“Неделя молитвы в тюрьмах”. Светлый вечер с протоиереем Константином Кобелевым (26.10.2017)

Во все времена святая Церковь молилась и продолжает молиться о заключенных. Вне зависимости от вида и тяжести греха нельзя оставлять заключенного без духовной поддержки, а Всевышний Сам определит, когда человеку даровать свободу.

Но люди должны помочь арестанту перенести трудности его положения: передавать позволенную помощь, посещать для общения и утешения. Ведь даже находясь далеко друг от друга, заключенный чувствует моральную и молитвенную поддержку своих родных и людей.

Молитва об освобождении из тюрьмы укрепляет дух и дарует надежду.

Кому молиться о скором освобождении из тюрьмы

Молитвенная просьба исполнится не сразу.

Возможно, пройдет неделя, месяц, год. Обстоятельства, необходимые для исполнения желания, должны выстроиться гармонично, а на это требуется немало времени.

О молитвах для заключенных:

В длительном ожидании заветной просьбы важно не потерять веры и не очернить свою душу.

Узники, мечтающие о скором освобождении, могут молиться следующим образом:

Моление Всевышнему

Господи Иисусе Христе Боже мой, святого апостола Твоего Петра от уз и из темницы без всякого вреда освободивший, прими мою смиренную молитву. Будь милостив в оставлении грехов рабу Твоему (рабе Твоей) недостойному (имя), в темницу заключённому. Господи человеколюбивый! Всесильною Твоей десницей от всякого зла огради меня и выведи на свободу. Господи всемилостивый! Как некогда Иосифа, заключённого в Египетской темнице, преславно освободил, так ныне молю Тебя избавить меня от уз и горькой беды. Милосердия источник и благости пучина, не презри недостойного раба Твоего (имя), услышь меня и скоро помилуй. Да взойдёт к Тебе воздыхание окованного. Всещедрый Боже! Как Манассию, старшего сына Иосифа, от горького заточения молитв ради помиловал, ныне молящегося помилуй. Тебе славу воссылаю, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва заключенного к Божией Матери:

О, Пресвятая Дево, Мати Господа и Спасителя моего! Вси человецы притекают к Тебе и никто притекаяй отходит от Тебе всуе, аще о добре просит. Молят Тя архиерее и священницы, яко Матерь еси Архиерея Великаго, прошедшаго небеса. Молят Тя иноки и инокини, яко Сама еси Пречистая Дева. Молят Тя отцы и матери, иже соболезнуют о своих детях, в немощех лежащих или далече живущих, яко Ты Сама болезнующи искала Сына своего, егда Он, дванадесятилетний отрок, оста во Иерусалиме. Молят Тя обидимии, яко претерпела еси гонение от Ирода с Божественным Младенцем. Возносят к Тебе последнюю свою молитву умирающии, яко Ты предстояла еси у Креста умирающаго Сына Твоего. Молят Тя праведнии и вси хотящии благочестно жити: и никтоже от них достиже праведности, не имеяй Тебе молитвенницу. Тако вси имут Тя заступницу усердну и всем подаеши скору помощь.

Един ли аз, грешник, в темнице седяй, забвен буду от Тебе? Мене ли единаго молитву не услышиши? Мене ли, прибегающаго к Тебе, не приимеши под кров Твой? О, никакоже помышляю сему быти. Понеже Матерь еси Спасителя погибающих грешников. Понеже яко несть иного Бога разве Иисуса Христа, Сына Твоего, со Отцем и Святым Духом во Едином Божестве покланяемаго. Тако несть инаго у Престола Божия ближайшаго ходатая, якоже Ты, Мати Божия! Матернее моление много может ко благосердию Владыки. Пред Ним Тебе вся возможна суть. Сего ради на Тя по Бозе все упование мое возлагаю. Сего ради храню аз пречистый образ Твой во узилищи моем, памятуяй близость Твою ко всем скорбящим и заключенным.

Обаче Ты, Матерь Божия, и являла еси доныне ко мне многая милости по моим прошением к Тебе! Чимже аз явихся пред Тобою? Увы мне злонравному! Аз же непамятлив бых Твоих благодеяний. Но, о милосердая Царице Богородице, прости моя измены и неразумие, не отвергни мене, паки возвращающагося к Тебе, яви ко мне древняя Твоя милости и приими мя на Свои мощныи руки, аки боляща, аки еле жива суща от язв греховных. Приведи мою душу грешную к покаянию. Беззакония бо моя превзыдоша главу мою. Колико доселе прогневах аз Бога моего лжами, хищениями, пиянством, крамолами, жестокосердием, безсовестием. Безпрестани согрешаю и в сей темнице леностию, мечтаниями, обманами, непокорством, досаждениями соузникам моим и развращением их, татьбами и роптанием на мою участь. Ктому не бысть у мене доныне ни слез, ни умиления, или же аз плаках токмо от досады моея.

Примири убо мене, Благодатная, с Богом, Сыном Твоим. Сподоби мя получити разрешение во всех гресех моих в тайне покаяния, и абие причаститися Святаго Тела и Крове Сына Твоего. Помози ми отныне возненавидети злыя мои страсти и крепко воинствовати противу греха; зане аще в чесом и покаюся, по малом часе таяжде творю, и сице лжив пред Богом обретаюся. Испроси ми, Владычице Богородице, благодать прочее время живота моего в твердом покаянии скончати. Милующая грешники, не презри мене перваго из них. Зриши моя беды, зриши мою горьку жизнь в сей темнице. Помози ми претерпети до конца позор мой, тесноту и прочия темничныя лишения, да не впаду в отчаяние, да не дерзну возносити хулы на Промысл Божий, но токмо скорблю и плачу о гресех моих, токмо от печали моея о чадах моих и сродниках, от нихже разлучен есмь, обращаюся ко утешению в молитве. Несть у меня терпения и кийждо день мню, яко наста конец моему терпению. О, печалъных недоведомое утешение! Утеши моего отца и матерь со сродники, иже скорбят о мне, для нихже аз содеяхся яко мертв. Наипаче же, о чадолюбивая Мати! не лиши Твоего покровительства жену и чада моя, ихже оставих аз, яко преступный отец, зане они неповинни суть во гресех моих. Препитай их и сохрани Твоею молитвою здравы и богобоязненны. Даруй ми, напоследок, видети свободу и со слезами радости облобызати моих домашних. Из глубины души моея вопию к Тебе, Царице Небесная, от одного образа Твоего с предвечным Младенцем на руку Твоею держимым чувствуяй в сердце моем отраду: не отрини мене, буди ми покровительница во всяких моих нуждах, во всяком моем страхе и унынии, днем и нощию, во здравии и болезни. Облегчи моя душевныя и телесныя скорби, яко Ты еси всех скорбящих радость. Милостива буди ми не зде токмо, но и тамо, в стране вечней. Не остави мене без Твоего заступления в день Страшнаго Втораго Пришествия Господа моего. Ей, Пресвятая Богородице! Не забуди тогда моея веры, яже к Тебе, и недостойных моих молитв пред Тобою. Да тако, быв на вечныя времена помилован Тобою, в безконечныя же веки буду благодарити Тебе и славословити Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Прошение Иоанну Предтече

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Мольба заключенного к Ангелу хранителю

Ангеле Божий, предстояй ми от купели святаго крещения! Колико аз, преогорчевах тебе злыми помыслы, скверными словесы и постыдными деянями в житии моем! Ктому же, не памятовах, яко имам тя даннаго ми от Бога хранителя. Егда аз упивахся вином, или безстудно плясах, или в блуде, хищениях и злоприобретениях иждивах житие мое: и в сии дни ты не отлучался еси от мене, но токмо, яко чистый дух, печален был еси о мне, непотребнем рабе. Коль множицею аз бых близ самыя смерти, творяй преступныя дела и отнюдь не помышляяй предстати внезапу Богу-Судии! Смерть же не постиже мене тогда: и вем, яко ты отвратил еси ю от мене. Тако выну охраняеши мя, и не един аз есмь, внегда един жительствую во узилищи сем, но с тобою, хранителю мой. Аще и не вижду тебе телесными очима, ты еси присно спребываяй окаянной моей душе и телу. Якоже солнце, преходя скверныя места, не оскверняется, сице и ты, светоносный Ангеле Божий, не возгнушайся моея смрадности, но николиже отлучайся от мене и в сей темнице. Сохрани мя здрава нощию и неприступна во сне диавольскому искушению. Отжени от мене безсоние. Сопутствуй ми, во дни, на кийждо час, во всех входех и исходех моих. Даруй ми крепость телесных сил, еже понести горькия работы, в наказание мне налагаемыя, горькия же паче по вине их. Заступи мя от злобы бесов, люте нападающих на мою душу: ибо от единаго мановения десницы твоея бежат беси. Паче же всего отжени от мене смятение душевное и ропот вредный: сый бо смущен сердцем, не хощу ни на кого и ни на что благоприятно взирати и присно зде огорчеваюся. Даруй очам моим слезы о гресех, устам же тихое глаголание. Не ступи от мене, святый Ангеле, и егда душа моя начнет разлучатися от тела, но предстани ми у смертнаго моего одра тих и радостен; ибо имам тогда видети тебе близ суща. Не остави и послежде мою душу, яже ти от Бога предана бысть непорочне, но яже по смерти моея имать судитися, яко оскверненная многими грехми. О, хранителю мой! Призови тогда помолитися о мне и прочия безплотныя силы, да твоим заступлением помилован буду, грешный раб (имя), во веки веков, аминь!

Просьба к Николаю Чудотворцу

О, великий чудотворче и угодниче Христов, святителю отче Николае! Ты, скорый помощник еси и благостынный заступник всем призывающим тя, паче же сущим в смертных бедах.

Таковыя чудеса милосердия ты являл еси во дни жития твоего. Егда же, по смерти твоей, предстал еси Престолу Божию, по сем никтоже может исчислити милостей твоих, аще бы и многи языки имел. Ты сохраняеши плавающия по водам; ты многия утопающия спасл еси.

Ты храниши в пути, ихже застигоша ветры, великий снег, лютый мраз, множайший дождь. Ты соблюдаеши домы и имения от запаления злонамеренных человек и всеконечнаго сожжения. Ты защищаеши сущия в пути от нападения злодеев.

Ты пособствуеши нищим и убогим, избавляяй их от крайняго уныния и грехопадения, нищеты ради. Ты заступаеши невинныя от оклеветаний и неправеднаго осуждения. Ты спасл еси от самыя смерти триех мужей, в темнице седящих, имже определено бе посечение мечем.

Тако, тебе даровася от Бога великая благодать молитися за человеки и спасати сущия в беде! Еще же ты прославился еси твоею помощию людем между неверными агаряны. Мне ли токмо, злосчастному и бедствующему, не поможеши, аще и сам аз сей жребий уготовах себе?

Заступи убо и мене от уныния и отчаяния, зле обстоящих мя. О, великий угодниче Николае! Ты сам претерпел еси заключение в темнице за святую веру и, яко ревностный пастырь Христов, сам познал еси, сколь тяжко лишение свободы и во узах пребывание.

Коль многим, молящимся тебе во узах, ты помогл еси! Облегчи и мне, сидящему в темнице, сие злоключение. Даруй ми скоро видети конец темничнаго моего пребывания и получити свободу, - не ради продолжения грехов моих, но ради исправления моея жизни!

Помолися усердно и о сем, еже избавитися ми вечныя темницы, да твоею помощию спасаемь, прославляю Бога, дивнаго во святых Своих, аминь.

Молитва чтобы не посадили в тюрьму Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Правило моления у икон

Молитва – это разговор со Всевышним. Именно через этот диалог человек ощущает участие Бога в его жизни. В процессе разговора важно как высказаться и выплакаться самому, так и услышать ответ Отца Небесного на свое молитвенное воздыхание.

Но часто случается, что многие не понимают важности общения со Всевышним и даже не имеют понятия как обратиться к Богу.

  1. Каждый молитвенник получает ответ на свое молитвенное прошение. Причем совершенно не важно где он молится: в храме, на работе или дома. Нужно начать чтение мольбы, полностью сосредоточиться на ней и правильно закончить свое прошение.
  2. Важно настроить себя на то, что святой, к которому обращена мольба, слышит молитвенника. Стоит помнить, что мы молимся не иконе, а святому лику, изображенному на ней.
  3. Если не знаете молитвенного текста, то не запрещено обращаться к Божиему Угоднику своими словами. Но в критических ситуациях, требующих скорейшей помощи, слова нужно выучить наизусть. Искренняя чистосердечная просьба не заставит долго ждать результата молитвенного прошения.
  4. Перед началом молитвенного труда стоит исповедоваться и причаститься, простить своих обидчиков и самому попросить прощения у людей – молитвенное прошение необходимо начинать с чистой душой и открытым сердцем.
  5. Подойдя к иконе необходимо осенить себя крестным знамением, затем поклониться.
  6. Произнесите слова «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», затем начинайте читать прошение святому, пред чьим ликом стоите. По его окончании следует произнести «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Затем трижды осенить себя крестом и прочесть «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
  7. Не забудьте приложиться губами и лбом к иконе святого, которому только что молились. Поцелуй символизирует пламенную веру в помощь этого святого. Если Угодник изображен в полный рост, то прикладываться нужно к руке или ноге. Если на иконе изображен лик, что необходимо поцеловать волосы.

По благословению Преосвященного епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению во всех Следственных изоляторах города Москвы с 4 по 10 апреля была проведена Неделя молитвы. Это относительно новая для Православной Церкви форма организации богослужений была применена в г. Москве уже в четвертый раз (начиная с весны 2014 года).

В эту Неделю совершается Литургия или, в случае отсутствия таковой возможности, служатся молебны с участием заключенных в течение Крестопоклонной – 4-й Седмицы Великого поста. Особенностью нынешней Недели молитвы явилось то, что она была проведена представителями христианства, иудаизма и ислама. Темы каждого из дней молитвы были согласованы, но проводились в соответствии с традициями каждой религии и местными условиями.

Как отмечает отец Константин Кобелев (помощник начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, старший священник Покровского храма в Бутырской тюрьме протоиерей), суть Недели молитвы заключается в том, чтобы верующие объединились благодаря молитвам. Были определены семь основных нужд для молитвенных прошений и список следственных изоляторов, которые посетили в оговоренный день священники.

В рамках проведения Недели молитв о заключенных в храмах следственных изоляторов г. Москвы каждый день служились молебны с молитвенными прошениями о разных нуждах заключенных. Так, были проведены соборные молебные пения: общее о заключенных (СИЗО №6) – в первый день; о правосудии над теми, кто ожидает суда (СИЗО № 1, СИЗО № 3) – во второй день, о жертвах преступлений (СИЗО №3, СИЗО №4) – в третий день; о родственниках заключенных служилась служба об умножении любви (СИЗО №2, СИЗО №6) – в четвертый день.

В шестой и седьмой день были совершены прошения о сотрудниках: тюремных воинах уголовно-исполнительной системы, о священнослужителях и мирянах, трудящихся на духовной ниве в местах заключения. Все эти службы по благословению священноначалия написаны недавно, но их ежегодное служение в разных тюремных заведениях России охватило многие регионы и епархии.

Немного подробнее о Богослужении в СИЗО-5: В пятницу 8 апреля, в пятый день (в неделю молитв об узниках), посвященный молитве о тех, кто освобождается из мест заключения, в храме свт. Николая Чудотворца в следственном изоляторе №5, старший священник СИЗО протоиерей Иоанн Чураков совершил великопостное богослужение с Литургией Преждеосвященных Даров, предваряемое чтением Часов и Изобразительных. Отцу Иоанну сослужил отец Константин Кобелев.

Шесть человек из семи подследственных, присутствовавших на литургии, приступили к Таинствам исповеди и Святого Причащения. Несмотря на сложные условия, некоторые из заключенных соблюдают весь Великий Пост.

По окончании Литургии был отслужен молебен о тех, кто в скором времени должен выйти на свободу. В своей проповеди в этот день о. Иоанн сказал о том, что к освобождению человек должен правильно начинать готовиться заранее, переосмысливая свое прошлое до заключения в свете Правды Божией, осознавая свои грехи и ошибки. Говорил о тех трудностях и искушениях, которые могут ожидать человека за тюремными стенами, призывая стремиться не растратить те труды, которые человек совершил для Бога, находясь в заключении.

Стоит отметить, что накануне, 7 апреля, во всех православных храмах СИЗО г. Москвы прошли праздничные Богослужения в день Благовещения Пресвятой Богородицы. По старой русской традиции, возрожденной во многих храмах Русской Православной Церкви, в этот день в небо запускаются голуби: в истории столичной уголовно-исполнительной системы голубей впервые выпустили 2 года назад.

В СИЗО-2 в проведении акции принял участие начальник УФСИН России по г. Москве Игорь Клименов. Вместе с ним птиц выпустили осужденные отряда хозяйственного обслуживания, председатель совета ветеранов УФСИН Светлана Умряшкина и помощник начальника Управления по соблюдению прав человека Анастасия Чжу.

В этот же день в храме свт. Николая в СИЗО №5 диаконом Сергием Ивановым были прочитаны кондак и тропарь праздника. После этого, при участии подполковника в/с Горбачева Алексея Вячеславовича, начальника следственного изолятора, представители мужского и женского хозотрядов со ступеней храма запустили трех голубей, доставленных для данного мероприятия общественным движением «Сорок сороков».







24 марта 2014 года - теплым весенним днем в Следственном изоляторе №4 УФСИН России по городу Москве началось значимое мероприятие, которое ранее не совершалось в истории тюремного служения Русской Православной Церкви. По благословению Преосвященного епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению начат «пилотный проект», именуемый «НЕДЕЛЯ МОЛИТВЫ ». Этот проект ставит целью совершение Литургии или, в случае отсутствия таковой возможности, проведение молебнов с участием заключенных в течение Крестопоклонной - 4-й Седмицы Великого поста (24-29 марта текущего 2014 года) поочередно во всех Следственных изоляторах города Москвы.

1. ДЕНЬ МОЛИТВЫ «О ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ».

Начало было «Неделе молитвы » было положено в Следственном изоляторе №4 города Москвы, в котором богослужебная жизнь начиналась 11 января 2004 года в тогда еще молитвенной комнате для заключенных в СИЗО. Через год молитвенная комната была переоборудована в храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», который может вместить до 100 человек одновременно. Старший священник храма - протоиерей Леонид Кучерук.

Во время нашего прохождения по территории учреждения в храм было заметно, как заключенные относятся к отцу Леониду. Все они останавливались и благожелательно здоровались. Вместе с отцом Леонидом службу проводил ответственный за организацию проведения «Недели молитвы» старший священник СИЗО № 2 протоиерей Константин Кобелев - именно он подбирал молитвы для проведения богослужений. В этом ему помогал священник СИЗО №5 Иоанн Чураков.

Первый молебен, проведенный в СИЗО №4, был посвящен молитве «о заключенных под стражу» . Этот молебен впервые был совершен специально для заключенных под стражу и стал для заключенных еще одним свидетельством того, что Церковь никого не отторгает из своей ограды. Тюремные священнослужители разработали для этого молитвенный чин, который предполагается (после внесения соответствующей редакции) распространить на все места лишения свободы в России.

Для проведения молебна в храм были выведены 17 осужденных из хозяйственного отряда. Они вели себя в храме, как подобает христианам - смиренно и богобоязненно. Все остались довольны проведенным молебном.

2. ДЕНЬ МОЛИТВЫ «ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРАВОСУДИЯ»


Н
а следующий день 25 марта сего года молебны были проведены в СИЗО-1 УФСИН России по городу Москве («Матросская тишина»). Так как в этом Следственном изоляторе имеется два храма: домовый храм Воздвижения Креста Господня и храм-часовня (домовая) вмч. Анастасии Узорешительницы, - было решено проводить молебен с заключенными в 9 часов утра в храме и в 11 часов дня - с заключенными и сотрудниками в часовне.

В храме службу вели протоиерей Константин Кобелев, священники Александр Слесаренко и Федор Сидоров. Для проведения молебна были выведены 12 заключенных, которым отец Константин рассказал в своей проповеди о проведении «Недели молитвы» и про то, что именно в этот день мы молимся «об исполнении правосудия» . Было видно, как у подследственных после этих слов загорелись глаза: ведь от того, как будет исполнено правосудие, будет зависеть вся их дальнейшая жизнь. После этих слов заключенные молились вдохновеннее, а после молебна благодарили отца Константина за хорошее начинание и проповедничество в местах лишения свободы.

В часовне вмч. Анастасии Узорешительницы собрались не только заключенные, но и сотрудники СИЗО №1. В начале молебна они чувствовали себя немного неуютно и скованно - ведь такие богослужения, когда в молебне участвуют и сотрудники, и заключенные случаются нечасто. Но скоро вся скованность прошла и служба была совершена привычным порядком. Молебен проводил старший протоиерей Сергий Горшков, которому сослужили священнослужители Константин Кобелев и Сергий Мелешко. Подследственных было 6 человек, сотрудников 8 человек. Здесь было заметно, что молитва об исполнении правосудия близка не только осужденным, но и сотрудникам, которые отмечали, что, наконец-то, «молятся не только о спецконтингенте, но и о них, которые полжизни проводя за решёткой по службе в УИС».

В этот день было необыкновенно тепло и солнечно - доходило до 20 градусов тепла. Казалось, что уже пришла полноценная весна.

3. ДЕНЬ МОЛИТВЫ «ОБ УГЛУБЛЕНИИ ЗАБОТЫ

О ЖЕРТВАХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

В среду 26 марта божественная Литургия Преждеосвященных Даров была проведена в СИЗО №3 УФСИН России по городу Москве. В
этот день молились «об углублении заботы о жертвах преступлений» . Оказалось, что это богослужение необходимо и заключенным. Ведь если жертвы преступления будут плохо и с ненавистью относиться к ним, то и душевного покоя у заключенных не будет, да и совесть - вложенное в человека божественное начало оценки добра и зла, будет чаще мучить их. Божественная Литургия была проведена в храме в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» - открытие и освящение этого, одного из самых первых храмов среди учреждений УИС (тогда еще домовой церкви) состоялось в ноябре 1992 года. Храм расположен внутри здания, внешних признаков не имеет и приписан к храму Спаса Преображения в Тушине.

Духовное окормление лиц, содержащихся в СИЗО №3, осуществляют 6 священнослужителей различных благочиний города Москвы, возглавляемых старшим священником протоиереем Иоанном Каледой, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Специфика деятельности изолятора предполагает значительную сменяемость содержащегося в ней контингента и связанные с этим трудности духовно-пастырской опеки.

Литургию проводили протоиерей Константин Кобелев и священник Вячеслав Новосельцев, прислуживал за богослужением алтарник Павел Каледа. Очень хорошо пели певчие. Служба продолжалась четыре часа, совершены таинства Исповеди и Причащения. На Литургии присутствовали староста храма монах Илья, 30 заключенных, а также один некрещеный, который изъявил желание принять Крещение.

Во время молитвы некоторые не становились на колени, но отец Константин пристыдил их словами: «Что я вам, артист!?». После такого увещевания все начали вставать на колени в положенные по уставу моменты богослужения.

Даже после окончания службы заключенные не хотели отпускать отца Константина, задавали вопросы, а монах Илья пригласил к себе в гости в отряд.

4. ДЕНЬ МОЛИТВЫ «ОБ УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ

В СЕМЬЯХ ЗАКЛЮЧЁННЫХ»

В четверг 27 марта молебны проходили сразу в двух следственных изоляторах Москвы. В 11 часов - в СИЗО №7, а в 14 часов - в СИЗО №5. В этот день молились «об умножении любви в семьях заключённых» . Семья - это малая церковь, а если в ней не будет любви, то это уже не церковь, а нечто совсем иное. Все в мире держится на любви.


В СИЗО №7 домовый храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» очень маленький, там могут поместиться всего 10-15 человек. Освящение молитвенной комнаты, приспособленной под часовню-храм (с престолом и жертвенником) для служения божественной Литургии, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла осуществилось в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января текущего 2014 года. Совершил малое освящение храма-часовни Преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Кирилла, председатель Синодального отдела Московской Патриархии по тюремному служению. В настоящее время в храме-часовне проводятся божественные Литургии.

Молебен в контексте мероприятий «Недели молитвы» проводили протоиерей Константин Кобелев и священник Алексий Давиденко, также присутствовала на богослужении одна певчая. На молебен были выведены 7 осужденых из хозяйственного отряда.

А в СИЗО №5 молебен проводил старший священник Иоанн Чураков. Ему сослужили протоиерей Константин Кобелев и священник Димитрий Бондаренко. На клиросе пели певчие Дмитрий Зотов и Юля Матейко. На молебне присутствовали 5 заключенных.

Малое освящение храма святителя Николая Чудотворца при Следственном изоляторе №5 города Москвы состоялось 5 января сего 2014 года. Новопостроенный Никольский храм - это первый храм среди Следственных изоляторов Москвы, который стоит отдельно от других зданий учреждения УИС. 7 января 2014 года, впервые в современной истории, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил этот храм и Следственный изолятор в день Рождества Христова, где имел встречу и архипастырское собеседование с заключенными подростками-правонарушителями и взрослыми осужденными хозяйственного отряда. Это был знаменательный день для заключенных в местах принудительного содержания в городе Москве.

5. ДЕНЬ МОЛИТВЫ «О ВОЗВРАЩЕНИИ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

В пятницу 28 марта была проведена Литургия Преждеосвященных Даров с молитвой «о возвращении бывших заключенных в

гражданское общество » в храме равноапостольной Марии Магдалины при СИЗО №6.

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины устроен на территории женского Следственного изолятора и освящен 3 августа 1996 года. В нем регулярно совершаются богослужения.

Старшим священником СИЗО №6 является протоиерей Владимир Чувикин. Храм по сравнению с другими тюремными храмами объемный.

Литургию Преждеосвященных Даров совершил протоиерей Владимир Чувикин. Ему сослужили протоиерей Константин Кобелев и диакон Сергий Шиндаров, священник Димитрий Бобков исповедовал, алтарничал Виталий Ульянов. Замечательно пели на службе регент Наталья Рынковая и певчая Надежда Порошкова. Каждое церковное песнопение в их исполнении глубоко проникало в душу молящихся.


Произошел интересный случай, который нарочно не придумаешь. Вместо ожидавшихся заключенных женщин на Литургию были выведены более 35 заключенных мужчин из числа бывших сотрудников силовых структур, которые также содержатся в этом изоляторе, и 3 женщины из хозяйственного отряда. Для них проведены Таинства Исповеди и Причащения. В своей проповеди отец Владимир долго и доходчиво объяснял заключенным, что надо делать, а чего нельзя для того, чтобы возвратиться в общество полноценным гражданином. Самая главная мысль, вложенная в проповедь, это умение прощать и не озлобляться на общество.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В ШЕСТОЙ -

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ДЕНЬ «НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ»

З аключительное богослужение было проведено 29 марта в СИЗО №2 УФСИН России по городу Москве - в храме Покрова Пресвятой Богородицы при СИЗО №2 совершена Литургия святого Иоанна Златоустого - соборное богослужение тюремного духовенства города Москвы, посвященное завершению «Недели молитвы» о заключенных . В богослужении участвовали по одному священнослужителю от каждого Следственного изолятора города Москвы - всего восемь священнослужителей: протоиерей Константин Кобелев, протоиерей Иоанн Каледа, протоиерей Сергий Горшков, священник Георгий Чирук, иеромонах Тихон, священник Иоанн Лазута, священник Александр Петраков, сослужил Литургию также духовник портала «Православие и мир» протоиерей Александр Ильяшенко.

Замечательно пел хор певчих - Федотова Маргарита Александровна, Камбарова Марина Анатольевна и Карев Александр Валерьевич.

Для участия в божественной Литургии были выведены более 45 заключенных. Так как храм в СИЗО №2 самый большой по площади, то
и присутствовало на богослужении больше всего молящихся. Было хорошо видно, кто и для чего пришел в храм. Были здесь истинно верующие, сосредоточенно молящиеся. Были и любопытствующие, которые присматривались к происходящему и ждали, что будет дальше. Были любители поболтать между собой, для этого в храме есть возможность уединиться в раздевалке, в библиотеке. За этим никто, кроме собственной совести, здесь не следит. Были и любители зажигать как можно больше свечей перед каждой иконой. И почти каждый писал поминальные записки.

Исповедовал заключенных в основном священник Сергий Горшков. Было заметно, что исповедовались искренне, что делают они это не в первый раз. Вся служба проходила очень торжественно, ведь не всякий раз в тюремном храме служат сразу восемь священнослужителей.

После богослужения заключенные благодарили всех тех людей, кто положил такое хорошее начинание - проводить «Неделю молитвы » об уврачевании последствий преступлений, для чего так необходима помощь Божия и соборная молитва, привлекающая ее. Говорили, что с верой легче переносить лишения свободы, что некоторые и к вере пришли только в заключении. И очень хорошо, что человек, отбывающий наказание, может прийти и помолиться Богу, исповедоваться и причаститься.

Церковь прилагает немало усилий, чтобы каждый оступившийся человек, находящийся в местах лишения свободы, имел возможность приобщиться к православной вере, после искреннего раскаяния в грехах участвовать в Таинствах Исповеди и Причащения Тела и Крови Христовых, а также принимать участие в богослужениях.

Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

Москвы

Тюремные храмы Следственных изоляторов УФСИН России по городу Москве

Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане.

Впервые . Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России.

Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви.

Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница.

Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

В заключительный день совершалась молитва о сотрудниках уголовно-исполнительной системы.

1. В первый день молились о заключенных . В прошениях о плененных, в первую очередь, говорится о скором освобождении и избавлении от всевозможных неприятностей во время нахождения в плену.

В чине неделе молитвы вспоминается о том, что заключенные в первую очередь связаны своими грехами. Эти люди, попавшие в сети лукавых людей и лукавых духов, лишившиеся поддержки близких людей, единственную надежду могут возлагать на Бога, который один лишь в силах извести из темницы душу их (Пс.141 ст. 8).

И только за освобождением духовным, можно ожидать окончательного и бесповоротного освобождения физического, которое является ответом на молитвы человека и на смиренное принятие своей участи, какой бы она ни была.

В положенном для чтения Евангелия месте службы звучали слова Спасителя: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете».

Промыслительно то, что эта служба совершалась перед образом Богородицы «Неупиваемая Чаша». Именно перед этой иконой люди молятся о внутренней свободе, которую получает каждый, кто с верою припадает к чудотворному образу: свободе от страстей, от рабства греха.

2. В понедельник, 15 декабря, в Сизо 4 «Медведь» молились об исполнении правосудия . В истинном правосудии имеют нужду все. Подследственные – они, конечно, хотели более мягкого для них решения суда, но на их судьбе часто отрицательно сказываются все человеческие слабости и пороки. Этим порокам и слабостям подвержены, не только они, но и те, кто остался на свободе, те, в руки которых вручена их судьба.

Осужденные тоже зависят от решения суда, ибо суд выносит постановление об условно-досрочном освобождении. Нуждаются в правосудии и жертвы преступлений, которые должны чувствовать себя под защитой закона. Судьи, которые вершат правосудие, должны также молиться Господу, для того чтобы он послал им Соломонову премудрость.

Звучала евангельская притча о немилосердном судье, который исполнил настойчивое прошение вдовицы, чтобы избавиться от докучавших ему просьб. (Лк.18:1–8). Христос рассказал ее нам для того, чтобы показать, как нужно молиться, ведь если судья неправедный исполнил настойчивое прошение вдовицы, то тем более его исполнит исполненный Правды Бог.

Сама Церковь и каждый ее член уподобляются евангельской вдовице, тем более что Христос здесь говорит именно об истинном Правосудии, о том чтобы на суд не влияли человеческие слабости и пороки: подкуп, клевета, лжесвидетельство, заблуждение, честолюбие и т.д. Именно прошения об этом звучат на сугубой ектенье.

Вспоминалось также и то обстоятельство, что никто из нас не в силах своими силами, своей праведностью оправдаться перед Богом. Звучали также слова апостола, (Иак 2: 1-13) о том, что кто нарушит одну лишь заповедь, повинен во всем. Помнить об этом особенно важно в наш развращенный век, когда один грех, тот же аборт, или прелюбодеяние, оправдывается людьми и даже не считается за грех, а за другие грехи люди несут наказание и всеобщее осуждение.

Говорится в чтении и о том, что люди должны относиться одинаково к богатым и бедным, к знатным и отверженным и уничиженным всеми. Апостол Иаков в этом послании указывает путь спасения – милосердие к другим людям, ибо человека, не сотворившего милости, Бог будет судить без милости.

3. В третий день в «Матросской тишине» была совершена молитва об умножении заботы о жертвах преступлений . Люди, по тем или иным обстоятельствам попавшие в тюрьму, по сути дела молились о своих недругах, от которых так зависит их судьба.

Не всегда жертва преступления проявляет качества истинного христианина. Зачастую этими людьми и их родственниками овладевает злоба и жажда мести, и они требуют для виновного большего наказания, чем он заслуживает по совести и закону.

Эти чувства часто бывают взаимными, – жертвы преступления требуют сурового наказания преступнику, а тот вынашивает планы ответной мести. Это приводит к тому, что зло вертится в замкнутом кругу ветхозаветного закона «Око за око, зуб за зуб». Но в стенах Церкви совершается иная молитва, по новозаветному закону любви и прощения.

В этот день в стенах тюрьмы заключенные молились об их жертвах, о том, чтобы те не унывали, чтобы Бог облегчил их печаль; а также и о том, чтобы они не предвосхищали суда Божьего и помнили и о своих грехах, о чем говорится в молитве Господней: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», и в притче о должниках, где Христос говорит о том же (Мф. 18:21-35).

И это очень важно, так как Церковь молится не только лишь о телах и материальном благополучии потерпевших от преступных действий, но и об их душах, часто исполненных скорби и печали, а порой и переполненных злобой и обидой.

4. На окраине Москвы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стоит необычное здание, напоминающее древний замок в современном исполнении. Четыре круглые кирпичные башни по углам возвышаются над железобетонными стенами. Над одной из башен сияет позолотой православный крест.

Это место подобно замку, построенному сирийским язычником Диоскуром для своей дочери Варвары, прославленной в лике великомучениц, чтобы сохранить ее красоту и чтобы не допустить до ее слуха учения Христа. Оно тоже скрывает за своими стенами, увенчанными спиралью Бруно, скорбящие женские сердца.

В этом замке в одной из башен открыто и дерзновенно звучит колокольный звон, возносятся слова молитв, звучат песнопения русско-византийской традиции. В четвертый день, день памяти великомученицы Варвары, в женской тюрьме «Печатники» и в СИЗО 7 «Капотня» совершилась молитва о примирении семей заключенных . Она служилась по чину умножения любви в семьях, принятому в Церкви. Немаловажно то, что о семьях молились как женщины в женской тюрьме, так и заключенные мужчины в СИЗО 7.

Надо не забывать о том, что наилучший способ сохранить, восстановить и преумножить любовь к человеку, к своему ближнему – это молитва о нем, с таким же усердием, с такими же слезами, как о нашей собственной душе. Если мы будем молиться о наших семьях, то мы научимся любить. А без взаимной любви невозможна истинно христианская семейная жизнь.

5. В пятый день в Краснопресненской тюрьме совершалась молитва о возвращении в общество . Она совершалась по чину молебна перед началом доброго дела.

Всем нам, и особенно заключенным необходимо помнить о том, что мы порой не можем изменить свою жизнь, потому что надеемся на себя, на свои силы. Христос же нас призывает обратиться к Нему, довериться Ему.

Важно не только верить в Бога, необходимо верить Ему, Богу. Только с Его помощью люди излечиваются от своих страстей и обретают духовную свободу. А за ней уже следует исправление всей жизни человека.

6. И в заключительный – шестой – день в СИЗО 5 была совершена молитва о сотрудниках . 19 декабря, память святителя Николая, великого святого, почитаемого повсюду. В этот день в храме святителя Николая в СИЗО 5 был престольный праздник. Вместе с заключенными молились и сотрудники.

После Литургии был совершен молебен о сотрудниках. В молитвах вспоминались их небесные покровители: это Лонгин сотник, тот самый, что стоял у Креста Христова и вскоре уверовал в Него, а после пролил за Него свою кровь, а также тюремный страж, который сторожил апостола Петра, и уверовал в Христа, когда чудесным образом открылись двери тюрьмы и спали оковы с заключенных христиан.

Тогда апостол добровольно остался в тюрьме, чтобы не подвергать нареканию стража. И этот человек стал заботиться о заключенных христианах с великой любовью и тщанием. Так и в наше время вместе с заключенными молятся и сотрудники, сам начальник тюрьмы майор внутренней службы Добров Евгений Александрович идет впереди крестного хода, несет фонарь, и я вспоминаю, как в Бутырской тюрьме, в самом начале неделе молитвы такой же фонарь нес и заключенный.

Круг замыкается, вместо вражды и отчужденности в сердце поселяется любовь. Христос объединяет благоразумного разбойника с Лонгином сотником, раба со свободным, в Нем «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11)

Нам важно не забывать этот немаловажный аспект: сотрудники тюрем и колоний – это не палачи! Они не только охраняют заключенных и обеспечивают надлежащую дисциплину, но и выводят заключенных на прогулку, предотвращают конфликты между заключенными, водят их в больницу, в баню. Недаром тех из них, кто более всех контактирует с заключенными, называют воспитателями. Не охранниками и не надзирателями, а именно воспитателями!

Церковь должна призывать и сотрудников, и заключенных к истинной христианской любви друг к другу, и самый лучший путь к этому – совместная молитва.

Необходимо также разрушать негативные стереотипы и штампы в обществе в отношении заключенных и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это задача не только тюремных, но и остальных приходских священников – сеять семена любви и милосердия в души прихожан.

PS: При обсуждении доклада владыка Иринарх благословил добавить седьмой день, посвятив его тюремному духовенству.