Христианский храм как модель вселенной. Православный храм как образ мира

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека – христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели дидактический смысл – передать верующим основы христианской догматики. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Идею греховности мира отражал ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов – сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый человек мог как бы читать святое Писание в изображенных там образах. То же изображение Страшного суда наглядно представляло богословскую схему иерархического строения мира. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю – земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. Предельная условность всей образной системы средневекового искусства нашла отражение в канонах построения человеческой фигуры: линейность, торжественная неподвижность, удлиненность овала лица и фигур, широко открытые глаза, «бестелесность», бесплотность фигур. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины. Перед зрителем плоскостное развертывание композиции и единственное зримое движение – восходящее, устремленное к небу.

Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ – это прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Подобно Библии, иконопись – прежде всего явленное слово (полное тождество между живописью и словесными текстами было подтверждено церковью уже в VIII в.). Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи – плоти).

Разномасштабность фигур – еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко «узнавать» изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

XI - XII вв. в Западной Европе – это период наибольшего могущества церкви. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Церковь в этот период сводила задачу искусства к необходимости показывать не зримую красоту, а подлинную красоту духа. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.

Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты – идею превосходства духовного над телесным. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополняли друг друга, составляя единство, основанное на подчинении малого большому, отражая принцип средневековой иерархии. Росписи романского храма создают особый замкнутый мир, где мирянин становился участником изображенных сюжетов. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души – распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.

Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например, итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). Тем не менее романский стиль к XII в. стал первым общеевропейским стилем. Это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.

Основными сооружениями романской архитектуры стали монастырский комплекс храмов и тип замкнутого укрепленного жилища феодала – замка. В X в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни – донжона, который был окружен рвом и валом. К концу XI в. для жилища феодала начинают строить отдельное здание. Донжон теперь играет только оборонительные функции, являясь убежищем при взятии оборонительных стен. Архитектура замков была глубоко функциональной. Как и в храмовой архитектуре, толстые, массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение суровости составляли их характерные черты.

Наряду со скульптурой обязательной составной частью романского архитектурного ансамбля была живопись. На внутренних поверхностях стен широко представлены библейские сюжеты, эпизоды из жизни святых. Романская живопись сформировалась под влиянием византийских традиций. Следуя иконографическому канону, художники создавали плоскостные, с удлиненными пропорциями фигуры, с суровыми, неподвижными аскетическими лицами, которые воспринимались как символы христианской красоты – красоты духовной, побеждающей грешную материю.

К числу выдающихся памятников романской архитектуры относятся собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), собор в Лунде (Швеция). Образцами поздней романики стали соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце (Германия).

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций – все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния – пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку.

Первые готические формы в архитектуре появляются в Европе уже в конце XII в., однако расцвет готического стиля приходится на XIII в. В XIV - XV вв. происходит постепенное «угасание» готики («пламенеющая готика»).

Готическая архитектура стала новой ступенью в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единой системе. Главная особенность готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились «всем миром», часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.

Готический стиль получил классическое выражение во Франции, которую по праву считают родиной готики. (Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., достраивался до сер. XIII в.) Наиболее знаменитые памятники французской готики - соборы Амьена и Реймса (XIII в.), церковь Сен Шапель (XIII в.).

Зрелая готика характеризуется нарастанием вертикализма, большей устремленностью ввысь. Одним из самых замечательных памятников зрелой готики является Реймский собор – место коронования французских королей.

Несколько отличались английские соборы, для которых характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Самый знаменитый памятник английской готики – Вестминстерское аббатство (XIII - XVI вв.).

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор. Наряду с помещенными в нишах или прикрепленными к колоннам существовали и свободно стоящие монументальные статуи (т.е. скульптура уже в современном понимании этого слова).

Таким образом, готическое искусство возродило собственно скульптуру, неизвестную средневековой культуре со времен античности. Подобно романским храмам, в готическом соборе часто встречаются изображения чудовищ и фантастических существ (химер). Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает).

В готическом соборе живопись представлена главным образом росписью алтарей. По мере того, как утверждалась каркасная система и стена становилась все ажурней, в соборе все более сужалось место для фресок – их чаще заменяли витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее.

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян, особенно в сказках и поговорках. В крестьянском фольклоре выражено негативное отношение к богатым. Любимый герой западноевропейских сказок – бедняк. Героями народных сказок нередко становились Жан-Дурак во Франции, Глупый Ганс – в Германии, Большой Дурак – в Англии.

Сказочный материал средневековья светская и церковная литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в том числе ряд сказок о животных – «простонародные рассказы». Церковники-составители придавали этим рассказам моралистическое толкование.

Сказочно-повествовательный материал широко использовался в рыцарских романах, в новеллах Марии Французской (XII в.), в городских новеллах XIV - XV вв., в отдельных произведениях мейстерзингеров. Однако во всех случаях – это лишь материал, нередко используются лишь отдельные эпизоды, мотивы и детали. Только с середины XVI в. можно говорить о введении в литературу собственно сказок.

Разного рода нечистая сила – частый герой западноевропейских народных сказок. Во многих рассказах действующими лицами выступают животные, обладающие человеческими способностями. В XIII в. эти многочисленные истории были объединены и переложены на стихи – так возникла уже упоминаемая знаменитая средневековая народная поэма «Роман о Лисе».

Крестьянские представления о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях о благородных разбойниках, защищающих сирых и обездоленных.

Жанром средневекового народного творчества на этот сюжет стали англо-шотландские баллады. Их анонимные авторы – крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали профессиональные певцы – менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время зарождения баллады как жанра народного творчества неизвестно. Самая ранняя баллада относится к XIII в. Английские и шотландские баллады подразделяются на несколько групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат реальные исторические события, так называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические любовные баллады, фантастические и бытовые.

Герой разбойничьих баллад – благородный Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады о Робин Гуде записаны в XV в. В балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений. Впервые в европейской поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

Главное в сюжете любовных баллад – воспевание не подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.

Фантастические баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его феями, эльфами и другими фантастическими персонажами предстает в этих балладах как реальный, действительный мир.

В более поздний период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием комического элемента. В балладе часто используются художественные приемы народного творчества. Своеобразен язык баллад – слова конкретные, без пышных метафор и риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм.

Крестьянский труд и отдых был связан с песнями – обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

В странах французской и немецкой культуры на ярмарках, в селах часто выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально – игрец) – странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и в замках феодалов, и в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры.

Средневековая литература обладала рядом общих характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность. Это была литература традиционалистского типа. На всем протяжении своего существования она развивалась на основе постоянного воспроизведения ограниченного набора образных, идеологических, композиционных и др. структур – топосов (общих мест) или клише, выражавшихся в постоянстве эпитетов, изобразительных клише, устойчивости мотивов и тем, постоянстве канонов для изображения всей образной системы (будь то влюбленный юноша, христианский мученик, рыцарь, красавица, император, горожанин и т.д.). На основе указанных клише сформировались жанровые топосы, обладавшие собственным смысловым, тематическим и изобразительно-выразительным каноном (например, жанр агиографии или жанр куртуазного романа в рыцарской литературе).

Средневековый человек находил в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную формулу описания героя, его чувств, внешности и т.д. (красавицы всегда златоглавые и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.). Средневековые топосы, клише, каноны сводили единичное к общему, типичному. Отсюда и специфика авторства в средневековой литературе (и в целом в средневековом искусстве).

Средневековое искусство не отрицало оригинальность автора. Средневековый читатель (и автор) усматривали оригинальность автора не в уникальном, индивидуальном (авторском) осмыслении мира и человека, а в мастерстве реализации общей для всех авторов системы топики (в изобразительном искусстве - канонов).

На формирование средневековой топики значительное влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали «образцовые» произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали античную топику и использовали ее в собственных сочинениях.

Двойственное отношение средневековья к античной культуре как прежде всего языческой обусловило выборочное усвоение античных культурных традиций и приспособление их для выражения христианских духовных ценностей и идеалов. В литературе это выразилось в накладывании античной топики на топику Библии, главного источника образной системы средневековой литературы, освящавшей духовные ценности и идеалы средневекового общества.

Вторая особенность средневековой литературы – ее ярко выраженный морально-дидактический характер. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения.

Третья особенность – литература средневековья в одинаковой степени основана на христианских идеалах и ценностях и в равной мере стремилась к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически. Хотя, безусловно, само появление и развитие светских начал в культуре имело принципиальное значение, отражая ту линию в становлении духовной культуры средневекового общества, развитие которой позднее подготовит расцвет ренессансной литературы.

На всем протяжении многовекового развития средневековья особой популярностью пользовалась агиография – церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них – «легенды» стали читать в церкви, а сами жития – собирать в обширнейшие сборники. Широкую известность в средневековой Европе приобрела «Золотая легенда» Якова Ворагинского (XIII в.) – свод житий католических святых.

Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением – видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра. Видения оказали значительное влияние на развитие позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского «Романа о Розе» (XIII в.), в котором ярко выражен мотив видений («откровений во сне»), до «Божественной комедии» Данте.

К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.). К числу дидактических жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции, заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков. Сентенции собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости.

Среди лирических жанров литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.

Литургия – главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы. Католическая церковь поддерживала литургическую драму с ее ярко выраженной дидактичностью. К концу XI в. литургическая драма потеряла связь с литургией. Помимо драматизации библейских эпизодов, она начала разыгрывать жития святых, использовать элементы собственно театра – декорации. Усиление развлекательности и зрелищности драмы, проникновение в нее мирского начала вынудило церковь вынести драматические представления за пределы храма – сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закат средневековой культуры заключался в разрушении идеациональной системы культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового – совершенно отличного – основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл.

Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII – XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура ХШ – XIV столетий в Западной Европе была преимущественно идеалистической, основанной на этой синтезирующей идее.

Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века, новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом, возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Под ред. Е.В. Попова. М., 1995.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Ч.1. М., 1986.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Любимов Л. Искусство Средневековья и Возрождения. М., 1984.

Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, при всём бесконечном разнообразии их фасадов и интерьеров в них есть одна общая для всех идея. Идея эта заключается в том, что каждый храм – это Церковь, а Церковь по христианскому учению, - это Царство Христово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок предмета «Истоки».

Тема занятия: «Храм как образ Божественного мира».

8 класс.

Цель : раскрыть значение православного храма, как образа Божественного

Мира.

Задачи:

- Дать представление о символическом значении православного храма,

Как образа Божественного мира.

- Расширить знания детей о православном храме и его устроении .

- Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.

- Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие

Предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа,

Любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.

Ход урока.

I. Присоединение.

Мне очень приятно видеть ваши добрые глаза, чувствовать, что ваши добрые сердца подготовились к встрече с очередным увлекательным путешествием к нашим истокам.

Этапы урока:

I. Подготовительный этап.

Ребята на прошлом занятии мы начали изучать раздел, истоки образа. Скажите пожалуйста, сколько миров окружает человека? (Издавна считалось, что нас окружает три мира – Божественный, природный и человеческий).

А какой мир вы ещё не назвали? (Мир образов).

Что включает в себя мир образов? (Его рождает творческая деятельность человека. В человеке заложена неистребимая потребность выявлять и осознавать окружающие его миры, пропускать их через свою душу и сердце).

Как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный? (Мир Божественный находится вне зрения человека, он не вмещается в человеческий разум, и лишь верующее сердце ощущает его).

II. Актуализация знаний.

Ребята, сейчас вы слышите звон колоколов, вы обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О храмах).

III. Сообщение темы занятия (1 слайд). Храм как образ божественного мира.

Сегодня на занятии речь пойдёт о храме. - Поднимите руку, кто посещал храм? - Что вы видели в храме, на что обращали своё внимание? - Ребята, а никто из вас не обратил внимание на строение храма, на его архитектуру?

Ребята, откройте тетрадь, на странице 9, перед вами таблица, где представлены архитектурные части храма, в конце урока вы должны подобрать к каждой части храма соответствующий Библейский образ и то, что он отображает. Будьте внимательны.

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа (рассказ учителя с использованием презентации).

Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, при всём бесконечном разнообразии их фасадов и интерьеров в них есть одна общая для всех идея. Идея эта заключается в том, что каждый храм – это Церковь, а Церковь по христианскому учению, - это Царство Христово. (Слайд 2). Белая церковь.

Православный храм выделяется среди прочих строений своим внешним видом, привлекая взгляды людей особенными и прекрасными очертаниями и формами, которые напоминают людям о небесном среди земной суеты. (Слайд 3). Храм в улице.

Русские храмостроители сумели воплотить эту идею в особых (Слайд 4) Несколько фотографий . архитектурных образах (через планировку, форму, объёмы). Древние храмы имели четыре стены, строго сориентированные на четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Это не только напоминало о том, что Церковь вмещает в себя весь видимый земной мир, но и том, что она обращена ко всем народам. По Библейскому преданию, после всемирного потопа мир был разделён на четыре части между сыновьями праведника Ноя.

Особое значение в храмовой архитектуре придаётся восточной стене,

(Слайд 5). Восточная часть храма. так как по церковному воззрению Восток – «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был на востоке. Более того, именно на востоке восходит Солнце. И в христианских текстах Спаситель часто именуется «Солнцем правды, идущим с высоты востока». (Слайд 6). Спаситель в облаках. Поэтому к восточной стене храма пристраивался алтарь. И об алтаре нам расскажет Сыпко Виктория.

Доклад 1 ученик.

В переводе на русский язык «алтарь» означает «высокий жертвенник». (Слайд 7). Алтар1 . Именно в алтаре во время богослужения приносится бескровная жертва (священник маленьким копьём извлекает частицы из просфор и складывает их в Чашу). Именно алтарь возвышается над уровнем пола других частей храма. И, наконец, именно в алтарное окно проникает первый луч света (Слайд 8) Луч в окно . Самое важное место в алтаре – престол – особо освещённый (Слайд 9) Алтарь 2 четырёхугольный стол, на котором совершается Божественная Литургия и незримо присутствует Сам Бог. В центре алтаря, на престоле, хлеб и вино, находящиеся в Чаше (Слайд 10) чаша , превращаются в Тело и Кровь Спасителя и преподаются верующим во время причастия как источник бессмертия.

Алтарь – это ещё и образ рая. В центре рая находилось древо жизни, плоды которого давали жизнь вечную. (Слайд 11) древо. Сейчас о древе жизни напоминает изображение виноградной лозы, которая помещается на царских вратах, ведущих в алтарь. (Слайд 12) врата. Исследователями русского зодчества давно подмечено, что в древних храмах нередко эти врата называли не царскими, а райскими.

Учитель: Спасибо за сообщение. Вывод : Алтарь часть Церкви, который возвышается над уровнем пола других частей храма, в алтаре находится престол, на котором совершается Божественная Литургия и находится Чаша с Телом и Кровью Спасителя. Алтарь – это образ рая, где отражается жизнь вечная.

Если Восток – это «страна живых» и место райского блаженства, то Запад – страна умирающего Солнца, обиталище мёртвых, область мрака и тьмы. (Слайд 13) Западная часть храма. Примечательно, что Голгофа – холм, (Слайд 14) Холм Голгофа на котором Христос – Спаситель принимал свою смерть, находилась в долине смерти, а сама долина была на западе Иерусалима и уходила потом пустынную даль к берегам Мёртвого моря (Слайд 15) Мёртвое море . Не удивительно, что возник обычай именно здесь, у западной стороны храма совершать захоронения. На самой стене нередко помещают изображения Страшного Суда и ада (Слайд 16).

Средина же храма есть область земного пространства, над которой распростёрся купол, символизирующий небо (Слайд 17). А как же отобразить то, что жизнь всех живущих и верующих держится, как на столпах, на Церкви? Творческое воображение церковных зодчих подсказало – нужно в образах представить всю историю Церкви.

Так возникла мысль о создании в церкви иконостаса (Слайд 18).

Ребята, а как вы думаете, почему в православной традиции иконостас именуют богословием в образах? На этот вопрос нам даст Сыпко Вика.

Доклад 2 ученик.

Иконостас представляет всю библейскую историю человечества до и после прихода Христа в мир. В больших храмах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон (ярусов) (Слайд 19) Пятирядный иконостас . Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний ярус называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, находятся царские врата. Стоя перед царскими вратами мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее – местную икону. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божьей Матери, левее - другие иконы. Второй от низа ряд праздничный, он содержит изображения событий земной жизни Христа, ставшие основой главнейших праздников Церкви: Рождество Христово, Крещение, Преображение и др. Третий ряд, апостольский включает образы учеников Христа – апостолов первозванного Андрея, Петра, Павла, Иакова и др. Четвёртый ряд пророческий в нём расположены иконы пророков Ветхого Завета. Пятый ряд, самый верхний – праотеческий содержит лица самых отдалённых времён: Адам и Ева, праведник Ной с сыновьями и другие.

Учитель. Спасибо за сообщение. Вывод: Итак иконостас это - алтарная перегородка, на которой в образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути Спасителя.

Ребята, на стенах храма изображены важнейшие события церковной истории (Слайд 19), а на четырёх столбах помещаются те (Слайд 20) представители Церкви, которые были её верными столпами, - апостолы, мученики, епископы, подвижники. В Библии сказано Духом Божиим: «Побеждающего сделаю столпом в Храме Бога Моего».

Над четырьмя столбами храма (Слайд 21), там, где по своей архитектурной форме они напоминали арку (в русском зодчестве это называется парусом), храмостроители помещали образы четырёх евангелистов – Марка, Луки, Матфея и Иоанна (Слайд 22).

Подумайте, почему в православном храме образы евангелистов помещены на «парусах»? (Потому что на парусах изображаются четыре евангелиста, распространивших Евангелие на четыре стороны света, а Евангелие, это и есть учение Христа).

Доклад 3 ученик.

Венчал всё храмовое пространство образ Христа-Вседержителя (Слайд 23) Образ Христа Вседержителя , размещённый на внутренней полусфере купола. Важно, что снаружи над этим изображением возвышались шея и глава храма (в архитектуре это нередко именуют барабаном и куполом) (Слайд 24) Барабан и купол . И тогда весь храм чем-то напоминал человека: корпус храма – тело, барабан – шея, а купол – глава. Христос есть Глава Церкви – вот смысл этого архитектурного образа (слайд 25).

Учитель: Спасибо.

Конечно, ребята, храмовая архитектура весьма разнообразна, но в любом православном храме творческой силой верующего ума и сердца отражен образ Вселенной и ёё Творца.

V. Индивидуальный этап.

Открываем тетради, работаем индивидуально.

VI. Работа в четвёрке.

(Слайд 26).

VII. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

- Ребята, подумайте, как творчество создателей храма отображает образы Божественного мира, как помогает постичь красоту мира горнего?

(Внутренний вид храма в целом своем составе являет образ горнего мира, куда устремляются взоры верующего. Образы Горнего мира отражены в иконописи, в архитектуре и убранстве Храмов, соборов, в рассказах и описании жития святых.
Но для создателей (начинателей) обязательно особое Божие откровение.)

Как создатель храма становится творцом, способным отобразить Небесный, невидимый мир?

Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.

VIII. Рефлексия.

Как творчество иконописцев, создателей храмов раскрывает образы Божественного мира?

(Иконописец, должен строго придерживаться определённых правил (канонов), при создании образов. Искусство иконописца боговдохновенно. Бог – первый и главный учитель иконописца.)

В чём вы видите красоту этих образов? Что помогло вам увидеть эту красоту?

Что нового вы узнали для себя в ходе данного тренинга?

IX. Ресурсный круг. Ребята наше занятие подходит к концу и я бы его хотела завершить ресурсным кругом, при этом передавая вам образ Спасителя. Скажите:

Что вы видите находясь в храме?

Что вы слышите находясь в храме?

Что вы чувствуете находясь в храме?

Что вы видите, слышите и чувствуете, находясь в храме?

Какие образы у вас возникают?

Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

Так много дорог разных самых

Раскинула жизнь предо мной…

Дорога, ведущая к храму,

Была незаметной тропой.

Ходила – бродила, устала,

Присела без сил на пенек.

Но меньше, к несчастью не стало

Прекрасных широких дорог.

Идти бы (да Бог с него – с верой!)

К высоким земным берегам,

Где слава, богатство, карьера –

Тобою воздвигнутый «храм»…

Траву у широкой дороги

Слегка подкосил ветерок…

И сами вдруг выбрали ноги

Одну среди сотен дорог

И двинулись к цели упрямо

Теперь уж с пути не свернуть…

Дорога, ведущая к храму –

Единственно правильный путь.

(Слайд 27).

Экспертная оценка.

Архитектурные части храма

Библейский образ

Что образ отображает?

Четыре стена храма

Мир, разделённый на четыре части между Ноем и его сыновьями

Церковь вмещает в себя земной мир и обращена ко всем народам

Восточная стена храма

«Страна живых» и райского блаженства

Рай был на востоке

Алтарь

Образ рая

Жизнь вечная

Иконостас

Библейская история человечества. Богословие в образах

В образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути спасения

Западная стена храма

Область мрака и тьмы

Изображение страшного суда и ада

Купол

Образ – Христа Вседержителя

Христов есть Глава Церкви

Столбы

Апостолы, мученики, епископы, подвижники

Жизнь всех живущих и верующих держится на столпах


Православный храм как образ мира.

Характеристика древнерусской культуры 12 века.

Характеристика древнерусской культуры 11века.

Христианство, как исторический выбор.

Культура языческой Руси.

План-конспект ответов

Процесс формирования культурно-исторической общности древних славян. Влияние климата и ландшафта. Скифы-сколоты, рось-русь. Поляне, древляне, вятичи, радимичи, венеды, чудь, меря и др.
Размещено на реф.рф
–общее и уникальное. Синкретичность древнерусской культуры. Ценностные ориентацик древних славян. Языческий пантеон (Даждьбог, Стрибог, Перун, Симаргл, Велœес, Мокош, Ярило, Морена, Лада, Лель и др.). Обряды и календарь. Памятники и артефакты. 858ᴦ. – Альдегеборг (Ладога). 862ᴦ. – Новгород. ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ, как памятник язычеству.

Предпосылки и причины. Кто, когда, при каких обстоятельствах. Как это событие описано в ʼʼПовети временных летʼʼ. Последствия и перспективы. Синтез православия и язычества (Перун – Илья Пророк и т.п.). Феномен двоеверия. Византийское влияние. Письменность, книжное дело, просвещение. ʼʼСлово о Законе и Благодатиʼʼ мтр.
Размещено на реф.рф
Иллариона. Зодчество, иконопись, фрески.

11 в. – завершение процесса формирования древнерусской народности как культурно-исторического единства. Новые культурные ценности и традиции. Первые святые. Былинный эпос и его герои (купец Садко на севере/Илья-Добрыня-Алеша на юге). 11 в. – ʼʼвек Софийʼʼ. Ярослав Мудрый. Начало формирование системы образования (школы, монастыри). Жанры и памятники древнерусской литературы. Храм и икона как образ мира.

Начало раздробления. Киев-Новгород-Владимиро-суздальская земля и др.
Размещено на реф.рф
Общее и уникальное. Особенности православного зодчества Юга и Севера Др.
Размещено на реф.рф
Руси. (София - Успенский/Дмитровский, византийские и романские архитектурные традиции). Андрей Боголюбский, как новатор и созидатель. ʼʼПриключенияʼʼ святой иконы Владимирской Богоматериʼʼ

5. Русская икона: искусство создания и преодоления канона.

Канон Спаса. Канон Богородицы. Главные иконописные сюжеты. Два новгородских Николая как свидетельство взаимодействия языческого и православного мира. Последовательность: Феофан Грек / Андрей Рублев и Данила Черный / Дионисий (особенности письма, колорита и композиции). Конец 14, начало 15 - ʼʼзолотой векʼʼ иконописи.

Основные и дополнительные функции русского храма. Место расположения и степень влияния. Крестово-купольная, клетская и шатровая конструкции. Иконы и фрески, как инструмент просвещения. Особенности православного зодчества Юга и Севера Др.
Размещено на реф.рф
Руси. (Софийский и Успенско/Дмитровский стиль, византийские и романские архитектурные традиции). Десятинная. Покрова на Нерли. Ансамбль Московского Кремля.

Православный храм как образ мира. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Православный храм как образ мира." 2017, 2018.

Вязина Дарья.

Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Она дает возможность простым людям выстоять во времена тяжких испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Вера делает людей добрыми и светлыми. Все, что связано с верой, радует мою душу – великая красота икон, торжественность богослужений, великолепие златоглавых храмов. Издревле славилась Русская земля белокаменными соборами. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю. Историческая память – это то, чего не хватает нам сейчас. Поэтому моя работа посвящается храмам с. Арзгир разрушенным и вновь восстановленному: во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема реферата: «Храм как модель мира»

Подготовила:

Вязина Дарья Васильевна,

Учащаяся 10 В класса

МБОУ СОШ №1 с.Арзгир,

Ул. Калинина, 356570

Воспитанница МБОУ СОШ №1,

с. Арзгир, ул. Мира, 191

E-mail:[email protected]

Руководитель:

Динейкина Оксана Николаевна,

Учитель истории МБОУ СОШ №1

E-mail: [email protected]

Адрес:

356570, Ставропольский край,

Арзгирский район, с. Арзгир

Ул. Калинина, 2

Тел.(8-86560)3-14-96

МБОУ СОШ №1

Введение

I.Обзор используемой литературы и устных источников

III. Краткая физико-географическая характеристика

исследования (регион исследования)

IV. Результаты исследования

6-13

4.1. Соборы Арзгира

4.2. Возрождение утраченного

4.3. Храм – модель мира

10-11

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

14-18

Введение.

Но шли века - со всех концов вселенной

К нему неслись молитвы, и рекой

Текли во храм, далекий и священный,

Сердца, обремененные тоской…

И. Бунин

Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Она дает возможность простым людям выстоять во времена тяжких испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Вера делает людей добрыми и светлыми. Все, что связано с верой, радует мою душу – великая красота икон, торжественность богослужений, великолепие златоглавых храмов. Издревле славилась Русская земля белокаменными соборами. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю. Историческая память – это то, чего не хватает нам сейчас. Мне радостно замечать, как в наши дни преображается Святая Русь: воскресают из мертвых российские праведники, восстают из руин храмы, ставшие жертвами человеческого помрачения.

Однажды, проходя мимо храма Пресвятой Богородицы, я обратила внимание на быстро летящие по небу облака. И они мне показались быстротечным временем, а незыблемо стоящий храм – чем-то прочным и вечным в мире преходящего. И у меня возникла мысль, что он имеет свою судьбу, историю, которую необходимо знать. Поэтому моя работа посвящается храмам с. Арзгир разрушенным и вновь восстановленному: во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор и основание темы, отбор изучаемого материала определили следующие задачи:

Изучить историю создания, строительства и разрушения Белой и Красной церквей;

Рассмотреть восстановление храма Пресвятой Богородицы;

Определить значение и влияние храмовой архитектуры на культурную и духовную жизнь односельчан.

I. Обзор используемой литературы и устных источников.

Работа построена на комплексном использовании разнообразных источников и литературы. Наиболее значимыми являются материалы, хранящиеся в музее с.Арзгир и предоставленные хранителем – Лаценниковой М.К.

Подробную информацию о храмах предоставил отец Иннокентий – настоятель храма Пресвятой Богородицы. Материал записан с его слов 16.02.2009г., в с.Арзгир, по ул.Матросова.

Использованы воспоминания жительницы с. Арзгир Масько Александры Игнатьевны, записанные 15.02.2009г., в с. Арзгир, по улице Пинчука.

Строительству храмов конца 19 – начала 20 веков, посвящается материал в книге Ю.Д. Шиянова «Арз – имя собственное»,который сопровождается фотографиями.

Использован энциклопедический словарь Ставропольского края, где описывается биография архитектора Кускова Г.П., по проектам которого построены храмы. Мною были изучены статьи в газетах «Заря» 1990г., «Ставропольская Правда».

Храмовое строительство в с.Арзгир изучено слабо, в перспективе я постараюсь продолжить исследования по этой теме.

II. Материал и методика исследования

Район исследования - Ставропольский край, Арзгирский район, с.Арзгир. Сбор материала проводила 15 января 2009 года. Объектом исследования стали два разрушенных храма с. Арзгир во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и вновь восстановленный. Сначала я познакомилась с материалом из книги Ю.Д. Шиянова «Арз – имя собственное» и статьями в газетах «Заря» и «Ставропольская Правда». Затем состоялась личная встреча, в ходе которой были записаны воспоминания А.И.Масько и отца Иннокентия. В музее по данной теме экскурсовод провела для меня экскурсию. Собранный материал я обобщила, обработала, изучила и сравнила.

Основой моего исследования является принцип историзма, а также системный подход, позволяющий познать анализируемый объект как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества. К числу основных методов исторического познания можно отнести историко-генетический, нарративный.

Так, историко-генетический метод позволяет приблизиться к воспроизведению реальной истории и объекта исследования. С помощью нарративного или описательного метода происходит передача событий в первоначальном виде.

III. Краткая физико – географическая характеристика района исследования

Своё исследование я проводила в селе Арзгир, расположенном на северо–востоке Ставропольского края, климатические условия резко континентальные.

Село находится в зоне рискованного земледелия, здесь часто случаются суховеи, пыльные бури, засухи.

Село основано в 1876 году переселенцами из Малороссии и южных губерний России.

Через село протекает степная речушка Чограй, делящая его на 2 части: северную и южную. Название села образовалось от словосочетания «Арз» и «гир». «Арз» - это имя собственное и не переводится, «гир» - это ручей. Летом река почти пересыхает, в половодье иногда выходит из берегов, затапливая прибрежные долины и землянки.

В настоящие время в селе проживает около 16 тысяч человек, это люди разных национальностей и вероисповеданий, их более 27 (русские, украинцы, туркмены, даргинцы, кумыки, лакцы, азербайджанцы, армяне, евреи, эстонцы). Приток населения увеличился с начала перестройки и боевых действий на Кавказе.

В селе высокий уровень безработицы, поэтому коренные жители часто в поисках заработка выезжают на работу в крупные города.

4. Результаты исследования

4.1. Соборы Арзгира.

В конце девяностых годов девятнадцатого столетия селение Арзгирское настолько экономически окрепло, что его общество могло более основательно позаботиться о сельских нравах и спасении души. В окрестных селах уж были примечательностью церковные купола и колокольни, которые виднелись за многие версты. К таким селам относились уважительно. Издали такой виднеющийся богатый купол церкви был знаком того, что село зажиточное, крепкое, а живущие в нем люди озабочены не только хлебом насущным, но спокойствием и благодатью в сельском обществе. А в селе Арзгир был только молитвенный дом, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. «Молитвенный дом построен из саманного кирпича, ошелован досками и стоил 10000 рублей…». Арзгирские жители не раз прикидывали, какой храм нужен селу, да такой, чтобы не хуже тех, что в окрестных селениях.

В 80-е годы ХIХ столетия в Арзгире собрался сход граждан, на котором вели разговор о построении новой, каменной, во имя Преображения Господня и Святителя Николая церкви. Решение схода было передано Благочинному восьмого округа Ставропольской губернии священнику Александру Лаврову с просьбой довести его содержание до сведения архиепископа Казанского и Ставропольского Агафодора. Просьба схода была рассмотрена и жителям Арзгира была прислана храмозданная грамота, которая предоставила право строить церковь на территории села. На постройку требовалось 45614 тысяч рублей серебром. К 1986 году в распоряжении местного общества было 20000 тысяч рублей. Остальные деньги получили из доходов разных статей. В мае 1896 года священник Александр Лавров пишет Преосвященнейщему Агафодору: «Сего, 17 мая мною учинена закладка храма на северной стороне села Арзгир во имя Преображения Господня и Святителя Николая. С 18-го мая общество села Арзгир приступило к постройке храма на избранном и священном месте…». В качестве строительного материала использовался камень-ракушечник. Его привозили из с.Желанного, которое находилось недалеко от Благодарного. «Возить камень обязаны все арзгирчане. Две подводы связывали между собой и на них клали двухметровый монолитный камень-ракушечник». Стены церкви были покрыты раствором цемента и пробелены.

Новый храм строился по проекту известного Ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова (приложение 1). Родился Григорий Павлович в станице Новонижнестеблиевская Кубанской области. Окончил Кубанское реальное училище в Екатеринодаре, Санкт – Петербургский институт гражданских инженеров с золотой медалью. В 1923 году стал Ставропольским губернским архитектором. По его проектам в городах и селах губернии построено 40 каменных и деревянных храмов, 5 мечетей, 7 буддийских хурулов, 8 мостов. В Ставрополе построен собор святого Андрея Первозванного, госпиталь семинарии, дом губернатора (ныне городская администрация), здание магазина «Пассаж».

Освещение нового храма произошло 16 декабря 1901 года (приложение 2). Это событие так описано в одном из архивных документов:

«На следующий день-17 декабря началась Божественная литургия, по окончании которой при торжественном звоне колоколов, с пением молебня Спасителю был совершен Крестный ход с иконами и хоругвями в новопостроенный храм с перенесением туда священных принадлежностей для богослужения».

«На следующий день – 17 декабря началась божественная литургия, по окончании которой при торжественном звоне колоколов, с пением молебня Спасителю был совершен

Крестный ход с иконами и хоругвями в новопостроенный храм с перенесением туда священных принадлежностей для богослужения ». По описаниям местных жителей храм был широкий - три входа, к которым вели высокие ступени. Колокольный звон раздавался на десятки километров, помогая путникам добраться в непогоду домой.

Между тем село Арзгир было разделёно на две части, на первый взгляд, безобидной речкой (балкой) Чограй, которая становится довольно своенравной в весенние паводки и ленивые дожди, что ощутили на себе первые переселенцы. Но когда была построена церковь, Чограйское половодье препятствовало “южанам” посещать её. Опять пошли ходоки к церковному начальству с просьбой дать разрешение на строительство церкви в южной части села. Архиепископ Агафодор благословил “южан” на строительство храма в честь рождества Пресвятой Богородицы, однако в средствах отказал. И у селян их тоже не было. На сходе решили продать зерно, а на вырученные деньги построить храм.

Арзгирское общество уполномочило Терентия Наливко и Семена Муленко осуществить эту продажу, что и было сделано. Кроме того, был объявлен сбор пожертвований. За сравнительно короткий срок было собрано 49 тысяч рублей серебром и заготовлено 50 тысяч штук кирпичей.

Летом 1903 года был заложен первый камень под фундамент церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Для строительства храма понадобилось пять лет. 10 декабря 1908 года состоялось освещение церкви, после чего священник Александр Биткин направил владыке Агафодору письмо следующего содержания: « Долг имею почтительно доложить, что в селе Арзгир новый кирпичный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы постройкою совершенно окончен (приложение 3). Иконостас в нем временно поставлен из старой деревянной Рождество – Богородицкой церкви, а новый будет поставлен 1 сентября 1909 года. Храм сей церковной утварью и богослужебными книгами снабжен вполне достаточно из старого храма». Одновременно со строительством Рождественского храма при старой церкви бала возведена церковно – приходская школа.

В связи с тем, что храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен из красного кирпича, а храм в честь Преображения Господня и Святителя Николая из белого ракушечника, храмы эти в народе еще именовали Красным и Белым. Простояли они до трагических 30-х годов 20 века.

Вот как описывает эти события жительница с.Арзгир Александра Игнатьевна Масько: «В 1935 году я ходила в первый класс. Наша школа находилась почти напротив Спасо - Преображенского храма. Вдруг во время урока раздался страшный гул. Мы прильнули к окнам. С храма сбрасывали колокола. Они врезались в землю от большой тяжести. Их было не меньше пяти. Выбрасывали и жгли иконы, церковную утварь. На протяжении 10 лет храм служил амбаром. После войны стали разбирать стены. Но они настолько были крепки, что их пришлось взрывать. Отчего в ближайших домах были выбиты стекла в окнах. В начале 50-х годов еще разбирали церковные ворота, которые стояли перед храмом. Недалеко стояла сторожка, где жила Шлекарь М. и выдавала камень на нужды села. На месте, где находился храм, старики не разрешали играть детям. Там оставались огромные котлованы от фундамента, простоявшие до 90-х годов двадцатого века. А сейчас там стоит детский сад». На месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы, построили Кинотеатр и стадион.

4.2 Возрождение утраченного.

На протяжении всех лет Советской власти религию в нашей стране притесняли и унижали. Известно сейчас, что Ленин давал секретную директиву о репрессиях против духовенства и ограблении храмов, что при Сталине десятки тысяч церковнослужителей были уничтожены. И в то же время, несмотря на гонения, религия в нашей стране выжила.

В 1952 году в селе Арзгир уже существовал молитвенный дом по улице Лысенко. Из воспоминаний А.И. Масько: « Мой старший сын Вася родился в 1952 г. Он серьезно заболел. Я думала, что он умрет. Нашли крестных родителей и решили Васю крестить. Обряд происходил в новом молитвенном доме». По словам старожилов и отца Иннокентия, нынешнего священника, на этом месте жили богатые люди. Доказательством служит бассейн, который находился внутри дома, а потом был засыпан. Спустя некоторое время домовладение было приспособлено под молитвенный дом. Он служил верующим до 2000 года, пока не реконструировали новый храм. В 2003-2004гг. из-за ветхости здания и с благославения Архиепископа Гедеона, молитвенный дом разобрали. На его месте решено разбить парк и установить памятный крест.

В 1992-93 гг. в ведение Ставропольской епархии была передана начальная школа СОШ №1, находящаяся в центре села, по улице Матросова. Это было сделано в рамках мероприятий, посвященных празднованию 2000-летия христианства, по предложению бывшего губернатора Ставропольского края А.Л.Черногорова. В начале 1999 года по предложению отца Иннокентия в Арзгире был создан организационный комитет под председательством главы администрации Воронкова Н.Г. по реконструкции храма. Восстановление происходило на пожертвования всех граждан села Арзгир и Арзгирского района. Строительными работами занимался прораб Козедуб Н.А. Непосредственно отделку здания выполняли наемные рабочие. Купола были сделаны в г.Ставрополе. В 2000 году пасхальное богослужение проходило в восстановленном храме Пресвятой Богородицы. Реконструирована только основная часть храма, поэтому строительные работы продолжаются.

4.3 Храм – модель мира.

Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – откровении свыше, от Бога. В глазах верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Итак, мы на пороге православного храма (приложение 4). За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишенной глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность…

Во внешнем облике храма Пресвятой Богородицы мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения.ю Форма купола – луковичная. Она символизирует пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет куполов: золотой – символ небесной славы, синий со звездами посвящен Пресвятой Богородице и напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Напротив храма построена звонница.

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор (рисунок), знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. В нем находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы – большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющий вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости – останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя находится образ Богоматери.

Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам. За ними главная часть храма – алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. Никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает священнику. И даже они должны входить в алтарь только во время службы, одетые в особые одежды.

От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон – место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям расположены клиросы – места для чтецов и хора.

В центре средней части храма мы видим высокий столик особой формы со скошенной верхней доской: он называется аналоем. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, т.е. целовать. Перед иконами стоят подсвечники, для свечей. Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи. Купол храма также имеет живописные изображения. В центре – Христос Вседержитель, по краям евангелисты, апостолы, мученики.

Каждая церковь посвящается Господу Богу и престол ее есть престол Божий, поэтому и называем мы ее храмом Божиим, домом Господним. Но кроме этого общего названия, каждая церковь имеет свое особое название. Оно дается в память событий из жизни Спасителя или в честь какого-нибудь святого. Наш храм назван в честь Пресвятой Богородицы, особо почитаемой верующими с.Арзгир.

Заключение.

Храм – модель мира. Его значение велико и сейчас. Во – первых, как строение, служащее местом культовых обрядов и поклонений. Во – вторых, как архитектурное сооружение. В – третьих, как носитель просвещения, культуры, нравственности. За время пребывания в храме передо мной прошла вся русская история. И продолжение ее я видела в юношах и девушках, стариках и старушках, и в совсем маленьких ребятишках. У одних на лицах отражалось благоговение и восторг, другие были спокойны и веселы. В моей душе родилось светлое и доброе чувство причастности к нашему общему дому, имя которому – Великая Русь!

В своей работе я добилась определенных результатов:

1. Обобщила весь собранный материал о храмовой истории села Арзгир. Создала презентацию на данную тему.

2.В ходе исследования удалось установить точную дату разрушения Белой церкви и дальнейшее ее разорение; выяснить историю создания молитвенного дома; описать внутреннее устройство храма Пресвятой Богородицы

3. Работа дала возможность почувствовать настоящий патриотизм и любовь

к родному селу, по-иному увидеть красоту малой Родины.

4. Привлекла внимание школьников к истории храмов с. Арзгир и подвела

к актуальности и значимости затронутой темы.

5. Собранный материал может быть использован при чтении курсов

«История Отечества», «История Ставропольского края», краеведческих

спецкурсов.

6. Пополнила собственные знания по истории родного села. Познакомилась с выдающимися, творческими личностями – М.К.Лаценникова (хранитель музея с.Арзгир), отец Иннокентий (священник), А.И.Масько (пенсионерка).

К сожалению, осталось мало людей, которые помнят описываемые мною события. Утеряна фотография Белого храма. Осталось еще много белых пятен в храмовой летописи с.Арзгир. Поэтому исследовательскую работу по этому направлению следует продолжить.

Список используемой литературы и устных источников.

1. Шиянов Ю.Д. «Арз – имя собственное».- Буденновск, 2003. с. 34-37

2. Православный храм и иконы.- М.: Издательство Эксмо, 2005.

С.12-43

3. Отец Иннокентий. Строительство и внутреннее устройство

Храма Пресвятой Богородицы. 2009г.

4. Масько А.И. Воспоминания. 2009г.

5. Музейные материалы с. Арзгир.

Приложения

Приложение 1

Григорий Павлович Кусков.

Приложение 2

Храм Преображения Господня и Святителя Николая.

Приложение 3

Приложение 4

Храм Пресвятой Богородицы.

В конце XII XIII веке, когда возводилась основная масса готических соборов, строительство их стало делом не только церкви, но и горожан, для которых величественное здание храма являлось олицетворением их благосостояния и силы. Городские соборы существенно отличаются от монастырских церквей, их называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре, скульптуре, витражах реальную жизнь и идеалы людей. (138, 19)

Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность отдельных деталей (115, 4).

Преобладание в eгo кoнcтpyкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения, как стремления человеческой души к Богу. Устремленности ввысь аркад, колонн, галерей, стрельчатых окон внутри собора вторят вертикали целого леса декоративных башен, стилизованных цветов, стрельчатых порталов и оконных проемов снаружи. Вместе с тем готический храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует друг с другом. Поэтому кафедральные coборы в Париже, Амьене, Реймсе, Руане, посвященные Деве Maрии, украшены скульптурой и готическим горельефом, превратившим храм в каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.

На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны... И все это многообразие фигyp оплетает узор из местных растений - плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда.

Витражам в готике придавалось первостепенное значение. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Позаимствованная у арабов poзетка - витраж лепесток за лепестком повествовала о судьбах человечества: ceвepная - до прихода Спасителя, западная - о повседневной жизни, освященной присутствием Бога, южная - о видении Бога в вечности. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в.).

Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне. Ее в три ряда окружают медальоны с пророками, праотцами и патриархами Израиля, образы которых указывают на связь вeтxoгo и Новoгo 3авета.

3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей. 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Солнечный свет, проходя через цветные стекла, заставлял сиять повседневные дела так же ярко, как сияло изображение Спасителя в центре розы. В этом усматривали проявление Божественной благодати, уподобление Богу тех, кто служит ему делами. Вместе с тем обретение Божественной благодати зависело от добровольного выбора между пороками и добродетелями, чьи аллегорические фигуры также находились во внутреннем кpyгe розетки.

Южное окно-роза посвящено Страшному суду. В центре на престоле восседает Христос-Судия и оценивает добро и зло по делам, совершенным человеком в жизни. Сияние Бога озаряет помещенных в лепестках розы апостолов Петра и Павла, святых, ангелов, поющих хвалу господу, что символизирует слияние земного богослужения с небесным торжеством. В стрельчатых окнах апсиды сюжеты повествуют о детстве, земных деяниях и страстях Иисуса. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Струящийся свет создает в храме особую атмосферу - таинственную и нарядную одновременно. Скульптуре в интерьере храма отведено нeмнoгo места. Кaпители готических колонн с листьями винограда, плюща или хмеля свидетельствуют о любви мастеров к природе «милой Францию». На пересечении нервюр парят фигуры святых. Внешние стенки хора, за которыми нaходились во время богослужения певчие, декорированы pacкрашенной скульптурой - изображениями сцен на евангельские сюжеты. Высокие статуи в алтаре с S-образным «готическим» изломом дополняют живописные алтарные образы.

Образ небесного Иерусалима, воссозданный в готическом соборе путем синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, довершают звуки гpигopиaнcкoгo хорала. Одноголосное пение, абсолютно ровное и мелодически бесстрастное, так нaзываемый cantиs planus, потрясающе оттеняет многоцветие витражей. Оно формирует образ мира, в котором каждый несет ответственность за единственную ноту, неотделимую от сияния всех остальных.

Таким образом, церковь, символ небесного дома, приступ к небу, широко раскрылась перед верующими. Врата поглотили фасад: романские тимпаны, великие готические порталы…(101, 11)