересмотре дискриминационных для Церкви отношений с государством: Русская Церковь заявила о необходимости изменений в государственном законодательстве и признании юридическим лицом церковной организации в целом.

А в следующем 1990 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором впервые с 1917 года Патриарх был избран тайным голосованием. На этом же Соборе была организована Комиссия по канонизации святых, которой поручалось подготовить материалы к прославлению новомучеников, пострадавших за веру в XX веке.

Через два года следующий Архиерейский Собор восстановил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских, и тогда же были причислены к лику святых первые новомученики Русской Церкви.

В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне, были устранены искусственные препятствия для возрождения церковной жизни. Начался процесс возвращения святынь Церкви, период активного строительства новых храмов и монастырей, стремительного роста числа духовенства, монашествующих, прихожан. За прошедшие с 1988 года 29 лет число приходов Русской Православной Церкви увеличилось с 6 тысяч до 36 тысяч. Это значит, что за эти годы мы открывали более тысячи приходов в год или более трех в день. Рост числа приходов продолжается с той же скоростью.

В период между 1988 и 2017 годами количество монастырей Русской Церкви возросло с 21 до более 900. Возобновили действие все крупные исторические центры русского монашества.

В 1990-е годы во многих епархиях были открыты духовные семинарии и училища. На сегодняшний день действуют свыше пятидесяти духовных школ ― от высших ( , духовные академии и семинарии) до средних (училища, гимназии). Кроме того, в более чем 50 высших государственных учебных заведениях России открыты кафедры и отделения теологии в соответствии с принятым в 2001 году государственным стандартом «теология».

Значительной вехой на историческом пути Русской Церкви стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года. По масштабу своих деяний он сопоставим с Поместным Собором 1917-1918 годов. И главным деянием Юбилейного Собора было причисление к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских, то есть всех, кто в XX столетии отдал жизнь за веру, став жертвой репрессий со стороны советской власти. Этим действием Церковь дала оценку наиболее трагическому периоду российской истории. Из числа сотен тысяч мучеников и исповедников, многие из которых погибли в безвестности и о чьем подвиге, может быть, мы никогда не узнаем, более тысячи были названы по именам ― это те люди, чья жизнь была изучена Комиссией по канонизации святых и чья мученическая кончина засвидетельствована документально. Сегодня в святцы внесены имена уже около 1800 новомучеников и исповедников.

В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с . Собор одобрил курс на сближение с нею, наметившийся в начале XXI века. Акт о восстановлении канонического общения 17 мая 2007 года. Таким образом удалось окончательно преодолеть период трагического разделения в Русской Церкви в XX веке, начавшийся в период революционной смуты и длившийся более восьмидесяти лет.

Расширение Русской Православной Церкви коснулось не только стран постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья, где, начиная с 1988 года, количество приходов выросло многократно. Сегодня в 57 странах «дальнего зарубежья» существует около тысячи приходов и более 50 монастырей.

Сегодня, согласно статистическим данным, более 70% россиян считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви. Большинство верующих Украины, Белоруссии и Молдавии принадлежат к Московскому Патриархату. Каноническая ответственность Русской Церкви распространяется на страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и государства Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан). Общее число членов Русской Церкви составляет около 180 миллионов человек, то есть превышает численность всех остальных Поместных Православных Церквей вместе взятых.

Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви в конце XX ― начале XXI века сопровождался кардинальными переменами в ее социально-политическом положении в России и других странах бывшего СССР. Впервые после более семидесяти лет Церковь вновь стала интегральной частью общества, признанной духовно-нравственной силой, обладающей высоким общественным авторитетом. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей определять свое место в обществе, выстраивать отношения с государством. Впервые у Церкви появились широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. И фундаментом в этой деятельности во многом служат труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов.

Опыт, не устаревший за 100 лет

В сегодняшней церковной жизни особенно явно проступают тенденции возвращения к идеям Собора 1917-1918 годов, так как его огромный, в значительной степени до сих пор не реализованный на практике комплекс постановлений, а также бесценный опыт работы не утратили важность и в настоящее время. «Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни… Именно в той духовной среде, из которой вышли мученики веры, и возникли идеи церковного возрождения, оказавшегося отложенным во времени, но, с поправкой на изменившиеся условия, осуществляющегося ныне», ― отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем на , посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

Во многом Соборные постановления 1917-1918 годов являются сегодня для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. С опорой на эти постановления в Русской Православной Церкви ныне образован , создаются митрополии и при них митрополичьи советы, созданы и епархиальные древлехранилища, приняты Положения о епархиальных викариатствах, епархиальных собраниях и церковных судах, определение прихода и характеристика состава его причта и многое другое.

28 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в России собрался Поместный собор Русской православной церкви, восстановивший патриаршество.

Митрополит Иларион: "Общее число членов Русской Церкви составляет около 180 миллионов человек, то есть превышает численность всех остальных поместных православных церквей вместе взятых". Фото: Александр Мудрец / ТАСС

От февраля до октября

100 лет назад в ходе февральской, так называемой "буржуазной", революции в России была свергнута монархия. К власти пришло Временное правительство, которое продержалось совсем недолго - чуть более полугода. В октябре страну захлестнула новая революция, "пролетарская", впоследствии получившая название октябрьской. Она положила начало беспрецедентным по своим масштабам гонениям на Церковь в России.

Но в промежутке между двумя революциями Русской Православной Церкви удалось открыть Поместный Собор, к которому она готовилась более десяти лет.

Первое и главное соборное деяние, по мнению большинства историков, и вместе с тем главное церковно-историческое событие всей новейшей эпохи - восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу и соборности. Это действительно имело огромное значение: упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, Собор провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории.

Однако существует, по моему мнению, и второй, не менее важный и значимый результат Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: он объединил Церковь перед лицом начавшихся гонений. Если бы Собор не состоялся, то выстоять в этих испытаниях Церкви было бы гораздо тяжелее. Собор фактически сумел организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях.

Уже в начале второй сессии членам Собора пришлось корректировать свою работу, исходя из складывающейся политической ситуации в стране, которая диктовала иные вопросы, отличные от запланированных ранее. На следующий день после октябрьского переворота в Царском селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров, первый новомученик Русской Церкви. С этого момента гонения на духовенство приобретают систематический и массовый характер.

Упразднив Синод и восстановив Патриаршество, 
Собор объединил церковь 
в канун гонений

Желая обратить внимание общественности на творившиеся в стране беззакония и еще надеясь вразумить новую власть, Святейший Патриарх Тихон 1 февраля 1918 года обращается с посланием, в котором ярко рисует картину происходившего тогда в России: "Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие... над святою Церковью православной... с неслыханною доселе дерзостью и беспощадной жестокостью... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы...".

Время беззаконий

Но безумцы не опомнились, не вняли словам Патриарха и не остановились в своих беззакониях. Буквально через несколько дней после оглашения послания, 7 февраля 1918 года, возле стен Киево-Печерской Лавры был убит старейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Тело убитого митрополита обнаружили наутро: владыка лежал на спине в луже крови с сорванной панагией, а кроме пулевых ранений на нем было множество колотых ран от штыков и ударов прикладами. Руки иерарха были сложены в последнем благословении, которое он дал тем, кто его убивал.

Весть о смерти Почетного председателя Собора потрясла всех его членов. В ответ на это убийство Собор постановил совершать ежегодное молитвенное поминовение "всех усопших в нынешнюю годину гонений исповедников и мучеников" в день смерти митрополита Киевского Владимира. Кроме того, опасаясь за жизнь Первосвятителя Русской Церкви, Собор обратился к нему с просьбой оставить распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола и самому избрать на это место несколько кандидатов, которые смогут в случае невозможности соборного избрания воспринять его полномочия по завещанию. Первые заседания второй сессии Собора были посвящены событиям, происходившим в стране. Начало эпохи гонений было еще раз подчеркнуто особым соборным постановлением о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти. В документе говорилось, что "новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на... гонения".

В 1918 году сообщения об арестах, ссылках и расстрелах звучали почти на каждом заседании Поместного Собора. Для поддержки и помощи арестованных Собор предпринимал значительные усилия, организовывались делегации Собора к местам заключения и ссылки. Было решено образовать специальную Комиссию для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь. Эта комиссия стала первым собирателем и хранителем сведений о крестном пути Русской Церкви в XX веке. Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний и третьей сессии Собора. Сессия начинается панихидой по убиенному царю Николаю II и оканчивается чтением мартиролога новомучеников, имена которых были известны к моменту закрытия Собора. Сравнение этого списка с современными данными показывает, как мало знала соборная Комиссия по гонениям о подлинных масштабах репрессий.

Патриарх Тихон. Фото: wikimedia.org

Кроме физической расправы над духовенством и верующими новая власть делала все возможное, чтобы уничтожить Церковь и юридически. Ее декреты и инструкции, затрагивающие положение и деятельность Православной Церкви, практически лишали последнюю права на существование в новом государстве. Святейший Патриарх Тихон заявил на последней сессии Собора, что принятые постановления советской власти относительно Церкви ставят ее "пред лицом неизбежного исповедничества и мученичества".

В годы гонений миллионы верующих подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до заключения и расстрелов. В течение 1918-1920-х годов были убиты, по меньшей мере, 28 епископов, тысячи священников были посажены в тюрьмы или также убиты. В 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди прихожан и монашествующих - на миллионы. В то время был уничтожен почти весь епископат Русской Церкви: на свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, причем и на них были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время.

По переписи 1937 года, около 60% граждан СССР заявили 
о своей вере в Бога, несмотря на преследование верующих

Уже в первые годы советской власти были закрыты все духовные школы, церкви при учебных заведениях, больницах и воинских частях. С 1918 года начинается повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году.

Гонения продолжались более семидесяти лет - с 1917 года до "перестройки" конца 1980-х годов. Но Церковь выстояла, и это произошло во многом благодаря Поместному Собору 1917-1918 годов. Он сумел консолидировать церковные силы, дал правильную оценку начинающейся безбожной эпохе, помог оживить приходскую жизнь, дал почувствовать ответственность каждого - от священника до мирянина - за судьбу Церкви. Он оставался для верующих людей своего рода "церковным маяком", образцом, которому нужно соответствовать. И как показали результаты переписи 1937 года, больше половины граждан советского атеистического государства (это около 60%) заявили о своей вере в Бога, несмотря на творившиеся в стране беззакония по отношению к верующим.

Все это позволило Церкви не только выстоять, но и возродиться, как только внешние обстоятельства изменились.

Начало второго крещения

Пересмотреть свое отношение к Церкви власти были вынуждены лишь в 1988 году, когда состоялся Поместный Собор, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Именно с этого момента начинается возрождение соборной традиции и возвращение в практику церковной жизни определений Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Тогда празднование 1000-летия Крещения Руси, воспринимавшееся властью изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа.

Юбилейный 1988-й год вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. С этого тысячелетнего юбилея началось второе Крещение Руси, продолжающееся и поныне. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к вере. В крупных городских храмах принимали крещение десятки и сотни людей ежедневно.

Уже через год (9-11 октября 1989 года) был проведен Архиерейский Собор, одним из важнейших решений которого стала канонизация Святейшего Патриарха Тихона. Кроме того, на нем был открыто поставлен вопрос о пересмотре дискриминационных для Церкви отношений с государством: Русская Церковь заявила о необходимости изменений в государственном законодательстве и признании юридическим лицом церковной организации в целом.

А в следующем 1990 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором впервые с 1917 года Патриарх был избран тайным голосованием. На этом же Соборе была организована Комиссия по канонизации святых, которой поручалось подготовить материалы к прославлению новомучеников, пострадавших за веру в XX веке.

28 августа 1917 года в России собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, восстановивший Патриаршество. Фото: wikimedia.org

Через два года следующий Архиерейский Собор восстановил празднование "Собора новомучеников и исповедников Российских", и тогда же были причислены к лику святых первые новомученики Русской Церкви.

В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне, были устранены искусственные препятствия для возрождения церковной жизни. Начался процесс возвращения святынь Церкви, период активного строительства новых храмов и монастырей, стремительного роста числа духовенства, монашествующих, прихожан. За прошедшие с 1988 года 29 лет число приходов Русской Православной Церкви увеличилось с 6 тысяч до 36 тысяч. Это значит, что за эти годы мы открывали более тысячи приходов в год или более трех в день. Рост числа приходов продолжается с той же скоростью.

В период между 1988 и 2017 годами количество монастырей Русской Церкви возросло с 21 до более 900. Возобновили действие все крупные исторические центры русского монашества.

В 1990-е годы во многих епархиях были открыты духовные семинарии и училища. На сегодняшний день действуют свыше пятидесяти духовных школ - от высших (Общецерковная аспирантура и докторантура, духовные академии и семинарии) до средних (училища, гимназии). Кроме того, в более чем 50 высших государственных учебных заведениях России открыты кафедры и отделения теологии в соответствии с принятым в 2001 году государственным стандартом "теология".

Значительной вехой на историческом пути Русской Церкви стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года. По масштабу своих деяний он сопоставим с Поместным Собором 1917-1918 годов. И главным деянием Юбилейного Собора было причисление к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских, то есть всех, кто в XX столетии отдал жизнь за веру, став жертвой репрессий со стороны советской власти. Этим действием Церковь дала оценку наиболее трагическому периоду российской истории. Из числа сотен тысяч мучеников и исповедников, многие из которых погибли в безвестности и о чьем подвиге, может быть, мы никогда не узнаем, более тысячи были названы по именам - это те люди, чья жизнь была изучена Комиссией по канонизации святых и чья мученическая кончина засвидетельствована документально. Сегодня в святцы внесены имена уже около 1800 новомучеников и исповедников.

В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью. Собор одобрил курс на сближение с нею, наметившийся в начале XXI века. Акт о восстановлении канонического общения был подписан 17 мая 2007 года. Таким образом удалось окончательно преодолеть период трагического разделения в Русской Церкви в XX веке, начавшийся в период революционной смуты и длившийся более восьмидесяти лет.

Расширение Русской Православной Церкви коснулось не только стран постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья, где, начиная с 1988 года, количество приходов выросло многократно. Сегодня в 57 странах "дальнего зарубежья" существует около тысячи приходов и более 50 монастырей.
Сегодня согласно статистическим данным, более 70% россиян считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви. Большинство верующих Украины, Белоруссии и Молдавии принадлежат к Московскому Патриархату. Каноническая ответственность Русской Церкви распространяется на страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и государства Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан). Общее число членов Русской Церкви составляет около 180 миллионов человек, то есть превышает численность всех остальных Поместных Православных Церквей вместе взятых.
Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви в конце XX - начале XXI века сопровождался кардинальными переменами в ее социально-политическом положении в России и других странах бывшего СССР. Впервые после более семидесяти лет Церковь вновь стала интегральной частью общества, признанной духовно-нравственной силой, обладающей высоким общественным авторитетом. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей определять свое место в обществе, выстраивать отношения с государством. Впервые у Церкви появились широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. И фундаментом в этой деятельности во многом служат труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов.

Опыт, не устаревший за 100 лет

В сегодняшней церковной жизни особенно явно проступают тенденции возвращения к идеям Собора 1917-1918 годов, так как его огромный, в значительной степени до сих пор не реализованный на практике комплекс постановлений, а также бесценный опыт работы не утратили важность и в настоящее время. "Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни... Именно в той духовной среде, из которой вышли мученики веры, и возникли идеи церковного возрождения, оказавшегося отложенным во времени, но, с поправкой на изменившиеся условия, осуществляющегося ныне", - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси в своем выступлении на конференции, посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

Во многом Соборные постановления 1917-1918 годов являются сегодня для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. С опорой на эти постановления в Русской Православной Церкви ныне образован Высший Церковный Совет, создаются митрополии и при них митрополичьи советы, созданы Патриарший совет по культуре и епархиальные древлехранилища, приняты Положения о епархиальных викариатствах, епархиальных собраниях и церковных судах, определение прихода и характеристика состава его причта и многое другое.

4 мая 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в церковный календарь новый праздник - день памяти отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Датой празднования было выбрано 18 ноября, так как именно в этот день в 1917 году Поместный Собор восстановил Патриаршество в Русской Церкви, а митрополит Московский Тихон (Белавин) был избран Патриархом Всероссийским после 217-летнего перерыва.

Такое синодальное решение продиктовано осознанием огромного значения, которое Поместный Собор 1917-1918 годов оказал на всю последующую жизнь Русской Церкви вплоть до наших дней. На сегодня 46 участников Собора прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Всего же пострадавших за веру Христову участников Собора, материалы к канонизации которых собираются и рассматриваются специальной комиссией, более трехсот из 564 его членов, т.е. больше половины. В истории Православной Церкви не известны Соборы, среди участников которых было бы столько святых, мучеников и исповедников, как среди участников этого Освященного Собора.

Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. И главный урок, который должен быть вынесен из трагического опыта прошлого, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога.

После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В 1917 году Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс Горопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую Духовную Семинарию, а по ее окончании - в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1888 году. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После Академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской Духовной Семинарии. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1894 года он - ректор Казанской Духовной Академии, и через три года (восемь с половиной лет по выпуске из Петербургской Академии) - уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающий почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них - кафедральный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеа- полисскую Духовную Семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.

Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 году епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.

После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 году был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 году высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 года архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол ар-хиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона, - как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 года им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «...а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...».

Когда летом 1921 года после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 года).

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года. «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, - писал Святейший Патриарх Тихон, - во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем... Вме-сте с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство - Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал лютую ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в Московском Донском монастыре. Жизнь Святейшего все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Святейший сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в Московском Донском монастыре.

Заслуги Святейшего перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе Новых Мучеников и Исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в России, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта / 7 апреля и 26 сентября / 9 октября.

Мысли и высказывания Патриарха Тихона

«Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения. И, конечно, не может не испытывать скорби всякий русский верующий человек. Однако скорбь наша не может быть безмерной».

«Мы страждем сердцем при виде непрекращающихся бедствий в нашем Отечестве, вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поедающий землю нашу. Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других - в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос».

«Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувствен-ных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуєм в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших».

«Многие из нас, по своей привязанности к чувственным и земным благам, не ценят и не понимают значения для мира молитв святых подвижников. Но ведь и слепорожденные не ценят и не понимают, что такое солнечный свет, и, однако, он нимало не теряет от этого своей ценности».

«Духовное рождение, как и рождение плотское, имеет свои трудности, но зато имеет и свои радости. Женщина, когда рожает, терпит скорбь, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что человек родился в мир. А разве мне не радостно рождение духовное, через которое человек делается тем, чем он должен быть, через которое в нем изображается Христос и через которое он из чада гнева Божия становится любимым детищем Божиим? Радость духовного рождения испытывал Сам Христос. Когда ученики Господни возвратились с проповеди и поведали Христу о ее успехах, Он возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11, 25)».

«С пришествием Христа на землю стало еще больше оснований для светлого взгляда на жизнь. Жизнь и страдания Христа дают путь и средство к восстановлению нарушенной гармонии, снова открывают нам двери рая. Христос возродил нас к упованию живому (1 Пет 1, 3); Он живот бе, и живот бе свет человеком (Ин 1, 4); в Нем мы приобрели больше, чем потеряли в Адаме. Посему и христианство не гроб для человеческого рода, не безлюдная и безжизненная пустыня, а, напротив, оно сообщает своим приверженцам новую жизнь».

Церковь празднует память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, несколько раз в году: в день его кончины, в день прославления в 1989 году, в соборе новомучеников, в соборе святителей Московских, а также сегодня - в день избрания на Патриарший престол. Избрание это не было обычным для Русской Церкви; оно было одновременно восстановлением Патриаршества после почти двухсотлетнего перерыва.

Митрополит Московский

До 1917-го года будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Белавин; родился в 1865-м году) прожил уже большую жизнь. Он окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал догматическое богословие в Псковской семинарии, затем принял постриг с именем Тихон в 1891-м году. Он был ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; затем был возведен в сан епископа Люблинского. Особенно интересна деятельность Святителя Тихона в Северной Америке - с 1898-го по 1907-й год он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900-го года - Алеутским и Североамериканским). После возвращения из Америки владыка Тихон возглавлял сначала Ярославскую, а затем Виленскую епархии. Будучи архиепископом Виленским, святитель Тихон участвовал в заседаниях Синода 1916-1917 годов.

В 1917-м году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всем государстве, происходили значительные перемены. Обер-прокурор Синода во Временном Правительстве Львов в апреле подобрал новый состав Святейшего Синода из прогрессивно настроенных иерархов, в который из прежних членов вошел только Сергий (Страгородский). Архиепископ Тихон в новый состав Синода вызван не был.

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления. 19 июня 1917-го года в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии для выборов возглавителя епархии: 21 июня посредством тайного голосования правящим архиереем Москвы был избран Архиепископ Тихон; 13 августа 1917-го года он был возведен на кафедру митрополитов Московских и Коломенских.

Восстановление Патриаршества

15 августа 1917-го года, в день Успения, литургией, совершенной митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлевском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживленная дискуссия о необходимом высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После захвата власти большевиками в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества. Мнение народа на Соборе выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Жребий Божий

Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон».Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший наименьшее количество голосов.

Исполнение предзнаменований

В тот же день все архиереи-члены Собора собрались в резиденции Московских митрополитов. Архиепископ Антоний (Храповицкий), кандидат, набравший наибольшее число голосов, обратился к избранному на Патриарший престол митрополиту Тихону, сказав, в частности, следующее: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас «патриархом», когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования <...>».

Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Престол как Голгофа

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце - ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным, как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Дело Патриарха Тихона

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, Гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов к гибели ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919-го года, уже в самый разгар Гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

Заточение и смерть

Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922-го года по июнь 1923-го года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919-го года и 9 декабря 1923-го года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925-го года он совершил последнюю Божественную Литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Канонизация и почитание

9 октября 1989-го года Святитель Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви; он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по старому стилю) в день его преставления; а также 26 сентября - день его прославления в лике святых.

2012 год отмечен 95-летними юбилеями как двух российских революций, так и восстановления патриаршества в Российской Православной Церкви. В свое время оно было упразднено императором Петром Великим после кончины Патриарха Адриана в 1700 году. В 1721 году с согласия восточных Патриархов в России был учрежден высший орган церковного управления - Святейший правительствующий Синод. Был создан и орган контроля государства за церковными делами. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 2003. Т. 1

На рубеже XIX-XX веков в среде духовенства все чаще звучали мнения о неканоничности Синода, о «засилье» государства в церковных делах и о необходимости реформировать внутрицерковное управление. Соответственно встал вопрос об изменении взаимоотношений Церкви и государства. Его решение стали связывать с созывом Поместного Собора Русской Церкви. С начала 1905 года на уровне Комитета министров и Святейшего Синода началось обсуждение перспектив созыва церковного Собора. В конце марта того же года Синодом было принято решение ходатайствовать перед императором о созыве в Москве Всероссийского Собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и для обсуждения перемен в церковном управлении. Однако со стороны Николая II, первоначально поддержавшего идею созыва Собора, последовал отказ. Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале 20 века. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., 2007

Боязнь ответственности приводит православных верующих к мечте о сильной власти

Устоявшиеся за два столетия отношения государства и Церкви были закреплены рядом законодательных актов, пересмотр которых являлся чрезвычайно сложной задачей. Разрушение синодальной системы и проведение радикальных преобразований в церковном управлении грозили разорвать союз империи и Православной Церкви и даже привести к отделению последней от государства. Перестройка религиозного фундамента монархии была чревата обрушением всего здания православного государства. Поэтому Николай II, следуя советам обер-прокурора Константина Победоносцева, не только не торопился с проведением церковных реформ, но и осуществлял политику «подмораживания», оставляя государственно-церковные отношения в неизменном виде.

Государственная вероисповедная политика претерпела серьезные изменения после 17 апреля 1905 года. В тот день - в условиях нарастания массового леворадикального движения - император издал Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно ему всем русским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение, а все религии России уравнивались в правах. При этом доминирующее положение Церкви в государстве ухудшилось по сравнению с тем, которое она имела до выхода этого царского указа: православная вера оказалась единственной среди всех конфессий, сохранившей неразрывную связь с государственным аппаратом. Во внутренние же дела остальных исповеданий государство не вмешивалось.

В конце июля 1905 года Победоносцев обратился к российскому епископату с просьбой прислать в Синод свои предложения о преобразованиях в Церкви. Отзывы архиереев поступали в духовное ведомство с конца октября 1905 года до начала весны следующего года. Выяснилось, что почти весь епископат требовал реформ, касающихся канонического устройства Церкви и направленных на ее освобождение от государственной зависимости. О неканоничности синодального строя и необходимости созыва Поместного Собора говорили почти все. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 2003. Т. 1. .

27 декабря 1905 года император обратился к председателю Святейшего Синода митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому) с рескриптом о необходимости проведения преобразований в устройстве Церкви. Митрополиту Антонию совместно с митрополитами Московским и Киевским предлагалось определить сроки созыва Собора.

Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на планирующемся Соборе вопросов церковной реформы 14 января 1906 года Святейший Синод принял решение о создании особой комиссии - Предсоборного присутствия. В его состав вошли представители епископата, священники и известные богословы. Присутствие работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Каптерев Н.Ф. Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству // Богословский Вестник. 1905. Т. 1. № 4.

На нем было принято решение рекомендовать будущему Поместному Собору восстановить в Российской Церкви патриаршество. 3 июня Присутствием был принят документ «Об отношении высшего Правительства Православной Российской Церкви к Верховной Государственной власти». В нем были очерчены права будущего Патриарха. В целом Предсоборное присутствие предлагало уменьшить императорское влияние в жизни Церкви: с одной стороны, чтобы государство по-прежнему выполняло перед Российской Церковью все политические, финансовые, охранительные и другие функции. С другой - чтобы права Церкви не только существенно расширились, но чтобы она получила самоуправление. При этом в постановлениях Присутствия в качестве принципа церковного устроения проходил не принцип соборности (то есть участия в управлении Церковью помимо иерархов белого духовенства и мирян), а полновластия епископата. С учетом планов по введению патриаршества налицо было стремление усилить власть архиереев.

Продолжило эту же линию и Предсоборное совещание, работавшее с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Его члены решили сохранить модель церковно-государственных отношений, предложенную ранее Предсоборным присутствием. Однако власть председателя Святейшего Синода (Патриарха) было предложено увеличить, предоставив тому право «начальственно» контролировать работу всех центральных церковных учреждений. В целом в схеме церковно-государственных отношений, которую отстаивала иерархия, Патриарх мыслился как фактически неподконтрольное императору лицо, которое находится в некотором смысле не «при» царе (в качестве одного из наиболее приближенных советников), а «напротив» царя - в качестве определенного «противовеса» ему.

Понятно, что при возникновении каких-либо (пусть даже незначительных) разногласий между церковной и государственной властями Патриарх мог перейти в оппозицию царю. При этом он был бы фактически «недосягаем» для императора: в случае, например, суда над Патриархом для рассмотрения его дела следовало бы приглашать «равночестных» тому по сану иерархов Восточных Церквей (как в случае с Патриархом Никоном в 1666 году). И государству грозила бы вероятность церковно-политического раскола, аналогичного расколу XVII века, что в условиях нарастания революционного движения могло послужить катализатором революции.

В начале ХХ века российское общество в борьбе с самодержавием добилось созыва Государственной Думы и получило определенные гражданские свободы. Но при этом не были учтены интересы Православной Церкви, которая осталась практически в одиночестве со своими нерешенными проблемами. Духовенство в силу своего социального положения не могло принять те методы борьбы за реформы, которые использовались обществом: участие в забастовочном движении и применение методов вооруженной борьбы. Однако священнослужители Российской Церкви могли оказывать идеологическое воздействие на политическое сознание многомиллионного российского крестьянства. И в период Февральской революции духовенство широко воспользовалось этой возможностью с целью узаконить в сознании паствы свержение монархии ради достижения своих целей по получению независимости («отдаления») от государства Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории». М., 1989.

Долгожданный Поместный Собор открылся 15 августа. За четыре дня до этого было опубликовано постановление Временного правительства о правах Собора. Выработанный им законопроект «О новом порядке свободного самоуправления Русской Церкви» надлежало представить «на уважение» государственной власти. То есть теоретически Временное правительство могло отказать в санкции соборному постановлению о форме внутрицерковного управления. В этом смысле Поместный Собор был юридически несвободен.

Открывшийся в Москве 15 августа 1917 года Поместный Собор (высший орган управления в Церкви) привлек к себе внимание общественности. Для участия в нем были избраны и назначеноы по должности 564 человека: 80 архиереев, 129 священников, 10 дьяконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Он воспринимался как Церковное Учредительное собрание. Собор работал более года. За этот период состоялись три его сессии: первая - с 15 августа по 9 декабря 1917 года, вторая и третья - в 1918 году: с 20 января (2 февраля) по 7 (20) апреля и с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября Бычков С.С. Русская Церковь и императорская власть. (Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900-1917 годов) Т.1. М., 1998. 319 с. Вениамин (Федченков), митрополит. Россия между верой и безверием. М., 2003. 7.

11 октября 1917 года на Соборе началось обсуждение доклада о форме высшего церковного управления. Мнения участников Собора разделились: одни (в основном епископат) выступали за восстановление патриаршества, другие (рядовые клирики и миряне) были противниками такой идеи, настаивая на необходимости соборности. Причем на протяжении практически двух недель судьба этого вопроса была неясна. Однако положение изменилось после известий из Петрограда: 25 октября Временное правительство было свергнуто большевиками, а на следующий день было сформировано новое - Совет народных комиссаров. Причем Церковь никак не стала защищать Временное правительство, хотя в марте 1917 года она объявила его «благоверным», властью «от Бога» и привела народ к присяге ему.

На октябрьский переворот Собор отреагировал, по словам профессора Петроградской духовной академии Бориса Титлинова, «прежде всего ускоренным учреждением патриаршества». Действительно, после схода с политической сцены Временного правительства сама собой отпала и необходимость представлять ему «на уважение» соборное постановление о форме внутрицерковного управления. Интересы же новых правителей государства в те дни были далеки от церковной тематики: перед ними стоял первоочередной вопрос об удержании власти. Временным отсутствием контроля со стороны властей воспользовались представители «епископской партии». На фоне начавшейся на улицах Москвы 28 октября стрельбы, возникшей в результате антисоветского восстания юнкеров, захвативших Кремль, мнения участников Собора начали склоняться в пользу патриаршества.

28 октября дискуссии были окончены и на голосование поставили вопрос о восстановлении патриаршества. Соответствующее постановление было принято абсолютным большинством голосов. В нем утверждалось четыре пункта: 1) Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян, принадлежит высшая власть в Русской Церкви - законодательная, судебная, административная и контролирующая; 2) вновь восстанавливается патриаршество и патриаршее управление Церковью; 3) Патриарх является первым между равными ему епископами; 4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Поместному Собору. Бычков С.С. Русская Церковь и императорская власть. (Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900-1917 годов) Т.1. М., 1998. 319 с. Вениамин (Федченков), митрополит. Россия между верой и безверием. М., 2003. 7

30 и 31 октября тайным голосованием были определены три кандидата в Патриархи: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). 5 ноября 1917 года путем извлечения жребия в храме Христа Спасителя Патриархом был избран Тихон. Но лишь через два дня - 8-го числа - Поместным Собором было принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». В частности, «первый епископ» был облечен полномочиями представителя Церкви перед государством и имел «долг печалования пред государственной властью». То, что Патриарх был избран, но его права и обязанности при этом были неясны, служит показателем того, что сторонники «епископской партии» спешили с восстановлением патриаршества. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. 382 с. Зырянов П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984

Через несколько дней, 21 ноября, состоялась интронизация Патриарха Тихона. В Российской Церкви появилась, по сути, неограниченная власть «церковного монарха», подотчетного лишь Поместному Собору.

Свое видение государственно-церковных отношений Собор сформулировал в определении «О правовом положении Православной Российской Церкви», принятом 2 декабря 1917 года. Оно было составлено буквально в повелительной к новой (советской) власти форме. В нем предлагалось дать Церкви публично-правовой статус «первенствующей» в стране конфессии, обеспечить право на самоопределение и самоуправление, предоставить возможность законотворческой деятельности (в тех случаях, когда постановления правительства затрагивали церковные интересы). Церковное имущество признавалось не подлежащим конфискации и обложению налогами, со стороны государства ожидалось получение ежегодных ассигнований в пределах церковных потребностей. Священнослужителей и штатных церковнослужителей предлагалось освободить от различных повинностей (в первую очередь от воинской), православный календарь возвести в ранг государственного, признать церковные праздники неприсутственными (выходными) днями, оставить за Церковью право ведения метрических книг, сохранить обязательный характер преподавания Закона Божия для православных учащихся во всех образовательных учреждениях и т.д. В целом духовенство требовало для себя значительных привилегий, но при этом не прописывало никаких своих обязанностей перед государством. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. 382 с. Зырянов П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984

7 декабря 1917 года Собор принял касающееся церковного управления определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете». Этим органам совместно с Патриархом было присвоено право управления церковными делами. Все они были подотчетны периодически созываемым Поместным Соборам, которым обязаны были представлять отчет о своей деятельности за междусоборный период.

На следующий день, 8 ноября, на Соборе было принято определение «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления». Согласно ему ведению Святейшего Синода подлежали дела, преимущественно относящиеся к внутренней жизни Церкви, в частности «высший надзор и попечение о нерушимом сохранении догматов веры и правильном их истолковании в смысле учения Православной Церкви; охранение текста Богослужебных книг, наблюдение за его исправлением и переводом». До революции же «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры, блюстителем правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» как помазанник Божий был император. Таким образом, церковные полномочия царя в полной мере перешли к духовенству.

Поставив себе Патриарха - «церковного монарха», возвышающегося своим саном над светским, лишенным сакрального смысла «царством», духовенство добилось своих целей: царская власть была свергнута и вместо нее, по сути, установлена патриаршая.

Новая власть, установившаяся в России в октябре 1917 года, начала проводить известную «вероисповедную» политику, направленную на полное отделение Церкви от государства. В декрете советской власти «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (или «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»), принятом 20 января (2 февраля) 1918 года, говорилось о лишении Русской Церкви и всех религиозных организаций прав юридического лица и отделении школы от Церкви. Православная Церковь своим статусом приравнивалась к частным обществам и союзам, ей было отказано в каких-либо субсидиях от государства, ее собственность объявлялась народным достоянием. Иными словами, ей давалась давно желанная ею «свобода от влияния государства». Однако это была «свобода», возведенная большевиками в абсолют: Церкви было предоставлено не «отдаление» от государства (за что с начала XX века выступало само духовенство), а полное «отделение» от него. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. 382 с. Зырянов П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984