Церковь в ссср: история в фотографиях. Московские храмы и монастыри уничтоженные коммунистами

В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.
В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.
Также были уничтожены многочисленные крепости-звёзды.

Новодевичий женский монастырь.


Для того, чтобы полностью осознать дьявольские цели и варварские методы, которые использовала советская власть, безжалостно уничтожая наше культурное и духовное прошлое, снося эти храмы, надо собрать все пазлы в одну картину и ужаснуться судьбе всего советского народа, который жил во времена этой страшной трагедии.

Придя к власти, большевики искусственно создали голод на территориях России, которые они контролировали. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов (по официальным советским данным - 28 миллионов). Число жертв голода составило около 5 миллионов человек.

Голод стал удобным поводом для массированной атаки властей на православную церковь, под видом изъятия церковных ценностей для борьбы с голодом. В рамках кампании в пользу государства изымались находившиеся в храмах всех конфессий изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни. Изъятию подлежали и предметы, предназначенные исключительно для богослужебных целей (священные сосуды), что поставило в очень уязвимое положение духовенство и вызвало сопротивление части прихожан. Кампания сопровождалась репрессиями против священнослужителей.

23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих . В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин, имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов голод, писал:

"Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…
- Владимир Ильич Ленин «…Надо именно теперь проучить эту публику…»

Изъятие церковных ценностей готовилось и проводилось большевиками планомерно и с широким размахом. Власть использовала вопрос о церковных ценностях, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Разработка и непосредственное проведение кампании по изъятию были поручены Л. Д. Троцкому.

Высший орган законодательной власти Советской России - Президиум ВЦИК (председатель М. И. Калинин) - 2 января 1922 г. принял постановление «О ликвидации церковного имущества».
10 марта 1922 г . Ленин получил подробную докладную записку с обоснованием необходимости создания за рубежом специального синдиката для реализации изъятых ценностей от наркома внешней торговли Л. Б. Красина, на которую наложил положительную резолюцию.
Изъятие в Москве планировалось завершить к началу партийного съезда - Москва должна была стать примером: «Если в Москве пройдёт хорошо, то в провинции вопрос решится сам собой». Шла подготовительная работа по началу акции в Петрограде. Заканчивалось донесение Троцкого Ленину так: «Главная работа до сих пор шла по изъятию из упразднённых монастырей, музеев, хранилищ и пр. В этом смысле добыча крупнейшая, а работа далеко ещё не закончена» .
Итак, изъятие церковного имyщества Л.Д. Троцкий в своём донесении назвал ДОБЫЧЕЙ ! Изъято ценностей очень много, но это было только начало, а как подступиться к десяткам тысяч церквей, монастырей, крепостей-звёзд, где хранилось богатейшее имущество?

Кроме того, Ленин полагал что изъятие церковных ценностей под видом борьбы с голодом заставит замолчать даже представителей русской белой эмиграции, которые в иных условиях несомненно протестовали бы против изъятия.
Советское государство под предлогом помощи голодающим изъяло только в 1922 году церковных ценностей на четыре с половиной миллиона золотых рублей. Собственно на покупку продовольствия из них было потрачено около одного миллиона. Все остальные деньги были потрачены на иные цели, главным образом на «разжигание мировой революции»Подавляющая часть изъятых у церкви в 1922 году ценностей пошла в переплавку, а полученные с продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию: антицерковная агитация, техническое обеспечение (транспорт, грузчики, упаковочные материалы и т. п.), сверхсметные ассигнования и т. д. Значительная доля ценностей пошла на содержание партийного и советского аппарата. Именно в это время сотрудникам аппарата были увеличены зарплата, различные виды довольствия и т. д. Часть золота и драгоценностей была попросту разворована, о чём свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками Гохрана .
Пришедшие к власти большевики, получив источник несметных богатств в виде церковного имущества,не могли сразу и прямо начать кампанию по изъятию церковного имущества и уничтожению церквей по всему СССР, так как у них были веские технические причины.
Храмов, монастырей, часовен, городов-звёзд на всей бескрайней российской территории было, по официальным данным, 80 792. Это очень внушительное число.
Толщина стен храмов достигала 1-3 метров, да ещё мощные фундаменты и подземные ходы, к которых тоже могли быть спрятаны сокровища.

Вот как разрушали Храм Христа Спасителя в Москве:
"Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

– Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…
Только сила огромного взрыва, и не одного, 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков".

Чтобы произвести взрывные работы, нужно было колоссальное количество пороха! Который получали из нитроцеллюлозы, которая, в свою очередь, получается из хлопка путем нитрирования (бездымный порох, обладает бОльшей взрывной силой).
После революции и первой мировой войны, голода и разрухи в Туркестане (современной Средней Азии), урожай хлопка резко снизился, надо было срочно поднять хлопковую отрасль, чтобы иметь возможность наладить производство взрывчатки.
Далее, надо было откуда-то взять огромное количество людей, чтобы ЗАСТАВИТь их путём принуждения заниматься разграблением и уничтожением храмов, церквей, монастырей, городов-звёзд по всей России, а также выполнять и другие подневольные тяжёлые работы в нечеловеческих условиях и причём почти бесплатно.
На решение задач,связанных с разрушением и разграблением этих зданий, у большевиков ушло несколько лет!

Райцентр Колывань находится почти в 50 километрах от Новосибирска : кругом снега, деревянные дома прячутся за вековыми соснами. А в центре возвышается одна из главных гордостей села – собор во имя Святой Троицы: именно его заново отстраивают благодаря неравнодушным прихожанам. За год с Божьей помощью, удалось сделать многое: полностью возведены 17-метровые стены, осталось только завершить работы внутри храма, чтобы он открыл двери спустя 85 лет...

«ХРАМ РАЗГРАБИЛИ И ПРЕВРАТИЛИ В ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ»

Правда, история самого собора началась куда раньше: его освятили 150 лет назад, в 1867 году. Там постоянно шли службы, на которые приходили почти 1,5 тысячи сельчан.

Но после революции в 1932 году храм был разграблен. Говорили, что к этому якобы были причастны местные жители, но старожилы уверяют, что все было не так, - начинает свой рассказ отец Дмитрий , настоятель собора. - Как бы то ни было, храм закрыли, все ценности вывезли в Новосибирск, и найти их сейчас невозможно…

Само здание сначала переоборудовали под зерновой склад, а после там размещались и училище, и кинотеатр, и спортивные секции. Последним в списке «квартирантов» оказался центр социальной защиты населения.

Многое храм претерпел: когда в 2009 году здание передали епархии, то он был изуродован. Почти ничего не осталось: в стенах и полу зияли дыры, - продолжает отец Дмитрий.

«ИКОНУ ЗАМАЗАЛИ КРАСКОЙ, ЧТОБЫ СПАСТИ»

Но даже в разрушенном храме удалось отыскать частичку прежнего собора – а теперь и главную святыню храма - Казанскую икону Божьей Матери.

Мы ее нашли в мусоре, когда разбирали завалы на втором этаже, - признается отец Дмитрий. – Там находился кабинет бывшего директора центра соцзащиты, и именно в этом помещении хранилась икона. Она была закрашена полностью серебряной краской: видимо, чтобы ее сохранить во время разграбления. К счастью, ее удалось восстановить!

Уже сейчас верующие со всех уголков не только России , но и мира едут, чтобы поклониться святыне:

У нас были большие делегации из Германии , США : кто-то от родных узнал об иконе, кто-то – через Интернет, - рассказывает отец Дмитрий.

«СТАРЫЕ ЧЕРТЕЖИ НАШЛИ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

Позже сельчане решили восстанавливать и сам храм: для этого жители Колывани образовали общину Святой Троицы. Но вот вопрос: по какому проекту? Кто скажет, как храм выглядел раньше? Ответ на этот вопрос нашел историк и писатель Павел Гаврилов .

В течение трех лет я делал печатный проект «Колывань православная», работал в архивах, изучал документы по Александро-Невскому храму, который находится на территории женского монастыря, и собору во имя Святой Троицы, - рассказывает Павел Юрьевич. – И вот в одной сельской библиотеке Колыванского района совершенно случайно обнаружил забытую в послереволюционные годы папку архитекторов, в которой были чертежи собора, пояснительные записки.

Эти чертежи были переданы в епархию и по ним и предстояло отстроить храм заново своими силами. Сельчане хотели восстанавливать собор своими силами, но нужная сумма была астрономической – 41,5 миллион рублей. На помощь пришли областные власти, епархия и просто неравнодушные люди, и благодаря им нужную сумму на реставрацию храма удалось собрать. И 2018 году там снова пройдут службы.

Собор во имя Святой Троицы

Высота (до крестов) – 17 метров

Ширина и длина – по 30 метров

Площадь – 900 квадратных метров

МОНАХИНИ РАСПИСАЛИ ХРАМ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА

Есть в Колывани и еще одно удивительное место - Покровский Александро-Невский женский монастырь. У него тоже непростая история: храм во имя святого Александра Невского, который сейчас находится на его территории, впервые был закрыт после революции в 1934 году. Но спустя 12 лет его вновь открыли по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили липовый пол.

Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, и был возвращен только в 1990 году и сразу же началось его восстановление Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы. И в этот же год там было решено основать женский монастырь. Тогда рядом с храмом там был только пустырь и одноэтажный дом.

Храм мы расписывали своими силами: художественное образование было только у одной сестры, поэтому долго мы не решались начать работы. Думали, что не осилим. Но нам как-то на глаза попался диск с видами сербских монастырей, и на их стенах мы увидели орнаменты. И решили попробовать их сделать: у нас получалось – рассказывает монахиня Мария , насельница монастыря.Андрей КОПАЛОВ

На Большой Ордынке есть дом № 25 – здание первой автоматической телефонной станции. Помимо исторического здания в комплекс входит появившаяся в 1990-х годах пристройка. На первый взгляд это ничем не примечательное здание, но стоит приглядеться к его фасадам - и вы увидите интересные мозаики. Если обойти пристройку со всех сторон, то можно насчитать дюжину мозаик: по четыре на трех фасадах. На мозаиках изображены церкви – это видно невооруженным глазом. Но это не простые храмы, а замоскворецкие храмы, разрушенные в советское время. После революции 1917 года в Замоскворечье была уничтожена двадцать одна церковь.

Девять из этих церквей – домовые при приютах, богадельнях, училищах, попечительстве о бедных и других богоугодных учреждениях. Остальные двенадцать изображены на фасадах. Автор этих замечательных мозаик - художник М.М. Дубцов, который известен москвичам благодаря панно «Немецкая слобода в XVII веке» на фасаде жилого дома у станции метро «Бауманская» и панно в центре техобслуживания завода АЗЛК в Кузьминках. Жители Москвы должны сказать спасибо Михаилу Матвеевичу за то, что он сохранил память о разрушенных замоскворецких церквях.

Мы годами (а порой и всю жизнь) ходим по знакомым улицам и переулкам, не догадываясь, что когда-то их украшали роскошные храмы – настоящие жемчужины Москвы, без которых раньше было трудно представить первопрестольную столицу. Двадцать одна церковь (и еще две часовни) – это слишком существенная потеря для сравнительно небольшого Замоскворечья (я имею ввиду часть, ограниченную Москвой-рекой и Садовым кольцом). Каждый из утраченных храмов достоин отдельной книги. И когда-нибудь эти книги обязательно будут написаны. Я же лишь немного расскажу обо всех разрушенных в советское время замоскворецких церквях.

Церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах. На углу Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка до 1935 года возвышалась церковь Никиты в Старых Толмачах, или в Татарской слободе. Топонимические уточнения отсылают нас к древним московским урочищам – Старым Толмачам (поселению устных переводчиков – толмачей) и Татарской слободе, которая располагалась в районе современной Татарской улицы и Татарских переулков. Деревянный храм известен с 1613 года. В конце XVII века была выстроена каменная церковь Сретения Господня с приделом во имя великомученика Никиты в трапезной.

К середине XIX века Никитский храм (в Москве церкви именовались, как правило, по особо почитаемому приделу) обветшал, и было принято решение разобрать его и построить новый. К 1863 году новый храм был построен по проекту знаменитого московского зодчего М.Д. Быковского. Церковь Никиты в Старых Толмачах – одно из интереснейших творений Быковского. Архитектор придал церкви черты древнерусской архитектуры: пятиглавие, килевидную форму наличников, сдвоенные колонки, украшенные плетенкой. Но это не обычная стилизация. В пятиглавии Никитского храма центральная глава была намного больше и массивнее четырех боковых.

Центральную главу венчал огромный купол на широком световом барабане. К Кузнецкой улице (до 1922 года Новокузнецкая называлась так) церковь была обращена восточной стороной, что предопределило прямую линию стены и отсутствие апсиды. Церковь образовывала выразительный композиционный акцент в застройке этой части Замоскворечья. Описанные особенности делали храм Никиты не похожим ни на один другой московский храм. Тем трагичнее для Москвы его потеря. В 1935 году церковь была разрушена. На ее месте построен конструктивистский жилой дом (Новокузнецкая, 4/12) для работников милиции.

Церковь Троицы в Лужниках. Улица Бахрушина до советского переименования носила название Лужнецкой или Лужниковской – по находившейся здесь в XVII веке конюшенной дворцовой слободе Большие Лужники. В древности на этом месте располагались лужки для выгона скота. Церковь в слободе документально известна с 1625 года. Самое древнее ее название – Николая Чудотворца Мирликийского в Конюхах. Первый каменный храм был возведен в середине XVII века и освящен во имя Троицы. К концу века у Святотроицкого храма появился придел в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи.

В 1730 году с южной стороны к церкви был пристроен Никольский придел – в память о древнем храме. В середине XVIII века церковь украсили невысокой стройной колокольней. В 1785-89 годах храм Троицы в Лужниках значительно перестроили и расширили. Последний раз церковь обновлялась в 1858-61 годах. Святотроицкий храм знаменит своими прихожанами. В приходе церкви в разное время жили известнейшие и богатейшие купцы: например, меценат, коллекционер, создатель Театрального музея А.А. Бахрушин и московский городской голова М.Л. Королев, который был старостой храма Троицы в Лужниках.

В начале 1930-х годов храм Святотроицкая церковь была разрушена по просьбе завода «Мосэлектрик». К сожалению, Москва потеряла прекрасный храм, представлявший собой одноглавый четверик с трапезной и трехъярусной колокольней. На месте церкви была построена школа № 525 Замоскворецкого района. Сегодня школа носит имя народного артиста СССР Р.А. Быкова, который в ней учился в 1937-47 годах. В 2003 году почтили память об утраченном храме: на территории школьного двора, на том месте, где до Октябрьской революции 1917 года находился главный алтарь церкви, была установлена памятная Троицкая часовня.

Церковь Спаса Преображения в Наливках. В первой половине XVI века великий князь Василий III выстроил для воинов защитников Москвы (иностранные путешественники называли их «телохранителями») целый город Нали, или Наливки. Историк С.М. Соловьев объясняет это название тем, что воинам было позволено пить (и наливать) мед и пиво в любое время дня и года. Но есть и другая версия происхождения этого топонима – по рощам, которые назывались наливками. Кроме того, Наливками могли именовать заливные или наливные луга, коих в этой части Москвы было немало. Церковь в Наливках впервые появляется в документах в 1642 году.

Возведение каменного храма началось в 1713 году, но работы были остановлены указом царя Петра I о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга. Главный престол во имя Спаса Преображения освятили только в 1738 году. Через несколько лет у Спасопреображенской церкви появился Никольский придел. Новая большая теплая трапезная с двумя приделами (второй – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») построена в 1840-х годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Главную церковь перестраивали во второй половине XIX века. Тогда в храме появился Михаило-Архангельский придел.

Церковь Спаса Преображения в Наливках имела несколько ярких деталей. Крупный приземистый храм в стиле позднего классицизма венчал невысокий, как будто приплюснутый барабан с куполом. Внутри просторной церкви отсутствовали столбы и колонны, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. Храм был закрыт и снесен в 1929 году. В 1930-х годах на его месте построили два ничем не примечательных жилых дома в пять этажей для кооператива «Замоскворецкий рабочий» (современный адрес: 1-й Спасоналивковский переулок, 17 – на углу с Казанским переулком).

Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. В конце XV века в Замоскворечье (на территории современной Болотной площади) появился огромный Государев сад. Его обслуживали три слободы царских садовников, одна из которых – Нижние Садовники – дала название Садовнической улице. Единственная церковь Нижних Садовников была ярчайшим образцом московской архитектуры эпохи русского узорочья. Первое упоминание о храме Космы и Дамиана исследователи датируют 1625 годом, но с большой долей вероятности можно утверждать, что церковь на этом месте существовала и раньше.

В 1657 году в Нижних Садовниках появилась первая каменная церковь. Главный престол освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, а почитаемый Космодемьянский придел разместился в правой апсиде. В XVIII веке придел был перемещен в трапезную. Глядя на дореволюционные фотографии храма Космы и Дамиана, можно увидеть, насколько нарядным, или, как говорили раньше, изукрашенным, он был. Особенно выделялся наружный портал Космодамианской церкви с южной стороны. Бла¬годаря талантливому мастеру портал как будто бы превратился в причудливой формы вход в сказочный мир.

Нам остается лишь сожалеть о том, что Замоскворечье лишилось такой красоты! Без преувеличения, это был один из самых красивых храмов Москвы. На мой взгляд, это главная потеря Замоскворечья. Церковь Космы и Дамиана разрушили в 1932 году. На ее месте – юго-восточное крыло шестиэтажного жилого дома на углу Садовнической улицы и Комиссариатского переулка, который до революции назывался Космодамианским – по церкви. Единственное напоминание о стоявшем здесь когда-то замечательном храме – памятная доска на здании на углу Комиссариатского переулка и Космодамианской набережной.

Церковь Воскресения Словущего в Монетчиках. Монетчиковские переулки получили свое название по проживавшим здесь в начале XVIII века монетчикам – рабочим Кадашевского монетного двора. Слобода монетчиков интересна тем, что она была последней слободой в Москве. После переноса столицы императором Петром I в Петербург почти все ремесленные слободы разорились, так как потеряли своего главного заказчика – Государев двор. Монетная же слобода просуществовала до 1730-х годов. Церковь на этом месте известна с 1672 года и впервые упоминается под названием Воскресения в Стрелецкой слободе.

До появления здесь монетчиков территорию Монетной слободы занимало поселение стрельцов. Удивительно, но первый каменный храм по¬явился в Монетчиках только в 1750 году. В это же время была построена отдельно стоящая барочная колокольня – по одной из версий, это проект зодчего Д.В. Ухтомского. После пожара 1812 года церковь Воскресения в Монетчиках значительно перестроили: сделали новую трапезную, внесли в оформление фасадов классицистические мотивы. В приходе Воскресенского храма жили известные прихожане, например, издатель И.Д. Сытин, на средства которого в церкви появились беломраморные иконостасы.

Несколько лет недалеко от храма жила семья А.Н. Островского. Будущий великий драматург каждое воскресенье посещал церковь в Монетчиках. В начале 1930-х годов храм был закрыт и разрушен. На его месте построили типовое школьное здание, в котором разместилась школа № 529. В этой школе в начале 1950-х годов учился будущий многолетний мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2004 году старое здание школы снесли, и 1 сентября следующего года дети пошли в новую современную школу. Перед перестройкой жители Замоскворечья надеялись, что церковь Воскресения в Монетчиках возродится на прежнем месте.

Церковь Николая Чудотворца на Пупышах. Местность, на которой построили храм, была заболоченной. Отсюда и название церкви. Пупыши - это кочки на болоте. До прорытия Водоотводного канала территория часто подтоплялась во время таяния снега и весенних паводков. Сегодня церковь Николы на Пупышах украшала бы Космодамианскую набережную. Деревянный храм известен с 1565 года. В конце XVII века появилась первая каменная церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В 1730-х годах на средства купцов Щеголевых Николо-Пупышевский храм был перестроен.

Приблизительно в то же время в трапезной появился придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», в котором хранился список с почитаемой чудотворной иконы. Следующая крупная перестройка случилась в середине XIX века, когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми. Церковь Николы на Пупышах представляла собой пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Возможно, столь необычная форма четверика связана с тем, что на этом храме делались специальные отметки высоты воды в большие паводки. Ни¬коло-Пупышевскую церковь закрыли в 1931 году.

Сначала ее изуродовали и приспособили под невзрачное общежитие работников конного транспорта. С 1934 года Никольский храм стали разбирать на материалы для нужд Метростроя. В 1950-х годах церковь окончательно разрушили, чтобы построить корпус огромного девятиэтажного жилого комплекса на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная, 40-42). Местные жители считали, что ступеньки из камня, которые вели на спортплощадку во дворе дома, остались от трапезной разрушенного храма. Сегодня на месте церкви Святителя Николая на Пупышах парковка автомобилей и гаражи-ракушки.

Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Древнейший каменный храм Москвы, основанный в 1330 году князем Иоанном Даниловичем Калитою. Разобран в 1933 году ради создания на его месте пристройки к Кремлёвскому дворцу со служебными помещениями (хранилище мётл и лопат).

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. Построена в 1731-ом году на средства гоф-интендантской конторы. Разобрана в 1932-ом году.


Церковь Константина и Елены в Московском Кремле. Основана вел. кн. Димитрием Донским между 1362 и 1367 г.г. В 1651-ом году вместо деревянной на средства боярина Ильи Милославского возведена каменная. Разрушена в 1928-ом году.


Церковь Петра и Павла в Малом Николаевком дворце в Московском Кремле. Дворец построен архитектором Казаковым в 1776 году. Иконостас церкви был сломан в конце 1922 года в связи с приспособлением части дворца под клуб сотрудников ВЦИК и СНК. Советской публике дворец известен по компилятивной книге В. Вересаева "Пушкин в жизни", в которой на первой же странице приводится отрывок из П.В. Анненкова о прибытии Пушкина из ссылки в Москву по вызову императора ранней осенью 1826-го года: "Чудов или Николаевский дворец занимало тогда августейшее семейство и сам государь-император, которому Пушкин и был тотчас представлен, в дорожном костюме, как был, не совсем обогревшийся, усталый и, кажется, не совсем здоровый." Полностью разрушена вместе с дворцом в 1929-ом году.


Чудов (мужской) монастырь в Московском Кремле. Основан святителем Алексием митр. Московским в 1365-ом году. В монастыре были 4 храма с 7-ю престолами: Храм Чуда архистратига Михаила, Соборная церковь митр. Алексия, Церковь св. апостола Андрея Первозванного, Церковь Иоасафа Белгородского. Полностью уничтожен (взорван) со всеми храмами и престолами в декабре 1929-го года. На снимке: Собор Алексия митрополита и корпус, где находилась церковь Андрея Первозванного, 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7)


Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Каменный возведён на месте деревянного, предположительно 1358-го года постройки, в 1501-ом году (освящён в 1503-ем). После пожара 1626-го года был устроен новый иконостас. Реставрировался в 1849-ом году под надзором академика Быковского. Подвалы под храмом белокаменные, двухэтажные, с отдельными входами.


Собор Вознесения Господня Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Возведён зодчим Алевизом в 1519-ом году на месте старой церкви 1467-го года постройки. Последнее здание выстроено к 1588-му году ктиторшей царицей Ириной (Годуновой) как реплика Архангельскому Собору, поскольку в Архангельском погребались цари, а в этом - царицы. Приделы: 1). Успения Пресвятой Богородицы (с Севера), 2). Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (предп. в 1732-ом году, с Юга). Разрушен (взорван) в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский собор, рисунок нач. XIX века. Взорван в декабре 1929-го года. Из жалобы сотрудников Центр. гос. реставрационных мастерских от 17-го декабря 1929-го года: "Мы, нижеподписавшиеся... явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне... только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены..." На снимке: Чудов монастырь в Московском Кремле. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева - Колокольня, под которой находилась церковь Иоасафа Белгородского (также взорвана), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7А)


Вознесенский (женский) монастырь в Московском Кремле. Основан вел. кн., женою Димитрия Донского в 1387-ом году. В монастыре было 3 храма с 8-ю престолами: Собор Вознесения Господня, Церковь Михаила Малеина, Церковь влкмч. Екатерины. Екатерининская церковь. Каменная известна с 1517-го года, затем, после наполеоновского нашествия, разобрана. Последнее здание выстроено по проекту архитекора Росси в 1817-ом году в "готическом" стиле. Приделы: 1). Казанской иконы Божией Матери, 2). Рождества Иоанна Предтечи. В конце XIX века обновлена, появились мраморные иконостасы в главном алтаре и приделах. Полностью уничтожен со всеми храмами и престолами в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа - церковь Михаила Малеина (взорвана в то же время), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 8)


Казанский Собор. Сооружён деревянным на вклад кн. Димитрия Пожарского в 1620-ых годах. Cгорел в 1635-ом году, на восстановление выделен царём кирпич от строившегося дворца в Кремле. Главный престол освящён в 1635-ом, придел Аверкия Иерапольского - осенью 1637-го года. В 1805-ом году выстроена новая колокольня на месте прежней. Пострадал при взрыве французскими ордами Никольской башни. В 1865-ом году колокольня стала трёхъярусной.
Закрыт в 1930-ом году якобы по ходатайству Исторического Музея. Разрушен в 1936-ом году. В 1937-ом на месте Собора - Павильон Б. Иофана в честь III Интернационала и туалет для посетителей павильона. После В.О.В. на месте Собора - только туалет, обслуживавший прибывающих поглазеть на Красную площадь туристов вплоть до конца 1980-ых годов.
В 1990-ые годы сооружён заново из железобетона в подражание стилю XVII века.


Собор Николая Чудотворца Николаевского греческого (мужского) монастыря (Никольская улица).
Построен в 1727-ом году. Освящён в 1736-ом году. На заднем плане справа хорошо виден Большой театр, разрушенный в начале 2000-ых годов Лужковскими "реконструкциями". Сейчас на месте Большого театра - железобетонный новодел.
Сломан Собор Николая Чудотворца в 1935-ом году.


Церковь Троицы, что в Полях. Впервые упоминается в т.н. "Никоновской" летописи прибл. в 1493-м году. Неоднократно перестраивалась (в последний раз - в 1832-ом году).
Разрушена в 1934-ом году, и на её место переставлен стоящий дотоле около памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (1909 г.).


Церковь (иконы) Владимирской Божией Матери (Никольская улица). Построена на средства царицы Натальи Кирилловны в 1691-1693 гг. Закрыта осенью 1932-го года, снесена в 1934-ом году вместе с колокольней, башней Владимирских ворот (видна проямо за церковью) и прилегающей стеной Китай-города.


Церковь Николая Чудотворца Большой Крест (улица Ильинка). Упоминается в Степенной книге XVI века, между 1680 и 1697 гг. построена каменной архангельскими купцами Филатьевыми.
Снесена в 1933 году.


Церковь свщмч. Ипатия Гангрского (Ипатьевский пер.). Известна с 1472-го года. Каменная построена в 1652-ом году на средства Ф.Н. Олябьева.
Поэтапно разрушалась с 1929-го года. Бывшая алтарная абсида, использовавшаяся дворниками для хранения инвентаря, уничтожена в 1967-ом году.


Церковь Николая Чудотворца "Мокрого". Упоминается в летописях с 1468-го года. Последнее каменное здание построено в 1697-ом году.
Закрыли в 1932-ом году. Снесли вместе с остальными зданиями старого Зарядья в 1930-60-ые годы (часть стены Китай-города, выходящую на набережную, взорвали в 1951-ом году). В 1967 году на месте Зарядья возвели гостиницу "Россия" (форма - составленный из железобетонных панелей многоэтажный прямоугольный параллелепипед), остатки которой остаются неубранными до сих пор (разрушена в позднейшее Лужковское правление).


Церковь Николая Чудотворца "Москворецкого". Упоминается с XVI века. перестроена в 1829-ом (освящена в 1832) году.
Разобрана, как и вся чётная сторона Москворецкой улицы (единственная улица в Москве, на которой теперь нет ни одного строения!), в 1936-37 гг. при строительстве нового Москворецкого моста. На месте церкви с тех пор - проезд к мосту от Красной площади.

Из коллекции Юрия Елисеева
Полностью здесь:

Разрушение православных храмов в 30-е годы прошлого века в нашей стране означало не просто разрушение культовых сооружений, но, в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей.
Особое место в этом процессе занимает 1932 год. Он знаменателен тем, что тогда экономика Советского Союза переживала черезвычайное напряжение, обусловленное форсированной индустриализацией и массовой коллективизацией крестьянских хозяйств. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов не мог не отразиться на состоянии внешнеторгового баланса СССР.

Для проведения индустриализации и перевооружения на ее основе Красной Армии Советскому государству требовалась валюта - для покупки за рубежом необходимого оборудования и машин. Экспортные возможности СССР в тот период были невелики и опирались на вывоз зерна, леса, минеральных ресурсов. В начале 1930-х годов рубль обесценился в 5-10 раз, в то время, как номинальная заработная плата выросла лишь в 3 раза. Рынок не преминул отреагировать на девальвацию рубля ростом цен. Ухудшилось положение с продовольствием: 1932-33 годы были голодными. Падала производственная дисциплина. В Марийской автономной области как раз в 1932 году участились случаи прогулов рабочих и срыва производственных планов.
Сознание людей тех лет многие события и явления воспринимало сквозь призму идеологических кампаний; лексика того времени была военной: страна Советов мыслилась как осажденный лагерь среди вражеского окружения, и все, что так или иначе не отвечало интересам социалистического строя и его идеологии, рассматривалось как помощь врагам страны, вставшей на путь невиданного в мире социального эксперимента. «Кто не с нами, тот против нас» - такова была логика мышления человека, уверовавшего в возможность построения коммунистического общества. Эта новая религия была несовместима с любой другой религией. Но бороться с Православной Церковью ко всему прочему означало бороться со старой деревней, с прежним укладом жизни, с крестьянстом. Поэтому не случайно, что наряду с коллективизацией в мае 1932 года в СССР была объявлена безбожная пятилетка (1932-1937), поставившая задачей к 1 мая 1937 года покончить с религией вообще и закрыть все храмы с тем, чтобы даже не упоминалось имя Бога. Бог теперь был один - большевистская партия во главе со Сталиным.
Вот такой фон имеют события, которые имели место в Йошкар-Оле в последнюю декаду апреля 1932 года. В тот год пролетарский праздник 1 мая совпал с православной Пасхой. 17 апреля 1932 года в Йошкар-Оле прошло собрание различных представителей от профсоюзов, на котором обсуждался план проведения первомайского праздника и антипасхальных дней. Было отмечено, что «подготовка развернута слабо, а некоторые месткомы ее даже и не начинали»1. На собрании было принято постановление, в котором, в частности, говорилось: «Выделить бригады на мобилизацию средств. В подшефных колхозах по готовности к севу во всех месткомах провести летучие митинги и собрания с разъяснением антирелигиозной пропаганды, требовать прекращения колокольного звона и вообще передачи их (колоколов) в фонд индустриализации, на оборону СССР. Оживить работу ячеек Союза воинствующих безбожников, организуя кружки изучения антирелигиозной пропаганды»2.
На следующий день, 18 апреля, в «Марийской правде» была опубликована статья о том, что колокольный звон в дни «кулацко-поповской пасхи» следует запретить, а колокола снять и сдать в фонд обороны страны.
Чтобы придать законность акции, все было подано так, как будто инициатива запрещения колокольного звона исходила снизу - от рабочих типографии. Далее все пошло по нарастающей, по законам политической кампании. 19 апреля 1932 года прошли собрания: рабочих и служащих кирпичного завода, электростанции3, служащих госбанка4, студентов и преподавателей Марпединститута5, посетителей кинотеатра «Восток - кино»6. 20 апреля 1932 г. были организованы «летучие митинги» в мастерских города - в сапожной, поливочной, кондитерской, где работали инвалиды7. 21 апреля 1932 года состоялось профсоюзное собрание в Мароблисполкоме8.
Резолюции принимались самые радикальные, вроде той, которую «единодушно» приняли зрители перед началом киносеанса в Йошкар-Олинском кинотеатре «Восток-кино»: «Заслушав информацию тов. Гаева о запрещении колокольного звона, зрители кинотеатра «Восток-кино» (600 человек) присоединяются к предложению газеты «Марийская правда» о запрещении колокольного звона, как в пасхальные дни, так и на все время, и ходатайствуют перед городским Советом о вынесении на этот счет соответствующего решения. В ответ на попытку капиталистов напасть на Советский Союз будем крепить оборону, сдадим на оборону церковные колокола, будем изучать военную технику и крепить ряды Осоавиахима и Союза воинствующих безбожников»9.
Заметим, что в данной резолюции все ловко смещено и объединено: и военная угроза (которой в 1932 году еще не было, а было лишь резкое ухудшение англо-советских отношений), и оборонная работа, и соцсоревнование, и построение социализма, которое никак не было возможно, по мысли авторов резолюции, без отмены церковного праздника - Пасхи. Если ты за Пасху - значит, ты против социализма, против обороны страны и т.п. - такова была логика.
Понятно, что при такой постановке вопроса, да еще при наличии требований «снизу» - от коллективов трудящихся, Йошкар-Олинскому городскому Совету не оставалось ничего иного, как «идя навстречу единодушно выраженному желанию рабочих масс, трудящихся, профсоюзных организаций и всей советской общественности о прекращении колокольного звона в церквах г. Йошкар-Ола и учитывая, что колокольный звон отвлекает от работы и понижает производительность труда служащих государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, особенно находящихся вокруг церквей, ходатайствовать перед комиссией по рассмотрению религиозных вопросов при Марийском облисполкоме воспретить колокольный звон в Вознесенской и Троицкой церквах на все время»10. 28 апреля 1932 года указанная комиссия удовлетворила это ходатайство, но снятие колоколов не разрешила, оставив вопрос открытым11.
Власти не без основания опасались людского возмущения: все-таки в 20-е годы Пасха была в числе официальных выходных дней и ее празднование не возбранялось и не преследовалось. Во-вторых, не исключалось, что в случае жалобы верующих во ВЦИК, московская комиссия могла потребовать отменить решение местных властей, как иногда и случалось. Лишь когда спустя три недели после названных событий в Москве была объявлена «безбожная пятилетка», целью которой было изменить сознание людей и выкорчевать другие религии и, в первую очередь, Православие, разрушению церквей был дан «зеленый свет».
К 1 января 1936 года в Маробласти было закрыто 69 храмов, из которых 48 были отданы под клубы, библиотеки, кинотеатры и школы, 12 использовались как складские помещения, а 9 находились в запустении12. По рассказу старожила города Б.В. Бабушкина, в Вознесенской церкви г. Йошкар-Олы в 1933 году прекратились богослужения после трагического случая, когда во время службы молнией убило священника, державшего крест. В церкви была устроена изостудия, а затем, в 1936 году, она использовалась как склад. В дальнейшем церковь была переоборудована в завод пивобезалкагольных напитков, который просуществовал более полувека.
В Воскресенском соборе до 1944 года - когда была разрешена церковная служба - находился кинотеатр «Октябрь». Колокольня собора использовалась пионерским клубом, а на втором ее этаже располагалась библиотека.
Разрушенная Троицкая церковь в г. Йошкар-Оле была отдана под сельхозмастерскую.
Процесс, начатый в Красном городе в 1932 году кампанией против колокольного звона, всего за несколько лет привел к прекращению деятельности церквей и их разрушению. В настоящее время восстановленной может считаться только Вознесенская, да и то - не в полной мере. Тихвинская кладбищенская церковь также не имеет того внешнего облика, какой существовал до разрушения храма. То, что это стало возможным, берет свое начало в богоборческой кампании, которая порушила веру во многих людях, а уж потом - и храмы.

Примечания

1. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1266. Л. 22.
2. Там же.
3. Там же. Л. 9.
4. Там же.
5. Там же. Л. 5.
6. Там же. Л. 9.
7. Там же. Л. 17-19.
8. Там же. Л. 6.
9. Там же. Л. 21.
10. Там же. Л. 1.
11. Там же.
12. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1608. Л. 74.