Места паломничества христиан. Самые красивые святые места на земле

Ежегодно Израиль посещают тысячи Россиян. Что они делают здесь, зачем едут? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте перенесёмся в Иерусалим и посмотрим.

Храм Гроба Господня . В центре храма — большая группа туристов. Наши или нет? Лица вроде бы русские. Подойдем ближе. Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах тёмные очки, голые плечи женщин небрежно прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства шлепанцы.

Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила. Перед ними – часовня, внутри которой — Гроб Господень, — место, где произошло Воскресение Христово . Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим цветком в руке. «Друзья! – обращается она к туристам, — перед Вами так называемая могила Иисуса, — это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили».

Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты, кто-то фотографирует на телефон, несколько человек вежливо слушают гида.

В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется о нем? Где-то рядом, возле Голгофы, раздается дружный громкий смех – это пришла группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок смуглых мужчин в просторных народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками, головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов, начинают благоговейно снимать обувь перед входом в Гроб Господень.

Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное «Христос Воскресе из мертвых…» заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко улыбаются индусы…

Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме, стар как мир, и незачем было бы о нем писать, если бы не одно «но». Обе группы, и туристов и паломников — русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом , для других – ещё одна «заграница». Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни восприятием. Одни едут, чтобы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие — просто выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос и кроется надежда, на то, что всё не так плохо (пока ещё).

Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов ещё немного.

Уже хорошо знакомая нам гид с цветком заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): «Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это — место смерти, и здесь вы ставите свечи только за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи».

Лишив людей таким образом возможности поставить свечи о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей, как надо прикладываться, гид удаляется в сторону подождать пока группа «закончит», а туристы старательно, как дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести… Но всё же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится. Значит, не всё потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры!

Пусть в Израиль их пока привело любопытство, желание увидеть страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж. А может быть они слышали о разнообразии наших климатических зон, красивой природе, или привлёк наш восточный колорит и исторические древности… Так или иначе, но здесь они столкнулись с другой страной, которая находится внутри Израиля. Имя этой стране — Святая Земля .

Да-да, это другая страна. Вход в неё лежит через двери сердца, и что бы увидеть её, нужно включить другое зрение, внутреннее, духовное. И тогда человеку открываются богатства, о которых он и не подозревал раньше. Богатства, обрести которые на Родине он смог бы, быть может, годами напряженного духовного труда и поиска, или через тяжелые испытания и потрясения. Это богатства веры и Богообщения, изобильной благодати и духовных прозрений. На Святой Земле эти сокровища разбросаны повсюду – берите даром. Святые места как живые иконы, как свидетели евангельских событий несут в мир самую действенную проповедь о Христе вот уже полторы тысячи лет . Это ли не богатство?

Почему же одни видят это, а другие проходят мимо, видя только фотокадры на экране своего телефона? Как говорил Клайв Льюис: «То что человек видит, зависит от того, с какой точки он смотрит, и что он за человек «. Если второе подвластно только Богу, то первое во многом зависит от гида, программы поездки и окружения, в котором человек приехал на Святую Землю. Нередко неверующий человек, попав в паломническую поездку и проведя неделю на святых местах в обществе православных церковных людей и священника, слушая рассказы верующего гида, уезжает другим человеком. Однако, неверующие люди редко попадают в паломнические группы, а приехав туристом получают очень мало. Господь, конечно, может коснуться сердца человека в любой ситуации, и мы не будем даже пытаться проникнуть в эту тайну. Однако, неоспоримо то, что влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу . А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная . Вот поэтому почти бессмысленными с духовной точки зрения являются «светские» посещения Святой Земли.

«Ну и что? — скажете вы. Каков же вывод? Это дело личное – кто-то верит, молится и чего-там получить, а кто-то просто хочет ознакомиться с памятниками архитектуры и ему от этого хорошо. Свободу выбора никто не отменял». Это было бы верно, если бы не положение современного мира, которое скоро, кажется, будет диктовать нам абсолютно иные правила игры. Совсем ещё недавно, мирно наслаждающийся своим безбожием христианский запад, которому так подражают современные россияне, был потрясен новой силой, правит которой не свобода выбора, а бесовская сила религиозного фанатизма. Недавно, казалось бы, это была горстка бандитов с автоматами. Но вот со скоростью летящего с горы снежного кома она превратилась в стотысячную армию с танками и ракетами. Вот уже благополучные европейские и православные российские дети оказываются в их рядах, где жгут живьем людей и убивают женщин и младенцев. Мнимая свобода и толерантность поставили сегодня под угрозу само существования христианского мира, потерявшего Христа. И тем самым поставили под угрозу и существование Святой Земли. Сегодня, как и неоднократно в истории, Россия — единственная страна в мире, способная серьезно противостоять этой вражьей силе , но не танками и политическими решениями. Разве танками можно победить дьявола? Сила любого народа — в его вере . Когда Россия была православной страной, она была непобедима. Как никогда сегодня России нужен подъем веры, укрепление православия. И это уже дело не только самой России, это нужно миру, который Россия, похоже, действительно призвана спасти. Для этого ей нужно очень много сил. А где черпать нам силы, как не в Иерусалиме, у Живоносного Гроба?

Не на Запад, а на опыт предков нужно обратить сегодня свой взор русским, и вспомнить их отношение к Богу, к своей вере. Наши предки, создавшие великую Российскую Державу, были набожны и благочестивы. Высшим проявлением этого благочестия были паломничества , или как тогда говорили «хождения» во Святую Землю. С 11-го века простой народ тысячами шёл молиться ко Гробу Господню. Тогда эта Святая Земля была куда менее доступна чем теперь, а путешествие было крайне трудным и опасным. Только к середине 19 века Святой Землей занялась Царская семья . Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Антонин Капустин , покупал здесь земли, строил монастыри и храмы, школы и паломнические дома на личные средства дома Романовых и русских людей – от дворян до простых крестьян. Благодаря им паломничество стало доступнее, безопаснее, и еще многолюднее, однако оставалось делом очень трудным, решиться на которое человек мог только с верой.

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви

Тогдашним россиянам и в голову не могло прийти путешествие на Святую Землю с иными целями, кроме молитвы и покаяния, а значит, верили они, Бог не оставит. Часто шли босиком, в кровь стирая ноги, не решаясь надеть обувь на земле, по которой ходил сам Господь. К Иерусалиму нередко походили на коленях, целовали землю, плакали. Путешествие длилось тогда 9 месяцев, за которые паломник не знал почти покоя и отдыха, постоянно находясь в пути от одной святыни к другой, питаясь часто только сухарями и водой, участвуя в Богослужениях на святых местах. Не редко и умирали здесь из-за недостаточного питания, инфекционных болезней и разбойников. К святыням везли пожертвования: иконы, паникадила, колокола. Не от избытка, а собранные всем миром от горящего любовью к Богу сердца, для укрепления святынь и православия на мусульманском востоке. Поддерживать монастыри и храмы на Святой Земле всегда было трудно. После падения Константинополя помогала Царская Россия, после падения Царской России помогает каждая копеечка приносимая паломниками.

Паломники, однако, делают дело куда более важное, они усиливают собой православное присутствие на Святой Земле , а это способно противостоять многим силам враждебно настроенным к Православию и на востоке, и в мире. Не будет паломников – отберут у православных святые места. Желающие есть. Отберут места – ослабнет христианское присутствие в мире. Местное православное население Святой Земли так же нуждается в поддержке, нас здесь меньшинство, государственная религия Израиля не способствует распространению и укреплению Христианства, а рост иноверного населения год от года все больше.

Вот и выходит что Святая Земля и России как никогда нуждаются сегодня друг в друге . Святая Русь и Святая Земля – много ли еще стран носящих имя «святой»? Без Христа, без православия, что противопоставит Россия своим врагам сегодня? Без русских паломников, как выстоят храмы и монастыри Святой Земли, кто поддержит местное православное население? А без Православия, как будет Святая Земля нести в мир благую весть о Христе?

Вконтакте

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком.Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) — натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи — неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) — палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.


Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.


Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.


Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим


Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них — филистимлянами — основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.


Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним — его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики — теперь персы — завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии — Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат. В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях — ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы — как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) — городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва — Птолемеев и позднее — Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью — Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.


Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас — под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

Несомненно, духовным центром, как бы сердцем Святой Земли, является Иерусалим. Именно здесь находятся главные святыни всего христианского мира. Здесь совершился искупительный подвиг Христа Спасителя. С этим городом связано множество пророчеств и обетований - как Ветхого, так и Нового Заветов. А в книге Откровения, в Апокалипсисе, мы читаем о Небесном, новом Иерусалиме - граде Божием: "И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящь от Бога с Небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему".

Но сначала немного истории . Когда-то в этих местах располагалось небольшое селение, называвшееся Иевус. Оно было расположено у подножия горы Мори́а - той самой горы, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака. Тогда Господь, испытав веру и любовь праведника, не допустил совершиться этому жертвоприношению. Пройдут века, и совсем рядом с этим самым местом Сын Божий принесет себя в Жертву за грехи мира.

Именно сюда в X веке до Р.Х. перенес царь и пророк Давид столицу Израильского царства, располагавшуюся до того времени в Хевроне. Древний Иерусалим был построен на склоне холма южнее горы Мориа. При сыне пророка Давида царе Соломоне Иерусалим был расширен, а на горе Мориа был построен первый Иерусалимский Храм. Сейчас это место называется Храмовой горой. Храм, построенный при царе Соломоне (в 950 году до Р.Х.), так и называется Первым Храмом . Он был разрушен вавилонянами в 576 году до Р.Х., когда иудейский народ был угнан в плен царем Навуходоносором. Знаменитое вавилонское пленение продолжалось 70 лет. Вернувшись на родину, иудеи построили новый храм на месте разрушенного. Возглавили строительство пророки Зоровавель и Ездра. И с 515 года до Р.Х. начинается, так называемый, период Второго Храма . Неемия в V веке до Р.Х. восстановил ворота и стены Иерусалима. Затем Иудея стала частью империи Александра Македонского (так называемый эллинистический период), во II веке Антиох Епифан пытался превратить Иерусалимский Храм в капище Зевса, но этому воспрепятствовало восстание Маккавеев. В 63 году до Р.Х. Иудея была захвачена римлянами и вошла в состав Римской империи.

Во времена Евангельские в Иудее правил царь Ирод Великий. Это был первый Иудейский царь, происходивший из иноплеменников. Поставлен он был римлянами, а достиг власти хитростью, коварством и подкупом. Вспомним пророчество патриарха Иакова о том, что Мессия придет тогда, когда на царский трон в Иудее взойдет не иудей. Придерживаясь по внешности иудейских обычаев, Ирод оставался в душе язычником. Он строил в городах и даже в пригороде Иерусалима театры и амфитеатры, устраивал языческие зрелища и игры. Отличаясь жестоким и свирепым нравом, будучи крайне честолюбивым и подозрительным, он очень боялся лишиться власти и предавал смерти всякого, кто представлялся ему опасным. Чтобы завоевать расположение иудеев, царь Ирод реконструировал Иерусалимский Храм, стремясь придать ему большее великолепие. Ирод также построил крепость Антония, ставшую центром Римского присутствия в Иерусалиме. Там находилась резиденция римского прокуратора (или, по-гречески, "игемона"), размещался римский военный горнизон. Ирод Великий умер через год после рождения в мир Спасителя.

В Евангелии упоминается также Ирод Антипа - один из сыновей Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи. Воспитывался он в Риме, своим правлением всячески старался угодить римским императорам: Августу, а затем Тиверию, в честь которого назвал свою новую столицу, построенную им на берегу Галилейского озера. Этот Ирод обезглавил святого Иоанна Крестителя. К Ироду Антипе посылал Пилат находившегося в узах Христа, пытаясь уйти от сложной для себя ситуации и переложить ответственность на Ирода.

Иерусалим был стерт с лица земли в 70 году по Р.Х, от него буквально "не осталось камня на камне" - по слову Господа. Так подавили римляне иудейское восстание против их владычества. От Второго Храма сохранилась только западная стена внешней ограды, построенной Иродом (или Стена Плача, как она стала называться с XVI века, когда иудеи начали собираться здесь для молитвы). Христианская община Иерусалима скрылась тогда в город Пеллу, расположеннный за Иорданом.

Позже, при римском императоре Адриане на месте Иерусалима был построен новый город, который получил название Элия Капитолина. Он имел устройство наподобие римского военного лагеря и был четко разделен на четыре квадрата. Тогда же были изменены границы города, и Голгофа оказалась внутри новых городских стен.

При разделении Римской империи на Западную и Восточную, Иерусалим оказался под властью византийских императоров. Однако, в 614 году был завоеван персидским царем Хозроем и хозяевами здесь стали мусульмане. От их рук пострадало много мучеников, преподобномучеников: персидские завоеватели оскверняли святыни, врывались в монастыри, убивая всех монахов. Во времена Крестовых походов Иерусалим принадлежал попеременно то европейским рыцарям, то мусульманам. А с 1517 по 1917 года Святая Земля находилась под властью Оттоманской империи. В Первую мировую войну Турция была вынуждена уступить Палестину англичанам.

В 1948 году было образовано государство Израиль. Однако, окончательно Иерусалим отошел к Израилю только в 1967 году после "шестидневной войны".

Взглянем на панораму города .

В 691 году на месте Иерусалимского храма была построена знаменитая мечеть "Купол над скалой". Этот огромный золотой купол ярко выделяется на панораме Иерусалима. Он покрывает собой скалу, на которой патриарх Авраам должен был принести в жертву сына Исаака. Это место очень почитается мусульманами, так как, по их верованиям, с этого места пророк Муххамед вознесся на небо.

Стены старого города, которые мы видим сейчас, были построены турками в XVI веке, однако, камни, из которых они сложены, гораздо древнее. Здесь есть камни времен царя Ирода, камни с ланинскими надписями, камни со знаками крестоносцев. Расположен Иерусалим на горах, из которых наиболее известны Храмовая гора, гора Сион и Елеонская (Масличная).

Внимание привлекают также Золотые ворота. Они стоят на месте древнейших ворот города (раньше они были открыты). Это были единственные ворота, которые вели прямо на Храмовую гору. Именно этими вратами проходил Господь, свершая Свой вход в Иерусалим перед Своими страданиями. По иудейским верованиям Мессия должен был прийти с востока и войти в город через Золотые ворота. Что, собственно, и исполнилось. Но евреи по-прежнему ждут Мессию, и мусульмане замуровали ворота, чтобы преградить ему путь. И даже специально устроили перед ними мусульманское кладбище, чтобы иудеи гнушались через него проходить. С этими воротами связано много преданий. Есть предание, что эти ворота откроются только перед Спасителем во время Второго пришествия, а перед антихристом они не откроются.

Границей города с востока была Кедронская долина (отделяющая Храмовую гору от Елеонской), по которой протекал Кедронский поток, ныне пересохший, и Иосафатова долина - древнее еврейское кладбище. По преданию, на этом месте будет происходить Страшный Суд. Западная граница города проходила перед нынешним храмом Воскресения Христова. Серые купола этого храма также видны на панораме. Они расположены дальше за золотым куполом мечети. Во времена Христа это место находилось уже вне городских стен.

И еще необходимое замечание: исторический Иерусалим ушел под землю примерно на 5 м, т.е. прежние улицы сейчас находятся в подвалах.

Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня)

Первое, что стремится сделать каждый паломник, прибывший на Святую Землю - это поклониться главной святыне христианского мира - припасть ко Гробу Господню. Вслед за женами-мироносицами, которых влекла ко Гробу Христову их великая любовь к Учителю, приходят ныне к этому Живоносному Гробу христиане, влекомые той же любовью к своему Спасителю и Господу. Видят пустой Гроб, в котором три дня покоилось тело Христово и становятся свидетелями Воскресения. Как не вспомнить в этот момент Пасхальные стихиры:

"Мироносицы жены́, ýтру глубокý, представша Гробу Живодавца, обретоша Ангела, на кáмени седяща, и той провещáв им, сúце глаголаше: что ищете живáго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли; шедше проповéдите ученикóм Его".

Во времена Христа это место находилось за пределами города. После разрушения Иерусалима римлянами, здесь были построены языческие капища. И только в IV веке, в годы правления святого императора Константина, когда гонения на христиан прекратились, святая равноапостольная царица Елена, разрушив капища идолопоклонников, нашла Святой Гроб Господень, место распятия Спасителя, обрела древо Животворящего Креста. Тогда же по ее повелению началось возведение на этом святом месте храма в честь Воскресения Христова. Строительство продолжалось десять лет, с 326 по 335 год. Церковные историки повествуют о необыкновенной красоте и величественности храма. 13 сентября 335 года он был торжественно освящен.

В 614 году храм очень сильно пострадал от персов, вскоре его попытались восстановить, но в 1009 году он был вновь полностью разрушен мусульманами. В 1042 году при поддержке византийского императора Константина Мономаха храм опять был восстановлен, однако, уже не в прежнем великолепии. В 1130 году он был перестроен и значительно расширен крестоносцами. Они соединили под одной крышей все священные места: Гроб Господень, Голгофу. С тех пор храм неоднократно страдал от пожаров и землетрясений. Бо́льшая часть храма принадлежит сейчас Иерусалимской Православной Церкви, отдельные приделы принадлежат армянской, коптской, католической, сиро-яковитской и эфиопской Церквям.

Когда мы входим в храм Гроба Господня, прямо перед нами - камень Помазания. Это камень, на который было положено тело Спасителя после снятия с Креста для подготовки к погребению. Вспоминая об этом, камень постоянно поливают и натирают благовониями.

По иудейским обычаям умерших хоронили в пещерах, внутри которых устраивалось два помещения. Первое - более просторное, в котором оплакивали усопшего и над телом умершего читались псалмы и молитвы. И второе помещение - погребальное, где на выдолбленном в скале каменном ложе полагалось тело усопшего. В семейном склепе могло быть несколько ниш для захоронений. У входа в пещеру устанавливался камень (один или два), на котором тело умершего подготавливалось к погребению - омывалось, умащалось ароматами, маслами и облекалось в плащаницу. Это и были камни помазания, подобные тому, что мы видим в храме Гроба Господня. Вход в погребальную пещеру закладывался огромным камнем. Существовал также обычай примерно через год открывать пещеру и кости погребенного омывать в благовониях и складывать в специальный ящик для последующего перезахоронения. Как правило, этот ящик помещали в специальную нишу в той же пещере. Если семья или весь род менял место жительства, они могли легко взять с собой кости своих усопших сродников. А в пещере могли после этого похоронить еще кого-то. Поэтому в Евангелии и сказано о Гробе Господнем, что это был "гроб новый, в котором еще никто не был положен" (Ин. 19:21).

Но вернемся в храм Воскресения. Налево от камня Помазания - проход ко Гробу Господню. Направо - Голгофа. У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии сад, принадлежащий Иосифу Аримафейскому, в котором и находилась гробница, ставшая Гробом Господним. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Именно в ней впоследствии царица Елена обрела Животворящий Крест Господень.

Голгофа - это небольшой скалистый холм, название которого происходит от еврейского "Гулголет" - "лоб, череп". Так эта скала называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. Древнее предание утверждает, что на этой горе была погребена голова Адама. К вершине Голгофы сейчас ведет лестница, расположенная справа от входа в храм и от камня Помазания. Поднявшись по ней, мы видим большой Крест, установленный за главным престолом. Это православный алтарь. Справа от него - католический придел. Под православным престолом находится отверстие, оправленное серебром. Оно обозначает место, где стоял Крест Спасителя. Паломники преклоняют колена, опускают руку в отверстие и дотрагиваются до этого святого места, омытого Кровью Христовой. Здесь было совершено Искупление человеческого рода. Слева и справа от алтаря под стеклом можно увидеть подлинную скалу Голгофского холма. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Спуститься вниз можно по другой лестнице. Под Голгофой находится придел Адама, который, по преданию, был здесь погребен. И Кровь Христа - нового Адама - омыла кости праотца. Престол здесь освящен в честь святого Иоанна Предтечи. За стеклом видна скала с образовавшейся в ней расселиной. Раскол в скале произошел в час Крестной смерти Спасителя. Видно, что скала расколота против биологических слоев. "Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух. И се завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся..." (Мф. 27: 50-51).

Из этой часовни можно пройти в сокровищницу (она не всегда открыта). Там находится самая большая в мире частица Животворящего креста Господня и множество мощей святых.

Вернемся к камню Помазания и пройдем далее. Мы видим небольшую армянскую часовню, представляющую собой круглую плиту из белого мрамора, окруженную колоннами - это место, где, по преданию, стояла Матерь Божия во время Крестной казни Своего Сына и Господа.

Часовня Гроба Господня называется Кувýклия (в переводе с греческого "часовня с погребальным ложем"). Именно внутри нее находится пещера, в которой был погребен Спаситель. Когда тело Иисуса Христа было снято с Креста, то Его погребли в расположенной неподалеку погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. Причем, гробница была новая, в ней еще никто до этого не был погребен. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом - плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес.

Кувуклия сохраняет обычное устройство древней гробницы, состоявшей, как мы уже говорили, из двух помещений. Паломник, входящий внутрь, попадает вначале в первый придел, именуемый ныне приделом Ангела . В центре этого небольшого помещения мы видим невысокую колонну - камень, на котором сидел Ангел, возвестивший Мироносицам о Воскресении. Когда в Кувуклии служится литургия, этот камень становится престолом, а сам Гроб Господнь - жертвенником. Из придела Ангела очень низкий проход ведет в погребальное помещение, где находится Гроб Господень. Выходить из него принято так, чтобы не поворачиваться спиной ко Гробу.

"Приидите от видения жены́ благовестницы и Сиону рцы́те: приимú; от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрéв из Гроба, я́ко Жениха происходя́ща" (Стихиры Пасхи).

Сзади Кувуклии расположена небольшая коптская часовня, примечательная тем, что в ней, преклонив колена, можно прикоснуться к подлинному камню погребальной пещеры. Ведь ныне эта пещера одета мрамором, окружена колоннами...

На Страстной седмице в Великую Пятницу свершается богослужение на Голгофе, святая Плащаница сносится с Голгофы, полагается на камень Помазания и там посыпается лепестками роз - как умащалось тело Спасителя ароматами и благовониями. После этого Плащаница обносится вокруг Кувуклии, полагается на Гроб и Кувуклия запечатывается (как запечатали иудеи Гроб Спасителя). Так оживают здесь Евангельские события. Становятся реальностью. "Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом..." - поет Церковь в Великую субботу. Не надо забывать этих священных строк православного богослужения, особенно, здесь, на самом святом месте во Вселенной, где свершилось наше Спасение.

В Великую субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства. Многие пытались и пытаются опровергнуть это чудо, но пока это еще никому не удалось. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. Как поется в седальне 8 гласа на воскресной утрени: "...и скóрый Петр предстá ко Гробу, и свет зря во Гробе, ужасашеся". И вот уже две тысячи лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень. В Великую субботу в храме гасятся все свечи и не остается никакого огня. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, рядом кладутся 33 свечи – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Православный Патриарх входит в Кувуклию для молитвы. Перед этим его тщательно обыскивают, чтобы исключить подлог. Армянскому архиерею дозволяется войти в придел Ангела. Нет определенного времени, когда сходит Огонь. Иногда в молитве проходит 5 минут, иногда 10, иногда 20... были случаи, что ждали час и два. Перед схождением Огня в храме бывают видны голубоватое свечение, всполохи, отдаленно напоминающие зарницы. Причем, эти вспышки происходят и высоко под куполом, и ниже, и они не соответствуют вполне никакому земному природному явлению. Иногда сами собой зажигаются лампады. Когда сходит Благодатный Огонь, то от свечей Патриарха он молниеносно разносится по храму. И от множества свечей и светильников храм превращается буквально в море огня. Причем, Благодатный Огонь первое время не обжигает и он более белого цвета, не такой, как обычный земной огонь. Иногда от него происходят чудесные исцеления. То, что испытывает человек, ставший свидетелем этого Чуда, словами передать невозможно, да и не нужно - слишком это трепетное и сокровенное.

Когда-то армянское духовенство добилось у властей того, чтобы православные не были допущены ко Гробу в Великую субботу. Армяне тщетно ожидали Благодатного Огня в Кувуклии. Православный же Патриарх с паствой молились на улице. Тогда Огонь вышел из колонны у входа в храм (слева), образовав трещину, которую видно и поныне.

Напротив Кувуклии расположен Кафоликон - самый большой, основной, православный придел.

Пройдем теперь по храму Воскресения, который имеет под своей крышей еще немало примечательных святынь. Если стоять лицом к Кувкулии и идти направо, то первое, что нам встретится - это католический придел, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине. По преданию, здесь она встретила Воскресшего Господа. Пройдем далее по галерее. У северной стены в углу мы увидим небольшую часовню, имеющую название "Темница Христова" . Часовня была освящена в честь Успения Божией Матери. Здесь в евангельские времена была небольшая пещера, в которой содержались осужденные в ожидании казни. В этой часовне находился чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый "Божия Матерь Скорбящая". Но икона была сильно повреждена неосторожностью паломников и после реставрации помещена в канцелярии храма. Перед часовней расположен престол, под которым - каменные колодки, подобные тем, что можно увидеть в темнице претории.


Проходим далее по галерее. Следующий небольшой придел посвящен святому мученику Лонгину сотнику . Святой Лонгин был одним из римских воинов, стоявших на страже у Креста Господня. Евангелие говорит нам о нем: "Сотник же и иже с ним, стерегущии Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54). Святой Лонгин впоследствии стал христианином и принял мученическую кончину. Придел принадлежит Православной Церкви.

Следующий придел, он принадлежит армянской церкви, посвящен Разделению риз Спасителя . Вот, что повествует нам об этом Евангелие от Иоанна: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины". (Ин. 19:23-24).

Следующий придел, ближайший к Голгофе, - это православный придел Тернового венца . Под престолом здесь находится часть колонны, перенесенной сюда из претории. По преданию, к этому столбу был привязан Спаситель во время бичевания. Другое предание говорит о том, что на этот столб посадили Спасителя, надев на него терновый венец, и насмехались над Ним.

Между приделами Разделения риз и Тернового венца находится лестница, по которой мы можем спуститься к месту обретения Креста святой царицей Еленой. Вначале мы попадем в армянский придел, посвященный равноапостольной Елене. Пройдем через него и спустимся еще ниже в пещеру Обретения Животворящего Креста. Место, где был обретен крест, расположено справа, оно обозначено плитой с изображением креста. Слева - католический престол со статуей святой царицы Елены.

Позади Кувуклии за рядом колонн находится сиро-яковитский придел, в стене которого расположен вход в древние погребальные пещеры. Существует предание, что здесь были погребены праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

Слева от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) расположены три храма: жен-мироносиц, Сорока мучеников Севастийских и Иакова брата Господня. В церкви апостола Иакова находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой обрела покаяние преподобная Мария. Здесь она, не допущенная невидимой силой Божией войти в храм Воскресения Христова, возвела взор на этот образ Пресвятой Богородицы, благодать Божия озарила совесть грешницы и она вдруг увидела всю глубину и мерзость своих беззаконий. От этой иконы получила святая благословение на подвиг.

В четверг 5-й седмицы и в пятую неделю Великого поста Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги преподобной Марии Египетской, воспоминая беспримерный подвиг ее покаяния.

А справа от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) можно через коптский храм, подняться на крышу к куполу Голгофы. А пройдя еще через один храм, принадлежащий коптам, можно увидеть очень древнюю цистерну для воды. Эта вода использовалась для нужд Храма Воскресения, построенного равноапостольной царицей Еленой.

Место Рождества Божией Матери

Неподалеку от ворот старого города, ближайших к Гефсимании, находился дом праведных Иоакима и Анны. Эти ворота имеют несколько названий: древнее их название - Овечьи, поскольку рядом с ними находилась Овчая купель (Вифезда); Львиные - в арабской традиции, по причине изображенных на вратах львов - геральдической эмблемы султана Бейбарса; Стефановы - христианское название, так как неподалеку, около Кедрона, был побит камнями первомученик архидиакон Стефан.

На месте дома святых Иоакима и Анны сейчас находится греческий храм. Над дверью написано по-английски: "The Birth Place of Virgin Mary" ("Место Рождества Божией Матери"). В сохранившиеся помещения самого дома, где родилась Пресвятая Богородица, приходится спускаться, потому что Иерусалим сейчас выше, чем в те времена.

Вифезда

Сразу за домом праведных Иоакима и Анны расположена древняя Овчая купель, именуемая Вифезда (Бейт-Хисда), что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Здесь совершилось знаменитое чудо исцеления Спасителем расслабленного, который 38 лет страдал от своего недуга, о чем повествуется в Евангелии от Иоанна.

Овчей эта купель именовалась по причине того, что в ней омывались жертвенные агнцы. Весь этот комплекс относился к Иерусалимскому храму, строения которого располагались совсем рядом, а вода предназначалась для храмовых нужд. По временам в купальню сходил ангел и возмущал в ней воду. И кто первым входил в купель после этого возмущения воды, выздоравливал от своих недугов (Ин. 5:1-9). Купель представляла собой два бассейна глубиной 11 м, разделенных перешейком. Вокруг бассейнов располагалось пять крытых галерей (как это и описывается в Евангелии: "пять притвор имущи").

Сейчас мы видим здесь раскопки древней купели и позднейших сооружений. Глубокая цистерна с левой стороны очень древняя, видимо, относящаяся к самой купели. Императрица Елена построила здесь христианский храм - его остатки можно увидеть сейчас в центре комплекса раскопок. Позднее, языческие властители устроили здесь капище Асклепия, почитавшегося ими богом врачевания. Римляне строили здесь свои водосборные цистерны, в одной из которых до сих пор удерживается вода.

Весь этот комплекс сейчас принадлежит католикам и попасть на него можно только за плату. Рядом с раскопками Вифезды расположен католический храм (XII века), посвященный праведной Анне.

Русская Духовная Миссия

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году. Состояла она тогда из возглавлявшего ее архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (будущего святителя, затворника Вышенского) и еще двух человек. Первоначально Русская Духовная Миссия не имела собственного помещения. Но в 1858 году после паломничества во Святую Землю Великого князя Константина Николаевича с супругой был решен вопрос о приобретении для Русской Духовной Миссии земельного участка в Иерусалиме. Этот участок находится на улице Яффа, вне стен старого города. В 1872 году здесь был построен большой Троицкий собор, в котором по сей день совершаются регулярные богослужения. Вокруг собора располагались административные здания Миссии с домовым храмом в честь мученицы царицы Александры и гостиница для паломников.

В задачи Миссии входила забота о многочисленных русских паломниках: их духовная поддержка, а также обеспечение жильем, питанием, медицинским обслуживанием. К сожалению, в 1964 году Никита Хрущев продал государству Израиль почти весь участок, принадлежавший Русской Миссии. В собственности Миссии остался только собор и часть одного из зданий.

В Троицком соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, спасший некогда русских паломников от гибели при кораблекрушении. Помещена эта икона на правом клиросе, во втором ряду.

Другие святые места Иерусалима

В старом городе имеется еще много небольших монастырей, множество достопримечательностей и святынь. Расскажем о некоторых из них.

Темница апостола Петра, монастырь святого Никодима

Среди узких улочек и кварталов старого города неподалеку от Претории расположен небольшой греческий монастырь, посвященный святому праведному Никодиму. В крипте храма обители находится темница, в которую был заключен апостол Петр и откуда он был чудесно выведен Ангелом (Деян. 12: 1-10) Подлинные вериги, которыми был скован апостол Петр, сейчас хранятся в Риме. А здесь в настоящее время находится их копия. Из других святынь монастыря - чудотворная Плащаница Спасителя, вытканная русскими монахами.

Монастырь Великая Панагия. Пещерка преподобной Мелании Римляныни

Недалеко от храма Гроба Господня находится монастырь, именуемый Великая Панагия, по названию чудотворного образа Пресвятой Богородицы, который здесь пребывает. Икона эта была обретена невредимой после одного из пожаров в храме Воскресения. Эта обитель - одна из древнейших в Иерусалиме.

Предание повествует о том, что с этого места, расположенного вблизи Голгофы, Пресвятая Богородица узрела Своего Божественного Сына, распинаемого на Кресте.

В храме обители - много мощей различных святых, в том числе, святого апостола Иакова, святых мучеников Кирика и Иулиты. Под храмом расположена пещера, в которой подвизалась преподобная Мелания. Здесь же под спудом почивали ее святые мощи, увезенные впоследствии крестоносцами в Венецию.

Монастырь Малая Панагия (Сретенский или Сайданая)


Икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария
Еще один небольшой монастырь, затерянный в кварталах старого города на границе между христианским и мусульманским кварталами, посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворному образу Малая Панагия. Храм обители освящен в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, имеет придел в честь Всех Святых. Снаружи ничто не говорит нам о том, что здесь расположена святая обитель. Собственно, это небольшой храм среди достаточно убогих жилых домов. Но монастырь очень примечательный. Здесь вас очень радушно встретит греческая монахиня, несущая послушание в этом святом месте.

В храме обители находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Малая Панагия или Сайданая (Первая Госпожа). По преданию, эта икона сама пришла в Иерусалим из Дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в Иерусалиме, где и остается доселе. Однажды чудотворный образ был украден из церкви, но так же чудесным образом вернулся назад. Похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил исцеление. В благодарность он украсил икону серебряной ризой. Икона эта совсем небольшая и сейчас ниша, в которой она находится, закрыта решеткой.

Также здесь почитается очень редкая икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария, отличавшаяся очень благочестивой жизнью. По преданию, здесь находился дом родителей святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы.


В христианстве

Представления европейцев о Святой земле

Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы Урбана II «земля та течёт молоком и мёдом» (слова из его речи на Клермонском соборе , где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатсве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справделивость. Именно в этом заключается одна из причин массовости крестовых походов .

История Святой Земли

См. также

Источники

Литература

  • Густерин В. П. Города Арабского Востока. - М .: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Ссылки

  • Статья Святые места в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Святая Земля" в других словарях:

    Палестина Словарь русских синонимов. святая земля сущ., кол во синонимов: 3 кладбище (30) … Словарь синонимов

    Не следует путать с Святая земля (парк аттракционов). Карта Святой Земли, 1759 год. Святая земля … Википедия

    Святая земля - ♦ (ENG Holy Land) термин, обозначающий землю Палестины и ее святые места. Как святая земля Израиль стал известен в Средние века. Паломничества христиан сюда начались с 4 в … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Святая земля - Свят ая земл я (Палестина) … Русский орфографический словарь

    Святая земля - (Палестина) … Орфографический словарь русского языка

    II.2.1. Сирия и Палестина (Святая Земля) - ⇑ II.2. Государства крестоносцев … Правители Мира

    Святая Русь. Картина Михаила Нестерова, 1901 1906 Святая Русь наименование Руси и России в русском фольклоре, поэзии и красноречии … Википедия

    ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - [греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам народу Израиля, к рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн … Православная энциклопедия

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса