Святой праздник сретение. Сретение Господне

Сретенье Господне (Громницы, Сустретенье). Сретение (церк.-слав. «встреча») - двунадесятый, то есть один из двенадцати важнейших праздников Христианской Церкви, отмечаемый 2 / 15 февраля. После Рождества Христова через сорок дней, во всех наших церквях празднуется праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи.

В основе праздника Сретения Господня лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский Храм. Согласно древним обычаям, на сороковой день после рождения ребенка израильские женщины должны были совершить в храме послеродовое ритуальное очищение, вслед за которым проводился другой ветхозаветный обряд - посвящение ребенка-первенца Богу Яхве. Необходимость совершения этих обрядов явилась причиной посещения святым семейством храма в Иерусалиме, где и произошла знаменательная встреча Богомладенца с ветхозаветным праведником Симеоном, давшая название празднику.

Об этом событии, встречи праведника Симеона и Иисуса, описывается в Евангелии от Луки: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (эти сказанные слова Симеона поются в церкви на каждой вечерни). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (этими словами Симеон предсказал великую скорбь Марии). Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лука гл. 2, 22-40).
По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила.
Праздник Сретения Господня – это праздник встречи души с любовью, встречи с Богом нашим. В этой встречи с главным, наша жизнь преображается. В ожидании этой встречи, человеческая жизнь показана как прекрасное созревание души, которая все больше и больше становится свободной, очищенной от всего ненужного, пугающего, случайного. И ждавший всю свою долгую жизнь этой встречи, жизнь, которая стала одним ожиданием, праведник Симеон знаменовал в своем лице приветствие и поклон Ветхого Завета Новому Завету.

В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Также, этот праздник Встречи совпадает с языческим праздником громницы, но хотя большое духовное значение Сретения намного больше, все-таки какие-то моменты от громницы остались в народе. На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну большую свечу, кооперируясь дворами, и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Далее, жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходил процесс величания. Считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. А общая большая свеча с каждым годом растет, и когда она достигает веса 16 килограммов, ее сдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали.
В народе давно считается, что на праздник Сретение ударяют последние морозы в зиме, их так и называют Сретенскими. Но и в этот день случаются весенние оттепели, которые также как и морозы называются – Сретенскими.

Среди православных праздников можно встретить праздник Сретения. И у некоторых сразу может возникнуть вопрос о том, а что такое Сретение. Какие события породили его? Сретение Господне - один из самых почитаемых Двунадесятых христианских праздников. Почитаются события, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Богородицы. Праздник Сретение - непереходящий, и его принято отмечать 15 февраля. Слово «сърѣтение» с церковнославянского переводится как «встреча».

День Сретения определил точку времени, когда встретился Ветхий Завет с Новым Заветом - древний мир с миром христианства. Все это произошло благодаря одному человеку, в Евангелии этому отведено особенное место. Однако начнем по порядку. В Евангелии от Луки написано, что Сретение Господне произошло ровно через 40 дней после

Существует очень интересный факт, связанный с ответом на вопрос о том, какого числа сретение. В 528 году в Антиохие прошло сильное землетрясение, и много народа погибло. Потом в тех же землях (в 544-м) возникла эпидемия моровой язвы, и люди стали умирать тысячами. В эти дни страшных бедствий одному благочестивому христианину было открыто провидение, чтобы праздник Сретения народ совершал торжественнее. И тогда в этот день были проведены всенощное бдение (общественное богослужение) и крестный ход. И только тогда эти страшные бедствия в христианской Византии прекратились. Тогда Церковь в благодарность Богу установила Сретение Господне праздновать 15 февраля торжественно и благоговейно.

История праздника

В то время у иудеев существовали две традиции, которые были связаны с рождением младенца в семье. Женщине после родов запрещалось приходить в 40 дней, это если родился мальчик, а если девочка - то и все 80. По истечении срока роженица должна была принести очистительную жертву в Храм. Для жертвы всесожжения и для очищения грехов приносили молодого ягненка и голубка. Бедная семья вместо ягненка приносила в жертву еще одного голубка.

Родители новорожденного мальчика на 40-й день должны были прийти с ним в Храм, чтобы совершить таинство посвящения Богу. И это была не простая традиция, а закон Моисеев, установленный в память об освобождении евреев из рабства и исхода из Египта. И вот теперь мы подходим к самому главному Евангельскому событию, которое подробно объяснит, что такое Сретение.

Из Вифлеема в Иерусалим прибыли Мария и Иосиф. На руках у них был Богомладенец. Их семья жила бедно, поэтому они принесли в жертву двух голубков. Пречистая Богородица, несмотря на то что родился Иисус в результате все равно принесла положенную жертву с кротостью, смирением и большим уважением к иудейским законам.

Теперь, когда обряд был совершен и Святое Семейство собиралось выйти из Храма, тут к ним приблизился старец по имени Симеон. Это был великий праведник. Взяв Богомладенца в руки, он с огромной радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»

Симеон

На момент встречи с Младенцем Христом старцу Симеону насчитывалось более 300 лет. Это был очень почитаемый и уважаемый человек, один из 72 ученых, которым было поручено перевести Евангелие с еврейского на греческий язык. В этот субботний день он оказался в этом Храме совсем не случайно, ведь именно Святой Дух привел его сюда.

Когда-то очень давно Симеон занялся переводом книги пророка Исаии, он сильно удивился, прочитав там такие непонятные для его разума слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Тогда он про себя подумал, что не может девственница родить, и хотел изменить слово «Дева» на «Жено». Как вдруг явился Ангел с Небес и запретил делать это, а также сказал ему, что пока тот не увидит своими глазами Господа Иисуса - не умрет, и что истинно пророчество.

«Ныне отпущаеши»

С того момента он долго ждал этой минуты, и наконец-то исполнилось пророчество Ангела - Симеон увидел Младенца, которого родила Пренепорочная Дева. Теперь он мог спокойно почить с миром. Церковь же назвала Симеона Богоприимцем, и он прославился как святой.

Уже потом Епископ Феофан Затворник написал, что с момента Сретения Ветхий Завет уступает место христианству. Теперь же эта евангельская история каждый день упоминается в христианском богослужении - «Песнь Симеона Богоприимца», или по-другому - «Ныне отпущаеши».

Предсказания Симеона

Симеон, взяв в руки свои Младенца Пречистой Девы, сказал ей: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Что он имел ввиду? Оказывается, споры в народе обозначают преследования, уготованные Ее сыну, открытие помышлений - Суд Божий, оружие, которое пронзит Ее сердце - пророчество о Распятии Иисуса Христа, ведь смерть он принял от гвоздей и копья, страшной болью прошедших через сердце матери.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» стала яркой иллюстрацией пророчества Симеона. Иконописцы изобразили Божью матерь, стоящей на облаке с воткнутыми в сердце семью мечами.

Пророчица Анна

Еще одно важное событие произошло в этот день, и еще одна встреча случилась. К Богородице подошла 84-летняя старица Анна-пророчица, так называли ее горожане. Она работала и жила при храме и была благочестивой, так как находилась в постоянном посте и молитве. Анна поклонилась Младенцу Христу, вышла из Храма и стала рассказывать всем горожанам Великую новость о том, что в мир пришел Мессия. А тем временем Иосиф и Мария с Младенцем, исполнив все, что положено было по закону Моисея, вернулись в Назарет.

Теперь понятно, что такое Сретение? Ведь Сретение - это встреча со Спасителем. Имена старца Симеона и Анны-пророчицы вписаны в Священное Писание, они дали нам пример, так как с чистым и открытым сердцем приняли Господа. После встречи с Богомладенцем Иисусом Симеон отошел к праотцам.

Праздник Сретения

Сретение Господне - древний праздник во христианстве. В IV-V веках народом произносились первые сретенские проповеди, взять, например, святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, и Григория Нисского.

Некоторых интересует вопрос о том, какого числа Сретение. В церковном календаре неизменное место занимает праздник Сретения, который всегда отмечается 15 февраля. Но если же дата Сретения Господня попадает на понедельник первой седмицы в Великий пост, что тоже может быть, то праздничное богослужение переносится на 14 февраля.

Отвечая на вопрос о том, что такое Сретение, в первую очередь надо сказать, что это праздник, посвященный Господу Иисусу. В первые века это был день чествования Богородицы. Поэтому тот, кто назовет этот праздник Богородичным, отчасти тоже будет прав. Ведь и по строю богослужения в этот день обращения в молитвах и песнопениях к Богородице занимают центральное положение. Такая двойственность праздника Сретения оказала влияние и на цвет одежд, в которые облачаются священнослужители на службе. Белый цвет стал символом Божественного света, голубой - непорочность и чистота Богоматери.

Свечи. Сретение

Традиция в праздник Сретения святить пришла в православие от католиков. В 1646 году Киевский митрополит Петр Могила очень подробно описал этот католический чин в своем требнике, когда устраивался крестный ход, представляющий собой шествие с факелами. Таким образом Римская Церковь отвлекала свою паству от языческих традиций, связанных поклонением огню.

А вот в Читинской области есть город Сретенск, названный в честь этого Великого праздника.

В некоторых других странах в этот день празднуют День православной молодежи, утвержденный в 1992 году главами поместных Православных церквей. Эта идея принадлежит Всемирному Православному Движению молодежи «Синдесмосу».

Сюжеты икон

Икона Сретение иллюстрирует сюжет повествования от евангелиста Луки, где Благочестивая Дева Мария отдает в руки своего младенца Иисуса старцу Симеону. За спиной Матери Божьей стоит Иосиф Обручник, который несет клетку с двумя голубями. А позади Симеона изображена Анна-пророчица.

Один из самых древнейших образов можно найти в мозаике собора Санта-Мария Маджоре города Рима, которая была создана в начале V века. На ней можно рассмотреть, как Святая Дева Мария с Богомладенцем на руках направляется к святому Симеону, и в это время ее сопровождают ангелы.

Православное Сретение на Руси было изображено на двух фресках XII века. Первая находится в Кирилловской церкви города Киева. Вторая икона Сретение - в Новгороде, в церкви Спаса на Нердице. Довольно необычное изображение Сретения на иконах есть в средневековом грузинском искусстве, там вместо алтаря изображается символ жертвы Господу - горящая свеча.

Икона Благодатной Марии «Умягчение злых сердец» (по-другому она имеет название «Симеоново проречение», «Семистрельная») связана с событиями Сретения. У этой иконы острые стрелы пронзают сердце стоящей на облаке Богородицы, по три стрелы с одной и другой стороны и одна снизу. Но есть икона, где Божью Матерь пронизывает кинжал, а не стрелы.

Эти иконы символизирует пророчество святого старца Симеона Богоприимца, которое он сделал после встречи с Богоматерью и ее Младенцем.

Верующие люди всегда обращаются к этим иконам с молитвой. При смягчении сердца облегчаются не только их телесные, но и душевные страдания. Им известно, что если молиться перед образом Богородицы за своих врагов, то постепенно начнет гаснуть враждебное чувство и исчезнет злость, уступив место милосердию и доброте.

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество - Христос родился. Пасха - Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово - «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне - один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» - «встреча». День Сретения - точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка - то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения - годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов - голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм - для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2 :29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно - Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2 :25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, - а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе - «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу ,- да откроются помышления многих сердец » (Лк 2 :34-35).

Споры в народе - это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений - Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы - яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2 :37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение - это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример - как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь - по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, - сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» - говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного - в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно - велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, - новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение - это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием - в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение - встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто - спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», - это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения - но только для младенцев-мальчиков.

Текст:

Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня - один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках - например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке - это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня - неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день - 14 февраля.

Сретение - праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми - как в Господские праздники, и голубыми - как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой - чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне - Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге - в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному - не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное - для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный - город Сретенск, районный центр Читинской области.

2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник - День сурка.

3. Сретение Господне - в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению - «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения


Иконография Сретения - иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону - вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону - в сопровождении ангелов.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси - это две фрески XII века. Первая - в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая - в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него - горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: « А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы - четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью - о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

« В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

. ..Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

1953 год.

Поэзия

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Православный журнал "Фома"

История праздника Сретения Господня

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Из Николького Благовеста


Новгородская школа. 70-80 годы XV века.

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на 40-й день по рождении Христа Пресвятая Дева принесла Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы, как говорит слово Божие, ""представить пред Господа"" (Лк. 2, 22), посвятить Господу.

В храме сорокадневный Младенец, Владыка неба и земли с благодатным восторгом и великой радостью был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. Святой Симеон на закате дней своих произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет за вечерним богослужением при закате дня: ""Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…"" Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: ""Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец"" (Лк. 2; 35,36). Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие - соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога. И Пресвятой Деве предстояло неоднократно уязвляться сердцем при виде страданий Своего Божественного Сына, особенно тогда, когда Она стояла при Кресте Христовом. Устами старца Симеона в гимне: ""Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…"" - сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона. В связи с событием Сретения Господня, каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова ""ныне отпускаешь…"" относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией.

Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном "ныне отпускаешь...", и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча со Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.

В православии много великих и важных праздников, один из них - Сретение. Этот день одновременно и радостный, и скорбный, напоминает нам о прошлом и наполняет размышлениями о будущем, о жизни вечной.

Православный праздник Сретение Господне отмечается верующими людьми ежегодно 15 февраля. Если же дата выпадает на дни Великого поста, то праздник отмечается скромно, без «размаха». Смысл его особый, и совсем не тот, который привыкли ему придавать в народе, считая, что именно в этот день зима встречается с весной.

Происхождение праздника

В переводе с церковнославянского языка «сретенье» означает «встреча».

Семья исполнила ветхозаветный обычай: на 40 или 30 день после рождения ребенка (в зависимости от пола) мать была обязана прийти в святую обитель для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Мария принесла пару голубиных яиц - такая жертва была позволена лишь беднякам. Священник после ее принесения принимал из материнских рук в свои руки дитя и высоко понимал его, обратившись в сторону алтаря. Это означало вручение чада Богу. Одновременно он прочитывал молитвы о принесении выкупа и благодарении за рождение первенца.

В этот праздничный день православные христиане вспоминают, как Иисуса Христа Его родители принесли в Иерусалимский храм. Там его встретил старец Симеон. Ему Господь предсказал долгую жизнь - он не должен умереть, пока не увидит новорожденного Спасителя мира. Симеон, взяв Христа на руки, воскликнул, что это именно тот ребенок, который спасет весь род человеческий. Так и произошла встреча Ветхого и Нового Заветов, знакомство с Мессией.

При встрече в храме присутствовала Анна-пророчица, 84-летняя женщина. Она, взглянув на малыша, тоже признала в Нем Сына Божиего. Они вместе прославили Господа.

Симеон умер со спокойным сердцем в возрасте 360 лет. Он никогда не боялся смерти, но ждал ее. Он всем рассказывал, что держал в своих руках Мессию!

Важно! Отсюда и сохранился обычай очищения женщин после родов на 40-й день. Обычно в это время мать приносит дитя в церковь, над женщиной читаются специальные очистительные молитвы, после чего она как полноправная прихожанка вновь сможет посещать богослужения и участвовать в таинствах.

Хотя Дева Мария не имела нужды в очищении, потому что была источником чистоты и святости, она, имея глубокое смирение, подчинилась предписанию закона.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Божественная суть праздника

История события Сретения Господня исходит от самого события встречи новорожденного Мессии и Пречистой Марии с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает «слушание».

Симеон является примером пророков ветхозаветного периода, которые слушали глас Божий, понимали и подчинялись воле Божией, пророчествуя и проповедуя приход Мессии - Сына Божьего, которой принесет погрязшему во грехе человечеству Новый Завет Любви и Милосердия.

Ветхозаветная Церковь несет в себе суть Закона через страх Божий: законы ты можешь не понимать, но обязан беспрекословно выполнять, не отступая ни на шаг в сторону. Это была вера в Единого Творца, которая построена на страхе наказания, направляя людей с рабским менталитетом к правильной жизни.

Новозаветная Церковь в образе Пресвятой Богородицы Девы Марии дает человечеству спасительную веру в образе Иисуса Христа, которая является выше Закона, потому что несет в себе саму суть понимания Любви, Прощения, Милосердия.

Человек должен сам возжелать спасения, понять смысл земной жизни, он по своей воле должен делать все так в своей жизни, чтобы ему была дарована милость Божия. Человек должен принять Бога сердцем, а не только разумом, выйти из состояния рабства и вернуть себе Образ и Подобие, по которому создал нас Творец, став настоящей дочерью или сыном Света.

Иконография

Праздничная икона включает пять фигур.

В самом центре расположен Богомладенец Иисус, рядом с Ним Богородица, а на небольшом возвышении стоит Симеон.

Царица Небесная передает Свое Благословенное Чадо седовласому старцу (на других образах Богоприимец уже удерживает на руках Христа). Его честная глава склонена к ребенку и создается впечатление, что он произносит пред Ним свое пророчество.

Иосиф Обручник стоит слева, в руках он держит пару голубей, а справа показана Анна-пророчица, держащая в руках свиток.

Сретенские обычаи

Праздник является двунадесятым. В церквях совершается служение праздничной литургии.

Верующие стараются соблюдать праздничные традиции:

  • люди посещают храм и стараются причаститься;
  • родители стараются в этот день окрестить своих детей;
  • если нет возможности посетить церковь, то люди совершают моление дома;
  • по окончании богослужения происходит освящение свечей, прихожане их забирают домой;
  • все стараются творить добро, помогают нуждающимся, заботятся о родных;
  • перед праздником люди наводят порядок в доме, но 15 февраля любые работы запрещены;
  • принято дарить друг другу Богородичные иконы.
Это интересно! Ранее на Руси было принято делать предложение руки и сердца невестам. Это считалось показателем истинного и горячего чувства к женщине. Так же ранее было принято венчаться на Сретение.

Сретение Господне. Миниатюра. Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Запреты на Сретение

  • нельзя ругаться, сквернословить;
  • запрещено заниматься физическим трудом, рукодельничать, стирать белье, работать в огороде;
  • люди старались в праздничный день не мыться, но принять душ все же позволительно (толкование запрета таково: чтобы протопить баню - нужно наколоть дрова, принести воды, следить за печью - а это все есть работа);
  • не рекомендуется отправляться на Сретение в путешествие, считается, что дорога может плохо закончиться для путников.

Исключение в отношении разнообразных работ составляют те случаи, когда труд направлен во благо других людей.

Языческие традиции

  • в праздничный день особенно обильно кормили кур, им давали много сена и корма для увеличения яиц и отличного приплода;
  • совершался подсчет зимних запасов: зерна, овса, хлеба - если осталась половина из запасенного - то все хорошо, если же меньше - то пора «затягивать поясок;
  • хозяюшки выпекали хлеба, блины, пироги и прочие вкусности исключительно круглой формы, прославляя Солнце и угощая всех страждущих;
  • люди гуляли пели, танцевали, веселились, скучать и горевать было запрещено и считалось плохой приметой;
  • сжигали чучело - богиню Любви, основой которого служила солома и ветки, снаружи ее украшали цветами, лентами, надевали специально сшитую праздничную яркую одежду;
  • когда солнце достигало небесного зенита, люди совершали обряд: они призывали богатый урожай и теплые дни;
  • влюбленные просили у богини Любви гармонии в отношениях, взаимопонимания, счастья и покровительства;
  • богиню упрашивали незамужние девушки даровать им суженого, а парни упрашивали о встрече с красивой и любящей будущей женой;
  • сретенская вода считалась волшебной, ее набирали в полночь в трех колодца (считалось, что обрызгав ею тяжелобольного человека, он непременно выздоровеет);
  • младенцев старались искупать в сретенской водице, дабы малыш рос здоровым.
Важно! Рождественский цикл церковных праздников завершается на 40-й день после Рождества Христова. В Сретение священники освящают свечи и воду перед заказными молебнами, прихожане потом ее набирают и несут домой.

В период земной жизни Иисус Христос звал всех людей к Себе, так же и сейчас он зовет к вере и праведному житию каждого человека, а пришедшим к Нему дарует благодать, душевный покой, Спасение и жизнь вечную.

Посмотрите видео о Сретении