В современной обстановке должны быть осмыслены. Союз можно было сохранить


12 июня отмечается Всемирный день борьбы с детским трудом. Эта дата была объявлена в 2002 году Международной организацией труда (МОТ) с целью привлечь внимание к проблеме эксплуатации детей, которая наблюдается во многих странах мира.

«Дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты» — эти слова из Манифеста Коммунистической партии, опубликованные более 120 лет назад, остаются актуальными по сей день. Пожалуй, они приобрели даже более страшный смысл, поскольку сегодня дети являются предметами и инструментами в проституции и при изготовлении порнографических материалов в таких масштабах, каких не знала вся предыдущая история человечества.

Проблема эксплуатации детского труда обострилась с развитием капитализма. К. Маркс писал: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!»

Сегодня лишь 7% несовершеннолетних работников заняты в промышленности, 26% — в сфере услуг, 60% — в сельском хозяйстве. Однако, как и на ранних стадиях развития капитализма, современный труд детей, особенно его наихудшие формы (проституция, порнобизнес, торговля детьми, принудительный призыв детей в армию, работа на вредных производствах) приводит к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокому уровню детской смертности.

Кампания по искоренению наихудших форм детского труда, начатая МОТ в 2002 году, призвана решить проблему к 2016 году. Обеспокоенность и усилия мирового сообщества понятны. Однако ещё Маркс отмечал, что полное запрещение детского труда при капитализме является пустым благочестивым пожеланием. И с этим трудно не согласиться. По последним оценкам МОТ, число работающих детей в мире составляет 215 миллионов человек, причём более половины из них работают в опасных условиях. В 1997 году работающих детей было не намного больше – около 250 миллионов. Это дети в возрасте от 5 до 14 лет.

Да, ООН и МОТ рассматривают детский труд как эксплуатацию. В 1999 году была принята Конвенция о запрещении детского труда и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. 171 страна ратифицировала эту Конвенцию (Россия в 2003 году). МОТ оказывает поддержку работающим детям и отмечает положительные глобальные тенденции. Но можно ли полностью искоренить детский труд в условиях капитализма? О невозможности решить другую серьёзную социальную проблему – наркоманию – в ООН уже заявили. 2016 год не за горами. Есть ли какой-то прогресс в решении этой проблемы за последние годы?

Международная организация труда была создана в 1919 году. Среди причин её создания, кроме ухудшения условий труда в мире, была и революция в России. Мировое сообщество вознамерилось доказать, что социальные проблемы можно решить не революционным, а эволюционным путём. Прошёл уже почти век. Детский труд, борьбу с которым МОТ начала с момента своего образования, приобрёл за это время лишь новые страшные формы, что и вынудило принимать дополнительные конвенции и объявлять о необходимости срочных мер.

Кое-кто пытается припомнить эксплуатацию детей при социализме в СССР. Но все воспоминания сводятся к использованию детского труда на хлопковых плантациях в Узбекистане и к трудовым лагерям пионеров и комсомольцев. Никто не отрицает, что это было, и стоит даже подтвердить, что труд детей при социализме был воспитательным фактором. Зачастую, колхозы и предприятия, где дети и подростки получали трудовые навыки, терпели убытки от «помощи» подрастающего поколения, но несли на себе такую нагрузку (работа детей в годы Великой Отечественной войны, понятно, здесь даже и не рассматривается). Кроме того, воспоминания об участии в трудовых детских десантах обычно заканчиваются признанием, что время это было чудесное и замечательное – больше было общения и коллективных мероприятий, чем собственно самого труда.

Сегодня в том же Узбекистане дети сами сбегают из школ на хлопковые плантации, чтобы заработать лишние деньги и помочь семье. В России уже 10-11-летние дети предпочитают работу ради денег учёбе, спорту и познавательным развлечениям.

Ф. Энгельс писал: «… в первый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне». Так оно и было в России, когда МОТ ещё не существовала. Одним из первых декретов Советской власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший детский труд и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР и СССР последующих лет. СССР присоединился к Конвенции о минимальном возрасте приёма на работу (16 лет) в 1974 году. О наихудших формах детского труда тогда у нас и речи не было…

Согласно переписи населения 1900 года, в Соединенных Штатах насчитывалось 1,7 млн. несовершеннолетних, вынужденных трудиться наравне со взрослыми. Уже к тому времени детский труд во многих штатах был под запретом, но едва ли где-то соблюдался. Лишь в 1908 году запрет распространился на всю страну, но и после этого понадобились еще годы, пока с проблемой не начали бороться по-настоящему. С 1910 по 1918 год фотограф Льюис Хайн документировал детский труд в США. По заданию организации National Child Labor Comittee (NCLC) он объездил всю страну, правдами и неправдами проникал на фабрики и шахты, немало рисковал. Во многом именно его снимки, а также лоббистская работа NCLC изменили в США взгляд на проблему.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Центр персональной диетологии «Палитра питания» – ваш личный диетолог

1. Декабрь 1908 года, работница текстильной фабрики Mollahan Mills в Ньюберри, Северная Каролина.

2. 8-летний Ричард на лесопильном заводе в Истпорте, штат Мэн. Это 1911 год. Обратите внимание на перебинтованный палец.

3. Янаварь 1911 года. Работа за прядильным станком в Мэйконе, Джорджия.

4. Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

5. Сигарная фабрика Englahardt und Co. в Тампе, Флорида.

6. 7-летний торговец газетами Феррис в городе Мобайл, Алабама. Октябрь 1914 года.

7. 8-летняя Дженни на сборе клюквы в Пембертоне, Нью-Джерси. 1910 год.

8. Август 1915 года, в западном Массачусетсе: 8-летний Джек на перевозке молочных бидонов. По свидетельству фотографа он сам их загружал.

9. 7-летняя Рози на разделке устриц в Блаффтоне, Южная Каролина. Снимок сделан в феврале 1913 года, к тому времени Рози работала уже 3 года.

10. Корзинное производство в Эвансвилле, Индиана. Октябрь 1908 года.

12. Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года.

13. Октябрь 1916 года: 11-летняя Калли на сборе хлопка в графстве Поттаватоми, Оклахома. Привет, Узбекистан 21-го века!

17. В Нью-Йорке.

18. 11-летний курьер Перси в ноябре 1913 года в Шривпорте, Луизиана. На самом деле он в хорошем настроении: только что получил хорошие чаевые.

Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно. Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию (равно как , и др.)

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается . В примечании к этой статье говорится о либо услугах, подневольности, различных (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Здесь порой трудно найти довольно тонкую грань между необходимым трудом в семье и настоящей эксплуатацией. Более того, многие оценивают такую ситуацию положительно. Мало кто задумывается, что детям при этом порой просто некогда делать домашние задания, учиться, не говоря уже об играх.

Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Уголовная ответственность


Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено.
Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

Действия сексуального характера

В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

  • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
  • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
  • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

В зависимости от тяжести злодеяния наказание может вылиться в тюремное заключение (максимум – 10 лет), ограничение свободы в пределах двух лет и запрещение занимать некоторые должности либо выполнять определённую деятельность на срок до пятнадцати лет.

Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете:

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого.

Ложкарное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Столярное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Сначала была введена оговорка о том, что его действие будет ограничено лишь фабриками.
Затем отсрочили его ввод на год (до 1 мая 1884 г)., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет.


Развеска чая в московской развесной товарищества "Губкин и Кузнецов"

В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах .
В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство .


Цех Никольской мануфактуры. Местечко Никольское Владимирской губернии Нач. ХХ в.

Рогожное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.


Из книги: Курская А.С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914 г.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.
Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

Рабочие во дворе типографии товарищества "Сытин И.Д. и Ко" в Москве на Пятницкой улице 1910-е гг

Накатчики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера 1884 г

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.


Село Верховье, Солигаличского уезда. 1910-1914. из альбома Татьяны Дроздовой


В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы-промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских .
( , старая не работает)
***



Фабрикант и рабочие.г. Юрьевец Костромской губ. (ныне Ивановская обл.),
1894-1917 из альбома Павла Маслакова


В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istori.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2009/sim.htm

Рабочие на руднике Тетюхе-рудник, Приморский край, 1910 из альбома Елены Малининой

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро":
"Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды - обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют... "
http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant
***


Подросток - уральский горнорабочий Пермская губ., 1900 из альбома Валерия Москалькова:

Эта фотография дробильщиков сделана на шахте в Пенсильвании, но условия на шахте в Питкяранте вряд ли были лучше

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых Пензенская губ. ХIХ в. (?)

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.

***http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/128-135.html


Строители ж/д мостов на транссибирской магистрали под Красноярском. Красноярск, 1906. из альбома Александра Ошурко

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

*** http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/gluhovo20/1.html

Пусть их Россия остаётся их Россией там, за рубежом. Пусть продают своих детей в рабство. Там, на их родине.
= =
См. так же " "

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Тем не менее трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности. О таких нюансах и будет рассказано в предлагаемом материале.

Начнем с законодательной основы трудоустройства подростков. Во?первых, это отдельные положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в частности гл. 42. Во?вторых, сюда же относится "Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время" от 3 июня 1988 года (далее - Положение), которое применяют в настоящее время только в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Положения с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнего возраста, можно принимать на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нормальному развитию.

Данное положение закреплено в ст. 63 ТК РФ. Заключать трудовой договор допустимо с 16-летнего возраста. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор вправе заключить и лицо, достигшее 15 лет. Ст. 63 ТК РФ также определяет, что с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства допустимо заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию таких лиц.

При оформлении на работу должны быть предоставлены следующие документы: личное заявление, в котором содержится согласие на осуществление трудовой деятельности ребенком одного из родителей или лица, заменяющего его; справка с места жительства; свидетельство о рождении или паспорт; справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 266 ТК РФ лиц в возрасте до 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра за счет работодателя. Прием на работу должен быть оформлен договором в письменной форме, в котором нужно полно изложить взаимные обязательства сторон, в том числе предусмотренные ст. 21 и 22 ТК РФ.

Образовательное учреждение по согласованию с местными органами по труду и социальным вопросам самостоятельно определяет профессии, виды работ и рабочие места, на которых работодатель планирует использовать труд подростков. При заключении договора администрация организации обязана ознакомить молодых сотрудников с характером работы, условиями труда, разъяснить их права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда.

Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками могут быть прекращены в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 77–84). Кроме того, учащиеся имеют право самостоятельно расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня до расторжения (п. 9 Положения). Работа учащегося также прекращается, если есть письменное заявление одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы. При прекращении договора наниматель обязан выдать учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы.

Трудовые книжки на учащихся не заводят. Запись в них о времени работы заносят в организации, куда в дальнейшем после окончания учебного заведения будет принят учащийся. На подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, трудовые книжки оформляют в общеустановленном порядке.

Работу учащихся можно считать обязательной ежегодной практикой на следующих условиях: для учащихся 8–9?х классов - если продолжительность ежегодной трудовой практики не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы; для учащихся 10?го класса общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - при условии соответст-вия содержания работы профилю профессии, получаемой в учебном заведении. В течение учебного года продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 18 часов в неделю и 3,5 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 12 часов в неделю и 2,5 часов в день. Продолжительность рабочего времени во время каникул, а также для лиц, окончивших (оставивших) обучение в общеобразовательных учреждениях, в соответствии со ст. 92 и 94 ТК РФ и п. 12 Положения составляет: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 36 часов в неделю и 7 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 24 часа в неделю и 5 часов в день.

В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать труд несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда. Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, а также к работам сверх рабочего времени, обусловленного трудовым договором. Согласно ст. 265 ТК РФ запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет на подземных работах, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются также переноска и передвижение подростками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163, а нормы предельно допустимых нагрузок - Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7. Труд подростков может быть также организован на условиях неполной рабочей недели или по гибкому графику, а также на дому с возможными перерывами в дни напряженных занятий.

Оплату труда подростков, принятых на работу в свободное от учебы время, производят пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяют следующим образом: путем умножения часовой ставки оплаты труда на количество фактически отработанных часов. Оплата труда лиц из числа подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, происходит на основании принятых в организации форм и систем оплаты труда. При этом при повременной оплате труда заработную плату работникам в возрасте до 18 лет выплачивают с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивают по установленным сдельным расценкам. Ставки оплаты труда и нормы выработки утверждает работодатель с учетом мнения профсоюзного органа, или их устанавливают в коллективном договоре. Выплату заработанных средств следует осуществлять ежемесячно в установленный по соглашению сторон или внутренним трудовым распорядком (коллективным договором) срок.

Наряду с оплатой труда подрост-ков на работодателей возлагают обязанности по предоставлению им всего комплекса предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций. В соответствии со ст. 267 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день. Оплату отпуска производят пропорционально проработанному времени в данном рабочем году: исходя из расчета количества дней отпуска, приходящихся за каждый месяц работы, по правилам исчисления среднего заработка. Эти правила зафиксированы в ст. 139 ТК РФ и в "Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" от 11 апреля 2003 года № 213.

Если учащиеся в процессе трудовой деятельности освоили знания и умения по данной профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, то им может быть присвоен начальный квалификационный разряд.

Таким образом, прежде чем принимать на работу несовершеннолетних молодых людей, работодатель должен ознакомиться с особенностями их трудоустройства и трудовой деятельности. Получение такой информации не помешает и самим подросткам, и их родителям. Полагаем, что наши разъяснения им в этом помогут.

Обсуждение

Летом по инету искала сыну работу на месяц, типа курьера. нашла более 20 приемлемых предложениий. Он ездил на собеседования, смотрел. В итоге осталось примерно 5 подходящих мест, если не заключали договор, то он сразу разворачивался и уезжал. Мы его более-менее натаскали. Но мед заключение не спросили нигде и ни разу, тем более согласие родителей. Только паспорт и все. Сыну на тот момент было 15 лет. Заработал за 10 дней 3000,00 руб. Купил, что хотел и больше работать не пошел.

Комментировать статью "Особенности труда подростков"

Уважаемые родители! В Главном корпусе Дворца, каб. 3-09 психологи нашего комплекса проводят для Вас Родительский клуб. Телефон: 8-499-137-84-69 , эл.почта [email protected], [email protected] Родительский лекторий будет проходить во время недели детской Книги. Родительский лекторий проходит в формате семинара и консультирования. Свободное посещение. 28 марта. Как выбрать профессию подростку. Основные шаги и направления действий 29 марта. Мой ребенок особенный. Дети с особенностями...

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста В силу высокого качества подготовки, отвечающей актуальным запросам рынка труда...

Подростковая психология Взрослым очень часто не дано понять, каким именно видит мир ребенок. Подростковый психолог поможет наладить контакт с ребенком, который только начинает познавать этот мир. Основной поддержки, которая исходит от родителей, может быть недостаточно, и активный подростковый разум ищет поддержки у сверстников и друзей, в виртуальном мире. Подростковая психология учитывает свойства детской психики и поможет ответить на такие вопросы: - Что беспокоит вашего ребенка? - С...

Тренинг Профориентации "Кем хочу быть и Кем могу стать" для подростков 14 лет и старше (группа 10 - 12 человек). Вместо тестирования беседы с коучем, упражнения и медитации! Только 15 марта по цене 1500 руб. вместо 4000 руб., продолжительность: 4 часа, с 12.00 до 16.00 Какую профессию выбрать: ту, которая нравится мне или которую советуют родители и близкие? Стабильную или творческую? Низкооплачиваемую, но интересную или менее интересную, но высокооплачиваемую? Как же поступить в подобных...

Обсуждение

Мои девчонки о тренингах, которые в лагере проводили, всегда с восторгом рассказывали

А родителям можно поприсутствовать на тренинге? У меня есть несколько вопросов по теме, я бы сама с удовольствием пообщалась со специалистом

Вы уже задумывались, что подарите своему ребенку на Новый год? Теряетесь в догадках? Позвольте вам помочь. По роду своей деятельности и опыту знакомых знаю, что детвора любит отдыхать в лагере, поэтому путевка на зимнюю смену – лучшее, что вы можете предложить. Если бы мои дети были школьниками, я не задумываясь отправила бы их в какой-нибудь study или rock camp на каникулы – новые друзья и впечатления, развлечения и положительные эмоции. Это ведь так здорово! Только важно знать, как выбрать...

Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом труде. Однако подростки, начиная с 14 лет, в сегодняшних реалиях могут спокойно зарабатывать себе на карманные расходы. Роль родителей в этом процессе, натолкнуть ребенка на ту мысль, что уже сейчас он может начать зарабатывать на свои нужды. Пусть это не огромные суммы, но главная задача в привлечении подростка к зарабатыванию денег это приобщение его к...

Работать и самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь человеку не может запретить никто. Даже если физические возможности этого человека ограничены. Но сегодня полные сил и здоровья работники подолгу остаются не у дел. Что уж говорить об инвалидах… Их нехотя берут на работу и в случаях реорганизации сокращают одними из первых. А то и вообще предлагают работать без заключения трудовых договоров. И люди вынуждены соглашаться. Не от хорошей жизни, от безысходности. Конечно, трудовые...

В области трудовых отношений законодательство предусматривает для инвалидов следующие гарантии: · сокращенную продолжительность рабочего времени для работников - инвалидов I или II группы - не более 35 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)); · некоторые ограничения по работе за пределами нормальных условий труда (ст. ст. 94, 96, 99 и 113 ТК РФ); · право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней и отпуск без...

Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына- подростка). ... А у старшего подростковый кризис.

Обсуждение

> "Отдала всю душу, воспитывала без баловства. "
Этого вообще не понимаю. Как можно ребенка не баловать? Если его только "дрючить", то дивно желать, чтобы он это еще и ценил.

> "Толстокожий, не доходит до него, что мать в лепешку, отец в лепешку. Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына-подростка). ..."
Т.е. весь пафос ситуации, что Вы с мужем разбиваетесь в лепешку ради младшего, а что старший, не получая свою часть родительского тепла (в идеале, равную с младшим) ведет себя соответственно? Вы ведь даже не пишите, что старший нуждается в общении с родителями, пишите только "даже порой и на уборку не хватает времени и на сильный контроль его тоже", т.е. если о старшем, то никаких сантиментов, только "контроль" и то после уборки.
В конце концов, сколько давать младшему (раз все равно полностью не успеть и здоровым он не станет) - это ваш выбор. Можно - столько, можно вдвое меньше, а если кого-то нанять, то и втроем "разбиваться" хватит. Остановитесь и подумайте о приоритетах. Если так важна школа младшего, то правильно пишут - логично к ней переехать. Как - вопрос другой (обменять квартиру или сдать свою и снять там). Если можно в школу поближе - это тоже вариант, всего в жизни не ухватить. Нельзя ли в вашей школе хоть иногда оставлять младшего на ночь (если не на пятидневку)?

Подумайте еще об одном моменте. Дети растут, родители стареют. В какой-то момент им становится нужна помощь взрослых детей. Младший Вам не опора, дай Бог, чтобы сам как-то себя обеспечивал (если сможет). А старший (при продолжении текущего) уйдет из дома с мыслью, что он там никому не нужен, что родители любят ТОЛЬКО младшего и так далее, захочет ли он при подобных мыслях общаться с родителями, простит ли? А Вы, наверное, еще хотите, чтобы старший младшему в будущем помогал... Поймите, сейчас все ваши ХОТЕЛКИ: и убирать или нет, и возить ли младшего в эту дальнюю школу, и сколько каждому из детей уделить времени... И правильно пишут, что через несколько лет отношения со старшем будет не вернуть. А Вы, как следует из темы, человек авторитарный. Не верите конфе - поговорите с семейным психологом.

Не в тему может быть, но переехать поближе к школе(я так поняла, специальной) не задумывались? Вы в цейтноте, и тут мало что можно сделать, кроме того, что уже, я думаю, и так делается.
А у старшего подростковый кризис. Просто кризис. Про него много сказано и написано. Основная суть у всех психологов: надо просто переждать, стараться общаться ровно, вкладывать в ребенка, сколько возможно, но не ждать результатов сейчас, их не будет; маленький человек становится взрослым через ломку, и это нормально (вот без ломки не всегда нормально:)), он ищет и отвоевывает себе место в мире взрослых, заставляя окружающих считаться с его мнением, желаниями и даже просто присутствием. Взрослым часто хочется или прибить, или изгнать это новое существо, которое вдруг появилось в семье, и это тоже нормально.
Извините, если длинно и не совсем резонансно.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Это тяжелый труд, моя очень уставала. Ее сразу на кассу определили, это оптимально интересно.

Обсуждение

барменом только вечером, только в пт и сб (там часы работы типа 21-00 - 4 или 6 утра) в ночной клуб и т п
Я так в молодости работала, в эти дни клиентов у клубов в 2-3-4 раза больше, чем в обычные дни, поэтому и персонала нужно больше.
Магазины (типа "техники, стройматериалов, Ikea" и т п) обычно ищут дополнительный персонал только на сб и вс, потому что в это дни клиентов больше.
Но если он ищет "мало работать много получать" то ничего не найдет.

1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти - не маски (главное - ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и...

Моему 10 лет, я со страхом жду, что вот-вот начнется этот самый переходный возраст. Смотрю на племянника, он на три года старше, и очень сочувствую сестре. Как она справляется, не представляю. С ним спокойно поговорить нельзя, чуть что не так сказала, он сразу на дыбки становится.

Студия "Круг II" приглашает к участию подростков 13-17 лет с особенностями развития или без. Радость творчества для нас связана прежде всего с упорным трудом по преодолению...

Подростки постоянно «сигналят» нам о своих проблемах. Вредность и страстное желание делать всё наоборот стоит прочесть как сигнал для себя: а не слишком ли я наседаю на юную личность? Закрытые двери в свою комнату, наушники, громкая музыка бессмысленное (с нашей точки зрения) валяние на кровати – это попытка уединиться, подумать о чём-то своём или расслабиться, когда отрицательные эмоции (а может быть, наше назойливое внимание) «достали». Упрёки, слёзы, нытьё да капризы чаще всего означают...

Можно обидеться на сына или дочь за дерзость, невнимательность, отстранённость, но гораздо полезнее и для него/для неё, и для нас принять это как сигнал, как информацию к размышлению, расшифровать и среагировать на него правильно. Резкие перепады настроения, эмоциональная нестабильность, несдержанность – характерная особенность подросткового возраста, но они не должна «зашкаливать». Постоянно угнетённое состояние ребёнка скажет вам о его депрессивном состоянии, о том, что у него есть такие...

Специалисты сравнивают подростковый возраст со вторым рождением. · Каковы особенности подросткового возраста у приемных детей.

В соседнем подростковом клубе этих самых подростков на лето пристраивают на уборку территории и прочий интеллектуальный труд в черте города.

Обсуждение

Моя дочка учится в школе при медицинском институте. Летом они выезжают на 26 дней в трудовой лагерь в Коломенский район. Полдня работают, полдня - полвеяа практика и занятия по биологии, вечером - спортивные игры, развлечения, дискотеки. За смену три раза ездили на экскурсии - Коломна, Рязань, Константиново. У нас дачи нет и не было, для дочери это стало уникальной возможностью познакомиться с реальным сельскохозяйственным трудом. Было тяжело, но она не ныла, хотела и днеге заработать, и доказать всем, что она не размазня. Условия жизни - спартанские (удобства - во дворе, 9 человек в комнате, двухъярусные кровати). Но питание отличное, пятиразовое, после поля всем давали пить боржоми. Заработала 8 000 рублей, им всем оформили трудовые книжки с записью "подсобный сельскохозяйственный рабочий. Школа организует это совместно с центром "Перспектива", туда можно и самим обратиться, они помогут в трудоустройстве любому подростку.

Ы-ы-ы... Из строяка 2 мес.+колхоз 1 мес. привезла 40 рублей, бутылки в общаге сдала и улетела домой, лечиться:))) Есть что вспомнить, елки. Билет стоил мой 43 рубля домой! Вот не помню, сколько же бутылок я сдала, интересно...

17.02.2010 12:14:23, Питерская

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного...

Обсуждение

Я со своим сыном все это проходила. Не вдаваясь в подробности, скажу: да, по закону Вы имеете право организовать ребенку индивидуальный график. И можете заставить школу на это пойти. Но знаете что будет потом? Потом обязательно найдутся учителя (хотя бы один, точно) которые будут считать "несправедливым" , что Ваш ребенок учится не так, как другие, Вы с ума сойдете, договариваясь с ними об аттестации, о том, как она будет проходить и когда, и по какой программе, и что нужно подготовить и предъявить из письменных работ. Нервов это будет стоить и Вам, и ребенку немеряно (по крайней мере у нас было именно так при том, что и классный руководитель, и директор школы, были на нашей стороне). Так что если хотите снизить количество часов, проводимых ребенком в школе, ищите ту школу, где эта система принята официально. Мы ушли потом в школу-экстернат, были вполне довольны.

Здравствуйте! Может ли ученик, имеющий справку о надомном обучении, посещать общеобразовательную школу для индивидуального обучения?
(Гладких Татьяна Петровна, 14.09.2009 18:01:30,)

Присутствие учащихся в образовательном учреждении в соответствии с определенными формами обучения регулируется локальными актами. Например, положением о надомном обучении учащихся Вашей школы. Насколько нам известно, нормативных актов, ограничивающих право учащихся посещать образовательное учреждение при надомной форме обучения, нет. Более того, обучающийся по надомной либо семейной форме обучения имеет право в рамках договора с образовательным учреждением посещать консультации, пользоваться библиотекой, присутствовать на воспитательных мероприятиях. Изоляция (не допущение) учащихся от школы рассматривается как нарушение его права на образование (ст. также ст. 5 закона РФ «Об образовании»)

Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Письмом Минобразования РФ от 28.02.2003 N 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

С уважением, Елена Болотова

17.09.2009 17:35:30, jii

Особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом. Режимы труда и отдыха.

Обсуждение

А смысл оформления договора с няней?
Чтоб дополнительно пол няниной зарплаты платить дяде? Нет уж, нет уж.

На самом деле я благодарна всем, кто поучаствовал в обсуждении данного вопроса, потому что это сподвигло меня на более детальное изучение законодательства.

В итоге выяснилось, что ларчик открывается довольно просто:)

Люборытно, что я помнила об этом пункте, но никогда не рассматривала вопрос применительно именно к физическим лицам, выплачивающим вознаграждение другим физическим лицам.

А между тем положения п.4. ст.236 распространяется и на них тоже.

Это означает, что если выплаты производятся из средств, оставшихся в распоряжении физических лиц после уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ), то такие выплаты не учитываются в качестве объекта налогообложения ЕСН.
Во как:)Обсуждение

Неужели Вам в школьные годы никогда не случалось скрывать оценки от родителей? Вот и вспомните: почему Вы это делали и что Вы при этом чувствовали.

16.01.2001 10:03:12, Настя

Познание своего ребенка - вещь не только интересная, но и болезненная иногда.:) У Вас был свой образ дочки, у нее - свой. Уверена, что, покопавшись в вашем общем прошлом, Вы обязательно найдете моменты ее "хитрости", на которые раньше не обращали внимания.
Боюсь, что сейчас Вам придется устроить хорошенькую ревизию своих родительских представлений и стратегий взаимодействия с ребенком (?).
Я вижу эту ситуацию так.
Для дочки наступили вполне естественные времена активного познания социальной действительности. С вами она уже "познакомилась", изучила и ПОКА ничего нового от вас ей ждать не приходится. Замечено - чем ближе дети знают родителей, тем непримиримей отвергают в подростковом возрасте - "наелись".
У нее сейчас ДРУГОЙ мир в актуальности, а с вами ее задача - кое-как соблюсти формальности, чтоб отстали; решить сиюминутную проблему в надежде, что "само рассосется" и наслаждаться осознанием своей свободы и популярности в том, другом мире. О, счастье!- быть такой, как ВСЕ! :)
Врет она вам точно не со зла. Учеба же в этом возрасте ВООБЩЕ не идет ни в какое сравнение с тем, что есть ЖИЗНЬ. (Представьте, к примеру - Вы идете получать Нобелевскую премию, а Вам мама вслед говорит: "Ты не забыла борщ в холодильник поставить, чтоб не прокис?" Что бы Вы ей ответили? :))...

Что делать?
Думаю, во многом Мария права - надо разделить проблемы на Ваши и ее; определить области, в которой ЕЙ нужна помощь и обеспечить эту поддержку при обязательном инициировании дочки.
Вика права, на мой взгляд, тоже: контролировать надо регулярно (если это было принято раньше), но нужно разделить время учебы и свободное (неконтролируемое жестко) время. Определить это время совместно и объяснить, что пока вы несете ответственность за нее, то вправе устанавливать ограничения - если у нее не хватает силы воли ограничивать себя самой.
В общем - поменьше эмоций, побольше конструктивной помощи. Рыдать, конечно, можете, но лучше сделать акцент на том, как не поставить свою ЖИЗНЬ в зависимость от ОЦЕНОК в ЕЁ жизни.
Через несколько лет вы вновь обретете своего ребенка, который устанет сам от создаваемых им проблем и неумелых попыток их решения. Тема долгая, мы уже ее как-то обсуждали здесь.
А можете книжку посмотреть хорошую - "Психология подросткового и юношеского возраста" (Филипп Райс). На мой взгляд, это самое лучшее и грамотное пособие по всем аспектам взрослеющей личности. И без "воды". С готовыми рецептами там, правда, негусто. Но если Вы поймете суть детских мотивов, то и свои действия выстроите исходя из особенностей СВОЕГО ребенка и СВОИХ возможностей.
Удачи!

16.01.2001 03:51:59, Карина