В структуру культуры первобытного общества не входит. Первобытное общество

Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры

Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV - I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

· каменный век

· бронзовый век

· железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

· древний каменный век (палеолит)

· средний каменный век (мезолит)

· новый каменный век (неолит)

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век - переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III - II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже - для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.



Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной . Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура - появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство , которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии - тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм - форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм - форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма - ношение амулетов, талисманов).

III. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV.Анимизм - форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима - душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу - запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста - брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды . Одним из важнейших из них был обряд инициации - посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция ». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура - самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Вопрос о культуре первобытного общества – это вопрос о начале. Современная наука раннюю его границу проводит в эпоху верхнего палеолита – около 40 тысяч лет назад. Ему предшествовал длительный период антропосоциогенеза, период формирования нового биологического вида homo sapiens, новой формы коллективной жизни – жизни общественной. Главное содержание этого процесса – переход от биологической формы бытия к культурной. Первобытная эпоха – самая протяженная в истории, она занимает более 90% всего времени существования человечества.

Первобытная культура обладает рядом черт, отличающих ее от других и позволяющих сделать вывод о том, что это самостоятельный тип культуры. Ее отличают: синкретический характер культуры, традиционность, единообразие, невыделенность человека из природного мира, мифологический характер мышления, бесписьменный характер.

Синкретизм первобытной культуры (от греч. συνκρητισμος – соединение) – слитность, недифференцированность ее форм. Это было целостное образование, в котором невозможно провести границу между магией и искусством, мифом и ритуалом, магией и позитивным знанием.

Первобытная культура носит почти исключительно черты постфигуративного типа. Конечно, изменения в ней происходили, но чрезвычайно медленно и не приводили к радикальным преобразованиям. Тысячелетиями люди занимались одним и тем же видом производственной деятельности, исполняли одни и те же обряды и ритуалы, вели один и тот же образ жизни. Традиционализм исповедует логику: «делай как я», поэтому поколение детей абсолютно точно воспроизводило поведение поколения отцов.

Отличительной чертой культуры первобытной эпохи являлось ощущение слитности человека с окружающей природой. Человек не отделял себя принципиально от мира природы, ощущал себя ее частью. Многообразные природные явления воспринимались как живые существа, исполненные внутренней духовной жизни. Можно сказать, что доминантной чертой культуры этого времени был анимизм. Латинское слово anime означает «душа», анимизм – всеобщая одухотворенность природы.

Выражением родства с природой был и тотемизм – представление о кровнородственной связи определенного человеческого коллектива и определенного вида животных, реже растений. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве от-отем, буквально – его род) – мифологический первопредок, прародитель рода. С тотемом связаны многие ритуалы и табу (запреты, санкционированные первопредками, т. е. имеющие сакральное значение), прежде всего табу на убийство тотемного животного. Тотем был важнейшим средством консолидации первобытного коллектива, осознававшего себя происходящим от общего первопредка и в этом смысле родственной группой. Принадлежность к одной тотемной группе обусловила и второе по значимости табу – на убийство сородича. Тотем и табу выступали исторически первыми формами социальной регуляции поведения людей. В первобытной культуре существовало много запретов, связанных с различными сферами жизни и деятельности людей: пищевые и сексуальные запреты, табу на некоторые слова, например, название животного перед охотой. Одним из важнейших был также запрет на брачные отношения внутри родового коллектива – обычай экзогамии. Происхождение его не совсем понятно, многие исследователи связывают его с необходимостью консолидации коллектива, вынесения брачных отношений за его пределы – ведь это вечный источник конфликтов между людьми. Брачно-семейные отношения первобытного общества – весьма сложная система дуально-фратриальных союзов. Но и она также явилась продуктом исторического развития первобытного брака. Многие мифы, да и более поздний эпос свидетельствуют о многообразных его формах и сложной структуре. Первобытная культура далеко не так примитивна, как представлялось исследователям XVIII-XIX веков, когда она и начинает изучаться. Это особый тип культуры, которому присущи многие уникальные черты и свои шедевры. К ним можно отнести богатую мифопоэтическую картину мира, наскальную живопись, каменные сооружения – мегалиты.


В сферу практической и духовной жизни человека той эпохи входили сложные отношения с миром вещей. Первобытный человек не отделял предмет и слово, которое его обозначает, наделял вещи жизнью и душой. Вещи обладали особой силой, иными словами, выступали в качестве фетишей. Фетиш – предмет, имеющий внутреннюю духовную силу, которая способна оказывать то или иное влияние на жизнь человека. Фетиши были коллективными, индивидуальными, женскими, мужскими, детскими и т. д. в позднейшие времена на основе фетишизма появились обереги, талисманы, коллекции антикварных предметов, поклонение сакральным предметам.

Важное место в системе жизни первобытного общества играют обряды перехода. Какие три важнейших события мы можем назвать? Родился, женился, умер. Вот они и обозначают переходы из одного состояния в другое. Будучи важнейшими в жизни человека на протяжении тысячелетий, они требовали особых ритуалов, часть которых дошла до наших дней. Среди обрядов перехода особое место занимают инициации – обряды и ритуалы, связанные с моментом перехода индивида из мира детства в мир взрослого. Как правило, дети, достигшие половой зрелости, под руководством старейшин уходили в священные места, где им передавались мифы, предания данного коллектива, их обучали основам производственной деятельности, подвергали физическим испытаниям и т. п. Волшебные сказки – по меткому замечанию поэта Е. Баратынского – «обломки древней правды» – донесли до нас некоторые детали этих обрядов.

Духовная жизнь людей первобытной эпохи включала в себя почти все известные сегодня виды художественной деятельности. Конечно, нам трудно сегодня судить о танцевальном и певческом искусстве того времени, но сохранились памятники изобразительной деятельности – знаменитые наскальные изображения, «палеолитические Венеры», мегалиты. Изобразительное искусство той далекой поры поражает жизнеподобием, высокой степенью мастерства, колоритом. Животные, представшие на стенах пещер, полны жизни, энергии, динамики. Две доминирующие темы этого искусства – крупные животные и женщина – не случайны. Крупные животные – основной объект охоты первобытного человека, и уже в силу этого первобытный художник не мог не обратить на них свое внимание. Женщина была центром первобытной общины, с ней связывали продолжение рода, она была прародительницей рода, она также была хранительницей огня – все это подчеркивало ценность женщины в системе социальных отношений того времени.

Ядром первобытной культуры является миф. Мифы – это основные «тексты» первобытной культуры, они касаются всех сфер жизни человека. Это особый тип мышления, обладающий своеобразной логикой, в которой прецедент заменяет причинно-следственные связи, которая безразлична к противоречиям, не различает предмета и его имени, оперирует конкретным и персональным. Особую роль в мифе играют бинарные оппозиции – пары противоположных понятий, маркирующих положительные и отрицательные смыслы. Примеры: мы – они, безопасное – опасное, жизнь – смерть, левое – правое, верх – низ, мужское – женское, свет – тьма, космос – хаос, сакральное – профанное и т. п.

В VII–IV тыс. до н. э. в ряде регионов произошли важнейшие события, связанные с неолитической революцией. Термин «неолитическая революция» был введен Гордоном Чайлдом в 30-х годах XX века. Он означает переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, переход, который привел к радикальному изменению всего образа жизни. Производящее хозяйство уменьшило степень зависимости человека от природы. Неолитическая революция обусловила появление иного знания, иных типов орудий труда, керамики, гончарного круга. Изменилась вся система отношений человека к человеку и человека к природе. Человечество прошло три пути выхода из первобытности – земледелие, скотоводство и ремесло. Эти занятия стали основой различных типов культуры. Началась диверсификация культуры, ее разветвление, расхождение путей развития.

Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытная культура определила дальнейшее развитие человечества. Иногда первобытность называют детством человечества.

Культура первобытного общества. Имеет еще название архаической культуры. Существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества

Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, появился около 2,5 млн лет назад.

Изучение первобытной культуры особенно интенсивно велось в XIX веке, когда было достаточно примеров - племен, которые находились на уровне развития первобытной культуры. Изучение подобных народов, а также археологические раскопки позволили сделать выводы о первобытной культуре.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, которые возникают приблизительно в IV - I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества археологи разделили на три эпохи:

    каменный век

    бронзовый век

    железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

    древний каменный век (или палеолит 2,5 млн. лет - 14 тыс. лет назад)

    средний каменный век (мезолит 13 -8 тыс. лет назад)

    новый каменный век (неолит) 8- 4 тыс. лет назад

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век 5 - 3 тыс. до н.э. - переход от камня к металлу). Хронологические рамки бронзового века занимают III - II тыс. до н.э. А в I тыс. до н.э. начинается железный век.

Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое первобытное стадо или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливал опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже - для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Поэтому количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что в свою очередь требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность,комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Однако постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Постепенно развивалась и духовная культура - появился язык.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Урал).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, кроме того, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. В большинстве случаев рисунки покрыты дырками и царапинами от стрел, что подтверждает взгляд на наскальную живопись, как на составную часть магических ритуалов первобытных людей.

Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в изобразительном искусстве и фольклоре человек постепенно стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать "палеолитические Венеры". Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Они являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Они содержали в себе сведения о происхождении мира, человека, живой природы, отношениях между членами сообщества. Часто содержали и фантастические версии действительности. Мифология – это система сказаний, передающих представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о месте человека в окружающем мире.

Миф стал краеугольным камнем не только науки и искусства, но и религии. Религиозные взгляды людей стали возникать уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества, когда появилась необходимость в абстрактном мышлении.

Ранние формы религии - тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I . Тотемизм - вера в существование родственных отношений между человеком, животными и растениями.

II . Фетишизм - вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма - ношение амулетов)

III . Магия - вера в то, что определенным образом можно влиять на людей, животных, природу и т.д.

IV . Анимизм - вера в общую одухотворенность природы (анима - душа), вера в духов. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу - запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и своеобразна, но главными следует считать два запрета:

    Одно из первых табу касалось инцеста - брак с близкими родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

    Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации - посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда происходит "неолитическая революци". Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства. Этот процесс растянулся на тысячелетия. Его первые признаки замечены еще в эпоху позднего палеолита (15 тыс. лет назад).

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий "неолитической революции"становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество все же шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура - самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк Франции. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные "венеры" найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и в других частях мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери. Кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности изображений животных. Он возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств. Традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости. Кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем искусства палеолита является бизон. Также, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Движение в пещерной живописи передается через положение ног, наклон тела или поворот головы. Скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного - орла, медведя, змеи).

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи. Пещеру Альтамира в Испании называют "Сикстинской капеллой" первобытного искусства. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину, состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения, на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н.э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры - "зале животных" - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую "картинную галерею" - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые "гравюры" появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости. Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке. Получила название по пещере Ле-Мустье во Франции. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией. Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего, религиозных представлений. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV-III тыс. до н.э., позднейшие - XIV-XV веками н.э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты - культовые сооружения III-II тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стоунхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье. Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом). Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад. Можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы. Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все они так или иначе были связаны с религиозными представлениями. С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам. Одновременно в первобытном обществе развивалась магия как способ "воздействовать" на окружающую среду в своих интересах, например, обеспечить удачу охотникам. У первобытных племён не было специальных служителей культа. Религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

Культурное развитие первобытного общества носило синкретичный характер, что означает прямую связь религии, мифологии, науки и искусства между собой, и каждый человек того периода являлся носителем всех этих компонентов. Возникновение культуры тесно связано с развитием человека, возраст определяют более двух млн лет назад. К сожалению время смело почти все свидетельства того периода. Обнаружение артефактов, относящихся к тем далеким временам, превращается в огромную сенсацию.

http://taurisnk.ru

Периоды первобытной культуры

Наиболее важными ритуалами того времени явились массовые обряды инициации, которые можно считать проявлением культуры в первобытном обществе. Развитие письменности началось с пиктографии, затем были вовлечены подсобные материалы: зарубки, узелки. Числа появились гораздо позже, с возникновением цивилизации. Многие артефакты духовной жизни имеют налет астрономии: наскальные изображения, огромные каменные кромлехи.

Длительность периода первоначальной эпохи в истории культурного развития имеет индивидуальные временные рамки. В отдаленных уголках планеты можно найти племена, не пользующиеся цивилизацией, поэтому кое-кто из ученых не хотят признать первобытную культуру ушедшей в прошлое.

Духовная культура первобытного общества, если кратко, - объединяет несколько этапов развития:

  • каменный век — 4 тыс лет до нашей эры;
  • бронзовый век — 2 тыс лет до нашей эры;
  • железный век — 1 тыс лет до нашей эры.

Духовная культура первобытного общества

Культурное развитие людей в период позднего палеолита привело к возникновению веры в сверхъестественные силы. Представлениями религии того периода являются тотемизм, фетишизм и прочее. Из многочисленных ритуалов создавались культы зверей, предметов, природных явлений. Центральное место в культовых обрядах занимала магия — вера в сверхъестественные возможности, последствиями чего можно считать многочисленные обереги, талисманы и амулеты.

В период железного века начинает закладываться культ языческих богов, которые покровительствовали основным силам природы: грому, дождю, Солнцу, огню, воде.

Появление медных и бронзовых изделий повлекло за собой изготовление музыкальных инструментов для обрядов.

Изобразительное искусство становится более развитым. Сажа и охра - основные цвета. Человеческие изображения почти отсутствуют. Те, которые были найдены, посвящены женщине. В конце палеолита наступает настоящий расцвет изобразительного искусства. Животные на рисунках обретают движение, появляются динамичные позы. Рисунок полностью раскрашивается несколькими цветами с разными оттенками.

Основные черты первобытной культуры

На начальном уровне идеология и духовная культура первобытного общества менялась медленными темпами. Происходят постоянные повторения уже сложившегося жизненного уклада с его обычаями и традициями. Наиболее важной чертой первобытной культуры является синкретизм — неразделимость форм, единство человека и окружающей среды. Следующей важной чертой можно считать отсутствие письменности.

Именно отсутствием пиьменности можно объяснить медлительность накопления необходимой информации, развития культуры и социального общества. Синкретизм проявил себя в деятельности первобытного человека — от простейшего потребления природы остались охота и собрание плодов, а, научившись изготовлять орудия, появилось созидание. В последствии начали развиваться элементы духовной культуры:

  • первые признаки морали;
  • мировосприятие через мифы;
  • первые формы зарождения религии;
  • ритуалы обрядов;
  • зарождение пластического изображения животных и человека.

Процесс культурного развития начался с возникновением языка, явившегося первым этапом устного общения. Появляется коллек
тивное мышление группы людей, и индивидуальное мнение одного индивидуума. Люди стали называть друг друга, явления, окружающие предметы. Эти имена получили название «символы».

Заключение

Началом зарождения морали является возникновение понятия «табу», которое включило в себя запрет на причинение вреда членам своего племени, на связь во избежание кровосмешения. Этим запретом контролируется раздел добычи, неприкосновенность некоторых членов группы. Основой обучения младших членов племени явилось подражание, передаваемые полезные действия. Постепенно эти повторения превратились в ритуалы.