Святой андрей первозванный история жизни. Андрей Первозванный: краткая биография

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, - что значит свидетель, - переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 - высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный - покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.


Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже стали рыбарями, продолжив сложившуюся династию семьи, которая жила в приморском городе. Однако чуть позже они переселились и стали жить в городе Капернауме, очень хорошо известном всем нам из Евангелия. Этот город располагался на берегу Геннисаретского моря, и соответственно, основным промыслом в нем была тоже рыбная ловля. Этим и здесь занимался Андрей со своим отцом и родным братом Симоном.

Кстати о Галилее. Это северная часть Святой Земли, очень плодородная, живописная, богатая красивыми оазисами. И эта часть страны была населена очень большой в те времена греческой общиной, которые, впрочем, были добры, бесконфликтны и хорошо ладили с иудеями. А тамошние иудеи, в свою очередь, уважали греков за их такой уживчивый нрав и даже учили их язык, чтобы общение с греками было приятно последним. Кроме того, греческие имена проникли в иудейскую среду. Яркий пример – имя Андрей, данное сыну в иудейской семье. Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный».

В отличие от женившегося брата, Андрей решил не вступать в брак и сохранить себя девственным, ища Бога. Поэтому он стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвещающего о скором приходе Спасителя.

А когда Иоанн Креститель указал на Иордане на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, Андрей понял сразу: он пойдет за Мессией и станет Его учеником. Что он и сделал. И он стал не просто учеником, а самым первым учеником Христа. И вслед за ним ко Христу пришел и Симон, достигший необычайно сильной и пламенной веры и ставший первоверховным апостолом Петром. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить всё и пойти за Ним. Хотя уже тогда, в первую же встречу с Симоном, Иисус сказал, что его начнут называть Петром. Так нам повествует Евангелие от Иоанна.

А вот Евангелия от Матфея и Марка описывают их встречу иначе. В них говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и Симона на берегу Геннисаретского моря, когда они, сидя в лодке с отцом, чинили рыболовецкие сети. Иисус, проходя, обратился к ним, сказав: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И Андрей с Симоном, оставив и сети, и отца, встали и пошли за Христом.

Есть толкователи, которые утверждают, что Иисус позвал за Собой всех троих, но Иона, отец Петра и Андрея, отказался. Документальных подтверждений этого мы не имеем, а потому оставим это предположение без обсуждения и комментариев.

Призыв к братьям прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, Кем именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку… Об этом читаем у евангелиста Луки. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал Андрею и Симону достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он – Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Итак, Андрей стал верным и преданным учеником Иисуса Христа. И он неоднократно упоминается в Библии. Например, во время чуда умножения хлебов именно апостол Андрей указал на мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. А также именно апостол Андрей указал язычникам Иисуса, когда те пришли в Иерусалим и искали поклониться истинному Богу. Андрей был и среди тех, кому Спаситель открыл судьбу мира, рассказал о признаках Второго Пришествия и предрек будущее Иерусалиму.

Апостол Андрей вместе с другими апостолами стал свидетелем Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа. И как мы знаем из Святого Писания, в Иерусалиме в день Пятидесятницы на него, равно как и на других апостолов и Пресвятую Богородицу, сошел Святой Дух. Исполнилось именно так, как и предрекал Господь.

Святые апостолы разошлись по разным городам и даже странам учить людей и обращать их в христианскую веру, крестя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Апостолу Андрею досталась Скифия.

Побережье Черного моря, Дунай, Эллада слышали проповедь этого преданного ученика Христова. Слышали, внимали и крестились во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Но не всё было гладко на пути апостола Андрея. Его выгоняли из городов, били, насмехались. Но в противовес этому становилось все больше и больше последователей христианства и возникали церкви, на священство и епископство в которых рукополагал Андрей Первозванный.

Далее путь апостола лежал в Херсонес. Там он оставался долгое время и много и горячо проповедовал. Существует даже предание, что на одном из прибрежных камней осталась выемка от ступни апостола. И когда морская вода попадала в нее, то становилась целебной.

До наших времен сохранились там развалины храмов, которые апостол Андрей основал. В некоторых даже было высечено его имя на престолах.

После Херсонеса путь апостола Андрея лежал к побережью Днепра. И следующей его проповедью было избрано место, которое сейчас является территорией Киева. Промолившись всю ночь, наутро апостол Андрей водрузил крест и сказал своим ученикам, что вскоре здесь будет большой город, и Господь поставит здесь много церквей. Так вскоре и случилось.

«Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви»

После этого его проповедь слышал Новгород, а затем Византия и Фракия. Здесь, на территории будущего Константинополя, он основал церковь и рукоположил в епископа одного из апостолов Христа, а именно – Стахия. Таким образом, Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

Ежегодно все 12 апостолов собирались в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы встретить ее с Пресвятой Богородицей.

После одной из пасхальных встреч апостол Андрей направился в Грузию, точнее в Абхазию, и совершил проповедь там, где сейчас находится город Сухуми. Проповедь была настолько горячей и искренней, что огромное количество людей не только крестилось, но и просило апостола Андрея оставить там кого-то для дальнейшей проповеди. Там оставлен был Симон Кананит, благодаря которому стало еще больше уверовавших в Абхазии. А путь Андрея Первозванного лежал к Босфору.

За Босфором следовала Ираклия и Македония. Там были сооружены церкви, обращены в веру люди и исцелены многие недужные. А после этого апостол Андрей пришел в Патры. Это территория Греции. Там он остановился у человека по имени Сосий и исцелил его. Весть об этом быстро распространилась по городу. Дошло это и до властителей города, которые были идолопоклонниками. Они стали учить народ, что апостол Андрей – колдун. И на собрании было решено убить апостола. Но ночью к старейшине города явился Ангел и сказал ему, что за то, что он плохое замыслил против апостола и не уверовал во Христа, он будет расслаблен и не излечится до тех пор, пока не научится истине.

Так и случилось. Старейшина Анфипат был лишен речи… Это был крах! Как можно управлять городом, вести дела, будучи немым?! Жестами он позвал своих друзей и воинов и умолял их найти и привести к нему апостола Андрея. Его привели.

Как только Андрей Первозванный коснулся старейшины, речь к нему вернулась, и он, упав на колени, стал умолять апостола помиловать его, заблудшего и чуждого истине, исцелить и вразумить! Апостол, прочтя над ним молитву, полностью исцелил его.

Тогда сам старейшина и весь род его крестились у апостола и уверовали во Христа. Этот человек не просто уверовал, а стал сопровождать в долгих странствиях святого проповедника.

Где бы ни проповедовал апостол Андрей, разрушались капища, сокрушались идолы, сжигались языческие книги. Люди духовно воскресали, выходили из тьмы псевдобогов и ложных учений.

Последним городом, куда пришел апостол Андрей, были греческие Патры. Незадолго до этого он видел сон: к нему явился Иисус и сказал: «Андрей! Избранный мой! Возьми крест и иди в Патры. Ибо скоро оставишь ты мир сей для получения уготованного тебе венца!»

Проснувшись, апостол Андрей, по велению Господа, отправился в Патры. Правителем в нем в то время был проконсул Эгеат, который был закоренелым и упрямым язычником. Апостол Андрей Первозванный не раз пробовал обратить его в веру, обращался к нему с проповедями и словами благовестия. Всё было тщетно. Обозлившись, Эгеат повелел распять апостола. Да не просто так… А повесить его на кресте каким-то таким образом, чтобы он подольше испытывал муки и страдания.

Верные Эгеату воины так и поступили. Они не стали пригвождать апостола ко кресту, а привязали его веревками. Да и крест был не обычный, а в форме нашей буквы Х. Но апостол, даже находясь на кресте, продолжал свою проповедь.

Прошла ночь, прошел день, а апостол Андрей не умолкал. Так продолжалось четверо суток. Верный ученик Христа учил людей любви к своему Учителю, заповедям Божиим, вечному блаженству со Спасителем.

Люди буквально озарялись от слов его проповедей. Они собрались к судилищу, на котором сидел Эгеат, и начали громко проклинать его за то, что он осудил такого доброго и безвинного человека на такую страшную мученическую смерть. Лукавый правитель решил не возбуждать против себя гнев народа и сказал, что сейчас сам пойдет ко кресту и лично освободит апостола Андрея. Но приблизившись, он был остановлен речью к нему Первозванного: «Зачем ты пришел ко мне? Для чего лицемерить, будто ты намерен снять меня с креста и раскаяться? Я делек от тебя. Ибо твое сердце – лукавое. И если ты думаешь, что я не свободен, это не так. Я давно свободен. Потому что меня любит Спаситель. И я иду к нему!»

В последний раз благословив с креста своих братьев и учеников, апостол Андрей предал свой дух Господу. Плакали все, кто видел его и слышал слова его проповедей. А епископ города Патры, самолично сняв тело апостола Андрея со креста, помазал его ароматами. Погребали тело Андрея Первозванного с великой честью и скорбью.

А Эгеат, все же мучимый остатками своей совести за несправедливую казнь апостола, впал в уныние и в припадке сумасшествия бросился ниц с обрыва в пропасть.

Мощи апостола оставались в Патрах с момента погребения до 357 года, когда при императоре Константине Великом мощи (за исключением головы) были перенесены великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви святых апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

В VIвеке при императоре Юстиниане мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм святых апостолов и погребены под престолом.

А когда в XIIIвеке на Константинополь напали крестоносцы, кардинал Петр Капуанский самолично перевез все мощи в Италию, где они были помещены в кафедральном соборе святого Андрея Первозванного в городе Амальфи. Там они находятся и сейчас. Причем мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть головы святого апостола Андрея.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Имя Андрей стало издавна популярно в русском народе. Еще в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого получил при крещении имя Андрей, а спустя 56 лет основал в Киеве Андреевский монастырь. В это же время имя Андрея Первозванного было внесено во все русские календари, и память и прославление апостола начались по всей Русской земле.

Император Петр Первый учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, Орден Андрея Первозванного, который давался сановникам государства как выдающаяся награда.

И с этих же самых петровских времен русский флот выбрал и учредил своим стягом Андреевский флаг – флаг белого цвета с голубым крестом апостола Андрея в форме буквы Х.

С ранних икон утвердился образ Андрея Первозванного: взъерошенные волосы седого цвета, недлинная густая борода, хитон с клавами и гиматий.

Клав – это нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.

Гиматий или плащ - длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна. О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части. Вспомните Святое Евангелие.

Чтоб ярче представить вам личность Святого апостола, приведу слова – описание Епифания Монаха. Он говорил, что апостол Андрей был не мал по телесному сложению, высок, носат, броваст и немного сгорблен.

Часто на иконах апостол Андрей изображается со свитком в руке и с крестом на длинном древке.

Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто можно увидеть в церковном иконостасе. Он помещается, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова.

Вот таким он был, святой апостол Андрей Первозванный. Огромная часть его жизни – беззаветное и преданное служение Христу, распространение Его учения и выполнения Его завета.

Если будете в храме, поищите глазами икону с его ликом, подойдите к ней. Преклоните голову и попросите его, Святого Апостола, который сейчас находится в Горних, очень близко к Спасителю, помолиться о нас, грешных, заблудших и недостойных… Нам очень нужна молитва и заступничество!

Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!

Вконтакте

Пройдя невероятное количество земель, от Византии до Скифии, Фессалии, Эллады, Фракии и Македонии, Апостол Андрей Первозванный всем этим народам нес Благую Весть, проповедуя о явлении Мессии, сошедшего на землю ради спасения рода человеческого. А получил Святой Андрей свое прозвище Первозванный в честь того, что первым был принят в ученики Иисусом. Христово слово нес Апостол Андрей людям, дабы прозрели, за это и принял смерть мученическую, познав Царствие Небесное.

Акафист, или хвалебная молитва Андрею Первозванному, – это путеводитель по его подвигам на ниве проповедования Благой Вести о Сыне Божьем. Весь путь Апостола и его истовая отдача Небесному Учителю описаны благодарными словами христианских мудрецов, елейными одами славящих благословенный путь первого из учеников Христовых.

Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.

С юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.

  • Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.

Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.

По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.

  • Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.

Путь Апостола в северные земли

Апостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей, – это Русь в новом, современном понимании.

  • Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.

Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.

Совершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.

Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.

Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного

После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.

На острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.

Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть свою принял с радостью.

  • Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
  • Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
  • Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.

Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.

Молитва о помощи свершает чудеса

День памяти Апостола, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.

Покровитель моряков и рыбаков

В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.

Помолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.

  • Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
  • Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
  • Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
  • Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.

Текст молитвы Андрею Первозванному.

«Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь».

О замужестве и достойном женихе

Апостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.

  • Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
  • Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
  • После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
  • Затем читается заключительный тропарь и величание.
  • Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
  • Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.

Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.

Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.

«О, Всеблагий Господи и Апостоле Его Первозванный Андрее, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я возлюбила вас всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Всевышнего. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, Андрее Апостоле Первозванный, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя и милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Мольбы о здравии и помощи больным

Апостолу Андрею, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но совершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Андрею и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.

Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.

  • Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
  • Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.

Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.

«Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».

Апостол Андрей был братом апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей, но не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, будущий апостол предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в доме родительском. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей стал его учеником. Вскоре Андрей последовал и за Христом.

Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками на берегу Иордана. В это время Иисус, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем, возвращался из Своего уединения. Иоанн, не раз говоривший ученикам о Христе, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» На другой день Иоанн с двумя учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил: «Се Агнец Божий». Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. Иисус, обернувшись, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на вопрос вопросом: «Учитель, где живешь?» - «Пойдите и увидите», - сказал Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день (Ин. 1:29−40).

Это было первое призвание учеников Христом. Апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. Вскоре Андрей еще раз был призван Христом. Это произошло после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде необычайного чуда. Тогда Господь, обратившись к рыбакам, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», - и Андрей с братом своим Симоном Петром, оставив сети, последовали за Христом (Мф. 4:18−20). С этого времени Андрей уже неотступно был с Господом.

После вознесения Господня все апостолы разошлись с благовестием по разным странам. Главным местом проповеди Андрея стала Малая Азия и собственно побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за имя Христово претерпел здесь апостол Андрей, но, укрепляемый силою Божией, с радостью перенес все бедствия. В городе Синопе его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали камнями. Только благодатью Христовой апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих. Из Синопа Андрей двинулся на восток по берегу Черного моря и прибыл в Амосию.

В первую же субботу в еврейской синагоге он обратился к присутствовавшим с проповедью о Христе. Окончив речь, тотчас же удалился из синагоги, оставив слушателей одних размышлять о сказанном. На улице апостола окружила толпа с больными и бесноватыми - молва о нем, как о великом целителе, уже успела достигнуть Амосии из Синопа. Прежде чем подать врачевство, Андрей обратился к народу со словом, убеждая познать истинного Бога. После этого он начал исцелять принесенных недужных. Тогда множество жителей Амосии, и бедных, и знатных, и здоровых, и больных - обратилось ко Христу.

Затем Андрей направился в закавказские области и долго пробыл в Иверии, насаждая там веру Христову. В Вифинии Андрей посетил многолюдный город Никею. Жители города приняли апостола очень грубо. Сначала его проповедь о Христе имела здесь мало успеха. Но когда Андрей умертвил своим жезлом страшного дракона, который жил в пещере, недалеко от города, и пожирал путников, тогда, изумленные этим чудом, жители Никеи во множестве уверовали во Христа. Проповедь апостола и исцеления недужных стали умножать число верующих в Никее и ее окрестностях. Здесь Андрей пробыл два года. Устроив христианский храм на месте еврейской синагоги и поставив епископа, апостол отправился дальше.

На самом берегу моря лежало селение Византия, впоследствии славный и знаменитый город Константинополь. Здесь Андрей первый проповедовал учение Христово. Научив жителей Византии вере Христовой, поставив для новой церкви священников и диаконов и рукоположив епископом ученика своего Стахия, апостол опять возвратился в Малую Азию. Он несколько лет ходил со словом Евангелия по городам и селениям Малой Азии, преимущественно по берегам Черного моря. Потом Андрей повернул на север. Он посетил Иверскую землю, Сванетию и Осетию и прошел по горам Кавказа. Проповедовал в Тавриде (нынешний Крым) - в городах Феодосии и Херсонесе. Из Тавриды пошел к северу и, достигнув Днепра, по нему поднялся к горам Киевским. Переночевав при их подошве, апостол наутро сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Поверьте мне: на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым крещением все эти страны». Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил крест, предвещая, что земля эта просияет верой Христовой. По преданию, апостол направил путь свой и дальше, на север от Киевских гор, и был на том месте, где ныне находится Новгород. После этого он посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и наконец опять вернулся в Грецию, в город Патры, где ему суждено было пострадать и умереть за имя Христово.

В Патрах апостол Андрей поселился в доме некоего Сосия. Вскоре Сосий сильно занемог и был уже при смерти, но Андрей исцелил его от лютой болезни. Слух о чуде быстро распространился по городу. Множество больных принесено было к апостолу, и он исцелял их возложением рук. Все они обращались ко Христу. И другие, видя чудеса врачевства, уверовали во Христа, и скоро почти весь город был просвещен верою Христовой. Между уверовавшими были Максимилла, жена Егеата, правителя города, получившая от апостола исцеление, и брат Егеата, ученый Стратоклий. Но сам Егеат оставался в заблуждении и принуждал христиан приносить жертвы идолам.

Однажды Андрей встретился с Егеатом на дороге и сказал ему: «Тебе, судии земному, следовало познать Судию небесного, и познав - поклониться Ему». Егеат, не знавший еще в лицо апостола, но много слышавший о нем, с любопытством спросил: «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям ту недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры?» - «Римские императоры еще не познали, - с внушительной строгостью отвечал апостол, - что Сын Божий пришел на землю для спасения рода человеческого. Он явно показал, что идолы не только не боги, а напротив, нечистые бесы и враги людям, потому что научают тому, что прогневляет Бога и отвращает Его от человека. А от кого прогневанный Бог отвратит милость Свою, того эти бесы пленяют в рабство себе, и до тех пор обольщают, пока душа не отойдет от тела, не имея при себе ничего, кроме грехов».

Егеат презрительно усмехнулся и сказал: «Пустые басни проповедовал ваш Иисус и за них-то иудеи пригвоздили Его ко кресту». - «Создатель наш, по любви к нам, претерпел крестную смерть не неволею, но по Своей воле, чему я сам был свидетелем, - с воодушевлением возразил Андрей. - Он наперед знал время страданий Своих и предсказал, что в третий день воскреснет. На последней вечери, возлежа с нами, возвестил Он о Своем предателе, говорил о будущем, как о прошедшем, и добровольно пришел на то место, где, как знал заранее, будет предан в руки иудеям…» - «Удивляюсь, - нетерпеливо перебил апостола Егеат, - как ты, будучи человеком умным, следуешь Тому, Который волею или неволею, но - распят на кресте». - «Велико таинство святого креста!» - благоговейно воскликнул Андрей. - «Крест не таинство, но казнь злодеям. Как по безумию прославляешь крест, так по дерзости не боишься и смерти», - надменно возразил Егеат. - «Не по дерзости, но по вере не боюсь смерти», - кротко отвечал Андрей, - честна смерть праведников, и люта - смерть грешников. Познав истину, уверуешь, и уверовав - обретешь душу свою". - «Обретается только то, что потеряно, - улыбаясь, возразил Егеат, - ужели и душа моя потеряна, что ты велишь обрести ее верою, не знаю - какою!»

«Первый человек древом преслушания ввел смерть - и нужно было древом страдания изгнать смерть, - начал говорить апостол. - Виновник смерти, первый человек, был создан из чистой земли: от чистой Девы надлежало родиться совершенному человеку, Христу, Сыну Божию. Древом креста низложив древо похотения, надлежало Ему, Сыну Божию, за невоздержание рук человеческих, простереть на кресте Свои неповинные руки, за сладкую пищу запрещенного древа - вкусить на кресте желчь, и прияв на Себя смерть нашу - даровать нам Свое бессмертие». Выслушав апостола, Егеат с решительным видом сказал: «Не принесешь жертвы богам - прикажу бить тебя палками и распять на кресте, который так прославляешь». Андрей твердо и торжественно отвечал: «Единому, истинному и всесильному Богу приношу я не дым кадильный, не мясо волов, не кровь козлов, но - непорочного Агнца. Все верующие причащаются Его пречистого тела и крови - однако Агнец этот всегда жив и невредим, хотя Он подлинно повсюду закалается». - «Как же это может быть?» - с недоумением спросил Егеат. - «Согласись быть учеником, - отвечал апостол, - и узнаешь». - «Я выпытаю это от тебя муками», - воскликнул Егеат с раздражением. - «Дивлюсь, - осторожно возразил Андрей, - ты - человек умный, и - говоришь безумно. Можно ли тайны Божии выпытать муками? Ты слышал от меня таинство креста, таинство жертвы. Когда уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог, тогда открою тебе, как убитый - жив, как приносимый в жертву и вкушаемый - пребывает невредимым. Не уверовав - не узнаешь эту тайну никогда!..» Егеат сильно разгневался на апостола и велел заключить в темницу. Множество народа собралось у ворот темницы. Все хотели освободить Андрея. Но апостол удержал народ от возмущения. Он говорил, что не нужно бояться временных земных страданий, ведь после них человек переходит к вечной радости в царство Христово. Всю ночь учил народ апостол Андрей.

Утром Егеат велел привести апостола в судилище. «Надумал ли ты, - спросил Андрея правитель, - оставить безумие и не проповедовать Христа, чтобы вкушать с нами веселье в этой жизни?» - «Тогда только возвеселюсь с тобою, - отвечал Андрей, - когда уверуешь во Христа и отринешь идолов. Самим Христом я послан в эту страну, и немалое число людей приобрел Ему здесь». - «Для того и принуждаю тебя, - сказал Егеат, - принести жертвы идолам, чтобы прельщенные тобою оставили вредное учение. Ведь нет ни одного города в Ахаии, в котором не запустели бы наши храмы. Прогневанные тобою, боги тобою же должны быть умолены». Так злочестивый правитель убеждал апостола, но тот был непреклонен.

Разгневанный, Егеат велел растянуть Андрея на земле и троим приказал бить его. Семь раз сменялись мучители, приходя в совершенное изнеможение. Наконец, подняли апостола и снова привели в судилище. Егеат опять принялся убеждать узника. «Не проливай напрасно своей крови, Андрей, - убеждал он. - Говорю, и в последний раз: распну тебя на кресте».

Апостол твердо отвечал: «Я - раб креста Христова! Не только не боюсь я крестной смерти, но и желаю вкусить ее. Я более сокрушаюсь о твоей погибели: мои страдания чрез день-два окончатся, а твои муки не будут иметь конца. Послушай, сын смерти, послушай меня, слугу Господня! Не распаляй сам для себя огня вечного…» Тогда Егеат приказал распять апостола на кресте, но не прибивать гвоздями, а привязать за руки и ноги, чтобы он дольше оставался жив и терпел ужасные мучения.

На место казни стал собираться народ. «Что сделал этот праведный человек, друг Божий? За что ведут его на распятие?» - слышались возгласы отовсюду. Андрей убеждал не препятствовать его страданиям - он бодро шел на место мучения, не переставая учить народ. Но вот издали апостол увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос. Знают верные, какая награда приготовлена за крест. Пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!..» Так в духовном восторге говорил апостол. В то же время он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям. Они подняли Андрея на крест и, привязав к нему руки и ноги апостола веревками, распяли и повесили на кресте. Крест этот имел особую форму - буквы X, и с тех пор потому и называется Андреевским.

Около креста собралось множество людей, и все до глубины души были возмущены жестокостью правителя. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и вместе со всеми восклицал: «Несправедливо страждет этот святый муж!» Андрей же, в продолжение двух дней, наставлял собравшихся около него. Наконец негодование народа возросло неимоверно, и все громко возмутились: «Не должно страдать так учителю доброму, кроткому и премудрому, - вися на кресте, не перестает он учить людей правде!..» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? - обратился к нему Андрей, - снять меня с креста, пока я жив, невозможно. Я уже вижу Царя нашего, уже поклоняюсь Ему, - сожалею только о тебе, Егеат. Позаботься о себе, пока еще есть время, а после и пожелаешь спасения, будет поздно…»

Слуги Егеата хотели снять апостола со креста, но не могли и прикоснуться к нему. Также многие из народа безуспешно принимались за это. У всякого замирали руки. Наконец, Андрей громко воскликнул: «Иисусе Христе! не попусти снять меня со креста, на котором распят я ради имени Твоего. Мой Учитель, Тебя возлюбил я, Тебя познал, Тебя исповедую. Господи! прими дух мой с миром…» Когда Андрей так молитвенно взывал, внезапно совершилось чудо, видимое всем. Как будто яркая молния, озарил Андрея с неба свет, который осиял вокруг так светозарно, что окружающие не могли смотреть на апостола. Целые полчаса озарял Андрея этот чудный небесный свет. Когда он исчез, апостол испустил дух и отошел ко Господу.

Жена Егеата, Максимилла, обращенная Андреем ко Христу, с честью сняла со креста тело апостола, помазала драгоценными ароматами и положила в новом гробе. Между тем Егеат не был вразумлен чудом и помышлял об отмщении. Он хотел всенародно казнить восставших на него, а Максимиллу, женщину знатного сенаторского рода, оклеветать пред царем. Когда он помышлял так, то внезапно умер в страшных мучениях посреди города. Тотчас известили об этом брата его Стратоклия, веровавшего во Христа, и он приказал похоронить правителя, но не взял ничего из его имения. «Не дай мне, Господи Иисусе Христе, - сказал он, - прикоснуться к чему-либо из принадлежавшего брату моему, чтобы не оскверниться грехом его». Город был в ужасе от совершившегося, и все единодушно обратились ко Христу.

Это случилось 30 ноября (13 декабря), и этот день Церковь посвящает празднованию памяти апостола Андрея.

По прошествии многих лет со времени кончины апостола Андрея, святые мощи его, повелением Константина Великого, были перенесены мучеником Артемием в Константинополь, и положены, вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея, во храме во имя святых апостолов.

Основание Патрской Церкви обагрено честной кровью Первозванного из Апостолов – святого Андрея. Патрская Церковь имеет драгоценную привилегию быть хранительницей его могилы и честной главы, других частей его святых мощей, а также честного древа Креста, на котором принял мученическую смерть святой апостол Андрей.

Ковчег с Честной главой и Крест апостола Андрея Первозванного в соборе в Патрах

Известно, что христианская Церковь всегда почитала и поныне почитает мощи святых, а также священные предметы, имевшие отношение к их жизни и, конечно же, к их мученической смерти. Почитая священные предметы, Церковь благоговейно поминает святого и его мученичество. Предметы, связанные с жизнью святого, по причине непосредственной близости к нему получили особенную благодать от Бога. Это подтверждается и тем фактом, что через них Бог веками совершает для верующих множество чудес (Мф. 16:17–18).

Поэтому архиепископ Керкирский Арсений (Х век), обращаясь с благоговением к святому апостолу Андрею, говорит: «Пусть будет благословенно и то древо, к которому тебя привязали, потому что оно исполнилось благодати после того, как его коснулось твое святое тело, Андрей».

Так объясняется факт неописуемой радости, исполнившей боголюбивое население города в связи с событием возвращения с Запада в город Патры Креста мученичества его святого покровителя.

История Креста апостола Андрея до 1980 года

Естественно, что Крест апостола Андрея хранился в Патрах как драгоценная и священная реликвия с самого дня распятия святого и до начала периода господства в Греции Священной Римской империи (XIII век).

В те мрачные для Православной Церкви времена западной колонизации многие священные реликвии, среди которых и Крест святого Андрея, по разным причинам были перенесены на Запад.

Согласно архивным данным герцогства Бургундского, Крест был перенесен из Ахаии и помещен в монастыре Weaume близ Массалии, откуда около 1250 года был доставлен в монастырь святого Виктора, находящийся в том же городе, где и пребывал до дня своего возвращения в Патры.

Во время Французской революции 1789 года Крест был брошен революционерами в огонь для уничтожения, но, рискуя жизнью, один католический священник изъял из пламени его большие части.

Спасенные части Креста были обнаружены в подземной крипте монастыря святого Виктора в Массалии и заключены в большой кивот, имеющий форму правильного Креста, части которого пересекаются перпендикулярно, – он сейчас хранится в старом храме во имя святого Андрея в Патрах.

Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, Греция

Во время своего хранения в Массалии крест почитался местными христианами, но, как замечает ныне покойный бывший митрополит Патрский Никодим, «спустя годы и поколения к нему уменьшился интерес, и сохранившиеся части креста уже не почитались постоянно, а стали, так сказать, музейной реликвией».

Смерть святого апостола Андрея Первозванного

Традиция Церкви свидетельствует единогласно, что духовный покровитель города Патры завершил свою удивительную жизнь крестной смертью в Патрах. Синаксарии (биографы, составляющие жития святых для прочтения их во время богослужебных «собраний верующих») и гимнографы, а также древние и последующие письменные памятники согласно свидетельствуют, что святой «скончался» на кресте.

Синаксарии за 30 ноября, день памяти святого апостола Андрея, сообщают: «Эгеат (проконсул города Патры), после того как пригвоздил апостола на кресте, умертвил его…»

В книге, повествующей о чудесах апостола Андрея, написанной епископом Туронским Григорием и переведенной отцами священной обители Хрисоподаритисса города Патры, читаем: «После этого блаженный апостол, будучи схвачен проконсулом Эгеатом, был заключен в темницу. Собрались туда все, чтобы услышать слово спасения, а он, не переставая, проповедовал день и ночь слово Божие.

Спустя несколько дней он был выведен из темницы и, подвергшись нещадному бичеванию, повешен на кресте, на котором пребывал живым три дня, не переставая благовествовать Спасителя Бога. До тех пор, пока на третий день не предал дух свой Господу перед скорбящим народом, как описывается в повествовании о его мученической кончине.

Жена проконсула Максимилла приняла тело блаженного, похоронила его, умастив благовониями, положила его в гробнице, где непрестанно молилась ко Господу, чтобы помянул ее блаженный апостол».

Форма Креста

Стихи Синаксария празднику святого апостола Андрея сообщают: «Апостол Андрей был распят главой вниз в тридцатый день месяца ноября». Старые письменные источники, такие как текст Ипполита Римского (II век), ясно говорят о том, что апостол был распят: «Апостол Андрей был распят в Патрах Ахаийских…»

До сего дня существует убеждение, что Крест святого апостола Андрея имел форму Х. Данное мнение стало настолько преобладающим, что Х- образный крест стал именоваться «Крестом апостола Андрея». Когда Крест был принесен в Патры, его поместили в большой величественный ковчег той же Х- образной формы.

Материал, из которого изготовлен Крест

Как сообщает церковная традиция, Крест святого апостола Андрея был изготовлен из дерева оливы, которая произрастает в области Ахаия. После обнаружения Креста в Массалии учеными были проведены специальные научные исследования, которые показали, что Крест принадлежит к той эпохе, в которую был распят святой Андрей, и изготовлен из дерева оливы, выросшей в Ахаии.

Возвращение и прибытие Креста в Патры

В 1980 году служивший в Гальской митрополии священник, происходивший из города Патры, ныне покойный отец Панагиотис Симигиатос, посетил то место, где хранились части Креста святого апостола Андрея, и после осмотра доложил покойному митрополиту Патрскому Никодиму о возможных действиях совместно с Римско-Католической Церковью по возвращению Креста святого апостола Андрея в Патры.

Таким образом, после необходимых процедур, Крест был передан Патрской Церкви и был принесен с великими почестями 19 января 1980 года в Патры, где его встречали с благоговением клир, городские власти и тысячи людей, пришедших поклониться древу, на котором принял мученическую кончину Первозванный из Апостолов.

Крест хранится в специальном кивоте в Новом храме, посвященном святому апостолу Андрею, в Патрах, позади того места, где хранится честная глава апостола.

Крест апостола Андрея Первозванного в соборе св. Андрея в Патрах

Чудеса по молитвам к св. Андрею

Множество верующих ежедневно прибегают к Кресту Первозванного апостола и коленопреклонно просят о помощи в решении их проблем.

Пусть будет благословенным Имя Господа, Который даровал городу Патры великое благословение, и пусть покроет апостол Андрей своими молитвами ко Господу всех благочестивых христиан, приходящих в его храм и почитающих его могилу, честную главу и Крест его мученичества.

Мы верим, что принесение Креста святого апостола Андрея в Украину, Россию, Белоруссию является великим благословением, и что святой своим заступничеством и благодатью своего Креста осенит православный, благочестивый и благословенный народ Руси.

Мы вседушевно этого желаем.

Информация предоставлена Патрской митрополией

БЛАГОСЛОВЕНИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ

☨Фильм "Голос Андрея Первозванного"

Андрей Первозванный