Девушки и смерть. женский терроризм в россии имеет вековую историю

КУРСОВАЯ РАБОТА

Женский терроризм в современном политическом процессе


Введение


С окончанием холодной войны мир не стал безопасней. Вместо угрозы ядерной войны появилась одна из наиболее опасных и наименее прогнозируемых угроз, приобретающая все новые формы и разрастаясь в масштабах. Одной из угроз безопасности человечества сегодня является терроризм. Ввиду кооперации легальных и нелегальных структур экстремистского толка и националистических, религиозно-сектантских и других организаций и группировок на базе взаимовыгодных условия сотрудничества происходит слияние терроризма политического и уголовного. Чтобы обеспечить защиту личности, общества и государств от террористических акций и их последствий мировому сообществу необходимо, прибегая к научным методам, выработать международные подходы и межгосударственные концепции по борьбе с терроризмом.

Актуальность темы исследования. Реалии современности свидетельствуют о том, что террористы в качестве жертв чаще всего выбирают беззащитных и невинных людей, совершая во время террористических акций покушения на их жизнь и имущество, к сожалению, часто удачные. Террористы преследуют цели спровоцировать войн между государствами, вызвать или обострить конфликты между социальными и национальными группами, которые после вмешательства террористов могут затянутся на несколько десятков лет.

Терроризм в современном политическом процессе достиг этапа, на котором крайние формы, методы и средства борьбы ряда восточных стран против западной идеологии приобрели религиозную окраску. На протяжение всей истории практики терроризма наиболее распространенными организаторами и исполнителями террористических актов являются экстремистские структуры, развивавшиеся на идеях исламского фундаментализма.

Еще одной специфической характеристикой терроризма за последние несколько десятков лет стало то, что женщины становятся активными участниками террористической деятельности. Динамика роста их активности прослеживается и в России и на Ближнем Востоке, что делает тему актуальной для изучения как в политическом, так и в социокультурном аспектах.

На своем современном этапе развития терроризм приобрел новые формы, которые представляют угрозу национальной безопасности государств. В последние несколько лет терроризм стал объектом социальных политических и психологических исследований. Гендерный аспект современного терроризма же остается недостаточно проработан, несмотря на безусловную важность полученных знаний. Изучение гендерного аспекта современного терроризма необходимо, чтобы понять и проанализировать личности женщин-террористок и определить их значимость в деятельности той или иной террористической организации или группировки. Так же, изучение психологии и поведения женщин, принимающих участие в террористической деятельности, важно для привнесения ясности в положение женщин в современной террористической деятельности, в том числе и в ее подпольной форме. Еще одной немаловажной причиной необходимости исследования феномена женщины-террористки является возможность выработки стратегии по борьбе с этим деструктивным явлением.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематику исследуемого явления затрагивают в своих трудах такие учёные как О.В. Будницкий, Э. Найт, А. Гейфман, Н.А. Троцкий, Е. Брейтбарт, Б. Николаевский, М. Одесский, Д. Фельдман и др. Анализ причин возникновения и роста терроризма представлен в работах М. Креншоу и В. Лакера.

Анализ роли женщин в террористической деятельности получил отражение в работах А. Гефман и Э. Найт. Несмотря на это, феномен женского терроризма остается практически не исследованным. Почти не существует работ в которых статус женщин-террористок в террористических организациях, методы их вербовки и психологической обработки, мотивы женщин-приверженок радикальных идей имели бы отражение. Таким образом, заявленная в курсовой работе тематика и имеет научно практическое значение.

Объектом исследования является терроризм как элемент современного политического процесса.

Предметом исследования является специфика женского участия в террористической деятельности.

Целью исследования является определение роли женского терроризма в современном политическом процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач , а именно:

·Раскрыть сущность терроризма в современном политическом процессе;

·Исследовать исторический аспект феномена женского терроризма;

·Выявить причины и факторы, побуждающие женщин обращаться к террористической деятельности;

·Обозначить роль женщины-террористки в современном политическом процессе.

Методологическую основу исследования составляют методы познания социально-политических явлений, прежде всего синтез исторического и компаративного анализа. Использование системного метода помогло выделить социальное политическое определение, динамику и тенденции, связанных с участием женщин в террористической деятельности. Использовались также методы теоретического обобщения, описания и другие.


1. История женского терроризма в России

женщина смертница терроризм исламистский

Для наиболее подробного исследования поставленной задачи необходимо определить трактовку терроризма. Одну из возможных дефиниций предлагают М. Одесский и Д. Фельдман. Они определяют террор как «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». Терроризм по их мнению, является негативным общественный явлением. Методы, к которым прибегают террористы, являются насильственными и направлены на достижение поставленных целей, в основе которых лежит «принцип устрашения» и направленность повлиять на сложившуюся политическую, социально-экономическую и идеологическую обстановку. Данное определение подразумевает то, что одной из целей действий террористов является генерирование страха среди населения и дальнейшее использование этого страха для изменения различных сфер общественной жизни.

Волна террористических актов захлестнула Соединенные Штаты Америки (взрыв зданий Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11 сентября, 2001), Европу (серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах Мадрида (Испания) 11 марта, 2004; серия взрывов на станциях метро и в городских автобусах в Лондоне (Великобритания) 7 июля, 2005), Центральную и Юго-восточную Азию (серия террористических актов в Индонезии в 2002 году) и Ближний Восток (атака террористами-смертниками квартала в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) 13 мая, 2003; захват и освобождение заложников в Хобаре (Саудовская Аравия) 30 мая, 2004). Россия так же оказалась в списке стран, испытавших на себе последствия террористической деятельности.

Для России проблема терроризма не является новой. Первоначально терроризм в России появился как теоритическая доктрина и только позднее, в середине XIX века, стал применяться как самостоятельная тактика - 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозов выстрелил в Александра II. Тем самым было положено начало охоте на «реформатора», который так и не решился довести до логического конца начатые либеральные преобразования в Империи.


1.1 Обращение женщин к террористической деятельности в России


Одна из наиболее занимательных черт современных террористических организаций состоит в том, что немаловажную роль в них стали играть женщины. В Западной Германии, где из разыскиваемых в Августе 1977 года террористов две трети были женщины, этот феномен проявился ярче всего.

Ввиду ограниченного участия женщин в политике в большинстве стран, тот факт, что женщины имели влияние в сфере революционного насилия, и по сей день является загадкой, которую немногие ученые берутся исследовать и объяснить. Но, каким бы запутанным он не казался, это несомненно феномен современных политических процессов. Течение женщин-террористов берет свое начало в России XIX - начала XX вв. Одной из родоначальниц женского терроризма является женщина по имени Вера Засулич, которая в 1878 году напала на одного из начальников сыскной полиции Санкт-Петербурга.

Немаловажным событием в истории террористической деятельности в России является образование российской революционной террористической народнической организации «Народная воля» и в частности, террористической фракции Народной воли (народовольцы), которые использовали террор как метод политической борьбы. 10 из 31 члена исполнительного комитета «Народной воли» были женщины (Приложение 1). В восьмидесятых годах девятнадцатого века женщины «Народной воли» принимали непосредственное участие в организации террористических акций, взяв на себя ответственность наравне со своими товарищами по партии. Когда, после примерно десяти лет относительного спокойствия, в начале двадцатого века Партия социалистов-революционеров возродила террористическое движение, члены партии нашли много последователей и приверженцев их идей среди женского радикального населения России. В период с 1905 по 1908 женщинами-членами партии эсеров было совершенно 11 террористических актов.

Большинство ученых считают бессмысленным проводить параллель между современными женщинами-террористами и их предшественницами из России. В то время, как первые считаются иррациональными и почти безумными фанатиками, российские женщины в большинстве случаев идеализируются и поднимаются до уровня героинь, храбро сражавшихся с деспотичным царским режимом. Не смотря на то, что женщины в то время были вовлечены в террористические действия, им сочувствовали и их поддерживали не только либеральная прослойка их собственного общества, но и отдельные слои Западноевропейского и Американского обществ. Террористки девятнадцатого века такие как Софья Перовская и Вера Фигнер стали легендами и считается, что следующее поколение женщин террористов, о которых существует так мало упоминаний в литературе, попросту следовали их традициям

Но все же женщины-террористки (большинство которых были членами партии эсеров), которые действовали в период после 1900 в России в некоторой степени отличалась от их предшественниц. Эти различия были в большей степени связаны с изменениями в политической среде, в которой им приходилось действовать. Появилось в разы больше возможностей убедить государство в необходимости некоторых послаблений в области предоставления политических свобод, особенно после революции 1905 года.

Существовала еще одна организация радикальной направленности - Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в процессе борьбы с режимом прибегала не к акциям массового устрашения, а к агитации и пропаганде. Так что, в отличие от ситуации, сложившейся в 1881 году, существовали альтернативные кровопролитиям и насилию способы влияния на режим и его изменения. Даже лидеры партии социалистов-революционеров осознали это, когда объявили о временном прекращении использования террористических методов в 1905 году.

Не смотря на это, женщины-члены партии эсеров, которые принимали участие в совершении террористических актов, зачастую не признавали такие методы альтернативными террору, возможно, из-за того, что они, как и их коллеги, руководствовались не только рациональными политическими причинами. Мемуары женщин-террористок, богатые на яркие детали происходивших событий, свидетельствуют о тесном взаимодействии эмоциональных, психологических и социальных факторов, лежащих в основе их террористической деятельности и проливают свет на особенности женской психологии, которая как нельзя лучше подходила для террориста. Становится ясно, что женщины эти являлись идейными вдохновителями кампании партии социалистов-революционеров и без них разработанная программа, вероятно, так и не была бы воплощена в жизнь.

Хотя к девяностым годам двадцатого столетия большинство женщин-радикалов было ярыми оппонентами феминизма, их мемуары и биографии свидетельствуют о том, что идеи их были довольно сильно подвержены влиянию феминистических идей. Несомненно, желание личной независимости, продуктивность и целеустремленность в вопросах карьерного роста, ломавшие стереотип жены и матери семейства, были лишь предпосылками на фоне более глубоких социальных причин.

Революционные идеи укоренялись в мозгу женщины по тем же причинам, по которым они находили убежище в мозгу мужском - и те и другие вращались в обществе студентов и взаимодействовали с массами занимаясь легальной или полулегальной культурной деятельностью - за исключением того, что женщины чувствовали неравенство и необходимость доказать свою полезность значимость обществу.

Феминистское движение достигло некоторых успехов к 1900 году, однако женщины неминуемо натыкались на довольно серьезные препятствия в их стремлении вести продуктивную жизнь вне дома. Их отчисляли из университета и, хотя образовательные программы высшего профессионального образования для женщин существовали, стандарты не были идентичны для представителей разного пола и учебных мест для женщин частенько не оставалось. Стоило женщине получить среднее, средне-специальное или высшее образование, возможности применения профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, ограничивались сферой преподавания и здравоохранения. Проблемы существовали так же и на личном уровне. Не смотря на распространение феминистских идея, старые ценности все же превалировали и большинство родителей продолжало растить дочерей на традиционные женские роли матери и жены. Из-за этого для большинства молодых женщин принятие решения оставить родной дом и впоследствии вступить в радикальные кружки чаще всего означало разрыв с членами семьи и прошлой жизнью, отказ от всех ценностей, которые были заложены в них с раннего детства. В мемуарах некоторых женщин можно найти свидетельства о перепалках между родителями и дочерями в процессе эмансипации последних.

Еще большей проблемой это стало для еврейских женщин - которые присоединялись к движениям радикального толка все в большем количестве - потому что они воспитывались в еще более строгих семьях, нежели русские женщины. Многих еврейских родителей шокировала революционная деятельность их сыновей. По словам Генри Тобиаса, участие их дочерей в было еще большим шоком.

Очевидно, что, помимо решимости, за такими бунтарскими поступками стояла еще и приверженность революционным идеям. Стоило женщинам вырваться из семей, они вливались в террористическую деятельность с небывалым рвением. Революция становилась их жизнью, вела их к борьбе за гармонию в убеждениях и действиях. Начиная с популистского периода глубокая настроенность сохранить целостность и высочайшие этические нормы была характерной чертой женской блока революционного движения. Мужчины, конечно, тоже были воодушевлены идеей преданности, но женская обеспокоенность личными и моральными аспектами борьбы была исключительна.


2. Использование женщин в исламистском терроризме


2.1 Толкование исламистского терроризма


Чтобы полнее охватить вопрос использования женщин как террористок-самоубийц в исламистском терроризме необходимо определить трактовку данной разновидности терроризма. Исламистский терроризм можно определить, как насильственный метод, используемый для расправ с противниками. Исламистский терроризм нашел идеологическое обоснование и оправдание в трактовках мусульманского вероучения, где он считается тактикой защиты исламского мира от влияния и агрессии немусульманских стран (в том числе, стран западного мира) и идеологий. Еще одним оправданием использования данной тактики считается обязанность правоверных вести джихад, но немало правоверных ставят под сомнение трактовки данной обязанности как необходимости физических расправ.

На современном политическом пространстве исламистский терроризм является наиболее распространенной по числу проявлений формой терроризма. Чаще всего данная тактика применяется радикальными экстремистскими исламскими организациями. Наряду с исламистским терроризмом нередко используется этнонационалистический терроризм.

Термин исламский терроризм, используемый чаще всего для определения данной разновидности террористической деятельности считается неполиткорректным ввиду подразумеваемой связи деятельности радикально экстремистских организаций со всем исламом в общем, что большинство мусульман отрицают. Во избежание конфликтов по данному вопросу проводится разделение ислама как религии и радикального ислама как политической идеологии, которая обращается к религии, основывается на некоторых религиозных догмах.

Некоторые исламские философы и богословы утверждают, что такой феномен как «исламский терроризм» существовать не может, так как существование его противоречит самой религии ислама. Следовательно, термин исламский или исламистский терроризм ложен.


2.2 Современный исламистский терроризм


По мнению ЦРУ абсолютное большинство террористических организаций и группировок в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ в 2004 году из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек.

Согласно еще одной статистике террористических атак наиболее частыми жертвами боевиков-исламистов становятся мусульмане жители традиционно исламских стран. В Европе же большая часть терактов совершается различными радикальными группировками левого толка и сепаратистами, а не исламистами.


2.3 Использование женщин как террористок-смертниц


Начало практики использования террористок-смертниц

Относительно недавно в деятельности исламистских организаций радикального экстремистского толка в качестве террористов-самоубийц начали использоваться женщины.

Первый случай использования женщины как террористки-смертницы был зафиксирован 9 апреля 1985 г. Хайадали Сана - 16-летняя девушка, член Сирийской социалистической национальной партии - направила грузовик в израильский военный конвой. В результате теракта погибло 2 солдата. Хайадали Сана - самая молодая из террористок-смертниц, членов партии. Самой старшей Шагире Кариме Махмуд на момент смерти было 37 лет. Женщина проникла в больницу и пронесла в сумке взрывное устройстве. Жертвами взрыва стали 27 человек, из которых 7 погибли.

июня 1996 г. террористкой-смертницей стала беременная женщина Зейнаб Кынаджи, член Курдской рабочей партии. Она проникла на военную церемонию и взорвала себя. Жертвами взрыва стали 37 человек - 8 солдат турецкой армии убиты, 29 получили ранения.

Еще один теракт, в котором принимала участие беременная террористка-смертница состоялся 22 июня 2003 г. В ходе допроса выяснилось, что женщина была на четвертом месяце беременности. Террористка-смертница и два боевика ехали по направлению в Грозный. На женщине был пояс шахида. На блокпосту автомобиль остановили, после чего завязалась драка. Один из боевиков был убит. Второй боевик и женщина были ранены и отправлены в медсанбат, где скончались: мужчина - в тот же день, женщина - на следующий.

Первой российской террористкой-смертницей была Хава Бараева. 7 июня 2000 г. она и еще один боевик направили автомобиль со взрывчаткой в казарму, где находилось подразделение российских войск. Жертвами взрыва стали 8 российских военнослужащих - трое погибли, пятеро получили ранения. Хава была первой из так называемых «черных вдов» - женщин-самоубийц, совершивших теракты в России с 2000 г. Последний террористический акт приписывающийся «черной вдове» был совершен 25 мая 2013 г. в Дагестане, в Махачкале. Согласно данным Национального антитеррористического комитета 25-летняя Мадина Алиева взорвала себя у здания республиканского МВД. В результате взрыва пострадали 20 человек, 2 погибших.

Причины использования женщин как террористок-смертниц

В январе 2002 г. Шейх Ахмед Исмаил Ясин, один из основателей и духовный лидер исламистского движения «Хамас», заявил о своем категорическом отказе от использования женщин как террористок-смертниц. В марте того же года им же было сделано заявление о том, что Хамас не заинтересован во включении женщин в деятельность организации по причине их скромности. Позиция духовного лидера Хамаса коренным образом изменилась в 2004 г. Тогда 14 января первая женщина-смертница от Хамаса взорвала себя. 22-летняя Рим аль-Рейяши под предлогом получения медицинской помощи приблизилась к израильскому блок-посту и подорвала 5-килограммовое взрывное устройство, начиненное гайками и болтами. Погибло четыре, ранения получили семь израильских солдат. Смертница сознательно пошла на свершение теракта.

Ясин, после совершения теракта, заявил, что изменение это вызвано тем, что использование женщин - шаг вперед в методах ведения борьбы. Боевики сталкиваются с множеством проблем, в то время как женщины могут быстрее добраться до цели. «Женщины, - отметил он, - подобие резервной армии - когда в них есть нужда, мы их используем».

Среди причин привлечения женщин к совершению террористических атак выделяют следующие:

·Тактические преимущества:

oНезаметная атака;

oСоздание эффекта неожиданности;

oСтереотип о неопасности женщин.

·Повышение численности сражающихся;

·Освещение событий в СМИ и последующее увеличение в числе рекрутированных.

Магнус Рансторп, директор Центра Изучения Терроризма и Политического Насилия, назвал женщин альтернативным оружием. По его словам, при помощи женщин стало возможным влиться в толпу людей и затем атаковать с элементом неожиданности, который способствует генерированию страха среди невинных людей.

По словам командира, ответственного за подготовку будущих террористок-смертниц, человеческое тело стало наиболее действенным их оружием. «Когда мы искали новые способы обойти охранные предосторожности, с которыми сталкивались до этого наши боевики, мы обнаружили, что наши женщины могут стать нашим преимуществом.» Один из тренеров охарактеризовал их как «палестинские человеческие прицельные бомбы».

Каких женщин отбирают для обучения самоубийству

Один журналист в своей статье о Черных вдовах пришел к заключению, что «теорий, которые бы объяснили, почему женщины сознательно становятся террористками-смертницами, настолько много, что невозможно выделить отдельные причины».

Однако некоторым ученым все же удалось прийти к общему мнению по вопросу «Каких именно женщин отбирают в шахидки». Женщины вербуются легче чем мужчины, ввиду того, что они легче поддаются разного вида манипуляциям из-за своей уязвимости. Еще одной причиной для вербовки женщин является то, что женщины чаще всего не вызывают подозрений и им легче проникнуть на место, где запланирован теракт.

Одной из наиболее частых практик является вербовка женщин-мусульманок, которые были обвинены во внебрачных связях и которых ждет жестокое наказание (обычно - смерть от руки отца, брата или мужа). Принуждение таких женщин к совершению теракта-самоубийства дает им возможность избежать публичного позора их семей. В данном случае в мусульманской общине считают, что женщина предпочла умереть с честью нежели с позором. Еще одним методом вербования женщин является намеренное изнасилование намеченных кандидаток с тем, чтобы исключить возможность их отказа от выполнения того или иного задания пригрозив придать огласке факт обесчещения.

Еще одной немаловажной причиной успешного рекрутирования женщин в ряды террористок-смертниц является освобождение от невыносимых условий в семье, ввиду того, получить развод для них почти невозможно. Еще одним способом сбежать от нелюбимого мужа для девушек стало наказание (арест) за любого вида теракт. Наиболее частыми террористическими акциями, в которых принимают участие женщины, являются теракт-самоубийство, похищение человека (нескольких человек), нападение на мирных граждан и деятельность в качестве финансового курьера (для передачи денег террористическим группировкам). Так девушка становится недосягаемой для жениха на довольно долгий срок, по истечение которого она перестает вызывать у него интерес.

Подготовка смертниц

До недавнего времени не так много было известно о том, как тренируют террористок-смертниц. В феврале 2003 г. Институт международной политики по борьбе с терроризмом опубликовал статью, в которой было заявлено, что террористки-смертницы не подвергаются физической и психологической подготовке перед совершением самоубийства. Однако по словам женщин, которым или удалось сбежать или не удалось совершить теракт заявили об обратном.

По словам российских спецслужб подготовка террористок-смертниц ведется «арабскими специалистами-психологами и подрывниками в секретных учебных лагерях за рубежом». Все потенциальные смертники тщательно тренируются арабскими психологами и подрывниками-экспертами.

Самые последние данные о тренировках террористок-смертниц в Палестине были опубликованы в декабре 2003 г. Репортер Хала Ябер («Sunday Times») взяла интервью у руководителя операции по подготовке смертниц, тренеров и девятерых будущих Палестинских террористок-смертниц.

«Женщинам выдавали взрывчатые вещества и знакомили их с устройством автомата Калашникова. Девушек учили собирать и разбирать их автоматы Калашникова; после следовала практика применения оружия на двигающихся и не двигающихся мишенях, не говоря уже о многочасовых лекциях на тему «враг и его тактики». Детали каждого теракта подвергались тщательному анализу, обсуждались на дебатах. Женщины проводили в среднем более 6 часов в день изучая взрывчатые вещества. Им показывали пояса шахидов, которые разорвут их тела на кусочки, калеча и убивая людей вокруг них. В конце девушки должны были тренировать передвижение с весом пояса, прикрепленного к их телам. Иногда взрывчатые вещества прикрепляли к туловищу, иногда к ногам, спине или животу. «Расположение взрывчатого вещества зависит от телосложения женщины. Взрывчатые элементы располагаются таким образом, чтобы не перегрузить ту или иную часть женского тела и чтобы взрывчатые элементы были наиболее незаметны на теле женщины под одеждой,» - объяснил один из тренеров.»


2.4 Организации, использующие женщин в террористических актах


Среди организаций, которые в организации террористических актов используют женщин, можно упомянуть:

·Сирийская социалистическая национальная партия;

·Тигры освобождения Тамил Элама;

·Бригады мучеников Аль Акса;

·Курдская рабочая партия;

·Палестинский исламский джихад;

·Движение Хамас;

·Чеченские боевики.

По оценкам экспертов, шри-ланкийская организация Тигры освобождения Тамил Элама является самой опытной в сфере использования террористов-смертников. Террористические структуры Ближнего Востока активно изучают и анализируют опыт данной организации с целью его дальнейшего перенимания. Согласно исследованиям, на счету данной организации успешное проведение более 200 террористических акций с участием террористов-смертников из которых более 35% - были женщинами.


3. Психология террориста-смертника


Современные эксперты в области терроризма полагают, что как женщины, так мужчины, обычно попадающие в ряды террористов, помимо «идейной» основы их поведения, которой можно оправдать любые политические и иные цели, имеют множество общих психологических черт. Так, по мнению американских психологов Д. Хоргана и М. Тэйлора, террористами, как правило, становятся либо неуверенные в себе люди, либо агрессивные личности, неспособные достичь поставленной цели ненасильственным путем. После вступления в террористическую организацию они полностью отдаются идеям, штампам, стереотипам и ценностям этой организации, отстраняясь при этом от остального мира. Выйти из организаций такого типа часто не представляется возможным. Террорист-неофит нередко лишается способности рационально оценивать реальность. Кроме того, предательство, коим считается попытка ухода из организации, нередко карается убийством предателя.

Эксперт в области терроризма У. Лакер установил, что женщины-террористки на практике проявляют себя более мужественными, более преданными идеям и поставленным целям. Причиной тому могут служить особенности женской психологии и генетики. Женская агрессия трудно поддается лечению и контролю. Мужчина превосходит женщину по своей физической силе и выносливости, в то время как женщина, благодаря своим природным психологическим качествам, способна мобилизоваться и совершить поступки, которые окажутся не под силу представителю мужского пола.

Вместе с тем объяснение природы женского терроризма лишь врожденными психологическими и генетическими особенностями было бы неверно. Одним из объяснений стремления женщин к терроризму на современном политическом пространстве является женское стремление выступить против нынешней социальной ситуации, а также место и роли женщин в этой реальности. Специалисты университета штата Нью-Йорк в исследовании «Межрегиональные тенденции женского терроризма» пришли к выводу, что женщины обращаются к терроризму, ввиду того, что во многих странах и регионах современного мира женщинам не представляется возможным участие в стандартных формах политической деятельности: женщины почти не имеют влияния и роль их на современной политической арене почти незаметна.

По словам экспертов, именно эта «невзрачность» женщин в современном политическом процессе и обусловила их привлекательность для террористических организаций. Неприятие стандартной модели образа жизни женщины толкает женщину к обретению смысла жизни, к определению новой идентичности через собственное недовольство.

По словам одной из женщин-членов террористической организации, вступление в организацию помогло ей «преодолеть отчужденность и почувствовать себя частью целого, покончить с разорванностью существования, перейти к подлинной жизни».

Не смотря на преданность идеям организации, многие эксперты придерживаются мнения, что во многих случаях женщин менее всего интересуют политическими и идеологическими идеями террористической организации. За частую женщины идут на смерть не «во имя», а «против» и «за»: против низкого положения женщины в семье и обществе, против власти, которая совершила преступление против родных и близких и за любимого человека и т.д. Возвышенный любовный мотив стоит выше мотива страха быть осужденной социумом и наказанной за это. Не мало важным фактом является существование религиозных «мечтаний» о райской жизни, в которой они вновь обретут своих возлюбленных в раю, когда счастье в реальной жизни невозможно (например из-за смерти возлюбленного).

В странах, где националистические и сепаратистские настроения проявляются сильнее всего появился феномен «фамильного терроризма». Зафиксировано немало примеров семей, несколько поколений которых были замешаны в деятельности террористических организаций.

Одним из примеров таких стран может быть Северная Ирландия или Палестина, где война с Израилем давно приобрела статус доминирующей культуры. В данных регионах и в некоторых других обращение женщин к терроризму, ранее осуждаемое семьей и обществом, переходит в разряд допустимых, привычных и одобряемых обществом дел.

Маоисты, анархисты и представители других террористических организаций и групп отрицают гуманистический опыт предыдущих поколений и активно рекрутируют женщин, не способных жить в рамках, навязанных традиционными общественными институтами. Уже сегодня террористки-смертницы в таких странах считаются образцами для подражания у девочек и девушек. Исходя из этого, можно прогнозировать немалую вероятность того, что количество женщин-террористок с годами будет только возрастать.

Неслучайно за почти двухвековую историю терроризма эксперты приходят к вывода, что женщины-террористки много опаснее мужчин-террористов. Почти половина разыскиваемых Интерполом террористов - женщины, а 2 мая 2013 г. ФБР включило в список самых разыскиваемых террористов женщину, Джоан Чесимард, убившую полицейского 40 лет назад. В директиве Интерпола существует четкая инструкция - в случае захвата или нейтрализации вооруженной террористической группы - уничтожить женщин в первую очередь. Миф о врожденном женском гуманизме является всего лишь мифом, и историей никак не подтверждается.

Не смотря на это, многие политологи убеждены, что использование силовых методов и государственного насилия в отношении женщин-террористок или организаторов их деятельности не способны положить конец совершению терактов или свести количество терактов к минимуму. Чтобы снизить угрозу, которая несет в себе террористка-смертница, готовая убить себя и других невинных людей для достижения не всегда понятных ей целей, необходимы согласованные и сложенные действия в социально-экономической сфере и СМИ, сфере культуры и образования, а также в сфере формирования общественного мнения.


Заключение


В ходе работы был выполнен системный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме женского терроризма, который позволяет утверждать, что существующие теоретические подходы к объяснению такого феномена, как участие женщин в террористической деятельности в современном политическом процессе еще не могут в полной мере объяснить данный феномен.

Терроризм в любой из форм проявления превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечеству приходиться столкнуться. Терроризм и экстремизм ставят под угрозу большей безопасность многих стран и их граждан, влекут за собой серьезные политические социально-экономические потери, оказывают сильное психологическое давление и уносят жизней ни в чем не повинных людей.

На современном этапе развития международных отношений под воздействием процессов глобализации терроризм приобрел глобальный, международный, интернациональный характер.

В данной работе рассматривается феномен женского терроризма, исторические и политические причины его появления, а так же отличительные особенности от других видов терроризма, которые доказывают, что женский терроризм существует как феномен.

К сожалению, гендерный аспект терроризма, разделение ролей между мужчинами и женщинами изучен еще недостаточно. Исследование этих вопросов необходимо для понимания личности террористок, уровня значимости их статусов и распределения ролей в террористической деятельности.

Изучение участия женщин в террористическом движении важно также и потому, что оно вносит вклад в исследование проблем женского участия в политической деятельности, в том числе и в совершенно особой подпольной (нелегальной) форме.

В работе исследуются причины, вследствие которых женщины становятся террористками.

Выполнены исследование биографий террористок различных исторических периодов, роли этих женщин в террористических организациях, их психологические особенности.

Были изучены террористические организации, где женщины являлись идеологами и руководителями.

В ходе работы проводится сравнительный анализ мотивационной деятельности террористок и боевиков, позволивший утверждать, что их поведение имеет как схожие, так и отличительные черты. Одним из отличий на наш взгляд является, прежде всего, придание романтичного оттенка мотивам согласия на совершение террористического акта, в частности самоподрыва. При этом сама террористка обычно не предписывает себе, какую либо идеологическую мотивацию. Террористка не придает значения сохранению своей жизни, чаще всего она и не ставит такой задачи перед собой, приходя по своей воле в зону зону «почетной» смерти, часто предпочитая ее смерти «позорной».

При характеристике женского терроризма как политического процесса необходимо учитывать, что возникновение и явление данного феномена обусловлено множеством факторов: экономическими, этническими, религиозными, историческими, социальными, политическими, психологическими. Нельзя сказать, что преобладает какая-то группа факторов, на увеличение числа женщин-террористок практически влияет вся их совокупность.

При изучении личности женщины-террористки важную роль играют данные, включающие систему взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, интересов, притязаний, потребностей, способов их удовлетворения, особенности интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств. Совокупность таких данных о личности позволяет выявить стимулы активности, побуждения, формирующие и определяющие поведение, проникнуть в мотивационную сферу.

Анализ интервью с будущими террористками-смертницами позволил выявить, что практически все женщины, которые, используются радикальными исламскими террористическими группировками становятся «самоубийцами по принуждению». Даже если они имеют проблемы с психикой или у них имеются определенные мотивы, для того чтобы покончить с собой, например нищета, любовь, проблемы в семье, в большинстве случаев их принуждают к теракту представители террористических организаций, способствующие безнаказанному склонению женщин к тяжелейшим преступлениям. Другими словами, они заканчивают жизнь самоубийством не по своей воле, а вследствие давления и психологической обработки.

Анализ структуры мотивации позволил выделить следующие типы мотивов, свойственных женщинам - террористкам: инструментальная агрессия, враждебная агрессия, защитная агрессия.

Психологи объясняют это тем, что в таких случаях проявляется совершенно особый тип женской психики, во многом несхожий с обычным. Этот тип часто приближается к невротическому строению психики и характерен тем, что в нем женщина не удовлетворяется своим полом и его особенностями, считает его чем-то малоценным, чувствует себя угнетенной им, бессознательно (или сознательно) стремится перерасти себя как женщину, «стать мужчиной». Это выражается, прежде всего, в смене доминирующих комплексов влечений. На место пассивных сексуальных эмоций, характерных для женщины, становятся эмоции властвования, господства, расширения престижа личности, характерные главным образом для мужского характера. Перестает высоко ставиться красота, изящество, грация - те моменты, которые особенно понимаются и ценятся женщинами; на первый план выступает оценка силы, твердости. В целом ряде действий, поступков женщина пытается отмежеваться от своих женских черт.

Терроризм такого рода на Ближнем Востоке давно ставил своей задачей устрашение врага, что достигалась акциями в людных местах с максимальным количеством жертв. Участие женщин в подобных террористических актах привлекает гораздо больше внимание СМИ и вызывает сильный общественный диссонанс. Экстремистам всего мира для их антигуманной деятельности понадобилось «пушечное мясо», что повлияло на привлечение женщин в качестве «живых бомб». Во-первых, женщинами легче манипулировать, во-вторых они вызывают меньше подозрений. Кроме того, женщину, которую превращают в самоубийцу, не надо обучать военному делу и методам конспирации. Фактически она выступает в роли, как ни странно об этом говорить, одноразового и дешевого оружия.

Маловероятно, что женщины сыграют ведущую роль в мусульманском экстремизме, так как, ни боевым командиром, ни даже рядовым они быть не могут, эти роли отведены мужчинам. Для мусульманских женщин самоубийство - единственный путь хоть отчасти сравняться с мужчинами, разделить с ними почет и славу, то есть эти женщины используются на низовом уровне в террористических организациях.

На наш взгляд не только религия толкает женщин совершать теракты. Еще одним фактором увеличения числа террористок как уже отмечалось, является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия у общества, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем не повинных людей.

Также надо отметить, что в мусульманском мире женщины-террористки, совершая теракт, обретают бессмертие, так как рай по законам ислама уготован только для мужчин. Все эти факторы, возможно, оказывают сильное влияние на возникновение такого явления, как «женщины-бомбы».


Список использованных источников и литературы


1.Алиев А. Дагестанский ученый о терроризме как угрозе национальной безопасности // РИА «Дагестан». 11 мая. 2007.

2.Викторов, В. Женский терроризм становится реальной угрозой [Текст] / В. Викторов // Военно-промышленный курьер. 2004. №40. С. 26

.Гейфман А. Революционный террор в России 1894-1917 гг. М.: 1997. С. 150

.Дьяконова Е.А., Дьяконова Е.М., Дьяконов А.А. Дневник Елизаветы Дьяконовой. М., Издание В.М. Саблина. 1912. С. 331; 482.

.Интерфакс-Религия [Электронный ресурс]. 90% международных террористических организаций - исламистского толка, считают в ЦРУ. 29 апреля. 2005.

.Ким, И.А. Женское участие в терроризме // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. №3.

.Креншоу М. Терроризм, Легитимность и Власть. Миддлтаун, Коннектикут: Уэслиан Юниверсити Пресс, 1983.

.Лакер, У. Интерпретации терроризма - факт, фикция и политология // Interpretations of Terrorism - Fact, Fiction and Political Science // Журнал современной истории. 1977. Январь. С. 183

.Лэйн В. Создание российского революционера. Интервью с Марией Суклофф // Сервей 32. 1914. С. 257-263.

.Мануйлова Л.Я. Печали и радости моей жизни. М., Госиздат.1922. С. 63-72.

.Найт, Э. Женщины-террористки в Партии социалистов-революционеров // Рашн Ревью. 1979. №38/2 С. 144

.Об этом подробнее см.: Стайтс Р. Феминистское движение за равноправие женщин в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Принстон.: Принстон Юниверсити Пресс, 1978. С. 115-138.

.Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования. М.: РГГУ. 1997. С. 8.

.Сатина С.А. Образование женщин в дореволюционной России. Нью Йорк.: публ. автором, 1966. С. 84-119.

.Статистика террористических актов в таблицах // Памятная книжка социалиста-революционера. 1914. №2. С. 8-20.

.Тобиас Г. Всеобщий еврейский рабочий союз в России (Бунд). С основания до 1905. Стэнфорд: Стэн-форд Юниверсити Пресс. 1972. С. 44

.Филиппова Л.Д. Из истории женского образования в России. // Вопросы истории. 1963. №2. С. 174-179.

.Россия. Антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму. [Электронный ресурс] // Борьба с терроризмом: объединительная идея 21 века

Режим доступа: #"justify">.Newsru.com: Новости в мире. [Электронный ресурс] // ФБР впервые включило в список самых разыскиваемых террористов женщину. 3 мая. 2013.

Режим доступа: #"justify">.Борьба с терроризмом: объединительная идея 21 века [Электронный ресурс] // Россия. Антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму.

Режим доступа: #"justify">.

Режим доступа: #"justify">.Терроризм [Электронный ресурс]: терроризм и методы борьбы с ним. Хронология террористических актов в мире. Террористические акты 2000-2010 годов. 15 февраля. 2012.

Режим доступа: #"justify">.Publishing house Education and Science s.r.o. [Электронный ресурс] // Карабанова В.А. Социальный генезис женского терроризма.

Режим доступа: #"justify">.Umma inform: Ислам в Украине и в мире [Электронный ресурс] // В Турции почтили память террористки-смертницы. 2 июля. 2011.

Режим доступа: #"justify">.LENTA.RU [Электронный ресурс] // Погибшая в Чечне террористка-смертница была на четвертом месяце беременности. 24 июня. 2003.

Режим доступа: #"justify">.Полит.ру [Электронный ресурс] // В махачкалинском теракте появился второй погибший. 26 мая. 2013.

Режим доступа: #"justify">.Седьмой канал [Электронный ресурс] // Террористка-смертница изменяла мужу. 18 января. 2004.

Режим доступа: #"justify">31.GZT.RU [Электронный ресурс] // Юршина М. Женщин, которых готовят в смертницы, специально насилуют. 25 января. 2011.

Режим доступа: #"justify">32.MIGnews.com: MEDIA INTERNATIONAL GROUP [Электронный ресурс] // Невеста-смертница - новый палестинский тренд. 18 апреля. 2007.

Режим доступа: #"justify">.Седьмой канал [Электронный ресурс] // Солдаты предотвратили очередное кровопролитие в Гуш-Эционе. 19 октября. 2011.

Режим доступа: #"justify">34.W Shington. ProFile: независимая информационная аналитика из США. [Электронный ресурс] // Женское лицо террора

Режим доступа: #"justify">.Социально-психологические аспекты участия женщин-смертниц в террористической деятельности [Электронный ресурс]

Режим доступа: #"justify">36.«Female Suicide Bombers Were Trained Abroad?Russian Security Service,» BBC Worldwide, database on-line.

37.Arnon Regular, «Mother of Two Becomes First Female Suicide Bomber for Hamas,» Haaretz, January 16, 2004.

.EUROPOL. TE-SAT 2011. EU Terrorism Situation and Trend Report. - European Police Office. 2011. pp.9-20.

39.Hala Jaber, «The Avengers,» Sunday Times (London), December 7, 2003, sec. Features, p. 1, database on-line; available

.Mark McDonald, «Chechnyas Eerie Rebels: Black Widows?the 19 Black-Clad Female Terrorists in Moscows

41.Theater Siege?Are Still Shrouded in Mystery, One Year Later,» Gazette (Montreal, Quebec), October 24, 2003, sec. A, p. 4, database on-line;


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

женщина смертница терроризм исламистский

Для наиболее подробного исследования поставленной задачи необходимо определить трактовку терроризма. Одну из возможных дефиниций предлагают М. Одесский и Д. Фельдман. Они определяют террор как «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». Терроризм по их мнению, является негативным общественный явлением. Методы, к которым прибегают террористы, являются насильственными и направлены на достижение поставленных целей, в основе которых лежит «принцип устрашения» и направленность повлиять на сложившуюся политическую, социально-экономическую и идеологическую обстановку. Данное определение подразумевает то, что одной из целей действий террористов является генерирование страха среди населения и дальнейшее использование этого страха для изменения различных сфер общественной жизни.

Волна террористических актов захлестнула Соединенные Штаты Америки (взрыв зданий Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11 сентября, 2001), Европу (серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах Мадрида (Испания) 11 марта, 2004; серия взрывов на станциях метро и в городских автобусах в Лондоне (Великобритания) 7 июля, 2005), Центральную и Юго-восточную Азию (серия террористических актов в Индонезии в 2002 году) и Ближний Восток (атака террористами-смертниками квартала в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) 13 мая, 2003; захват и освобождение заложников в Хобаре (Саудовская Аравия) 30 мая, 2004). Россия так же оказалась в списке стран, испытавших на себе последствия террористической деятельности.

Для России проблема терроризма не является новой. Первоначально терроризм в России появился как теоритическая доктрина и только позднее, в середине XIX века, стал применяться как самостоятельная тактика - 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозов выстрелил в Александра II. Тем самым было положено начало охоте на «реформатора», который так и не решился довести до логического конца начатые либеральные преобразования в Империи.

Обращение женщин к террористической деятельности в России

Одна из наиболее занимательных черт современных террористических организаций состоит в том, что немаловажную роль в них стали играть женщины. В Западной Германии, где из разыскиваемых в Августе 1977 года террористов две трети были женщины, этот феномен проявился ярче всего.

Ввиду ограниченного участия женщин в политике в большинстве стран, тот факт, что женщины имели влияние в сфере революционного насилия, и по сей день является загадкой, которую немногие ученые берутся исследовать и объяснить. Но, каким бы запутанным он не казался, это несомненно феномен современных политических процессов. Течение женщин-террористов берет свое начало в России XIX - начала XX вв. Одной из родоначальниц женского терроризма является женщина по имени Вера Засулич, которая в 1878 году напала на одного из начальников сыскной полиции Санкт-Петербурга.

Немаловажным событием в истории террористической деятельности в России является образование российской революционной террористической народнической организации «Народная воля» и в частности, террористической фракции Народной воли (народовольцы), которые использовали террор как метод политической борьбы. 10 из 31 члена исполнительного комитета «Народной воли» были женщины (Приложение 1). В восьмидесятых годах девятнадцатого века женщины «Народной воли» принимали непосредственное участие в организации террористических акций, взяв на себя ответственность наравне со своими товарищами по партии. Когда, после примерно десяти лет относительного спокойствия, в начале двадцатого века Партия социалистов-революционеров возродила террористическое движение, члены партии нашли много последователей и приверженцев их идей среди женского радикального населения России. В период с 1905 по 1908 женщинами-членами партии эсеров было совершенно 11 террористических актов.

Большинство ученых считают бессмысленным проводить параллель между современными женщинами-террористами и их предшественницами из России. В то время, как первые считаются иррациональными и почти безумными фанатиками, российские женщины в большинстве случаев идеализируются и поднимаются до уровня героинь, храбро сражавшихся с деспотичным царским режимом. Не смотря на то, что женщины в то время были вовлечены в террористические действия, им сочувствовали и их поддерживали не только либеральная прослойка их собственного общества, но и отдельные слои Западноевропейского и Американского обществ. Террористки девятнадцатого века такие как Софья Перовская и Вера Фигнер стали легендами и считается, что следующее поколение женщин террористов, о которых существует так мало упоминаний в литературе, попросту следовали их традициям

Но все же женщины-террористки (большинство которых были членами партии эсеров), которые действовали в период после 1900 в России в некоторой степени отличалась от их предшественниц. Эти различия были в большей степени связаны с изменениями в политической среде, в которой им приходилось действовать. Появилось в разы больше возможностей убедить государство в необходимости некоторых послаблений в области предоставления политических свобод, особенно после революции 1905 года.

Существовала еще одна организация радикальной направленности - Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в процессе борьбы с режимом прибегала не к акциям массового устрашения, а к агитации и пропаганде. Так что, в отличие от ситуации, сложившейся в 1881 году, существовали альтернативные кровопролитиям и насилию способы влияния на режим и его изменения. Даже лидеры партии социалистов-революционеров осознали это, когда объявили о временном прекращении использования террористических методов в 1905 году.

Не смотря на это, женщины-члены партии эсеров, которые принимали участие в совершении террористических актов, зачастую не признавали такие методы альтернативными террору, возможно, из-за того, что они, как и их коллеги, руководствовались не только рациональными политическими причинами. Мемуары женщин-террористок, богатые на яркие детали происходивших событий, свидетельствуют о тесном взаимодействии эмоциональных, психологических и социальных факторов, лежащих в основе их террористической деятельности и проливают свет на особенности женской психологии, которая как нельзя лучше подходила для террориста. Становится ясно, что женщины эти являлись идейными вдохновителями кампании партии социалистов-революционеров и без них разработанная программа, вероятно, так и не была бы воплощена в жизнь.

Хотя к девяностым годам двадцатого столетия большинство женщин-радикалов было ярыми оппонентами феминизма, их мемуары и биографии свидетельствуют о том, что идеи их были довольно сильно подвержены влиянию феминистических идей. Несомненно, желание личной независимости, продуктивность и целеустремленность в вопросах карьерного роста, ломавшие стереотип жены и матери семейства, были лишь предпосылками на фоне более глубоких социальных причин.

Революционные идеи укоренялись в мозгу женщины по тем же причинам, по которым они находили убежище в мозгу мужском - и те и другие вращались в обществе студентов и взаимодействовали с массами занимаясь легальной или полулегальной культурной деятельностью - за исключением того, что женщины чувствовали неравенство и необходимость доказать свою полезность значимость обществу.

Феминистское движение достигло некоторых успехов к 1900 году, однако женщины неминуемо натыкались на довольно серьезные препятствия в их стремлении вести продуктивную жизнь вне дома. Их отчисляли из университета и, хотя образовательные программы высшего профессионального образования для женщин существовали, стандарты не были идентичны для представителей разного пола и учебных мест для женщин частенько не оставалось. Стоило женщине получить среднее, средне-специальное или высшее образование, возможности применения профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, ограничивались сферой преподавания и здравоохранения. Проблемы существовали так же и на личном уровне. Не смотря на распространение феминистских идея, старые ценности все же превалировали и большинство родителей продолжало растить дочерей на традиционные женские роли матери и жены. Из-за этого для большинства молодых женщин принятие решения оставить родной дом и впоследствии вступить в радикальные кружки чаще всего означало разрыв с членами семьи и прошлой жизнью, отказ от всех ценностей, которые были заложены в них с раннего детства. В мемуарах некоторых женщин можно найти свидетельства о перепалках между родителями и дочерями в процессе эмансипации последних.

Еще большей проблемой это стало для еврейских женщин - которые присоединялись к движениям радикального толка все в большем количестве - потому что они воспитывались в еще более строгих семьях, нежели русские женщины. Многих еврейских родителей шокировала революционная деятельность их сыновей. По словам Генри Тобиаса, участие их дочерей в было еще большим шоком.

Очевидно, что, помимо решимости, за такими бунтарскими поступками стояла еще и приверженность революционным идеям. Стоило женщинам вырваться из семей, они вливались в террористическую деятельность с небывалым рвением. Революция становилась их жизнью, вела их к борьбе за гармонию в убеждениях и действиях. Начиная с популистского периода глубокая настроенность сохранить целостность и высочайшие этические нормы была характерной чертой женской блока революционного движения. Мужчины, конечно, тоже были воодушевлены идеей преданности, но женская обеспокоенность личными и моральными аспектами борьбы была исключительна.

Деятель российского и международного социалистического движения, принимала участие в революционных кружках. Вместе с другими бунтарями пыталась с помощью фальшивых царских манифестов поднять крестьянское восстание под лозунгом уравнительного передела земли.

Стала знаменитой благодаря покушению на петербургского градоначальника Фёдора Трепова - 5 февраля 1878 года на приёме у чиновника выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Однако суд присяжных оправдал Веру Ивановну.

На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре была переправлена к своим друзьям в Швейцарию. Автор литературных и научных трудов. Была лично знакома с Лениным. Скончалась в 1919 году в возрасте 69 лет от воспаления лёгких.

Софья Перовская

Первая в России женщина, казнённая по политическому процессу. Дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского была непосредственным организатором убийства царя Александра II.

Участвовала и в неудавшемся покушении на правителя в ноябре 1879 года. Задачей было взорвать царский поезд под Москвой. Соня играла роль жены путевого обходчика. Из домика, в котором они поселились, был проведён подкоп под полотно железной дороги и заложена мина. Однако взрыв произошёл после того, как император миновал опасное место. В 1881 году преступники довели дело до конца. Перовская лично начертила план расстановки и взмахом белого платка подала знак Игнатию Гриневицкому, который и бросил бомбу. 3 апреля 1881 года она была повешена на плацу Семёновского полка.

Вера Фигнер

Была главной обвиняемой по знаменитому процессу «14-ти» - суду над членами террористической организации «Народная воля», обвиняемыми в ряде террористических актов, в том числе, в покушении на военного прокурора Стрельникова. До этого Фигнер участвовала в покушении и убийстве Александра II, но единственная из организаторов избежала ареста. В 1884 году приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. Однако казнь была заменена бессрочной каторгой. Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Людмила Волкенштейн

Потомственная дворянка, родилась в Киеве. Когда в 1877 году ее супруг, земский врач Александр Волкенштейн был арестован за пропагандистскую деятельность, это сыграло огромную роль в жизни женщины.

Она примкнула к революционерам. В феврале 1879 года участвовала в подготовке покушения на харьковского губернатора, князя Кропоткина.

Когда князь был убит, она бежала за границу, жила под именем Анны Павловой в Швейцарии, Франции, Италии, Турции, Болгарии и Румынии. По поддельному паспорту вернулась в Петербург, где была арестована по доносу и предана военно-окружному суду. Приговор был суров - смертная казнь. Позже наказание заменили на заключение в Шлиссельбургской тюрьме. В «одиночке» она провела почти 13 лет, пока в 1896 году не была отправлена в ссылку на Сахалин.

Анна Распутина

Серебрянная медалистка 4-й женской Московской гимназии имеет длинный «послужной» список. Как член Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров участвовала в подготовке покушений на начальника Петербургской тюрьмы полковника Иванова, прокурора Главного военного суда, генерала Павлова, начальника Главного тюремного управления Максимовского, генерала Мина. Организатор покушения на министра юстиции Щегловитова.

Арестована 7 февраля 1908 года вместе с товарищами, приговорена к смертной казни. 17 февраля 1908 года она была повешена в Лисьем носу.

Зинаида Коноплянникова

Убийца генерала Георгия Мина, известного как руководитель жестокого подавления вооружённого восстания в Москве в декабре 1905 года, работала простой учительницей сельской школы в Гостилицах под Петергофом.

13 августа 1906 года на станции Новый Петергоф она подошла к экипажу, в котором сидел генерал-майор Мин с женой и дочерью и выстрелила ему четыре раза в спину. Ранение, полученное генералом, оказалось смертельным.

Террористку схватили и приговорили к смертной казни. Последними словами Зинаиды перед казнью стали: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья». Она стала первой женщиной, повешенной в России в XX веке.

Дора Бриллиант

Являлась членом боевой организации эсеров, возглавляемой Борисом Савинковым. Принимала непосредственное участие в изготовлении взрывных устройств, которыми были убиты Вячеслав Плеве и великий князь Сергей Александрович.

Савинков описывал Дору как «молчаливую, скромную и застенчивую, жившую только своей верой в террор». Однако, по его же воспоминаниям, после смерти князя и Плеве Дору мучили угрызения совести.

Она была арестована в 1905 году во время облавы в тайной химической лаборатории эсеров в Санкт-Петербурге. За участие в покушениях Дора была заключена в Петропавловскую крепость, где она она сошла с ума и скончалась в октябре 1909 года.

Наталья Климова

Дочь рязанского помещика вступила в партию эсеров-максималистов в 1906 году. 12 августа 1906 года участвовала в покушении на премьер-министра Петра Столыпина. Террористы взорвали его казёную дачу на Аптекарском острове. Несмотря на то, что сам Столыпин остался жив, погибли 27 человек, 33 - были тяжело ранены, многие потом скончались. В числе жертв - пензенский губернатор Сергей Хвостов и член совета министра внутренних дел князь Шаховский.

30 ноября 1906 Климова была опознана и арестована. Приговорена военно-полевым судом к смертной казни, заменённой бессрочной каторгой. Бежала. Умерла от гриппа в Париже в октябре 1918 года.

Евстолия Рогозинникова

Знаменита тем, что лично убила начальника главного тюремного управления Александра Максимовского за то, что он ввёл в тюрьмах телесные наказания для политзаключённых.

Преступление произошло 15 октября 1907 года. Она пришла в Главное приёмное управление и добилась личного приёма начальника. Войдя к нему в кабинет, девушка несколько раз выстрелила в Максимовского из револьвера. Рогозинникову схватили.

В ходе обыска выяснилось, что с собой девушка пронесла взрывчатку: более 5 кг экстра-динамита и два детонатора, соединённых шнуром. План террористов был таков: во время допроса Рогозинникова должна была выдернуть шнур, который бы привел бомбу в действие. Но этому не суждено было сбыться. Преступницу разоружили.

Военный суд приговорил террористку к смертной казни. Ее повесили 18 октября 1907 года в Лисьем Носу.

Фанни Каплан

Имя террористки, покушавшейся на жизнь Владимира Ленина, известно всем. Покушение состоялось 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы, где на митинге рабочих выступал вождь революции. После мероприятия во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, при обыске у неё обнаружили браунинг № 150489.

На допросах она заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, считает Ленина предателем и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет».

Фанни Каплан расстреляна без суда 3 сентября 1918 года по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова. Труп затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли у стен Кремля.

И хотя было много споров, кто на самом деле стрелял в Ленина, недавно Генпрокуратура РФ официально закрыла дело о покушении, настаивая на единственной версии - это была именно Каплан.

"За поясом у меня был пистолет, гранаты в кармане, а ТНТ в сумочке. Я выглядела по-модному. Я открыла сумку для проверки, но мужчина, как только увидел мой грим, приказал рукой подойти к нему".

Лейла Халед - член Народного фронта освобождения Палестины, состояла в арабском националистическом движении с 15 лет. Она была частью команды, которая угнала самолет TWA 840 на своем пути из Рима в Афины. Тогда никого не ранили, но аппарат взорвали, после того как высадили заложников.

Как сообщает BBC , Лейла была одной из самых известных женщин-воздушных пираток в мире в конце 1960-х годов - красивая, опасная и политически преданная палестинским убеждениям террористка. Это женщина со знойными глазами, автоматом Калашникова в руках и тщательно уложенным платком на голове. Не раз она прибегала к услугам пластической операции, чтобы скрыть свое знаменитое лицо для осуществлений новых операций, оставаясь незаметной. Но она отнюдь не была первой женщиной, кто попал в заголовки газет за насилие в политических целях.

Лейла Халед

Одним из примеров для подражания для нее была Зохра Дриф - террористка-смертница, которая в сентябре 1956 года подложила бомбу в кафе Milk Bar в Алжире. Жертвами стали пожилая женщина и ее пятилетняя внучка, которой оторвало ногу.

"История любви" женщин к террору восходит еще дальше. Женщины сыграли ведущую роль в России 19 века в революционном движении, деятельность которого ознаменовала начало современного терроризма. Совсем недавно таких женщин заметили и в Германии, в Италии, в Северной Ирландии; они пополнили ряды организации "Тигры освобождения Тамил-Илама" на Шри-Ланке, где, по оценкам специалистов, женщины составляют треть бойцов организации и совершают треть всех суицидальных терактов.

Мотивации

Так что привлекает женщин в терроризме? По их словам, как и коллеги-мужчины, они часто обращаются к насилию из-за страстной политической приверженности.

Сегодня Лейла Халед и Зохра Дриф вспоминают о своих деяниях с гордостью. Они отказываются называть себя террористками и до сих пор считают свои причины оправданными. "Моей задачей было держать руки и бороться, как мои люди", - сказала Халед. "Да, мы напали на мирных жителей. Но что было причиной войны? Европейские мирные жители оккупировали нашу страну, и мы боролись за нее. Мы были на войне", - заявила Дриф.

Лейла Халед также настаивает на том, что она действовала по инструкциям, чтобы не причинять никому вреда, хотя, конечно, готова была на все. Когда она угнала американский самолет TWA в 1969 году, то угрожала взорвать гранату, если пилот не согласился бы изменить курс на Дамаск. "Я должна была держать под контролем гранату в течение шести часов, потому что я вынула кольцо", - поделилась своими воспоминаниями Лейла.

Для некоторых женщин вовлечение в терроризм является расширением своих прав и возможностей.

Экстремистки из группировки ИГИЛ

Образ матери

Майрид Фаррелл была одной из самых известных женщин в Ирландском республиканском движении вплоть до ее смерти от рук британских спецслужб в Гибралтаре в 1988 году. За год до гибели она напомнила в интервью о женском "грязном протесте", которым руководила во время отбывания срока в тюрьме Арма за причастность к созданию бомбы ИРА.

Она сказала, что несмотря на то, что первоначальной целью было поддержать заключенных-мужчин, протест также сделал женщин более осведомленными в своем политическом статусе и в праве быть активистами, также, как женами и матерями. "Нашей шуткой было выражение "Мать Ирландия, слезь с нашей спины" потому, что это отражало не то, во что мы верили, а то, от чего мы ушли", - сказала она.

На Шри-Ланке, Миа Блум, автор исследования о женщинах-террористах под названием "Гром среди ясного неба", говорит, что была поражена уровнем посвящения бойцов женского пола в "тамильские тигры". Миа говорит, что, хотя они часто вступали в эту "секту" из-за личной трагедии, все же ставали политически подкованными, изучая корень конфликтов, и конкурировали с мужчинами и друг с другом, чтобы стать террористками-смертницами.

Нет никаких сомнений, что террористки были весьма эффективны - просочиться через пропускные пункты для них было достаточно легкой задачей, чем для мужчин, более того, они спокойно могли спрятать оружие под одеждой.

Новые проверки безопасности

Некоторые западноафриканские страны, в том числе Чад, Габон и части Камеруна, в последнее время начали оглашать о запрете прикрытия лица на публике после ряда терактов от смертниц в парандже. Эксперты отмечают, что решение поставить женщин на линии фронта часто является признаком того, что террористическое движение в беде. Более того, не все сразу могут поверить, что женщины способны на такое.

В России, после того, как президент Путин начал кампанию против чеченских террористов еще в 1999 году, женщины-смертницы стали очень распространены; они были известны как "черные вдовы" (из-за черной одежды и потому, что они, казалось, совершают террористические акты в качестве мести за потерянных мужей, сыновей и братьев).

Но пример Чечни также наталкивает на парадокс. Неужели так далеко эти женщины зашли лишь из-за мести и отчаяния, что им больше нет ради чего жить? И если да, то сколько времени нужно было их уговаривать пойти на такое преступление и принять радикальное решение?

Во время осады Московского театра в 2002 году именно чеченские мужчины-террористы руководили операцией, в то время как их подельники-женщины носили жилеты смертников и выполняли их приказы.

Дженнет Абдурахманова со своим покойным мужем Умалатом Магомедовым. Она стала "чёрной вдовой" - террористкой-смертницей - подорвав себя в московском метро

Конец стыда

На Шри-Ланке также есть доказательства того, что некоторые женщины обратились к терактам после того, как были изнасилованы и хотели покончить с позором для себя и своей семьи.

А что говорят о молодых женщинах, путешествующих в Сирию, чтобы стать "невестами джихадистов" для бойцов "Исламского государства" (ИГ)? Нет никаких доказательств пока, что они сами совершали все нападения. Но некоторые онлайн-посты под их именем могут быть кровожадными и кровопролитными, поскольку они наслаждаются своими и чужими террористическими актами.

Эрин Солтмен из Института стратегического диалога, который вел онлайн-слежку за некоторыми женщинами, говорит, что причинами их интереса в ИГ можно определить следующие: сестричество, принадлежность, романтика и обещание расширения прав и возможностей от организации, которая обещает не сексуализировать вас (хотя в действительности все может быть по-разному). Таким образом, женщины, только что прибывшие в Сирию или Ирак, сразу чувствуют руку контроля над собой.

Но кажется, что те, кто изучает этот феномен, ставят перед собой главную задачу ничего не упрощать. Как и у мужчин-террористов, так и у таких же женщин, есть многочисленные причины быть даже пассивными участниками, не то, что совершать ужасные террористические акты.

Мы в Telegram ! Подписывайся! Читай только лучшее!

Особенности женского терроризма на Ближнем Востоке

Адамова Мария Анатольевна,

ассистент кафедры международных отношений, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Современный «шахидизм» - явление, возникшее в недрах Палестинского движения сопротивления (ПДС), которое, скорее всего, следует рассматри­вать как кризис этого движения, последний способ достичь поставленных политических целей по созданию собственного государства, поскольку дру­гие средства борьбы, по мнению экстремистов, не привели к успеху. В этой связи «шахидизм», как метод борьбы, активно используется многими пале­стинскими исламистскими организациями .

С начала 90-х гг. в качестве «живых бомб» предстали члены проиран­ских палестинских и ливанских группировок – «Джихад Ислами», «ХАМАС» и «Хезболлах». На роль камикадзе арабские террористические организации привлекали в основном молодых людей, часто девушек, тех, кого спец­службы менее всего склонны подозревать в преступных намерениях .

По мнению идеологов «шахидизма», теракты самоубийц прославляют роль исламистского движения в этой борьбе. Более того, «смертники-бомбы» самим актом самопожертвования углубляют масштабы исламского сопро­тивления, привлекают в ряды палестинского «сопротивления» все новых и новых адептов, готовых на все ради внедренных в их сознание идей.

Когда религия, с подачи политических и духовных лидеров, призывает сложить свою голову во имя Аллаха и обещает вознаграждение в будущей жизни, участие в Священной войне становится не просто обязанностью, а благородной целью. Например, по сведениям израильских спецслужб, шахидам свойственна неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама .

Ислам, как и любая другая религия, запрещает самоубийство, но исламисты трактуют акт «шахидизма» как не самоубийство, а гибель на поле боя. Человек убивает врагов, но при этом жертвует собой. Что может быть наиболее глубоким и ярким свидетельством набожности, чем готовность пожертвовать своей жизнью. Человек идет на смерть и, тем самым, заявляет о своей вере в Аллаха .

Ученые-исла­мисты пытаются отстраниться от связи с сепаратистами. Кроме того, защитники классического ислама ссыла­ются на суры Корана, в которых говорится:«И Аллах установил и узаконил, что ни одна душа не может нести бремя (греха) другой души, это исходит из совершенства правосудия Аллаха, свободного от недостатков. Он сказал: «...не понесет носящая ношу другой» .

Однако многочисленные школы ислама, которые финансируются ХАМАСОМ, специализируются на том, что учат детей религиозной борьбе и идеализируют мученическую смерть за веру .

Некоторые исламские экстремистские организации стали использовать в своей деятельности женщин как самоубийц-террористок, несмотря на то, что Коран строго запрещает сам акт самоубийства, к тому же это противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, то есть воевать. Роль жен­щины состоит в том, чтобы рожать и воспитывать детей, которые в будущем станут бороться против врага. Поэтому для женщин нет места в непосредст­венной вооруженной борьбе. Один из лидеров группы Аз-Завахири считает, что «лучшая служба, которую женщины могут сослужить джихаду,заключается в выполнении того, что организация считает женскими обязанностями: быть матерью, женой и домашней хозяйкой, использование женщин-смертниц в атаках «Аль-Каиды» останется скорее исключением, чем правилом».

Однако к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали жен­щины. Из приблизительно 17 групп, которые применяют тактику взрывов, совершаемых смертниками, более чем в половине действовали женщины. В период с 1985 по 2006 год смертницами стали более 220 женщин, на долю которых пришлось около 15 процентов общего числа таких терактов .

Многие экстремистские лидеры террористов, например в Пале­стине, поощряют использование женщин как самоубийц-террористок, как эффективное средство борьбы, так как противнику значительно труднее об­наружить и нейтрализовать их, чем мужчин. Например, духовный руководитель «ХАМАСа» шейх Ясин,утверждал, что скоро «при­дет решающий час битвы с неверными всего мира, и тогда в бой отправятся все – женщины, мужчины, старики, дети» .

Ситуация, которая создалась на Ближнем Востоке, расценивается лидерами террористических организаций, как «оборонительный джихад». Это означает, что вести джихад и защищать мусульманские земли становится обязанностью каждого жителя страны, как мужчины, так и женщины. Женщина не спрашивает разрешения у мужа, брата, отца, и участвует в джихаде, если она способна делать это. Таким образом, женщины должны вести джихад наравне с мужчинами, если они способны к этому, то есть если женщина может носить оружие и делать то, что делают мужчины, ей не запрещается стать шахидкой. Бывший лидер движения «Аль-Мухаджирун»,проживающий в данный момент в Бейруте Аз-Заркави, считает, что «джихад является долгом каждого мусульманина и каждой мусульманки, которые в силах и в состоянии его выполнить» .

К тому же теракты, совершенные женщинами, способны поднять боевой дух у их соратников-мужчин. Например, Аз-Заркави обратился к мужчинам-палестинцам со следующими словами: «даже женщины стали сражаться, а где же вы, мужчины?! Если мужчины трусят выполнять свой долг, то женщины этой Уммы вполне смогут взять на себя роль мужчин, так что продолжайте отсиживаться» .

Другим фактором увеличения числа террористок является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации, что только способствует борьбе, которую ведут крайние фундаменталисты. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия в обществе, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем неповинных людей.

Использование женщин противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, требующей тесных контактов с другими мужчинами помимо их мужей. Многие террористические палестинские организации отказываются от женского шахидизма по той причине, что в случае провала этих женщин будут допрашивать мужчины-израильтяне, они будут сидеть в тюрьмах, где служат мужчины-израильтяне, что не допустимо для мусульманки.

На наш взгляд, то, что мужчины заботятся о репутации женщины, которая отправляется совершить теракт, убить себя и множество невинных людей, является парадоксом. Оперативник ФАТХ Шариф Нажи, который планировал атаку на рыбный ресторан в Тель-Авиве, утверждал, что «один раз его попросили найти безопасный дом для женщин, которые хотели осуществить самоподрыв, - их не должны были видеть до операции. Хотя он нашел этот дом, как и просили, он не захотел иметь с ними дело, потому что боялся, что скажут о нем, если увидят, что он, одинокий мужчина, входит в квартиру с двумя девушками» .

Свободно спадающая, непрозрачная одежда мусульманских женщин - хиджаб - очень удобна для провоза оружия в стан противника, минуя порой полицейские посты, поскольку женщина-бомба нередко выглядит, как беременная. Однако сейчас хиджаб вызывает подозрение у израильской полиции, поэтому для боль­шего успеха при совершении самоубийственных терактов, исламские терро­ристические структуры, крайне негативно относящиеся к западной моде и традициям, разрешают мусульманкам-самоубийцам надевать европейскую одежду, короткие юбки, туфли на высоком каблуке, делать модные прически и не покрывать голову традиционным платком.

Шейх Юсуф Карадави, известный исламист и декан факультета исламских исследований в университете Катара провозгласил, что участие «женщин в «джихаде» и операциях «мученичества» - это высшее проявление богопочитания, и женщина может отправляться на подобные операции без разрешения мужа и даже… с непокрытой головой и в не традиционно мусульманской одежде» .

Но в то же время в населенном шиитами Южном Ираке бойцы «Армии Махди», контролируемой сторонниками создания исламской республики, облили кислотой женщину только за то, что у нее из-под платья виднелись голые лодыжки .

Таким образом, деятельность шахидки выходит из области предопределен­ных обязанностей и приобретает, условно говоря, характер социального дей­ствия. Возможно, данная ситуация является следствием того, чтоженщина, изначально воспитанная в духе покорности мужчине, готова к исполнению мужских указаний, вплоть до отказа от своей жизни и совершения убийств невинных людей.В этой связи религия играет чрезвычайно важную роль в запрещенииили участии женщин в террористических действиях.

Террористам очень выгодно использовать мусульманских женщин, воспи­танных в атмосфере покорности и подчинению мужчине, в своих целях, а общество оказалось не готово к такому проявлению антигуманизма. Рекру­тирование женщин имеет особую функцию в условиях террористической войны. Именно потому, что от женщин не ожидается исполнение подобной роли, их используют в качестве живого оружия. Как отмечают П.В. Романов, В.В. Щебланова, Е.Р. Ярская-Смирнова, «вероятно специфика нашего вос­приятия не позволяет нам понять, что если женщина стреляет и убивает, то это вовсе не особенность конкретной женщины, а логика войны» .

Механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.

Пользуясь растерянностью кандидатов, некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, экстремисты подвергают и женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, быстрое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение: им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.

В Израиле первый зарегистрированный случай использования женщин в качестве смертниц был отмечен в январе 2002 г., когда Вафа Идрис,взорвала в оживленном торговом центре 10-килограммовое взрывное устройство, приведшее к гибели одного и ранению более стачеловек.

В ходе разбирательства выяснилось, что смертница была разведена, детей не имела и проживала в лагере для беженцев в Амари. Ее отец умер, когда ей было восемь лет, трое ее братьев были в рядах палестинских террористов, один из них имел отношение к созданию ячейки «Бригад мучеников Аль-Аксы» в лагере Аль-Амари и провел 10 лет в израильской тюрьме. Ваффа Идрис стала народной героиней, в честь которой слагаются стихи и песни не только на родине, но и в других арабских странах. Садам Хусейн, перечислил 15 тысяч долларов семье погибшей, и обещал возвести ей памятник на одной из главных площадей Багдада. Мать сказала журналистам, «что гордится дочерью и надеется, что ее примеру последуют другие женщины» .

Данная позиция подтверждает тот факт, что в этом и других регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Исходя из этого, можно прогнозировать высокую вероятность того, что террористок будет становиться все больше, девушки будут считать женщин-смертниц моделями или образцами для подражания.

На наш взгляд, причины палестинского женского терроризма кроются в неразвитости политических, социальных возможностей женщин в мусульманском мире, из-за большой зависимости, бесправии и, конечно, в экономических проблемах. В странах, где высоко развита экономика, политическая и социальная стабильность, меньше женщин, желающих совершать террористические акты. В Палестине, где безработица доходит до 90% среди трудоспособного населения, рассчитывать на экономическое выживание могут только те, кто допущен до распределения поступающей из-за рубежа помощи, которая, конечно же, оказывается семьям тех самых смертниц .

Следует отметить, что особенностью террористических актов с участием шахидок является то, что это женщины, исповедующие ислам. Женщина в традиционном исламе, выполняя волю мужа, мужчины, ограничивается домашней сферой, а если и работает, то род ее деятельности не противоречит ее биологической природе. Экстремистские же организации, пользуясь вековыми традициями ислама, поддерживающими миф о предназначении женщин быть покорной мужчине, вовлекают женщин в террористические акты, но сводят женскую деятельность к роли жертвы, которую она должна принести ради веры.

На фундамент такой покорности накладываются разнообразные мотивы, толкающие мусульманских женщин на совершение терактов. Среди таких мотивов можно выделить, например, потерю близкого человека, мужа или брата. В таком случае вопрос о женском терроризме сводится к возможной манипуляции женским отчаянием и беспомощностью, со стороны мужчин, стоящих во главе сети террористических организаций. В террористические организации вовлекаются женщины с несложившейся жизнью, имеющие проблемы во взаимоотношениях с родственниками и окружающими.