Саад ибн Муаз — герой Исламской Уммы.

Когда завершилось дело Бану Курайза, открылись раны у Саада ибн Муаза, и он умер.

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил: «Мне рассказывал один из моих родственников, что, когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толстого шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед которым открылись врата неба и закачался трон?» Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти жены. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да простит тебя Аллах, о Абу Йахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха!»

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка, и он сказал: «У него есть кроме вас носильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадовались духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».

Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Абдаллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субхану Аллах!» Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар!» Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»?» Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».

Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

Он был суров и справедлив, велик и славен,

Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд».

Пророк говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, восхваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза».

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай - Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке из Бану Махзум ибн Йакза - Науфаль ибн Абдаллах. Попросили Пророка продать его тело: он прорвался ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусульмане. Пророк сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за него» и не стал им препятствовать в выносе его тела.

Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль - Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.

Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорил: «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра ибн Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со стороны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал, что ему будет вознаграждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же Рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк, как мне передали, сказал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».

Ибн Хишам: «Жизнеописание Пророка Мухаммада». Перевод с арабского: Гайнуллин Я. А. Подготовил: www.sawab.ru

МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ

Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено.

Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности.

Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью.

Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.

Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность...

Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...

* * *

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба - Амр ибн аль-Джамух.

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати.

Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола.

С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями.

Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму...

Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?”

Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану:

О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его...

Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью.

На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме...

Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.

Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал:

Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой...

Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее.

Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.

Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз:

Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме.

После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

* * *

Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха.

Йазид ибн Кутайб рассказывал:

“Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди.

Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил:

Кто это?

Муаз ибн Джабаль, - ответили мне.

Абу Муслим аль-Хаулани 71 рассказывал:

“Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка.

Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:

Кто это?

Муаз ибн Джабаль, - ответил он”.

Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника.

Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.

Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”.

Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран.

Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

* * *

Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам.

Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

* * *

Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.

Благородный Пророк сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света...

Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле...

Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом...

Наконец он обратился к Муазу с напутствием:

О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.

Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.

* * *

Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым...

Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена.

Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его:

А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?

Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, - ответил Муаз.

Жена воскликнула:

Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?

Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:

Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!

Вовсе нет, о вождь правоверных, - ответил Муаз. - Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.

Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:

Дай ей это, чтобы она успокоилась...

* * *

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось:

“О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”.

Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран.

Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им:

Ваши братья - жители аш-Шама - попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются.

Умар сказал:

Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий - в Палестину.

Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса...

Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль - в Палестину.

* * *

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать:

“Приветствую я смерть, приветствую...

И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия...

Которого я очень ждал 72 ...”

Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился:

“О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир,

И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки...

Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной,

И тесниться на образовательных собраниях учёных...

О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”.

И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.

1 Тихама - прибрежная равнина, выходящая к Красному морю.

2 См. его жизнеописание в седьмой книге этой серии.

3 Фарук – титул Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах (означает: "разделяющий добро и зло").

4 Битва при Ярмуке – одно из крупнейших решающих сражений в истории, имевшее место в 15-м году по Хиджре, в котором мусульмане одержали блестящую победу над византийцами.

5 Аль-Хира – один из районов Ирака, расположенный между Наджафом и аль-Куфой.

6 Аль-Хиджар – место в мекканской мечети северо-западнее Каабы.

7 Кулаиба – высохший колодец, в котором

8 Историю его жизненного пути см. в седьмой части этой серии.

9 Усман ибн Талха был смотрителем Дома Аллаха во времена джахи-лийи. Он принял исламскую веру вместе с Халидом ибн аль-Валидом и был свидетелем освобождения Мекки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил ему ключ от Каабы. В день встречи с Умм Саламой он был ещё язычником.

10 Участок местности с богатой растительностью и засаженный деревьями в пригороде Медины. Впоследствии стало кладбищем, где были похоронены многие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

11 См. историю его жизни в третьей части этой серии.

12 См. его жезнеописание в седьмой части его серии.

13 Есть также и другие мнения, в частности, что первое знамя в Исламе было вручено Хамзе ибн Абдель Мутталибу.

14 Абуль Касим (отец Касима) – одно из имён Пророка.

15 День Сакифы - день, когда присягал Абу Бакр. Это событие имело место под навесом (сакифа) племени Бану Саада.

16 Территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

17 Веточка для чистки зубов.

18 Аль-Кааба.

19 Сооружение напротив двери аль-Каабы, на котором стоял Ибрахим, когда восстанавливал аль-Каабу.

20 Языческие идолы курайшитов.

21 “Хайр” - по-арабски “хороший”, “добрый”, “превосходный”, а “хайль” - лошадь.

22 Мусаб ибн Умайр – один из первых мусульман и первый проповедник исламской религии за пределами Мекки. Погиб в битве при Ухуде.

23 Ахваз – одна из персидских провинций, расположенная на западе Ирана на побережье Персидского залива.

24 Аль-Хазрадж – племя йеменских арабов, которое с родственным племенем аль-Аус переселилось в Хиджаз после разрушения марибской плотины и обосновалось в Медине.

25 Али был двоюродным братом Посланника, сыном Абу Талиба.

26 Суть этого обвинения в том, что Али согласился, чтобы его спор с Муавией рассудили Абу Мусса аль-Ашари и Амр ибн аль-Ас.

27 Те, кто не видел Пророка, но лично общался с его сподвижниками.

28 Аль-Мадаин (Ктесион) – город, расположенный на реке Тигр, примерно в 30 км юго-восточнее современного Багдада, основанного в 762-м г.

29 Налог, взыскиваемый с немусульман за освобождение от военной службы.

30 У арабов принято называть людей по отношению к их первенцу: Абу ад-Дарда – отец ад-Дарды, Умм ад-Дарда – мать ад-Дарды.

31 Аль-Аус - одно из крупных племён, населявших Медину, которое обязалось опекать и защищать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!

32 Табук - местность на границах аш-Шама, где произошло известное сражение между мусульманами и византийцами.

33 Лицемеры - люди, скрывающие в своих душах неверие, но внешне выдающие себя за приверженцев Ислама.

34 «Сердца с червоточиной», то есть с признаком лицемерия.

35 Хомс – город, расположенный в центральной части Сирии между Дамаском и Алеппо. В Хомсе находится могила Халида ибн аль-Валида.

36 Заключения по религиозно-правовым вопросам.

37 Дом аль-Аркама – дом в Мекке, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал свои проповеди, призывая людей к Исламу. Этот, расположенный на склоне ас-Сафа, дом принадлежал аль-Аркаму ибн Абд Манафу аль-Махзуми и был назван “домом Ислама”.

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил:

«Мне рассказывал один из моих родственников, что, когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толстого шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед которым открылись врата неба и закачался трон?» Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти жены. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да простит тебя Аллах, о Абу Йахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха!»

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка, и он сказал: «У него есть кроме вас носильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадовались духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».

Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Абдаллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субхану Аллах!» Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар!» Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»?» Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».

Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

Он был суров и справедлив, велик и славен,

Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд».

Пророк говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, восхваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза» .

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай – Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке из Бану Махзум ибн Йакза – Науфаль ибн Абдаллах. Попросили Пророка продать его тело: он прорвался ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусульмане. Пророк сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за него» и не стал им препятствовать в выносе его тела.

Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль – Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.

Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорил: «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра ибн Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со стороны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал, что ему будет вознаграждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же Рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк, как мне передали, сказал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».

У каждого народа есть свои герои. Они навсегда остаются в памяти людей из-за совершённых ими великих подвигов, на которые способны только отважные люди.

Даже народы, среди которых нет отважных людей, наподобие американцев, лепят для себя героев из преступников, возвеличивая их биографию и искажая историю. Что же касается героев Исламской Уммы, то нет в истории подобных им. Их запомнили даже враги, как нашего господина Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников. А что ещё лучше, так это то, что они будут вечно пребывать в Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, на ложах истины у Могучего Властелина. Они заслужили это своим самопожертвованием и храбростью.

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (9:100).

Одним из героев, который изменил ход истории в эпоху джахилии на Аравийском полуострове, в Персидской и Римской империях, был сподвижник Посланника Аллаха (с.а.с.), Саад ибн Муаз (р.а.) - господин и военачальник ансаров. Его короткая жизнь была полна великих подвигов, начиная с принятия Ислама посредством призыва Мусаба ибн Умайра (р.а.), которого Пророк (с.а.с.) отправил в Медину вместе с группой мусульман, чтобы они обучали мединцев Корану и основам Ислама. Однажды Мусаб вместе с Асадом ибн Зурарой вышли в путь, направляясь к Бану Абд аль-Ашхаль и Бану Зафар. Саад ибн Муаз был родом из Бану Абд аль-Ашхаль и к тому же был двоюродным братом Асада ибн Зурары со стороны матери. Саад ибн Муаз и Усайд ибн Худайр были двумя господами своего народа, и оба были многобожниками. После проповеди Мусаба Усайд принял Ислам и сказал: «Поистине, есть у меня человек, если он последует за вами, то не останется никого из его племени, кто бы ни присоединился к нему. Сейчас я отправлю его к вам, это Саад ибн Муаз». Затем Усайд ибн Худайр удалился и привёл к ним Саада ибн Муаза. Саад сказал Асаду ибн Зураре: «Клянусь Аллахом, если бы между нами не было родственной связи, ты бы не смог уйти от меня живым! Ты хочешь навязать нам на нашей же земле то, что нам неприятно?». Тогда Мусаб сказал ему: «Может, присядешь и послушаешь? И если тебе это дело понравится и придётся по душе - то примешь его. Если же не понравится, то мы избавим тебя от предмета твоей неприязни». Затем Саад сказал: «Ты прав!», - и присел; ему рассказали об Исламе и прочитали что-то из Корана. Мусаб и Асад сказали: «Клянёмся Аллахом, по сиянию его лица мы поняли, что он придёт в Ислам ещё до того, как заговорит с нами». Затем Саад сказал им: «Что же вы делаете, когда хотите принять Ислам?». Они ответили: «Ты должен совершить омовение, почистить свою одежду и засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха. После этого тебе следует совершить намаз в два раката».

Принятие Ислама Саадом ибн Муазом было вдали от слепого подражания и следования страстям. Он принял Ислам только после того, как выслушал доводы Мусаба ибн Умайра о том, что Ислам - это религия истины, ниспосланная Творцом Вселенной, человека и жизни. И поэтому Ислам стал его религией и идеологией, а дунья потеряла важность в его глазах. Он стал много жертвовать на пути распространения своей религии и оказания помощи Посланнику Аллаха (с.а.с.). Он не останавливался ни перед чем, пока у Ислама и Пророка (с.а.с.) не появилось государство, а люди стали толпами входить в эту религию. Пополнение благих дел Саада ибн Муаза началось сразу же после принятия им Ислама. Он осознал то, что Ислам нуждается в обладателях силы, которые помогут религии, и, узнав о награде за это дело, он оказал эту помощь, не оставив это дело другим и не отложив его.

Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил хиджру в Медину после того, как был уверен в помощи Саада и его народа. После этих событий Саад ещё не один раз докажет свою мужественность. После того, как мусульмане выступили в район Бадра для битвы с многобожниками, Посланник Аллаха (с.а.с.) попросил совета у ансаров. Тогда Саад сказал: «Мы уверовали в тебя и поверили тебе, засвидетельствовали то, что ты принёс истину, и дали тебе клятвы и обещания, что будем слушать и повиноваться тебе. Делай же, что хочешь, о Посланник Аллаха, и, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты приведёшь нас к морю и сам войдёшь в него, мы войдём в него вместе с тобой, и никто из нас не останется позади! И мы не боимся того, что завтра ты поведёшь нас на врага, ибо мы стойки на войне и надёжны в бою, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть от нас то, что порадует тебя. Веди же нас с благословения Аллаха!». Посланник Аллаха (с.а.с.) обрадовался этим словам, а Саад храбро сражался в этой битве, подняв знамя племени Аус. Также Саад участвовал с Пророком (с.а.с.) в битве Ухуд и мужественно оберегал его, когда остальные бросились в бегство.

Герои отдают свои жизни не так, как остальные люди, они уходят шахидами на пути Аллаха, а небеса радуются встрече с ними. Таким был наш герой Саад ибн Муаз, который пал шахидом в битве с союзными племенами (аль-Ахзаб). В этот день Саад надел кольчугу, которая не закрывает руки начиная от плеча, и в то время как мусульмане и союзные племена пускали друг в друга стрелы, один многобожник (его звали Ибн аль-Арка) попал стрелой в область плеча Саада ибн Муаза и повредил ему артерию. Рана Саада кровоточила, и Пророк (с.а.с.) прижёг её, но она снова стала кровоточить, и Пророк (с.а.с.) снова прижёг её. Наблюдая за этим, Саад ибн Муаз произнёс: «О Аллах! Не забирай мою душу до тех пор, пока я не отомщу Бану Курайза! (племя, нарушившее договор с Пророком (с.а.с.) и перешедшее на сторону союзных племён)». После этого рана Саада перестала кровоточить, а племя Бану Курайза предстало перед ним в суде. Затем он сказал: «О Аллах! Ты знаешь, что нет для меня любимей дела, чем джихад на Твоём пути против тех, кто предал Твоего Посланника! О Аллах! Я думаю, что Ты остановил эту битву, но если война с курайшитами будет продолжаться, то продли мне жизнь, а если нет, то забери меня к Себе!». После этих слов рана снова начала кровоточить, и впоследствии Саад ибн Муаз умер.

Расставание с героями не похоже на расставание с обычными людьми. Ибн Саад приводит от Асема ибн Катады: «Посланник Аллаха (с.а.с.) уснул, а глубокой ночью к нему пришёл Джибриль и спросил: «Кто из твоей Уммы умер сегодня ночью, встречей с которым обрадовались жители небес?». Он ответил: «Я не знаю, вечером болел только Саад», - и спросил людей: «Что случилось с Саадом?». Ему ответили: «О Посланник Аллаха, он скончался, потом пришли его родственники и унесли его к себе». Посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал утреннюю молитву, а затем вышел, и с ним были люди, и быстро, волоча одежду, они направились к Сааду. Они шли так быстро, что их обувь рвалась и спадала с их ног. Тогда один человек сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, ты так торопился», - на что он ответил: «Я боюсь, что нас опередят ангелы так же, как они опередили нас к Ханзале»». Вывел Бухари, что Джабир ибн Абдуллах (р.а.) сказал: «Я слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Престол Аллаха закачался из-за смерти Саада ибн Муаза»». В книге «Фатх аль-бари» Ибн Хаджара пишется: «Престол закачался из-за радости от прихода души (Саада ибн Муаза)».

О обладатели силы и способные оказать помощь религии!

Сердца мусульман наполняются любовью к господину ансаров Сааду ибн Муазу из-за его стойкой позиции в жизни. Когда упоминается его имя, люди молятся за него Аллаху. Когда верующие слышат, что трон Милостивого закачался из-за его смерти, то их сердца наполняются радостью за него. Величие человека заключается в его искренней позиции, высоких целях, терпении, какими бы ни были трудности, в его настойчивости в осуществлении высоких целей, какими бы ни были преграды. Вы живёте во времена, когда повторно заговорили об ансарах и мухаджирах. Такая возможность оказать помощь религии - это дар Аллаха. Разве вы не примете этот дар?! О помощники Аллаха! Идите к величию вашей религии и Уммы! Идите к своему величию! Окажите помощь религии Аллаха! Спешите совершить благое дело! Станьте немногими из последних поколений, о которых Аллах сказал:

Следующая статья Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть 24 января 2010

«Самый сведущий в вопросах дозволенного и запрещенного в моей умме – это Муаз Ибн Джабаль»


Когда вся Аравия озарилась светом истинного пути и правды, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.

Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка (с.а.с.) и присягнул ему на верность... Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха (с.а.с.), удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц... Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и изъятию их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба - Амр ибн аль-Джамух.

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями. Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму... Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?” Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану: «О, Манат! Клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его». Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью. На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме... Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство. Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал: «Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой». Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее. Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке. Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз: «Если бы ты был настоящим божеством, то никогда бы не валялся вместе с дохлой собакой в выгребной яме».

После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

Когда благородный Посланник (с.а.с.) переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника (р.а.).

Язид ибн Кутайб рассказывал:

«Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. Казалось, что из его уст исходит свет. Я спросил:

– Кто это?

– Муаз ибн Джабаль, – ответили мне.

Абу Муслим аль-Хаулани (Один из крупных табиинов) рассказывал: «Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка (с.а.с.). Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:

– Кто это?

– Муаз ибн Джабаль, – ответил он».

Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха (с.а.с.), которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника. Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха (с.а.с.): «Самый сведущий в вопросах дозволенного и запрещенного в моей умме – это Муаз Ибн Джабаль». Огромная заслуга Муаза перед умой Мухаммада (с.а.с.) состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё в эпоху Посланника Аллаха (с.а.с.) начали воедино собирать Коран. Поэтому когда сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) разговаривали друг с другом в присутствии Муаза ибн Джабаля, они прислушивались к его мнению, выражая уважение ему и почет его знаниям.

Благородный Посланник (с.а.с.) и два его преемника (р.а.) поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам. Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк (с.а.с.) почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

Когда к Посланнику Аллаха (с.а.с.) прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк (с.а.с.) направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников (р.а.), назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.

Благородный Пророк (с.а.с.) сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света... Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле... Пророк (с.а.с.) так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом... Наконец он обратился к Муазу с наставлением: «О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы». Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз заплакал, а с ним и остальные мусульмане. Сбылось предсказание благородного Посланника (с.а.с.), и с этого часа Муазу уже не было дано счастья увидеть его живым... Пророк Аллаха (с.а.с.) расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена. Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха (с.а.с.).

Когда преемником Пророка (с.а.с.) стал Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.), то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его:

– А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?

– Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, – ответил Муаз.

Жена воскликнула:

– Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр (р.а.), а теперь пришёл Омар (р.а.) и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?

Затем она рассказала про это жёнам Омара и пожаловалась им на него. Когда Омару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:

– Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!

– Вовсе нет, о, предводитель правоверных, – ответил Муаз. – Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.

Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:

– Дай ей это, чтобы она успокоилась...

Во времена правления Омара валий (губернатор) Шама Язид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось: «О, предводитель правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о, предводитель правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их». Омар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка (с.а.с.) собирали воедино Коран. Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда (р.а.). Когда они собрались, Омар сказал им:

– Ваши братья, жители аш-Шама, попросили меня помочь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

– А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так, что как раз трое и остаются – они ответили ему.

– Начните в первую очередь с Хомса – продолжил Омар – Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий – в Палестину.

Так эти трое сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) взялись за распоряжение Омара аль-Фарука и начали свою деятельность с Хомса... Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль - в Палестину.

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кыбле, он начал с напевом говорить: «Добро пожаловать смерть, приветствую я тебя... И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия... любимый гость, которого я очень ждал…» Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился: «О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил ближайшую жизнь (дунья) и не желал долгой жизни за её деревья и реки... Лишь за испытания, жажду полуденного зноя во время поста, переживание часов и времяпрепровождение в собраниях учёных... О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного». И чистая душа тихо покинула тело Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути…

От Абдуллаха Ибн Рафи передается: «Когда Абу Убайду постигла чума, он назначил своим приемником Муаза Ибн Джабаля. И когда страдания усилились, люди обратились к Муазу со словами:

– Попроси у Аллаха снять с нас эту мерзость.

– Это не мерзость – ответил он – Напротив, это призыв вашего пророка, смерть живших до вас праведников и мученическая смерть, которую Всевышний Аллах дает лишь тому, кому Он пожелает из вас. О, люди! Есть четыре нарушения, которые, кто из вас сможет избежать, пусть старается избежать.

– Что это за четыре нарушения?

– Наступит такое время, когда появится ложь. Человек будет просыпаться набожным, а к вечеру будет уже другим. Человек будет говорить: «Клянусь Аллахом, я не знаю, знающий ли я? Человек, который не будет вести сознательную жизнь и умрет по глупости. Человек будет расходовать данное Аллахом ему имущество на то, что говорили вымыслы, которые гневят Аллаха. О, Аллах! Даруй семье Муаза достаточный удел из этой милости». Затем оба его сына были ранены, и он спросил их: «Как ваше самочувствие?». Они ответили: «О, отец! Аллах нам говорит:

«Истина от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся». (2:147)


Мауз сказал: «И вы найдете меня, по воле Аллаха, среди терпеливых». Затем две его жены были ранены и умерли. Затем и он ранил свой большой палец и начал кусать эту рану, говоря: «О, Аллах! Она маленькая. Хвала Тебе. Поистине, хвала тебе за малое», пока не умер.

Историки единогласны в том, что Муаз (р.а.) погиб от чумы в местности Амвас между Иорданией и Шамом в 18 году по хиджре. Но они разошлись относительно его возраста; одни сказали, что он умер в тридцать восемь лет, другие – в тридцать три.

Рассказывая о его прекраснейших наставлениях, Абу Идрис аль-Хафляни упоминает о том, что Муаз Ибн Джабаль сказал: «Поистине, в будущем (за вами) появятся искушения, увеличится богатство, Коран станет доступным для верующего и лицемера, малого и большого, красного и черного. И скажет говорящий: «Почему я читаю людям Коран, а они не следуют мне по нему? Я полагаю, что они не последуют за мной, пока я не придумаю что-то новое помимо него. Упаси Аллах вас от нововведения. Ибо, воистину всякое нововведение – это заблуждение».

Рассказывая об отсутствии у него привязанности к ближайшей жизни, Малик ад-Дари упоминает, что Омар Ибн аль-Хаттаб (р.а.) взял сорок динаров и положил их в кошелек. Затем позвал юношу и сказал ему: «Иди и отнеси это Абу Убайде Ибн аль-Джаррах, потом подожди некоторое время в доме и посмотри, что он сделает с ними». Юноша отправился к нему и сказал:

– Предводитель правоверных велит тебе взять это для своих нужд.

– Да примет Аллах от него это и смилуется над ним! Затем Абу Убайда позвал служанку и сказал ей:

– Иди, дай семь динаров тому-то, пять тому-то, пять тому-то, и так далее пока не опустошил кошелек.

Юноша вернулся к Омару и рассказал ему о случившемся. Омар собрал такую же сумму для Муаза Ибн Джабаля и сказал юноше: «Отнеси это Муазу Ибн Джабалю, потом останься немного там и посмотри, что он сделает». Он передал ему кошелек и сказал:

Предводитель правоверных велит тебе взять это для своих нужд.

– Да примет Аллах от него это и смилуется над ним! Затем Муаз позвал служанку и сказал ей:

– Иди и отнеси тому столько-то динаров, другому столько-то, третьему столько-то.

Увидев это, его жена сказала: «Мы, клянусь Аллахом бедные, дай нам». В руке Муаза ничего не оставалось, кроме двух динаров, и он отдал их ей. Юноша вернулся и поведал Омару о случившемся, на что Омар (р.а.) сказал: «Поистине, они братья, каждый из них лучше другого».

Журнал "Аль-Ваъй"