Дидактические игры, такие как: задумай число; число, как тебя зовут.

«Детские игры» - Классификация игр. Педагогическое руководство играми. Предметно-игровая среда. Игра - форма организации детской жизни. Игрушки, моделирующие семейные отношения. Разнообразные знания. Педагогическое руководство играми детей. Практическая часть. Подведение итогов наблюдения по группам. Какой должна быть игрушка.

«Игры РОСТА» - Оптимальное количество. Структура занятия. Игра. Комплексная программа «Игры РОСТА». Праздник закрытия сезона. Естествознание. Эстетическое воспитание. Развивающий курс для дошкольников «Игры РОСТА». Программа «Игры РОСТА». Математика и развитие логического мышления. Массовые праздники.

«Игровые технологии» - Структура игры как процесс -. Управляемость. Виды педагогических технологий. Четыре главные черты присущие игре. Концептуальность. Типология педагогических игр по характеру игровой методике. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Основные требования (критерии) педагогической технологии:

«Предметно-игровая среда в ДОУ» - Спектр игр. Влияние педагога на развитие развивающей среды в ДОУ. Ребенок – тот субъект, ради которого мы с вами стараемся. Метод комплексного руководства игрой. Наши дети самые удивительные существа. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. На уровне дошкольного возраста особенно заметно взросление ребенка.

«Игры в садике» - «Оладушки». «Лезгинка». Игры и упражнения в детском саду. «Кулак - ребро - ладонь». Дети с большим удовольствием, интересом выполняют необычные задания. Кинезиология- наука. Зачем нам это. Кинезиологические упражнения. "Ухо - нос". «Колечко». Где ты пальчик.

«Игры для дошкольников» - Старший воспитатель МДОУ д\с №393 «Росток» р.тел 66-50-72. 3.Развивающие компьютерные игры. Развитие познавательных способностей. Речевой репертуар. Способы, формы, уровни познавательной деятельности. Педагогический опыт. Познавательное развитие. Иронична «легка на подьем» Люблю простор, животных и новые впечатления.

Выбирается ведущий. Он берет мяч, а остальные встают в круг. Ведущий бросает мяч какому-то игроку и называет любой цвет. Игрок, получивший мяч, должен быстро сориентироваться и назвать любой предмет указанного цвета и быстро перебросить мяч обратно ведущему. Если игрок не успел сориентироваться и отдать мяч или не успел дать ответ на вопрос в течение нескольких секунд, он выходит из игры. Игра между тем продолжается. Победителем станет тот, кто дольше других продержался в игре.

«Расскажи свой секрет»

У каждого человека есть свои секреты, они могут быть как большими, так и маленькими. Эта игра как раз и заключается в том, чтобы всем рассказать о каких-то секретах. Выбирается ведущий. Он берет мяч, а игроки встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков. Тот должен быстро сказать какой-то секрет – как реальный, например свой, так и придуманный, например такой, который возможен в принципе.

Но следует договориться, что чужие секреты выдавать нельзя, потому что это некрасиво и непорядочно.

Секреты могут быть простыми, например такими: «Мальчик получил двойку и исправил ее в дневнике на пятерку»; «Девочка прогуляла контрольную, теперь скрывает это от родителей»; «Кошка утащила у хозяйки кусок мяса, и никто об этом не знает».

Если игрок не сумел быстро придумать какой-то секрет или не отдал быстро мяч, он выходит из игры. Победителем остается тот, кто дольше всех продержится в игре. Это и будет игрок с самой лучшей реакцией.

Комплименты

Для детей старшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Остальные встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков. Этот игрок должен быстро сказать ему какой-либо комплимент, потом бросить ему мяч обратно. Если игрок не смог быстро сориентироваться и сказать какой-то комплимент или не успел вовремя отдать мяч, он должен выйти из игры.

Комплименты могут быть разными. Если ведущий – мальчик, ему можно говорить такие вещи: «Ты очень сильный, умный, элегантный, спортивный, честный, находчивый, веселый» и т. д. Если ведущий – девочка, ей можно говорить такие слова: «Ты очень красивая, нежная, милая, очаровательная, нарядная» и т. д. Победителем становится тот, кто продержится в игре дольше других. Значит, у него самая быстрая реакция, к тому же он знает большее количество комплиментов.

Смех, да и только...

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий поочередно бросает то одному, то другому игроку мяч, называя какой-то предмет. Задача игрока – быстро дать этому предмету смешное название. Ведущий говорит: «Кастрюля», а игрок отвечает: «Варилка», ведущий говорит: «Кошка», игрок отвечает: «Пушистик». Игрок должен быстро бросить мяч обратно. Если он замешкался и не успел вовремя дать смешное название или бросить мяч обратно, он должен выйти из игры. Победителем становится тот, кто дольше остается в игре.

«Как тебя зовут?»

Для детей младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, а те должны быстро дать ответ на очень простой вопрос: «Как тебя зовут?» Сложность в том, что надо называть не свое имя, которое все знают, а какое-то прозвище. Например, мальчик, который любит математику, может на вопрос: «Как тебя зовут?» ответить: «Математик». Он же может ответить: «Рыцарь», «Герой», «Музыкант» и т. д. Главное условие – чтобы прозвище соответствовало качествам характера. Девочка может ответить: «Златовласка», «Поэтесса», «Синеглазка», «Гимнастка» и т. д. Если игрок вовремя не смог ответить или не успел быстро перебросить мяч, то должен выйти из игры. Победителем становится тот, кто продержится дольше других.

Смешные вопросы – забавные ответы

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Игроки встают вокруг него. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и задает любой смешной вопрос. Игрок, который получил мяч, должен быстро на него ответить и сразу же бросить мяч обратно. Если он не успел ответить вовремя и сразу же перебросить мяч, то выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется последний участник – победитель. Именно у него самая быстрая реакция, к тому же он обладает великолепно развитыми интеллектом и фантазией.

Смешные вопросы могут быть самыми разными. Например, ведущий спрашивает: «Почему у собаки четыре ноги?» Игрок может ответить: «Потому что на двух она бы не смогла быстро бегать». Или ведущий спрашивает: «Почему цветы не растут на Северном полюсе?» Игрок может ответить: «Потому что там их никто не сажает». Ответы и вопросы, как видите, самые разные, главное – чтобы всем было смешно и интересно.

Кто больше знает

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он держит в руках мяч, а остальные образуют круг. Ведущий бросает игрокам мяч по очереди, называя любую букву. Игрок, получивший мяч, должен быстро назвать на эту букву город, реку, растение, животное, а также имя девочки или мальчика. Называть можно в любом порядке, но быстро, без запинки. Мяч нужно сразу перебросить обратно. Если игрок запнулся, не успел назвать что-то, он выходит из игры. То же самое происходит, если он не успел вовремя отдать мяч. Победителем будет тот, кто продержится в игре дольше всех.

«Путешественники»

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он берет мяч, остальные встают вокруг него. Ведущий бросает поочередно мяч игрокам, называя какую-то страну, город, деревню или любую другую местность. Задача игрока – быстро сказать, что лично он делал бы в этой стране, городе или деревне. Например, ведущий говорит: «Африка». Игрок отвечает: «Там я бы загорал на солнце и ел бананы». Если ведущий называет Швейцарию, игрок может ответить, что там он катался бы на лыжах. ведущий называет Америку, а игрок отвечает, что там он занимался бы бизнесом, учил английский язык и т. д.

Игрок должен ответить на вопрос быстро и сразу же перебросить мяч обратно. Если он замешкался с ответом или не успел быстро отдать мяч, то выходит из игры. Победителем считается тот, кто дольше других продержался в игре.

Играем и общаемся – коммуникационные игры

«Исповедь»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Число участников от 3-4 человек, они рассаживаются полукругом. Важно создать комфортную обстановку.

Ведущий предлагает вспомнить печальный или трагичный случай, который потряс того или иного игрока до глубины души. Можете использовать случаи как из своей собственной жизни, так и из жизни своих друзей и знакомых. Когда ребята справятся с заданием, ведущий предлагает приступить к рассказам веселых, смешных историй, при этом разрешается фантазировать.

Ведущему следует лояльно относится к игрокам, не принуждая их, но в то же время напоминая о соблюдении правил игры. Здесь не обязательно определять победителя, можно просто отметить одного или нескольких наиболее ярких и интересных игроков.

Данная игра поможет детям раскрыться эмоционально, научит лучше чувствовать и понимать окружающих.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)


Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.


Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.




К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало?", " Сколько?", " Путаница?", " Исправь ошибку ", " Убираем цифры ", " Назови соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра " Считай, не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", " Число, как тебя зовут?", " Составь табличку ", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.






«Считай, не ошибись» Учить порядку следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.


Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", " Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.


В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводит ся игровая минутка: любую игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: " Найди похожую ", " Расскажи про свой узор ", " Мастерская ковров ", " Художник ", " Путешествие по комнате " и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.




« Фотография » Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях «Домик для цветных карандашей» Учить ориентироваться в пространстве. « Расскажи про свой узор » Учить употреблять слова для обозначения положения предметов. «Собери букет» Учить ориентироваться в пространстве


Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.


«Подбери по форме» Учить различать одинаковые фигуры разных цветов Учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему признаку. «Геометрические фигуры» Учить находить подходящие геометрические фигуры и собирать их из частей. « Ассоциации »


«Зонтики» Учить подбирать определённые геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику. «Снеговики» Учить собирать разнообразных снеговиков из геометрических фигур. «Варежки» Учить правильно подбирать геометрические фигуры к образцу «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» Учить правильно определять цвет и форму геометрических фигур.




«Мячики» Учить сопоставлять по размеру «Волшебные фигуры» Учить сопоставлять по размеру «Матрёшки» Учить сопоставлять по размеру «Большая-маленькая» Учить сопоставлять по размеру «Телефон» Учить сопоставлять по размеру «Яблоки» Учить сопоставлять по размеру




В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как " Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", " Мельница ", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.








«Шнуровки» Учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы. «Развивающие рамки» Учить сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение


Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)


При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки. - Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры.) Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. На базаре ёжик накупил сапожек: Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застёжками дочке, Всё уложил в мешочке. Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4) Навыки счета отрабатываются при использовании считалок: Жили - были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать Начинай считать опять. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. - Один в поле не воин. - Семеро одного не ждут. Не нужно забывать и о порядковом счете: - Первый блин всегда комом. - Второй Родины не бывает. Помогут пословицы и при изучении временных представлений. - Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. - Не суйся, пятница, на перед четверга. Помогут пословицы запомнить и названия месяцев: - Январь – году начало, зиме – середина. - Ни в марте воды, ни в апреле травы


В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в них математических способностей

Игры и игровые приёмы на занятиях дошкольников изодеятельностью.

Всем педагогам, которые работают с дошкольниками, известно, что игра в жизни детей занимает огромное место. Игры сопровождают всю жизнь малыша. В игре он постигает правила и нормы жизни, в игре учится общению со сверстниками и взрослыми, примеряет на себя различные социальные роли, в игре впервые получает представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Обучение дошкольников также очень трудно представить вне игры.

Я работаю с дошкольниками уже 12 лет. За это время накопился большой опыт в применении игр и игровых приёмов на занятиях изодеятельностью с малышами от 3 до 6 лет. Вот наиболее интересные из них.

  1. Игры для адаптации и знакомства.

Игра «Здравствуйте»

Педагог говорит слова приветствия и показывает движения. Дети повторяют движения за ним.

Здравствуйте, ручки! Хлопаем в ладоши

Здравствуйте, плечики! Поднимаем и опускаем плечи

Здравствуйте, локоточки! Руки согнуты в локтях, отводим локти в стороны.

Здравствуйте, коленки! Хлопаем ладошками по коленкам.

Здравствуйте, глазки! Мигаем глазами.

Игры с мячом (для малышей лучше использовать не резиновый мяч, а мяч - мягкую игрушку)

Игра «Как тебя зовут?»

Педагог кидает мяч ребёнку. Спрашивает: «Как тебя зовут?» Малыш кидает мяч обратно, при этом громко называет своё имя.

Игра «Клубочек» (проводится в группе не более 5-6 человек)

Дети встают в шеренгу. Первый называет своё имя и передаёт мяч следующему. Второй игрок называет имя первого и своё, передает мяч дальше. Третий должен назвать имена первого и второго, затем своё и т. д.

Игра «Любопытный сосед»

В ходе игры, передавая мяч по кругу, дети могут спросить у своего соседа то, что их интересует. Например, – Как тебя зовут? – Какая твоя любимая игрушка? – Есть у тебя брат или сестра?

Игра «Щенок спрятался»

Дети закрывают глаза, педагог в это время прячет мягкую игрушку Щенка. Затем дети открывают глаза, а педагог предлагает желающему ребёнку найти Щенка в кабинете. В ходе этой игры дети осваивают пространство кабинета, в котором им предстоит заниматься.

Все эти игры проводятся в период адаптации, который в нашей школе развития продолжается 2 недели. За это время дети знакомятся с педагогами, друг с другом, привыкают к режиму занятий и осваиваются в условиях нашего учреждения- Центра детского творчества. Игры делают период адаптации более легким, интересным, создают атмосферу доброжелательности и доверия между детьми, педагогами и родителями.

  1. Игры для знакомства с изобразительными средствами и материалами.

Игра «Королева- Кисточка»

В гости на занятие приходит Королева- Кисточка (большая кисть, красиво украшенная). Она приводит с собой подружек- Девочек- Кисточек, раздаёт их каждому ребёнку. Затем Королева- Кисточка рассказывает, как с ней нужно обращаться:

Кисточка любит чистоту, любит купаться (промываем кисточки в стакане)

Кисточка любит бережное обращение, она очень нежная (несколько раз проводим кистью по тыльной стороне ладони)

Кисточка не любит, когда её грызут, оставляют в стакане с водой, дёргают за «хвостик».

А больше всего на свете Кисточка любит рисовать.

После того, как педагог расскажет все правила, он просит нескольких детей их повторить.

Игра «Разноцветная водичка».

Эта игра поможет закрепить умение промывать кисть каждый раз перед использованием новой краски.

Перед каждым ребёнком педагог ставит стаканы с чистой водой (4-5 шт.) и набор красок (лучше гуашь) в таком же количестве. Затем педагог предлагает «покрасить водичку в первом стакане в синий цвет». Показывает детям, как аккуратно нужно набрать краску на кисть, а затем промыть кисть в стакане с водой. Дети наблюдают, как в процессе промывания вода из прозрачной «превращается» в синюю. Упражнение повторяется несколько раз, последовательно, в итоге вся вода в стаканчиках становится разноцветной. Кисть должна остаться чистой.

Пальчиковая игра «Лошадка».

Закрепляет умение правильно держать кисть (карандаш). Педагог показывает, при необходимости помогает каждому ребёнку правильно взять кисть в руку (между большим и средним пальцами, указательный свободно лежит сверху), все движения выполняются с кистью (карандашом). «Лошадка» скачет по дорожке - выполняется движение вверх- вниз, только кистью руки, язычком «цокаем», «лошадка» скачет по кругу - кистью выполняются круговые вращения влево и вправо.

Игра «Пошёл художник в магазин».

Педагог на столе раскладывает различные предметы: инструменты, игрушки, и среди них - знакомые детям принадлежности для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные краски с кистью, цветные и простой карандаши, набор гелевых ручек, набор гуашевых красок, набор пастели, альбом. Детям предлагается роль «Художника». «Художник» идёт в магазин и «покупает предмет», который нужен для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать. Другой вариант этой игры- с использованием загадок о принадлежностях для рисования.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы (краски)

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка)

Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть)

Игра «Цветик - семицветик».

Проводится для закрепления знаний основных цветов спектра. Каждый ребёнок получает 7 лепестков цветика - семицветика (из цветного картона). Задача игры - правильно сложить волшебный цветок, чтобы лепестки располагались в той же последовательности, что и в радуге (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Игра «Волшебные краски».

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим.

Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

Игра «Чудесный комочек».

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игра «Сюрприз».

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)

Эти виды игр помогаю детям запомнить правила работы с различными изобразительными средствами. В игре это проходит ненавязчиво, быстро и весело.

  1. Игровые упражнения для снятия психофизической напряженности.

Упражнения для расслабления глаз.

«День-ночь» - сильно сжать и разжать веки

«Тик- так»- посмотреть вправо- влево несколько раз.

«Карусель»- вращения глазами по кругу, постепенно увеличивая амплитуду.

«Пограничник»- сначала смотреть перед собой не мигая 2-3 секунды, затем взглядом проследить за пальцем- «нарушителем», который двигается влево и вправо.

«Засоня»- закрыть глаза и слегка помассировать веки круговыми движениями.

Упражнения для верхних конечностей.

«Музыканты»- имитация игры на музыкальных инструментах (пианино, барабан и др.)

«Чистые руки»- быстро поворачиваем ладошки вверх- вниз.

«Домик»- кисти рук соединены в замок. Проверим, крепкий ли домик- вращение кистей.

«Слонёнок» - и. п. - руки за головой. Слонёнок «хлопает ушами» - выполняем движения локтями вперёд- назад, влево - вправо.

Упражнения для шейного отдела позвоночника.

«Знаю - не знаю»- выполняем плавные повороты головы влево - вправо, вверх- вниз.

«Птичка»- шея вытянута вперёд, имитируем движения птиц, которые клюют зерна.

«Мячик»- движения головой в такт прыгающему мячику.

«Морозко»- втягивание и вытягивание головы. Холодно - втянули голову в плечи, тепло - расслабили.

Упражнения для пояснично- крестцового отдела позвоночника.

«Неваляшка»- наклоны туловища вперёд- назад в быстром темпе.

«Карусель»- повороты туловища влево - вправо в быстром темпе.

«Девочки и мальчики. Бабушки и дедушки». И.п.- стоя. «Девочки»- выпрямили спину, «бабушки»- сгорбились.

Эти упражнения необходимы, т.к. занятия в нашей школе развития проходят в вечернее время, дети быстро утомляются. Чтобы этого избежать и проводятся физкультминутки, 2- 3 за занятие продолжительностью 25 минут. Дети быстро их запоминают, старшие воспитанники (5- 6 лет) могут проводить и самостоятельно, по очереди заменяя педагога.

  1. Игры для изучения свойств предметов (форма, величина и цвет).

Игры с мячом

«Что бывает такого цвета?» Педагог по очереди кидает детям мяч. При этом задаёт вопрос: «Что может быть жёлтого цвета?» (синего, красного, зелёного …) Ребенок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно педагогу. Игра может иметь и обратную форму. Педагог задаёт вопрос: «Какого цвета лимон?» (апельсин, баклажан, огурец). Дети отвечают и кидают мяч обратно.

Игры- лото.

Каждый ребёнок получает карточку с изображением нескольких предметов и геометрических фигур, нужно сгруппировать их по признаку «похожи по форме»- прямоугольные коврик и шоколадка, или, наоборот «разные по величине» - высокое дерево и низкое дерево.

Более сложный вариант - выбрать изображения, заданные по нескольким признакам, например, круглый синий, или квадратный красный. Игры-лото имеют много различных вариантов. Их выбор зависит от возраста и уровня обученности воспитанников.

Игры-конструкторы.

Каждый ребёнок получает раздаточный материал (наборы пластиковых геометрических фигур разного цвета). Педагог предлагает каждому составить из них изображение какого- либо предмета (домик, кошка, ракета, машинка). Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он использовал в своём изображении. Игры- конструкторы, как и игры – лото, очень разнообразны и имеют много вариантов применения.

  1. Игры- вернисажи.

Эта разновидность игр используется на занятиях со старшими дошкольниками. Игры применяются для закрепления знаний о жанрах изобразительного искусства, о художниках и их произведениях, о народной игрушке, о понятиях «тёплые и холодные цвета» и т.д.

«Найди пейзаж (портрет, натюрморт)»

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в различных жанрах. Задача игры - показать все пейзажи (портреты, натюрморты).

«Вернисаж Льдинки и Уголька»

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в теплых и холодных тонах (ярко выраженные). Приглашаются два желающих воспитанника. Один из них - «художник Льдинка», другой - «художник Уголёк». Задача Льдинки - показать свои, «холодные» картины. Задача Уголька - показать «тёплые» картины.

«Внимательный зритель ».

На доске размещаются репродукции известных детям картин. Задача - найти конкретную картину (например «Золотая осень» И. Левитана, «Три богатыря» Васнецова). Самый внимательный зритель получает приз.

«Найди лишнее»

Среди репродукций или предметов, подобранных по признаку сходства, найти «лишний». Например, лишним среди портретов будет натюрморт, лишней среди предметов, выполненных гжельскими мастерами, будет дымковская игрушка и т.п.

  1. Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.

Очень важным моментом занятия является подведение итогов и мониторинг. Для этого тоже подходит использование игровых приёмов. Один из них - обыгрывание результатов своей деятельности.

Например, слепили с малышами Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами малышей дают педагогу представление о том, довольны ли воспитанники результатами своего труда и занятием в целом.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например, с малышами нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море»- приклеили кораблик.

Ещё один пример. На занятии нарисовали светофор. В конце занятия целесообразно провести игру «Светофор». Условия игры такие. Педагог называет цвета светофора, дети выполняют определённое движение. «Красный»- стоим на месте, «жёлтый»- прикладываем ладошку «козырьком» ко лбу, выполняем повороты корпуса влево - вправо с наклонами, «зелёный»- ходьба на месте. Для усложнения игры ускоряем темп и меняем очередность названия цветов.

7. Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Они могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

К этим игрушкам существует ряд требований:

Игрушка должна соответствовать возрасту детей.

Игрушка должна быть привлекательной.

Игрушка должна быть выполнена из экологически безопасного материала.

Игрушка должна иметь дидактическую ценность.

Игрушка должна иметь связь с культурными традициями народа

Игрушка не должна провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать

Проявления жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Так для трёхлеток достаточно применение 3- 4 игровых персонажей

В течение учебного года, для детей постарше- 5-6.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, к нам на занятия «приходят» Чебурашка, Рыжик и Мышонок. Рыжик любит природу и путешествия, много об этом знает и с удовольствием рассказывает детям. Чебурашка ещё маленький и поэтому слегка наивный, ему часто требуется «помощь» детей. Мышонок - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, рассказывает о различных видах спорта. И, конечно, все три персонажа очень «любят рисовать и мастерить» и легко вовлекают детей в творческий процесс.


Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Части тела - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий сидит в середине круга, остальные игроки сидят вокруг него. Ведущий говорит, например, «нос, нос, нос, рот» и сначала 3 раза прикасается к носу, а затем к какой-нибудь другой части лица. Игроки не должны быть загипнотизированы движениями ведущего и делать только то, что ведущий говорит. Побеждает самый внимательный.

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!