Аятолла хомейни биография личная жизнь. История Ирана

Рухолла аль-Мусави, впоследствии известный как аятолла Хомейни, родился в сентябре 1902 г. в небольшом городке Хомейни в Центральной провинции Ирана. Его род восходил к седьмому шиитскому имаму Мусе Казему, а через него – к самому пророку. Отец Рухоллы сейид Мустафа Мусави был религиозным наставником жителей Хомейна. Он погиб от пули правительственного агента, когда Рухолле едва исполнилось пять месяцев. Детские и юношеские годы будущего аятоллы прошли под надзором матери Бану Хаджар, которая также происходила из образованной и благочестивой семьи. Под ее наблюдением и при помощи старшего брата Муртазы Рухолла начал изучение арабской грамматики и смог подготовиться к поступлению в семинарию. Пишут, что с самого детства он был памятлив, серьезен и очень благочестив.

Иран, родина Хомейни, едва ли не с первых веков распространения ислама сделался крупнейшим центром шиитской оппозиции. Подавляющее большинство населения здесь (около 90 %) исповедует шиизм имамитского толка (то есть, почитает всех двенадцать святых имамов, включая скрытого). С начала правления династии Сефевидов (с 1502 г.) шиизм стал в Иране официальной государственной религией. Особенность шиизма, в отличие, к примеру, от суннизма, состоит в том, что власть светского правителя не является для верующих полностью легитимной. По представлениям имамитов подлинным правителем является скрытый имам - Махди или Вали-е-Аср (Повелитель времени). Это положение было отражено в Иранской конституции 1906 г. Волю Махди во время его отсутствия должны исполнять его доверенные лица. На эту роль с давних пор претендовало шиитское духовенство, которое в большинстве своем терпело светскую власть только как неизбежное зло. Если правомочия Сефевидов еще не оспаривались духовенством, то по отношению к последующим династиям (особенно к Каджарам и Пехлеви) религиозные лидеры шиитов все более определенно подчеркивали, что власть шаха – лишь временное правительство, существующее до прихода Махди.

Духовенство в Иране – это несколько сот тысяч человек. Среди них выделяются улемы – ученая элита, получившая образование в высших религиозных учебных заведениях. Никакой иерархии священнослужителей не существует. Все улемы считаются равными и подчиняются лишь Аллаху и скрытому имаму. Однако, если духовное лицо благодаря своим знаниям и благочестию становится особенно авторитетным и имеет большое число сторонников, то с согласия лидеров шиитских богословских центров ему дается звание аятоллы («божественного знамения») или великого аятоллы. Всеми признанный духовный лидер зовется марджа-е таклид («образец для подражания»). Все аятоллы имеют право «выносить фетву» (то есть, обнародовать от своего имени декрет, постановление) по правовым и политическим вопросам. Фетва духовного лидера страны – хукм имеет значение приказа, обязательного для исполнения всеми верующими.

Светские правители должны были всегда считаться с волей иранское духовенство, которое представляет из себя очень влиятельную политическую силу. Материально оно совершенно не зависит от государства, так как с давних пор в Иране существует обычай сбора религиозных налогов заката и хумса. Кроме того церковь владеет в Иране значительными земельными наделами. На доходы от них содержатся улемы, муллы и студенты медресе - талибы. Последние хорошо организованы. В любой момент десятки тысяч талибов по призыву своих религиозных наставников – муджтахидов и аятолл - готовы выйти на улицы и встать на защиту интересов ислама.

Отрочество Рухоллы пришлось на годы первой мировой войны, когда в Иране царили анархия и беззаконие. У власти тогда стояли слабые шахи из династии Каджаров, при которых страна пришла в полнейший упадок, сильно отстав в промышленном отношении от высокоразвитых государств. Власть шаха фактически никем не признавалась. Большинство иранских провинций находилось под властью своих ханов и вождей племен, которые вели друг с другом бесконечные войны. Позже Хомейни вспоминал: «Всюду царил хаос. Центральное правительство демонстрировало свое бессилие… На нас совершали налеты бандиты, а у нас у самих были винтовки… Еще в первые годы моего сиротства мы приходили на огневые позиции и помогали отражать нападения негодяев и грабителей… У меня тоже была винтовка, хотя я и был ребенком…».

Как уже говорилось выше, изучив основы мусульманского правоведения и ислама, Рухолла продолжил образование в семинарии. В 1920 г. он начал обучение в Араке у знаменитого богослова Хаери Яхди. В 1922 г. школа Хаери Яхди переехал вместе со своим наставником в Кум, где располагалась одна из старейших иранских духовных семинарий Файзийе. Она, впрочем, переживала тогда не лучшие годы. Кум находился в запустении, а здания самой семинарии – в развалинах. Их пришлось восстанавливать силами студентов. Но постепенно все устроилось. Для Рухоллы начались годы напряженного учения. Он изучал богословие, право, риторику, этику, арабскую и персидскую литературу, математику, астрономию, философию и еще множество других предметов, необходимых для того, чтобы стать настоящим факихом – знатоком ислама. Уже в эти годы он выделялся среди сверстников как своими обширными познаниями в правоведении и богословии, так и своим аскетизмом, ибо поставил себе за правило во всем следовать примеру пророка и праведных имамов. По окончании обучения Рухолла остался в Куме и долгие годы преподавал здесь фикх – юриспруденцию и догматику ислама, а также мистику и исламскую этику. В 1928 г. вышел его первый богословский труд – объемистый трактат на арабском языке об утренней молитве. А в следующем году Рухолла женился на дочери кумского теолога аятоллы Сакафи Техрани (в этом браке он имел двух сыновей и трех дочерей).

Между тем политическое положение в стране постепенно менялось. В 1921 г. Реза-хан, бывший до этого командиром казачьей бригады в Казвине, совершил государственный переворот и, пройдя путь от военного министра до премьер-министра, в 1925 г. добился низложения последнего шаха Каджарской династии. Вскоре после этого он был провозглашен новым шахом Ирана, основав династию Пехлеви. Первое, с чего он начал свою деятельность было восстановление власти центрального правительства над всей территории Ирана. Уже в 1921-1925 гг. Реза-хану удалось подавить повстанческие движения в Азербайджане, Гиляне, Луристане и некоторых других провинциях. Военные успехи были подкреплены кардинальными реформами. К ним Реза-шах приступил сразу же после восшествия на престол. В течение трех лет были разработаны коммерческий, уголовный и гражданский кодексы, реформирована система судопроизводства. Это было неприкрытое вторжение государства в сферу прерогатив духовенства, так как все гражданские дела оказались изъяты из юриспруденции шариатских судов, а шариатские нормы были заменены нормами буржуазного права. Вслед затем был создан централизованный аппарат управления. Вскоре силу нового правительства почувствовали иностранные державы. В 1928 г. Реза-шах расторг неравноправные договоры с европейскими государствами, навязанные государям прежней династии. Тогда же был образован Национальный банк.

Приступив к своим преобразованиям, Реза-шах не скрывал, что намерен коренным образом изменить облик страны. Он был человек свободных взглядов и запретил многие религиозные церемонии, казавшиеся ему архаичными. Так под его нажимом меджлис (парламент) принял закон, разрешавший женщине снять чадру. Поощрялось ношение европейского платья. Печать пропагандировала западный образ жизни, нормы и правила поведения, ратовала за раскрепощение женщин. В стране возникла сеть колледжей и университетов, обучение в которых происходило по западным программам и учебникам. В 1935 г. Реза-шах ввел в употребление паспорта, чего прежде не было. Каждый иранец тогда должен был обзавестись фамилией. Рухолла образовал ее от названия родного города. Так и появилась фамилия Хомейни.

В 1941-1942 гг. Иран оккупировали войска антигитлировской коалиции. Реза-шах, испытывавший несомненные симпатии к фашистской Германии, отрекся от престола, передал свою власть сыну Мохаммеду Реза Пехлеви и покинул страну. Новый шах также был большим поклонником западной цивилизации и западного образа жизни. С ранних лет он воспитывался английскими и немецкими гувернерами, учился в Швейцарии, а потом закончил военное училище в Ираке. Но в первые двадцать лет правления его пристрастия проявлялись еще не достаточно отчетливо.

В эти годы вся жизнь Хомейни была всецело отдана преподавательской и богословской деятельности. Один за другим выходили его трактаты на арабском языке – комментарии к преданиям, труды по этике, мистике и мусульманской юриспруденции. Но этим круг его интересов не исчерпывался. С юности Хомейни обладал недюжинным поэтическим талантом и сочинял на фарси недурные стихи (они печатались под псевдонимом Хинди и позже составили целый том в собрании его сочинений). В конце 50-х гг. Хомейни стал аятоллой, а в 1961 г. – великим аятоллой. В следующем году умер марджа-е таклид Боруджерди. Его приемник не был официально объявлен духовенством. Однако на эту роль все чаще претендовал Хомейни, оторвавшийся от своих ученых изысканий и все больше втягивающийся в политику.

Причиной к этому послужил новый виток реформ, начавшихся в Иране в 60-х гг. В 1961 г. шах распустил на неопределенный срок враждебный ему меджлис и установил в стране единоличное правление. В 1962 г. был принят закон об аграрной реформе, суть которой можно определить так: «землю в частную собственность тем, кто ее обрабатывает». То есть полновластными собственниками становились те крестьяне, которые до этого были ее арендаторами у помещиков. Вскоре вслед затем было декларировано политическое равноправие женщин. Все эти нововведения не нравились Хомейни, но прямые его столкновения с правительством начались с законопроекта о создании провинциальных и уездных советов, опубликованного в октябре 1962 г. Согласно нему «вера в ислам» теперь не являлась обязательным предварительным условием для избирателей и кандидатов на выборах, а выражение «клясться на Коране» заменялось формулой «клясться на священной книге».

Реакция на эти неслыханные новшества последовала незамедлительно. Хомейни, обменявшись мнениями с высшими улемами Кума и Тегерана, развернул активную компанию протеста против ущемления достоинства мусульман. Он отправил в адрес шаха резкую телеграмму, в которой между прочим писал: «Я еще раз советую Вам подчиниться Богу, следовать Конституции, остерегаться нарушать Коран… В противном случае вы пожнете бурю, улемы не будут воздерживаться от высказывания своего мнения в адрес Вашей персоны…» А в одном из своих выступлений по этому вопросу он заметил: «мусульманский народ и исламские улемы живы и здоровы. Они отрубят любую руку, которая предает сущность ислама и посягает на честь и достоинство мусульман». Усилия Хомейни достигли цели. В ноябре 1962 г. правительство аннулировало свой законопроект.

Но это была только проба сил двух противников, которые должны были вскоре сойтись в смертельной схватке. В январе 1963 г. шах обнародовал «Шесть пунктов белой революции», представлявшие из себя развернутый план масштабных реформ. Он включал в себя: уничтожение феодальной системы, земельную реформу, национализацию лесов и пастбищ, приватизацию государственных предприятий с одновременным выкупом акций рабочими, введение всеобщего избирательного права (в том числе для женщин), борьбу с неграмотностью. Программа вызвала большое возбуждение в иранском обществе. Духовенство отнеслось к ней негативно, так как увидело здесь целый ряд положений, подрывавших позиции ислама. Особенно нетерпимо оно отнеслось к аграрной реформе и к предоставлению женщинам равных прав с мужчинами.

21 марта 1963 г. Хомейни произнес речь, в которой содержалась острая критика «белой революции». По его призыву в Куме начались массовые выступления студентов, собравшихся на траурную церемонию поминовения жертв шахского режима. Против них пришлось применять силу – в город были двинуты войска, вспыхнули беспорядки, подавленные с большим трудом. В апреле 1963 г. Хомейни опубликовал свое знаменитое заявление под названием: «Любовь к шаху – это потворство грабежу народа». В этом заявлении, адресованном Реза-шаху, Хомейни писал: «Я готов к тому, что мое сердце будет пронзено штыками Ваших агентов, но я никогда не подчинюсь Вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед Вашей жестокостью».

Пик антишахских выступлений этого года пришелся на июнь, когда (10 мухаррама по иранскому календарю) отмечается Ашура – день памяти величайшего шиитского мученика, третьего безгрешного имама Хусейна, павшего в бою с суннитами у местечка Кербела. Религиозные демонстрации начались в Тегеране и вскоре переросли в антиправительственные выступления. Хомейни, который к этому времени стал признанным лидером духовенства и всей оппозиции, обратился к верующим с несколькими острыми антишахскими речами. Шах отдал приказ арестовать его, что и было сделано. Весть об этом привела к настоящему восстанию. Народ из окрестных городов и деревень двинулся на Тегеран, но был остановлен войсками, открывшими огонь на поражение. В столкновениях погибло несколько тысяч человек. На фоне этих событий шла подготовка к парламентским выборам. В сентябре 1963 г. был избран новый меджлис, большинство в котором составляли сторонники реформ.

Но оппозиция еще далеко не была побеждена. Это стало очевидно, когда начала набирать обороты компания по освобождению Хомейни. В конце концов его выпустили на свободу, и в апреле 1964 г. он вернулся в Кум. Месяцы проведенные в тюрьме, нисколько не изменили его отношения к режиму. Напротив, выступления Хомейни стали еще более гневными и еще более непримиримыми. Шах несколько раз пытался договориться с ним, но Хомейни наотрез отказался даже разговаривать с его посланниками. Тогда в ноябре 1964 г. шах приказал выслать непокорного аятоллу из страны. Хомейни доставили в машине в аэропорт Мехрабад, посадили на самолет и отправили в Анкару. Он прожил в Турции 11 месяцев и в октябре 1965 г. вместе с сыном Мустафой (также высланным из Ирана) перебрался в Ирак. После паломничества в Кербелу, они поселились в Неджефе, где находилась могила первого шиитского имама Али. В ноябре Хомейни начал читать курс лекций по мусульманскому праву в богословском центре при мечети Шейха Ансари. Его имя в это время уже было широко известно в мусульманском мире, и на его лекции в иные дни собиралось до 1200 слушателей, среди которых были не только студенты, но и ученые из Ирака, Пакистана, Афганистана и Индии. Постепенно в Неджефе вокруг Хомейни образовалось ядро из верных ему людей. Средства на финансирование антишахской борьбы давали религиозные налоги, собираемые в Иране, часть которых поступала к нему как к великому аятолле. Суммы это были немалые, и фонд Хомейни доходил до 25 млн. долларов. Даже за границей он продолжал оставаться вождем антишахского движения. Его многочисленные послания (а он откликался буквально на любое событие), не смотря на все старания полиции, быстро доставлялись в Иран и становились известны массе верующих.

Впрочем накал выступлений против режима явно спал. Оппозиции оставалось копить силы для будущих выступлений. Избавившись от наиболее непримиримых противников и получив в свое распоряжение послушный парламент, шах продолжил преобразования. Одновременно с аграрной реформой он приступил к усиленной индустриализации страны. В следующие десять лет было построено множество металлургических, машиностроительных, нефтехимических и других промышленных предприятий. Промышленный потенциал страны рос буквально на глазах - ежегодные темпы экономического прироста достигали 17 %. Всего за десять лет из аграрного государства Иран превратился в индустриальное. Средства на это давали огромные доходы от продажи нефти, которые с 1960 по 1972 г. увеличились в 8,5 раз. Только с 1974 по 1978 гг. Иран получил от продажи нефти 108 млрд. долларов (в эти годы страна имела седьмой в мире по величине бюджет). Значительно выросли частные капиталы, увеличилась зарплата рабочих и служащих. Средний жизненный уровень населения вырос. Но это вовсе не означало, что иранское общество развивалось гармонично. Как всегда бывает при крупномасштабных преобразованиях, часть населения оказалась дезорганизована ломкой старых отношений. Опасным следствием шахских реформ стало появление большого количества люмпенов, стекавшихся в крупные города в надежде на заработки. Прежде всего это были выходцы из деревни, выдавленные оттуда аграрной реформой. Многие крестьяне, продав за бесценок свои наделы, уходили в поисках работы в города. Десятки тысяч бедняков жили на окраинах Тегерана в обитых жестью хибарах. В число недовольных входили также торговцы традиционного базара и мелкие ремесленники, не способные конкурировать с большими магазинами и продукцией растущих предприятий, а также с импортом дешевых товаров. Их недовольство существующим положением вещей естественно оборачивалось прежде всего против шаха, но оно шло дальше и выливалось в острую неприязнь ко всей западной цивилизации, элементы которой насильственно вносились в традиционную структуру иранского общества, разрушая и изменяя ее. Духовенство поддерживало эти настроения, постоянно указывая на то, что поток западных технологий, товаров и нравов подменяет исконные ценности и традиции ислама.

Выступления этих разнородных сил в период экономического подъема не носили масштабного характера. Огромный и хорошо организованный репрессивный аппарат монархии вполне справлялся с ними. Поэтому казалось, что выполнение программы «белой революции» не за горами. Но тут внезапно, когда этого меньше всего можно было ожидать, разразился тяжелый экономический кризис. Причем винить в нем Реза-шах не мог никого, кроме самого себя. Получив в свои руки огромные средства и планируя получить в будущем еще большие, он решил значительно ускорить и без того внушительные темпы индустриального развития страны – в короткий срок ввести в строй несколько десятков крупных предприятий, атомных электростанций и современных автострад. Развивая положения «белой революции», он в середине 70-х гг. выступил с новыми идеями. Он писал, что иранское общество должно совершить при жизни одного поколения «прыжок через столетия», «перейти из средневековья в ядерный век», превратить страну в «пятую индустриальную державу мира», осуществить марш-бросок к «великой цивилизации». Одновременно были начаты несколько крупномасштабных амбициозных строек. Огромные средства затрачивались на закупку промышленного оборудования. Параллельно началась крупнейшая техническая реорганизация армии. (Только на закупку современно вооружения в короткий срок было израсходовано 6 млрд. долларов). Последствия этих непродуманных действий оказались роковыми для режима. Наличные силы иранской экономики были не в состоянии переварить эти колоссальные вливания. Прежде всего поток грузов парализовал транспорт. Ввозимое из-за границы оборудование накапливалось в портах и на пограничных станциях. Энергетика не могла удовлетворить сильно возросшие потребности промышленности, в результате многие предприятия работали лишь на половину мощности. Огромные средства были распылены и заморожены. Темпы экономического развития резко замедлились. Государство стало перед проблемой дефицита валютных средств. Сократились закупки продовольствия за границей. Цены на продукты питания резко поползли вверх (за три года они удвоились). Материальное положение народа стало ухудшаться на глазах и как следствие этого резко усилилось оппозиционное движение.

Антишахские силы (а в их число кроме шиитского духовенства входили и прокоммунистические организации и буржуазно-демократические партии) по разному видели будущее Ирана и ориентировались на разные слои общества. Однако наиболее последовательная и продуманная программа действий была изложена именно духовенством. За несколько лет до этого вышла книга Хомейни «Принципы правления в Исламской республике», в основу которой лег курс его лекций «Исламское правительство», прочитанный в 1971 г. Суть его программы заключалась в том, что после свержения шаха и изгнания иностранцев, верховная власть в стране должна перейти к шиитским богословам, которые займут все высшие посты в государстве и установят в Иране «исламское правление».

Это правление коренным образом отличается от монархии и светской республики, где законы устанавливает либо монарх, либо парламент. При исламском режиме никакие другие законы, кроме божественных законов, не могут иметь силы. Переданные смертным через Коран и пророка, они должны оставаться неизменными до окончания времен. Все, кто ищет каких-то других законов или предписаний оказываются в сетях Сатаны. Хомейни писал: «Главная трудность мусульман заключается в том, что они отложили в сторону священный Коран и собрались под чужими знаменами». Истинное исламское правление не может терпеть западного вмешательства во внутреннюю политику мусульманского государства. Развивая эту мысль, Хомейни заявил в одном из своих интервью: «Мы ничего не хотим от Запада и его анархии… Мы не боимся западной науки и техники. Мы боимся ваших идей и образа жизни. Мы не хотим, чтобы вы вмешивались в нашу экономику, науку и наши обычаи… Мы не против цивилизации, мы против экспортируемой цивилизации, мы хотим цивилизации, основанной на чести и гуманизме».

Жителям Ирана незачем искать разрешения своих проблем в западном пути развития. Ничего хорошего они тут не получат. Исламские государства вообще не нуждаются ни в каких западных идеях, ибо они уже имеют самую развитую и прекрасную идеологию, самую совершенную из тех, что порождена современной цивилизацией. Ведь ислам это не только религиозные обряды, не только свод жизненных правил, это - всеобъемлющий и практический кодекс, определяющий все стороны жизни человека и общества – от уплаты налогов до вопросов личной гигиены. В ходе грядущей исламской революции все области жизни Ирана – политическая, экономическая, социальная, идеологическая и культурная – должны быть строго подчинены его законам.

Ислам есть так же основа бесклассового общества, не приемлющая ни капитализма, ни социализма. Цель исламской экономики не в обогащении меньшинства, а в удовлетворении разумных потребностей большинства, так как исламская экономическая система зиждется не на законах рынка, не на планировании и государственном контроле экономической деятельности, а на моральных принципах – и в производстве, и в обмене. Рабочие, ремесленники и крестьяне, торговцы и предприниматели – все будут жить после революции в единой мусульманской общине как братья: богач обязан будет помогать бедняку, и каждый будет проявлять заботу о соседе.

Рассматривая систему центральных органов государственной власти в будущей Исламской республике, Хомейни делил их на три группы: группу принятия решений, совещательную группу и исполнительную группу. Группа принятия решений – это высший орган, состоящий исключительно из богословов, которые на основании толкования Корана и Сунны будут принимать основополагающие для жизни страны решения. Совещательная группа – это, по существу, меджлис (парламент), избираемый народом. Его задача – на основе принятых решений разрабатывать конкретные законопроекты. Исполнительная группа – это коллегия министров (кабинет). Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, будет правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей – факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача – подготовить страну и народ ко дню пришествия шиитского мессии – 12-го имама Махди. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражем закона, общественной морали и социальной справедливости.

Все органы государственной власти должны быть перестроены в строгом соответствии с законами ислама. Прежде всего это касается органов правосудия. Все их представители – от министра юстиции до городского или сельского судьи – обязательно должны быть богословами соответствующих званий. Функции юридического аппарата ограничиваются соблюдением законов, которые непреложны. Хомейни говорил, что, в отличие от неэффективной и дорогостоящей светской судебной системы, исламское правосудие, отправляемое специалистами в области шариата, действует быстро и справедливо. Исламский судья, вооруженный пером и чернильницей, улаживает споры без проволочек. Его решения окончательны и обжалованию не подлежат. Следовательно, нет нужды в адвокатах и апелляционных судах. Приговоры тут же приводятся в исполнение. Никаких смягчающих обстоятельств быть не может, ибо все наказания точно и недвусмысленно определены в шариате.

Когда Хомейни писал свою книгу, он возможно сам не подозревал, как близки его идеи к реальному воплощению. Прошло всего несколько лет, и принципы, основанные им, стали ближайшими целями разразившейся иранской революции. Искрой к ее началу послужила грязная клеветническая статья, полная лживых пассажей против Хомейни, опубликованная 7 января 1978 г. официальной газетой «Эттелаат». Возмущенные сторонники изгнанного аятоллы вышли на улицы. Протесты вылились 9 января в волнения, во время которых было убито несколько студентов-семинаристов. Это был первый взрыв, за которым последовал обвал. На третий, седьмой и сороковой день траура, когда отмечалась смерть недавних мучеников, произошли волнения в Тебризе, Исфахане, Тегеране и других крупных городах. Они сопровождались ожесточенными схватками с армией и полицией, во время которых вновь и вновь гибли люди. На траурные церемонии, посвященные их памяти, собирались новые и новые тысячи людей, постепенно втягивающихся в революционный процесс. Несмотря на массовые убийства, карательные органы оказались не в силах погасить разгорающиеся пламя. Страстные обращения Хомейни, призывавшего покончить с «сатанинским» шахским режимом, поддерживали всеобщий энтузиазм.

Реза-шах попытался избавиться от врага, делавшегося все более опасным. Было оказано давление на иракское руководство. В октябре 1978 г. иракские власти предложили Хомейни на выбор: или прекратить политическую деятельность, или покинуть страну. Он избрал второе и после некоторых раздумий перебрался во Францию. Удалившись в Европу он не стал дальше от иранских событий. Между его резиденцией и иранской столицей была установлена прямая телефонная связь. Каждое телефонное послание Хомейни записывалось и тут же размножалось на специальном оборудовании. Уже через несколько часов кассеты с его посланиями прокручивались в десятках тысяч мечетей и на бесчисленных городских базарах, поднимая и революционизируя массы.

Для правящей иранской элиты в конце концов сделалось очевидным, что Реза-шаху не удастся сохранить свой престол. Борьба против него соединяла самые разнородные политические силы, которые при других обстоятельствах никогда бы не выступили единым фронтом. Вняв уговорам своих сторонников, шах 16 января 1979 г. сел за штурвал личного самолета «Шахин» («Сокол») и вместе с семьей покинул Иран, как оказалось, навсегда. Власть перешла к премьер-министру Бахтияру, не сумевшему, впрочем, ее удержать. Хомейни уже спешил на родину. Когда 1 февраля, специально зафрактованный лайнер авиакомпании «Эр-Франс» совершил посадку на Мехрабадском аэродроме Тегерана великого аятоллу встречала гигантская толпа. По разным подсчетам в аэропорте собралось в этот день от 4 до 6 млн. человек. Над безбрежным человеческим морем плыло ритмическое скандирование: «Аллах велик! Шах ушел, имам пришел». Было ясно, что в страну вернулся подлинный лидер.

С приездом Хомейни ход событий резко ускорился. 9 февраля началось восстание на воздушной базе Душан-теле, немедленно поддержанное жителями столицы. В первый же день горожанам удалось захватить тегеранский арсенал и военный завод. В их руках оказалось 300 тыс. единиц стрелкового оружия, а также несколько танков, самоходных орудий и ракетных установок. В столице восставшие имели громадный перевес над местным воинским гарнизоном. 10 и 11 февраля весь город был охвачен боевыми действиями. Повстанцы захватывали один объект за другим. Вскоре под их контроль перешли военные городки, здания Министерства обороны и Генерального штаба. 11 февраля, после переговоров с военными, Хомейни добился от них обещания соблюдать нейтралитет. Войска были отведены в казармы. Оставленный всеми Бахтияр бежал из Тегерана в Париж, а 12 февраля резиденцию премьер-министра занял Базарган, назначенный Хомейни.

Как всегда бывает в ходе революции, первые дни после падения старой власти царили всеобщее ликование и неразбериха, но уже вскоре, в ходе мероприятий Временного революционного правительства, стали вырисовываться черты будущей Исламской республики. Первым делом были образованы органы правосудия. 16 февраля только что созданный Чрезвычайный исламский революционный трибунал приговорил к смертной казни четырех шахских генералов. Приговор сразу же привели в исполнение. Вслед затем та же участь постигла два десятка других военных и политических лидеров, ответственных за репрессии и коррупцию в годы правления шаха. Стихийно возникшие на местах трибуналы не отставали от столицы и также творили скорый суд над поверженными врагами. Было конфисковано все имущество свергнутой династии, стоимость которого оценивалась в 22 млрд. долларов. Правительство расторгло многочисленные контракты на строительство атомных электростанций, автострад, метро и некоторых других крупных объектов, а также на поставку ультрасовременных видов вооружения и военной техники на общую сумму 38 млрд. долларов. В ходе референдума 30-31 марта страна получила официальное наименование Исламская Республика Иран, после чего Хомейни объявил о начале «правления Аллаха». Летом 1979 г. была проведена национализация крупных промышленных предприятий, банков, строительных компаний (при этом иностранным акционерам обещали выплатить полную компенсацию). Увеличивалась зарплата, вводились пособия по безработице, было объявлено о предоставление бедноте дешевого или даже бесплатного жилья и бесплатного проезда на транспорте. Коренной перестройке подверглось телевидение, откуда были уволены все работники прямо или косвенно служившие прежнему режиму. С экранов исчезли все западные фильмы. Из тех, что пропускала цензура, вырезались все сцены с объятиями и поцелуями. Был запрещен показ международных спортивных игр с участием женщин. Женщина-ведущая осталась только в детской передаче. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек. Законы шариата постепенно восстанавливали свое действие во всех сферах жизни. Хомейни, к примеру, объявил грехом продажу и потребление мороженного мяса. После этого все наличные запасы импортируемой из Австралии и Новой Зеландии мороженной баранины на сумму в 60 млн. долларов были свезены на свалку.

1 марта, с трудом добившись некоторого успокоения Тегерана, Хомейни переехал в Кум и поселился в своем старом полутораэтажном домике, в комнате, лишенной всякой мебели (лишь постель на полу и книги). Внешне его жизнь была так же проста и скромна, как прежде: первая молитва до рассвета, чтение Корана, скудный завтрак, работа, дневной сон и т.д. Но на самом деле, конечно, положение великого аятоллы (или имама, как стали называть его иранцы) в корне изменилось. Его дом превратился в центр управления страной. Сюда каждый четверг запросто в маленьком автобусе приезжал премьер-министр и члены кабинета, а в остальные дни – другие официальные и неофициальные лица.

В стране продолжалось революционное брожение. Действовало множество общественных и политических организаций, ассоциаций и групп (в одном Тегеране их было больше ста), придерживавшихся самых различных взглядов – от крайне правых до крайне левых. Даже в рядах духовенства, даже в ближайшем окружении Хомейни, не было полного единства относительно вопроса о том, каким курсом вести страну. В этой сложной ситуации, когда очень легко было совершить непоправимую ошибку, Хомейни сумел не только сохранить, но и укрепить свое положение духовного лидера. Он не поддержал открыто ни одной из общественных и политических группировок (в том числе самых архиисламских), подчеркнуто поставил себя «над схваткой» и, таким образом, не только считался, но и был на самом деле подлинным «гарантом» и «арбитром». Он не вмешивался прямо в работу кабинета министров и других государственных органов, оставляя за собой право открыто критиковать их за ошибки. Это также помогло ему сохранить в глазах народа положение незапятнанного и безупречного «отца нации», уставшего от интриг, ведущихся вокруг него, но не ответственного ни за одну из них. Впрочем, его руководящее положение поддерживалось не только силой авторитета. Вскоре после революции была создана личная гвардия Хомейни – Корпус стражей исламской революции. Большую поддержку в обществе оказывала Хомейни созданная им неформальная организация «Хэзболла» («Партия Аллаха»), штаб-квартирами которой служили мечети. В августе 1979 г., опираясь на вооруженные отряды «Хезболла», сторонники Хомейни перешли в наступление на своих противников. Верховный трибунал издал постановление о роспуске всех неисламских партий и закрытии их печатных органов.

С этого момента никакой альтернативы предначертанному Хомейни исламскому пути развития уже не существовало. 2-3 декабря 1979 г. на референдуме была принята Конституция, в которой воплотились все его идеи об исламском правлении. Так пятая статья Конституции гласит: «Во время отсутствия Вали-е-Асра (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха…» Эта роль, понятно, была предназначена самому Хомейни, который был провозглашен Рахбаром (Руководителем) с широчайшими полномочиями (в том числе, с правом единолично смещать всенародно избранного президента). За деятельностью меджлиса по новой Конституции должен надзирать Наблюдательный совет из 12 представителей духовенства, шесть из которых назначал лично Хомейни. Этот совет получил право отвергать любой закон, принятый меджлисом, если он не соответствует нормам ислама. После введения Конституции продолжилась интенсивная исламизация всех сторон жизни страны, в том числе в полном объеме были восстановлены шариатские нормы морали и шариатские суды.

В феврале 1980 г. 78-летний Хомейни перенес первый инфаркт. После двухмесячного лечения в Тегеранской кардиологической клинике он перебрался в Тегеран и поселился в особняке в северном пригороде иранской столицы Джамаран. Не смотря на преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье он продолжал крепко удерживать в своих руках все рычаги власти. От внутренних проблем внимание Хомейни вскоре было отвлечено внешними – в сентябре 1981 г. началась разрушительная и чрезвычайно кровопролитная ирано-иракская война (по различным подсчетам иранцы потеряли в ней от 500 тыс. до 1 млн. человек убитыми и ранеными). Для Хомейни, который определил этот конфликт как «священную войну между исламом и богохульством», он стал новым фактором национального сплочения. В одном из выступлений он открыто заявил: «Мы должны благодарить Аллаха за эту войну, которая объединяет нас». Начало войны было очень неудачным для Ирана, армия которого по всем параметрам, и численно и качественно уступала иракской. Но зато на стороне иранцев был небывалый революционный и религиозный подъем. Охваченные воодушевлением, они толпами шли на пулеметы и танки иракской регулярной армии, гибли тысячами, но сумели остановить иракское наступление и освободить все захваченные врагом территории. После этого в течение восьми лет продолжалась позиционная война. Перемирие было заключено только в августе 1988 г. незадолго до смерти имама, который перенес в этом году два новых инфаркта. Умер он 13 июня 1989 г.

Можно без преувеличение сказать, что Хомейни был одной из крупнейших политических и религиозных фигур прошедшего ХХ века. Значение его далеко выходит за границы Ирана (народ которого продолжает следовать обозначенным Хомейни курсом и сохраняет о нем благоговейную память). Уже через несколько лет после смерти имама, выдвинутые им идеи исламского правления получили распространение во многих исламских странах и привели к резкому подъему исламского движения во всем мире. Сам Хомейни, несокрушимо веривший в торжество исламских идеалов и утверждавший, что ислам есть единственная достойная альтернатива порочному пути западной цивилизации, писал незадолго до смерти: «Мое завещание народам исламских стран заключается в следующем: не ждите, чтобы вам помогли извне для достижения цели, то есть ислама, и воплощения исламских предписаний. Вы сами должны восстать во имя этой жизненно важной идеи, которая воплотит в реальность свободу и независимость… Не позорно ли для мусульманского мира, имея столько человеческих, материальных и нравственных ресурсов, при наличии такой развитой идеологии и божественной поддержки, находиться под гнетом нескольких деспотических держав, морских пиратов и разбойников века?»

Рецензии

Спасибо за Ваш отзыв, Асим! Я рад, что Вы оценили мою беспристрастность. Хомейни принадлежит к той редкой когорте политических деятелей, чье влияние не только не прекращается с их смертью, но, напротив, продолжает год от года неуклонно возрастать. Это факт не подлежащий сомненью. Точно так же не подлежит сомнению факт исламского возрождения - дело, которому Хомейни отдал столько сил и энергии. Очевидно, что роль "исламского фактора" в мировой цивилизации будет неуклонно возрастать, и завтрашний мир будет не похож на мир сегодняшний. Многие выражают по данному поводу опасения. Но лично я (будучи человеком русским и православным) смотрю на это спокойно. Самое худшее для любой цивилизации - это испуганно закрыться в своей раковине и вариться в собственном соку. Только та цивилизация, которая открыта любым внешним веяньям и меняется под их воздействием (это вовсе не означает под их давлением!) может оставаться жизнеспособной. Я верю, что великая западная цивилизация, построенная на христианских ценностях, вполне может сосуществовать с великой исламской цивилизацией, и что их взаимное общение пойдет на пользу друг другу.

Рухолла Мусави Хомейни (перс. روح الله موسوی خمینی ; 17 мая , по другим данным, родился в 1898 или 1902 году - 3 июня ) - аятолла , рахбар (вождь), лидер исламской революции 1979 года в Иране . Высший руководитель Ирана с .

Преподавал в Куме, в 50-е годы получил титул «аятолла ». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлек самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был властями выслан в Турцию , затем переехал в Ирак , в 1978 году - в Париж .

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом».

Через пять месяцев после написания этого письма Хомейни умер.

Литература

  • Имам Хомейни и духовное возрождение. Материалы Международного конгресса, посвященного столетию со дня рождения имама Хомейни. (Москва, 9-10 марта 2000 г.)
  • Жуков Д. А., Небо над Ираном ясное. Очерк политической биографии имама Хомейни. , М., 1999. (pdf)
  • Willett E.C. Ayatollah Khomeini. 2004.
  • Hoveyda F. The Shah and the Ayatollah: Iranian mythology and Islamic Revolution. 2003.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хомейни" в других словарях:

    Хомейни Р. М. - ХОМЕЙНИ́ Рухолла Мусави (1900, по др. данным, 1898 или 1903–1989), руководитель Исламской Респ. Иран с 1979, аятолла (высшее духовное звание шиитов). В 1964 выслан из Ирана, в эмиграции в Ираке, затем во Франции. Вернувшись в февр. 1979 в… … Биографический словарь

"Русские люди:принимайте Ислам!" (вместо предисловия)
Вы посещали когда нибудь исламские сайты на русском языке?Если да,то наверняка видели бравые призывы ко всем русским переходить в Ислам."Русские люди, принимайте Ислам!» - гласил баннер на одном из посещённых мной порталов.Кроме того,каждый не раз слышал обвинения в адрес русских,европейцев,христиан (кого угодно только не себя!) в проституции,алкоголизме,разврате и прочих грехах. Ислам противопоставляется нам и нашей вере как нечто совершенное,не имеющее изъяна,настоящая Истина.Принятие Ислама рекомендуется (я бы сказал - навязывается) нам для выхода из бездны,в которую падает западный мир.Христианство (по мнению большинства мусульман) не альтернатива.Самые лояльные из них между строк упомянут о том,что "и мы, дескать,тоже почитаем пророка Ису (мир ему)",остальная же часть приверженцев Корана в лучшем случае видит в нас тёмные народы,которые надо просветить настоящей истиной Исламом.Они хотят нас научить верить в Бога.Не стану комментировать их рвение.Целью моего эссе является попытка взглянуть на учителей Ислама «изнутри» - без прикрас и затушевывания неприятных для мусульман фактов.Кто же они,мусульманские учителя?Давайте для примера отправимся с вами в Иран,настоящую страну ислама.Вот небольшая справка из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»: ИРАН,Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран) (до 1935 Персия),государство в Юго-Зап.Азии.1,65 млн. км2.Население 63,3 млн. человек (2000); персы,а также азербайджанцы,курды и др.Городское население ок. 57% (1992).Официальный язык персидский (фарси).Государственная религия ислам (шиитского толка).А теперь предлагаю послушать человека,создавшего современную исламскую республику Иран.Его зовут аятолла Хомейни.Читателям,которые смогут до конца дочитать высказывания Хомейни,я предлагаю написать своё мнение в комментариях.Итак,призовите мужество на помощь и начните чтение.И если вы желаете обвинить меня в клевете,посмотрите: я даю ссылки на книги,год издания,название издательства,номер тома.Это более чем достаточно для того,чтобы вы могли лично проверить факты.А они говорят о том,что у этого "учителя веры" было не всё в порядке с головой,как мне кажется.Судите сами.
Аятолла Хомейни:
" Для получения полового удовлетворения мужчина может использовать ребенка женского пола,в том числе и грудного.Однако он не должен лишать ребенка девственности,допустима только содомия.Если он лишит ребенка девственности и при этом повредит детский организм,тогда на него ляжет ответственность за пожизненное содержание девочки,которая,однако,не может считаться одной из четверых его жен.Он также не вправе и жениться на ее сестрах".Из книги аятоллы Хомейни "Tahrirolvasyleh",том четвертый,издательство Darol Elm,Gom,Иран,1990 г.
"Для девочки лучше,чтобы менструации у нее начались уже тогда,когда она живет с мужем,а не с отцом.Тот отец,который сделает дочь своей женой в столь юном возрасте, получит место в раю".Из книги аятоллы Хомейни "Tahrirolvasyleh",том четвертый,издательство Darol Elm,Gom,Иран,1990 год
"Мужчина может вступать в половые сношения с животными,например,с овцами,коровами,верблюдицами и прочими.После достижения оргазма ему,однако,следует убить животное.При этом мясо такого животного нельзя продавать собственным соседям,а можно только людям из соседнего селения".Из книги аятоллы Хомейни "Tahrirolvasyleh",том четвертый,издательство Darol Elm,Gom,Иран,1990 год
"Моча и экскременты коровы,овцы или верблюдицы,с которой совершен акт содомии,становятся нечистыми,и даже молоко их не годится в употребление.Такое животное следует как можно скорее убить и сжечь"."Зеленая книжица". Высказывания аятоллы Хомейни о политике,философии,общественной жизни и религии со специальным вступлением Клайва Ирвинга (Clive Irving),ISBN № 0-553-14032-9,страница 47
...конец цитат...Вам дурно,дорогой читатель?Я вас понимаю!Отвлекитесь на пару минут от экрана,а затем найдите в себе силы прочесть отрывок из биографии этого наставника иранских мусульман,чьи книги тиражируются до сих пор.
Ни кого не хотел обидеть.Процитировал первоисточник.

Иранский религиозный и государственный деятель, лидер революции 1978-1979 против режима шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и затем верховный руководитель (вали-е факих) Исламской Республики Иран.


Родился в 1902 в небольшом городке Хомейн (Центральный Иран) в семье сейида (потомка шиитского имама) Мустафы Мусави. После смерти отца воспитывался матерью и старшим братом. В 19 лет отправился на учебу в святой город Кум. Преподавал религиозное право и философию, получил признание как Великий аятолла, т.е. авторитетный религиозный лидер с большим числом последователей. В конце 1920-х годов добавил себе имя Хомейни.

Хомейни перешел в оппозицию правительству в 1962, когда по указу шаха было ликвидировано условие, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, и свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить «белую революцию» шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное господство иностранных держав над Ираном, подавление свободы слова, особенно в отношении духовенства, а также дипломатические, торговые и разведывательные связи правительства с Израилем. В 1963, после антиправительственных беспорядков, Хомейни был арестован и в 1964 выслан из страны. Жил в Турции, затем в городе Неджеф в Ираке, в 1978 переехал во Францию. В 1971 издал свою главную политическую работу Исламская власть, в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов.

Находясь в изгнании, Хомейни мог более открыто нападать на репрессивный шахский режим, чем противники режима, находившиеся на территории Ирана. В результате он стал символом, а затем лидером антишахской революции. Бегство шаха в США открыло двери для его возвращения в Иран 1 февраля 1979.

Хомейни основал исламскую республику, которая бросила вызов США, позволив воинствующим студентам в течение 15 месяцев удерживать в качестве заложников персонал американского посольства в Тегеране. Власть заставила замолчать всех противников шахского режима и навязала населению исламский образ жизни. В 1981-1982 режим Хомейни расправился с вооруженным выступлением леворадикального движения «Моджахедин-е хальк», были сделаны попытки распространить исламскую революцию за пределы Ирана. Война с Ираком, которая началась в 1980, разорив обе страны, закончилась в 1988. Умер Хомейни в Тегеране 3 (4) июня 1989.

Введение

Исламская революция

Исламская республика

Результаты революции

Заключение

Список литературы

Введение

Историю возникновения Ирана относят к середине I тысячелетия до н.э., Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до н.э. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В VI столетии до н. э Персия возвращает независимость и Персидское царство существует уже до VII века н.э. Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом.

Ряд самостоятельных эмиратов, лишь номинально зависящих от халифата, образуется в X в.

Иран в XI веке захватывают турки, а позже монголы Чингисхана, армия Тамерлана и туркмены, которые удерживались в Иране до 1502 года. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов, только в В 1502 году, правившей страной по 1722 год.

Одним из величайших правителей этой династии был Шах Аббас I, который правил во второй четверти XVII века. Со смертью правителя начался постепенный упадок страны, который привел к завоеванию страны в 1772 году афганской армией. Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона.

В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой. В ноябре 1979 года в Тегеране американские дипломаты были захвачены в заложники. При правлении Хомейни в политическом поведении страны присутствует жестокость и международные скандалы, когда в ноябре. Увидев в книге "Сатанинские стихи" британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди, оскорбление ислама, в стране выносят ему фатуа.

История Ирана часто делится на два периода: домусульманский и мусульманский. Принятие ислама привело к фундаментальным изменениям культуры, социальной и политической структур. При этом прежние духовные ценности не исчезли, а оказали сильное влияние на зарождавшуюся в стране новую культуру, которую ученые называют иранским исламом.

В современном Иране сохранились многие домусульманские традиции и обряды. Память о величии империи и цивилизации сохраняет привлекательность для всех поколений иранцев до сегодняшнего дня. Более 16 веков после арабо-исламского завоевания предпринимаются попытки возродить древние традиции.

Исламская революция

Революция 1357 года (по иранскому календарю) - это череда событий в январе 1978 - феврале 1979 г. г., вследствие которых произошла эмиграция главенствующего на тот период времени шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Произошло упразднение монархии, организация новой администрации под предводительством аятоллы Хомейни.

Датой начала иранской революции считают 8 января 1978 года. В этот день первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.

Последний иранский шах (император), Мохаммед Реза Пехлеви, был у власти в 1941 году, со времени ввода в страну британских войск.

Демократические и левые силы поддержали деятельность Национального фронта Ирана во главе Премьер-министром Мохаммадом Моссадыком, национализируются находящиеся в частном владении западных стран нефтедобывающие компании. В ответ на это США и Великобритания объявляют бойкот иранской нефти. Западные страны спонсируют переворот в августе 1953 для того, чтобы к власти смогла прийти коалиция прозападных сил, Мосаддык силой отстраняется от власти и его арестовывают. В результате шах возвращается в Иран и снова отдает нефтяную промышленность прежним хозяевам.

Во внутренней политике происходит радикальная вестернизация Ирана. Во внешней политике идет безусловное ориентирование на США.

Иран при шахе Иран был единственным исламским государством, который поддерживал дружеские отношения с Израилем. Шах поддерживал проамериканские режимы в Чаде, Сомали и Омане. В случае, если встречались несогласные оппозиционеры монархическому строю происходило жестокое подавление. Для этого существовала спецслужба САВАК. Политическим заключенными оказались сотни тысяч несогласных иранцев. Фактически все сторонники Национального фронта Ирана были или уничтожены физически, или бежали из страны. Единственная сила, которая могла противостоять являлось духовенство. Одним из ярких представителей духовенства была священник из Кума Рухолла Хомейни. Самая бедная часть населения религиозных исламских общин являлась главной поддержкой духовенства, т.к. в ней авторитет шаха был минимален.

Духовенство, в том числе и Хомейни осуждали прозападную внешнюю и внутреннюю политику шаха. В результате "антишахской" деятельности Хомейни помещают под домашний арест. В июне 1963 года проходит серия демонстраций и акций протеста. Правительство реагирует силовым разгоном, гибнут около сотни человек (по официальным данным), по данным демонстрантов цифры доходят до 15 тысячью. В результате оппозиционного поведения в ноябре 1964 года Хомейни арестовывают и высылают из страны.

В эмиграции Хомейни пишет свой главный труд "Исламское государство", где излагает основные принципы государственного устройства. Продолжая активную борьбу с шахским режимом даже в эмиграции он содействует распространению своих книг и аудиокассет с выступлениями. Материалы контрабандой перебрасывали в Иран и распространяли среди населения, читали в мечетях.

В 70-х г. г. происходит ряд событий, усугубивших положение монархии.

Правительство, отмечая с размахом 2500-летие персидской монархии в археологическом комплексе Персеполис приглашает на прием исключительно зарубежных гостей. В то время как в Систане, Белуджистане, и Фарсе (месте проведения торжеств) была сильная засуха и угроза голода власти заготовили более тонны осетровой икры, что вызвало особое раздражение среди населения.

В результате нефтяного бума в стране происходит инфляция, при этом правительство приглашает в десятки тысяч иностранных специалистов, которые работали над внедрением американского оборудования нефтедобычи.

Пик коррумпированности госаппарата приходится на 70-е г. г. Одним из крайних событий, приведших к началу активных действий оппозиции оказалась противоречивая смерть сына Хомейни - Мустафы. Официальной версией смерти оказался сердечный приступ, но версия об убийстве была более распространённой.

В течение 1978 года в различных городах Ирана представители духовенства ислама начали организовывать демонстрации, которые с жестокостью разгонялись гвардией шаха. Тогда к концу года революционеры переходят к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализует экономику. Чувствую невозможность контроля власти, шах передает власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежит из страны.

В феврале 1979 года в Иран возвращается опальный аятолла Хомейни, который берет власть в свои руки.1 апреля 1979 года, после референдума о новом политическом устройстве переходным правительством, Иран объявляют первой Исламской республикой.

Исламская республика

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Для управления страной формируют Исламский революционный совет из 15 членов. Первого апреля 1979 года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступает в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (Руководителем). В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя "последователями политики имама", захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Экстремисты ставили перед собой цель добиться возвращения шаха в Иран, чтобы предать его суду. Ответным действием президента США Джимми Картера стало приостановление импорта нефти из Ирана и заморозка иранских вкладов в американских банках. Временное правительство уходит в отставку.

Основной задачей правительства была исламизация общества и очищение культуры от влияния Запада, что и влияло наибольшим образом на внешнюю политику, на контакты со странами Запада и на агрессию со стороны Ирана.

Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Широко распространен, стал термин "антиисламский" трактовался он не только как образ жизни, противоречащий официальным догматам ислама, но также как критика и высмеивание религиозных взглядов и духовенства. В результате выражение оппозиционных взглядов стало опасным: те, кто открыто выступали против политики и действий правивших страной шиитских лидеров, могли быть посажены в тюрьму или даже казнены.

Некоторые руководители Ирана увлеклись идеями экспорта революции. Вскоре возникает конфликт с соседней страной - Ираком, где у власти находился светский военный режим, а большинство населения составляли шииты.

В 1980 Ирак вторгся в юго-западный Иран для того, чтобы предупредить попытки организовать выступления иракских шиитов против собственного правительства.

Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся ни одной из сторон победы. В результате войны - более чем 160 тыс. погибших в войне (по неофициальным данным около 300 тыс.)

Общие потери от разрушений превысили 300 млрд. долл.; наиболее сильным ударам подверглись объекты нефтяной промышленности, на юге страны.

Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. беженцев, покинувших районы боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране скрылись от опустошительной войны на своей родине 2,3 млн. афганцев, а также ок.500 тыс. иракских граждан курдской и иранской национальностей. После того как Иран все же согласился в 1988 на прекращение огня под эгидой ООН, были предприняты усилия по восстановлению контактов с арабскими странами зоны Персидского залива.

После окончания боевых действий произошло ухудшение внутреннего положения в Иране. Реформаторы желали восстановить отношения с Западом, а консерваторы выступали категорически против такой политики, в результате которого среди правления происходит трещина. В итоге правительство стало быстро терять свою эффективность как орудие политической борьбы и в 1987 г. была распущена. На выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1988 г., реформаторы получают солидное большинство.

Правительство начинает отходить от исламского радикализма внутри страны и уменьшает агрессивность политики в международных делах.

При этом, не полностью искоренив агрессию, в феврале 1989 Хомейни приговаривает к смерти британского подданного индийского происхождения Салмана Рушди, книга которого Сатанинские стихи была объявляется богохульной.

Хомейни умер 3 июня 1989. После внесения поправок в Конституцию его преемником на посту факиха был избран Хаменеи. В связи со смертью Хомейни в июле проводятся новые президентские выборы.

Одновременно с ними проходит референдум по поправкам к конституции. Одной из важных поправок оказалась отмена поста премьер-министра. Формируется Совет министров, который представляет собой сбалансированную коалицию реформаторов, консерваторов и технократов.

Результаты революции

Внутриполитические последствия.

Государственная, кооперативная и частная собственность - три сектора экономики новой республики. Ликвидировано вмешательство и влияние западных стран.

Иран принципиально отверг капитализм и коммунизм, противопоставив им собственный, "исламский" путь развития.

Развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом, приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжил существование. Развитие капиталистических связей происходило в основном только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны, - в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны.

Внешнеполитические последствия.

После свержения шаха общество находилось в состоянии некоторой эйфории. Казалось, что с устранением абсолютизма решились все проблемы, и обязательно исчезнет коррупция, наступит свобода, люди станут жить большой семьёй, с соблюдением законов шариата; доходов от нефти хватит на то, чтобы в условиях грамотного и справедливого распределения гарантировать населению высокий уровень жизни, обеспечить хорошую инфраструктуру, сделать бесплатными основные социальные услуги. Иран организовывал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критика капитализма и коммунизма за рубежом.

Такая пропаганда принесла обратный результат - многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак.

Исламская культурная революция

Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Время борьбы за свержение монархии показало, что народные массы стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъема. Для достижения послушания со стороны общества, шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путем проведения так называемой культурной революции.

Для реализации задачи потребовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания.

В программе "культурной революции" присутствовало не только созидание, но и разрушение. Важным объектом, который надлежало, разрушить, чтобы затем воссоздать заново, оказалась система высшего образования. Началом "исламской культурной революции" считается 5 июня 1980 г. произошло закрытие на неопределенный срок всех высших учебных заведений страны. Для проведения "культурной революции" шиитские богословы использовали как традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, так и вновь созданные "революционные" органы.

Штаб "культурной революции" располагал боевыми (около 200 тыс. человек), которые были готовы в нужный момент подавить беспорядки. Был организован "Созидательный джихад", выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране.

В число "революционных" органов были включены многочисленные "революционные комитеты", "революционные трибуналы" и "координационные комитеты", осуществлявшие проведение "культурной революции".

"Культурная революция" предусматривала реорганизацию государственного аппарата "во имя очищения страны от развращающего западного и атеистического влияния". Хомейнисты призывали покончить с "врагами бога", под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы.

Хомейни требовал изменить содержание деятельности средства массовой информации. По его приказу велась борьба с теми, кто преклонялся перед Западом. Фактически все сотрудники газет "Эттелаат" и "Кейхан" были уволены. Для работников радио и телевидения он разработал молодежную программу, которая пропагандировала исламский образ правления, беседы об "империалистической" политике "сверхдержав", проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов.

Под запретом оказались демонстрирование иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет и иностранных кинолент с развлекательными программами. Образовано Бюро по борьбе с непристойностями для контроля над средствами массовой информации, которое возглавлял аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, которые потешали всю иранская интеллигенция.

Была разрешено продавать записи только религиозного характера.

Начальные и средние школы также были под контролем "культурной революции". Главными предметами в них стали учение ислама (главным образом в его шиитском варианте), Коран и шариат, а в старших классах - фикх (теория мусульманского права). Пристальное внимание в начальных и средних школах начали уделять военному делу. По гуманитарным предметам школьные учебники были переизданы. Европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь Ирана, в том числе в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, о национально-освободительном движении, а именно о духовенстве рассказывалось как о главной силе движения в борьбе с европейским "империализмом" и русским царизмом в новое время и с американским "империализмом" - в новейшее время.

Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам. Первые страницы учебников по литературе были посвящены революционной тематике и песням, с обязательным с прославлением личности Хомейни: "О Хомейни! Ты - отражение света бога!".

В одной песнях говорилось о Хомейни как о спасителе угнетенных народов. Полностью предали забвению классическую иранскую поэзию средневековья игнорировали имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя поэта Фирдоуси, который писал о доисламском Иране, запрещено было даже произносить. Мешхедский университет, названный его именем при шахе, был переименован.

Сложнее всего проведение "культурной революции" отразилось на положении женщин. Усилился контроль над выполнением женщинами всех предписаний шариата: обязательное ношение чадры или платка-хиджаба, ограничение профессий, раздельное обучения, запрет разводов по инициативе женщиной, введения снова многоженства и временного брака "сиге". Разрешение телесных наказания по шариату за воровство, употребление спиртного и смертная казнь за измену родине, шпионаж, супружескую неверность и наркоманию были распространены на женщин. В мае 1980 г. в тюрьме Эвин была расстреляна 62-летняя Фаррохру Парса только за то, что при шахе она была министром просвещения.

"Хезболла" контролировала соблюдение норм. Нередко женщин, осмелившихся выйти на улицу без чадры или хиджаба, могли забить камнями насмерть. По личному указанию аятоллы Монтазери пасдарам было разрешено принуждать к сожительству женщин, обвиненных в борьбе против режима, поскольку по мусульманским законам они считаются военнопленными и рассматриваются как добыча "правоверных" мусульман.

Положение, в которое была поставлена женщина в ходе "культурной революции", вопиющее само по себе, оказалось в глубоком противоречии с тем, что зафиксировано в конституции: отмечая, что государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама, конституция возлагает на государство, прежде всего обеспечение благоприятных условий для развития личности женщины и возрождения её материальных и моральных прав.

Произошло усиление роли мечетей как главных политических и пропагандистских центров. Введен обязательный публичный намаз по пятницам, что сделало мечети местом регулярных встреч населения с предстоятелями пятничных молитв и муллами, которые информировали народ о предписаниях Хомейни, внутренней обстановке и событиях, происходивших в других мусульманских странах.

Произошло увеличение административного значения мечетей: муллы мечетей координировали проведение демонстраций, которые были направлены против США, Израиля и внутренней оппозиции; демонстрации носили организованный характер. Демонстранты скандировали лозунги вслед за муллами. Хомейни призвал население, в первую очередь молодежь, сохранять мечети как опору и "источник революции", указав, что между мечетью и образованной молодежью (то есть студентами) противоречий нет.

В конце июня 1980 г. закрывают ряд газет, журналов, театров, кинотеатров, ресторанов западного типа, а также женских парикмахерских, в которых работали мужчины.

Заключение

На сегодняшний день Иран является членом ООН, МВФ, ВОЗ, ОПЕК.

Страна поддерживает отношения с Россией, являясь ее торговым партнером. Более 5 % иранского экспорта пришлось именно на Россию.

Из-за напряженности в коммуникации с Западом, особенно с США <#"justify">иран хомейни исламская революция

Хомейни сумел твердо держать руку на пульсе политического становления нового режима. Оказавшись грамотным политическим лидером, он продолжительное время удерживал власть в своих руках.

Список литературы