Чем отличается дуалистическая монархия от монархии. Абсолютная монархия

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.

Определение формы правления

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства . Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие , а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти , установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов . По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства , типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом , правительством , как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей . И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия , а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. С этими разновидностями мы сейчас и познакомимся.

Классификация форм правления

Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика . Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти , распределенных между главой государства , парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя (по К. Марксу - рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю (по К. Марксу - буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1978 году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Более того, ныне подчас не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело.

Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что означает примерно Верховный правитель) - выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). В учебниках и другой специальной литературе такую форму правления обычно называют выборной монархией, но это сильно напоминает жареный лед. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

Государственный режим

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская Конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем отмеченные выше на схеме разновидности монархической формы правления .

Абсолютная монархия

Верховенство парламента выражается в том, что правительство , которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов , принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже - в п. 6 § 6 гл. VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом - мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы , с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.

Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Республика

Понятие

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии . Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских государств обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами . В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти , любого высшего ее органа, включая главу государства , в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту, политбюро и т.п.), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает непринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в бывшем бельгийском Конго в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличались от абсолютной монархии многие республики, возникшие в Тропической Африке после ликвидации колониальной системы: несмотря на наличие парламента , формально независимых судов власть президента была там практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходила там обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов . Перевыборы же на новый срок носили скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или/и премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.

Ниже мы рассматриваем разновидности действительно демократической или, по крайней мере, либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентарной республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью .

Дуалистическая (президентская) республика

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента.

В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры . Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет. Правда, в случае, когда партия президента имеет большинство и в парламенте, государственный режим приближается к системе кабинета, однако все же с ним не совпадает.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 15 - 20 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента , который в типичном случае избирается либо парламентом , либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики , осуществляются, как правило, правительством , которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ст. 74 Конституции Республики Индии 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой. Как и там, ответственность эта - часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы .

При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный (например, в Италии) и министериальный (например, в Германии).

Чисто парламентарных республик не так уж много.

К ним можно отнести, кроме Германии и Италии, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

По формальным признакам парламентарной республикой следует считать и Союзную Республику Югославию, но существующий там авторитарный политический режим влияет и на государственный режим, превращая его даже не в министериальный, а в президенциальный.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики . Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством , что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.

А что было бы, если бы и на этих выборах победили правые партии? Либо Президенту пришлось бы уйти в тень, отказаться от самостоятельного руководства государственной политикой, либо ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило. В 1993 году ситуация с победой правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть нежелательное правительство до окончания своих полномочий. Государственный режим здесь можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический.

В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм).

Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства , а глава правительства.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, входящие в состав Союзной Республики Югославии Республика Сербия и Республика Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая (по крайней мере, во время выборов) общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление , направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной власти . В некоторых из них (в частности, в Сербии) государственный режим можно охарактеризовать как президенциальный, но в большинстве - как дуалистический с тенденцией к парламентаризму.

Подобная система традиционна была для Финляндии.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, скорее все же дуалистический, а не парламентарный.

Хотя данная форма правления применяется только в социалистических странах, где политический режим , как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического, мы считаем необходимым охарактеризовать эту форму правления, ибо в отличие, например, от правления военных хунт и других подобных «республиканских» форм советская республика зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие ее диктаторскую сущность. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в социалистических странах - народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи (т. е. тоже собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнано, что все это - органы советского типа.

В чем же проявляется эта советская типажность? Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный принцип формирования «представительных» органов, обеспечивавший «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступеней нижестоящими. В большинстве социалистических стран эти признаки либо впоследствии исчезли, как в СССР, либо вообще не проявлялись, как в Румынии. «Выборы » в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями - все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и/или подотчетны им (включая подчас даже суды);

советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы (как отмечал главный теоретик этой системы В.И. Ленин, и кухарка должна управлять государством после 8-часового «урока» производительного труда), сессии советов - редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами (в Китае такие органы создаются до уровня уезда).

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним.

На деле никакой такой ответственности не существует. Реально каждый из членов правительства, как и другие высшие чиновники, ответствен перед политбюро центрального комитета коммунистической партии. Нет здесь и никакого баланса властей: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, буде таковой случится, не предусмотрен. Это не вяжется с их «полновластием». Разделение властей даже теоретически не признается; ему, как отмечалось, противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается, однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей даже по конституции сводят эту независимость на нет.

Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят в своей массе из рядовых тружеников (на практике, впрочем, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат превратился в необходимое приложение к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти , требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего. Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.

Понятие и классификация форм правления

Республиканская форма правления (президентская, парламентская, полупрезидентская, суперпрезидентская, монократическая, теократическая, сверхпарламентарная, советская республика).

Монархическая форма правления (абсолютная, дуалистическая, парламентарная, теократическая, выборная монархия).

Понятие и классификация форм правления.

Тема 7. Формы правления в зарубежных странах

Проведение референдума и определение его результатов

Процесс организации и проведения референдума аналогичен организации выборов.

В большинстве стран референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей. В ряде стран (Испания) нижний порог явки избирателей не установлен.

Одобренным на референдуме считается решение, за которое подано простое большинство действительных голосов избирателей принявших участие в голосовании, т.е. 50%+1 голос. В Намибии на конституционном референдуме для принятия решения необходимо 2/3 голосов.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

В зависимости от порядка замещения должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия и республика. Разновидности каждой из этих форм определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством и вытекающим отсюда порядком их формирования.

2. Монархия – это форма правления, где глава государства – монарх – обладает особым юридическим статусом, т.е. его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти характер, монарх приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

В зависимости от полномочий монарха различаются:

· монархия неограниченная (абсолютная);

· монархия ограниченная (конституционная).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках главы государства сосредоточена вся полнота государственной власти. В правовом отношении монарх является источником любой власти. Только он определяет ее пределы в актах издающихся от его имени. Монарх непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, полностью подотчетное ему, а также вершит высший суд в государстве.

Выборные органы власти, как правило, отсутствует. В стране могут быть только совещательные органы (диван в Саудовской Аравии, состоящий из членов королевской династии Саудидов).


В большинстве абсолютных монархий имеется октроированная конституция, которая не имеет, как правило, ничего общего с современным понятием конституции (например, Конституция Омана 1996 года).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха существуют дуалистическая и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – характеризуется разделением власти монарха с парламентом. Однако это разделение властей урезанное в пользу главы государства. Принимаемые парламентом законы не могут вступать в силу без одобрения монарха, который обладает правом абсолютного вето. Парламент может быть распущен монархом на длительный период (в Иордании с 1974 по 1989 г.) Монарх может издавать акты, имеющие силу закона. Правительство назначается монархом и несет ответственность только перед ним. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии не существует. У парламента имеется только один способ воздействия на правительство – принятие представленного для утверждения бюджета страны.

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим.

Государственный режим при этой форме правления можно характеризовать как ограниченный дуализм власти.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительстватолько лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Влиять на материальное содержание акта, принимаемого парламентом, он не может. В силу этого, а также исходя из принципа, что монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия, подпись монарха нуждается в контрассигнации, то есть акт предварительно подписывает глава правительства или министр. Без их подписи акт не имеет юридической силы.

Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом. При выражении парламентом недоверия правительству или отказа в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть отправлено в отставку монархом. В силу известного принципа сдержек и противовесов это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы депутатов.

Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).

В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом .

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.

В некоторых странах Азии и Африки, где сохранились традиции и структуры феодального общества существует выборная монархия . Например, глава Федерации Малайзии выбирается на свой пост Советом правителей, состоящим из 11 глав монархических штатов – субъектов федерации. Главы 7 монархий, входящих в состав ОАЭ, избирают из своего состава Президента ОАЭ.

2.4. Теократическая монархия – характеризуется тем, что монарх является главой соответствующего религиозного культа. Так, король Саудовской Аравии является главой ваххабитского направления ислама. Особенность этой разновидности монархии состоит также в том, что прежде чем Королевский Совет, состоящий из членов династии Саудидов приступит к решению вопроса о главе государства, необходимо получить согласие по кандидату от высших духовных иерархов страны – улемов.

Подобная форма правления имеет место в Ватикане, в котором Папе Римскому, хотя и не носящему титул монарха, принадлежит вся верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме того, он распространяет свою духовную власть на всех исповедующих католическую религию в мире.

3. Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства.

В зависимости от характера отношений между законодательной и исполнительной властью республики подразделяются на: президентские, парламентарные, полупрезидентские. Вне этой квалификации выделяются советские и теократические республики.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей и отличается следующими особенностями:

· соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

· внепарламентский способ избрания президента;

· внепарламентский метод формирования правительства главой государства;

· отсутствие у президента права роспуска парламента;

· судьи назначаются президентом с согласия парламента;

· наличие у президента права отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов в обеих палатах парламента;

· важнейшей особенностью президентской республики является отсутствие института парламентской ответственности исполнительной власти. Должностные лица исполнительной власти не нуждаются в политическом доверии со стороны парламента. Парламент не может смещать должностных лиц исполнительной власти, если они не нарушили закон. Импичмент может иметь место только в случае нарушения ими закона;

· судебная власть контролирует конституционность актов парламента и президента, обеспечивая соблюдение правопорядка законодательной и исполнительной властью;

· государственный режим в президентской республике – дуалистический. В тех случаях, когда партия президента имеет большинство в парламенте государственный режим приближается по своим параметрам к министериализму.

С определенной долей условности к разновидностям президентской республики можно отнести:

· суперпрезидентскую республику;

· монократическую республику.

Суперпрезидентская республика устанавливается обычно в результате военного переворота и характеризуется следующими чертами:

· президент получает свои полномочия нелегитимным путем: то есть как предводитель переворота, или как глава хунты (коллективный орган мятежников);

· президент наделяется обширными полномочиями при фактическом отсутствии контроля со стороны парламента и судебной власти;

· президентские полномочия реализуются в условиях непрерывного чрезвычайного положения, когда отменяются или ограничиваются конституционные гарантии прав и свобод человека, проводятся массовые репрессии против оппозиции. Подобная форма правления была характерна для многих государств Латинской Америки, а также в Португалии и Испании в 30-70-гг XX века.

Монократическая республика характеризуется следующими признаками:

· особым статусом главы государства, являющегося единоличным носителем исполнительной власти, неконтролируемого законодательной и судебной властью;

· совмещением поста президента и лидера правящей, как правило, единственной партии;

· президент занимает свой пост очень длительный срок, а президенты Заира, Туниса, Уганды, Туркменистана провозглашались конституционными актами пожизненными президентами, то есть в таких государствах возникла своеобразная форма президентского абсолютизма.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике обязательно наличие должности главы правительства, которая достаточно редко бывает в президентской республике. Также как и в парламентарной монархии в парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии парламентского большинства. Правительство остается у власти пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями. Однако практически любые действия президента, в том числе роспуск парламента, использование права вето могут быть осуществлены лишь с согласия или по инициативе правительства. Подписанные президентом нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их главой правительства или министром, которые и несут за них ответственность.

Политическая ответственность правительства перед парламентом обычно носит солидарный характер, то есть недоверие выраженное парламентом одному члену правительства влечет отставку всего правительства. Однако вместо ухода в отставку правительство по конституции может потребовать от президента распустить парламент (при двухпалатном парламенте его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Таким образом, для парламентарной республики характерен значительный разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Например, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен по просьбе правительства, утратившего его доверие.

В парламентарной республике также как и в парламентарной монархии возможны, как правило, два варианта государственного режима :

· парламентарный (Италия);

· министериальный (Германия).

3.2.1. Разновидностью парламентарной республики является сверхпарламентарная республика каковой можно считать Южно – Африканскую республику. По конституции ЮАР 1996 года нижняя палата парламента этого государства может выразить недоверие как правительству, так и президенту, который в этом случае уходит в отставку вместе с правительством.

Во второй половине XX века в парламентарных республиках получил распространение «рационализированный парламентаризм» , варианты которого достаточно разнообразны.

Так называемый «конструктивный вотум недоверия» , предусматриваемый конституциями Германии, Венгрии, Польши «Рационализация» состоит в следующем:

· политическую ответственность перед парламентом несет не все правительство, а только его глава. Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они смещаются и назначаются главой правительства;

· парламент имеет право выразить недоверие главе правительства только тогда, когда в проекте резолюции о недоверии будет обозначена кандидатура нового главы правительства. Выражение недоверия на таких условиях крайне сложно осуществить на практике. В целом, «конструктивный вотум недоверия» направлен на создание стабильного правительства, больший уровень независимости от парламента.

Другой вариант рационализации – преобразование парламентарной республики в полупарламентарную или полупрезидентскую.

Полупарламентарная (полупрезидентская) республика

Для такой разновидности республики характерно следующее:

а) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов;

б) президент обладает очень обширными властными полномочиями: является главой государства, ему принадлежат основные полномочия в исполнительной власти, он же верховный главнокомандующий;

в) правительство назначается президентом, работает под его общим руководством. Но оно нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия правительству парламентом влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В таких республиках государственный режим, как правило, дуалистический.

В полупарламентарной республике президент может быть «сильным» и «слабым».

Так по Конституции Франции 1958 года, Президент обладает так называемой регламентарной властью. Поскольку законодательные полномочия парламента ограничены Конституцией, то есть он может принимать законы только согласно перечню, содержащемуся в Конституции, поэтому Президент имеет право издавать акты, имеющие силу закона. Кроме того, Президент может распускать парламент по своему усмотрению, вне связи с вотумом недоверия, что вообще нехарактерно для данной формы правления. В большинстве постсоциалистических стран установилась полупарламентская республика с сильным президентом. Правительство опирается здесь на парламентское большинство, а всенародно избранный президент направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, нередко выступает в роли «мальчика для битья», поскольку именно на него, а не на президента возлагается ответственность за некачественное проведение в жизнь курса президента.

В таких полупарламентарных республиках сложился президенциальный государственный режим.

В Австрии, Исландии, Ирландии , являющимися полупарламентарными республиками, президент, избираемый населением, имеет значительные конституционные полномочия, однако, на практике он ими не пользуется, т.е. это «спящие полномочия». Поэтому главной фигурой в этих странах является не глава государства, а глава правительства. Сложившийся в них государственный режим типичен для парламентаризма или министериализма .

Поскольку примерно ¼ часть населения планеты живет в странах, относящихся к республикам советского типа, рассмотрим характерные признаки советской республики:

· верховенство и полновластие советов, являющихся согласно конституции представительными органами – остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны и подотчетны им;

· советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

· депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, поэтому сессии советов собираются 2-3 раза в год на 2-3 дня;

· текущие полномочия советов осуществляются их исполнительными органами на местах, а также коллегиальными органами советов в центре.

Таким образом, в советской республике не признается принцип разделения властей, ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа , воплощенный в советах. Все решения советов и других государственных органов, как правило, инициируются и предварительно одобряются правящей коммунистической партией. Поэтому сложившийся в советских республиках государственный режим именуется партократическим .

Особой разновидностью республиканской формы правления является теократическая республика . Отличительной особенностью такой республики является участие духовенства в непосредственном управлении государством. Так, в Иране согласно Конституции 1979 года, имеются избранные народом Парламент (Меджлис) и Президент, однако, наряду с ними Конституцией предусмотрен пост политического и духовного Руководителя иранского народа, который занимает один из высших духовных иерархов страны. Он избирается мусульманским Советом экспертов. Решения политического и духовного Руководителя обязательны для Президента, Меджлиса и других органов светской власти.

Именно Руководитель подписывает указ о назначении Президента после его избрания. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии внутренней и внешней политики Исламской Республики Иран, контроль за правильностью ее претворения в жизнь, назначение и отстранение от должности членов Совета по охране Конституции, главы судебной власти страны, объявление войны и мира, командование вооруженными силами, объявление амнистии и помилование. Политический режим при такой форме правления – клерикально-авторитарный. Государственный режим близок к абсолютизму.

Монамрхия (греч. мпнбсчЯб -- «единовластие») -- 1) форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу -- монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.

Монархия -- 2) это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат её нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима. (Также монархия, одна из древнейших форм правления.)

Виды монархий

Абсолютная монархия -- монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

Конституционная монархия -- монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия (лат. Dualis -- двойственный) -- конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

Теократическая монархия -- монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

государственный правление монархия республика

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия (от лат. absolutus -- безусловный) -- разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха.

На протяжении почти всей истории практически все государства, за исключением, пожалуй, Сан-Марино, были монархиями. К концу XVIII века во многих государствах Европы устанавливается абсолютная, то есть неограниченная монархия.

На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.

Конституционная монархия

Конституциомнная монамрхия -- монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству. Монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира -- все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия -- (лат. Dualis -- двойственный) (англ.-Dual monarchy) -- конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. К дуалистическим монархиям в современном мире относят Иорданию, Марокко, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии). Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия -- конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

В известной песне А. Пугачевой есть слова: «Все могут короли», но так ли это на самом деле? В одних странах короли обладают монархия), а в других их титул всего лишь дань традициям и реальные возможности очень ограничены (парламентская монархия).

Попадаются и смешанные варианты, в которых, с одной стороны, есть представительный орган, осуществляющий законодательную власть, но и полномочия короля или императора достаточно большие.
Несмотря на то, что эта форма правления считается менее демократичной, чем республика, некоторые государства-монархии, такие как Великобритания или Япония, являются мощными, влиятельными игроками на современной политической арене. В связи с тем, что в последнее время в российском обществе обсуждается идея восстановления единовластия (по крайней мере, такую идею пропагандируют некоторые священники РПЦ), рассмотрим подробнее особенности каждого из его видов.

Абсолютная монархия

Как говорит само название, не ограничен никакими прочими властными органами. С юридической точки зрения, классической монархии такого типа в современном мире не существует. Практически в каждой стране мира есть тот или иной Однако в некоторых мусульманских странах монарх фактически обладает абсолютной и безграничной властью. В качестве примера можно привести Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Кувейт и др.

Парламентская монархия

Наиболее точно такой тип единовластия можно охарактеризовать так: «Король царствует, однако не правит». Эта предполагает наличие конституции, принятой демократическим путем. Вся находится в руках представительного органа. Формально монарх остается главой страны, но реально его полномочия весьма ограничены.

К примеру, монарх Великобритании обязан подписывать законы, но вместе с тем не имеет права их ветировать. Он выполняет лишь церемониальные и представительские функции. А в прямо запрещает императору вмешиваться в управление страной. Парламентская монархия является данью устоявшимся традициям. Правительство в таких странах формируется членами парламентского большинства, и даже если король или император формально является его главой, все равно фактически несет ответственность лишь перед парламентом. При кажущейся архаичности парламентская монархия присутствует во многих странах, в том числе в таких развитых и влиятельных государствах, как Великобритания, Япония, а также в Дании, Нидерландах, Испании, Австралии, Ямайке, Канаде и пр. Такой тип власти прямо противоположен предыдущему.

Дуалистическая монархия

С одной стороны, в таких странах существует законодательный орган, а с другой - он полностью подчиняется главе государства. Монарх выбирает правительство и в случае необходимости может распустить парламент. Обычно он сам составляет конституцию, которая называется октроированной, то есть является жалованной или дарованной. Власть монарха в таких государствах очень сильная, при этом его полномочия не всегда описаны в юридических документах. В качестве примера можно привести Марокко и Непал. В России такая была в период с 1905 по 1917 год.

Нужна ли России монархия?

Вопрос спорный и сложный. С одной стороны, она дает сильную власть и единство, а с другой - можно ли вверять судьбу такой огромной страны в руки одного человека? В ходе недавнего голосования чуть меньше трети россиян (28%) ничего не имеют против, если во главе государства вновь станет монарх. Но большая часть все же высказалась за республику, ключевой особенностью которой является выборность. Все-таки уроки истории не пропали даром.