Какой демон сидит на плечах у человека. Почему именно плечи

Он направляет нас, подсказывает то направление движения, которое угодно Богу и которое не даст погубить нас. Если, конечно, мы будем прислушиваться к своему внутреннему голосу, которым зачастую с нами и говорит наш Ангел-Хранитель.
Правда, нельзя не учитывать, что за левым плечом за нами неотрывно следует и личный черт, который тоже может пробиваться в наше сознание и подталкивать нас к ошибкам, грехам и прочим богопротивным делам. Вот почему, выходя из дома, стоит звать за собой Ангела-Хранителя (Ангел мой, пойдем со мной, ты впереди, я за тобой), стараясь черта «оставить дома». Конечно, наш Ангел и так рядом с нами, но он ничего не будет за нас делать, то есть не будет ничего подсказывать, пока мы осознанно его об этом не попросим. А вот черт – рад стараться. Он и без обращения к нему с удовольствием под руку толкнет. Но сегодня речь не о нем, а о той светлой половине нашей души, которую мы называем Ангел-Хранитель, и который, несмотря ни на что, защищает, бережет нас. И вот это он делает без просьб с нашей стороны. Ибо он дан нам свыше.
Кто такой Ангел-Хранитель
В христианской традиции Ангел-Хранитель – это добрый дух, данный Богом человеку при крещении для защиты и руководства. Хотя, если быть точным, то Бог, всемилостивейший, каждому, а не только крещеному человеку при рождении дает своего Ангела. Просто по канонам церкви некрещеный человек не имеет права на заступничество, а, как вы понимаете, Бог и написанные людьми каноны – это все-таки суть вещи разные. Тем более что даже некрещеный человек может вспомнить случаи, как его от опасности спасало нечто такое, что не поддается рациональному объяснению.
Итак, человек и его Ангел-Хранитель вместе идут по жизни. А после смерти именно Ангел-Хранитель относит своего подопечного (его душу) на небо, если человек жил праведной жизнью, а не сразу достался тем, кто утаскивает его в геенну огненную. И уже на небе Ангел-Хранитель зачитывает из «книги жизни» все поступки человека, вернее, все его хорошие, правильные поступки. Он по крупицам собирает светлые мысли и действия, кладя их потом на чашу весов, на которых меряется все, что человек сделал.
Есть индивидуумы, которые говорят, что у них 3 или даже 10 Ангелов-Хранителей. Если честно, то размышления на тему того, сколько у человека может быть Ангелов-Хранителей, просто смешны. Скажите, как можно посчитать тех, кого мы не видим? Да, многие из нас ощущают присутствие Ангела-Хранителя в своей жизни, его заступничество, его подсказки и помощь. Но утверждать, как это делают особо «компетентные» товарищи, что Ангелов-Хранителей может и 9, и 15, по крайней мере, несерьезно. Что мы знаем о промысле Божьем? Особенно умилило мнение, что самое большое количество «персональных Ангелов» у святых (ну тут как раз понятно, о чем человек думал, когда об этом писал) и… у актеров! А ведь сайт, где я нашла эту бредятину, претендует на знание Библии. А как же в этом случае то, что актерам с древнейших времен (согласно Писанию) отказано в царствие божьем? Их даже хоронили за церковной оградой, как самоубийц.
Так что Ангел-Хранитель у человека может быть только один, он идет с нами от самого начала до самого конца. И ему не пришлют «усиление», его могут только «поменять», если вдруг он по каким-то причинам не справляется со своими обязанностями. А это чаще всего бывает по вине человека, который не хочет прислушиваться к тем знакам, что подает ему Ангел, если человек закостенел в своей греховности и не желает исправляться.
Как не обидеть Ангела-Хранителя
Помимо того, что мы обижаем своего Ангела, когда не слышим его подсказок, вернее, не желаем их слышать, с упорством, достойным лучшего применения, продолжая совершать одни и те же ошибки и расплачиваться за них, мы можем и другими поступками выказывать свое неуважение. Хотя, в принципе, запретов не много.
Ни в коем случае нельзя плевать через правое плечо, там место нашего Ангела. Если очень хочется сплюнуть, то сделайте это через левое плечо – там сидит черт. Ему, в общем-то, все равно, а Ангелу приятно будет.
Не стоит просить его о причинении вреда окружающим – на это Ангел-Хранитель никогда не пойдет, да еще и каким-нибудь способом «напомнит» об одной из заповедей. Добрый, благочестивый человек никогда не опустится до мести, до самосуда, он знает, что зло в любом случае наказуемо, но наказуемо не им, а Богом.
Также мы обижаем своего Ангела-Хранителя любыми грехами, ведь он рядом с нами, в том числе и для того, чтобы ограждать нас от грехов. Поэтому следуйте по пути добродетели, не словоблудьте, не придавайтесь порокам. Не отмахивайтесь от своего заступника, ведь он может обидеться и уйти в самый неподходящий для вас момент.
А еще не ругайте Ангела-Хранителя за свои собственные ошибки. Вспомните, что, прежде чем совершить их, почувствовали вы в себе сомнение, правильно ли поступаете, но не послушали голоса тихого, сделали по воле собственной.
Как просить Ангела-Хранителя
Для того чтобы получить помощь и наставление от своего Ангела-Хранителя, прежде всего вы должны быть готовы к тому, что поступите согласно этим наставлениям, даже если они вам и не придутся по душе. Ведь часто мы просим чьего-то совета, чтобы не следовать ему, если он не будет созвучен тому, чего мы хотим сделать. Так что обращайтесь к своему Ангелу-Хранителю искренне, с открытой душой, заранее признавая его правоту, и следуйте подсказкам внутреннего голоса и тем знакам, которые вы получите из внешней среды.
Например, такой подсказкой будет сломанная машина, если вы сомневаетесь, ехать ли вам куда-то или не стоит. Или в банкомате может не оказаться денег, когда вы сомневаетесь: давать ли в долг какому-то человеку или покупать ли какую-то вещь. Только помните, что обо всем надо просить очень осторожно, чтобы не получить потом желаемое за счет того, что вы не хотели бы терять. Конечно, Ангел-Хранитель старается, чтобы все складывалось наиболее благоприятным образом, но бывают ситуации, когда для того, чтобы что-то получить, надо многое отдать.
Например, вы просите душевного покоя, а его нет из-за человека, которого вы любите: этот человек обижает вас, не ценит, не берет в расчет. И что в данном случае подразумевает ваше желание? Чтобы этот человек резко изменился? Но он этого не хочет, да и ваш Ангел-Хранитель не очень-то властен над другими людьми. И что остается? Правильно. Избавить вашу жизнь от этого человека. А вот как – это уже нюансы. В лучшем случае вы его просто разлюбите и уйдете сами. Нет, Ангел-Хранитель не причинит зла этому человеку, он может просто сделать так, чтобы вы круто поменяли жизнь и, например, уехали бы от того человека в другой город. И при этом вы лишитесь не только возлюбленного, но и многого из того, чем вы дорожите. Так что будьте конкретнее в своих просьбах, продумывайте возможные последствия своих желаний. И только убедившись, что формулировка желания отвечает вашим настоящим запросам, беспокойте «высшие инстанции».
А еще, лучше, если вы не будете просить о чем-то материальном. Просите сил, здоровья, ума, удачи, чтобы самой достигнуть желаемых финансовых возможностей. В конце концов, деньги – это не «сфера влияния» Ангела, он «отвечает» за духовную сторону вашей жизни.
И ни в коем случае не забывайте благодарить своего Ангела-Хранителя, причем делайте это искренне, и даже если в какой-то момент вы не можете воспроизвести слова молитвы, благодарите обычными словами. Главное, чтобы эти слова шли от самого сердца. Тем не менее, хотя бы одну молитву Ангелу-Хранителю знать надо.


Молитвы Ангелу-Хранителю
Молитва первая:
Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая:
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мя грешнаго, ниже отступи от мя за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе: укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Молитва третья:
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.
Почитайте своего Ангела-Хранителя, возносите ему молитвы, поступайте по чести и по совести, и тогда ваш заступник перед людьми и перед Богом никогда не оставит вас своей милостью.

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»

Ангел-хранитель сопровождает человека на протяжении всей жизни. Дается он через таинство крещения. И после крещения начинается ожесточенная борьба за душу человека.

Кто с кем воюет? Нечистый дух, или бес. Он не дремлет, силясь завладеть человеческой душой. Ангел же ее охраняет. Вот и разгорается битва.

На каком плече сидит ангел, а на каком - бес? И как они сражаются друг с другом? Давайте выяснять.

Ангел - наш помощник

Что входит в задачу ангела-хранителя, мы перечислили выше. Если человек ведет правильную и Богоугодную жизнь, после смерти его душу забирают ангелы.

Мы часто расстраиваем своего невидимого хранителя. Каким образом? Собственными грехами. Давайте объясним на примере.

Представьте, что у вас есть подопечный. Допустим, это ребенок. И он постоянно испражняется. Вы должны находиться рядом с ним, но помыть малыша нет возможности. Вот и приходится дышать "ароматами", исходящими от ребенка. Он же совсем не чувствует запаха, который источает. Проблемы с обонянием. Радостно играет, агукает и раз за разом справляет нужду.

Фу, какая гадость! Неприятно находиться рядом с таким существом, правда?

Теперь понимаете, каково нашему ангелу? Когда мы грешим, то похожи на ребенка из примера. Наши грехи издают зловонное амбре. И заставляют ангела отходить от нас. Он плачет, но ничего не может сделать. И совсем оставить нас нельзя, и рядом находиться невозможно.

Кстати, на каком плече сидит ангел-хранитель? Считается, что на правом. И когда он отлетает от нас, то на сцену выходит бес.

Бес - погибель для нас

Почему погибель? Потому что основная его цель - затянуть душу человеческую в ад. И работает он вовсю, стараясь реализовать это.

Каким образом действует нечистый? Искушая человека, предлагая ему совершить грех. Разумеется, слово "предлагая" здесь нужно рассматривать не в том смысле, что говорит. Нет, просто умело подталкивает.

К примеру, человек знает, что блуд - это страшный грех. Тут в работу включается нечистый дух. Он начинает закладывать в мысли всякие фантазии. На эти фантазии реагирует тело. В итоге человек совершает грех. Бесу только это и нужно. Он ликует и радуется, ангел же стоит в сторонке и горько плачет.

На какой стороне плеча сидит ангел, а какую занимает бес? Согласно легендам, которые нам в детстве рассказывали, ангел занимает все правое плечо. Нечистый, соответственно, левое.

Почему именно плечи

Ангел и бес на плечах символизируют борьбу добра и зла. Но почему местом их обитания выбраны плечи? На каком плече ангел находится?

Если на то пошло, то не на плече, а за плечом. Считается, что человек идет, а за ним следуют ангел-хранитель и нечистый дух. Ангел справа, бес - слева.

С чем это связано? Все дело в том, что сакральная. Крестимся мы правой рукой, иконы дома вешаем в правом углу (на Восток). Даже слово "правда" произошло от слова "правый". И человека верующего, живущего по заповедям Божьим, мы называем праведником. Раз уж все начинается с правой руки, то и ангела сюда же поставили. Добро по правую сторону якобы.

Теперь поговорим о левой стороне. Вроде бы слева сердце расположено. Почему бы не должен ходить ангел по ней? Чтобы быть ближе к сердцу?

Вопросы риторические, ибо все плохое связано с левой стороной. Если у человека день не задался, говорят, что он встал с левой ноги. К людям-левшам относятся настороженно, по крайней мере, раньше так было. Халтуру и нечестный доход называют "левыми" деньгами.

Понятно, что левое - это плохо. Бесу самое место за левым плечом, он же плохой.

Что говорят священники?

Если священнику задать вопрос о том, на каком плече ангел-хранитель у человека сидит, батюшка слегка удивится. Хотя вряд ли: наши священники ко всему привычные, чего их только не спрашивают.

И что же они говорят по этому поводу? Деление на правое и левое плечо символическое. На самом деле мир не делится в соответствии с осью тела человеческого. Все куда более глубже и сложнее, чем нам кажется.

Какой вывод напрашивается?

Отвечая на детские вопросы о том, на каком плече сидит ангел, родители вводят детей в заблуждение. Это, конечно, легкий сарказм. Понятное дело, ребенку надо объяснять некоторые вещи на примитивном уровне. Но вырастая, надо бы задумываться о том, что не все так просто. В том числе и в вопросе нахождения рядом с нами ангелов и демонов.

Ангел не сидит на плече. Он незримо находится возле нас. Равно как и бес не занимает левое плечо. Он просто ждет, когда же мы пойдем на поводу у него в очередной раз. И отгоним от себя ангела этим.

Как правильно креститься?

Раз мы выяснили, на каком плече сидит ангел наш, теперь поговорим о крестном знамении.

Католики крестятся слева направо. Мы - наоборот. Подробная инструкция ниже:

    Складываем три пальца правой руки вместе. Большой, указательный и средний. У нас получается щепотка.

    Касаемся этой щепоткой лба, затем переходим к животу. Касаемся пупка.

    После этого прикасаемся к правому плечу.

    Затем - к левому.

    Опускаем руку, делаем поясной поклон.

Все очень просто, правда? Хотелось бы, раз речь зашла о правильности крестного знамения, вспомнить одно интересное суеверие. Оно настолько абсурдно, что не упомянуть нельзя.

Вы знали, что католики пересаживают беса на правое плечо? Ангела же сгоняют? Это они делают, когда крестятся слева направо. Теперь знаете.

Как молиться ангелу?

На каком плече сидит ангел наш? Он не сидит, он работает. Охраняет нас, глупых, от греха пытается уберечь. А мы, вместо того чтобы обращаться к нему молитвенно, отгоняем заступника нашего подальше.

Когда обращаются к ангелу? В любых ситуациях: в момент опасности, когда тяжело и плохо, в момент болезни. Зовите своего хранителя, данного при крещении.

Какие слова молитвы для этого нужны? Наверное, молитва к ангелу очень сложная? Отнюдь. Запомните эти слова:

Святый Ангеле-Хранителе, Угодниче Божий, моли Бога о мне грешном/грешной.

Всего девять слов. Запомнить не так уж и трудно, верно?

Чаще обращайтесь к ангелу и не забывайте благодарить его. За то, что он рядом. Не бросает нас, а терпеливо ждет, когда же подопечные обратят внимание на его призывы. Давайте не будем слушать искусителя нечистого, а обратимся со всей душой к своему ангелу.

Заключение

Сегодня мы развеяли очередное заблуждение относительно того, на каком плече сидят ангел и бес. Все эти деления "по плечам" подходят для объяснения маленьким детям. Мы - взрослые, и должны понимать, что все гораздо глубже, чем наши детские представления о мире.

Об источниках знания

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы – это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Многие слышали, что Ангел Хранитель поддерживает человека в трудные моменты жизни. Но где искать этого Ангела? Если он сидит на плече, то на каком именно? Есть мнение, что Ангелам дозволено общаться с Богом, поэтому они всегда подталкивают нас в правильном направлении. Когда вы испытываете боль и страх, не нужно унывать — один их хранителей незримо присутствует рядом.

Кто такие Ангелы Хранители

Православные христиане полагают, что Ангел Хранитель даруется Богом при крещении каждому человеку. Это добрый дух, который по божиему велению защищает нас от напастей. Подходов к вопросу много, но правильный ответ один: каждый человек вне зависимости от факта крещения получает своего Ангела. Есть, правда, один нюанс: только душа крещеного православного христианина имеет право на заступничество. Вот несколько интересных фактов об Ангелах Хранителях:

  1. Человек с Ангелом неразлучны на протяжении всей жизни.
  2. Когда наступает время (после смерти) для перемещения души на небеса, именно Ангелы занимаются транспортировкой.
  3. Благодаря Ангелу бесы не могут сразу утащить человека в ад.
  4. На небесах Ангелы Хранители анализируют человеческие поступки, открыв «книгу жизни». Светлые мысли и действия складываются на весы, всё тщательно измеряется.
  5. Священное Писание не подтверждает наличия у человека нескольких Ангелов.

В достоверности и авторитетности источников, уверяющих, что хранителей может быть три и более, лучше усомниться. Присутствие в повседневной жизни Ангела можно ощутить, но как можно произвести рациональные подсчеты тех, кто невидим? Еще одно заблуждение, не связанное со знанием Библии, приписывает наибольшее количество «персональных ангелов» представителям актерской профессии. Какими достоинствами обладают актеры, почему им даны такие привилегии? Не стоит слепо доверять подобной информации.

Доказательства существования

Известный церковный анекдот рассказывает об иконописце, изобразившем Ангела. Приходит принимать работу к этому человеку храмовый настоятель и видит Ангела Хранителя в обычных ботинках. Такое «авторское видение» показалось настоятелю кощунством, и он поинтересовался, где обитают Ангелы в ботинках. На что иконописец ответил встречным вопросом: а где настоятель мог наблюдать Ангелов без ботинок?

Можно ли знать, исходя из личного опыта, о существовании Ангела? Каждый из нас может припомнить события, которые сложно объяснить с позиции формальной логики. Святые отцы могут привести большое количество источников, подтверждающих реальность существования Ангелов. Источники могут быть:

  • вероучительными;
  • историческими;
  • богослужебными;
  • фольклорными;
  • документальными.

В Священном писании сказано, что Иисус постоянно молился и обращался к «персональному» Ангелу Хранителю за поддержкой. Свидетелями того, что Христос вступал в контакт с Ангелами, были апостолы Иоанн и Петр. После Воскресения Сына Божьего к нему в пещеру вошла Мария Магдалина и встретилась с Ангелом, который возвестил о великом чуде. Небесные духи укрепляли веру Спасителя и сопровождали его во время скитаний по израильской земле.


Каким историческим свидетельством можно объяснить существование небесных заступников? Наиболее часто называемый случай — история Жанны Д`Арк. Воительница регулярно молилась Елизавете и Екатерине — своим святым покровительницам. Можно ли считать этих святых Ангелами? Вот что известно о взаимоотношениях Жанны с заступницами:

  1. Жанна Д`Арк могла видеть святых, но окружающим это умение было недоступно.
  2. Екатерина с Елизаветой помогли спрогнозировать победу над англичанами, хотя это и случилось после смерти Жанны.
  3. Победить французам помогло воцарение на престоле собственного короля — именно Ангелы надоумили Жанну взяться за это дело.
  4. Тяжелое ранение во время битвы едва не стоило Орлеанской Деве жизни, но святая покровительница усмирила боль.
  5. Ангелом также был послан луч света, благодаря которому воительница поверила в своё предназначение.

Общалась с Ангелами Хранителями и монахиня Евгения, умершая в Ялте в 1939 году. Ангельская помощь позволяла монахине делать важные предсказания, касающиеся жизни крымчан. Евгения предвидела жуткую войну, в ходе которой должен был подвергнуться масштабным разрушениям Севастополь. Точной даты монахиня не назвала, но покровитель поведал, что до начала военных действий послушница не доживет. В исторических анналах зафиксированы и другие случаи, доказывающие существование ангелов:

  • откровение Иоанна Богослова;
  • молитва подвижника Алексея Бортсуманского, попросившего небесных заступников даровать русским победу в 1812 году над французами;
  • пророчество матери одного из декабристов (ангелом была показана сцена казни ее сына в будущем);
  • помилование Федора Достоевского (его собирались казнить за участие в тайном обществе, но заменили наказание каторгой).

Общение с Ангелом Хранителем

Когда мы говорим об Ангелах, то представляем себе эдаких «почтальонов», курсирующих между людьми и Богом. Кое-кто из этих существ прячется за нашим плечом, готовясь помочь в минуты опасности. Слово «ангел» переводится на русский как «вестник», так что мы правильно видим картину вещей. Но общаться с этими созданиями нужно аккуратно, чтобы не отпугнуть их или случайно не обидеть.

Что же обижает ангела больше всего, выводит его из равновесия? Ответ прост: человеческая глухота.

Если вы не слышите подсказок заступника, не обращаете внимания на божественные знаки — это плохо. В подобных случаях вы обречены совершать однотипные ошибки. Чтобы не обидеть своего покровителя, избегайте следующих действий:

  • плевки через плечо (правое);
  • просьбы о причинении зла окружающим;
  • самосуд и месть;
  • любые прегрешения, нарушающие десять божественных заповедей;
  • словоблудие;
  • различные пороки.

Помните, что у ангелов можно просить помощи, но эта помощь не должна быть сопряжена со злыми поступками. Отмахиваться от ангельской помощи нельзя — в этом случае заступник может покинуть вас, а на его место придут бесы. Мы привыкли думать об Ангелах, как о чем-то неизменном, постоянно находящемся в пределах досягаемости. Но всё может перемениться в одночасье, если вы не захотите отвечать за собственные поступки.

На каком плече восседает покровитель и защитник

Забота о людях относится к числу ангельских добродетелей, поэтому небесные заступники стараются не выпускать нас из виду. Как вы помните, через правое плечо плевать нельзя — этот запрет введен не просто так. Именно там, с правой стороны, обитает наш незримый охранник. А вот за левым плечом обычно пребывают злые демоны — плевать туда можно и даже нужно когда заблагорассудится. Так вы доставите ангелу удовольствие, ведь бес — его извечный «конкурент».

Подобное расположение злых и добрых сил объясняет порядок наложения крестного знамения. Изначально рука двигается сверху вниз, после чего перемещается в правую область груди — в ангельские «владения». Опираясь на своего заступника, вы перебрасываете всё зло к демону, завершая крест в левой части груди. В соответствии с предпочтениями ангелов, мы привыкли делать и другие вещи:

  • иконы устанавливать в правый угол жилища;
  • рукопожатия осуществлять правой рукой;
  • ложку тоже удерживать правой рукой;
  • не лгать, утверждая свою «правоту».

Ангелами могут охраняться не только люди, но и вещи, которыми они пользуются. Существ, стоящих на страже дома, мы называем «хранителями домашнего очага». Освящение автомобиля убережет транспортное средство от катастрофы, угона и поломки. Заступники также помогают путешественникам и воинам.

Как призвать Ангела на помощь


Сразу настройтесь: любые наставления своего Хранителя надо воспринимать покорно, даже если они вам не нравятся. Хорошие советы тем и хороши, что они отражают реальное положение вещей. Обращайтесь к небесному посланнику с открытым сердцем и воспринимайте его рекомендации серьезно. Обычно «внутренний диалог» — это и есть общение с собственным ангелом. Поворотным моментом в судьбе может стать что угодно:

  • сломанная машина (если перед этим вы сомневались в целесообразности поездки);
  • заклинивший замок (на некоторые встречи лучше не приходить);
  • потерянный телефон (если вы собирались позвонить туда, куда не следует).

Над судьбами других людей Ангел Хранитель не имеет власти, поэтому не нужно просить его об изменении чужого характера.

Избегайте просьб, касающихся материального достатка. Лучше попросить для себя удачи, здоровья или решимости — тех качеств, которые помогут вам самостоятельно улучшить положение.

А призывать небесного заступника на помощь необходимо молитвами — ниже мы приведем самые популярные из них.

Молитва Ангелу Хранителю

Молитва к Ангелу Хранителю о заступничестве перед Богом:

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю об укреплении веры:

Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю о покровительстве:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь

Почитайте своего Ангела Хранителя, возносите ему молитвы, поступайте по чести и по совести, и тогда ваш заступник перед людьми и перед Богом никогда не оставит вас своей милостью.