Сущность доктрины трумэна. Создание нового мирового порядка

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Греческий вопрос

Официально Британская империя отказалась поддерживать прозападную Грецию из-за внутренних финансовых трудностей. В Вашингтоне тогда были уверены в усилении позиций СССР в регионе, чего допустить, конечно, никак не могли.


Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, попросил политиков оказать Греции экономическую и военную помощь, чтобы предотвратить захват власти коммунистами. Победа коммунистов поставила бы под вопрос политическую стабильность Турции, что ожидаемо приведет к проблемам на Ближнем Востоке. Кроме того, Трумэн отметил, что Соединенные Штаты обязаны помогать свободным народам в борьбе против тоталитарных режимов. Распространение коммунизма, как он считал, подрывает основы международного мира, угрожая внутренней безопасности Соединенных Штатов.

Помощь взамен на лояльность

Законопроект приняли пятнадцатого мая 1947 года. После подписания президентом проект стал законом, отражающим все положения внешней политики Трумэна. Понятие доктрины Трумэна официально было закреплено двадцать второго мая 1947 года.

Предварительным условием выделения финансов и направления в Грецию военных и гражданских лиц «для государственной модернизации и наблюдения за использованием помощи» являлось согласие турецкого и греческого правительств передать под контроль американской миссии выполнение плана. Доктрина Трумэна, таким образом, создала возможность вмешательства США во внутренние дела независимых государств в Европе.

Примерно через месяц было подписано сначала американо-греческое, а затем американо-турецкое соглашение. Из выделенной на помощь суммы 300 млн долларов были предоставлены Греции, 100 млн - Турции. Через пять лет оба государства разместили на своей территории военные базы США, а турецкая сторона даже согласилась на базирование ядерного оружия.

Доктрина Трумэна: общее понятие

Внешнеполитический курс США был основан на резкой критике в адрес режимов, установленных в государствах Восточной Европы. Положения доктрины Трумэна декларировали лидирующую роль США, ответственность Штатов за состояние и дальнейшее развитие международного сообщества.

Общественная поддержка внешнеполитического курса на первых порах была обеспечена давлением на первобытное чувство человека - страх. Заместитель госсекретаря США, например, представлял коммунизм как инфекцию, которая способна поразить все близлежащие цели. Артур Ванденберг, сенатор-республиканец, являвшийся противником политики изоляции, предложил президенту просто «запугать американский народ».

Целью доктрины Трумэна было сдерживание Советского Союза. Положения носили крайне антисоветский характер. В дальнейшем США продолжали оказывать другим государствам различного рода помощь, используя это как средство для вмешательства в их внутреннюю политику. Территория ранее независимых стран превращалась в плацдарм для нажима на СССР и его союзников.


Защита экономических интересов

После окончания войны страны Западной Европы оказались в сложной экономической ситуации: огромные внешние долги и до основания разрушенная экономика. В этих условиях набирали популярность коммунистические партии. Приход к власти коммунистов привел бы к тому, что кредиты не были бы отданы, а США потеряли бы рынок сбыта товаров. Советская промышленность могла бы полностью удовлетворить нужды стран своей сферы влияния, а США не могли этого допустить.

Создание нового мирового порядка

Согласно доктрине Трумэна, США должны помочь «свободным народам» самостоятельно решать собственную судьбу. Средством подобной помощи могло стать ядерное окружение, которым по состоянию на тот момент обладали только Соединенные Штаты. Доктрина Трумэна стала логичным продолжением доктрины Монро. Правда, последняя декларировала сферой интересов Америки исключительно Новый Свет, а внешняя политика Трумэна сделала таковой весь мир.

Навязывание «американской мечты»

Способом защиты распространения влияния СССР в мире стало навязывание населению «американской мечты». Заменить идеалы коммунизма, воодушевлявшие рабочих не только во многих европейских странах, но и в США, на идеалы западного образа жизни. Трумэн так и сказал в свое речи: «Мы способны обеспечить другим странам образ жизни, свободный от принуждения».


Публичная пропаганда

Гарри Трумэн испытывал сильнейшую личную неприязнь к коммунизму, сравнивая левые силы с псами, которых он терпеть не мог. В своей речи он говорил об осуждении инакомыслящих. Под этим словом Трумэн имел в виду нацистов в прошлом, коммунистов - в настоящем. Сдерживание СССР, таким образом, становилось делом личной чести.

«Программа восстановления Европы»

Логичным продолжением доктрины Трумэна стали план Маршалла, или «Программа восстановления Европы», и создание военных блоков, в том числе НАТО. Заявленной целью плана было восстановление экономики, разрушенной войной, модернизация промышленности, устранение барьеров для осуществления свободной торговли и максимально возможное вытеснение коммунистов.

Дело в том, что уже через несколько лет после окончания военных действия США увидели в Европе совсем не ту картину, которую они ожидали. Наибольшее беспокойство было вызвано ростом популярности левых идей. Согласно плану Маршалла, американское правительство выделяло государствам материальную помощь, но взамен требовало от потенциальных партнеров отстранить коммунистов от руководящих должностей.


Эффект «Плана восстановления Европы» оценивается историками неоднозначно. Промышленность в Западной Европе возродилась, а правительства европейских государств рассчитались по внешним долгам. Но даже без помощи американцев, как считают эксперты, европейские государства начали бы выходить из послевоенного кризиса в 1947-1948 гг. Вклад плана Маршалла на самом деле был не настолько существенным, как это представляли американские СМИ. США обеспечили всего 10 % общих объемов.

В стремлении превратить Западную Европу в образец западного образа жизни для идеологического противодействия Советскому Союзу власти США осуществили не только экономическую (план Маршалла), но и военно-политическую привязку. Последнее было достигнуто созданием НАТО. В результате западноевропейские правительства отстранили коммунистов и признали лидерство США в мире. К этому привела доктрина Трумэна.

Холодная война

Термин «холодная война» в официальной обстановке впервые употребил советник Гарри Трумэна в 1947 году. Решение президента США о предоставлении Турции и Греции экономической помощи стало началом противостояния. Кроме того, именно Трумэн определил содержание зарождающегося конфликта как противостояние демократии и тоталитаризма. В СССР же любили говорить о противодействии социализма (коммунизма) капитализму.

Внутреннее противостояние коммунизму

В самих Соединенных Штатах левые движения тоже набирали силу. Необходимо было отражение доктрины Трумэна (год 1947) во внутренней политике. Таким отображением стал маккартизм - движение, сопровождавшее обострением антикоммунистических настроений и репрессиями против граждан, настроенных «антиамерикански».


Жертвами репрессий стали многие деятели культуры и искусства (Чарли Чаплин, Пит Сигер, Эдвард Г. Робинсон и другие), не говоря уже об ученых (Дэвид Джозеф Бом, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн), политиках (Поль Робсон, Бартли Крум), общественных деятелях (Уильям Эдуард Брекхардт Дюбуа). Преследовали и представителей сексуальных меньшинств.

В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны (1939-1945) обязательства по оказанию финансовой помощи правительствам Греции и Турции.

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы. Опасность такого распространения была усмотрена в активизации деятельности прокоммунистического Фронта национального освобождения Греции и в настойчивых требованиях Правительства СССР установить международный контроль над Дарданеллами. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона получила впоследствии название «теория домино».) Убежденные изложенными доводами, конгрессмены согласились поддержать предложение Государственного департамента о выделении федеральных ассигнований на оказание военной и экономической помощи правительствам Греции и Турции.

12 марта 1947 г. в своем обращении к совместной сессии обеих палат конгресса Президент США Гарри Трумэн (1884-1972) запросил на реализацию этих целей 400 миллионов долларов (к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела, вошедшее в историю под названием «доктрина Трумэна», было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.

Господин президент 54 , господин спикер, члены Конгресса Соединенных Штатов!

Мое появление перед объединенной сессией конгресса вызвано сложившейся сегодня в мире тревожной ситуацией. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности нашей страны.

Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.

Соединенные Штаты получили от греческого правительства срочный запрос об оказании ему финансовой и экономической помощи. Предварительные доклады находящейся сейчас в Греции Американской экономической миссии и американского посла в Греции подтверждают утверждение правительства Греции о настоятельной необходимости помощи для обеспечения выживания Греции как свободного государства.

Я не думаю, что американский народ и конгресс пожелают не услышать просьбы греческого правительства.

Греция – небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ тяжело трудиться, чтобы выжить, С 1940 г. эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила интервенцию, четырехлетнюю вражескую оккупацию и острую внутреннюю борьбу.

Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы разрушили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, средства связи и торговый флот. Было сожжено свыше тысячи деревень. 85 процентов детей оказались больны туберкулезом. Домашний скот, птица и водная живность почти полностью исчезли. Инфляция ликвидировала практически все сбережения.

В результате таких трагических обстоятельств воинствующему меньшинству, воспользовавшемуся человеческими невзгодами и нищетой, удалось создать в стране политический хаос, который на сегодняшний день сделал экономическое возрождение невозможным.

Сегодня Греция не располагает средствами для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для простого выживания. В этих обстоятельствах народ Греции не может добиться успеха в решении своих проблем реконструкции хозяйства. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, которая позволила бы ей возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и посевного материала. Все это крайне необходимо для выживания ее народа и может быть приобретено лишь за рубежом. Греция должна получить помощь для импорта товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь желанных для ее политического и экономического возрождения.

Греческое правительство также попросило помощи в виде опытных американских администраторов, экономистов и инженеров для обеспечения эффективного использования предоставляемой ей финансовой и иной помощи в целях создания стабильной самодостаточной экономики и совершенствования государственного механизма.

Сегодня самому существованию греческого государства угрожает террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных лиц, руководимых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде местностей, особенно в тех, которые находятся у северных границ страны. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, занимается в настоящее время расследованием тревожной ситуации в Северной Греции и якобы совершаемых нарушений границ, проходящих между Грецией и Албанией, Болгарией и Югославией.

Тем временем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия слаба и плохо оснащена. Если ей предстоит восстановить власть правительства на всей греческой территории, она нуждается в снаряжении и вооружении. Греции нужна помощь, чтобы стать самодостаточной и уважающей себя демократической страной.

Эту помощь ей должны оказать Соединенные Штаты. Мы уже предоставили Греции определенную экономическую и иную помощь, но ее недостаточно.

В мире не существует другой страны, к которой может обратиться демократическая Греция. Ни одна другая страна не готова и не способна оказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.

Английское правительство, которое ранее помогало Греции, не сможет с 31 марта продолжать оказывать финансовую или экономическую помощь. Великобритания вынуждена сократить или прекратить выполнение своих обязательств в ряде стран мира, включая Грецию.

Мы рассмотрели вопрос о том, каким образом сможет помочь в этом кризисе Организация Объединенных Наций. Но сложилась тяжелая ситуация, требующая немедленных действий, а ООН и связанные с ней организации не в состоянии предоставить помощь требуемого характера. <...>

Греческое правительство функционирует в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно совершило много ошибок. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты оправдывают все, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь экстремистские меры, предпринятые как правыми, так и левыми. Мы рекомендовали в прошлом проявлять терпимость, рекомендуем проявлять ее и сейчас.

Соседка Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Вполне очевидно, что для свободолюбивых народов мира будущее Турции как независимого и экономически здорового государства не менее важно, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых оказалась сегодня Турция, существенно отличаются от греческой ситуации. Турция избежала тех бедствий, которые обрушились на Грецию. И в годы войны Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.

И тем не менее Турция нуждается сейчас в нашей помощи.

После окончания войны Турция запросила финансовую помощь у Великобритании и Соединенных Штатов с целью проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности. Эта территориальная целостность жизненно важна для сохранения порядка на Среднем Востоке.

Английское правительство сообщило нам, что в связи с их собственными затруднениями оно не сможет далее оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.

Как и в случае с Грецией, если Турции предстоит получать помощь, её должны предоставить Соединенные Штаты. Мы являемся единственной страной, способной оказать такую помощь.

Я осознаю в полной мере широкий круг последствий возможного решения об оказании Соединенными Штатами помощи Греции и Турции, и я сейчас обсужу эти последствия вместе с вами.

Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.

Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роль в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навязать им свои тоталитарные режимы. Это является не чем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.

Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинского соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.

На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами выбрать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.

Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.

Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навязанной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.

Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.

Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.

Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.

Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.

Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.

Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.

Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.

Мы должны предпринять немедленные и решительные действия. Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помощь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся 3 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я учел максимальный размер помощи, который будет предоставлен Греции из тех 350 миллионов долларов, которые в ответ на мой запрос по недавнему решению конгресса выделены для предотвращения голода и страданий в странах, разоренных войной.

В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовой и материальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персонала.

И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.

В случае возникновения необходимости в дополнительных средствах или дополнительных полномочиях для реализации намеченного в этом послании я не премину уведомить об этом конгресс. В этом вопросе исполнительная и законодательная ветви правительства должны работать совместно.

Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире.

Рекомендуемая мной помощь Греции и Турции составляет немногим более одной десятой одного процента этого вклада. Здравый смысл подсказывает, что нам следует оберегать этот вклад и следить за тем, чтобы он не оказался бесполезным.

Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой.

Свободные люди мира надеются на нашу поддержку в сохранении их свобод.

Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под угрозу благополучие нашего собственного государства.

Быстрое развитие событий наложило на нас огромную ответственность.

Я убежден, что конгресс правильно оценит эту ответственность.

Brockway Т . P. Basic Documents in United States Foreign Policy. N.Y., 1957.

В рамках разворачивающейся «холодной войны» между СССР и США важной вехой стало провозглашение новой внешнеполитической доктрины Америки – доктрины Трумэна.

По окончании войны противоречия между союзниками касались многих регионов. Так, только перед угрозой новой войны СССР отвели войска из Ирана. Особое беспокойство в верхах США вызывал растущий нажим Москвы на Турцию (по поводу пересмотра статуса проливов) и Грецию, где продолжалась гражданская война между консерваторами и леворадикальными силами.

В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с тяжелым финансовым положением Великобритания не сможет более оказывать помощь Греции и Турции. Это была фактическая передача полномочий Соединенным Штатам. Грецию и Турцию американские власти рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к запасам нефти и стратегическим коммуникациям, на стыке Европы и Азии. Это было, по определению разработчиков новой доктрины, «подбрюшьем России».

12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 миллионов долларов для оказания помощи Греции и Турции, а также санкционировать отправку в эти страны американского гражданского и военного персонала. Это обращение, названное «доктриной Трумэна», содержало общую оценку международной ситуации, определяющим моментом которой являлся конфликт между двумя образами жизни. Один из них, по словам президента, базировался на свободе личности, свободных выборах, свободных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над СМИ, терроре и угнетении. Доктрина Трумэна объявляла новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. «Для Соединенных Штатов принятие мер по усилению стран, которым угрожает советская агрессия, равносильно защите свободы как таковой». Эта борьба приобретала тотальный характер. Заявлялось, что «подобно тому, как яблоки в бочке испортятся при наличии хотя бы одного гнилого, ситуация в Греции и Турции повлияет на Иран и изменит весь ход событий на Ближнем Востоке, в Африке, Италии, Франции и т. д.». Некоторые сторонники доктрины вполне определенно высказывались и о военном значении Восточного Средиземноморья: «Мы сможем бомбить Россию с близкого расстояния».

Конгресс принял программу оказания экономической помощи Греции и Турции. Провозглашение доктрины стало объявлением всемирной борьбы «добра» против «зла», создало теперь уже и в новейшей истории прецедент вмешательства во внутренние дела независимых государств, поставило перед выбором всю Европу: с кем быть – с СССР или с США? Трумэн намеревался осуществлять поддержку демократии без одобрения и помощи только что созданной ООН. Выступление президента вызвало в Америке массу негативных откликов, однако уже во второй половине 1947 г., согласно опросам, 54 % американцев поддержали действия США в отношении Турции и Греции.

Советское руководство, естественно, дало резко отрицательную оценку доктрине Трумэна. В докладе Жданова на совещании коммунистических партий в сентябре 1947 г. было заявлено, что доктрина «рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам… носит откровенно агрессивный характер».

В тесной связи с новой внешнеполитической концепцией США находился и знаменитый план Маршалла, который позволил Америке осуществлять экономическую экспансию. 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственный секретарь Дж. Маршалл сделал доклад об оказании экономической помощи странам Европы, переживавшим кризис после Второй мировой войны. Первоначально предполагалось распространить действие плана на все страны Европы, но СССР и его сателлиты отказались в нем участвовать, поскольку полагали, что его реализация приведет к нарушению политического суверенитета получавших помощь стран.

Первоначально участниками плана Маршалла были 16 государств – Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. Затем действие плана было распространено на ФРГ. Была создана Организация европейского экономического сотрудничества, имевшая задачей составление «программы восстановления Европы». План Маршалла действовал с апреля 1948 по октябрь 1951 г.

США приступили к планомерной помощи европейским странам. В соответствии с планом Маршалла его европейские участники должны были: 1) предпринять меры по облегчению торговли между собой; 2) обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения роста выпуска продукции; 3) предпринять меры по укреплению своих валют; 4) придать европейской кооперации организационное обеспечение. Очень важна была координация странами‑участницами инвестиций.

Были и довольно конкретные условия приема помощи от американцев: отказ от национализации промышленности, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров при одностороннем снижении таможенных тарифов и т. д. Помощь предоставлялась главным образом в форме займов и безвозмездных субсидий. Основную долю (около 60 %) общей суммы, выделенной США, получили Англия, Франция, Италия и ФРГ.

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не самоокупается, а большинство стран Западной Европы было не в состоянии оплатить в долларах эти поставки, основная часть последних шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была быть использована правительствами для уменьшения дефицита государственного бюджета (а следовательно, и темпов инфляции) и для наращивания дефицитных ресурсов: стали, угля, нефтепродуктов, энергетического оборудования, транспортных средств.

Второй вид поставок – промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка. Третий вид поставок – сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и пр. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно‑импортный банк США. В октябре 1951 г. план Маршалла прекратил свое действие. В 1953 г. Дж. Маршалл получил Нобелевскую премию мира.

Ежегодная помощь в 4–5 млрд долларов позволила странам‑получателям за три года увеличить выпуск продукции на 20 млрд долларов. Предпринятые в конце 1940 – начале 1950‑х годов инвестиции повысили конкурентоспособность европейского экспорта на внешних рынках. При этом план, естественно, способствовал усилению экономического, а вместе с ним и политического влияния США. Международные банки, спонсировавшие нуждающиеся страны, оказались под контролем американцев, доллар стал главным орудием их экспансии. Одновременно с экономическим развивалось сотрудничество в военно‑политической сфере, и оно было направлено в первую очередь против СССР.

На объединенном заседании Палаты представителей и Сената Конгресса США 12 марта 1947 года президент Гарри Трумэн выступил с речью, которая вошла в историю как «Доктрина Трумэна». Заявление, с которым глава американского государства предстал перед Сенатом, прозвучало через год после знаменитой «Фултонской речи» бывшего премьера Великобритании Уинстона Черчилля и определило подход Вашингтона к странам Европы и их взаимодействию с СССР. ТАСС рассказывает об основных посылах речи Трумэна и о том, какие позиции доктрины остаются актуальными в настоящее время.

От Фултона до Вашингтона

Экс-премьер Великобритании Уинстон Черчилль (слева) и президент США Гарри Трумэн (справа) отправляются в Фултон, штат Миссури. 1946 год

Если Холодная война в 1947 году и не была в своем разгаре, то продолжалась она уже, по крайней мере, два года. Историки по-разному подходят к определению даты начала этого противостояния: кто-то полагает, что февральская конференция в Ялте 1945 года определила мировой порядок после Второй мировой войны, тем самым создав условные рамки сфер влияния советского государства и стран Запада, а кто-то считает отправной точкой конфликта «Фултонскую речь» Черчилля.

5 марта 1946 года Черчилль, в присутствии американского президента, заявил в Вестминстерском колледже города Фултон, штат Миссури, что Запад более не может «закрывать глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны». Под этими странами экс-премьер в первую очередь имел в виду СССР.

Британского политика беспокоил тот факт, что «столицы древних государств Центральной и Восточной Европы» оказались под фактическим контролем Москвы, которая определяла направление и развитие внутренней и внешней политики этих стран. Вдобавок к этому, в США и в Западной Европе росла обеспокоенность из-за роста популярности социалистических партий и партий с коммунистическим уклоном.

Так, в Греции, которую от стран «оси» освобождал не СССР, а Британская империя, ко власти чуть было не пришли коммунисты. С 1944 по 1949 год в стране шла война: вооруженное крыло компартии Греции (КПГ) – Демократическая армия Греции – даже занимала большую часть Афин и, заручившись поддержкой Югославии и СССР, продолжала военные действия против прозападных официальных властей. К 1947 году Великобритания полностью вывела из страны свои вооруженные силы и, по сути, перекинула проблему «на плечи» США.

Именно на этот период и пришлось эпохальное заявление Гарри Трумэна, не только подтвердившее посылы «Фултонской речи», но и представляющее из себя конкретный план действий против «красной угрозы» в центральной и восточной части старого континента.

Деньги в обмен на лояльность

Портовые рабочие наполняют мешки американским зерном в Македонском порту. Американское грузовое судно Thomas Foster (слева) выгрузило 9 тыс. тонн зерна в качестве продовольственной помощи Греции. 1947 год

Если у стран, освобожденных Советским Союзом от Гитлеровской коалиции, практически не существовало политического выбора вне социалистических и коммунистических направлений, то граничащие с ними государства такой выбор имели. Но послевоенная разруха и высокий уровень бедности, как показывает история, приводит к росту радикальных левых или правых настроений среди населения (как в случае с Германией после Первой мировой войны).

Единственным разумным решением, как представлялось в ту пору американскому, да и западному истеблишменту, было предоставление странам, склоняющимся к социализму, всесторонней помощи, от военной до финансовой. Но такая поддержка, конечно же, была далеко не безвозмездной. Цена – потеря самостоятельной внешней политики.

И 12 марта 1947 года Трумэн в своей речи предложил американским законодателям именно такой подход к проблеме. Он попросил Конгресс предоставить Греции и Турции 400 миллионов долларов до 1948 года, а также разрешить отправку в обе страны гражданских и военных лиц «в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи».

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбирать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный

Гарри Трумэн президент США с 1945 по 1953 год

В результате предложение президента приняли, а Демократическая армия Греции была уничтожена благодаря посланным монархическому правительству $300 млн ($100 млн предоставили Турции). Оба государства через 5 лет вступили в НАТО, разместили на своей территории американские военные базы. А Турция согласилась на размещение американского ядерного оружия на авиабазе Инджирлик.

Общественная поддержка доктрины Трумэна, равно как и ее согласие с ней сенаторов и конгрессменов, была обеспечена давлением на одно из самых первобытных человеческих чувств – страх. Замгоссекретаря США Дин Ачесон представлял коммунизм как инфекцию, способную поразить близлежащие страны, а сенатор-республиканец Артур Ванденберг, являвшийся противником изоляционизма, предложил Трумэну выступить перед Конгрессом и «запугать американский народ». Так он и поступил.

Доктрина, план, стабильность

50-й госсекретарь США Джордж Маршалл-младший

Вслед за доктриной последовал не менее известный «план Маршалла», также известный как «Программа восстановления Европы». План вступил в силу в апреле 1948 года и, согласно задумке госсекретаря Джорджа Маршалла, должен был, наряду с содействием экономическому восстановлению 17 стран Старого Света, выжать крайне-левых из политического поля послевоенного континента.

Выделенные Трумэном Греции и Турции $400 млн меркнут по сравнению с $13 млрд, выделенными с 1948 по 1951 год странам Европы по «плану Маршалла». Больше всего средств было направлено в Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Принимающие американскую помощь страны были обязаны вывести коммунистов из правительства.

Прямая преемственность плана «доктрине Трумэна» была обеспечена. Страны-реципиенты помощи углубляли свое взаимодействие с Вашингтоном и начали, отчасти по американской же инициативе, объединяться друг с другом, пройдя путь от Европейского объединения угля и стали до Евросоюза.

А о том, остались ли элементы доктрины в современном внешнеполитическом подходе США к европейским странам, лучше всего говорят факты: получившие в далеком 1947 году помощь Греция и Турция по-прежнему являются членами НАТО, в одной только Германии сейчас находятся около 170 американских военных объектов, а риторика американского истеблишмента в отношении России и стран Центральной и Восточной Европы почти не изменилась.

Чтобы сохранить мир, мы (США – прим. ТАСС) возглавили усилия по установлению системы глобальных альянсов и обязательств в сфере безопасности, гарантами которых выступали американская военная мощь и развёртывание наших сил на базах в Европе и Азии

Доктрина Трумэна (кратко).
После окончания Второй Мировой войны политическая карта Европы претерпела кардинальные изменения. Пользуясь своим статусом главного победителя, Советский Союз всеми силами стремился установить просоветские режимы в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы. И ему неплохо это удавалось. Коммунистические партии приобретали все больший политический вес и влияние в большинстве стран.
Расширение могущества СССР вызывало тревогу в правительствах западных держав. Особые их опасения были направлены на ситуацию, сложившуюся вокруг Балкан, где Греция и Турция вот-вот могли попасть в сферу влияния Советского Союза. А это, в свою очередь создавало реальную угрозу интересам США, Великобритании и Франции в регионе.
Государственный департамент США усиленно старался выработать стратегию в отношении СССР, которая могла бы сдержать растущее могущество Союза и распространение коммунистической идеологии. Основные положения этой стратегии были изложены в 1946г. Джорджем Кеннаном, американским послом в СССР, и получили название «политика сдерживания». Их главная суть сводилась к необходимости быстрой и жесткой политической и военной реакции на любые попытки Советского правительства расширить зону влияния.
На основе этих положений была разработана новая внешнеполитическая доктрина США, которая была изложена 12 марта 1947г. действующим президентом Гарри Трумэном на совместном заседании Сената и Палаты представителей. В своей речи президент запросил у правительства 400 млн. долларов на нужды Турции и Греции и призвал отправить в эти страны вооружение и военных специалистов. Взамен греческое и турецкое правительства становились фактически подконтрольны Соединенным Штатам, и соглашались разместить на своей территории американские военные базы. Таким образом, Трумэн предложил отказаться от прежней политики невмешательства во внутренние дела других государств, исповедуемой Штатами с 1823г., со времен президента Монро. Но этим не ограничилось. В своем выступлении Гарри Трумэн подчеркнул, что США готовы поддержать любые реакционные режимы, чтобы не допустить распространения в мире идей коммунизма.
Стоит отметить, что «доктрина Трумэна» встретила серьезных противников в Конгрессе. Прения длились больше двух месяцев. Противники нового курса опасались, что его реализация приведет к вооруженному конфликту с СССР. Но в конечном итоге 22 мая 1947г. доктрина была одобрена и вступила в силу.
Именно новые внешнеполитические идеи Трумэна положили начало многолетнему противостоянию США и СССР, получившему название «холодная война».