Участвовать в политической жизни страны. Политическое участие граждан

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторические факты – основа исторического процесса:

любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;
содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.
Субъекты исторического процесса – индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие (например, народные массы, социальные группы и общественные объединения).

Народные массы – социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.

Признаки социальных групп – возрастной, половой, профессиональный, религиозный и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия и нации.

Влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности – исторические деятели.

Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Ступени человеческой истории

Формационный подход – Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.

Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:

Формационный подход

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.
Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.
Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

Цивилизационный подход

В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.
Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.
Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:

каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);
формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);
устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).
Основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:

ступень – первобытность (примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для ней характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.
ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.
ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.
ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации (XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.
ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странахпостиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США).

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

Направленность действий

Формы участия отличаются по направленности действий. Например, граждане хотят реализовать частные интересы при проведении митинга, или забастовка направлена на разрешение серьезной ситуации, сложившейся в городе. Вариант участия граждан в политической жизни зависит и от ресурсов и усилий, которые должны будут приложить участники, чтобы справиться с поставленной ими задачей. К примеру, при демонстрации протеста, касающегося сокращения сотрудников на предприятии, граждане должны быть готовы к преодолению давления со стороны руководства компании.

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны

Выборы, референдум.

Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.


Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Рабочий лист по теме: Участие граждан в политической жизни.

Задание 1 Используя Конституцию РФ ответьте на вопросы.

Выдержки из Конституции РФ.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия

Вопросы

    Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Если «да», то каким образом?

    В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? Ответ аргументируйте

    Можете ли вы принимать участие в политической жизни? Почему?

    Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

Задание 2 Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования. (представительное участие в политической жизни) . Используя учебник стр.46-47 дополните схему.

Избирательное право

Задание 3. Практикум Определите, какой принцип избирательного права нарушен:

1) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1. 2) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок. 3) Выборы депутатов в Законодательное собрание N края многоступенчатые. 4) Пенсионеры, проживающие в N районе, не имеют право принимать участие в выборах.

Задание 4. Используя учебник запишите ограничения избирательного права.

Задание 5. Используя дополнительный материал заполните таблицу.

Дополнительный материал Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа, не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации. Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты. В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование. Участие в референдуме – непосредственное участие в политической жизни страны.

Задание 6 Поработайте с учебником пункт «Право на равный доступ к государственной службе» и ответьте на вопросы.

    Что такое государственная служба?

    Что значит равный доступ к государственной службе?

    Как граждане России могут участвовать в отправлении правосудия?

Задание 7 Поработайте с учебником пункты «Обращение в органы власти» и «Другие пути влияния на власть». Составьте по 3 вопроса к каждому пункту, ответы на которые можно найти в тексте учебника.

Задание 8 Составьте план пункта «Значение свободы слова»

Задание 9 Используя текст учебника ответь на вопросы

    Политический экстремизм – это….

    Проявление политического экстремизма - …..

    Приведите 3 конкретных примера проявления политического экстремизма