Платон мне друг но истина дороже значение. «Платон мне друг, но истина дороже»: происхождение и смысл выражения

Платон мне друг, но истина дороже
С латинского: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (амикус плато, сэд ма-гис амика вэритас).
В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.
Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.
Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».
Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».
Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Платон мне друг, но истина дороже

Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении "Федон" приписывает Сократу слова: "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Аристотель в сочинении "Никомахова этика", полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине". Лютер (1483-1546) говорит: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть" ("О порабощенной воле", 1525). Выражение "Amicus Plato, sed magis amica veritas" – "Платон мне друг, но истина дороже", сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа "Дон Кихот" (1615).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Платон мне друг, но истина дороже" в других словарях:

    Платон мне друг, но истина дороже - крыл. сл. Греческий философ Платон (427 347 гг. до н. э.) в сочинении «Федон» приписывает Сократу слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Plato) (428/427 348/347 до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский… … Новейший философский словарь

    Древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мно гие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Основные… … История Философии: Энциклопедия

    Ср. Правды не боюсь. Хлеб соль ешь, а правду режь, говорит русская пословица. И еще: Варвара мне тетка, а правда мне мать. Салтыков. Сатиры в прозе. 4. Ср. Мне истина всего дороже. Подумать не успев, скажу: ты всех милей; Подумав, я скажу все то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

    НИКОМАХОВА ЭТИКА - «НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2 м афинским периодом (334 322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова… … Античная философия

    Высшая лига 1998 Сезон 12 й Место проведения Московский дворец молодёжи Название сезона Сезон проблем Количество команд 15 Количество игр 7 … Википедия

Как отмечает А.Ф. Лосев – один из авторитетнейших исследователей античной философии, «вопрос о взаимном отношении систем Платона и Аристотеля – большой и трудный вопрос, на который все еще не дано ответа, способного одинаково удовлетворить всех исследователей » , хотя сама его констатация имеет не только давнюю историю, но и различные формы выражения: Рафаэль Санти дал гениальное воплощение спора философов в их образах на фреске «Афинская школа», а выдающийся историк философии и комментатор сочинений Аристотеля прошлого столетия В.Ф. Асмус пишет, что «через всю “Метафизику ” Аристотеля проходит … критика основного учения Платона – учения об идеях» . Понимание идей – эйдосов и было предметом спора учителя и ученика.

Открытие эйдосов – сверхчувственного мира идей, существующего до и вне мира вещей, было величайшей заслугой Платона. Все его учения о бытии выстраивается на этом тезисе – независимом существовании сущности

  • идеи-эйдоса – от вещи. Как свидетельствует Диоген Лаэртский, по Платону, «вещество беспредельно, из него рождается всё сложное» , но этот вещественный мир принимает значение лишь тогда, когда высший разум связывает его с миром идей и превращает разрозненность веществ в космос. Платон полагает, что все идеи представляют собой некое единство. Основной идеей является идея блага. Она объединяет всё множество идей в некоторое единство цели – всё направлено к благой цели.

Относительно человека Платон утверждал, что только душа делает человека причастным к высшему миру идей. Поэтому смысл жизни человека состоит в самосовершенствовании и следовании высшей цели.

Учение Аристотеля берёт своё начало из трудов Платона. В то же время Аристотель сформировал собственное отношение к учению об идеях: он видел в отделении сущности от реальных вещей один из серьёзных недостатков концепции Платона.

В тринадцатой книге «Метафизики» Аристотель дает критику учения об идеях, которое не может в полной мере объяснить непрекращающиеся перемещения и преобразования в вещественном мире. Идеи в этом случае не направлены на полное познание бытия вещей, так как, по сути, не причастны к ним.

Аристотель утверждает, что идея вещи находится внутри самой же вещи , именно в их единстве и сосредоточена сущность вещи. Это и есть одно из основных отличий теорий Платона и Аристотеля. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается аристотелизм и его отличие от платонизма. И это есть то, в чем Аристотель разошелся с Платоном и его школой» .

Сущность у Аристотеля объясняется через понятия формы и материи. Материя у Аристотеля сама по себе не является ни сутью вещи, ни чем-либо другим. Определенность же материальные вещи получают лишь благодаря форме – эйдосу. Форма и есть суть бытия каждой вещи, ее сущность. Она находится внутри самой вещи и в полной мере характеризует её. Однако и сама форма раскрывается только в единстве с материей.

В конечном итоге Аристотель всё-таки приходит к выводу о существовании высшей формы, лишенной материальной составляющей, идеальной, что связывает теории Аристотеля и Платона.

Таким образом, несмотря на различия, существующие в учениях Платона и Аристотеля, в итоге они сходятся в одном важном положении – признании мирового разума, бога или высшей формы. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «между ними в одних случаях действительно была пропасть, но зато в других случаях были весьма крепкие и надежные мосты» .

Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».

Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент. Сатиры в прозе. 4. Ср. Мне истина всего дороже. В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) . «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Латинские афоризмы

То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя. У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее». Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546).

Крылатые выражения, афоризмы

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине. Таким образом античные философы указывали на верховенство истины. Его утверждения можно опровергнуть, в случае если они не соответствуют истине, так как истина - вершина. Цицерон о Платоне, и поехали…Но это еще ничего — это точная ссылка на (пусть и заблуждающийся сам по себе) источник. Платон в сочинении \»Федон\» приписывает аналогичные слова Сократу.

Итак. Фразы схожие только по смыслу, не по букве — у самого Платона (Федон), Аристотеля, Лютера; и по смыслу и по букве — у Сервантеса. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: \’Платон мне друг, но истина дороже\’. И это опровергается \»Выражение «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит не Аристотелю, как принято считать, а автору «Дон Кихота» Сервантесу.

Однако дело было так. Началось с того, что Платон в сочинении \»Федон\» приписал Сократу слова: \»Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине\»

И опять. Если один говорит, что смысл фразы идет еще от самого Платона и доходит до Сервантеса, которому сама фраза т.о. принадлежит. Когда он критиковал учителя, Платон шутя говрил… По иронии судьбы — ученик Платона, всем ему обязанный. Позднее Мартин Лютер перефразировал его слова так: \»Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует преподносить\».

Об истине писал, думал, выводил, анализировал ее саму наконец — как раз Платон

Постоянно упоминают что еще в Фелоне Платон относит тот же смысл к Сократу. Но \»пристает\» он именно к Аристотелю. Кстати, то что Аристотель критиковал этой фразой Платонову Атлантиду, есть чистый миф, и легенда, недаром нету никаких ссылок на места в текстах. 10) Первым об Атлантиде, могучем островном государстве, исчезнувшем под водой, поведал миру древнегреческий философ Платон.

По Платону, Атлантида находилась в океане за Геракловыми столбами (так в древности назы- вали Гибралтарский пролив). Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка».

Действительно, где брал Платон доказательства для своих утверждений? Только лишь в легенде, пересказанной ему предком? Мы этого не знаем. А история Атлантиды в изложении Платона такая убедитель- ная, что ей верят люди уже на протяжении двадцати четырех веков! И мало кто сомневается в ее подлинности. Вообще, подобная менторская фраза по отношению к своему учителю выглядела бы довольно невежливой, будь она произнесена в присутствии учителя или во времена пребывания философа в академии у Платона.

И все-таки, наверное, лучше — во всяком случае, это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Они есть литература, пожалуй больше, чем что бы то ни было в философском творчестве. Искать в них и за ними точности — особенно исторической — вещь поверхностная. Ее там не может быть. В них есть вспышки смысла, поданные стилистически и завершаемые первым же обостренным «сколом» логики.Вот что такое афоризм или максима.

Мы исследуем и выявляем ЛЯПы. Мы не критикуем философскую литературную фразу. А Ляп надо во-первых, найти, заметить, опознав в качестве такового, и обязательно разоблачить. И далее, виски: в который вдарить? Популярности свидетельствуют множественные перецитации и ссылки на него во все века греческой и эллинистической истории. Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.

В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». Платон мне друг, но истина дороже» – эти крылатые слова были сказаны в споре об Атлантиде. Окончательно знаменитую фразу \»Amicos Plato, magis amica veritas\» — \»Платон мне друг, но истина дороже\» сформулировал… Первым усомнился в версии Платона его ученик Аристотель.

Платон в онтологии - идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеализма.

В 11-12 Философия Платона и Аристотеля

В11 Платон (427-347 гг до н.э.)

Учеником Сократа был Платон . Платон (427-347 гг. до н.э.), чье настоящее имя было Аристокл , являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы, созданной в роще героя Академа в 348 г. до н.э. В этой школе изучали 4 основные дисциплины: 1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку.

Всю действительность Платон разделил на два мира: мир идей и материальный мир.

Материальный мир является лишь тенью мира идей: он вторичен. Все явления и предметы материального мира являются преходящими. Они возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущими. Идеи же являются вечными и неизменными. Поясняет он свою теорию с помощью образа «пещеры»: все люди находятся как бы в пещере, они закованы в цепи и стоят спиной к выходу, и поэтому видят то, что происходит за пределами пещеры лишь по тем отражениям, которые возникают на стенах пещеры. По Платону, идея предшествует материи уже в том плане, что прежде чем создать какую-либо вещь, человек создает в своей голове идеальный проект этой вещи . Платон объяснял подобие всех существующих в мире столов наличием идеи стола. Идея, или эйдос (вид, форма), есть истинное, сверхчувственное бытие, постигаемое разумом, «кормчим души». Место пребывание идеи – «наднебесные места». Наивысшая идея есть идея блага. Счастье состоит в обладании благом. Любовь – это стремление к целостности, гармонии, воссоединению со своей «половинкой».

Мир идей – это мужское, активное начало.Мир материи – это пассивное, женское начало.Чувственный мир – детище обоих. В основе теории познания, по Платону, лежит воспоминание (анамнесис ). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась в мире идей до того, как соединилась с телом. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше человеку удается освободиться от телесности. Тело – это темница для души. Тело смертно, конечно, а душа – вечна. Следовательно, человек должен стремится к вечному и думать о совершенствовании души.

Обращая внимание на человека, Платон говорит, что душа подобна идее - едина и неделима, однако, в ней можно вычленить 3 части души и три начала:

1) разум; а) разумное;

2) воля и благородные желания; б) яростное;

3) чувственность и влечения; в)вожделеющее .

Если в душе человека преобладает разумная её часть - человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде; таковы философы.



Если более развито яростное начало души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу; таковы воины , и их гораздо больше, чем философов.

Если же превалирует "низшая ", вожделеющая часть души, то человеку надлежит заниматься физическим трудом . В зависимости от того, какая из частей души преобладает, человек ориентирован на низменное и дурное, либо на возвышенное и благородное.

Из своих представлений о человеке Платон вывел формулу идеального государства (человек - общество).

По Платону, побудительной причиной возникновения государства является многообразие человеческих нужд и невозможность их удовлетворения в одиночку. Государство и человеческая душа имеют одинаковое строение. Платон выделяет в идеальном государстве три сословия: 1) правители-философы; 2) войны (стражи);

3) земледельцы и ремесленники.

В идеальном государстве Платона нет рабов, а для двух высших сословий не существует собственности и семьи. Каждому из сословий соответствует своя добродетель: 1) мудрость;2) мужество;3) сдержанность.

Четвертая добродетель – справедливость есть выполнение каждым сословием соответствующей ему в государстве функции. Платон выделяет 4 отрицательных типа государства , в которых главным двигателем поведения людей являются материальные заботы и стимулы:

1) тимократия; 2) олигархия; 3) демократия; 4) тирания.

Тимократия – это власть честолюбцев, которыми движет страсть к обогащению и стремление к стяжанию. Следствием тимократии является разделение общества на меньшинство богатых и большинство бедных, а также установление олигархии. Олигархия – это власть немногих богатых над большинством бедных. Здесь царит злоба и зависть, обостряются противоречия, и, как следствие, – победа бедных и установление демократии, т.е. власти большинства (народовластия). Но как в природе, так и в обществе, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: тирания происходит именно из демократии , как жесточайшее рабство – из высочайшей свободы. Тирания – это форма государственной власти, основанная на единоличном правлении, которая чаще устанавливается насильственным путем и основана на деспотизме.

Влияние Платона огромно в Средние века. В его едином видели Бога-творца.

В12 Аристотель (384-322 гг до н.э.)

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – Стагирит, т.к. родился в городе Стагире, в 334 г. до н.э. основал первый лицей, или Ликей – перипатетическую философскую школу. Написал более 150 трактатов. Философия – это учение о всеобщем, знание общего. Мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части:

1) теоретическая : метафизика, физика, математика.

2) практическая : политика, этика, риторика.

3) изобразительная : поэтика, риторика.

Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых , он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых , что они находятся в самих вещах: «Конкретные вещи есть соединение материи и формы» . Это учение получило название – гилеморфизм.Форма образует из первой материи действительное реальное бытие . Первая материя – это основа бытия, потенциальная предпосылка существующего. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – это промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который мы чувственно воспринимаем (его изучает физика). У чувственных вещей различают 2 пары противоположных свойств: тепло и холод, влажное и сухое . Четыре основных соединения этих свойств образуют четыре основных элемента:

· Огонь – это теплое и сухое.

· Земля – это холодное и сухое.

· Воздух – это теплое и влажное.

· Вода – это холодное и влажное

Эти четыре элемента – основа реальных вещей. При изучении конкретных вещей Аристотель говорит о первичных и вторичных сущностях (первых и вторых). Первая сущность – индивидуальное бытие, конкретная вещь как таковая. Вторая сущность – родовая или видовая, отражающая общее, выражена в дефиниции, она является производной.

Различают 4 причины всего существующего:

1) материальная причина (пассивное начало);

2) формальная причина (активное начало);

3) активная причина, связанная с источником движения;

4) конечная, или целевая причина, объясняет цель и смысл движения, как реализации цели.

Источником движения (перводвигателем) является форма форм (Бог).

Аристотель различал 3 уровня души:

1) вегетативный, растительный, – это способность к жизни, размножению и т.д. (душа растений),

2) чувственный, преобладающий в душах животных,

3) разумный, присущий человеку, – это та часть души, которая мыслит и познает.

Душа – это господствующий принцип, а тело – подчиненный. Душа – это форма реализации природного целого (1-я энтелехия, форма реализации природного тела). Энтелехия – это «реализация цели».

Познание начинается с удивления. Первый уровень познания – чувственное познание (познание конкретных вещей, единичности). Второй уровень познания – разумное (познание общего). Вершиной познания является искусство и наука.

Движения помимо вещей не существует, оно вечно . Движение – это изменение сущности, качества, количества и места. Различают 6 видов движения:

· возникновение;

· гибель;

· уменьшение;

· увеличение;

· перемена;

· изменение места.

«Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель, получивший по месту рождения прозвище Стагирит (384- 322 до н.э.), родился в семье придворного врача царя Македонии и с детства был дружен с будущим царем Филиппом, отцом Александра Македонского. В 17 лет он приехал в Афины и стал сначала слушателем, затем философом в Академии Платона, где пробыл до самой смерти учителя в 347 г. до н.э.

В Академии он сразу выделился среди адептов Платона своей самостоятельностью. Несмотря на презрение «академиков» к риторике как поверхностной и суетной науке, разрабатываемой софистами, Аристотель пишет сочинение «Топика», посвященное анализу языка, его структур, вводит некоторые правила. Причем Аристотель изменяет общепринятой в Академии форме диалогов, излагая свои сочинения в форме трактатов. За «Топикой» следуют «Софистические опровержения», где Аристотель дистанцируется от софистов. Однако его продолжает увлекать работа с оформленной мыслью, и он пишет трактаты «Категории», «Об истолковании» и наконец «Аналитики», в которых формулирует правила силлогизмов. Другими словами, он создает науку логику в том виде, в котором она преподается и изучается до сих пор в школах, гимназиях и университетах всего мира под названием формальная логика.

Аристотель специально разрабатывает, с одной стороны, этическую проблематику, а с другой - в качестве отдельной дисциплины - натурфилософскую: он пишет «Большую этику» и «Евдсмову этику», а также трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологику». Помимо этого он рассматривает «метафизическую» проблематику: наиболее общие и достоверные начала и причины, позволяющие нам понять существо познания и познать сущее. Это привычное для нас название «Метафизика» возникло после того, как издатель сочинений Аристотеля в I в. до н.э. Андроник Родосский поместил соответствующие тексты

«вслед за физикой» (цеха та фвотка); сам же Аристотель (во второй главе первой книги «Метафизики») считал соответствующую науку - первую философию - в каком-то смысле превосходящей человеческие возможности, наиболее божественной и потому наиболее драгоценной .

Всего Аристотелю принадлежит более 50 сочинений, в которых отражены и естественнонаучные, и политические, и этические, и исторические, и собственно философские идеи. Аристотель был чрезвычайно разносторонен.

В 343 г. до н.э. Аристотель ио приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына Александра, будущего завоевателя (или объединителя) всей Эллады. В 335 г. он возвращается в Афины и создает там свою школу. Аристотель не был афинским гражданином, не имел нрава приобрести в Афинах дом и землю, поэтому он основал школу за пределами города при общественном гимнасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского и соответственно назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля, некий прообраз университета. Здесь велась и исследовательская, и преподавательская работа, причем исследовались самые разные области: натурфилософия (естествознание), филология (языкознание, риторика), история и нр. При гимнасии был сад, а в нем - крытая галерея для прогулок. Школа стала называться Перипатос (от греч. яершатёоо - прогуливаться, прохаживаться), а ученики Аристотеля - перипатетиками, так как во время занятий они прогуливались.

Просуществовал Ликей, так же как и Академия Платона, до 529 г. В это время христианство уже стало официальной религией на территории бывшей Эллады, вошедшей в состав Византийской (Восточной Римской) империи. В 529 г. император Юстиниан издал закон, запрещавший язычникам в числе прочего заниматься преподавательской деятельностью, теперь они должны были либо принять крещение, либо подвергнуться конфискации имущества и ссылке. В Афины был послан указ о запрете преподавания философии: «чтобы никто не преподавал философию, не толковал законы и не устраивал игрального притона ни в одном из городов» (Иоанн Малала, «Хронография», кн. XVIII).

Платону и Аристотелю повезло больше, чем другим философам; их концепции, особенно Аристотелеву, взяли на вооружение христианские богословы, синтезировав с христианским вероучением. С иудео-христианской традицией совпадало их объяснение сущности мира, основанного на существовании внечувсгвенной идеальной реальности, единого начала всего сущего, который уже у самих античных философов называется богом.

Онтология Аристотеля представлена в первую очередь в его работах «Физика» и «Метафизика» (об истории этого названия мы погорим ниже).

Итак, Аристотель признает существование идей, соглашается с их главенствующей ролью в мироздании, но отказывается от их отделенности от вещей. Из раздвоенного платоновского мира он конструирует единый мир, в котором соединяются идеи и вещи, сущности и явления. Мир един и имеет единое начало - Бога, он же и перводвигателъ ; но все материальные вещи - это не отражения или копии подлинных сущностей, а сами подлинные вещи, обладающие сущностью, соединенные со всеми иными вещами. Аристотель считает, что бытие имеет не один, а много смыслов . Все, что не есть ничто, входит в сферу бытия, как чувственного, так и умопостигаемого.

Основу мира, по Аристотелю, составляют материя (пассивное начало) и форма (активное начало), которые, соединяясь, образуют все многообразие вещей при главенстве формы. Форма и есть идея , сущность вещи. Скульптор, создавая статую, первоначально имеет в голове ее образ, или форму, затем его идея соединяется с мрамором (материей); без идеи мрамор никогда не превратится в статую, он так и останется мертвым камнем. Аналогично возникают и существуют все вещи.

Если проиллюстрировать это на примере идеи лошадности , то получится, что она и есть форма, соединяющаяся с материей по законам, которые предписаны высшей идеей (лошади рождают новых лошадей); она по-прежнему остается идеальной, общность всех лошадей объясняется общностью их формы, но не оторванной от них, а существующей вместе с каждой лошадью. Таким образом, формы существуют через материальные вещи. Даже форма стиха (т.е. сам стих) существует и развивается через его воспроизведение в устном или письменном виде. Однако есть и чистые формы без примеси материи.

Бертран Рассел, известный английский философ и логик, называет учение Аристотеля «разбавленными здравым смыслом взглядами Платона» . Аристотель пытается соединить обыденное представление о реальности с философским, не отказывая первому в способности начать путь к истине; не отказывает миру вещей в подлинности, тем самым поднимая его статус.

Онтология Аристотеля представляется более приземленной, но в то же время учитывающей наличие высших сущностей. Ключевым понятием его учения становится сущность. Все имеет сущность - тот род бытия, который задает вещам и миру в целом подлинность и актуальность. Сущность - это то, что определяет качество вещи. Так, сущность стола в том, что он стол, а не в том, что он круглый или квадратный; отсюда сущность есть форма.

Важно понимать, что содержание понятия «форма» у Аристотеля отличается от его значения в нашей повседневной практике словоупотребления; форма есть сущность, идея. Все ли сущности имеют материальный носитель? Нет, не все. Бог объявляется формой форм , чистой сущностью без всякой примеси материальности. Аристотель четко различал общие и единичные понятия. Под единичными понимаются имена собственные, которые относятся к конкретному предмету (например, Сократ); под общими - те, что приложимы ко многим предметам (лошадь), но и в том, и в другом случае форма проявляется через соединение с материей.

Форма понимается как актуальность (акт), а материя как потенциальность. Материя содержит в себе всего лишь возможность (потенцию) бытия; неоформленная, она не представляет собой ничего. Жизнь Вселенной - постоянное перетекание форм друг в друга, постоянное изменение, причем все изменяется к лучшему, движется ко все более совершенному, и это движение связано со временем. Время не сотворено и не пройдет, оно есть форма. Протекание во времени предполагает наличие моментов сначала и потом , но время как условие этих моментов вечно. Само же вечное время, как и вечное движение, существует благодаря первоначалу , которое должно быть вечным и неподвижным, ибо лишь недвижимое может быть абсолютной причиной движения. Из этого исходит учение Аристотеля о четырех первопричинах - формальной (форма, акт), материальной (материя, потенция), движущей и целевой.

0 первых двух уже было сказано, вторые две связаны с формальной причиной, поскольку апеллируют к существованию Единого Бога. Все, что подвижно, может быть движимо чем-то иным, значит, для объяснения любого движения необходимо прийти к началу. Для объяснения движения универсума нужно найти абсолютное универсальное начало, которое само было бы неподвижным и могло дать импульс к движению всего остального; оно-то и есть форма форм , первая форма, лишенная всякой потенциальности. Это чистый акт (формальная причина), или Бог, он же - нерводви- гатель и первопричина всего сущего. Учение о первичном толчке, восходящее к Аристотелю, призвано объяснить существование движения в мире, единство его законов и роль движения в процессе мирообразования.

Целевая причина тоже связана с Богом, ибо, задавая всеобщие законы, он задает и всеобщую цель движения и развития. Ничто не происходит бесцельно, все существует для чего-то. Целью семени является дерево, целью дерева - плод и т.д. Одна цель рождает другую, следовательно, есть нечто, что является целью самого себя, что задает эту цепь целеполаганий. Все мировые процессы устремляются к общей цели, к Богу; она же и есть всеобщее благо. Таким образом, учение о четырех первопричинах призвано доказать, что:

Существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей; ...у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима...

Все живые существа осознают Бога и влекутся к нему, ибо влекутся к каждому действию любовью и восхищением. Мир, по Аристотелю, не имеет начала. Момента, когда был хаос, не существовало, поскольку это противоречило бы тезису о превосходстве актуальности (формы) над потенциальностью (материей, материальной причиной). Это значит, что мир всегда был таким, каков он есть; следовательно, изучая его, мы сможем добраться до сущности вещей и сущности мира в целом (абсолютной истины). Однако пути познания не связаны с какими-либо иррациональными озарениями и откровениями. Всего того, что нам обещает Платон через некое недоказуемое припоминание, мы, согласно Аристотелю, можем достичь вполне земными рациональными средствами: изучением природы (описание, наблюдение, анализ) и логикой (правильным мышлением). «Все люди стремятся к знаниям» - так начинается «Метафизика» Аристотеля.

  • См.: Шичалип Ю. А. Академия при Аристотеле // История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1: Философия Древности и Средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995.С. 121-125.
  • См.: История философии. Запад-Россия-Восток. С. 233-242.
  • См.: Рассел Б. История Западной Философии. Кн. 1. С. 165.
  • Аристотель. Метафизика. Ки. XII. Гл. 7. Приводится по: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 422.