Сретение господне когда празднуется. Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? Более подробно о Симеоне Богоприимце

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки - встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник - его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник - святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) - так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав - Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Сретение Господне входит в число 12 главных церковных праздников, которые посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Сретение Господне не является переходящим праздником и всегда приходится на 15 февраля. В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

Праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова.

Сретение

В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. По ветхозаветному закону, женщине, родившей младенца мужского пола, в течение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.

После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Икона "Симеон Богоприимец"

И когда Богоматерь переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец — по имени Симеон, что на древнееврейском означает "слышание".

В Евангелии от Луки сказано: "Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

Симеон, согласно преданию, был одним из 72 книжников, которые по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. В год, когда Святому исполнилось 360 лет (по некоторым источникам около 300 лет), Святой Дух привел его в Иерусалимский храм.

По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Симеон понял, что пророчество исполнилось и Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, и теперь он мог спокойно умереть.

Богоприимец взял на руки младенца и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как Святого.

Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна. Слова, сказанные Симеоном в момент встречи, стали частью православного богослужения.

История

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников, но несмотря на это до VI века этот праздник отмечался не так торжественно.

Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века, а на Западе — с V века. Тогда Сретение в Иерусалиме не было еще самостоятельным праздником, и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / РИА Новости

Икона "Сретение", написанная в XVI веке

В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек.

В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества 16 февраля Церковь празднует память праведного Симеона, которого назвала Богоприимцем, и Анны пророчицы — Святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.

Суть

Священнослужители поясняют, что суть праздника — в долгожданной и спасительной встрече, в этот день встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос.
Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. И этот долгожданный день настал — человечество в лице Симеона ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя.

Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.

Этот светлый праздник является равноценным как для Господа нашего Христа, так и для Девы Марии.

Традиции

В этот день, помимо праздничной литургии в храмах, иногда проводится крестный ход. Люди воздают благодарения небесам, а также забирают свечи из храма себе домой, чтобы зажигать их во время чтения молитв.

По обычаю, в день Сретения Господне освящают церковные свечи. Этот обычай пришел в православную церковь от католиков в 1646 году. В народе верили, что свечи, освященные в Сретение Господне, могут защитить дом от молнии и пожара.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел, в том числе выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. Помимо трудов по хозяйству, в деревнях конечно же проводили гулянья.

В народе верили, что 15 февраля встречаются зима с весной, о чем свидетельствуют множество поговорок — "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила".

Согласно приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Но, как бы то ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

Симеоново проречение

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которую именуют "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение".

Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу", которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил святого Иосифа и Пречистую Деву Марию.

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

Икона "Сретение". Иконописец Андрей Рублев

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, как облегчаются страдания душевные и телесные.

Образ "Умягчение злых сердец" происходит, предположительно, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, или где и когда она явилась, нет.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе не случаен, поскольку он связан в человеческом представлении с пролитием крови.

Число "семь" в Священном Писании означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, "печали и болезни сердечной", которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.

По Закону Моисееву

Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.

По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку. Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские. Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.

Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.

Встреча небесного и земного

Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.

Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим. В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца. Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.

Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.

Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира. Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.

Праведный Симеон

Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм. На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль. Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.

Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.

Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.

Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы. И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень. После этого чуда все сомнения его оставили.

Исполнение пророчества

Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения.

Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира. Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

Когда же он был установлен?

На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление. В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла. Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.

Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках. В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.

Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью. Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху. Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.

Месточтимый религиозный праздник

Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их комментариями и пояснениями. Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне. Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.

На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.

Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.

Праздник, спасший Византию

Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.

В "Четьих-Минеях" ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках. В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение. Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.

И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.

Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения. И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия. Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.

Исторические свидетельства легендарных событий

Несмотря на то что события, изложенные в "Четьях-Минеях", более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.

Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней. Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.

Праздник христиан всего мира

Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному. Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось. В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.

Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.

Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.

Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.

Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним. Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше). Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним

Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы. Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми. Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.

Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.

Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.

Узнав в общих чертах, что за праздник - Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!

15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус был принесен в иерусалимский храм и посвящен Богу.

Смысл праздника

Слово «сретение » переводится как «встреча». Пресвятая Дева вместе с мужем своим принесли первенца на сороковой день после его появления на свет в храм для принятия таинства крещения. Там их встретил Симеон Богоприимец. Он в лице всего человечества встретился с Богом нашим. Великий и почитаемый человек, он был в храме не случайно. Сам Святой Дух привел его на судьбоносную встречу. В свое время он переводил Святое Писание и удивился пророчеству Исайи. В книге было написано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Ангел небесный спустился к нему и возгласил, что старец не покинет этот мир, пока не узрит свершившееся пророчество. Симеон ничего не стал менять и записал перевод слово в слово. На момент крещения младенца Иисуса старец был в преклонном возрасте и жил, по преданиям, около трехсот лет. Симеон покорился Божьей воле и предсказал удивленным родителям грядущие перемены в жизнях всего человечества.

Празднование Сретения Господня 15 февраля

Ежегодно 15 февраля православные посещают храм и славят Господа нашего. В этот важный для христиан день во всех соборах и церквях проходят праздничные богослужения. Главная молитва от чистого сердца произносится миллионами людей, укрепляя веру в Бога и его милостивую волю:

«Благодатная Богородица Дева, возрадуйся. Из чрева Твоего непорочного появился Господь, освещающий наш путь во тьме. Возрадуйся и ты, старче Симеон, принявший на руки Господа Освободителя душ наших, дарующий им воскресение. Аминь»

В день празднования во время богослужения проходит обряд освещения свечей. Эта традиция уходит корнями во времена раннего христианства, но поддерживается и в наши дни. Освященные свечи каждый забирает в дом и зажигает в течение года до следующего праздника во время молитв, а также болезней и недомоганий. Считается, что они обладают даром исцелять тела и души людей, избавлять их от тревог и напастей. Во время хворей наши предки зажигали такую свечу и ставили ее рядом с иконой в изголовье больного. Чтение молитв способствовало быстрому выздоровлению и благополучной дальнейшей жизни.

В этот светлый праздник необходимо помнить, что радостное событие не должно омрачаться плохим настроением. Помощь нуждающимся в этот день обращается еще большей милостью, поэтому считается хорошим знаком оставить мелочь просящим, а также совершать добрые поступки. Взаимовыручка всегда будет поощряться и возвышать души людские над дьявольскими происками. Любите друг друга и не забывайте нажимать на кнопки и

09.02.2017 03:10

В православном церковном календаре особое место отводится праздникам, посвященным нашему Спасителю. Они напоминают о важных...

В православии каждый праздник напоминает нам о каком-то важном событии из жизни Иисуса Христа, Девы...

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». сайт рассказывает об истории этого древнего солнечного праздника, а также его основных приметах и интересных христианских традициях.

Что такое Сретение и когда его празднуют

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день.

Филипп де Шампань. Принесение во храм

Смысл библейской легенды

Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день - сороковой после рождения Иисуса - Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней (и 80, если на свет появлялась девочка). Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву - годовалого ягненка, а во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения. Навстречу ей вышел старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание»). По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).


Фра Бартоломео. Сретение

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Кто такая Анна Пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).


Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Сретение в традиционном представлении славян

Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко.

Что можно и что нельзя делать в Сретение

На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце - праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны.

На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверию считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.

Среди запретов в Сретение также брань и ругань - в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.