Феофилакт курьянов семья. А до этого почему была? Из землянки на тверскую

Дата рождения: 27 августа 1974 г. Дата хиротонии: 24 сентября 2006 г. Дата пострига: 5 апреля 1994 г. День ангела: 21 марта Страна: Россия Биография: Родился в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих. В 1991 окончил среднюю школу. В 1992 году по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного прот. Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. 5 апреля 1994 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля 1994 года епископом Верейским Евгением рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года в иеромонашеский сан. В 1996 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края. 18 мая 1998 года назначен на должность благочинного православныaх церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного. В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 году по специальности «Психология». В апреле 2001 года возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. Изобильного. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе. 1 сентября 2002 года назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии. Для продолжения богословского образования в 2003 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 году. С декабря 2004 года нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского. 24 сентября 2006 года, в день памяти прп. Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. 11 августа 2008 года, после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен временно управляющим Курганской епархией. 6 октября 2008 года решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13) назначен на Пятигорскую и Черкесскую кафедру. Образование: 1992-1996 гг. — Ставропольская духовная семинария. 2003-2007 гг. — Московская духовная академия.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря.

1 февраля 2014 за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Нам нужно слышать ближних

Архиепископ не любит рассказывать о себе. Главная тема его проповеди – православие. Вера в Господа и Спасителя Христа. Главная тема его интересов - жизнь епархии: приходов, духовенства, семей священнослужителей. Об этом и настоящее интервью.

Владыка, когда шесть лет назад вы прибыли в возрождённую Пятигорскую епархию, сразу стали называть Кавказ благословенным. Почему?

Я родился и вырос на Кавказе, в Грозном. И действительно считаю наш край благословенным. Он богат природой, историей, культурой многих народов. И, конечно, людьми. Благословенный Кавказ – место, где наша страна только начинается. Крайняя южная точка России находится здесь. Можно сказать, что это место, откуда начинается самая тёплая сторона нашей Родины. И поэтому люди здесь особые: прямые, искренние, горячие.

Кроме того, то, как мы сами определяем место своей жизни, очень много значит. Если мы будем называть свой регион «огнедышащим», то и вести себя будем соответственно. Если же будем помнить, что наша малая Родина дана нам в благословение Богом, то и относиться к ней будем правильно. Так, как заповедал нам Господь.

Последние несколько лет стали ярким тому подтверждением. Наш край возвращает себе статус здравницы. Люди снова едут сюда, чтобы воспользоваться дарами, которыми Господь щедро одарил нашу землю, её целительными водами, климатом, возможностями современной медицины.

Центром Пятигорской епархии являются Кавказские Минеральные Воды, часть Ставрополья. Насколько это влияет на жизнь церкви?

Правильнее сказать, что в Пятигорске, и, шире, на Ставрополье находится не просто формальный управленческий центр. Касается ли это федерального округа или нашей епархии. Ставропольский край - русское сердце Северного Кавказа. Русский язык – средство межнационального общения народов региона между собой. А через язык открывается возможность приобщения к миру науки, культуры, литературы.

И наследники православной традиции здесь представляют лицо всего народа, всей нашей культуры. Именно для того, чтобы рассказать о богатстве и красоте православия, наша епархия и запустила в регионе вещание радио «Вера». В первую очередь в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. А теперь услышать это радио можно и в городах Кавказских Минеральных Вод.

Кроме того, наша епархия объединяет территории двух казачьих войск. В Карачаево-Черкессии располагается Баталпашинский отдел Кубанского казачьего войска, а на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии казаки входят в Терское казачье войско. Казачество – одна из опор церкви и мы очень серьёзно относимся к тому, чтобы у каждой казачьей общины был духовник. Их объединяет не просто епархиальный отдел, а духовно-просветительский центр казачества. Епархия издаёт казачью газету «Лик Кавказа».

Не секрет, что казачество становится одной из групп риска в пропаганде национализма под маской псевдо славянского неоязычества. Жёсткая националистическая риторика неоязычников, их отношение к представителям окружающих народов на Северном Кавказе крайне опасны.

Идеологи неоязычества спекулируют на патриотизме, любви к национальной культуре. Но наша русская культура уже больше тысячи лет православная, вдохновлённая нашими святыми, пронизанная евангельским пониманием мира и человека.

И если нам кажется, что нашу национальную культуру уважают недостаточно, то первое, на что мы должны обратить внимание – то, насколько мы сами уважаем собственную традицию. А уважать здесь означает не просто хранить, а воплощать собственной жизнью, жить в этой традиции.

Уверен, если окружающие увидят, что русская культура это культура молитвы, иконописи, литературы, искусства, науки, то отношение к ней будет совершенно другим. На это и направлены те проекты, о которых я говорил.

Православие на Кавказе многонационально. В приходах можно увидеть не только русских, преимущественно, казаков, но и грузин и греков, осетин, украинцев и белорусов. И многих, многих других народов. Церковь здесь говорит по-русски, но с кавказским акцентом. Это сказывается на обычаях, традициях, особенностях семейной жизни, быта. А значит, отражается и на духовной жизни. Это учитывают наши священники.

Немного таких регионов как Северный Кавказ, где чувствуешь поистине вселенский характер православия. Пожалуй, главными можно назвать Святую Землю и Святую Гору Афон. Но это всемирные святыни. Присоединяется к ним и благословенный Кавказ. При том, что он не является ни местом общехристианского паломничества, ни плавильным котлом мегаполиса, где все национальные особенности неизбежно уступают место некоторому усреднённому поведению или приводят к образованию анклавов со всеми их минусами.

Северный Кавказ место, где постоянно живут православные христиане различных национальностей. Живут, сохраняя яркость, самобытность жизненного уклада и, самое главное – свою православную веру. Посмотрите на грузин, греков, осетин... Я перечислял выше всех. Каждый из этих народов уникален. И, вместе с русским народом, вносит свою яркую краску в палитру многоликой православной паствы региона и нашей епархии. Это очень интересно, красиво. И даёт уникальный опыт человеческого общения, в котором национальные различия не становятся предметом раздоров. Потому что объединяет нас то, что выше этих различий – вера в Господа и Спасителя Христа.

Конечно, где-то я описываю идеал, но важно, что именно единство в наднациональном православии и есть путь преодоления раздоров и противоречий. Чем ближе мы к единому Богу, тем ближе мы и друг к другу. Это древняя истина христианской аскетики, воплощение которой мы видим своими глазами в лучших проявлениях жизни наших народов.

- Что можно сделать, чтобы православным стало жить на Кавказе лучше?

Во-первых, просто помогать людям. Независимо от веры и национальности. Жизнь сейчас нелегка для всех. И наша епархия, делая акцент на социальных проектах, оказывает посильную помощь всем, не делая никаких различий. И кризисный центр для женщин «Дом для мамы» и центр для детей-инвалидов «Солнечный городок», центр иппотерапии и реабилитационные центры, просто приходы помогают всем, кто реально нуждается. И среди наших волонтёров также есть представители разных традиций.

Назову одну цифру из жизни нашего «Дома для мамы». За три года своего существования он спас он дал жизнь 38 детям, которых не убили в результате абортов. Эта цифра говорит о целях и смысле работы наших социальных учреждений. Их главный результат – спасённые жизни. И те люди, которым стало жить лучше рядом с нами.

Сама епархия тоже социально ориентирует свою жизнь и, в том числе, бюджет. Из него выплачивается ежемесячная денежная поддержка больным, многодетным и престарелым священникам, вдовам почивших батюшек. Тем священникам, которые служат на беднейших приходах. И делаем мы это ещё и потому, что священнослужитель, призванный помогать ближнему, получив помощь, обязательно и сам поможет тем людям вокруг, кто в этом нуждается. Так мы создаём цепочку, по которой передаётся добро.

Благодарю наш отзывчивый кавказский народ за бескорыстную поддержку, благодаря которой все наши проекты могут безвозмездно помогать нуждающимся. Нам нужно слышать ближних, и жить станет немного легче.

Вспомню лишь единственный пример. Один замечательный человек, узнав о своей неизлечимой болезни, дал указание своей супруге передать лошадь, которой он владел, нашему центру лечебной верховой езды. Теперь на лошади катаются дети, нуждающиеся в реабилитации, а мы молимся о новопреставленном рабе Божием, сделавшем доброе дело и после своей смерти.

Примеров доброты и отзывчивости много. И всё же я хочу снова призвать всех неравнодушных людей помочь нашим социальным учреждениям в их повседневной работе. Нам дорога любая поддержка.

Есть и другой, тоже важный момент. Необходимо напомнить нашему обществу, что Кавказ – древний христианский регион. И православие здесь коренная религия. Для учёных это давно не секрет. Да и для всех остальных византийские храмы Х века, расположенные в Нижнем Архызе, зримый пример верности предков многих наших народов своей вере.

Понимание исторической роли православия на Северном Кавказе – одно из действенных средств против риторики идеологов экстремизма. Они пытаются накрепко привязать православие в нашем регионе к периоду середины позапрошлого века. Это историческая ложь. Тем более опасная, что христианство здесь связывается с сиюминутными политическими интересами. На самом деле использовать религию как прикрытие политических целей пытаются сами эти идеологи. Последствия такой пропаганды в нашем регионе уже оборачивались большой кровью. И события эти памятны до сих пор. Но эта память неспособна объединить нас.


Память об общем духовном прошлом объединяет народы. Ведь наши предки вместе предстоят перед Богом в единстве исповедания и молитвы. А значит и нам нужно быть добрее друг ко другу. Ведь Бог есть Любовь.

-Мы беседуем в дни Светлой Пасхи. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Со всей радостью, что может вместить человеческое сердце, приветствую наших читателей ликующей пасхальной вестью – Христос Воскресе! Слава Воскресшему – мы вновь причастны величайшей радости Пасхи Христовой!

Наша быстро проходящая и изменяющаяся жизнь нередко бывает наполнена такими обстоятельствами, из-за которых нам с болью приходится говорить: ничего изменить нельзя, утерянного не вернуть, разрушенного не восстановить…

И с этой болью пришлось бы согласиться, если бы не Христова победа. Пасха Христова – это точка нашего возврата. Это для нашей веры – обновление, для нашей надежды – корень, для нашей любви – второе дыхание. И если эту точку мы ставим в центр нашей жизни, в её основание, то, по слову святителя Иоанна Златоуста, всё остальное тоже станет на свои места.

Поверив в Воскресение Христово, а через это получив второй шанс начать всё сначала, возьмёмся за дела. Дела нашей веры – это поступки настоящих людей. Людей, способных любить без тоски, дружить без предательства, иметь свободную волю без страстей и привязанностей. Смело сохранять себя в воздержании, в особенности чрева и языка. Кто-то из нас на сказанное может возразить ставшим уже, к сожалению, обыденным, человеческим маловерием: мол, в жизни всё по-другому. И неправда, и предательство, и сама смерть ходят за нами по пятам.

Милость Божия призвала нас жить на благословенном российском Кавказе. Послужим нашей малой Родине своей доброй христианской православной жизнью. Воспитаем в вере во Христа Воскресшего наших детей, и как ростки Христовой нивы бережно сохраним их на кавказской земле.

Записал протоиерей Михаил Самохин.

Фото из епархиального архива

В продолжение цикла рассказов о поступлении в духовные школы мы публикуем воспоминания епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. После школы будущий владыка поступал в ставропольскую духовную семинарию, а через несколько лет после ее окончания - в Московскую духовную академию.

Не скажу, что были какие-то особые явления или чьи-то слова, которые подтолкнули бы меня к этому шагу. Но у меня был очень хороший учитель - был, потому что сейчас молюсь о его упокоении - отец Петр Нецветаев, в то время настоятель храма Архистратига Божия Михаила города Грозного. Он никогда не понуждал меня к принятию священства или к желанию поступить в семинарию, а просто был хорошим священником. Глядя на него, общаясь с ним, делая что-то по его благословению в храме, я понял, что хочу идти в семинарию. Для меня это стало настолько естественным, словно ничего кроме этого и не было. И когда я поступил в семинарию, многие спрашивали: «Ты из рода священников? У тебя отец священник или кто-то в семье?» Нет, папа к тому времени погиб, меня воспитывала мама. Она была человеком совершенно светским, военным, и ничто дома не было сообразно укладу жизни будущего священнослужителя. Но был образ отца Петра.

Когда я принял решение поступать в духовную семинарию, понял, что для этого надо готовиться. Я закончил школу, узнал условия поступления (нужно было знать молитвы, историю, Священное Писание) и год работал у мамы на предприятии и готовился. А потом поехал в Ставрополь, подал документа, сдал экзамены и, слава Богу, поступил.

Конечно, я знал о Московской и Санкт-Петербургской духовных семинариях, но как-то так сложилось, что поступал в Ставропольскую. Она ближе всего к Грозному, и наши батюшки много рассказывали о семинарии, о своих духовных наставниках.

Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда - ректор Ставропольской духовной семинарии. Помню его очень острый взгляд и готовность всегда задать какой-то живой, неожиданный вопрос. На экзамене я стал читать «Трисвятое» и от волнения сделал неправильное ударение. Он спросил: «Вы всегда так делаете ударение или просто волнуетесь?». Это был совершенно неожиданный вопрос, в котором я услышал, что нужен, что в семинарии ищут не столько знания в тебе, сколько ищут тебя самого и могут понять в том числе твои ошибки, твое волнение, переживание. Переживание. В тот момент я как-то особо это почувствовал и совершенно спокойно ответил: «Батюшка, простите, это я сегодня от волнения так ошибся, а вообще-то я вот так произношу». Все заулыбались, и этой улыбки мне хватило по сей день.

Конечно, я переживал, глядя на окружающих ребят. Конкурс был 3,5 или 4 человека на место. Я понимал, что шансов у меня немного, хотя и знал положенные тропари, молитвы, ответы на вопросы. Среди абитуриентов было очень много детей из семей священников, и было понято, что скорее всего поступят именно они, что естественно, ведь эти абитуриенты более подготовлены. Они знают, как надо вести себя, как отвечать, в конце концов, о них кто-то мог попросить. А обо мне никто не мог побеспокоиться, и кроме благословения Божия у меня не было ничего. Но это ведь самое живое и настоящее - беспокойство Неба.

Во время вступительных экзаменов мы очень много трудились. Для меня этот труд не был особенным, потому что хотя я родился в городе, мы жили своим хозяйством, так что работать на земле, чистить картошку и заниматься прочей хозяйственной работой для меня было естественно. Было чувство, что здесь, в семинарии - как дома.

Помимо послушаний мы все вместе молились, и совместные молитвы для меня тоже были большим впечатлением. Дома я молился один. Мама уже рано уходила на работу, вечером, когда я читал вечерние молитвы, она или занималась домашними делами или даже еще не всегда приходила. А здесь было особым вдохновением, когда правило совершалось совместно и рядом стояли мои сверстники и по очереди читали молитвы. А по вечерам - эти разговоры с абитуриентами…

Так что в период поступления друзья стали первым моим ярким приобретением. Мы подружились удивительно быстро, и было ощущение, словно мы вместе росли с купели. Иногда возникает вопрос: «Почему верующие люди так быстро дружатся?». А потому что они одним миром мазаны. Если не ошибаюсь, академик Лихачев сказал, что годы учебы- время приобретения друзей. Потом эти друзья остаются на всю жизнь, а с годами приобретать друзей все сложнее. И это действительно так. С теми ребятами и девушками, которые учились в семинарии, мы общаемся до сих пор. Хотя они стали уже священниками, матушками, я - епископ. Конечно, наше общение проходит понятно в какой-то субординации иерархического положения, но в каком-то совсем другом внутреннем напряжении - напряжении дружбы, которая началась в нашей духовной школе.

Помню вечер после экзаменов, в который мы собрались, чтобы увидеть списки поступивших. Это были как «списки жизни». Когда я увидел свою фамилию, отошел, и снова занял очередь, чтобы подойти к спискам и посмотреть. И уже когда второй раз прочел в списках свою фамилию, пошел в собор благодарить Матерь Божию за то что она под своим Покровом привела меня поступать в семинарию.

В Московскую духовную академию я поступал по благословению владыки Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения. Он благословил меня очень ярко, и я очень часто повторяю его слова священникам своей епархии.

Итак, я закончил Ставропольскую семинарию, стал настоятелем храма, благочинным. Казалось, что в церковном плане есть доверие архиерея, многое делается - и этого достаточно. Естественно, я много читал, самообразование было и остается очень важным в моей жизни. И вообще вес складывалось таким образом, что для какой-то иной деятельности, кроме церковных послушаний, времени не было.

И вот владыка Евгений приехал в Ставрополь на один из выпускных дней в нашей духовной семинарии. И говорит мне: «Ну что, отец Феофилакт? Закончил семинарию - и этим доволен? Стал благочинным - и больше ничего нужно?». Это было неожиданно. И я говорю: «Да нет, владыка, я как-то даже об этом не думал». - Ну раз ты об этом не думал, то должен учиться в Академии.- «Да я и так что-то читаю...» - Нет-нет - читать это хорошо, но ты должен учиться. И не нужно довольствоваться тем, что ты имеешь сейчас, тогда все будет нормально. Нужно трудиться, тогда ты будешь еще более полезен Церкви. - «Благословите!».

И я поступил в МДА на заочное отделение. Поступал по старой программе, сдавал письменную работу и устные экзамены по билетам, которые были очень близки к выпускным билетам семинарии. А выпускался уже по новой программе и по новым требованиям, с публичной защитой дипломной работы.

Время учебы в Академии - очень интересные годы, потому что каждая поездка на сессию была прежде всего поездкой к преподобному Сергию. Именно тогда у меня появилась какая-то особая близость и особая связь с преподобным. Как-то я сказал: «Да вот, надо ехать на сессию». И мой собеседник очень точно сказал то, что сам я побоялся произнести: «Нет-нет, ты едешь не на сессию, а к преподобному».

Потом все встало на свои места, и во многом учеба в Академии была нужна, чтобы иметь возможность бывать у преподобного, ходить на молебен с братией, молиться в Лавре, быть и причащаться там на Божественной литургии.

Сейчас вопрос дальнейшего образования стоит у меня на повестке дня, но главное в моей деятельности - епархия. Сейчас она для меня - мой университет.

О поступлении в духовные школы читайте также воспоминания

епископа Саратовского Лонгина :

проректора Киевской духовной академии по научно-богословской работе доцента Владимира Викторовича Буреги : "Все, что происходило во время вступительных экзаменов в МДС, не имело почти ничего общего со светской системой образования. Никто даже не пытался создать у нас ощущение прозрачного честного конкурса. Нам ясно давали понять, что нас изучают, чтобы выбрать тех, кто более всего подходит для обучения в семинарии..."

выпускника Московской Духовной Академии священника Вадима Суворова, настоятеля Троицкого храма поселка Удельная Московской области :

Фото на главной: www.e-kiselev.info

Дата рождения: 24 сентября 2006 г. Дата пострига: 5 апреля 1994 г. День ангела: 21 марта Страна: Россия
Биография: Родился 27 августа 1974 г. в г. Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих.

В 1991 г. окончил среднюю школу.

5 апреля 1994 г. митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода назначен епископом Бронницким , викарием Московской епархии , с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан .

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по окормлению приходов в Туркмении.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Пятигорскую кафедру .

Священный Синод на заседании 27 июля 2011 г. (журнал № 67) сохранил за епископом Феофилактом временное управление приходами в Туркмении.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря г. Лермонтова.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1996 г. - Ставропольская духовная семинария.

2004 г. - Институт дружбы народов Кавказа.

2007 г. - Московская духовная академия.

(Временный управляющий) (Правящий архиерей)

У нас в гостях был архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Мы говорили об истории православия на Северном Кавказе и о том, как живет Православная Церковь в этом регионе сегодня.

А. Пичугин

- «Светлый вечер» на светлом радио, здравствуйте дорогие слушатели. В этой студии приветствуем вас мы, Лиза Горская…

Л. Горская

И Алексей Пичугин.

А. Пичугин

Сегодня вместе с нами и с вами этот «Светлый вечер», ближайший час проведет архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Здравствуйте, добрый вечер.

Епископ Феофилакт

Добрый вечер, дорогие друзья. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

А. Пичугин

Пятигорская епархия. Очень интересные места, куда я никак не доеду. Например, я вот последние лет, наверное, десять все время собираюсь поехать в Пятигорск, в Минводы, и все у меня никак не складывается. Поэтому для меня вдвойне интересна, конечно, и какая-то церковная жизнь в этих местах, ну и соответственно как все это там выглядит, развивается. Вы уже несколько лет управляете епархией. Ну соответственно, насколько вообще эти места можно назвать ну вот православными христианскими? Понятно, что храмов много, понятно, что население в массе своей, наверное, советское еще, с советскими традициями живущее. А вот насколько активно люди ходят в храмы, на службы?

Епископ Феофилакт

Во-первых, надо сказать, что наша епархия была восстановлена в 2011 году, до этого она существовала как самостоятельная в том числе епархия. В разные периоды истории Русской Православной Церкви последних двух столетий она меняла свои границы, но начало всему было положено еще в византийские времена. И мы не случайно, а с точки зрения еще даже исторической, совершенно обоснованно говорим о нашей земле как о Кавказской купели, где по сей день сохраняются храмы IX-X века. Кстати, в которых мы совершаем богослужения и очень радуемся такой счастливой возможности, что ярко свидетельствует о том, что христианская традиция, православная проповедь, проповедь о Евангелии пришла в эти земли Кавказа - как мы называем наш дом, Благословенного Кавказа, - еще тогда, когда, если можно образно так сказать, в Киевскую купель только набиралась вода для будущего крещения киевлян. И в этом смысле слова христианская традиция для Кавказа имеет очень глубокое значение. Почему я об этом говорю? Потому что современные народы, живущие на Северном Кавказе, воспитанные уже сегодня или поддерживаемые современной, иной культурой, в том числе исламской культурой, очень многие традиции, адаты, законы, внесенные в национальные традиции, заимствовали из христианской традиции. Даже названия дней недели совпадают с днями памяти православных святых, которые совершаются в этот день, я уже не говорю о фамилиях и именах современных, скажем так, жителей Северного Кавказа. Конечно, был период после монгольского периода, который сильно оказал колоссальное влияние на эту территорию, и практически глубокой раной и, так скажем, глубокими ударами было поражено дерево, растущее там в православной традиции, но сохранило корни. И вот уже в более поздний период эти православные корни вновь дают свои побеги, свои плоды. И сегодняшняя епархия это не епархия нынешнего времени, а продолжающаяся традиция того, древнего времени. Это и монастыри, и это и православные центры, это гимназии, это детские сады, это все то, что свойственно современной Православной Церкви. Это и семинария духовная у нас на Ставрополье. Ну и, в общем, все, повторюсь еще раз, все то, что свойственно для современной жизни Православной Церкви.

Л. Горская

Может быть, расскажете подробнее про храмы IX-X веков, в которых до сих пор совершается богослужение?

А. Пичугин

Возродилось даже, наверное.

Епископ Феофилакт

Да, они находятся на территории современной Карачаево-Черкесской республики. Это известное Архызское городище, это храмы в соседнем Тебердинском ущелье, где сегодня, благодаря в том числе такой положенной, скажем, на бумагу договоренности с местным музеем, мы имеем возможность совершать регулярно богослужения в этих храмах. Ну конечно, они совершаются чаще всего в летне-весенний, в теплый период. Хотя и в зимний период там совершаются молебны и собираются люди, которые просто приходят в эти места как в святые места для молитвы, для поклонения. Отдельной, может быть, даже передачи или внимания заслуживает вопрос, связанный с поддержкой и реставрацией этих храмов. Полагаю, что, может быть, в рамках сегодняшней беседы мы не успеем об этом поговорить. Но одно то, что эти святыни по сей день сохраняются именно как храмы, а не как бывшие нынешние руины и бывшие церкви, уже вызывает большую радость и серьезную, глубокую, обоснованную надежду, что в таком же виде, как храмы, они будут сохраняться в будущем.

Л. Горская

А существуют какие-то паломничества? Можно там, не знаю, из Москвы, из другого города приехать, остановиться, ну там какую-нибудь экскурсию посетить или нет? Может быть, мой вопрос дико звучит, но все-таки ваш регион у многих вызывает опасения, когда рассматриваются варианты для отпуска - ну есть же такой стереотип.

А. Пичугин

Ну в Пятигорск-то, в Минеральные воды спокойно люди едут.

Л. Горская

Ну не все. Ну пускай владыка расскажет. Ладно, ты у нас знаток.

Епископ Феофилакт

Вы знаете, я разделю ваше вот такое внутреннее переживание. Конечно, есть большое количество информационных потоков, которые говорят, что Кавказ это особая территория, там нужно быть очень внимательным, да и много информационных поводов дают, к сожалению, не всегда позитивный, а нередко негативный окрас жизни на Северном Кавказе. Недавно возвращаюсь домой, и вот уже самолет идет на посадку, заходит глиссада самолета над городом Минводы, практически над куполами нашего Покровского собора. И рядом пассажиры говорят там, две женщина, одна с другой говорят: смотри, надо же, здесь купола церквей! И я сначала так как-то не обратил на это внимания. Ну а затем мы разговаривали, сколько там можно было поговорить, говорю: а что вас так удивило? Ну мы вот сюда летели с какой-то вот такой внутренней готовностью, что здесь совершенно мы ничего своего не найдем. И вот сегодня храмы нашей Русской Православной Церкви, в том числе и на территории республик Северного Кавказа являются, если хотите, такими знаками вот такой духовной безопасности или знаками «своего». Вот знаете, как бывает: ты попутешествуешь по какой-то далекой земле, и вдруг ты идешь-идешь, там какие-то пальмы, тут березка растет. И тебе кажется: ну вот, вот она почти уже родина, вот оно что-то родное. Вот то же самое. Хотя храмы на Северном Кавказе это не березки среди пальм, они очень часто встречаются, но такую же вот радость вызывают у нашей общины для людей, которые приезжают на Кавказ. Сегодня, слава Богу, действительно и у нас действует паломническая служба, которая называется «Кавказский паломник», и к нам приезжают большое количество гостей, посещают наши древние храмы, о которых я уже говорил, наши монастыри. Посещают храмы казачьи - у нас сохранились уникальные храмы, им по 200 и по 150 лет - деревянные походные казачьи церкви, которые по сей день сохранились и в них совершаются богослужения. И они, конечно, имеют возможность не просто, знаете, так посмотреть со стороны, как на музейный экспонат, а на живую реальную церковную жизнь. Ну и конечно, это община. Надо сказать, что в храмах у нас говорят, конечно, с акцентом. Я всегда это подчеркиваю, говорю, что вот в храмах на Кавказе говорят на русском языке, но с небольшим акцентом, она многонациональна.

Л. Горская

Ну это не только в храмах на Кавказе с небольшим акцентом говорят. Ничего страшного же нет в этом. Я хотела спросить про контакт с исламским населением. Как вот вообще относятся, какие взаимоотношения?

Епископ Феофилакт

Очень уважительно. Надо сказать, что мы ведь столкнулись - на Кавказе это особо чувствуется - разный, если так можно сказать, уровень переданных традиций собственных. Ведь и среди коренного населения встречается колоссально большая проблема, когда старшее поколение не всегда может передать свои традиции подрастающему поколению. Вот эта проблема отцов и детей встречается и там, и там она еще более острее актуализирована своими иными тенденциями, в том числе и в исламской традиции, связанной с крайним радикализмом. И, конечно же, недостаточно заметны бывают проблемы, именно связанные с этим внутри и умм. При этом надо сказать, что у нас и с муфтиями, и с имамами очень хорошие, замечательные отношения. Знаете, как проиллюстрировать? Вот, к примеру, на праздник Рождества Христова у нас такая традиция: практически во всех храмах, больших соборах делаются такие живые вертепы, изображающие место яслей Рождества Христова, а живыми участниками этих вертепов являются ягнята, самые настоящие. Так вот, к примеру, в городе Черкесске каждый год к этому вертепу ягнят из своего стада дарит местный муфтий, который таким образом, вот так поздравляет православных жителей республики с праздником Рождества Христова. То же самое на праздники, связанные с исламской традицией: мы вместе оказываем поддержку и помощь нуждающимся людям, собираем продукты питания для таких людей, оказываем какую-то материальную поддержку и помощь.

А. Пичугин

А просто прийти в гости на праздники друг к другу можете?

Епископ Феофилакт

Ну конечно. Только нужно понимать в каком пространстве ты должен и можешь находиться. Ну я думаю, что, конечно, будет совершенно неуместно войти в пространство храма…

А. Пичугин

Или в мечеть.

Епископ Феофилакт

Да, или в мечеть, и какие-то совершать…

А. Пичугин

Ну а за стол сесть?

Епископ Феофилакт

А что мешает нам?

А. Пичугин

Действительно.

Епископ Феофилакт

Сесть за стол и вместе посидеть и там потрапезничать.

Л. Горская

Какая-то очень милая подробность, что у муфтия есть свое стадо.

Епископ Феофилакт

Да, есть.

Л. Горская

Большое?

Епископ Феофилакт

Надо будет спросить у него.

А. Пичугин

А я хотел узнать про казаков. Кто такие вот казаки, которые сейчас живут на Ставрополье? Потому что в представлении большинства людей казаки - это песни, это если люди живут в Москве и наблюдают казаков в Москве, то чаще всего это вот ребята, которые ходят в странной, непонятной одежде. Ну и понятно, что к Москве это имеет меньше отношения, а там все-таки исторически жили всегда казаки. И вот кто эти люди, что это за сила такая? И чем они занимаются, помимо того, что ходят в своей одежде, в форме, и поют песни?

Епископ Феофилакт

Ну это знаете, так же само можно сказать о храмах и о монастырях: это там, где в колокола звонят и мужчины ходят в длинных черных одеждах.

А. Пичугин

Епископ Феофилакт

Для кого-то может таким это показаться.

А. Пичугин

А многие так и видят.

Епископ Феофилакт

Многие так и видят. А это на самом деле люди, которые прежде всего, кстати, тоже есть такая некоторая ошибка: воспринимать казачество исключительно как такое военное сообщество.

А. Пичугин

Л. Горская

Как такой ЧОП даже уже.

Епископ Феофилакт

Да. Это совершенно неправильное восприятие. Потому что казаками с самого начала своего становления по сей день являются люди разных профессий, разного выбора - это и врачи, и писатели, историки, священники, архиереи, и люди действительно, которые несут там военную службу. Единственное, что современное общество больше, может быть, иногда требует казачество как некую такую дополнительную общественную, гражданскую силу правопорядка, но это отдельная история. А на самом деле это люди выбора, люди воли. Это люди, которые, к большому сожалению, так же как и все другие традиции, этносы, претерпели очень страшный период гонений и репрессий, и расстрелов, и лагерей, и ссылок - а это не только потеря человеческих жизней, это еще потеря переданной традиции. Поэтому современное казачество, оно так же, как и современная любая традиция, может быть, где-то восстанавливается нередко через какие-то болезни или какие-то промахи и сложности. Но сегодня это, вот если говорить о нашей территории, это не только Ставропольский край, это и республики, где находится Терское казачье войско, в моей епархии это два войска, еще и Кубанское казачье войско, как раз на территории Карачаево-Черкесской республики. Это люди, которые в основной своей массе несут службу. Но среди которых очень много людей, которые, ну вот знаете, просто любят свою культуру, говорят на своем, если можно так сказать, языке, воспитывают детей в своем духе. И для них одеть черкеску - это не нарядиться, это выглядеть вполне естественно, так, как они выглядят вот, в общем-то, всегда. Вести крепкое хозяйство.

А. Пичугин

Мы напомним, дорогие слушатели, что в гостях у светлого радио сегодня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Помимо того, что там казачье войско, очень интересно, ведь вы начали рассказывать о том, что казаки прошли через очень тяжелые годы, революционные годы, это очень большая трагедия для казачество в целом. А сейчас если мы смотрим репортажи с Кавказа, из Краснодарского края по телевизору, мы видим огромное количество людей в казачьей форме. Как происходило восстановление? Как эти люди снова почувствовали себя казаками? Или они ими никогда не были и вдруг решили приобщиться? Как вот, что это?

Епископ Феофилакт

Вы знаете, наверное, как-то вот не ответишь одинаково на этот достаточно сложный вопрос. Я знаю разные истории. Я знаю истории, когда люди не переставали себя чувствовать казаками и когда они росли и всегда знали, что их отец был атаманом. И дома сохранялась атаманская папаха, и сохранялась черкеска, и вот там всегда сыну там или внуку показывали потом: вот смотри, это…

Л. Горская

Черкеска - это что?

Епископ Феофилакт

Это одежда, верхняя одежда казака.

Л. Горская

А, то есть все вот это и…

Епископ Феофилакт

В том числе, да. И конечно, были и такие люди. Но были люди, которые, можно так сказать, вспоминали о своих корнях. Ведь надо же сказать, к большому сожалению, наверное, и к большой трагедии нашего народа, мы действительно нередко бываем иванами, не помнящими своего родства. И надо сказать, что сегодня очень мало мы интересуемся своей собственной историей, историей своей собственной фамилии, своего рода. Вот мы знаем до дедушек, до бабушек. А чаще всего дедушки и бабушки, испуганные в том числе периодом репрессий и жестокими гонениями, боялись рассказывать о своих дедушках и бабушках и если это делали, то делали очень редко и очень неохотно. И когда многие вот и мои и из числа моих знакомых начинали узнавать о своих предках, оказывалось, что их предки были там в казачьих войсках, в казачьих подразделениях, были такими лихими казаками, очень достаточно известными для своего времени, и они оказываются вот потомками такого казачьего рода. Но конечно, есть люди, которые сами вступают в казачьи общины, по принципу того, что община - это общее дело. А казачья община помогает человеку стать на ноги, помогает в своем деле, помогает в воспитании, помогает в дальнейшем, ну если говоря современным языком, там трудоустройстве. И все это тоже, конечно, общинная жизнь поддерживает людей, особенно небольшого этноса, если это касается каких-то таких территорий, о которых мы говорим.

А. Пичугин

Вы же тоже из казачьей семьи?

Епископ Феофилакт

Да, совершенно верно, из терских казаков.

А. Пичугин

И что-то мне так напоминает… У вас фамилия - Курьянов.

Епископ Феофилакт

А. Пичугин

Казачий курень - вот что-то такое, нет, связано?

Епископ Феофилакт

Может быть.

А. Пичугин

А вы родились в Грозном. И как раз ваше воцерковление, как я понимаю, пришлось на годы Первой чеченской войны.

Епископ Феофилакт

Перед началом чеченской войны.

А. Пичугин

А как все эти события повлияли на ваше мировоззрение, на приход, такой уже осознанный приход в Церковь?

Епископ Феофилакт

Нет, я уже был в Церкви. И когда началась Первая чеченская кампания, уже был священником. И в первые месяцы после начала этой кампании находился на территории тогда этого, охваченного, конечно, страшным огнем, Грозного. Но как это повлияло… Ну оно просто напомнило память очень многими яркими образами, которые по сей день заставляют жить изо всех сил. Можно так сказать.

Л. Горская

Как вам удается эти воспоминания сохранять?

Епископ Феофилакт

Такое не забудешь. Есть вещи, которые невозможно забыть. Не потому, что ты не можешь это простить. А потому что это глубоко вошло в твое сознание, так же как образ матери, образ отца, образ друзей - их же невозможно забыть. Они просто являются уже теперь большой частью твоей жизни, потому что и те события в какой-то степени стали для меня и отцом, и матерью.

Л. Горская

Я когда готовилась к программе, я наткнулась на интервью с вами давнишнее. И в заголовок авторы интервью вынесли вашу цитату: «Бог любит смелых». Я хотела бы вас попросить все-таки пояснить в нашем эфире еще раз, что это значит и почему так.

Епископ Феофилакт

Ну, да потому что Сам Христос говорит: «Не бойся, малое стадо, Я с вами». Не бойся - так какие это, в общем-то, те, которые смелые. Это, наверное, и есть суть, убежден в этом, христианской жизни: не бояться встать после падения, не бояться поверить после разочарования, не бояться дружить после предательства. Не бояться любить после того, как ты испытываешь немало боли. Не бояться молиться, после того, как тебе кажется, что твоя молитва не слышится. Вот это «не бояться» и есть быть смелым.

А. Пичугин

Но ведь все равно мы всегда чего-то боимся. Ну это еще и свойство, наверное, человеческой природы. А есть вещи, которые как бы не страшат одного, страшат другого. Есть люди, ну в соответствии с характером, наверное, с какими-то наследственными вещами, воспитанием, которые боятся там большего количества вещей. Есть кто-то, кто, кажется, ничего не боится, но все равно страх всегда… Страх смерти уж, наверное, присущ любому человеку?

Епископ Феофилакт

Ну да, конечно. Но этого страха должно быть не больше, чем ты садишься в самолет или, я не знаю, спускаешься в метро. Это всегдашнее помышление о том, что жизнь наша состоит не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы сейчас быть достойным человеком и сейчас, в эту минуту, вот даже в минуту, когда мы говорим с вами, с нашими радиослушателями, просто быть хорошим, нормальным, достойным человеком. Именно сейчас. А что касается страха, вы знаете, вот я опять возвращаюсь к началу, мы об этом говорили: чего стоит там бояться, вот все боятся Северного Кавказа. Ну мне кажется, что чаще всего люди боятся не внешнего, а самих себя, которые в этой ситуации могут ну как-то быть неподготовленными что ли. А если ты нормальный человек, если в тебе все по-человечески - ну что тебе бояться оказаться среди людей даже и другой традиции и другой веры там, не знаю, другого языка? Но если тебе нечего, что называется, бояться за себя самого - ну я имею в виду твою какую-то там двойственность, - то тогда тебе бояться нечего. Совершенно нечего. Другое дело, что ты должен понимать, что вот твой собственный образ жизни, он должен быть таким, чтобы и другим людям не было страшно рядом с тобой: чтобы ты вдруг не сорвал с себя одежду, я не знаю, вдруг не начал там выкрикивать там какие-нибудь «зиги» или что-то еще. То есть сам ты должен вести себя таким образом, чтобы тебя не боялись и не боялись всех твоих странностей, начиная с каких-нибудь в подобных вещах, о которых я сказал, заканчивая там какими-то более сложными так называемыми самовыражениями личной свободы, самовыражениями своей личности. Вот это нужно понимать.

А. Пичугин

Я знаю, что многие люди еще боятся, что о них плохо подумают - вот такой страх распространенный, как ни странно. Хотя чего ж тут странного.

Епископ Феофилакт

И такой есть страх, да. Ну всегда же нас встречают, в общем-то, по одежке. Уж провожают по уму. И поэтому, наверное, самым непростым являются моментом: а что одеть? Не потому что вот как я буду выглядеть, а именно это является первым впечатлением.

А. Пичугин

Мне просто это кажется советским что ли пережитком, что важно даже не то, как ты живешь на самом деле, а то, какое впечатление ты производишь, что о тебе думают соседи, например. Или нет, или это мой предрассудок?

Епископ Феофилакт

Вы знаете, внешнее мнение всегда является не последним фактором. Вот смотрите: я как епископ, когда исследую возможность того или иного кандидата во священники, то естественно, я спрашиваю не только духовника о том, вот вы пообщались с ним, находите ли вы какие-то причины, препятствия к хиротонии. Но я, конечно же, расспрашиваю в том числе, если это выпускник духовной школы, я обязательно поговорю там с инспектором. Не о том, как он учился. Табель важен, я посмотрю на эти выпускные оценки. Но мне важно поговорить о том, как он себя вел, какие были с ним сложности, какие вообще впечатления о нем, какие он послушания выполнял - то есть я все равно спрошу о человеке мнение. И есть понятие того, что относится к репутации человека, когда он просто показывает себя в разных обстоятельствах одинаково, а не по-разному. И если эта одинаковость в разных обстоятельствах складывается - ну вот, этот человек таков. А если это некая такая, скажем, игра или театральность - это же сразу станет понятно, это станет очевидно, - тогда ну возникают вопросы о дальнейшем послушании этого человека.

Л. Горская

А вот, кстати, какие качества должны быть присущи кандидату в священство на Кавказе, с вашей точки зрения, и какие неприемлемы вообще?

Епископ Феофилакт

Такие же, как и везде. Одинаковые. Не может быть священников или там верующих людей там Северного Кавказа, или Дальнего Востока, или западной части - это совершенно одинаковые люди.

А. Пичугин

То есть священник, которого вы рукополагаете на Кавказе, он точно так же должен, если того потребуют какие-то обстоятельства, перейти служить на Камчатку, например.

Епископ Феофилакт

Конечно. Но единственное, что, конечно, важным и таким обстоятельством заметным является знание человеком местных традиций. Опять я вернусь к тому слову, которое мы уже произносили: он должен не бояться жить в республике, не бояться жить в селе, не бояться жить в ауле. Не бояться не потому, что вот он такой бесстрашный. А потому что он знает, как надо общаться, как надо вести себя, как нужно жить в своей частной, если так можно сказать, семейной жизни. Он просто должен быть в своем пространстве. Знаете, где родился, где крестился - там и сгодился. Вот в этом смысле, конечно, для него такие качества важны.

А. Пичугин

А вы можете назвать ваше назначение семь лет назад в Пятигорск ну определенным возвращением домой?

Епископ Феофилакт

Да, я так и сказал, когда первый раз вступил уже, в общем-то, в новом послушании как правящего архиерея одной из северокавказских епархий: я вернулся домой.

А. Пичугин

А я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Мы продолжим нашу программу через минуту. Здесь также Лиза Горская и я, Алексей Пичугин.

А. Пичугин

Возвращаемся в студию светлого радио. Напомним, что в гостях сегодня у нас архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Владыка, вы управляете Пятигорской епархией семь лет. До этого у вас такой внушительный послужной список в качестве архиерея, я даже, наверное, назову: это и Челябинская епархия, и временно управляли и Курганской епархией. Были викарием в Московской епархии с титулом епископ Бронницкий, управляли Смоленской епархией, Владикавказской и сейчас управляете Пятигорской. И у вас еще одно интересное послушание: вы уже десять лет, ну почти десять лет без малого управляете приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане. Это вдвойне интересно, потому что, насколько я знаю, когда-то слышал, что назначить постоянного архиерея в Туркмению нельзя, потому что туда принимают только человека с гражданством и родившегося на территории Туркменистана. А что вообще там с православными храмами?

Епископ Феофилакт

Вы знаете, спасибо большое, во-первых, что вспомнили об этом, потому что для меня Туркменистан действительно за эти десять лет стал уже такой большой, заметной частью собственной жизни. И еще заметной потому, что большое количество духовенства там было мной рукоположено, и выросли дети наших священников, теперь они уже становятся сами, что называется, на крыло. Построены, восстановлены храмы, укрепляются общины, освящены эти храмы. Действительно по действующему законодательству Туркменистана есть определенного рода требования, которые связаны с юридическим вопросами. Назначение руководителя местной организации религиозной возможно только тогда, когда вот есть определенные условия, связанные с его гражданством. Но вот на протяжении десяти лет это не мешает, в том числе мне выполнять послушание Святейшего Патриарха с уважительным отношением со стороны руководства Туркменистана и управлять Патриаршими приходами. Регулярно бываю в Туркмении…

Л. Горская

Как часто?

Епископ Феофилакт

Четыре, пять раз в году, если получается.

А. Пичугин

Ну раз в два месяца почти.

Епископ Феофилакт

Если не получается, то бывает реже. Все это зависит от какого-то режима, уже теперь там кавказского режима в том числе. Но, слава Богу, как-то не возникает никаких проблем, связанных там с въездом, с выездом и продвижением, передвижением по самой стране. И я очень многие места посетил даже те, которые не все священники местные в Туркменистане бывали в этих местах. Ну вот, к примеру, одно из известных мест - современный город Серхетабад, раньше он назывался Кушка - достаточно известное место. Кстати, в этом городе по сей день сохранился поклонный крест, один из четырех, установленный к 200-летию Дома Романовых, и единственный крест сохранился там, в городе Кушке. Я имел возможность у этого креста совершить и молебны, и помолиться. И там была очень интересная встреча. Детишки набежали, окружили меня, ну с какими-то там подарками, как всегда, какими-то там знаками внимания к ним. И вот они так как-то и благословения просят, ну на туркменском языке, правда. Я спрашиваю там у местного батюшки, который меня сопровождал, говорю: а это вот местные дети? Да, говорит, это русские наши дети. Я когда попытался поговорить с ними на русском языке - на другом-то с ними не могу поговорить, - они русского не знают. Но при этом они продолжают сохранять, по традиции они крещеные, и они со своими родителями посещают - в самом этом городе общины нет, но есть в соседнем городе, куда они выезжают. А так как Серхетабад приграничный город, там достаточно сложно, ну вот поэтому они выезжают в соседний город и там посещают общины, исповедаются, причащаются. Как-то вот постепенно, я знаю, что в том числе изучают русский язык. Кстати, практически при всех храмах, а у нас двенадцать общин в Туркмении, открыты школы - ну если так, сложно назвать их школами, скорее это такие, знаете, даже…

Л. Горская

Епископ Феофилакт

Кружки, да. Курсы, кружки по русскому языку, где можно и взять хорошую русскую литературу. У нас во всех библиотеках имеются замечательные сборники и собрания, полные собрания сочинений русских классиков, русской классической литературы на русском языке. И надо сказать, что эти библиотеки пользуются большим успехом и большим интересом. Во многих больших приходах собраны народные библиотеки, когда люди просто меняются книгами.

Л. Горская

А вот можно, я снова задам свой любимый вопрос про паломничество: существует ли в Туркменистане какая-то возможность поехать туда паломникам, посмотреть вот этот крест, про который вы говорили, например?

А. Пичугин

Хотя бы просто экскурсии.

Л. Горская

Епископ Феофилакт

Ну насколько я знаю, что Туркменистан, конечно, как и все другие страны, радуется туристам, которые приезжают. Единственное ограничение это то, что в Туркмению установлен визовый режим для граждан Российской Федерации, как и для многих других граждан, и это налагает определенные условия получения визы. Но есть какие-то туристические компании здесь, в России, при посредстве которых можно получить такую визу и посетить достопримечательности Туркмении.

А. Пичугин

То есть храмы православные или каких-то других конфессий христианские существуют в Туркмении свободно?

Епископ Феофилакт

Да, совершенно свободно.

А. Пичугин

Потому что несколько лет назад была такая статистика, христианская организация «Open Doors» ее проводила, вернее представляла, международная христианская организация, согласно которой Туркмения, Туркменистан занимал 20-е место среди стран, где притесняют христиан.

Епископ Феофилакт

Ну я не могу сказать, наверное, подробно о представителях там каких-то протестантских движений, потому что у меня вот за это время даже ни разу и контакта с ними не было…

А. Пичугин

Их не много.

Епископ Феофилакт

Как-то они сами не изъявляли желания. Хотя свободно общаюсь там, повторюсь еще раз, передвигаюсь по стране. Есть определенные условности, сложности, да, и мы тоже с ними сталкиваемся. Но я не стал бы их ставить, знаете, в разряд таких острых и невозможных для служения. Все же, слава Богу, одна статистика, то, о которой он сказал, дает возможность говорить, что это не совсем так. Мы рукополагаем священников, местное духовенство, и уже появилась сейчас целая плеяда священников местных, которые выросли уже, вот что называется, в это время, закончили учебные заведения духовные в России и стали священнослужителями.

Л. Горская

А вот, кстати, давайте вернемся к вопросу, какие качества, с вашей точки зрения, неприемлемы, когда вы рассматриваете кандидата на священство? Вот есть какие-то такие качества, которые вот если они обнаружатся - то всё, извините? Или это совсем секретная информация?

Епископ Феофилакт

Да ну нет, никакая она не секретная. Вы знаете, наверное, самое первое, что ну не может быть вообще приемлемо, это неинтерес к людям, это нежелание общаться. Вот священник, мне кажется, он так устроен, что когда он видит людей, он сразу должен начинать говорить. Потому что его единственным и главным оружием, солью и смыслом является говорить, проповедовать. «Горе мне, если не благовествую» - говорит апостол. Вот у священника должна быть всегда жажда говорить. Именно говорить, благовествовать. Он должен интересоваться людьми. Он не должен быть безразличным. Ему не должно быть все равно. Вот это самое главное чувство. Вот эта теплохладность - самое страшное явление, которое может погубить любое дело. Поэтому если это очевидно и заметно - какая-то такая вот почти безразличность, - ну навряд ли из такого кандидата может в дальнейшем быть действительно хороший, достойный пастырь.

Л. Горская

Это как у врача, наверное, да? А где грань между безразличием и просто какой-то здоровой защитой от того, чтобы у тебя сердце не разорвалось, в которое ты вмещаешь горе всех людей и проблемы всех людей, с которыми тебе как пастырю приходится общаться?

Епископ Феофилакт

Грань? Непростые вопросы вы задаете. Я никогда об этом не задумывался. Где эта грань? Ну вот если священник просто искренне интересуется жизнью своей общины, знаете, как-то это само собой происходит. Это как дома: приходит отец домой - его вокруг детвора облепила, жена вышла навстречу, и какой-то естественный разговор. Он как бы все о семье знает. Он, конечно, спросит, как ты день провел там своего сына, там у дочери, как ты этот день прожила. Но в принципе он все знает, он же как отец для семьи. И какой бы он там уставший ни был, с какими бы своими личными проблемами ни вернулся домой, он понимает, что это пространство, где, в общем-то, все этими проблемами делятся и все друг друга поддерживают, хотя бы в том, что ну мы любим друг друга, нам друг без друга никак нельзя. Когда священник это показывает, становится сам примером - вот это и есть то, что он должен, в общем-то, делать. Мне кажется, так. А что касается грани, ну грань - это когда начинают списывать все, ну все что угодно там, какую-то усталость и что-то еще, и просто вот безразлично отмахиваться рукой, как некоторый, я не знаю там, как начальник что ли. Вот этого нельзя допускать никогда. Тогда нужно уединиться и какое-то время глубоко поразмыслить о своей жизни.

А. Пичугин

Списывают свое безразличие к людям, например.

Епископ Феофилакт

Ну не безразличие, а знаете, такое вот…

А. Пичугин

Бывает же такое.

Епископ Феофилакт

Такое иногда менторское, назидательный такой взгляд, и я - вот, и вы делайте так.

А. Пичугин

Ну или да. А выгорание? Вот это очень модная сейчас тема, о которой постоянно говорят, пишут в интернете, даже конференции собирают специальные.

Л. Горская

Где ты это все читаешь?

А. Пичугин

Там же где и ты, наверное. Ну есть же, наверное определенная действительно проблема с тем, что священник, который там много или не очень много лет прослужил, чувствует в себе вот эту усталость. Усталость не от служения даже, наверное, а общую какую-то апатию - вот то, что многие называют этим термином «выгорание».

Епископ Феофилакт

Наверное, есть. Я бы назвал это каким-то искушением или испытанием. Вот я опять вернусь к образу семьи. Уж, наверное, и у матери в семье, и у отца в семье бывают моменты, когда они говорят: как мне вот тяжело. Но если так вот, один на один спросить, глаза в глаза, отцу или матери: ты что, устал быть отцом или матерью? И, наверное, думаю, что никто со всей своей тяжестью не скажет: да, все, я больше не хочу быть ни отцом ни матерью - просто тяжело. Да, бывает тяжело. Бывает, и устал. Потому что вот говорят, знаете, праздник приходит -вот сейчас мы пережили Рождественские, Богоявленские праздники - вот с праздником! Как вы праздник встретили? Да как? С утра до позднего вечера на службе в храме: молебны, люди, службы. Потом еще елки, потом еще посещения детских домов, потом еще дома для престарелых, и прочее, и прочее, и прочее. Да, ты устаешь к вечеру - физически устаешь. Но когда ты, во-первых, молишься и, во-вторых, любишь тех, кто рядом с тобой - ну как это можно от этого устать? Ну не то что устать, выгореть? Не знаю. Мне кажется, Бог не выжигает, если это искреннее общение с Ним. Просто нужно продолжать уметь интересоваться, что-то открывать для себя новое, интересоваться тем, что вокруг тебя. Чуть-чуть дальше в том числе своего собственного прихода.

А. Пичугин

Мне очень понравилось в свое время, когда я узнал практику Православной Церкви Америки: у них в порядке вещей, что священник служит десять лет, а потом ему оплачивают годичный отпуск за счет епархии…

Л. Горская

Ну кому же это не понравится!

А. Пичугин

Который он может провести где угодно. То есть, не знаю, мечтал он всю жизнь поехать на какие-нибудь острова в Микронезию - вот его туда отправят, он туда поедет на год. Может путешествовать по всему миру. Но вот год он как-то вот приводит себя в порядок после десяти лет служения. Если ему нужно, конечно.

Епископ Феофилакт

У нас практика в Туркменистане: каждый год - два месяца отпуска.

А. Пичугин

Но это сложные условия.

Епископ Феофилакт

Сложные условия. Возможность в том числе что-то посетить, попаломничать с семьей. И мы всегда поддерживаем священников, поехать в какую-то паломническую поездку - это очень хорошо.

А. Пичугин

А кто служит в Туркменистане? Это люди, которые там живут или…

Епископ Феофилакт

Граждане Туркменистана.

А. Пичугин

А, то есть это не только к правящему архиерею такая есть, ну к возможному кандидату на архиерейство в Туркмении…

Епископ Феофилакт

Нет, у нас священники, которые имеют не только туркменское гражданство, есть священники, которые не имеют - один священник не имеет туркменского гражданства. Но в подавляющем своем большинстве, конечно, 99 процентов это священнослужители с туркменским гражданством.

А. Пичугин

Но это люди, которые в свое время, после распада Советского Союза просто там остались или родились.

Епископ Феофилакт

Там родились и выросли. Да, это родина для них, они там родились и выросли.

А. Пичугин

А есть проблемы с тем, что люди оттуда уезжают? Или все-таки Туркмения, она разительно отличается от…

Епископ Феофилакт

А из Москвы не уезжают?

А. Пичугин

Уезжают из Москвы, и в Москву приезжают. Но вот мы общались с владыкой Питиримом из Таджикистана, который служит, несет послушание в Таджикистане, он рассказывает, что там действительно проблема, что русские, которые не уехали в начале 90-х, когда там все разваливалось, уезжают сейчас по программе переселения в Россию. Ну я так понимаю, что в Туркмении другая ситуация. Все-таки и другая экономическая ситуация, в первую очередь.

Епископ Феофилакт

Есть и такие проблемы. И то, что в последние годы действительно большое количество и русскоязычного населения покинуло Туркменистан - да, действительно это так. И молодежь, которая заканчивает обучение и продолжает его в других территориях и странах и уезжает - и эта проблема существует. Но вы знаете, вот я помню замечательное - это уже на Кавказе произошла история, когда там семья они выехали и искали - ну понятно, искали другое место, разные причины тому были. И, в конце концов, вернулись обратно, и вот с таким уже выходом: ну, слава Тебе, Господи, мы опять вернулись домой! Как-то вот, что ни говори, а то пространство, в котором ты вырос, и когда его в тебе действительно очень много, оно всегда тебя оживляет. Знаете, это как точка возврата, если хотите. И вот эта точка возврата, это место в том числе и твоего рождения.

А. Пичугин

Мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Л. Горская

А хотела спросить, владыка… У меня какие-то вопросы сегодня странные, но вы уж простите. Вы можете назвать вещи, которые вас в вашей епархии радуют?

Епископ Феофилакт

Конечно. Многодетные священники. Радует наш, вот, слава Богу, я так радуюсь этому: батюшки наши поддержали проект радио «Вера». Радует то, что есть возможность развивать этот проект, и уже теперь четыре радиочастоты, и совсем скоро появится пятая радиочастота на нашей территории, которая покроет еще большую часть, в том числе восточную часть Ставропольского края. Радует то, что, конечно, это образование, это и Основы православной культуры - очень высокий процент выбора этого модуля в рамках ОРКСЭ. Радуют наши собственные учебные заведения: наши две гимназии, наш детский сад. Радует то, что люди живут у себя дома, любят свой дом. Радует то, что они очень хлебосольные, любят гостей. Поэтому приезжайте в гости и не бойтесь. Радует еще и то, что мы вместе очень часто, слава Богу, с духовенством собираемся и с членами семей на уже традиционные встречи - Рождественские, Пасхальные. И я смотрю, как это само духовенство вдохновляет, когда люди разных поколений - а это особенно важно, когда молодые священники смотрят на старших священников, когда старшие могут посмотреть на молодых и порадоваться, что их старость благословенна, потому что они не зря потратили свое время и воспитали достойную смену - вот такая преемственность очень радует. Конечно, то, что мы открываем новые общины, собираем новые общины. Слава Богу.

А. Пичугин

У вас социальная работа довольно большая в епархии проходит: «Дом для мамы», центр для детей-инвалидов «Солнечный городок», центр иппотерапии, реабилитационные центры разные. Расскажите про это направление, потому что действительно, я так понимаю, довольно много всего делается. А как вы к этому пришли? А может быть, это и до вас уже работало или это с вашим приходом все как-то развернулось?

Епископ Феофилакт

Ну, такой на личности акцент… Это просто пришло время этому, вот и все, скажем. Пришло время. Потому что действительно мы просто реагируем на нужды людей. Вот «Дом для мамы». Сейчас там уже несколько сот мамочек, уже почти около сотни родившихся детей, спасенных жизней. Я этот дом называю: это место, где царь Ирод не властвует.

Л. Горская

Расскажите подробно.

Епископ Феофилакт

Да. Это когда-то была резиденция, здание было, в общем-то, приспособлено под резиденцию архиерея. Когда была образована епархия, то я понимал, что сейчас там скорее нужна не резиденция. Я нашел себе возможность, место жить наконец-таки в монастыре и живу там. А этот дом мы переоборудовали и сделали его вот как такой сначала кризисный центр для мам. А как оказалось, появилась новая община. Большая община. И матушка Лариса, которая, занимается этим центром, человек очень большой души и какого-то безграничного сердца - поражаюсь ей. Она смогла вокруг себя собрать такое количество единомышленников, которые просто вот с каким-то глубоким, знаете, чувством радости взялись за это дело. Как священник идет на службу и радуется: вот сегодня Пасха, - так и матушка туда со своей гвардией идет и встречает этих наших мамочек, поддерживает их, помогает им. Ну им там разная помощь оказывается: они там могут жить, их выгнали на улицу - они на улице там не останутся. Там никогда не спросят, какой ты веры, какой ты национальности, какого языка. Если нужно тебе переночевать - ты там переночуешь, если нужно тебе помочь - тебе там помогут. Многие девочки прошли через этот центр, те, которые оказывались в разных территориях Северного Кавказа, обманутые ложной любовью, обманутые ложными ожиданиями. А потом нужно было им вернуться домой, не так-то просто это оказывалось, и они тоже проходили через наш дом, и их поддерживали, и им помогали. Многодетные мамочки, теперь уже те, которые родили детишек, туда приходят и уже действительно как к себе домой, потому что «Дом для мамы, и помогают своим подругам, помогают своим друзьям. Там есть бесплатный магазин, где можно одеться, получить лекарства, какую-то еще поддержку - вот все, что можем. Но вы знаете, как-то это вот очень действительно сплотило людей. Вот так он и появился этот «Дом для мамы». И иппоцентр тоже так же.

А. Пичугин

Иппоцентр - уточните, пожалуйста, потому что я так лихо его назвал, но честно говоря, сам плохо помню, что это такое.

Епископ Феофилакт

Центр иппотерапии. У нас появился священник, он сначала служил в соседней епархии как-то, и он так искренне любит лошадей, оказалось…

А. Пичугин

А, точно же, лошади!

Епископ Феофилакт

Да. Оказалось, он инструктор по иппотерапии для детишек с ограниченными возможностями. И вот как-то так мы задружились и начали заниматься этим. Теперь уже появились и свои лошади, и своя территории. Наши братья-казаки дали нам возможность заниматься на их территории. Теперь там, в этом иппоцентре уже тоже под сотню детишек занимаются. Они занимаются бесплатно - это большая экономия для бюджета семьи, конечно, потому что в основной своей массе это люди малообеспеченные. Это все при поддержке епархиального бюджета осуществляется и друзей: кто-то кормом поможет, кто-то еще чем-то, кто-то конфетами для детей. Мы поддерживаем заработные платы специалистов, работает уже несколько специалистов в этом иппоцентре. И, слава Богу, вот эта работа ведется. Кстати, если вдруг у кого-то из наших радиослушателей будет желание поддержать, будем благодарны: мы думаем сделать крытый манеж. Вот сейчас зима, ограничены в занятиях, потому что нет крытого манежа, собираем на него средства.

Л. Горская

А как можно помочь? Где-то в интернете есть сайт или…

Епископ Феофилакт

Л. Горская

А вы сами как к природе и к животным относитесь?

Епископ Феофилакт

Очень люблю животных, вы что. У нас в монастыре такое количество животного мира. Больше кошек, конечно.

А. Пичугин

Ну их везде больше всего.

Л. Горская

Подбрасывают?

Епископ Феофилакт

Нет, ну вот как-то вот появились и живут, и уже их много.

Л. Горская

А природа? У вас же природа величественная, совершенно необыкновенная.

Епископ Феофилакт

Да, и лисы, и кабаны, и кого только у нас там не встретишь.

Л. Горская

Ну просто как-то для меня это очень актуальная тема. Я вспоминаю Антония Великого, Франциска Асиззского, наших преподобных, Серафима. Герасима Иорданского. И даже мечтаю… Ну ладно, не буду всех секретов выдавать. Сейчас же у природы масса проблем - и у животного мира, и просто там у экологии, да, там глобально. Природа же это отражение, ну это же тоже творение Божие?

Епископ Феофилакт

Конечно.

Л. Горская

Это же вот Его рука, да запечатлена?

Епископ Феофилакт

Это то, что Он, более того скажу: это то, что Он нам доверил, сад, который Он отдал нам в управление, в заботу. И оказывая эту заботу, мы, в общем-то, исполняем послушание Ему. И более даже скажу: проявляем любовь к Нему.

Л. Горская

То есть получается, что это долг каждого христианина?

Епископ Феофилакт

Призыв каждому христианину, да. Вот, к примеру, у нас в монастыре, он находится на склоне горы Бештау - тоже живописное, красивое место, и большое количество туристов приезжает туда. Не к монастырю, а просто даже на склонах погулять, отдохнуть, называется, посидеть на пикничках. И, к сожалению, после себя оставляют - в своей памяти какие-то воспоминания уносят, а нам на память оставляют то, что оставляют. Так вот, вы знаете, уже появилось - тоже я так этому радуюсь, - большое количество активистов из местных девушек и ребят, такие «зеленые патрули», которые вместе с насельниками нашего монастыря раз в месяц, летом чаще, делают такие рейды, убирают территорию за теми, кто оставил хорошие у себя впечатления.

А. Пичугин

А монастырь у вас один? Вы говорите: у нас в монастыре, монастырь. Монастырь один, да?

Епископ Феофилакт

Я говорю о монастыре на территории Ставропольского края. У нас несколько монастырей, у нас и мужские и женские монастыри.

Л. Горская

Вот вы обронили такую фразу, что у вас наконец-то появилась возможность жить в монастыре - ваша мечта?

А. Пичугин

Я смотрел ваш репортаж на одном из федеральных телеканалов, где вы показываете журналистам свой дом. Вот в это дом как раз сейчас переехал приют, да?

Епископ Феофилакт

Нет-нет, я показываю не свой дом, а игуменский дом, в этом доме я продолжаю жить. А приют находится в другой резиденции. Эта резиденция находится в другом городе, находится в городе Ессентуки. А вот я уже живу там, в Бештаугорском мужском монастыре.

А. Пичугин

Интересно, кстати, мне почему-то подумалось сейчас: а монах может - речь идет о насельниках монастырей, могут держать животных?

Епископ Феофилакт

Сложный вопрос. И вся сложность этого вопроса заключается в разной традиции. У нас в монастыре не принято держать домашних животных у себя в кельях. Ну потому что есть определенные, знаете, сложности - братский корпус требует особого такого внимания. Но кошек достаточно…

А. Пичугин

Кошек - да, кошек, я говорю, везде много.

Епископ Феофилакт

Чтобы взять на попечение кого-то и подкармливать.

Л. Горская

Какие проекты еще и планы? Вот мы говорили о том, что тот, кто хочет, кому это близко, может поучаствовать в строительстве манежа в иппоцентре. В чем еще можно поучаствовать в жизни вашей епархии? Это вопрос такой, ну наверное, я сейчас спрашиваю о том, чем вам может помочь и благотворитель, у которого нет времени, а есть, например, деньги, он хотел бы их на благо употребить и активист там, волонтер, у которого есть свободное время, есть энергия, есть силы и желание. Вот вы говорили, там мусор люди собирают. Ну вот это про другое. А вот именно что касается епархиальных дел.

Епископ Феофилакт

Вы нам очень поможете, если приедете в гости. Приезжайте к нам.

А. Пичугин

Поедемте, Елизавета?

Л. Горская

Епископ Феофилакт

Приезжайте в гости. И просто вот где-то остановитесь, что-то увидите. А там уж Сам Господь подскажет сердцу, где можно приложить свои силы, где можно приложить свои знания, свои умения. Просто приезжайте в гости.

Л. Горская

А куда бы вы посоветовали в первую очередь, вот обязательно приехать?

Епископ Феофилакт

Я уже говорил о наших древних храмах. Это Карачаево-Черкесия - древние храмы, Архызское городище, на территории Ставропольского края Бештогорский мужской монастырь. Женский монастырь Георгиевский, где находится приют-пансион «София» для девочек, которые остались без попечения своих родителей и там они в нашем приюте воспитываются. В Кабардино-Балкарии замечательный тоже женский монастырь, Троицкий, где всегда будут рады паломникам и гостям, и матушки очень тепло к ним относятся. Ну везде.

А. Пичугин

В общем, в гости мы напросились - самую главную цель нашей программы мы выполнили. Час прошел незаметно, все уже, время закончилось. Спасибо вам большое, владыка. Напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня был архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Лиза Горская…

Л. Горская

И Алексей Пичугин.

А. Пичугин

Всего хорошего, будьте здоровы.

Епископ Феофилакт

Спасибо большое за общение. Храни и благослови всех вас Господь.