18 июля день поминовения сергия радонежского. Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского

18 июля (5 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный , по церковному уставу на трапезе благословляется пища с растительным маслом, но в связи со значимым праздником - днем обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского , зачастую благословляются и рыбные блюда. Также сегодня совершается память еще 8 святых и празднование в честь одной святыни.

Обретение честных мощей Преподобного Сергия . Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют «Игуменом Земли Русской», были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском , ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара . Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближенных, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года . Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru

Как немецкая принцесса стала русской святой

Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после убийства ее супруга - великого князя Сергея Александровича, совершенного в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Преподобный Афанасий Афонский . Святой X века , уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путем изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Еще при своей земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000-1001 годов от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru

Мученица Агния (Анна) Римская, дева . Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но сраженный Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.

Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская . Эта святая страдалица, как и мученица Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.

Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер . Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками . Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года .

Преподобный Агапит (Таубе), исповедник . Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушел на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.

После Гражданской войны ушел в Оптину Пустынь, принял постриг и стал заведующим ее библиотекой, а после закрытия обители - сотрудником музея Оптиной Пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провел немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в лагере. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.

Икона Божией Матери, именуемой «Экономисса» («Домостроительница») . Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века , который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.

Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Сергий (до принятия монашества – Варфоломей) Радонежский не только оказал громадное влияние на своих современников, но стал одним из столпов русского православия и во многом определил развитие духовной жизни русского народа на несколько веков. Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея Руси, великий чудотворец, основатель храмов и монастырей, аскет и подвижник был и остаётся примером беззаветного служения Господу. Родился он в начале XIV века в богатой (возможно, боярской) семье. Большинство исследователей склоняется к тому, что местом рождения Сергия была Варница, небольшое село неподалёку от Ростова Великого. Отца Сергия звали Кириллом, мать – Марией. Несмотря на то, что изучением жизни святого занимались крупные учёные, достоверных сведений о дате рождения нет. В самом раннем житии, составленном Епифанием Премудрым, говорится, что родился Варфоломей (мальчик был назван в честь одного из апостолов), когда на Русь приходил татарский князь Ахмат, во времена правления Дмитрия Михайловича (великого князя тверского). Епифаний в своём труде вообще обходился без точных дат, поэтому среди историков до сих пор ведутся споры, связанные с датировкой тех или иных событий. Некоторые учёные считают, что Сергий Радонежский появился на свет в 1314 году, другие – что в 1322. Православная церковь днём рождения святого считает третье мая 1322 года. У Кирилла была трое сыновей, старшего звали Стефан, вторым был Варфоломей (Сергий), а младший получил имя Пётр.

Монголо-татарское иго значительно ослабило многие русские княжества и стало причиной упадка Киевской Руси, но в какой-то степени помогло Ростову Великому превратиться на некоторое время в центр культурной жизни. В начале XIV века в городе были библиотеки, школы и училища; в одну из школ и отдали Варфоломея, когда ему исполнилось семь лет. Старший брат, Стефан, грамоту освоил легко, а Варфоломею учёба не давалась. Человек, которого тысячи людей будут считать учителем жизни, не мог овладеть алфавитом. Это обстоятельство сильно расстраивало и родителей, и учителя, но больше всех мучился сам Варфоломей. Однажды он встретил святого старца, который молился Иисусу под сенью дуба. Мальчик подошёл к пресвитеру и рассказал ему о своём горе. Старец велел попросить Господа о помощи, дал кусочек просфоры и сказал, что вскоре он станет лучшим учеником. Предсказание сбылось – Варфоломей действительно превзошёл остальных детей в учёбе, особенно в изучении Священного Писания. Священные тексты оказали на Варфоломея очень сильное впечатление и уже в отроческом возрасте он соблюдал строгий пост, а иногда вообще отказывался от пищи.

Поборы московского князя Ивана Калиты, непомерная дань татарским ханам и неурожаи почти разорили Кирилла. В поисках лучшей доли он решил перейти под покровительство князя Андрея и перебрался жить в Радонеж (предположительно в 1334 году, в большинстве жизнеописаний святого подвижника говорится, что ему во время переселения было двенадцать лет). Однако и в Радонеже жизнь была нелёгкой, прежнего достатка в семье не было. Через несколько лет братья Варфоломея женились, он же мечтал посвятить свою жизнь монашескому служению. Родители поддерживали его в этом стремлении, но просили не становиться монахом до их смерти – старые и немощные, они нуждались в уходе. В некоторых житиях преподобного написано, что отец с матерью незадолго до смерти также приняли монашеский постриг.

После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства Петру. На поиски места для отшельнической жизни он отправился вместе со Стефаном. Братья устроили скит в лесу, затем срубили деревянную церковь (на этом месте сейчас находится знаменитый Троицкий собор Сергиевой лавры). Но Стефан недолго прожил в уединении, через некоторое время он ушёл в Москву, где стал настоятелем Богоявленского монастыря. Варфоломей же стойко переносил все трудности одинокого жития. Некий священник, по имени Митрофан, постриг его в монахи и дал новое имя – Сергий. Произошло это, когда московским княжеством правил Симеон. Вскоре у преподобного появились ученики и последователи. Монахи, поселившиеся в новой обители, просили святого стать игуменом над ними. Сергий долго отказывался, но затем уступил их просьбам. В сан игумена его посвятил Афанасий, переяславский епископ. Так был основан Сергиево-Троицкий монастырь, в котором было всего двенадцать монахов. В течение нескольких месяцев число монахов не увеличивалось: новому человеку можно было поселиться только в том случае, если кто-то из братии покидал монастырь. Инокам не разрешалось просить милостыню, они кормились собственным трудом. Жизнь в лесу была очень тяжёлой, монастырь – бедным, поэтому большего количества монахов содержать не было возможности. Но вскоре обитель стала местом паломничества верующих и их приношения позволили снять ограничения. К тому же земли вокруг монастыря стали заселяться людьми. Уже в то время Сергия стали почитать как пророка и чудотворца. Это никак не отразилось на его жизни – он наравне с другими монахами занимался будничным трудом и всегда находил время для всех, кто обращался к нему. Когда патриарх Филофей ввёл в монастырях общежитие (в период с 1364 по 1367 годы), некоторые иноки не захотели оказываться от особножительства и возроптали. Стефан, скрывавшийся в обители от врагов своих, пожелал стать игуменом монастыря, ибо считал себя основателем оного. Сергий не стал оспаривать слова брата и отправился к другому Стефану, основателю и игумену Махрищевского монастыря. Тот с радостью предложил преподобному стать пастырем вместо него, но Сергий отказался и решил основать новый монастырь на Киржаче, впоследствии названный Благовещенским. В разные годы Сергий Радонежский основал ещё несколько обителей: Георгиевский монастырь на Клязьме, Высоцкий монастырь, Старо-Голутвин монастырь (недалеко от Коломны). Всего же Сергием и его учениками было создано около 40 храмов и монастырей.

Знаменитый русский историк Ключевский считал, что Сергий Радонежский был духовником и наставником всего русского народа. Известно, что именно Сергий благословил Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле и укрепил его дух. Многие князья обращались к святому за советом в самых разных делах, в том числе и государственных. Жития свидетельствуют и о чудесах, совершённых Сергием с Божьей помощью. Он исцелял больных и бесноватых, воскресил отрока, открыл источник воды близ Троицкого монастыря. В житиях сообщается и о других чудесах, но главное чудо – это подвижническая жизнь во славу Господа и во имя земли русской.

Умер Сергий в своём монастыре, кончину он предвидел заранее и просил братию похоронить его, как простого человека, на местном кладбище. Но после смерти монахи испросили у митрополита Киприана разрешение нарушить волю покойного. Сергий был погребён в церкви, справа от алтаря. Покинул земной мир он в 1392 году. Обретение мощей произошло в 1422 году. Пахомий Логофет, один из биографов, пишет о том, что при вскрытии гроба не только тело святого было нетленным, но и одежда осталась целой и чистой. Мощи Сергия Радонежского сейчас хранятся в соборном храме Сергиево-Троицкой лавры.

Почитание Сергия Радонежского началось ещё до причисления его к лику святых. Канонизация святого, по некоторым источникам, состоялась в середине пятнадцатого столетия. С 1969 года он также включён в мартиролог римско-католической церкви, день памяти – 8 октября. В православной церкви память преподобного Сергия отмечают 5 июня, 6 июля, 18 июля и в августе (последнее воскресенье перед 8 сентября). В России Сергию Радонежскому посвящено более 700 храмов. Главный престол посвящён Сергию в храмах Москвы, в Зеленограде, Ярославле, Владимире, Калуге и других городах. Есть также монастырь Сергия Радонежского в Черногории и храм Сергия Радонежского в ЮАР (Йоханнесбург). Сюжеты из его жизни использовали русские живописцы в своих картинах, создано несколько скульптурных памятников. Преподобный Сергий считается покровителем всех учащихся и артиллеристов.

Молитва Преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому, глас 4 (Обретение мощей)
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

Святой преподобный Сергий Радонежский, моли Господа о нас!

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобного Сергия
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Что в 1940 году папа Римский признал допустимость почитания Сергия Радонежского и для католиков, а в 1969 он вообще был внесён в календарь богослужений римско-католической церкви. И сайт сейчас расскажет вам о традициях почитания этого замечательного человека немного подробнее.

Традиции праздника

Сергий Радонежский не просто так считается просветителем и объединителем. Именно он основал явление, называемое «русским старчеством», именно он основал ряд монастырей, причём не только с целью духовного очищения, но и в целях просвещения народа. Всё же не просто так монахи считались самыми образованными людьми своего времени. Кроме того, он приложил огромные усилия для того, чтобы объединить несколько разрозненную православную культуру во что-то цельное и монолитное. Именно эти его деяния и определяют атмосферу празднования дня его памяти.

Обязательное посещение монастыря является реально обязательным, причём не в одиночку, а с семьёй. Да и вообще, этот день лучше провести с семьёй и близкими, а если кому-то всё ещё не посчастливилось ими обзавестись, то в активных их поисках. Кроме того, к Сергию Радонежскому можно обратиться с молитвой о помощи в поиске любви.

Работать в этот день не полагается, а вот учиться - очень даже. Более того, считается, что молитва о помощи в учёбе, обращённая к Сергию Радонежскому в этот день, особенно эффективна.


Что касается особенностей питания, то на них можно внимания особого не обращать - до поста ещё далеко, так что можно практически всё. Кроме, конечно, алкоголя - всё же Сергий Радонежский не одобрял среди своих монахов пристрастия к алкогольным напиткам. Те, дескать, разум затмевают и мудрость сокращают.

Что касается любимого православного запрета на веселье в дни памяти, то к Сергию Радонежскому это не относится. Столь велика его фигура и столь значимы деяния, что почитать их можно абсолютно любым способом. Команда сайт напоминает, что хотя православие и против праздных развлечений, иногда это вполне допустимо - всё же нельзя своё тело и разум постоянно держать в узде, иногда и расслабляться нужно.

История праздника


Технически, это не совсем день памяти. Это скорее «день обретения мощей». Дело в том, что именно 18 июня одному православному христианину случилось видение о том, что тело святого покоится неправильно - чуть ли не в воде. Место погребения раскопали и убедились, что так и есть. Вот только вода на мощи никак не повлияла, хотя чуть ли не 30 лет пройти успело. Так что в честь столь чудесного обретения мощей Сергия Радонежского, день его памяти и перенесли с 8 октября на 18 июля.

Мы также полагаем, что вам было бы полезно узнать о , касающихся 18 июля. Всё же христианские праздники - это одно, а народная мудрость - несколько другое. В любом случае, иметь приблизительное представление о предстоящей погоде - это полезно.

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля - воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

Преподобный Сергий: преобразование монашества

До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Основание Троице-Сергиева монастыря

Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес - безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник - он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери - стаи волков, медведи - приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Ученики Преподобного Сергия

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия

Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия - преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них - иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего - икона «Святая Троица» - создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.

В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.

Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель - действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.

Святой Сергий Радонежский - образец истинного монаха

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди - от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели - размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

По материалам: журнала "Фома" и сайта www.foma.ru