Занятиях по русскому языку как. Использование педагогических технологий на занятиях по русскому языку и литературе

Здравствуйте! Хотелось бы узнать. Есть отрывок: "Где бы ты ни оказался, всегда кто-то придет на помощь, и это восхищает. Нельзя просто так взять и заплакать - прибежит 20 человек и замучает тебя вопросами, накормит, напоит и предложит пожить у него, даже если тебе это не нужно". Насколько я помню занятия по стилистике и литературному редактированию, чем больше числительное, тем вероятнее употребление с ним глагола в ед. ч. Например: "Двое человек придут", но "Миллион человек придет". Однако немного режет глаз, что 20 человек "предложит", а не "предложат". Как же лучше написать? С уважением, Надежда Калинина

Предпочтительнее все сказуемые, относящиеся к сочетанию 20 человек, поставить в форму мн. числа: прибегут 20 человек и замучают, накормят, напоят и предложат .

Подробнее о правилах, определяющих выбор числа сказуемого, см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 280965
Список учащихся, пропускающих занятия по ... дисциплинам. Или Список учащихся, пропускающие занятия по ... дисциплинам.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Список учащихся, пропускающих занятия по ... дисциплинам.

Вопрос № 257968
Как правильно? Занятия русским языком или занятия по русскому языку?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: занятия русским языком (в значении "изучение языка") и занятия по русскому языку (в значении "учебное время, посвященное русскому языку; уроки, лекции и т. п.").

Вопрос № 247763
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли так говорить:
для занятиЙ физкультурЫ? Или правильнее для занятиЯ физкультуроЙ??? Или для занятиЙ физкультуроЙ? Пожалуйста, ответьте побыстрее, это срочно!
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В значении "выполнение работы, связанной с чем-либо, упражнение в чем-либо" правильно: занятия чем-либо , например: свободное время для занятий физкультурой, приступить к занятиям физкультурой. В значении "учебное время, урок" правильно: занятия по чему-либо , например: расписание занятий по физкультуре, освобождение от занятий по физкультуре. Вариант для занятий физкультуры неправильный.

Вопрос № 245766
Здравствуйте!
...занятия по предмету "Экологическая этика" - слово "экологическая" с заглавной буквы?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно со строчной.

Вопрос № 237138
Подскажите, пожалуйста, как правильно "занятия по аэробике" или "занятия аэробикой"? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта в зависимости от значения, ср.: мое хобби – занятия аэробикой (т. е. систематические, целенаправленные, регулярные). Но: иду на занятие по аэробике (т. е. одно конкретное занятие).

Вопрос № 213303
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слова "неделю": Каждую неделю, в одинаковое время начните проводить занятия по серфингу. И если нужна, то почему? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после _неделю_ не требуется.

Игровые технологии на занятиях русского языка.

Дмитрик Т.А. – преподаватель русского языка и литературы

Перемены, происходящие в современном образовании, заставляют искать и использования новые технологии обучения. У преподавателя возникает возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее подходят для построения и конструирования учебного процесса.

Главной задачей преподавателя является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочной и патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичной, конкурентноспособной стране. Обучение предмету должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таким образом, современное состояние обучения ставит необходимость поиска новых и нетрадиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.

Игра – один из способов передачи знаний от поколения к поколению. Через игру обучающиеся постигают мир, законы взаимоотношений, приобретают новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует развитию ключевых компетенций учащихся, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы. В процессе дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим технологиям и является одной из форм обучения. Во время проведения дидактических игр или элементов какой-либо игры развивается познавательная деятельность на занятиях русского языка. Игровые технологии - одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Использовать игровые технологии предполагается на занятиях в среднем звене, но некоторые дидактические игры и задания возможно использовать и в старших классах, поэтому у студентов первого курса в колледжах технического и профессионального образования на занятиях по русскому языку следует некоторое время уделять для игровых технологий.

Так как на 1 и 2 курсе студенты повторяют и закрепляют все изученное по русскому языку в школе, вспоминают большое количество орфограмм, повторяют фонетику, морфологию, синтаксис, то такие занятия необходимо разнообразить, чтобы они не были скучными и обыденными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии, которые увлекают детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На таких занятиях обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких занятиях работают с большим увлечением. Конечно же, подготовка такого занятия требует от преподавателя больших затрат времени. Но это оправдается, когда педагог видит, с каким азартом работают обучающиеся.
Игра как метод обучения, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит по нескольким направлениям:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1) По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
2) По характеру педагогического процесса:

Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
3)_По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
4) По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и др.
Дидактическая игра предполагает наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
При использовании игровых технологий на занятиях необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).
Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, а так же выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Играть всерьез на уроке не просто. Элементы игры можно вносить в разные моменты урока: в качестве закрепления нового материала, в качестве повышения развития мышления и др. Ошибка в игре закономерна и воспринимается без отрицательных эмоций (либо они минимальны). Психологи утверждают, что снижение психологического напряжения, эмоциональная увлеченность самим процессом деятельности заметно сказывается на ее результатах: работать интересно, ощутимость успеха весомее. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Особенностями игры в старших классах является нацеленность обучающихся на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте особенно интересны педагогические игры на занятиях по какому-либо предмету.

Игровые технологии используются для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

Игровые формы на уроке русского языка.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Лови ошибку»- повторение вида; «Замени букву»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

К нестандартным заданиям так же можно отнести: диктанты на засыпку; терминологические или лингвистические диктанты. Так же на многих занятиях по русскому языку возможно использовать кроссворды, чайнворды, головоломки. Кроссворд может быть предложен как в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока, так и в конце урока, что может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность на занятии. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен в готовом виде, но также и сами обучающиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас», посвященные какому-либо изученному разделу, терминологические кроссворды и тд.

Невозможно перечислить разнообразие элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки использования богатства русского языка, что прививает любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению. Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа при изучении русского языка. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Вот по этому, применяя на уроках элементы игры, учитель вызывает интерес. У игры есть неотъемлемое свойство – она сама организует обучение. В игре рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков в обучении, творческой активности. Развитие познавательной активности – одно из важнейших требований современного процесса обучения, это требование жизни.

Список использованной литературы.

1. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: М.: Просвещение, 1989.
3. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.

5. Летрусинского В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред.- М., 1994

Приложение

Примеры дидактических игр

1. «Знакомьтесь: родственники».

К предлагаемому корню подобрать производные слова и чем больше, тем лучше.

Например: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСИЩЕ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВОД, ЛЕСОРУБ, ПЕРЕЛЕСОК, ПОДЛЕСОК И Т. Д.

2. «Не подведи свой ряд».

1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.

Налетела, прибежал, обдумал, закрыла, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, занесла, читала, придумал, мечтал, уехала, выбежало, засияло, снесла.

3. Зашифрованное число.

При изучении числительных в 6 классе, использовала следующее: нужно было расшифровать задуманное слово: Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 100п, 100н

4. «Он и она» .

К существительному мужского рода быстро назвать существительное женского рода, относящееся к тому же тематическому ряду. Пары слов: журнал – газета, воздух - земля, пруд – река, чайник – чашка, сын - дочка и др.

5. «Чепуха»

Найдите слова-близнецы.

Уют,химера,портниха,абсурд,рецидив,жадный,иллюзия,повторение,вздор,алчный,модистка,звездный,бацилла,аэростат,микроб,волокита,астральный,комфорт,категоричный,канитель,монгольфьер,двойняшки,безапелляционный.

6. Бумеранг .

Учитель предлагает ученику слово,к которому нужно подобрать синоним или антоним.

1. Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);

крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

2. Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

7.Акростих .

Сочинение стихотворения так, чтобы первые буквы строк составляли слово

8. Игра «Путаница»

Расшифруйте слова

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ

(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)

Г…Р…Й, Д…Р…Г…,Д…К…Б…Ь, Г…Т…В, Г…РЯ…И…, ДО С…И…А…ИЯ

(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)

АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .

(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)

КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН (балкон, банан, барьер, батон)

КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)

9. «Кто быстрее».

1. Чем оканчиваются день и ночь? (Ь)

2. Что стоит посредине земли? (М)

3.Чем кончается лето и начинается осень? (О)

4. Может ли быть в слове 100 одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

10. «Будь внимательным!»

Образуйте: а) множественное число - от единственного:

дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

б) единственное число - от множественного:

певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

в) женский род – от мужского:

повар - повариха, портной – портниха, храбрец –…

11. «Кто больше»

(Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный).

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

Маленький котенок,

Пушистый котенок,

Гулял по крыше,

Громко мяукал,

Гулял и мяукал.

12. «Переводчик»

I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

III. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой.

13. «Следствие ведут знатоки»

Предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".

1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

14. «Найди слово по его приметам»

Это глагол: его синоним - промчался.

Я шел зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

(Д.Хармс).

15. «Соколиный глаз»

1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков).

2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская).

16. «Эрудит»

Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу. Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

2. Объясни разницу в значении слов:

адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.

3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.

17. «Шеренга»

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный", злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

18. «Урок ошибок»

«Здравствуй, Оля! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Вася меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. И ещё я здесь обижал лиса. Сейчас я спишу за грибами».

Сестра послала брату письмо обратно и попросила ответить на несколько вопросов.

«Как же ты, Ваня, будешь развеваться? Ведь ты не флаг? Конечно, ты пошутил, когда написал, что заколешься. А почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Ведь очень неудобно лежать на бачке. И почему Вася будет ловить рыбу, а ты разве не будешь? Я совсем расстроилась, когда прочитала, что ты поседел во время рыбалки.Да, зачем ты обидел лису? Ты же всегда выступал в защиту животных. Вот у меня возникли вопросы. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма. Я хорошо знаю правила русского языка. А вот знаешь ли их ты?»

19. Диктанты « предметные» (терминологические).

Условие: заменить словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант.

Раздел науки о языке, изучающий состав слова - морфемика; второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение и т. д.

Математический диктант.

1000 метров - километр, равносторонний прямоугольник- квадрат, непересекающиеся прямые – параллельные и т. д.

Литературоведческий диктант.

Образное определение – эпитет, краткое изречение – афоризм, иносказание – аллегория, художественное преуменьшение – литота и т. д.

20. «Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
21. «Угадай-ка»

Выяснить, о ком так говорят «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел»

«Собери пословицу»
Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
22. «Лингвистический футбол»

От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).
1. Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
2. Слагать песни 2. Отложить празднование
3. Предложить кофе 3. Возлагать надежды
4. Сложить вещи 4. Предложить блины
5. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра
23. Загадки по теме «о-а в корнях лаг-лож»
Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.
1) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
2) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
3) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран)
4) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
5) Весёлое стихотворение:
На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
24. «Смешной алфавит»

Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) фразу таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний.

25. «Шарады»

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Козлы - козлы)

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету,

(Ирис - ирис)

Я - сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(Атлас - атлас)

Первостепенные цели обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке и на этой базе совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики; закреплять и расширять знания учащихся в области речеведения; активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.

Как правило, первокурсники плохо подготовлены по русскому языку, допускают орфографические и синтаксические ошибки, сказывается разный уровень подготовки в школах. Уже первое вводное тестирование или диагностический диктант в группах учащихся первого курса показывает довольно низкие результаты по русскому языку.

В учебных программах учреждений начального и среднего профессионального образования русскому языку, к сожалению, отведено недостаточное количество часов, по сравнению с другими предметами, а профессиональная лексика и вовсе не выделяется в отдельный аспект.

Практика показывает, что учащимся просто необходимо знать, понимать и использовать профессиональную лексику в их будущей практической деятельности. Особая роль принадлежит здесь словарной работе. В своей книге «Словарная работа на уроках русского языка» Л.К. Скороход подчеркивает: «Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся». Нам же следует подчеркнуть, что, кроме всего перечисленного, словарная работа позволяет формировать у обучающихся положительную мотивацию к будущей профессионалъной деятельности, вводить в активный речевой запас учащихся профессиональные слова (термины), учить правильно их использовать. Эти частные методические задачи часто совпадают с общедидактическими требованиями, служат реализации нового содержания и общего, и профессионального образования, поскольку «анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи, причем особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения» .

Остановимся подробнее на типах, формах и методах, имеющих место быть на занятиях. В работе над профессиональной лексикой широко используются нетрадиционные уроки и внеаудиторные занятия. Эти занятия выходят за рамки традиционного урока. Они несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную взаимообогащающую работу преподавателя и учащихся. На нетрадиционных уроках используется и внепрограммный материал, взятая тема рассматривается углубленно. Уделяется большое внимание организации коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого преподавателя, творчества, направленного не на успех развлечения, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме. Создаются ситуации эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его личностных способностей, интересов и т.д. Даются домашние задания письменного характера для самостоятельной работы и поиска дополнительного материала, производится самоконтроль по словарям, справочным пособиям, таблицам, записям в отдельную тетрадь, на доске, с помощью экранной и звукозаписывающей аппаратуры. А также производится проверка работ с помощью диктанта, выполнение в аудитории работы, аналогичной домашней, выборочная проверка, взаимопроверка и т.д. и т.п.

Осуществляются формы проверки качества усвоения теоретического материала в совокупности с практическим навыком. При организации учебного процесса работы над профессиональной лексикой преподаватель определяет содержание обучения, методы и формы обучения, которые диктуют и поведение преподавателя во время занятия. На занятиях используются ведущие принципы обучения, такие, как: принцип целенаправленности, принцип научности, связи обучения с жизнью, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип развивающего обучения, принцип прочности и др.

Эти принципы не только перечисляются, но и показывают, как реализовываются их требования. Каковы же требования при организации современных педагогических технологий, и каким образом они претворяются на занятиях? Остановимся подробнее на некоторых из них. Целостность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или «социальный заказ» преобразованы в цели и задачи обучения и воспитания, выражены языком содержания учебного материала и воспитательной работы.

Лексический запас современного общества, к сожалению, очень мал. И у обучающихся, как правило, очень ограниченный запас слов, особенно на первом курсе. С целью обогащения лексического запаса, а также для усвоения нового материала по современным учебникам и пособиям просто необходимо знать, понимать и уметь пользоваться в устной и письменной формах научными терминами, специальной и профессиональной лексикой по своей будущей специальности. Так что принцип целенаправленности реализовывается в содержании учебного материала на уроках русского языка и внеаудиторной работе, на конкретной лексике, в соответствии с главными задачами учреждения начального профессионального образования.

Параллельно ему реализовывается и принцип научности, когда у учащихся налицо наличие системы теоретических знаний, достоверность фактов, явлений, закономерностей, научная аргументация практических выводов, действий. А также принцип связи обучения с жизнью. Профессиональная направленность в данном случае неоспорима для получения ответа на вопрос: «Где, когда и как можно использовать приобретенные знания в жизни и на практике?».

Прuнцип систематичности и последовательности претворяется, во-первых, в строгом, логичном расположении учебного материала как в учебной программе, календарно-тематическом плане, так и в методах передачи знаний учащимся. Во-вторых, в последовательном овладении учащимися знаниями по своей будущей специальности, умениями, навыками и одновременном их применении на практике.

Знакомство с будущей профессией возможно в рамках реализации большой части учебного материала. Например, для анализа языковых единиц целесообразно использовать именно профессиональные слова; при повторении функциональных стилей речи должны быть подобраны для анализа научные и официально-деловые тексты, связанные с будущей профессиональной деятельностью первокурсников. Теме будущей профессии может быть посвящено аудиторное сочинение, которое рекомендуется выполнять в различных жанрах: эссе, очерк и др.

Размышления о будущей профессии.

(отрывок из сочинения учащегося)

Еще лет пятнадцать назад профессия повара не считалась престuжной и не слишком хорошо оплачивалась. Но с конца восьмидесятых годов прошлого века в столице и других городах, как грибы после дождя, стали появляться кооперативные кафе, бары, а с середины девяностых­ рестораны, закусочные, пиццерии. Не все выдерживали конкуренции и закрывались, но, несмотря на это в Москве работает более пяти тысяч предприятий общественного питания. И везде требуются повара.

Что нужно для того, чтобы стать хорошим поваром. Прежде всего, ­талант. Сколько блюд известно человечеству? Десять тысяч? Двадцать? Сосчитать это до сих пор не удавалось никому. Да это и невозможно. Ведь сколько блюд можно приготовить из обыкновенной картошки, если подойти к делу творчески. Может ли повар трудиться без фантазии, быть нетворческим человеком? Конечно, нет! У него всегда есть шанс придумать свой оригинальный рецепт какого-либо нового, еще не отведанного миром блюда! Каждый ли может быть поваром? К сожалению, нет. Повару нужно нечто, подаренное природой. Это «нечто» - тонкие вкусовые ощущения и хорошо развитое обоняние. Кроме того, повар должен быть быстр, сноровист, собран, чувствовать форму, линию, цвет... Но выбравшим себе в подруги эту профессию следует знать и о нелегком ее характере. Нашим мамам и бабушкам об этом известно, как никому: каждый день приходится кормить свои семьи. А представьте себе ­накормить целый завод?! институт?! школу?! В эту профессию приходят по-разному. Кто-то заканчивает средние специальные заведения, кто-то учится азам прямо на рабочем месте.

В зависимости от того, где работает повар, в его обязанности может входить обслуживание огромного количества народа. Некоторые работники крупных заведений общепита кормят в день более пятисот человек. Конечно, делает он это не один. Да и механизмов и полуфабрикатов сегодня хватает, но нагрузка все равно очень велика. И без любви к своему делу, без опыта и сноровки это невозможно.

Повару необходимо знать кухни народов мира, технологии приготовления горячих и холодных блюд, а также умение работать с мясом, рыбой и морепродуктами. Обладающий таким багажом человек может рассчитывать в ресторане на «место средней руки». Начать придется с чистки овощей и мытья кастрюль. Но при старании и умении учиться у опытных "товарищей" за пару лет можно дорасти до заместителя шеф-­повара...

Работа с лингвистическими и энциклопедическими словарями ­важнейший элемент учебной деятельности учащихся. К этой деятельности они обращаются на протяжении всего изучения предмета «Русский язык», осуществляя поиск информации для решения многих учебных задач. Умение отыскать информацию в словаре, перенести в свою рабочую тетрадь, проанализировать, запомнить, использовать ее в дальнейшем в различных сферах своей деятельности - важнейшая составляющая познавательного процесса. Обращаясь к толковым словарям русского языка, обучающиеся видят перед собой образцы точного и оптимального наименования предметов и явлений окружающего мира. Получив научно - обработанную информацию, они при этом сами учатся строить свою речевую деятельность кратко и, вместе с тем, полно, ясно, ярко. Умение искать информацию, работать с ее источниками, эффективно использовать в своей практической деятельности - одна из важных ключевых компетенций современного специалиста.

Например, берем термин « кулинария». Во-первых, акцентируется внимание на правописании этого слова и норме ударения (кулинария). Во-вторых, - его происхождении (от латинского culina - кухня). Обращается внимание на многоплановость трактовки его значений.

  • Искусство приготовления пищи.
  • Кушанья.
  • Магазин или специальный отдел при ресторане, столовой, торгующий полуфабрикатами и готовыми кушаньями.

Также можно проводить морфологический разбор слов, связанных с профессиональной деятельностью. Например,

Повар - существительное, одушевленное, мужского рода, 2 склонения, именительного падежа, единственного числа.

На следующем этапе работы над этими словами ведется лексический и синтаксический (в контексте) разборы этих слов и производных от них.

Большyю значимость приобретает работа по составлению словарей профессиональных терминов. Эта работа заинтересовывает их, и они соревнуются в количественном и качественном поиске профессиональной лексики. Составляя такие словари, уже на первом курсе учащиеся работают с научной и учебной литературой по выбранной ими специальности. Правильно организованная словарная работа - процесс постоянной исследовательской деятельности учащихся. Исследуя специальные термины, первокурсники уже исследуют мир выбранной ими профессии.

В качестве знакомства с будущей профессией ребятам дается задание - соревнование по поиску профессиональной лексики и объяснению ее лексического значения. Ниже приводится результат такой работы одного из учащихся.

Профессиональная лексика по предмету «Кулинария» и «Организация производства предприятий общественного питания»

Блюдо 1. Пищевой продукт или сочетание продуктов и полуфабрикатов, доведенные до кулинарной готовности, порционированные и оформленные.
2. Одно из главных кушаний в обеде, завтраке илиужине.
Брезирование Припускание продукта в жарочном шкафу с бульоном изатем обжаривание.
Бланширование Кратковременное воздействие на продукт кипящей воды или пара для облегчения последующей механической кулинарной обработки, предупрежденияпотемнения продуктов под действием ферментов иудаления горечи.
Запекание Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.
Кафе Небольшой ресторан, где подают кофе, чай, прохладительные напитки, закуски.
Кейтеринг англ. Метод выездного обслуживания ресторанов.
Кондитер [латин. conditor, от арабск. kandi - сласти].Тот, кто изготавливает сладости, сласти.
Кулинария [от латин. culina - кухня]
1. Искусство приготовления пищи.
2. собuр. Кушанья.
Кулебяка Продолговатый большой пирог (с мясом, рыбой, капустой и т.п.).
Очистка Удаление несъедобных, поврежденных частей ручным или машинным способом.
Полуфабрикат Пищевой продукт или сочетание продуктов, прошедшие одну или несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности.
Приемка Операция, при которой проверяют массу партии овощей и соответствие требованиям стандартов.
Просеивание Процесс, которому подвергают муку, крупу для удаления примесей.
Ресторан [фр. restaurant] Предприятие общественного питания, работающее преимущественно в вечернее или ночное время, гдеможно заказать дорогие блюда, закуску, напитки.
Сортирование Механический способ обработки, при котором удаляют посторонние примеси и продукты плохого качества.
Сырье Исходные пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката или блюда.
Термостатирование Поддержание заданной температуры блюд на раздаче или при доставке к месту потребления.
Формование Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.

Так как наше время - это время перехода к Единому государственному экзамену, то целесообразной является работа по составлению тестов на знание лексики, в том числе и профессиональной. Тесты можно составлять, основываясь на словарях, составленных учащимися.

Пример тестовых заданий на знание профессиональной лексики.

Аl. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

  • КулинАрия
  • ТермостатИрование
  • РыхлЕние
  • КЕйтеринг

А2. Установите значение слова

Радует, что использование профессиональной лексики находит применение в устном народном творчестве учащихся: частушках, прибаутках, стишках, поговорках, которые зачастую помогают выигрывать им разные конкурсы и КВН.

Главной задачей преподавателя здесь является процесс постоянного совершенствования речевой деятельности учащихся. Возможны разнообразные варианты заданий. Например, в словах: ресторан, кафе, столовая - найти общий смысловой компонент, показать «оттенки» значений каждого слова, составить предложения с учетом этих «оттенков» и т.п. Кроме того, учащиеся могут получить задание взять интервью у представителя выбранной ими профессии, записать его и дать комментарий.

В современных условиях подготовки специалистов перед преподавателем стоит множество задач: это и обучение навыкам самостоятельной работы, и развитие креативных способностей и коммуникативных умений. Все это возможно, прежде всего, при постоянной активной деятельности самого преподавателя, ведь только будучи увлеченным сам, сумеешь по-настоящему заинтересовать, увлечь делом учащихся.

Перечень литературы

  1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - М.: «Русский язык», 2000.
  3. Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имен. - М.: ЭНАС, 2001.
  4. Козлова С.Н., Фединишина Е.Ю. Кулинарная характеристика блюд: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2006.
  5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. - М.: Просвещение, 1987.
  6. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
  7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2005.

Особенно на начальном этапе и в детских группах, является игровая методика.

Игра на уроках по изучению иностранного языка, в том числе русского как иностранного, способствует формированию коммуникативной компетенции у обучающихся. Функциями игры на уроках РКИ являются следующие:


  • развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативная (освоение диалектики общения, изучение формул речевого этикета);

  • диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

  • игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

  • самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

  • социализации (включение в систему общественных отношений);

  • эстетическую (получение наслаждения от игры).
Игра как метод обучения может быть использована :

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2) как элемент какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения).

Согласно классификации Е.И. Пассова, выделяются следующие виды игр:


  • игры, направленные на формирование определенных навыков;

  • игры, направленные на формирование речевых умений;

  • игры, направленные на обучение технологии общения;

  • игры, способствующие развитию необходимых способностей и психических функций;

  • игры по развитию кругозора в сфере страноведения и родного языка;

  • игры, предназначенные для запоминания речевого материала.
Как пишет О.Е. Сергеева, «специально подобранные игры-упражнения включают в себя игры, служащие для моделирования процессов смыслового восприятия и порождения речевого высказывания. Они направлены на формирование и закрепление навыков употребления в речи средств техники общения и композиционных элементов, регулирующих речевое общение и речевое взаимодействие коммуникантов, средств и способов ответного реплицирования, средств речевого этикета и контакта, умение слышать и слушать партнера, адекватно оценивать его действия. При этом весь комплекс игр-упражнений должен составляться с учетом нарастания психологических трудностей и этапов речепорождения и процессов восприятия».

Проблемы в использовании игровой методики следующие. В отличие от детей , всегда охотно включающихся в любого рода игры, не все взрослые способны легко войти в игру. Можно столкнуться с категорическим отказом играть. В этом случае следует ориентироваться в целом на аудиторию. Если большинство обучаемых согласны играть, то необходимо найти для отказывающегося (отказывающихся) такую форму взаимодействия, которая позволила бы не напрямую задействовать учащегося в общей игровой деятельности. Например, можно предложить такому учащемуся стать ведущим или судьей, попросить «запротоколировать» ход игры, дать установку записывать грамматические и речевые ошибки, сделанные участниками в ходе игры.

Игровой принцип обучения РКИ реализуется, например, в следующих учебных пособиях.


    1. Казнышкина И.В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как иностранного: учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы. 2012.
Данное пособие состоит из двух частей: 1) методического описания игр (правила игры, и указания, как использовать раздаточный материал) и 2) раздаточный материал для игр – карточки с рисунками , схемы и таблицы. Пособие предназначено для владеющих русским языком в объеме элементарного, базового уровня, а также может быть использовано для первого сертификационного уровня. Игры направлены на закрепление лексики, грамматики, а также для развития речи. Каждая игра снабжена пометкой, для какого уровня владения языком она предназначена.

    1. Штелькер О. В этой маленькой корзинке. Игры на уроке русского языка.
Пособие является вспомогательным при изучении русского языка как иностранного, рекомендуется для тренировки и закрепления лексического и страноведческого материала на I сертификационном уровне. Пособие можно использовать как на уроках русского языка для повышения мотивации обучающихся, так и для индивидуальных занятий. Все задания снабжены ответами для самостоятельной проверки.

Кроме специальных пособий, на занятиях по РКИ можно использовать следующие коммуникативные игры: «Активити для малышей»: способствует расширению словарного запаса, формирует навык объяснения слова через его описание; «Словодел» («Эрудит») – способствует расширению словарного запаса, помогает запомнить правильное написание слова.


    1. Акишина А.А. Русский язык в играх: Учебное пособие (методическое описание и раздаточный материал). М.: Русский язык. Курсы. 2012.
В учебном пособии собраны различные игровые задания: кроссворды, ребусы, шарады и многие другие. Цель пособия - помочь преподавателям, воспитателям и родителям сделать обучение русскому языку интересным и увлекательным.

Пособие состоит из двух книг. В первой книге представлено методическое описание игр и даны ключи к заданиям. Вторая книга содержит необходимый для игры раздаточный материал.

Предлагаемые в пособии игры можно использовать как на занятиях в аудитории , так и во внеаудиторное время. Задания способствуют активизации речевой деятельности учащихся и развитию устной речи.


    1. Дьяченко Л.С., Чубарова О.Э. Играй-ка в падежи. Пособие для начинающих изучать русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2007.
Пособие в игровой форме способствует отработке и автоматизации употребления падежей.

    1. Клементьева Т.Б., Чубарова О.Э. Русский с удовольствием. Игра-лото. 2-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Курсы, 2009.
Игра-лото будет полезна всем, и детям, и взрослым, кто хочет легко и быстро освоить русскую разговорную речь и научиться правильно говорить и понимать собеседника в самых простых житейских ситуациях. В предлагаемой игре задействованы все виды речевой деятельности, все чувства, слуховая и зрительная память. Предлагаемая игра имеет пять вариантов.

    1. Степанова С., Богданова-Бегларян Н.В. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Спб.: Златоуст, 2013.
В пособии содержатся материалы для занятий по русской фонетике - систематизированный свод русских скороговорок, пословиц, поговорок, идиоматических выражений и небольших стихотворений, звуковая форма которых представляет собой особую трудность для носителей японского и ряда других языков.

Настоящее собрание предназначено для использования на занятиях по русской фонетике, а также для самостоятельной работы по совершенствованию русского произношения инофонами.

Таким образом, игры позволяют моделировать реальные речевые ситуации и способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся.
§ 3. ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Средством формирования лингвострановедческой компетенции инофона в обучении РКИ является экскурсия по городам России , в которых студенты проходят обучение, или по исторически интересному городу. Данный вид внеаудиторной работы интересен в иностранной аудитории , потому что страноведческие реалии - это часть традиционно-бытовой культуры всех народов, они понятны и близки студентам из разных стран, что поможет лучше осознать себя в качестве языковой личности. Знакомство со значимыми местами города поможет аккультурации иностранца и сыграет большую роль в преодолении учащимися культурного шока.

При рассмотрении вопроса о формировании лингвострановедческой компетенции учащихся по теме «Экскурсия по городу» актуальным является определение лингводидактической наполняемости данной компетенции: какие знания должны приобрести студенты и какие навыки и умения должны быть сформированы у инофонов по рассматриваемой тематике.

В ходе изучения темы «Экскурсия по городу» раскрывается этнокультурный фон страноведческих фоновых знаний (сведения о памятниках, зданиях и др.), рассматриваются исторические факты (Великая Отечественная война, Октябрьская революция и т.д.), этикетные нормы, стереотипы речевого поведения в обществе. Для того чтобы выбрать адекватную модель преподавания по формированию лингвострановедческой компетенции студентов преподавателю, в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом, необходимо учитывать интерес учащихся к значимым местам города, их начальные знания по данной теме, а также индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности личности каждого инофона. Выяснить интерес иностранцев к местам в городе и их начальные знания можно во время беседы со студентами или с помощью анкетирования.

Навыки и умения, которые могут быть сформированы у учащихся по теме «Экскурсия по городу»: 1) навыки и умения оперирования отобранными страноведческими фоновыми знаниями о городе (включая знания о нормах поведения); 2) навыки и умения оперирования отобранным языковым материалом по теме (фоновой, безэквивалентной, коннотативной лексикой): распознавать в тексте лексические единицы с НКК семантики, осуществлять выбор данных лексические единиц для речевого общения в ситуациях межкультурного общения; 3) умения анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения представленности в них сведений о русской культуре и их использования в учебном процессе; 4) умения использовать фоновые знания для достижения взаимопонимания в ситуациях межкультурной коммуникации; 5) умения употреблять формулы речевого этикета в различных ситуациях : знакомство, поздравление и т. д.; 7) умения выбирать приемлемый в лингвострановедческом и в коммуникативном плане стиль речевого поведения; 9) умения самостоятельно познавать незнакомую культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную справочную литературу, средства массовой информации и т.д.

Ведущей задачей лингвострановедения при реализации темы «Экскурсия по городу» является изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа - носителя языка. К таким единицам относятся:

1) реалии (обозначения предметов и явлений, характерных для одной культуры и отсутствующих в другой);

2) коннотативная лексика (слова, совпадающие по основному значению, но отличные по культурно-историческим ассоциациям);

3) фоновоя лексика (обозначения предметов и явлений, имеющие аналоги в сопоставляемых культурах, но различающиеся национальными особенностями функционирования, формы, предназначения предметов).

При этом культурологическая и страноведческая ценность, типичность, общеизвестность и ориентация на современную действительность, тематичность и функциональность явлений являются важнейшими критериями отбора лингвострановедческого компонента содержания обучения иностранному языку.

Экскурсионная деятельность при изучении РКИ может быть организована в несколько этапов и варьироваться в зависимости от того, находятся ли студенты в стране изучаемого языка или на родине.

В случае пребывания студентов в стране носителей языка предлагается следующая последовательность:

1. Ознакомительная экскурсия по городу (краткий рассказ преподавателя об основных достопримечательностях местности). Студенты фотографируют представленные места и делают краткие пометки к фотографиям в пути.

2. Аудиторные занятия с презентацией фотографий, сравнением путевых заметок, с целью создания общего текста, представляющего информацию о местах экскурсионного обслуживания .

3. Сбор дополнительной информации о выделенных местах через Интернет. Дополнение текста экскурсии собственными вставками.

4. Разработка полилога-экскурсии (распределение участков пути между студентами, индивидуальная разработка текстов).

5. Итоговая, повторная экскурсия, в ходе которой студенты поочередно представляют части текста.

6. Дальнейшее развитие методики: самостоятельные прогулки по городу с опорой на маршрутный лист, разработанный совместно с преподавателем, с последующим рассказом на аудиторных занятиях о «неизвестных и интересных» местах города.

В случае изучения РКИ студентами у себя на родине экскурсии могут быть заменены виртуальным посещение городов или конкретных объектов культурного наследия. Сервисы Google позволяют реализовать такой план.

В работе с экскурсией преподаватель РКИ должен учитывать ряд особенностей, затрудняющих обучение языку, среди которых можно выделить:

1) сложность в подаче фразеологического материала; 2) минимальный ввод словообразования; 3) нерегулярность в повторении уже изученных единиц; 4) необходимость учета изменения исторических и географических названий.

Компетентный преподаватель должен избегать вышеуказанных недочетов в работе над экскурсией в иноязычной аудитории, придерживаться методических рекомендаций с целью адекватного овладения иностранными учащимися русским языком во всем его многообразии.

Использование педагогических технологий на занятиях русского языка и

литературы как условие обеспечения современного качества образования

Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

Единственное счастье в жизни –

это постоянное стремление вперёд…

Эмиль Золя

Современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Родной язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом занятии. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности ребят. К нам приходят студенты с различным уровнем подготовки, и мы нередко сталкиваемся в своей работе с тем, что некоторые не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом. Приходится немало работать над тем, чтобы заинтересовать студентов, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно найти способ, который помог бы научить мыслить, доходить до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Перед нами стоит задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого студента получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом интерес к предмету. Для решения подобных задач студентов необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.

В поисках новых идей я обращаюсь к нестандартным формам занятия, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. Такие занятия создают атмосферу сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы обучающихся, расширяют их кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения. Современный урок должен быть интересным, творческим и радостным.

Технология (в переводе с греческого – наука об искусстве, мастерстве, умении) – это совокупность форм, методов и средств для достижения результата, последовательность действий, ведущая к получению высокоэффективного результата оптимальным путем в соответствии с поставленной целью, а также проект определенной системы, реализуемой на практике.

На занятиях русского языка и литературы преподаватели медицинского колледжа нередко обращаются к таким современным технологиям, как развитие критического мышления через чтение и письмо, технологии мастерских, личностно-ориентированному обучению, технологии деятельностного подхода, интерактивным технологиям, что обеспечивает активность на занятии каждого студента, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает ответственность за результаты учебного труда. Именно такие занятия повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности обучающихся.

Хочется отметить разнообразие средств, приемов и методов, которые используется в преподавании предметов: это лекция и беседа, проектирование и наблюдение, анализ текстов и составление обучающимися текстов разных жанров. Главное, что объединяет преподавателей – это творческий подход и наблюдение над словом.

Активность мышления и интерес студентов к научной трактовке изучаемых фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда студент сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением соотносить, например, такие языковые категории: лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи (при изучении лексики и фразеологии); специфические особенности языковых средств и их употребление в зависимости от задач и условий общения (при изучении стилистики); слово и процесс его образования (при изучении словообразования); фонетический и графический образ слова – произношение и написание (при изучении орфографии); интонационно-смысловые и интонационно-семантические особенности предложения и знаки препинания (при изучении пунктуации).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами, в том числе и студентами 1-2 курсов. Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны студентам, что создает на занятии атмосферу сотрудничества. Например, работая над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети», можно предложить выполнить следующее задание: вспомнить, в каком контексте звучит каждое из высказываний Базарова и ответ записать в виде таблицы. При необходимости студенты могут использовать текст, в котором во время прочтения романа делались пометки, и рабочую тетрадь, где тоже были сделаны записи. Цель работы – проследить за речью героя, отметить лаконизм высказываний, отточенность мысли и парадоксальность его выводов.

1. Выйти замуж за богатого старика – дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное.

2. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

3. Сперва надо азбуке выучиться, и потом уже взяться за книгу.

4. Всякий человек сам себя воспитать должен.

5. Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе.

6. Рафаэль гроша медного не стоит.

7. Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения.

8. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой.

9. Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец.

10. Любовь… ведь это чувство напускное.

11. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

12. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал.

13. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Обязательно включаем в занятие работу по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, студенты должны сами найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите ошибки в следующих предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня с сыном был серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как самолет неожиданно упал вниз. 4. Мой сосед молодой и очень образован. 5. Школа получила столы, стулья и мебель для кабинета информатики. 6. Мне хочется мороженого и танцевать.

Применение приемов данной технологии способствует развитию у ребят умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Студенты становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление. Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает ощущение свободы и естественности.

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации.

На занятиях литературы широко используется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них – урок-дискуссия, урок-игра, урок-презентация или урок-представление. Основа урока-презентации – изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, фотографиями, видеофильмами. Информационные технологии наряду с другими средствами обучения стали надежными помощниками преподавателя, а формы работы с ними – привычными. Сложность заключается в том, как найти время на подготовительную работу. Я заранее объявляю будущую тему, к которой группы должны подготовиться. Каждой группе дается план работы по теме, обсуждаются цели, задачи, содержание. Времени на это нет, поэтому группам назначается время для консультации после занятий. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе занятия такая презентация может быть продемонстрирована с помощью мультимедийного проектора. Материалы общей презентации можно использовать, например, на семинаре по творчеству современных поэтов (Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского и др.) Презентация может быть создана также группой студентов, где не только представлено произведение, но и его проблематика, герои, биография писателя. Можно дать следующее групповое задание: выбрать понравившиеся стихотворения А.С. Пушкина, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение). При подготовке презентации к занятию необходимо дать студентам рекомендации по использованию ресурсов Интернета. Важно научить отбирать материал соответствующего объема и содержания. Групповые презентации используются также на семинарах. Они давно себя зарекомендовали с лучшей стороны и являются неотъемлемой частью занятий по литературе.

Лекция продолжает оставаться традиционной формой обучения в колледже, но в современных условиях нуждается в обновлении. Информатизация образования развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий. Развитие познавательной активности студентов во многом зависит от умения преподавателя организовать учебно-познавательную деятельность каждого студента. И здесь большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации, которая дает возможность не только повысить интерес студентов к изучению предмета, но и раскрыть их творческий потенциал. Во время проведения лекции по литературе я демонстрирую слайды. Обращаю внимание на текст слайдов, на расположение рисунков, фотографий. Кроме того, показ слайдов может сопровождаться музыкой, речью, шумовым оформлением. Важно привить студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, чему помогают инновационные технологии. Их использование позволяет повысить мотивацию обучающихся и, следовательно, добиваться в их обучении желаемых результатов. Если в урок включаются ИКТ, то с большим успехом усваивается учебный материал, роль ИКТ становится более значимой в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся, формируется их информационная культура, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на занятии, преподавателю необходимо иметь достаточную подготовку в этой области. В настоящее время дети зачастую оказываются компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учимся вместе – учим друг друга! Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы студент был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на занятиях русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающего обучения, повысить темп занятия, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как в классе, так и при подготовке домашних заданий, сделать занятие более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволяют погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю студентам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале занятия. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использую кроссворды (иногда их придумывают сами студенты и предлагают использовать на уроке), иллюстрации, рисунки, занимательные и обучающие тесты и др. В качестве домашнего задания предлагаю найти учебный материал в Интернете. Это может быть поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления, создание докладов и рефератов по теме, подготовка словарной работы. Можно предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме (например, медицинская терминология при изучении стилей речи). Необходимо соблюдать условие – они должны быть понятны самим студентам, чтобы при необходимости они могли объяснить их. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Приведу в пример несколько интернет-сайтов, которые могут использовать студенты: , .

Одной из самых важных проблем в настоящее время является нежелание читать художественные произведения. Чаще всего студенты стараются обхитрить преподавателя, прочитав краткое содержание повести или романа. Поэтому семинары по литературе провожу в форме беседы, рассуждений, при которых выявляются пробелы как в знании текста, так и в понимании его идеи, проблематики и т. д. Во время лекционных занятий можно прочитать отрывки из произведений, обрывая их на интересном месте. Также здесь приходят на помощь видеозаписи фильмов по их мотивам. Конечно, на занятии нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих студентов, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. («Война и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон» и др.). После недавно проведенной лекции о жизни и творчестве С. А. Есенина выяснила, что несколько студенток просматривают фильм с участием С. Безрукова, который я им порекомендовала. Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

К семинарам по литературе предлагаю студентам нарисовать иллюстрацию к изученным произведениям. Это является хорошим дополнением к рассуждениям студентов о том, каким они представляют героя или место, где происходят события. Недавно мы организовали выставку-конкурс таких работ и получили приятные отзывы от студентов и коллег.

Считаю очень важным в своей работе подготовку студентов к публичным выступлениям. При изучении темы «Публицистический стиль речи» даю задание подготовить доклад, содержащий призывность, эмоциональность, с ярко выраженным субъективным началом. Темы, как правило, рождаются в процессе обсуждения: «Нужны ли современные памятники Калуге?», «Какую роль играет интонация при общении?», «Что мы читаем?», «Легко ли быть красивой?» и т.д. Студенты могут вносить свои предложения, придумать более яркий заголовок. При такой работе необходимо отслеживать самостоятельность студентов, избегать полного копирования интернет-статей. Оценивается умение заинтересовать слушателей, владение интонацией, использование особенностей публицистического стиля. Данный вид работы всегда проходит интересно и оживленно, с последующим обсуждением поставленной проблемы. Допускается написание статей на актуальные темы. Из лучших работ мы составили стенгазету «Учимся писать статьи», подобрали иллюстрации к ним.

В преддверии Дня поэзии, который состоится 21 марта, преподаватели колледжа готовят традиционный конкурс чтецов. Ежегодно среди участников оказываются студенты, пишущие стихи сами. Это говорит о том, что мы сумели их расположить к публичному откровению, ведь далеко не всегда человек может решиться на чтение собственных стихов. Студентам можно самостоятельно подобрать музыкальное оформление или атрибуты, соответствующие тематике произведения.

В заключении хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. студенты мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству, работают не по шаблону. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.

Библиография:

    Бабич, И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.

    Леведь, И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.

    Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на компьютере (+ CD )»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с. 43-44, 51.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

    Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В. Советова.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-285с.

    Федоров, В.А. Инновационные технологии в управлении качеством образования/В.А.Федоров, Е.Д. Колегова/под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. - 226с.

    Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин: – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-240с