Симон кананит. Симон Зилот, Кананит, ап

Для меня важным моментом в путешествии всегда является знакомство со святынями, почитаемыми в тех местах, где я бываю. Так лучше постигается душа народа, его культура и традиции.

Наверное, не буду оригинальна в том, что существуют такие святые места или храмы, которые не оставляют равнодушными не только приверженцев той конфессии, к которой они принадлежат, но и других людей, в том числе и атеистов.

Разве не замрёт сердце перед нежной красотой русской лебёдушки – храма Покрова на Нерли?

А строгий белокаменный храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге? Этот шедевр древнерусской архитектуры, несмотря на простоту и строгость своих линий, оставляет очень сильное впечатление! В один ряд с ними по праву можно поставить и православный новоафонский храм в честь апостола Симона Кананита.

Симон Зилот (ревнитель) был одним из двенадцати Апостолов, тем учеником Христа, на свадьбе которого в Кане Галилейской Сын Божий сотворил первое чудо, претворив воду в вино.

Потому и именуется он также Кананитом.

Почему же на абхазской земле так почитаем этот святой? Дело в том, что по церковному преданию именно он нёс здесь свой миссионерский просветительский подвиг, живя в небольшой пещере в скале над рекой Псырцхой,

именно в этом краю он претерпел мученическую кончину, был распилен римскими язычниками. Жители села Псыртцха, глубоко почитавшие этого молитвенника и чудотворца, сами похоронили его(около 55 г. н. э.).

История храма

Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.

Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».

Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.

И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.

Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых - еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.

Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.

К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.

23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.

Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.

В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.

Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,

и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.

Можно ли попасть внутрь?

К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь. Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.

Как добраться до храма

Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто. В или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма . Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.

Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,

обозревая по дороге прекрасные природные виды.

Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про "язык, который доведёт", обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).

На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы . Я бы выбрала последнее – самое надёжно е на абхазских дорогах. Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная , а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула. Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку "Новый Афон". Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке "Площадь Боевой славы", вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,

которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!

По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта « ».

Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.

На берегу горной реки работает художник - Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:

- Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…

Он улыбается в ответ:

Знаешь, для меня каждая картина - это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом - пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.

Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки - статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.

Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой ? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»

Зураб вздыхает:

Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…

Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них - только небо

Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них - только небо.

Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем - еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку - горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и - услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них - только небо. И понял, что сон его - вещий.

Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.

Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников

В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.

Зураб задумывается на минуту, потом говорит:

Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера - а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» - вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению - как художник.

Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.

Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой - читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.

Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно - по благословению священника.

- Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?

Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки - практически принесли.

Святой Симон Кананит меня исцелил!

А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься - святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты - как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь - и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!

- Расскажите немного о себе для читателей сайта …

Что же рассказать-то? Мама у меня была русская - кубанская казачка, со стороны отца - греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…

Я исцелился - и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь - легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.

А Валерий Леонович продолжает:

Раньше этой каменной дорожки не было - на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть - столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист , образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я - кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!

Читаю и другим святым - но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший - с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли - смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот - пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…

- Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?

Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают - ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется - и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?

Валерий задумчиво добавляет:

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное - чтобы была она усердная

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное - насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает - место святое. Бывает - звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?

- Конечно…

Вот тоже - такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой - и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели - и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял - как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника - сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия - Апсны - страна души. Прости, больше не могу разговаривать - молиться нужно.

Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Святой Апостол СИМОН КАНАНИТ

Святой Апостол Си́мон Зилот (Кананит) - один из 12-ти Апостолов - был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель . Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот , что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.



Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой - заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.


В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".



Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Святой Апостол Си́мон Кананит - один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель . Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот , что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, - Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) , Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе - культовом строении Абхазии - могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток - обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист , повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника - Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите