Отношения россии и кндр: прошлое, настоящее и будущее. Авиационный зонтик границы

Отправить другу

Двусторонняя торговля


Региональное сотрудничество


Начало восстановлению отношений России с Северной Кореей было положено на рубеже XX-XXI вв. В феврале 2000 г. был подписан новый межгосударственный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В нем стороны договорились оказывать активное содействие развитию торгово-экономических и научно-технических связей, создавая для этого благоприятные правовые, финансовые и экономические условия. В июле 2000 г. президент РФ В.Путин посетил Пхеньян, а в 2001 и 2002 гг. лидер КНДР Ким Чен Ир нанес два визита в Россию. В новом договоре была заложена правовая база современных взаимоотношений РФ и КНДР, а в документах, подписанных по итогам саммитов, были обозначены приоритетные направления сотрудничества на будущее. В частности, в Московской декларации РФ и КНДР от 4 августа 2001 г. были упомянуты такие сферы экономического сотрудничества, как «реализация проектов реконструкции построенных совместными усилиями предприятий, в частности, в электроэнергетике», а также «проект создания железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Корейского полуострова с Россией и Европой».

С начала 2000-х гг. в своей политике на Корейском полуострове руководство РФ возлагает особые надежды на осуществление крупных проектов с участием обоих корейских государств - соединение Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги, прокладку газопровода из России в РК через территорию КНДР и организацию поставок российской электроэнергии на Корейский полуостров. Обсуждение этих инициатив является неотъемлемой частью любых значимых переговоров между официальными лицами РФ и КНДР, РФ и РК. Несмотря на длящиеся годами переговоры, ни один из указанных проектов так и не начал пока реализовываться в трехстороннем формате. Свою деструктивную лепту в это внесли напряженная ситуация на полуострове из-за ядерной программы КНДР и обострение отношений между Северной и Южной Кореей после 2008 г.

Между РФ и КНДР существуют межгосударственные механизмы, призванные способствовать развитию экономических связей. Среди них - Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и ее отраслевые подкомиссии - по торговле, по транспорту, по межрегиональному сотрудничеству, по научно- техническому сотрудничеству, по лесной промышленности, на заседаниях которых регулярно обсуждаются вопросы экономического сотрудничества.

Заметный импульс двустороннему экономическому взаимодействию придали поездка руководителя КНДР Ким Чен Ира по Сибири и Дальнему Востоку России и его встреча с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Улан-Удэ в августе 2011 г. После этого активизировались переговоры «Газпрома» с KOGAS - РК и Министерством нефтяной промышленности КНДР по поводу строительства газопровода. В сентябре 2011 г. «Газпром» и KOGAS подписали Дорожную карту по осуществлению поставок природного газа из РФ в РК через территорию КНДР, в которой был определен график дальнейшей работы с южнокорейской стороной. В тот же день «Газпром» и Министерство нефтяной промышленности КНДР подписали меморандум о взаимопонимании и договорились создать рабочую группу по строительству газопровода на Корейский полуостров - ее первое заседание прошло в ноябре 2011 г.

Одновременно прорабатывался вопрос о заключении межправительственного соглашения РФ и КНДР о сотрудничестве в газовой сфере, которое создало бы правовую основу для реализации проекта. По имевшимся подсчетам, в случае строительства газопровода Северная Корея могла бы рассчитывать на $100 млн ежегодно в виде платы за транзит газа. В 2012 г., по итогам обсуждения объемов поставок газа, сроков, формулы цены, а также точки передачи продукции южнокорейской стороне, ожидалось подписание коммерческих договоренностей между «Газпромом» и KOGAS. После этого можно было бы приступить к практической реализации проекта. В 2012 г., однако, в условиях обострения военно-политической ситуации на полуострове переговоры между российскими и южнокорейскими партнерами были приостановлены.

Тем временем, двусторонние экономические связи России с Северной Кореей оказались в кризисном состоянии. В 2011 г. объем торговли РФ с КНДР составил около 1% от общего внешнего товарооборота Северной Кореи. Для восстановления торгово-экономических связей требовалось принимать решительные меры. И судя по событиям последних лет, руководство России приняло политическое решение в пользу интенсификации сотрудничества с Северной Кореей на двусторонней основе, стимулируя интерес к КНДР и со стороны российского бизнеса.

В условиях действия против Пхеньяна международных экономических санкций и непростого, в целом, инвестиционного климата КНДР основными видами помощи, которую правительство РФ может оказать бизнесу, стало снятие излишних административных барьеров, ведение переговоров об улучшении условий для российского бизнеса в Северной Корее и сопровождение крупных проектов на правительственном уровне.

Явным подтверждением заинтересованности РФ в развитии экономических связей с Северной Кореей стало урегулирование проблемы долга КНДР перед Россией, переговоры по решению которой велись в течение нескольких лет и которую часто называли одним из главных препятствий для расширения экономического сотрудничества двух стран.

17 сентября 2012 г. Россия и Северная Корея подписали Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, ранее предоставленным бывшим СССР. Федеральный закон о его ратификации Президент РФ подписал 5 мая 2014 г. Размер долга был оценен в $11 млрд с учетом курса переводного рубля и начисленных процентов. Россия согласилась списать 90% северокорейского долга, а оставшаяся сумма - $1,09 млрд, должна быть погашена Северной Кореей в течение 20 лет 40 равными полугодовыми платежами путем зачисления на беспроцентный счет, открываемый Внешэкономбанком в Банке внешней торговли КНДР. Соглашение предполагает, что этот остаток может использоваться для финансирования общих российско-северокорейских проектов в гуманитарной и энергетической областях. Таким образом, был создан своеобразный фонд для будущих российских инвестиций в КНДР. При этом остаток долга может быть использован также и для финансирования трехсторонних газового и железнодорожного проектов.

Начиная с 2013 г., посольство России в КНДР в тесном взаимодействии с российскими и корейскими экономическими ведомствами и коммерческими организациями активно работало над выправлением сложившейся в течение последних 20 лет неблагополучной ситуацией в торгово-экономической сфере. Результатом этой работы, подкрепленной политической волей руководства РФ, стала последующая активизация двусторонних связей. С начала 2014 г. существенно расширились российско-северокорейские контакты в области экономики как на правительственном, так и на региональном уровнях. Кроме того, Россия объявила об оказании КНДР гуманитарной помощи в виде поставок 50 тыс. т продовольственной пшеницы.

Локомотивом развития экономических связей с Северной Кореей в настоящее время является Министерство России по развитию Дальнего Востока, глава которого, А.Галушка, является председателем российской части Межправительственной комиссии - МПК, по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и КНДР - председателем корейской части Комиссии является министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рён Нам. Во время визита российского министра в КНДР в марте 2014 г. стороны обсуждали различные совместные проекты и перспективы двусторонних торгово-экономических связей, а также поставили цель вывести взаимную торговлю на качественно новый уровень с увеличением объема до $1 млрд к 2020 г. Принимая во внимание тот факт, что в XXI в. объем прямого товарооборота между РФ и КНДР не превышал $250 млн в год, а в 2013 г. составил немногим более $100 млн, потребуется существенное расширение экономического сотрудничества, чтобы за 7 лет увеличить двустороннюю торговлю почти в 10 раз. По мнению российского министра, этот скачок является вполне достижимым.

В апреле 2014 г. КНДР посетила крупная делегация - более 40 человек во главе с заместителем председателя Правительства РФ, полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.Трутневым, который провел в Пхеньяне переговоры с председателем Президиума ВНС КНДР Ким Ен Намом, председателем Правительства КНДР Пак Пон Чжу и другими высшими руководителями страны. В состав российской делегации входили: губернатор Приморского края В.Миклушевский, губернатор Хабаровского края В.Шпорт и губернатор Амурской области О.Кожемяка, которые подтвердили интерес своих регионов к дальнейшему развитию экономического сотрудничества с КНДР. Кроме того, губернатор Амурской области и министр внешней торговли КНДР подписали Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, договорившись о развитии сотрудничества в сферах сельского хозяйства, лесозаготовок и строительства. В ходе визита состоялась церемония передачи корейской стороне в качестве гуманитарной помощи 50 единиц пожарной спецтехники.

По просьбе федерального центра участником переговоров России с Северной Кореей по вопросам экономического сотрудничества стал президент Татарстана Р.Минниханов. Он возглавил представительную делегацию, которая посетила КНДР в марте 2014 г. Вместе с президентом в Северную Корею выехали представители Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Торгово-промышленной палаты Татарстана, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «ТАИФ» и Казанского университет. Одним из итогов поездки стала договоренность создать совместную рабочую группу по сотрудничеству Татарстана и КНДР и усилить товарооборот республик. До настоящего времени этот субъект РК фактически не имел экономических контактов с Северной Кореей. Однако во время визита стало ясно, что сфер взаимного интереса у сторон достаточно много. На переговорах обсуждались вопросы сотрудничества в нефтяной отрасли, строительстве, сельском хозяйстве и других областях.

В июне 2014 г. после трехлетнего перерыва во Владивостоке прошло 6-е заседание МПК, где обсуждались перспективные условия и проекты для интенсификации двустороннего сотрудничества. В условиях действующих против КНДР международных и американских экономических санкций осуществление банковских переводов в Северную Корею и из нее существенно затруднено. Для урегулирования этой проблемы РФ и КНДР договорились о переходе на расчеты по экспортно-импортным операциям в российских рублях и решении проблем межбанковского взаимодействия.

В июне были подписаны первые договоры об открытии корреспондентских счетов северокорейских банков в банках России. Договоренности были заключены между ОАО АКБ «Региональный банк развития», «Банком Внешней торговли КНДР» и «Корейским банком соединения развития». На их основе в октябре 2014 г. между сторонами были проведены первые расчеты в рублях.

В рамках заседания МПК прошла презентация особых экономических зон КНДР, были намечены приоритетные задачи по расширению сотрудничества двух стран в области торговли, энергетики, природных ресурсов. Среди регулярно обсуждаемых и потенциальных сфер взаимовыгодного двустороннего сотрудничества можно выделить проведение российскими компаниями геологоразведки углеводородов на территории КНДР, участие в разработке месторождений полезных ископаемых, в т.ч. цветных и редкоземельных металлов, налаживание сотрудничества в сфере золотодобычи, производство товаров в Северной Корее на давальческом сырье, совместные проекты в области сельского хозяйства и другие.

По свидетельствам непосредственных участников состоявшихся в 2014 г. переговоров, северокорейская сторона демонстрировала невиданный уровень открытости и стремления к сотрудничеству с российскими представителями. Власти КНДР выразили готовность создать необходимые условия для ведения бизнеса предпринимателями из РФ. Речь идет, в частности, об упрощении порядка выдачи многократных виз, обеспечении техническими системами связи - мобильной связью и Интернетом, гарантиях защиты инвестиций и доступа к законодательным актам КНДР по функционированию специальных экономических зон. Одним из практических шагов по соблюдению взаимных договоренностей стало то, что во второй половине 2014 г. российские предприниматели впервые получили долгосрочные многократные визы в КНДР.

В сентябре-октябре 2014 г. состоялся 10-дневный визит в Россию министра иностранных дел КНДР Ли Су Ёна, в ходе которого он посетил Москву и ряд дальневосточных регионов России - Сахалинскую и Амурскую области, Приморский край. Особое внимание на встречах с руководителями российских ведомств и регионов уделялось проектам экономического сотрудничества двух стран.

В октябре 2014 г. состоялся еще один визит российской бизнес-делегации в КНДР во главе с министром А.Галушкой. Стороны договорились создать Деловой совет из предпринимателей двух стран, заинтересованных в развитии экономических связей, на базе Торгово-промышленной палаты России. Российские предприниматели посетили Кэсонский промышленный комплекс, являющийся единственным функционирующим в настоящее время проектом межкорейского сотрудничества, в который Северная и Южная Корея хотели бы привлечь инвесторов из третьих стран. Определенный интерес со стороны российских бизнесменов проявляется в последнее время к Кэсону, особенно от компаний агропромышленного сектора.

В целом, можно говорить о том, что в настоящее время происходят выработка и обкатка нового долгосрочного механизма экономического взаимодействия России и КНДР, в котором с российской стороны активно участвует как государство, так и частный бизнес. Для сопровождения в индивидуальном порядке проектов российских компаний в КНДР была создана специальная рабочая группа при Минвостокразвития России. Ее первое заседание состоялось в сентябре 2014 г. с участием представителей Северной Кореи.

Двусторонняя торговля
В первой половине 2000-х гг. объем торговли КНДР с РФ имел тенденцию к росту, увеличившись со $105 млн в 2000 г. до $233 млн в 2005 г. Однако в 2006 г. этот тренд сменился на обратный, и в условиях мирового финансового кризиса двусторонний товарооборот в 2009 г. сократился до $49 млн. В результате последовавшего в дальнейшем частичного восстановления объем торговли РФ с КНДР составил $112,7 млн в 2013 г. В целом, если к середине первого десятилетия XXI в. доля России во внешнеторговом обороте Северной Кореи превышала 5%, то с 2009 г. она упала ниже 2% на фоне роста объема экономических обменов КНДР с внешним миром. В начале 2010-х гг. показатель взаимной торговли России и Северной Кореи оказался почти в 50 раз меньше объема торговли КНДР с Китаем и в 15 раз меньше товарооборота КНДР с РК. Основу двусторонней торговли составляют экспортные поставки из России. Импорт товаров из КНДР в РФ остается незначительным. В результате, в экономических отношениях с Россией Северная Корея имеет хронически отрицательное сальдо торгового баланса, которое в период с 2005 по 2013 гг. сократилось с $219,5 млн до $94,1 млн, прежде всего, в связи с уменьшением общего объема взаимного товарооборота.

Для расширения двусторонней торговли России и Северной Кореи необходимо работать над увеличением и диверсификацией товарных поставок. И определенные заделы для этого есть. За последние два года интерес к сотрудничеству с Северной Кореей проявили целый ряд крупных российских компаний. В конце 2012 г. входящая в холдинг Evraz угольная компания «Распадская» заключила с КНДР контракт на поставки коксующегося угля, по которому в 2013 г. из России в Северную Корею было поставлено более 170 тыс. т угля общей стоимостью около $19,9 млн. В 2014 г. поставки угля продолжились.

По данным Посольства России в КНДР, основными товарами российского экспорта в Северную Корею в 2013-2014 гг. являлись: коксующийся уголь и дизельное топливо, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Для активизации торгового сотрудничества России и Северной Кореи также важным является налаживание автомобильного сообщения между двумя странами. В марте 2014 г. была достигнута договоренность об ускорении работы по подготовке межправительственного Соглашения о международном автомобильном сообщении, что дает надежду на скорое начало практической работы в данной сфере.

Инвестиционное сотрудничество
Инвестиционное сотрудничество между РФ и КНДР до недавнего времени оставалось на невысоком уровне. По данным Минэкономразвития России, на конец 2008 г. объем накопленных инвестиций из России в КНДР составлял $2,552 млн - почти весь объем - в сфере обрабатывающего производства, а из КНДР в РФ - $2,505 млн. Среди причин такого положения специалисты называли: стагнацию экономики и узкий ассортимент экспортной продукции КНДР; низкую платежеспособность северокорейских компаний и недоверие к ним со стороны российских фирм; отсутствие современной инфраструктуры и трудности с финансовыми расчетами, вызванные международными санкциями, действующими в отношении КНДР.

Главным современным проектом инвестиционного сотрудничества между РФ и КНДР, реализуемым с 2008 г., является проект соединения железных дорог двух стран. В его рамках было осуществлено восстановление 54-километрового участка железной дороги от ст. Хасан - Россия до порта Раджин - КНДР и строительство в порту Раджин грузового терминала для организации транзитных перевозок с выходом на Транссиб. Реализация этого проекта потребовала от российской стороны - в лице ОАО «РЖД» вложений в размере около $300 млн. В сентябре 2013 г. состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка железной дороги, в июле 2014 г. - церемония сдачи в эксплуатацию универсального перегрузочного терминала в порту Раджин.

В 2006 г. РФ, КНДР и РК объявили этот проект первым этапом восстановления всей Транскорейской магистрали - на ее восточном направлении, однако с 2008 г. межкорейские отношения оказались в кризисе, и участие РК в проекте было приостановлено. Согласно изначальному бизнес-плану проекта, созданная в Раджине инфраструктура должна была использоваться для перевалки контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран АТР с выходом на сеть российских железных дорог. Однако в условиях замораживания участия южнокорейской стороны в проекте и отсутствия подтвержденной контейнерной грузовой базы, участникам проекта пришлось отступить от первоначального плана строительства контейнерного терминала и временно изменить его специализацию для перевалки навалочных грузов. На начальном этапе планируется использовать терминал для экспорта до 5 млн т российского угля ежегодно в страны АТР.

В апреле 2014 г. для отработки технологии перевозки, прохождения таможенных процедур и обработки груза в порту Раджин ОАО «РЖД» осуществило перевозку двух пилотных грузовых составов с углем из Кузбасса по участку Хасан-Раджин. После этого через порт Раджин стали осуществляться отгрузки угля из России в Китай.

В то же время Россия не теряет надежды реализовать и трехстороннюю модель проекта. Во время визита Президента России В.Путина в Сеул в ноябре 2013 г. между РФ и РК был подписан Меморандум о взаимопонимании, предполагающий возможность подключения консорциума южнокорейских компаний к российско-северокорейскому сотрудничеству по строительству и эксплуатации грузового терминала в порту Раджин и железнодорожной ветки от Раджина до российской станции Хасан. Войти в этот проект южнокорейский биз- нес может только в рамках сотрудничества с Россией, например, через приобретение части российской доли в совместном предприятии РФ и КНДР «РасонКонТранс», являющемся оператором проекта. В настоящий момент 30% акций этого совместного предприятия принадлежит северокорейской стороне, а 70% - российскому ОАО «Торговый дом РЖД». Вот в эти 70% и мог бы войти южнокорейский бизнес.

Россия и КНДР поддерживают участие южнокорейских компаний в эксплуатации построенной инфраструктуры. В 2014 г. представители южнокорейских компаний POSCO, Hyundai Merchant and Marine и KORAIL дважды посещали Раджин, где они осмотрели инфраструктуру порта, железную дорогу, а также прочие объекты. В настоящее время ОАО «РЖД» и консорциум из вышеназванных южнокорейских компаний приступили к выработке механизма дальнейшей реализации проекта в формате трехстороннего сотрудничества. Рассматриваются различные возможности подключения южан к проекту, в т.ч. создание совместной компании на территории России с функциями экспедитора. На четвертый квартал 2014 г. была намечена организация пробной перевозки угля из России через порт Раджин в Южную Корею.

Визиты бизнесменов из РК в КНДР стали возможны благодаря поддержке южнокорейского правительства, которое выдало разрешения своим гражданам на посещение Северной Кореи. Однако, в целом, эта инициатива пока осуществляется по линии крупного бизнеса РК без активного участия правительства. Если подключение южнокорейских компаний к российско-северокорейскому сотрудничеству будет реализовано, в каком бы то ни было формате, это создаст важный прецедент для других трехсторонних проектов.

В октябре 2014 г. был дан официальный старт еще одному масштабному начинанию российских компаний в КНДР. Им стал проект «Победа», предполагающий модернизацию транспортной инфраструктуры и горнодобывающей промышленности КНДР с участием омского научно-производственного объединения «Мостовик». В России оно особенно известно проектированием и строительством моста на остров Русский во Владивостоке к саммиту АТЭС и некоторых олимпийских объектов в Сочи. В отличие от проекта Хасан-Раджин, который осуществлялся на собственные и заемные средства ОАО «РЖД» с надеждой на их последующую окупаемость, проект «Победа» планируется реализовывать по принципу «сначала деньги - потом инвестиции».

В частности, как пояснил Министр РФ по развитию Дальнего Востока, «расходы российских компаний будут покрываться за счет доступа к полезным ископаемым Северной Кореи, в т.ч. редкоземельным металлам и углю». То есть российские компании, пока не уточняется какие планируют разрабатывать природные ресурсы Северной Кореи, продавать их, а правительство КНДР вырученные средства собирается инвестировать в модернизацию железных дорог. В рамках проекта НПО «Мостовик» создаст совместное предприятие с корейской стороной, в котором технологии, оборудование и обучающих инструкторов предоставит российская сторона, а рабочих - корейская.

В ходе реализации проекта в течение 20 лет будет реконструировано 3500 км железнодорожного пути, а также искусственные сооружения, включая тоннели, мосты и пристанционные пути. В качестве первого объекта первого этапа реконструкции и модернизации железной дороги КНДР был выбран участок «Чжэдон- Кандон-Нампхо».

Весь план реконструкции железных дорог КНДР, разбитый на 10 этапов, по оценкам руководства НПО «Мостовик», рассчитан на капитальные вложения в размере около $25 млрд. «Победа» могла бы стать практическим примером реализации взаимовыгодной модели торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, подразумевающего участие российских компаний в инфраструктурных и других проектах на территории КНДР в обмен на доступ к северокорейским минеральным ресурсам.

Однако для решения проблем северокорейской экономики недостаточно модернизации транспортной инфраструктуры. На повестке дня стоит улучшение ситуации с обеспеченностью страны электроэнергией. В связи с этим, еще одним обсуждаемым между Россией и КНДР видом экономического сотрудничества стала организация поставок электроэнергии из РФ в Северную Корею. Ранее ОАО «РусГидро» подготовило технико-экономическое обоснование проекта, и, как заявил в октябре 2014 г. министр А.Галушка, проект показал свою коммерческую привлекательность и будет актуализирован в связи с обоюдной заинтересованностью сторон. Для проработки вариантов поставок электроэнергии из РФ в торгово-экономическую зону «Расон» планируется создание совместной рабочей группы «РусГидро» и народного комитета города Расон. При этом российская сторона планирует также проводить переговоры с потенциальными участниками из Республики Корея по реализации энергомоста из России на Корейский полуостров.

Региональное сотрудничество
В настоящее время более 40 регионов России осуществляют экономическое сотрудничество с КНДР в разных сферах, в т.ч. в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, рыбной отрасли, здравоохранении и швейной промышленности. Во внешней торговле с КНДР лидерами среди российских регионов за последний год стали Приморский край - $23,4 млн, Санкт- Петербург - $23,1 млн, Кемеровская область - $19,4 млн. По итогам проходящих в последнее время переговоров, интерес к сотрудничеству с КНДР в различных сферах также проявляют Татарстан, Чувашия, Якутия, Сахалинская и Ульяновская области, заинтересованные в поставках своих товаров в Северную Корею.

Традиционно важное место в двусторонних экономических отношениях занимает развитие связей КНДР с дальневосточными субъектами Российской Федерации, среди которых наиболее активны Амурская область, Приморский и Хабаровский края. В Хабаровском крае, в частности, в начале 2014 г. осуществляли свою деятельность 15 предприятий с инвестициями из КНДР, в т.ч. 6 предприятий со 100%-ным капиталом КНДР, 1 совместное предприятие с участием российского капитала, а также 8 представительств северокорейских компаний.

Наиболее динамичным направлением межрегионального взаимодействия является привлечение корейской рабочей силы для временной трудовой деятельности на территории РФ. В процессе реализации федеральных и региональных программ развития Дальнего Востока России обозначилась тенденция к заметному увеличению численности рабочих из КНДР. В 2010 г. для работы на территории РФ было привлечено примерно 21 тыс. северокорейских рабочих, в т.ч. в строительстве, сельском хозяйстве, лесной промышленности, здравоохранении, рыболовстве и легкой промышленности.

На 2013 г. Россия увеличила квоту для иностранных рабочих из Северной Кореи до 35 тыс. человек. Это направление сотрудничества является весьма выгодным и для России - дисциплинированная, неприхотливая и недорогая рабочая сила способствует смягчению дефицита трудовых ресурсов в наиболее сложных районах Сибири и Дальнего Востока, и для КНДР, которая получает серьезные валютные поступления и помогает решать достаточно остро стоящую в КНДР проблему занятости. Результатом увеличения объема сотрудничества между КНДР и РФ по этой линии стал рост пассажиропотока компании Air Koryo между Владивостоком и Пхеньяном на 22% за первое полугодие 2014 г.

Последние годы отмечены повышением интереса северных корейцев к реализации сельскохозяйственных проектов на территории Дальнего Востока РФ. С 2011 г. обсуждаются различные варианты сотрудничества с Амурской областью, в т.ч. реализация совместных проектов по созданию ферм молочного и мясного направления, а также по выращиванию зерновых и сои. В середине 2013 г. Генеральный консул КНДР в Находке на встрече с губернатором Приморского края сообщал о том, что КНДР собирается вложить $1 млн для развития обработки кукурузы и сои в крае, а также готова рассмотреть совместные проекты по развитию животноводства в Приморье.

В 2014 г. официальные лица КНДР заявили, что заинтересованы в аренде 10 тыс. гектаров земли в Хабаровском крае для выращивания овощей, разведения скота и создания перерабатывающих предприятий с использованием корейской рабочей силы и техники. Кроме того, появились сообщения о возможном привлечении к финансированию этих проектов инвесторов с Ближнего Востока. Большая часть продукции создаваемых на территории России сельскохозяйственных предприятий должна будет экспортироваться в Северную Корею для улучшения продовольственной ситуации в КНДР.

Перспективы экономического сотрудничества
После прихода к руководству страной Ким Чен Ына КНДР активизировала свою внешнеэкономическую политику, направленную на диверсификацию торговых связей и привлечение иностранных инвестиций. Пхеньян стремится сократить свою экономическую зависимость от Китая, а также восстановить экономические связи с Россией, вывести наши отношения на качественно новый этап. Текущий невысокий уровень экономического взаимодействия КНДР и РФ не отвечает ни экономическим, ни политическим интересам двух стран.

Что же касается России, то в Москве постепенно приходят к осознанию того, что на скорую реализацию трехсторонних проектов с участием Южной Кореи рассчитывать не приходится. Пока что надо укреплять двусторонние экономические связи с КНДР, чтобы усилить свои позиции на Корейском полуострове, в т.ч. и в диалоге с РК. При этом курс на реализацию значимых для России инфраструктурных проектов на Корейском полуострове, очевидно, сохраняется в ожидании лучших времен в межкорейском диалоге. На двусторонних переговорах с представителями РФ и руководство РК, и руководство КНДР горячо поддерживают трехсторонний формат экономического взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что на современном этапе Россия готова расширять экономические отношения с КНДР на условиях взаимовыгоды и экономического прагматизма с опорой на конкретные проекты. Ни о каком возврате к модели отношений советского периода речь не идет, хотя северные корейцы на переговорах пытаются вновь предлагать сотрудничество «в кредит». Несмотря на ту определяющую роль, которую правительство РФ играет для стимулирования экономического сотрудничества с КНДР на данном этапе, важно, чтобы после создания необходимых институциональных условий и наработки определенного опыта инициатива перешла в руки частных компаний.

Для этого остро необходимым является повышение эффективности работы северокорейских партнеров, определение ими конкретных ответственных лиц для взаимодействия с российскими компаниями, а также предоставление полной и достоверной информации о месторождениях полезных ископаемых, предлагаемых в обмен на российские инвестиции и поставки товаров. Со стороны бизнеса РФ интерес к КНДР постепенно растет, российские министерства и ведомства обеспечивают заинтересованным компаниям свою поддержку, однако если Северная Корея не сможет обеспечить необходимый уровень информационного и организационного взаимодействия с российскими партнерами, активно обсуждаемые в настоящее время проекты так и не будут реализованы.

Л.В. ЗАХАРОВА - кандидат экономических наук Институт Дальнего Востока РАН

Похоже, Россия не выдержала давления США и присоединилась к фактической экономической блокаде Северной Кореи. Во всяком случае, перекрыла один из важнейших источников валютных поступлений Пхеньяна — трудовую миграцию.

Минтруд РФ отклонил все заявки работодателей Приморского края на привлечение 9 тысяч граждан КНДР в качестве работников на предприятиях региона, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу администрации Приморского края. Отметим, что в регионе были готовы принять работников из Северной Кореи, однако в ситуацию внезапно вмешались центральные власти.

«Администрацией Приморского края… было согласовано привлечение более девяти тысяч иностранных граждан из КНДР, в том числе для работы в области строительства, сельского хозяйства, судоремонта, промышленности, гостиничного сервиса, рыбного и лесного хозяйства. Однако квота в полном объеме была отклонена Минтрудом России», — говорится в сообщении местной администрации.

Ранее сообщалось, что аналогичным образом Минтруд отклонил 156 заявок на работников из КНДР от правительства Югры. Таким образом, впору говорить о смене политики российской власти в сфере трудовой миграции из Северной Кореи. Вероятнее всего, это связано с позицией Соединенных Штатов.

Требование Вашингтона к Москве отказаться от «северокорейских гастарбайтеров» директор по политическому планированию Госдепартамента США Брайан Хук озвучил еще в середине ноября. По его словам, работники из КНДР каждый год направляют домой до 130 млн долларов и эти деньги тратятся в том числе и на государственные программы. Читай, ядерные ракеты.

В свою очередь МИД союзника США в регионе — Японии, также призвал Москву отказать в разрешении на работу 25 тысячам гражданам КНДР. Токио в данном случае хотя бы можно понять — запущенные Пхеньяном ракеты падают, как правило, в японской экономической зоне. А вот претензии США, уничтоживших в 1950-е годы, во время Корейской войны, почти 2 млн северян, и продолжающих военные учения ежегодно, явно чрезмерны.

Тем не менее, Москва согласилась с ними. Как и союзный нам Китай. Обе страны минувшей осенью поддержали в Совбезе ООН новые санкции в отношении КНДР, направленные против экспортно-импортных операций. Один из пунктов как раз и ограничивает выдачу разрешений на работу северокорейским трудовым мигрантам. Специалисты называют санкционный режим, установленный резолюцией 2375, самым жестким в XXI веке.

Согласившись слегка «придушить» северокорейский режим, Россия тем не менее, огрызается. «Мы выступаем против, во-первых, полной экономической блокады КНДР и, во-вторых, отстаиваем собственные экономические интересы», — пояснил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Бурмистров .

По его словам, Россия обозначила некие «красные линии» и в принятой осенью резолюции Совбеза ООН. Так, Москва оставила свое участие в крупном экономическом проекте «Хасан-Раджин», сохранила авиасообщение, а также «изъятия» для техобслуживания самолетов и то, что нужно для деятельности своих диппредставительств".

Бурмистров заявил, что в России действует многоступенчатая система контрактов с КНДР. «Сложно разобраться: где новый контракт, где старый, нет единого шаблона для контактов, есть многолетние контракты, есть краткосрочные, есть квалифицированная или неквалифицированная рабочая сила. Будет неправильным считать, что речь идет только о лесорубах. В России работают и квалифицированные инженерные кадры на сложных объектах», — говорит дипломат, добавив, что тех, кто трудится по уже заключенным контрактам насильно высылать из РФ не будут.

Преподаватель Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, кандидат политических наук Анастасия Николенко предвидит серьезные внешнеполитические потери страны из-за решения Москвы свернуть трудовую миграцию из КНДР.

— Ситуация с присоединением РФ к экономической блокаде КНДР неоднозначна. Стремясь сблизиться с западными «партнерами», Россия идет на охлаждение отношений с соседним государством и подрывает таким образом свою безопасность на востоке. Отклонение заявок граждан КНДР на работу может быть расценено Пхеньяном как слабость Москвы и желание во всем угождать Западу, что в свою очередь чревато имиджевыми потерями в глазах других мировых держав.

«СП»: — А насколько выгоден или невыгоден найм северокорейских работников для экономики Приморского края?

— Лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли Приморья, найм северокорейских граждан никакого ущерба нанести не может. Скорее, идет на пользу. Дело в том, что доля русского населения, занимающегося подобной деятельностью невелика. Возможно, более широкое использование труда корейцев даже помогло бы лучше контролировать нелегальные вырубки и сократить численность «воровских делянок».

В бытовом смысле проблем от мигрантов из КНДР тоже никаких — они живут локально там, где работают. То есть их даже не видно.

В свою очередь директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев , считает сложившуюся за годы практику импорта Россией трудовых мигрантов из КНДР выгодной обеим сторонам.

— Трудовая миграция из КНДР существует давно, еще со времен СССР. В Россию приезжают вовсе не по принуждению, а те, кто сам этого хочет. И не в частном порядке — контракты заключаются официальными ведомствами. В Северной Корее по-другому и нельзя. Одним из самых распространенных видов деятельности являются лесозаготовки в Сибири, на Дальнем Востоке. Кстати, в советские времена этим у нас промышляли болгары.

Надо понимать, что корейцы традиционно очень дисциплинированы. Живут они все вместе, компактно. В каждом коллективе имеются старшие. На Западе эту практику порой называют чуть ли концлагерем или трудовым лагерем, но это неверно. Там нет рабов, которых заставляют трудиться насильно, плохо кормят и т. п. Для выходцев из Северной Кореи это нормально. А Россия имеет с ними дело на тех условиях, к которым они привыкли. Обе стороны довольны.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким считает, что экономическая блокада КНДР невыгодна ни России, ни даже Южной Корее.

— Общая численность северокорейских трудовых мигрантов в России летом этого года составляла 37 тысяч человек. Это сравнительно немного. Невозможно сравнить с миграцией из той же Средней Азии. Тем более, что речь идет о работе исключительно по межгосударственным соглашениям, так как с КНДР у России действует визовый режим.

Основной ареал расселения и работы северян — Дальний Восток, где они в основном валят лес и работают в строительной сфере. Ожидалось, также, что рабочие руки северных корейцев будут востребованы с развитием свободного порта Владивосток. При этом трудовые мигранты из КНДР есть и в других регионах страны, например, в Подмосковье.

«СП»: — Представитель российского МИД Бурмистров напомнил, что Россия сохранила экономическое присутствие в КНДР, упомянув, в частности, проект «Хасан-Раджин». Что это за проект?

— Речь идет о строительстве транскорейской железнодорожной магистрали, начало которой будет в России. У нынешнего президента Южной Кореи Мун Джеина есть намерение добиться соединения железных дорог двух стран.

К тому же он провозгласил новую северную политику, которая предполагает активную работу над торгово-экономическими связями со странами северо-восточной Азии. Он даже для этого создал специальный комитет при президенте. Его возглавляет депутат парламента, награжденный российским орденом Дружбы, который вручал лично Владимир Путин. Десять дней назад я беседовал с сотрудниками этого комитета, они приезжали в Россию. Так что намерение у них имеется, так как они понимают, что это выгодно для Республики Корея.

Если грузы с севера будут идти на юг по железной дороге — это будет дешевле. Кроме того, с появлением железной дороги можно протянуть еще и газопровод. Сейчас Сеул готов платить 500 долларов за тонну сжиженного газа. Это почти вдвое больше, чем цена «Газпрома» при продаже газа в Европу. Думаю, Южная Корея, пусть и идя в чем-то на уступки американцам, все же попытается этот проект реализовать. Естественно, он будет трехсторонним, с участием КНДР. Пхеньян — за. Но вряд ли что-то сдвинется до середины марта, пока не закончится Олимпиада в Пхенчхане.

Россия углубляет отношения с северокорейской администрацией Ким Чен Ына. На днях она рассмотрела вопрос увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР. Международная изоляция КНДР усиливается по причине продолжающихся ядерных и ракетных разработок. На этом фоне Россия продолжает обмениваться визитами высокопоставленных чиновников и предоставлять помощь КНДР. В настоящее время КНДР стала даже большим другом России, чем Китай. Администрация Путина преследует цель укрепить свои дипломатические позиции по отношению к США. Кроме того, она стремится ускорить развитие Дальнего Востока, рассчитывая на северокорейскую рабочую силу.

Контекст

Упадет ли нож гильотины?

Феникс 27.03.2017

Китайский путь к миру на Корейском полуострове

Project Syndicate 16.03.2017

Любовь еще, быть может, угасла не совсем

The Paper 16.03.2017

Кремль пошатнул G7

Сэкай Ниппо 27.03.2017

Северная Корея готовится к ядерной войне

Foreign Policy 10.03.2017 «Важно развивать двухсторонние отношения в сфере труда». По информации МИД России, 22 марта в Пхеньяне прошли российско-корейские консультации по поводу трудовых мигрантов. Российская сторона сообщила о проекте увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР в средне и долгосрочной перспективе. Таким образом она подчеркнула свою позицию, которая состоит в том, чтобы придавать серьезное значение отношениям с КНДР.

Делегация «РЖД» также посетила КНДР в конце января. Стороны обсудили возможность расширения железнодорожной сети, которая свяжет оба государства. Также участники договорились увеличить количество железнодорожных инженеров из КНДР, которые будут стажироваться в российских университетах. По некоторым данным, Россия не выразила намерение прекратить экспорт нефти в КНДР даже после того, как Северная Корея запустила баллистическую ракету в феврале.

Китай, на протяжении многих лет являвшийся крупнейшим партнером КНДР, стал занимать жесткую позицию в отношении этой страны: был приостановлен импорт угля из КНДР до конца этого года. В результате для Пхеньяна возросла значимость России. По данным северокорейских СМИ, в феврале Россия оказалась первой в списке поздравлений Ким Чен Ына с Китайским Новым Годом.

Причина, по которой Россия придает особое значение отношениям с КНДР и которую жестко критикует международное сообщество, заключается в дипломатической стратегии: противостоять укреплению военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 23 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова раскритиковала США, подчеркнув, что размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее ухудшает обстановку в регионе.

Если усилить влияние на КНДР, то можно получить дипломатическое преимущество в переговорах с администрацией Трампа, которая испытывает все больше опасений по поводу ракетной и ядерной программы КНДР. «До тех пор пока отношения между РФ и США не улучшаться, позиция Москвы в отношении Пхеньяна не изменится. Россия будет пользоваться северокорейским козырем», — отмечает академик РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Василий Михеев.

Также Россия планирует развивать дальневосточный регион, используя дешевую рабочую силу из КНДР. По информации Счетной палаты РФ, количество легальных трудовых мигрантов из КНДР превысило 40 тысяч человек. Это в два раза больше показателя пятилетней давности.

Мультимедиа

Корейская война

ИноСМИ 25.06.2015

Жизнь в Северной Корее

The Guardian 14.12.2016

Черный рынок в Северной Корее

Reuters 09.11.2015

Ситуация на Корейском полуострове

РИА Новости 21.08.2015

Соотношение вооруженных сил на Корейском полуострове

РИА Новости 29.11.2010 Если включить нелегалов, количество северокорейских рабочих окажется намного больше. По словам источника в администрации Приморского края, для того, чтобы ускорить развитие инфраструктуры в Хабаровске, Приморском крае и Владивостоке, не обойтись без граждан КНДР, которые трудолюбивы и готовы работать без выходных.

Администрация Путина также пытается укрепить экономическое сотрудничество с РК, опираясь на отношения с КНДР. Существует возможность, что на президентских выборах, которые пройдут в мае, победят левые силы, выступающие против развертывания в Южной Корее системы ПРО THAAD.

Если после президентских выборов, отношения между РФ и РК будут улучшаться, увеличится значимость связей с КНДР. Возрастут надежды, связанные с проектом постройки линий электропередач и железнодорожной сети, который предложила Россия и в котором должны принять участие также КНДР и РК.

Несмотря на это, сближение с КНДР только ухудшит имидж России на международной арене. Есть риск обострения противоречий с Западом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Россия и Северная Корея подписали соглашение об урегулировании долга в размере 11 миллиардов долларов. 90 процентов долга прощено, остальная сумма будет использована в операциях "долг в обмен на помощь". Россия дает понять, что возвращается к партнерским отношениям. Но хватит ли у Москвы смелости вернуть Северную Корею в ряды союзников?

Речь идет о задолженности КНДР по кредитам, предоставленным бывшим СССР, сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак. Россия списала 90 процентов долга, оставшиеся 1,1 миллиарда долларов будут инвестированы в совместные проекты в области образования, медицины и энергетического сектора. Сумма немаленькая, почему российское правительство пошло на такой, несомненно, политический шаг, поскольку невозвратность этого долга была очевидна?

Для КНДР в силу ее модели государственного устройства — "чучхэ", то есть ставки на собственные силы — Россия всегда являлась самым приемлемым из неприемлемых партнеров. Об этом говорят хотя бы три визита Ким Чен Ира в Россию. Однако до сих пор достигнутые договоренности о строительстве транзитного газопровода, железной дороги и линий электропередач в Южную Корею, оставались на бумаге. Мало того, Россия в рамках своего участия в шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР всегда поддерживала самые жесткие санкции Запада против нее, что привело к ее изоляции, голоду и опасным перспективам.

Похоже, наконец, правительство России поменяло свою точку зрения на инспирированную Западом "северокорейскую проблему". Конечно, этому немало способствовала смена руководства и приход к власти Ким Чен Ына, который за 8 месяцев доказал свои способности управлять государством и готовность к переменам. Ясно, что вопрос теперь будет рассматриваться не только с точки зрения использования территории КНДР для транзита энергоресурсов в Южную Корею, но и в перспективе как возможного геополитического сотрудничества.

Северная Корея получает очевидные преимущества от оживления российского присутствия. Это, по сути, означает разрушение экономической блокады, снятие односторонней энергетической зависимости от Китая, пополнение бюджета минимум в 500 миллионов долларов в год на одних транзитных платежах. Мало того, президент Владимир Путин заручился на недавнем саммите АТЭС во Владивостоке поддержкой президента Южной Кореи в реализации грандиозных планов строительства инфраструктуры. Поэтому речь идет о трехстороннем партнерстве.

Пока же торговля между Россией и Северной Кореей ничтожно мала, даже по скудным стандартам последней. За последние 15 лет российско-северокорейский товарооборот колебался в районе 100 — 250 миллионов долларов, тогда как, за тот же период, объем китайско-северокорейской торговли увеличился почти в 10 раз и в прошлом году составил 5,6 миллиарда долларов. Но перспективы — хорошие. Достаточно сказать, что Россия имеет с КНДР общую границу и длинную историю отношений. Именно СССР в 1945 году стал инициатором создания северокорейского государства, и долгое время страны были союзниками.

Тем не менее, некоторые специалисты так не считают. Например, авторитетный кореист, доцент исторического факультета Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков полагает, что сегодня внешняя политика России является прагматичной и она не собирается тратить деньги на такие "туманные цели", как престиж и поиск политического влияния за пределами бывшего Советского Союза. Кроме того, новый лидер Ким Чен Ын вряд ли сумеет удержать страну в руках, она присоединится по революционному сценарию к Южной Корее, поэтому вкладывать туда деньги опасно и частный инвестор России на это не пойдет, считает Ланьков.

Однако факты говорят об обратном. После прихода к власти "нового" Путина, инициатора создания ЕврАзеса "от Лиссабона до Пекина" (это ли не престиж и идеология?), Россия стала делать ставку на Дальний Восток и сотрудничество со странами Восточной Азии. Последний саммит АЗЭС во Владивостоке — яркое тому подтверждение. Затраты в 20 миллиардов долларов на "капитальный ремонт" Владивостока, показывают, что деньги у России есть и она будет развивать регион с амбициозными намерениями. Именно государство, а не частный инвестор определяет политику в крупнейших энергетических компаниях "Газпром", "Роснефть", РАО ЕЭС.

Кроме того, опасения по поводу молодого Ким Чен Ына тоже не состоятельны. После смещения второго человека в государстве, влиятельного "ястреба", командующего армией КНДР Ли Ен Хо, глава государства показал, что завершил консолидацию власти в очень короткие сроки без каких-либо препятствий и держит курс на осторожное проведение экономических реформ с сохранением стратегии государственного выживания. Он уже ввел продразверстку, пообещав крестьянам забирать только 70% урожая. То есть революции сверху не предвидится, а снизу, приученный к повиновению народ, и не подумает.

Северокорейский политический режим может сохраниться, предложить своему обществу новый социально-идеологический проект и продолжить своё существование на новом витке. Для России это был бы идеальный сценарий.

Поэтому надо перехватывать инициативу у Китая, который уже создает свободные экономические зоны на границе с КНДР, и налаживать отношения на новой основе. Северные корейцы давно работают в Сибири и на Дальнем Востоке и в отличие от других мигрантов — из СНГ и Китая — легально. Почему бы не увеличить их квоту, которая сегодня составляет около 20 тысяч человек? Кстати, они считаются в регионе лучшими рабочими и готовы трудиться за смешные деньги.

Надо также разоблачать миф о северокорейской ядерной угрозе, которая является ничем иным, как "двойником" иракской химической угрозы, которая привела к свержению Саддама Хуссейна. Если и есть в Северной Корее бомба, то она не более опасна, чем израильская. Когда эта угроза будет снята, то российское руководство получит лишний аргумент против размещения американской ПРО в Европе. Если же это не станет аргументом, то можно подумать о своей военной базе в КНДР.

В 2017 году КНДР не сходит с заголовков новостей. Только за этот год Северная Корея осуществила несколько запусков баллистических ракет и 1 запуск межконтинентальной ракеты, и как озвучивается официальными СМИ КНДР, все запуски были успешными. Множество стран незамедлительно отреагировало осуждением, в Японии так и вовсе началась паника. Детей начали тренировать, где и как укрываться, в случае войны, а то и вовсе ядерного удара. Реакция США была предсказуемой: требования к КНДР прекратить запуски ракет, а лучше вообще разоружиться. Трамп на каждый запуск реагировал в своем привычном стиле- осуждающими твитами. Недовольство Трампа вызвало и фактическое бездействие Китая, на который он, видимо, полагался.

Отношения между США и КНДР максимально понятны и прозрачны- непонимание друг друга и огромная ненависть к Америке со стороны КНДР. При таких напряженных отношения, не может быть и речи о разоружении КНДР. Ядерное оружие- это гарант мира и спокойствия для этой страны, по мнению руководства Северной Кореи. Если с «врагом» КНДР всё понятно, то кто же «друг» маленькой, но сильной страны? Ответ вполне очевиден- это Россия. Отношения между нашей страной и КНДР достаточно крепкие и давние. В прошлом сотрудничество началось еще в 1948 году, когда СССР стал первой страной, признавшей новую КНДР. Чуть позже было подписано двустороннее соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. К концу 1950 года товарооборот между странами достиг 700 млн рублей.

Прогулка Ким Ир Сена по Красной площади в 1961 году

В 1957 году заключен договор об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. 6 июля 1961 года в Москве Никита Хрущев и Ким Ир Сен подписали договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР», предусматривающий, в частности, военную взаимопомощь. На рубеже 90х и 2000х отношения между Москвой и Пхеньяном стали прохладнее, а соглашение Хрущева было признано устаревшим. Тем не менее, потепление в отношениях произошло достаточно быстро. 9 февраля 2000 года был подписан новый договор «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве». В 2000 году в КНДР побывал Владимир Путин, а Ким Чен Ир приехал в Россию с ответным визитом в 2001 году.

В настоящее время сотрудничество продолжается, пусть сферы и не обширны, но главное наличие точек соприкосновения. Конечно, запуск ракет вызывает обеспокоенность со стороны России, но реакция сдержанная. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров после очередного запуска КНДР заявил следующее «Существует угроза и на нашем Дальнем Востоке, поскольку могут быть ошибки при запуске, и мы должны быть внимательнее в своем воздушном пространстве» , и реакция Пескова «Безусловно, мы серьезно обеспокоены. Это те действия, которые ведут к дальнейшему росту напряженности в регионе. В этой ситуации традиционно Москва призывает все стороны к сдержанности. Россия будет вести обмен мнениями с заинтересованными сторонами» .

Реакция России не в пример спокойнее и аккуратнее реакции США, которые не хотят и не умеют договариваться с КНДР. Меры сдерживания со стороны Америки ограничиваются наложением дополнительных санкций к уже имеющимся, угрозами о превентивном ударе и рассказами о «лопнувшем терпении». Важно отметить, что, несмотря на частые и пугающие испытания баллистических ракет, КНДР не развяжет войну. За всю свою историю КНДР никого не атаковала. Можно сколь угодно критиковать внутреннее устройство страны, но всё, что происходит в Северной Корее, остается в Северной Корее. При всех своих недостатках, эта страна просто хочет мирно существовать в своем вакууме.

Отношения Россия и КНДР стабильно нормальные. В 2014 году было подписано соглашение о переходе на рубли в расчетах между КНДР и Россией. У нас имеется совместный проект в железнодорожной сфере. ОАО РЖД еще три года назад завершило реконструкцию участка железной дороги Хасан-Раджин, соединившего Транскорейскую железнодорожную магистраль с Транссибом. А буквально недавно, в мае, Россию и КНДР связало паромное сообщение. В первые два месяца 2017 года Россия и КНДР нарастили взаимный товарооборот на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российский экспорт в КНДР составил 19,2 млн долларов — он вырос в 2,5 раза (на 149,1%). Импорт из Северной Кореи — 0,3 млн долларов. Рост произошел за счет стабильных, растущих поставок каменного и бурого угля. Большая часть поставок осуществляется через порт Раджин, который считается свободной экономической зоной. Кстати, у России есть право использовать один из доков порта на срок в 50 лет. Торговля с КНДР обладает хорошим потенциалом и ее определенно стоит развивать. Дело осложняется введенными санкциями против Северной Кореи, и вряд ли они будут сняты в обозримом будущем.

КНДР также возлагает большие надежды на Россию в сфере туризма. За первые шесть месяцев 2017 года страну посетило 35 800 россиян. А с запуском теплохода, число должно только увеличится. Несмотря, на все страшные истории, курсирующие в СМИ про КНДР, люди интересуются этой страной и всё больше ее посещают. Сама Северная Корея прикладывает максимальные усилия для привлечения гостей со всего мира. И если по численным показателям пока всё скромно, то количество стран, граждане которых посетили КНДР, постоянно растет.

В целом, прогноз на развитие отношений России и КНДР благоприятный. Признаков ухудшения в общении между Москвой и Пхеньяном нет, по позиции ядерного оружия Кремль занимает нейтральную позицию. В противостоянии гегемонии Запада, как бы банально это не звучало, КНДР является ценным тузом в рукаве, не стоит его терять.