1 абсолютная 2 дуалистическая 3 парламентарная монархия. Виды монархия: абсолютная монархия, дуалистическая и парламентарная монархия

В известной песне А. Пугачевой есть слова: «Все могут короли», но так ли это на самом деле? В одних странах короли обладают монархия), а в других их титул всего лишь дань традициям и реальные возможности очень ограничены (парламентская монархия).

Попадаются и смешанные варианты, в которых, с одной стороны, есть представительный орган, осуществляющий законодательную власть, но и полномочия короля или императора достаточно большие.
Несмотря на то, что эта форма правления считается менее демократичной, чем республика, некоторые государства-монархии, такие как Великобритания или Япония, являются мощными, влиятельными игроками на современной политической арене. В связи с тем, что в последнее время в российском обществе обсуждается идея восстановления единовластия (по крайней мере, такую идею пропагандируют некоторые священники РПЦ), рассмотрим подробнее особенности каждого из его видов.

Абсолютная монархия

Как говорит само название, не ограничен никакими прочими властными органами. С юридической точки зрения, классической монархии такого типа в современном мире не существует. Практически в каждой стране мира есть тот или иной Однако в некоторых мусульманских странах монарх фактически обладает абсолютной и безграничной властью. В качестве примера можно привести Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Кувейт и др.

Парламентская монархия

Наиболее точно такой тип единовластия можно охарактеризовать так: «Король царствует, однако не правит». Эта предполагает наличие конституции, принятой демократическим путем. Вся находится в руках представительного органа. Формально монарх остается главой страны, но реально его полномочия весьма ограничены.

К примеру, монарх Великобритании обязан подписывать законы, но вместе с тем не имеет права их ветировать. Он выполняет лишь церемониальные и представительские функции. А в прямо запрещает императору вмешиваться в управление страной. Парламентская монархия является данью устоявшимся традициям. Правительство в таких странах формируется членами парламентского большинства, и даже если король или император формально является его главой, все равно фактически несет ответственность лишь перед парламентом. При кажущейся архаичности парламентская монархия присутствует во многих странах, в том числе в таких развитых и влиятельных государствах, как Великобритания, Япония, а также в Дании, Нидерландах, Испании, Австралии, Ямайке, Канаде и пр. Такой тип власти прямо противоположен предыдущему.

Дуалистическая монархия

С одной стороны, в таких странах существует законодательный орган, а с другой - он полностью подчиняется главе государства. Монарх выбирает правительство и в случае необходимости может распустить парламент. Обычно он сам составляет конституцию, которая называется октроированной, то есть является жалованной или дарованной. Власть монарха в таких государствах очень сильная, при этом его полномочия не всегда описаны в юридических документах. В качестве примера можно привести Марокко и Непал. В России такая была в период с 1905 по 1917 год.

Нужна ли России монархия?

Вопрос спорный и сложный. С одной стороны, она дает сильную власть и единство, а с другой - можно ли вверять судьбу такой огромной страны в руки одного человека? В ходе недавнего голосования чуть меньше трети россиян (28%) ничего не имеют против, если во главе государства вновь станет монарх. Но большая часть все же высказалась за республику, ключевой особенностью которой является выборность. Все-таки уроки истории не пропали даром.

Понятие и классификация форм правления

Республиканская форма правления (президентская, парламентская, полупрезидентская, суперпрезидентская, монократическая, теократическая, сверхпарламентарная, советская республика).

Монархическая форма правления (абсолютная, дуалистическая, парламентарная, теократическая, выборная монархия).

Понятие и классификация форм правления.

Тема 7. Формы правления в зарубежных странах

Проведение референдума и определение его результатов

Процесс организации и проведения референдума аналогичен организации выборов.

В большинстве стран референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей. В ряде стран (Испания) нижний порог явки избирателей не установлен.

Одобренным на референдуме считается решение, за которое подано простое большинство действительных голосов избирателей принявших участие в голосовании, т.е. 50%+1 голос. В Намибии на конституционном референдуме для принятия решения необходимо 2/3 голосов.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

В зависимости от порядка замещения должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия и республика. Разновидности каждой из этих форм определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством и вытекающим отсюда порядком их формирования.

2. Монархия – это форма правления, где глава государства – монарх – обладает особым юридическим статусом, т.е. его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти характер, монарх приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

В зависимости от полномочий монарха различаются:

· монархия неограниченная (абсолютная);

· монархия ограниченная (конституционная).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках главы государства сосредоточена вся полнота государственной власти. В правовом отношении монарх является источником любой власти. Только он определяет ее пределы в актах издающихся от его имени. Монарх непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, полностью подотчетное ему, а также вершит высший суд в государстве.

Выборные органы власти, как правило, отсутствует. В стране могут быть только совещательные органы (диван в Саудовской Аравии, состоящий из членов королевской династии Саудидов).


В большинстве абсолютных монархий имеется октроированная конституция, которая не имеет, как правило, ничего общего с современным понятием конституции (например, Конституция Омана 1996 года).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха существуют дуалистическая и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – характеризуется разделением власти монарха с парламентом. Однако это разделение властей урезанное в пользу главы государства. Принимаемые парламентом законы не могут вступать в силу без одобрения монарха, который обладает правом абсолютного вето. Парламент может быть распущен монархом на длительный период (в Иордании с 1974 по 1989 г.) Монарх может издавать акты, имеющие силу закона. Правительство назначается монархом и несет ответственность только перед ним. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии не существует. У парламента имеется только один способ воздействия на правительство – принятие представленного для утверждения бюджета страны.

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим.

Государственный режим при этой форме правления можно характеризовать как ограниченный дуализм власти.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительстватолько лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Влиять на материальное содержание акта, принимаемого парламентом, он не может. В силу этого, а также исходя из принципа, что монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия, подпись монарха нуждается в контрассигнации, то есть акт предварительно подписывает глава правительства или министр. Без их подписи акт не имеет юридической силы.

Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом. При выражении парламентом недоверия правительству или отказа в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть отправлено в отставку монархом. В силу известного принципа сдержек и противовесов это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы депутатов.

Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).

В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом .

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.

В некоторых странах Азии и Африки, где сохранились традиции и структуры феодального общества существует выборная монархия . Например, глава Федерации Малайзии выбирается на свой пост Советом правителей, состоящим из 11 глав монархических штатов – субъектов федерации. Главы 7 монархий, входящих в состав ОАЭ, избирают из своего состава Президента ОАЭ.

2.4. Теократическая монархия – характеризуется тем, что монарх является главой соответствующего религиозного культа. Так, король Саудовской Аравии является главой ваххабитского направления ислама. Особенность этой разновидности монархии состоит также в том, что прежде чем Королевский Совет, состоящий из членов династии Саудидов приступит к решению вопроса о главе государства, необходимо получить согласие по кандидату от высших духовных иерархов страны – улемов.

Подобная форма правления имеет место в Ватикане, в котором Папе Римскому, хотя и не носящему титул монарха, принадлежит вся верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме того, он распространяет свою духовную власть на всех исповедующих католическую религию в мире.

3. Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства.

В зависимости от характера отношений между законодательной и исполнительной властью республики подразделяются на: президентские, парламентарные, полупрезидентские. Вне этой квалификации выделяются советские и теократические республики.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей и отличается следующими особенностями:

· соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

· внепарламентский способ избрания президента;

· внепарламентский метод формирования правительства главой государства;

· отсутствие у президента права роспуска парламента;

· судьи назначаются президентом с согласия парламента;

· наличие у президента права отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов в обеих палатах парламента;

· важнейшей особенностью президентской республики является отсутствие института парламентской ответственности исполнительной власти. Должностные лица исполнительной власти не нуждаются в политическом доверии со стороны парламента. Парламент не может смещать должностных лиц исполнительной власти, если они не нарушили закон. Импичмент может иметь место только в случае нарушения ими закона;

· судебная власть контролирует конституционность актов парламента и президента, обеспечивая соблюдение правопорядка законодательной и исполнительной властью;

· государственный режим в президентской республике – дуалистический. В тех случаях, когда партия президента имеет большинство в парламенте государственный режим приближается по своим параметрам к министериализму.

С определенной долей условности к разновидностям президентской республики можно отнести:

· суперпрезидентскую республику;

· монократическую республику.

Суперпрезидентская республика устанавливается обычно в результате военного переворота и характеризуется следующими чертами:

· президент получает свои полномочия нелегитимным путем: то есть как предводитель переворота, или как глава хунты (коллективный орган мятежников);

· президент наделяется обширными полномочиями при фактическом отсутствии контроля со стороны парламента и судебной власти;

· президентские полномочия реализуются в условиях непрерывного чрезвычайного положения, когда отменяются или ограничиваются конституционные гарантии прав и свобод человека, проводятся массовые репрессии против оппозиции. Подобная форма правления была характерна для многих государств Латинской Америки, а также в Португалии и Испании в 30-70-гг XX века.

Монократическая республика характеризуется следующими признаками:

· особым статусом главы государства, являющегося единоличным носителем исполнительной власти, неконтролируемого законодательной и судебной властью;

· совмещением поста президента и лидера правящей, как правило, единственной партии;

· президент занимает свой пост очень длительный срок, а президенты Заира, Туниса, Уганды, Туркменистана провозглашались конституционными актами пожизненными президентами, то есть в таких государствах возникла своеобразная форма президентского абсолютизма.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике обязательно наличие должности главы правительства, которая достаточно редко бывает в президентской республике. Также как и в парламентарной монархии в парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии парламентского большинства. Правительство остается у власти пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями. Однако практически любые действия президента, в том числе роспуск парламента, использование права вето могут быть осуществлены лишь с согласия или по инициативе правительства. Подписанные президентом нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их главой правительства или министром, которые и несут за них ответственность.

Политическая ответственность правительства перед парламентом обычно носит солидарный характер, то есть недоверие выраженное парламентом одному члену правительства влечет отставку всего правительства. Однако вместо ухода в отставку правительство по конституции может потребовать от президента распустить парламент (при двухпалатном парламенте его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Таким образом, для парламентарной республики характерен значительный разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Например, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен по просьбе правительства, утратившего его доверие.

В парламентарной республике также как и в парламентарной монархии возможны, как правило, два варианта государственного режима :

· парламентарный (Италия);

· министериальный (Германия).

3.2.1. Разновидностью парламентарной республики является сверхпарламентарная республика каковой можно считать Южно – Африканскую республику. По конституции ЮАР 1996 года нижняя палата парламента этого государства может выразить недоверие как правительству, так и президенту, который в этом случае уходит в отставку вместе с правительством.

Во второй половине XX века в парламентарных республиках получил распространение «рационализированный парламентаризм» , варианты которого достаточно разнообразны.

Так называемый «конструктивный вотум недоверия» , предусматриваемый конституциями Германии, Венгрии, Польши «Рационализация» состоит в следующем:

· политическую ответственность перед парламентом несет не все правительство, а только его глава. Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они смещаются и назначаются главой правительства;

· парламент имеет право выразить недоверие главе правительства только тогда, когда в проекте резолюции о недоверии будет обозначена кандидатура нового главы правительства. Выражение недоверия на таких условиях крайне сложно осуществить на практике. В целом, «конструктивный вотум недоверия» направлен на создание стабильного правительства, больший уровень независимости от парламента.

Другой вариант рационализации – преобразование парламентарной республики в полупарламентарную или полупрезидентскую.

Полупарламентарная (полупрезидентская) республика

Для такой разновидности республики характерно следующее:

а) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов;

б) президент обладает очень обширными властными полномочиями: является главой государства, ему принадлежат основные полномочия в исполнительной власти, он же верховный главнокомандующий;

в) правительство назначается президентом, работает под его общим руководством. Но оно нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия правительству парламентом влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В таких республиках государственный режим, как правило, дуалистический.

В полупарламентарной республике президент может быть «сильным» и «слабым».

Так по Конституции Франции 1958 года, Президент обладает так называемой регламентарной властью. Поскольку законодательные полномочия парламента ограничены Конституцией, то есть он может принимать законы только согласно перечню, содержащемуся в Конституции, поэтому Президент имеет право издавать акты, имеющие силу закона. Кроме того, Президент может распускать парламент по своему усмотрению, вне связи с вотумом недоверия, что вообще нехарактерно для данной формы правления. В большинстве постсоциалистических стран установилась полупарламентская республика с сильным президентом. Правительство опирается здесь на парламентское большинство, а всенародно избранный президент направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, нередко выступает в роли «мальчика для битья», поскольку именно на него, а не на президента возлагается ответственность за некачественное проведение в жизнь курса президента.

В таких полупарламентарных республиках сложился президенциальный государственный режим.

В Австрии, Исландии, Ирландии , являющимися полупарламентарными республиками, президент, избираемый населением, имеет значительные конституционные полномочия, однако, на практике он ими не пользуется, т.е. это «спящие полномочия». Поэтому главной фигурой в этих странах является не глава государства, а глава правительства. Сложившийся в них государственный режим типичен для парламентаризма или министериализма .

Поскольку примерно ¼ часть населения планеты живет в странах, относящихся к республикам советского типа, рассмотрим характерные признаки советской республики:

· верховенство и полновластие советов, являющихся согласно конституции представительными органами – остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны и подотчетны им;

· советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

· депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, поэтому сессии советов собираются 2-3 раза в год на 2-3 дня;

· текущие полномочия советов осуществляются их исполнительными органами на местах, а также коллегиальными органами советов в центре.

Таким образом, в советской республике не признается принцип разделения властей, ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа , воплощенный в советах. Все решения советов и других государственных органов, как правило, инициируются и предварительно одобряются правящей коммунистической партией. Поэтому сложившийся в советских республиках государственный режим именуется партократическим .

Особой разновидностью республиканской формы правления является теократическая республика . Отличительной особенностью такой республики является участие духовенства в непосредственном управлении государством. Так, в Иране согласно Конституции 1979 года, имеются избранные народом Парламент (Меджлис) и Президент, однако, наряду с ними Конституцией предусмотрен пост политического и духовного Руководителя иранского народа, который занимает один из высших духовных иерархов страны. Он избирается мусульманским Советом экспертов. Решения политического и духовного Руководителя обязательны для Президента, Меджлиса и других органов светской власти.

Именно Руководитель подписывает указ о назначении Президента после его избрания. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии внутренней и внешней политики Исламской Республики Иран, контроль за правильностью ее претворения в жизнь, назначение и отстранение от должности членов Совета по охране Конституции, главы судебной власти страны, объявление войны и мира, командование вооруженными силами, объявление амнистии и помилование. Политический режим при такой форме правления – клерикально-авторитарный. Государственный режим близок к абсолютизму.

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.