Философия одна только отличает нас от дикарей. Отличие

«Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров…
Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют…»
(Р. Декарт. «Начало по философии»)

В любом обществе философия тем становится выше и глубже, чем глубже оно способно проникнуть в глубины размышления. Как необъятность просторов небесных непостижима для человека, но притягательна его душе, так невозможно заключить в рамки мысль человеческую.

Человек, прекращающий размышление о жизни и смерти, свободе и несвободе, войне и мире,воле и неволе, истине, правде и лжи, прекращает свой путь. Живая субстанция энергий,связующая во что-либо, или объективизация в объекте, становление субъективной личностью без личностного существования в пространстве, которое невозможно заключить в определённые человеческим умом рамки. Любая жизнь является тайной для живущего среди стихий, им же по-рожденных мыслеобразов.

Утрата философствования способна привести к животному состоянию и наоборот.

Прекращение размышления может привести субъекта к состоянию дикаря, в котором
главенствующую роль играют чисто механические действия и принципы, коими является:добывание пищи, комфорт, удобства, т.е. выживание среди наработок ума, образуемого в научные достижения, обоснованные опытным путём и при объединении в существующие системы. Каждый индивидуум при любых условиях жизни представляет мир таким, каким он его видит, и реже – каким понимает. Наука в постоянстве своём открывает, так называемое, до исходного момента, неизведанное. По крайней мере, это таковым считается, но в действительности ничего нового быть не может, но всё же каждый раз всё ново и, кроме разве того, что создаёт ум. В сфере информационных полей ум способен при определённых, так назовём, вибрациях считывать эту информацию своим вымышленным источником распознавания и, обработав по своему усмотрению, разумно предоставить в общество, подобием коего она является, но лишь на определённый срок своего существования. Всё может быть дополнено или изменено дальнейшим сопоставлением, размышлением.

Идея параллельно существующих противоположностей не может быть отвергнута умом, ибо он действует по определённо заложенной информации, подобно компьютеру, но более совершенному, а идея не может иметь ни границ, ни окончания. Если компьютер лишить питания, то информация исчезнет. Если ум лишить доступа в информационные поля, он становится недееспособным. Можно рассматривать человеческий организм как информацию или Вселенную и повсюду увидеть не только сходство, но и противоречия. Очень многое зависит от мыслеобраза. В данное время сложно было бы утверждать что-то, тем более, что ничего не является доказуемым, но изменяющимся в вечности. Зарождение жизни также недоказуемо наукой, но лишь предполагаемо, и лишь может считаться доказанным, но она существует вне времени и пространства. Она была, есть и остаётся чем-то непостижимым. Так и понятие дикаря и варвара не является чем-то доказанным, как и зло во зле не способно существовать без участия добра, как Свет и тьма могут быть воодушевлены, а также лишены всякого одухотворения. Но они продолжают быть, не смотря на доказуемость умственными постановками.

С давних пор душа через сердце стремилась к познанию истины, единственно неизменной в своём величии, претендующей на жизнь в человеке,обществе,государстве, во всём мироздании и непосредственно в её виденье и постоянному следованию ей. Хотя она может являться порой тем, чем хотим её видеть мы сами. Ибо ни одна духовная наука, руководствующаяся знанием ума, не способна доказать обратного ей. Значит, мы можем подойти к разрешению трудно сопоставимых гипотез вещей.
Можно ли доказать рождение или, так сказать, личностное понимание Жизни – как жизни на земле, организованной умом в общность, которая не может являться таковой? Жизнь была, есть и остаётся неизученным и недосягаемым для умственного объяснения материалом, но в границах понимания только на столько, на сколько хватает слов в информационном накоплении живого существа.

Известно, что человеческая материя физического исполнения груба. Мы привыкли воспринимать то, что способен рассмотреть глаз, то, что можно потрогать рукой. Мало кто уверен в существовании более тонкой его субстанции, и тем более в более высоких по содержанию своего энергетического потенциала в бескрайности Вселенной. Это не может быть ни доказуемо, ни опровергнуто, как и всё остальное, хотя оно может быть предоставлено как звук и цвет. Хоть звук и разложен на определённые закономерности наисложнейшей системы образования, он не является таковым, и может лишь доказываться его воздействие на материю низшего происхождения. Это всего лишь условности, пределы, за которые ум не только не способен выйти, но тем более объять.

Разложение живой субстанции на молекулы, атомы и т.п. определённого порядка в жизни Чело-века является большим достижением, позволяющим влиять на его существование, но не является в более высоком понимании чем-то особенным, способным внести в существующую систему мироздания что-то новое, необходимое. Там действуют совсем другие принципы и закономерности, способные разрушить достигнутое умом в считанные доли секунд, тем самым, предоставляя новое поле деятельности для ума.

Чем ниже опускается человеческая сущность к вещественному миру, тем дальше мир бесформенный начинает удаляться, также освобождая своё место действию ума материальному не менее, чем физическая субстанция. Но нельзя утверждать и того, что человек является субъектом, которому предоставлен объективный мир для познания. Вернёмся к дикарству и варварству. Даже в первобытные времена человек не считал себя дикарём в меру своего развития, хотя с нынешней точки зрения на всё, человек он таковым является, и по прошествии ещё большего периода времени мы будем считаться таковыми. Вряд ли кто может сказать, что он дикарь, ибо это понятие не имеет никаких границ и временного пространства. Так и варвар не может являться таковым. Но с нашей точки зрения, наблюдая за производимыми действиями, можно варварами назвать многих людей. Человек является потребителем, не приносящим никакой пользы, но он себя таковым не может считать, приводя множество аргументов и фактов в доказательство обратного. И только повышение сознания способно привести его к более высокому пониманию этого процесса.

Свободная воля не может быть заточена ни в какие рамки или законы, создаваемые субъектом по подобию своему. Свобода, как таковая, также не может быть заключена даже в самых наиновейших изобретениях ума, ибо она остаётся свобода, не смотря ни на какие гипотезы, и каждый объект стремится к ней осознанно. Возьмём, к примеру, наитончайшую энергетическую сущность... Разве для неё могут существовать разного рода барьеры и препятствия? Приблизимся к более плотному плану бытия существования и подойдём к мысли. Она в любом случае является энергетической структурой, преодолевающей огромные расстояния с такой скоростью, что мало, кто способен её определить. Другое дело, если рассматривать её с уровня нашего сознания и опустить мысль до него. В таком случае она становится материальной, хотя таковой являться не может. Но мы можем утверждать обратное, прибегнув ко всему, что создано умом, то, что является в жизни каждого мнимой необходимостью существования.
Всем понятно, что ничего нет, что не может быть осознано, но не изучено, хотя это всего лишь является определённой идеей. Война является для нас объяснением и толкованием при помощи человеческого грубого ума, который не способен такое явление объяснить, но её можно считать варварством человеческих отношений, и каждый, ввязавшийся в это действие, уже является вар-варом, не способным дать конкретного определения происходящему. Но тот, кто осознал это, таковым не является. Я бы задал вопрос: «Что отличает Человека от животного?» Существует множество объяснений, но не существует одного конкретного объяснения, как и Свет для каждой жизненной субстанции будет являться тем, к чему он подошёл в своих размышлениях и каких вы-сот достиг с помощью его.

Определение Жизни также не может быть заключено в земные рамки и может существовать всюду, но человек в постоянстве продолжает искать ответы в доказательство действительности, как и прочего другого, но при углублённом размышлении он способен постигнуть непостижимое, что является для общества абсурдом и ненормальностью данного субъекта. Соответственно потеря философствования является упадком во многих государствах. Но тут я повторюсь. Если углубиться на много веков назад, можно заметить, как разнится та философия с нашей, ибо есть высшая философия и построения загруженного информацией ума. Различие очень хорошо заметно.
Любая достигнутая абстракция, как и любой довод, может быть опровергнут и уничтожен или может оставаться недосягаемым и недоказуемым. Всюду, в основном, огромное значение играет вера в то, что ты хочешь доказать, и при определённой концентрации это вполне возможно. Именно поэтому существует множество мировоззрений.

Можно взять за исходное положение пустоту и, пройдя весь путь искания, возвратиться к ней, ибо началом всего сущего является пустота. Но и это не может быть окончательно ни доказано, ни опровергнуто, но может быть преподано в размышлении. Как можно назвать варваром или дикарём то, что таковым не является? Или противоположность этому, что каждый человек является таковым. Если он поднимает руку на то, что не понимает, считая понятным, разве это не станет считаться варварством и дикостью. Или обратно, если он понимает значение жизни для индивидуума и лишает его этого дара, не становится ли дикарём, преследующим свои корыстные цели? Также, и подняв руку на домыслы человеческого ума, разве он не будет считаться варваром? А также ко всему, что дано нам тем, что мы не способны постичь в данное время.

Любое живое существо во что-то верит, к чему-то стремится, но при помощи размышления можно доказать и обратное, что вера является порождением низших энергетических структур, что во Вселенной есть всё, что необходимо, и нет ничего. Что есть Бог, также может быть доказано или опровергнуто с точки разных позиций и мировоззрения. Ум привык и способен опускать всё высшее до определённой позиции, но, проходя через осознание, которое тоже расширяется при определённых практиках, низшее может быть возведено до высшего уровня. Это бесконечный процесс образования определённых энергий, воздействующих на физическое тело, то есть, чело-век способен как создавать хаос в существующей системе бытия, так и создать гармонию, хотя в действительности всё уже существует в определённых структурах реального мира, но никто не может знать, где она реальность и где нереальность, как и то, что является майей или иллюзией.

Человек верит в то, что может потрогать, увидеть, осязать. По разным соображениям человек является творением высшего плана, хотя бытует мнение о более высоких формах бытия, не подвластного уму. Всё непознанное им является тайной, откуда и появляется страх перед необъяснимым и притягательным в жизни, хотя любая тайна не является таковой для себя самой. Значит то, что доказано быть не может, является доказанным и может быть сведено к любой существующей системе без особого значения какого уровня осознания, либо знание низшего
бытия. Это круг, из которого ум не способен вырваться ввиду мнимого ограничения даже при достижении самого высокого напряжения всех своих энергетических центров, хотя и это не может быть доказуемо.

Философствование способно обратить всё в прах или привести Человека к определённому пониманию существования. Чем больше глубоко размышляющих людей, тем меньше варварства творимого, ибо бытие остаётся эволюционным восхождением, считающимся бесконечным процессом. При определённых философских системах общество может подняться до уровня золотого века и совершенства.

Родоначальник новоевропейской философии Рене Декарт (1596-1650), подобно Сократу, отказался «от всех суждений, принятых человеком ранее на веру», и писал, «что то немногое, что я узнал до настоящего времени, почти ничто в сравнении с тем, чего я не знаю и что я не отчаиваюсь узнать» 1 .

Философия возвращалась к здравому смыслу. Как Сократ предпочитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно, так и Декарт, «узнав... что истины, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения... не осмелился сделать их предметом... слабых суждений и полагал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем человеком» 2 .

Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение философии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» 3 .

Как Сократ, Декарт призывает познать прежде всего самого себя. Но декартовский человек - субъект и находится в основании всего. Первый принцип метафизики Декарта - «я мыслю, следовательно, я существую». «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который так мыслит, был чем-нибудь» 4 . О самом своем существовании человек узнает только потому, что он мыслит.

Не только мысль, но мыслящий человек становится в основание сущего.

Декарт - родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ - основатель философии как рационального подхода к целостному бытию, и неудивительно, что для Декарта столь же большое значение имел метод.

Сократ боролся против предрассудков софистов и обывательских суждений толпы, и то же делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения. Его сомнение не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.

2 Там же, с. 264.

3 Там же, с. 282.

Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей. Его ясность и отчетливость сродни аристотелевой очевидности: «А самое достоверное из всех начал - то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположительности» 1 .


Декарт формулирует правило: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению» 2 . Принципы Декарта - в отличие от сократовской майовтики - методы научного познания. Тут и анализ, и переход от простого к сложному, и полнота охвата исследуемого предмета. За образец принимается математика. Математическое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью. Декарт отводил исключительную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный интуицией и дедукцией, разум может достичь полной достоверности во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой распространение на все познание приемов, применяемых в математике.

Совершенство знания и его объем определяются зависимостью нашего познания от врожденных"идей. О телесных вещах достоверно известно очень немногое, гораздо больше - о человеческом духе и еще больше - о Боге. Однако чем дальше мы продвигаемся в познании, тем необходимее данные органов чувств.

Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом - опора рационализма Нового времени. Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств, усовершенствование природы человека.

Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт - духов-

Лристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - Т. 1, с. 125. Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв, с. 272.

ную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой является мышление, в противоположность телесной субстанции, атрибут которой - протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.

По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей субстанции; к телам относятся величина, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.

использовать уже имеющиеся у него знания, но и самостоятельно пополнять их.

Русский философ Э.В.Ильенков называл ум «гигиеной духовного здоровья», которое также необходимо человеку, как и здоровье физическое. Для поддержания хорошей физической формы человеку необходимы тренировки. Точно также обстоит дело и с нашими умственными способностями: чтобы поддерживать свой ум в хорошей форме, его необходимо тренировать. Философия как раз и выполняет эту задачу.

Философия учит думать строго и последовательно, закрепляет такой стиль мышления, который основан на хорошо продуманной, осмысленной и строго аргументированной позиции. Именно этот стиль мышления ведёт человека к истине. Познавательная ценность умозаключения, подкреплённого фактологическими доказательствами и логической аргументацией, огромна, даже если оно не претендует на абсолютную завершённость и достоверность.

Философия формирует критичность мышления и культуру сомнения, которые не позволяют те или иные знания возводить в абсолют. «Сомнение есть начало мудрости» (Аристотель). Именно гипотетическая возможность ошибки любого знания (и научного в том числе) освобождает путь для новых открытий, создаёт предпосылки для восприятия новой информации и воспитывает мудрость, включающую в себя терпимость даже к тем взглядам, с которыми мы категорически не согласны.

В настоящее время человек особенно нуждается в расширительном понимании рациональности и в признании необходимости и значимости не окончательно-определённого, а вероятностного неполного знания.

Помимо проблем профессионального и житейского характера в разные периоды жизни перед человеком встают и другие вопросы: что есть добро, а что зло; как устроен окружающий нас мир; каково место человека в мире; существуют ли во Вселенной закономерности или господствует здесь хаос; может ли человек познать окружающую его действительность, и до каких пределов простирается познание… В этом ряду можно поставить ещё множество вопросов, каждый из которых будет иметь общемировоззренческий характер.

Размышляя над этими вопросами, люди будут находить самые разнообразные ответы на них, которые могут опираться на простой жизненный опыт и здравый смысл, на веру в божественное или на научное знание. Иначе говоря, ответы эти будут зависеть от типа мировоззрения, которое имеет тот или иной человек.

Философия является одним из типов мировоззрения. Причём это такое мировоззрение, которое требует большой глубины мышления и высокого уровня развитияабстрактно-логическихспособностей.

Выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

Для того чтобы разобраться, в чём состоит специфика философского осмысления мира, надо сравнить философию с другими типами мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. Субъектом мировоззрения может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом.

Мировоззрение имеет свою внутреннюю структуру, т.е. состоит из нескольких элементов. Основой мировоззрения являются знания . Однако одних только знаний для формирования мировоззрения недостаточно. В его состав входит оценочный элемент, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составляющей мировоззрения являютсяубеждения . Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску. Убеждения предполагают не простое знание, понимание чего бы то ни было, а обязательную уверенность в своей правоте, в истинности своих знаний.

Кроме того, мировоззрение включает в себя оценку тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей общества, социальной группы или личности.

Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Идеалы служат духовным ориентиром во всей человеческой жизнедея-

тельности, придают смысл и целеустремлённость всему человеческому существованию.

В состав мировоззрения включаются также чувства, настроения, переживания, представляющие собой его эмоциональнопсихологическую сторону. Эмоциональная сторона оказывает существенное влияние на мировоззренческую позицию человека.

Таким образом, видно, что в мировоззрении присутствуют интеллектуальные, чувственные и эмоциональные элементы. Причём в различных типах мировоззрения соотношение рационального и эмоционального различно. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения называетсямироощущением . Мироощущение – это чувства, настроения, переживания, которые связаны с восприятием человеком окружающей действительности и себя.

Формирование познавательных образов и представлений называется мировосприятием . Рациональную, познавательную сторону мировоззрения называютмиропониманием . Все три уровня присущи любому типу мировоззрения, однако соотношение их различно: в научном и философском мировоззрении преобладает миропонимание, в мифологическом и религиозном – мироощущение и мировосприятие.

По способу формирования мировоззрение может быть обыден-

но-практическим и теоретическим.

Обыденно-практическое мировоззрение формируется стихийно на основе жизненного опыта и практической деятельности. Несмотря на свою ненаучность, оно играет в жизни человека и общества большую роль, т.к. является массовой формой сознания. Для обыденного мировоззрения характерна неоднородность, т.к. оно вырастает из условий жизни, а эти условия различны у всех людей. Другая особенность такого мировоззрения состоит в том, что для него особенно характерны всевозможные предрассудки и извращенное толкование явлений природы и социальной жизни. Третья особенность – полная бессистемность, отсутствие обоснованности и глубины познания.

Теоретическое мировоззрение – это более высокий уровень. Разновидностью теоретического мировоззрения является философия. Роль философии в формировании мировоззрения чрезвычайно велика, т.к. именно она позволяет осознать ту градацию ценностей, которая образует «ядро» мировоззрения. Философия опирается одновре-

Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества

менно на опыт социальной жизни и на частные системы научного знания, образуя квинтэссенцию культурно-интеллектуального уровня развития эпохи. Философия рождается вместе с возникновением теоретической деятельности. Именно теоретический характер отличает философию от других типов мировоззрения, за исключением, пожалуй, научного, для которого тоже характерна теоретическая форма выражения. Вопрос о взаимосвязи философского и научного мировоззрения требует особого внимания.

Под научным мировоззрением понимается представление о явлениях окружающей действительности, доступных научному изучению. Научное мировоззрение формируется любыми науками: историческими, естественными, социальными.

В настоящее время, в эпоху расцвета научного мышления, нередко забывается глубокая взаимосвязь науки и других областей духовной жизни общества: часто приходится слышать о противоречии между научным и религиозным, научным и философским мировоззрением. Среди течений научного мировоззрения существуют направления, которые полагают, что научное мировоззрение может заменить собой любое другое (в т.ч. и философское). Однако это не так. Против такой позиции выступали многие крупные учёные. Например, известный русский естествоиспытатель В.И. Вернадский писал: «Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во всё время её существования» .

В истории науки и философии уже был период отрицания различных форм мировоззрения в угоду одной. Было это в средние века, когда в течение нескольких столетий христианская церковь отстаивала идеи единого религиозного мировоззрения, которое якобы заменяет все формы научного и философского мировоззрения. В результате получилась только многовековая упорная борьба людей науки с притязаниями христианских и отчасти мусульманских богословов. Со временем церковь была вынуждена признать правоту науки во многих вопросах.

Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества

Для науки также неправомерно отрицать другие формы мировоззрения. Все формы мировоззрения оказывают взаимное влияние друг на друга.

Исторически первым типом мировоззрения был миф (прилож.: рис. П.1). Миф (греческое словоmifos ) – предание, сказание. Мифы – это сказания древних народов, отражающие их представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Мифы возникали у всех народов на ранних стадиях развития общества, когда человек был не столько разумный, сколько эмоциональный, а его сознание – это скорее мироощущение, чем мировоззрение.

Для этой эпохи характерен перенос на природу психофизических свойств человека, его неотделимость от природы. Такая неотделимость выражена, в частности, в тотемизме , фиксирующем зависимость первобытного человека от животных. В целом же бытие природное воспринималось даже не столь антропоморфно, сколь биоморфно, ибо сам человек был далёк ещё от противопоставления себя другим живым существам. И хотя в мифах заключено определенное осмысление мира и самого человека, его возникновения, жизни и смерти, космических явлений, это осмысление являлось результатом стихийной аналогии между миром человеческим и природным, причём человек здесь выступает не как индивид, а как племенная коллективность.

Мифологическое сознание мыслит человека в полном, можно сказать, абсолютном единстве с природой, с миром, а в самом мире ему видится некая универсальная связь, тотальная причинность всего во всем. Отсюда формируется стремление человека воздействовать на события с помощью магии, моделируя ритуально или даже словесно тот процесс, в который необходимо вмешаться (например, охоту). В мифе удивительным образом переплетались вымысел и реальность, начала знания и религиозной веры, будущие философские вопросы и этические нормы. Это свойство мифологии связывать в себе многое, содержать внутри себя в единстве различные явления называется синкретизмом. Синкретизм (от греческого «соединение») означает нерасчленённость первобытного сознания, во-первых, на разнообразные формы (религию, науку, философию, искусство, ли-

Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества

тературу) и, во-вторых, неразрывность элементов сознания (например, вымысла) и практической деятельности, объективной реальности. В этой синкретичности заключено своеобразие мифа.

Как особая форма общественного сознания миф характерен для первобытной культуры. С развитием общества он уступил место другим формам мировоззрения. Религия и философия, вышедшие из мифа, продолжали решение вопросов, поставленных мифологическим сознанием: это вопросы о происхождении мира и человека, о сущности человека и его месте в мире, это проблемы общественной жизни и многое другое, без чего не обойдётся ни одно мировоззрение. Надо сказать, что некоторые особенности мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании наряду с элементами философских и научных знаний. Иногда некоторые политики, государственные деятели или люди, желающие приобрести влияние, целенаправленно создают мифы. Однако в современном обществе можно говорить только лишь о фрагментарном существовании мифа на некоторых уровнях. Чем выше уровень образовательного и культурного развития человека, тем менее он будет подвержен влиянию мифологического сознания.

Следующий исторический тип мировоззрения, выросший из мифа, – религия . Религия (от латинскогоreligio – благочестие, набожность, святыня) – это мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Религия возникла, повидимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 –50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Если для мифологического сознания характерно слияние воедино мышления и действительности, духовного и материального, то для религиозного сознания, напротив, характерно разделение мира на реальный и сверхъестественный, души и тела. Первоначально возникающие религии, как правило, были политеистическими, т. е. предполагали наличие нескольких (или множества) богов. На более высоких ступенях развития общества политеистические религии сменяются моно-

Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества

теизмом (единобожие). Для религии характерно чувственно-образное восприятие мира, направленность на человеческую душу, эмоции и переживания, которые испытывает человек.

В отличие от религии философия на первом плане своего внимания имеет интеллектуальную сторону мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения и вид познавательной деятельности возникла примерно 2500 лет назад (в середине I тысячелетия до н.э.) в Индии, Китае и Древней Греции. Первоначально философия объединяла в себе всё теоретическое знание человека о мире. Науки в современном её понимании не было. По мере накопления знаний от философии отделились математика, астрономия, медицина, а затем и другие науки. С отделением от философии специальных наук сужается предмет философии. Однако происходит углубление сугубо философского познания, стали возникать собственно философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), аксиология (учение о ценностях), социальная философия и др. (прилож.: рис. П. 2).

Предметная область философского знания включает в себя исследование природы, человека, общества, познания. Определяя область философского интереса, необходимо обозначить специфику философии.

Одним из первых объектов, на который было направлено философское познание, была и остается природа. Природу изучает целый комплекс естественных наук. Но философию не интересуют частные природные явления или законы, изучением которых занимаются естественные науки. Философия ставит общие вопросы возникновения и строения мира, рассматривает принципы движения и развития, распространяющиеся на все области действительности. Из разрозненных фактов, получаемых с помощью других наук, философы стараются создать целостную картину мира.

Другой круг проблем, которыми интересуется философия, связан с закономерностями общественной жизни и построением модели идеального государства.

Третий крупный раздел философского знания – человек: его сущность, способности и взаимосвязь с миром.

Таким образом, вся философская проблематика строится вокруг отношения «человек – мир». Отношение это многопланово и поэтому должно рассматриваться с различных сторон. Оно может приобретать различное звучание: субъект-объект, внешнее – внутреннее, бы- тие-сознание, материя-дух и т.д. Но везде присутствует этот главный мировоззренческий стержень – отношение человека и окружающего его, внешнего по отношению к нему мира. Это отношение – стержень всех философских проблем.

На протяжении всей её истории в философии отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о субъективном и объективном, о познавательной и преобразующей деятельности, о творчестве, о свободе, счастье человека. В ней находили своё отражение ценности и нормы человеческой деятельности, давалась их субординация и обоснование.

Иначе говоря, философия, как и другие науки, познает объективный мир и человека. Однако философское постижение мира имеет свои особенности. В отличие от частных наук философия изучает мир не непосредственно, а опосредованно, опираясь на научные знания. Таким образом, наука выступает посредником между философией и объективной действительностью. Поэтому философия бывает тесно связана с наукой. Система Коперника и ньютоновская динамика послужили основой для философского понимания пространства, времени, материи, силы и движения, которые долгое время оставались в силе и определяли многие философские системы. Связь философии с действительностью и наукой можно изобразить следующей схемой (рис. 1).

ФИЛОСОФИЯ

ЧАСТНЫЕ НАУКИ

ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬ-

Рис. 1. Соотношение философии и частных наук

Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества

Наука исследует и познаёт частные явления и законы действительности: биология – законы жизнедеятельности живых организмов; химия – строение, свойства и взаимопревращения веществ; история, социология – законы общественного развития и т.д. Предметом же философии являются всеобщие связи, отношения и свойства действительности (природы, человека, общества). Гегель называл философию наукой о всеобщем, т.е. таких свойствах и отношениях, которые относятся ко всем сферам действительности (это, например, качественная и количественная определённость, причинно-следственные связи, структурность, движение и покой, противоречие и отрицание).

Таким образом, философия представляет собой особого рода знание о действительности, которое философы стремятся рационально обосновать и систематизировать. Это знание выражается в характерном для философии языке категорий. Философию нельзя назвать наукой в классическом понимании этого термина. Она занимает промежуточное положение между наукой, искусством и религией и вбирает в себя некоторые особенности этих трех областей духовной деятельности. С наукой философию объединяет любовь к истине и притязание на обладание истиной, способность оперировать абстракциями и создавать из них логические конструкции. С религией философию роднит вера в исходные принципы и то, что они являются разновидностью мировоззрения. С искусством философию сближает личностный характер философского творчества и его результатов. В науке результат носит безличный характер. В нем, как правило, не остаётся никаких следов личности того, кто получил результат. И хотя законы науки часто носят имена открывших их ученых, это – лишь дань уважения и признательности потомков. Никто сейчас не будет изучать оптику по трудам Гюйгенса, Ньютона или Юнга, она гораздо полнее и лучше изложена в современных учебниках. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. Философский труд всегда выражает особенности личности философа, и только благодаря этому труд философа выражает миропонимание своей эпохи.

Таким образом, философия является особым видом духовной деятельности, особым способом познания и обладает специфическими чертами.

Первой отличительной чертой философии является её теоретический характер. Другая специфическая черта заключается во всеобщности философского знания, т.е. философия познает универсальные характеристики мира как целого. Еще одна особенность проявляется в отношении философии к своей собственной истории. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В отличие от науки философия постоянно обращается к, казалось бы, давно решенным проблемам. В связи с этим философам важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. История философии органически входит в состав философского знания. Философия постоянно опирается на собственные исходные предпосылки и в зависимости от новой ситуации в науке или общественной жизни вновь ставит на повестку дня свои традиционные проблемы, переформулирует их или по-новому решает.

Философское познание мира осуществляется с помощью особых средств или методов. Философские методы имеют универсальный характер. Они задают самые общие принципы исследования и в научном познании. Основным методом философского познания на его современном уровне выступает диалектика.

Диалектика дословно с греческого переводится как искусство вести спор, беседу. В таком смысле диалектику использовал Сократ. В современном понимании термин «диалектика» имеет два значения: 1) учение о всеобщих связях и закономерностях, движении и развитии через противоположности; 2) метод познания, рассматривающий мир во взаимосвязи всех его составляющих и в процессе постоянного изменения и развития.

Можно выделить несколько исторических форм диалектики.

1. Стихийная диалектика древних философов. Она была характерна для всех первых философских учений античных мыслителей. Ярким представителем античной диалектики был Гераклит из Эфеса. Согласно Гераклиту, всё в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Идея борьбы и единства противоположностей – это важнейшая идея Гераклита. Борьба противоположностей определяет сущность любой вещи, любого процесса. Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют состояние, которым определяется внутренняя гармония вещей. Борьба и война лежат в основе мироздания. Война (борьба)

2.1. ФИЛОСОФИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый на­род тем более гражданствен и обра­зован, чем лучше в нем философству­ют...

Декарт(1596-1650)

Философия... Даже одно только упоминание о ней вызы­вает у людей совершенно различную реакцию. Для одних ~ это мощный сигнал о самых главных смыслах любого явления и любого действия. Для других - это властный стимул обратить­ся к своему собственному, сокровенному духовному миру, его сильным и слабым, оптимистичным и трагичным граням. Для третьих - это 1егга тсо§ш{а - неведомая земля, что-то вообще малопонятное и малодоступное, удел немногих.

Так что же такое философия?

Большое количество публикаций и живое слово лекторов стараются ответить на этот вопрос. Учитывая заинтересо­ванность и подготовленность аудитории, к которой обращена эта книга, отметим самое существенное в ракурсе поставлен­ных задач.

В человеческой культуре философия возникает в VII-V веках до н. э. практически одновременно во всех основных очагах античной цивилизации - (Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай) в сложных социально-политических и духовных условиях.

Основной причиной этой поразительной вспышки чело­веческой мысли была неотложная и всеобщая практическая потребность людей в новом, достоверном, истинном знании, которую не могли удовлетворить уже существовавшие дли­тельное время мифологические и религиозные представления о мире.

Философия явилась принципиально новым, логи­чески выдержанным и теоретически сформулирован­ным типом миропонимания, сознательно опирающимся на рациональное осмысление и доказательное объясне­ние действительности.

философия изначально направила свои усилия на поиск истин всеобщего уровня и ясно определила свой собственный предмет исследования, отраженный в знаменитой формуле Аристотеля относительно «метафизики» 3 - или подлинной, сокровенной, по его словам, «первой философии».

С точки зрения Аристотеля, философия в строгом смысле слова, в своем подлинном содержании - это особая область знания о всеобщих универсальных характеристиках бытия, о его первоосновах, первоначалах, первопринципах, о сущности вещей и процессов. Она призвана «высветить» такие вопросы и проблемы, которые затрагивают фундаментальные, всеоб­щие свойства, связи и отношения действительности, такой пласт бытия, который не может быть ни выявлен, ни объяснен конкретным знанием, при всей его значимости и практической полезности.

Философия это та смысловая плоскость, где исследуются отношения: «мир - человек», «материальное - идеальное (ду­ховное)», «объективное - субъективное», «я - другой чело­век», «природа - общество», «истина - заблуждение», «покой -движение», «жизнь-смерть», «человек-общество», «конеч­ное - бесконечное», «знание - невежество», «прекрасное -безобразное», «моральное - аморальное» и т. д.

Зададимся вопросом: может ли существовать успешная или вообще какая-либо деятельность людей без осмысления, понимания и учета на практике этих универсальных характе­ристик бытия? Ответ очевиден. Ни общество в целом, ни ка-

Акцентируем внимание на том, что термин «метафизика» выступает здесь как синоним термина «философия». Такая синонимичность этих терминов, прошла через всю историю философии и присутствует в современной куль­туре. Это особенно характерно для Европы XX века. Одновременно суще­ствует совершенно другое значение термина «метафизика» - как антидеа-лектического взгляда, подхода, метода. В этой книге термин «метафизика» употребляется в основном в первом значении.

кая-либо социальная общность (нация, государство, социаль­ный слой, социальная группа), ни отдельный человек не мо­гут избежать этого. За игнорирование или недооценку того объема знаний, который дает философия, люди всегда платят очень высокую цену.

Перечень всеобщих, пронизывающих всю действитель­ность характеристик и вопросов можно и необходимо продол­жить: что такое мышление, что такое сознание, сущность и явление, необходимость и случайность, свобода и ответствен­ность, система и часть, а также выбор, отчуждение, идеал, цель, норма, мера, принцип...

Каждое поколение в целом и каждый человек в отдельно­сти движимый жизненной необходимостью учится различать и различает индивидуальное и общее, реальность и иллюзор­ность, обыденное и исключительное, эгоизм и альтруизм, смысл и бессмыслицу. Чтобы эти утверждения не казались кому-либо хоть в какой-то мере абстрактными, вспомним, что любой человек из своего жизненного опыта и опыта других людей без особого труда может воспроизвести в памяти доста­точно известные ситуации: безответственный политик, бес­смысленная работа, врач без милосердия, учитель без морали, художник без принципов и идеалов, жизнь без смысла, жертвы без необходимости и т. п.

Знание об отмеченных и многих других феноменах и по­нятиях, их отражающих, и есть философия и ее не может за­менить самая скрупулезная картина мира, представленная фи­зикой, химией, биологией, юриспруденцией, психологией и другими науками и формами знания.

Родоначальник новоевропейской философии Рене Декарт (1596—1650), подобно Сократу, отказался «от всех суждений, принятых человеком ранее на веру», и писал, «что то немногое, что я узнал до настоящего времени, почти ничто в сравнении с тем, чего я не знаю и что я не отчаиваюсь узнать»1.
Философия возвращалась к здравому смыслу. Как Сократ предпочитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно, так и Декарт, «узнав... что истины, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения... не осмелился сделать их предметом... слабых суждений и полагал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем человеком»2.
Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение философии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»3.
Как Сократ, Декарт призывает познать прежде всего самого себя, но декартовский человек — субъект и находится в основании всего. Первый принцип метафизики Декарта — «я мыслю, следовательно, я существую». «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который так мыслит, был чем-нибудь»4. О самом своем существовании человек узнает только потому, что он мыслит.
Не только мысль, но мыслящий человек становится в основание сущего.
Декарт — родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ — основатель философии как рационального подхода к целостному бытию, и неудивительно, что для Декарта столь же большое значение имел метод.
Сократ боролся против предрассудков софистов и обывательских суждений толпы, и то же делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения. Его сомнение не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.
Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей. Его ясность и отчетливость сродни аристотелевой очевидности: «А самое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположительности»1.
Декарт формулирует правило: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению»2. Принципы Декарта — в отличие от сократовской майовтики — методы научного познания. Тут и анализ, и переход от простого к сложному, и полнота охвата исследуемого предмета. За образец принимается математика. Математическое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью. Декарт отводил исключительную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный интуицией и дедукцией, разум может достичь полной достоверности во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой распространение на все познание приемов, применяемых в математике.
Совершенство знания и его объем определяются зависимостью нашего познания от врожденных"идей. О телесных вещах достоверно известно очень немногое, гораздо больше — о человеческом духе и еще больше — о Боге. При этом чем дальше мы продвигаемся в познании, тем необходимее данные органов чувств.
Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом — опора рационализма Нового времени. Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств, усовершенствование природы человека.
Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духовную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой является мышление, в противоположность телесной субстанции, атрибут которой — протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.
По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей субстанции; к телам относятся величина, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.