Познание Божьей истины. Новое и прекрасное

Цель домостроительства Божия о человеческом роде - "да совершен будет Божий человек и ко всякому доброму делу приготовлении (2 Тим. 3, 17). «Вот, - рассуждает православной веры Поборник, - безмерно великая спасительная цель всех великих событий в облас­ти веры православной, прославляемых одно за другим ежегодно в Церкви. Вот цель Рождества Христова или явления Бога во плоти, вот цель обрезания Господня и праздника Крещения Господня от Иоанна во Иордане, т.е. чтоб был совершен Божий человек, падший и растлевший всякими видами греха, и готов на всякое благое дело беспрепятственно, охотно, с усердием и радостью, а не на всякое де­ло лукавое стремителен с поспешностью и алчностью, как зверь кро­вожадный».

В каждом из нас живёт ветхий человек, которого мы унаследова­ли от падших прародителей; он столь богопротивен, что Всесвятому Богу - нашему Создателю - не обретается места, «где главу прикло­нить».

В чём же этот ветхий человек проявляется? «В греховном самолю­бии, саможалении, самоугодии или плотоугодии, лености, гордости, презорстве других, тщеславии, честолюбии, неповиновении, сласто­любии, корыстолюбии, в лукавстве, презорстве и обидах ближнего, в скупости, лжи, обмане, в гневе, раздражительности, нетерпеливос­ти к другим из-за самых пустых причин, во всяких видах блудной нечистоты, в ропотливости, суетности и прочих бесчисленных страс­тях». Ветхий человек - «человек мира сего, плоти и крови» - исполнен самолюбия и плотоугодия. Потому он «духовно близорук и слеп, и дальше этой жизни и своего носа не видит ничего. Весь его разум, мечты, воображения, удовольствия, надежды, расчёты, скор­би или радости вращаются в этом мире; в будущее блаженство, в бу­дущие муки он не верит и считает будущую жизнь за басню». Человек ветхий «совершенно противоположен новому» своими лукавыми зрением и слухом, нечистыми осязанием, обонянием, вку­сом, умом, воображением, памятью, намерением, волей, нечистым сердцем, всей богопротивной деятельностью, ибо она «полна само­любия, самоугодия, своекорыстия».

Святой Иоанн скорбит, что «развитие страстей ветхого человека считают за что-то правильное, за развитие природы и способствуют этому развитию. Вот до чего договорились наши учители». Светская литература и искусство стремятся бесстыдно изобразить женские тела, «чтобы прельщать на грех всех... Обуздай, Господи; борзописцев и живописцев!» Христианская же вера учит и призывает «распинать страсти и похоти плотские, иначе человек навеки погибнет».

Так как ветхий человек - этот «древний глупец и крайний само­любец, сластолюбец и своевольник» - очень силён и живуч в нас, то его надо ежедневно распинать, твёрдо противиться ему «и презирать его, усердно призывать Подвигоположника Христа, всемогущего Вождя нашего и Победителя древнего врага, прелестника и насильника нашего, борющего всё человечество, и стараться всемерно творить волю Божию, благодатью Духа Святого». Как же надо очищать душу от «ветхости», восстанавливать её, а затем украшать и укреплять в добродетели!

Новый человек - это «человек духовный, верующий», любящий, «по возможности всех», считающий «всех чадами Божиими; он витает мыслями, сердцем, воображением на небесах, созерцает в них Бога, Его вечность, красоту, блаженство, святость, благость, правду, светлость и стремится к соединению с Ним чрез праведную жизнь, Богомыслие, добродетель, кротость, милосердие, воздержание, тер­пение и проч.». Он желает «себе и другим, чтобы имя Божие прославлялось непрестанно в нём и в других»; он стремится! чтобы в его существе - душе и теле - были всегдашние «строй и гар­мония всех сил, при, постоянном повиновении законам Творца и Промыслителя».

Сопоставляя ветхого и нового человека, Праведник говорит: «Грешники в Священном Писании уподобляются дымящимся головням или поленам, ибо они тлеют и смердят страстями своими, тогда как праведники подобны благоухающему кипарису, облаго- вонствующему приступающих к ним кротостью, смирением, воздержанием, чистотой, послушанием, мужеством, терпением, - благовонным нетлением их телес». В одном человеке дей­ствуют два - ветхий и новый, алчба праведная и алчба греховная. Первая: «Алчба святости, правды, веры, надежды, любви к Богу и ближнему; алчба мира Божия, ига и бремени Господня - лёгкого; алчба кротости, смирения, простоты, воздержания, чистоты, молит­вы, славословия, покаяния, слёз, послушания, трудов на пользу ближнего; алчба милосердия, чтобы творить добро ближним и проч.». Вторая: «Алчба корыстолюбия, сребролюбия, богатства, чести; алчба невоздержания, чревоугодия, сластолюбия, игр, конских ристалищ, театров, зрелищ; алчба блуда, непокорности высшим, родителям, начальству; алчба пьянства, воровства, неве­рия, вольнодумства, богохульства, предательства, зложелательства, упрямства, своенравия (каприза), мщения, гонения за веру; алчба уныния, убийства, самоубийства. В одном человеке два человека - ветхий и новый».

Победить должен новый человек человека ветхого, «наследован­ного от Адама - лукавого, растленного, злого, неверного, чуждого Бога - и можно ли перечесть грехи ветхого человека, которого мы должны совершенно отречься по слову Сладчайшего Спасителя, и которого мы любим, бережём, ласкаем, покоим, утешаем всячески, подкрепляем?»

Жизнь земная пред вечностью одно мгновение, а значит, и подвиг земной краток, «но воздаяние вечное». Вывод ясен: «Есть из-за чего потрудиться! Господь облегчил тебе труд, много потрудившись для тебя и за тебя прошедши здесь путь страданий ужасных и бесчело­вечных. Не прельщайся благами, сокровищами, сладостями, красо­тами сего скоропреходящего и погибающего мира. Борись, молись, трудись, подвизайся, не ленись, чтобы вечно покоиться там, где все праведнии упокоеваются!» Жизнь истинного христианина и можно представить себе только как постоянное бодрствование над собой и как борьбу с ветхим человеком... «Да, жизнь христианина есть непрестанная борьба со страстями и похотями... война духов­ная, постоянное упражнение в самоотвержении, милосердии, очи­щении себя от всякого житейского пристрастия и в созерцании Божественной красоты, благости, правды и милости, премудрости присносущия, всемогущества непрестанного Его Промысла о мире и особенно о роде человеческом, об искуплении его страданиями, смертью Своей и воскресением».

Очевидно: «Как глуп ветхий мой человек! Как суетится всякий день и крушит дух свой в суетных желаниях и поисках, а единое на потребу оставляет. Господи, как глубоко пал человек в чувственность и пристрастился к суете, а от Тебя, истинного живота, света мира, силы, и радости - отпал! Между тем "сколь благо прилеплятися к Тебе, Боже, и полагать, в Тебе упование спасения нашего" (Пс. 72, 28)»

Не надо во всём подчиняться нашей плоти. А чтобы мы знали как подобает поступать, нам даны заповеди Христовы - их светом и должно освещать побуждения нашей природы и умерять их, а ещё лучше,- совсем отсекать: Например плоть понуждает нас к роскоши, : а мы не поддаёмся этому влиянию и вкушаем простую пищу, принимаем простое питие; плоть нудит нас подольше поспать, а мы спим лишь столько, сколько нужно для подкрепления сил. «Отсюда происходит добродетель трезвения, воздержания и бодрствования». Плоть располагаем нас к лености, а мы не поддаёмся, сему, не зарываем в землю свои таланты, не уподобляемся лукавому и ленивому рабу, а понуждаем себя ко всякому добру... Всем нам дан «свет разума, совести, откровения Божия, или свет заповедей Божиих; и мы должны неотложное последовать этим светочам, если желаем себе здоровья, душевного спокойствия, долголетней жизни и спасения души своей».

И «ещё о той же плоти: по своей слепой жадности иные люди хотели бы всё забрать себе и другому ничего не уделить из захваченного или и праведно добытого имения. Разумно ли это? Очевидно, безрассудно, потому что для одного человека нужно очень немного, и избытки должны быть уделяемы нуждающимся или беднякам, потому что все мы братья и сёстры Одного Отца Небесного, Который для всех вообще дал в изобилии дары Свои».

Должно внимательно следить за своим духовным устроением, за своими делами. «Смотри, - велит святой Пастырь, - к кому или к чему направлены вожделения своего сердца; к Богу или к миру, к небу или к земле; к нетленным ли и вечным благам, или к тленным и преходящим; духу или плоти! Смотри - враг бесплотный, лукавый не спит: он своё дело, дело твоей прелести и погибели, делает в тебе непрестанно, старается окрадывать душу самыми разнообразными суетами... Бодрствуй и не предавайся дремоте греховной. Помни, что один Бог есть предмет вожделений нашего сердца».

Примером христианского благоповедения - человека нового - служат Святые, явившие здесь, на земле, «небесное сердце», всем сердцем возлюбившие правду, молитву, чтение слова Божия, духовное собеседование, сострадание, милосердие, чистоту, воздержание, смирение и всей душой презревшие греховные движения, грех, в каком бы виде он ни приступал - «в виде ли гор­дости, или зависти и недоброжелательства, или сладострастия, блуд­ных помыслов и пожеланий, или в виде непослушания и упрямства, или лености, или ропота, уныния, отчаяния, недовольства жизнью». Именно они распяли ветхого человека и умертвили его, «то есть самолюбие, корыстолюбие, сластолюбие, тщеславие, лицеприя­тие, своенравие, непокорность, саможаление, леность, негу, злонра­вие, лукавство, зависть, ненависть, осуждение ближнего, ропот, ма­лодушие, уныние, нетерпеливость, презорливость, гнушение челове­ком ради его болезни, неблагообразия, несоответствия характера и проч. и проч.».

И мы, если будем следовать по стопам Святых, будем причтены к их сонму - получим небесные венцы. Господь «пожалеет нас, будет милостив к нам, не посечёт как бесплодную смоковницу, но на много лет дарует нам покаяние и трости надломленной не пере­ломит, то есть не посечёт смертной секирой». Чем чаще мы будем обращать наш ум и сердце к Богу, тем больше будем полу­чать от Господа помощь, «заступление, защищение, избавление, спасение, мир, свободу, лёгкость, радость, торжество над злом и грехом», чувствовать «над собой державу Божию, благость Божию, Его скоропослушливость». «Бездна милости Божией победит бездну грехов».

Как это отрадно всё сознавать! Как это влагает в каждого из нас, «в меня твёрдую уверенность, что и по смерти жива будет душа моя и восхвалит Его, Господа и Спасителя нашего, и судьбы Его помогут мне; что я предам душу мою в руки Его!»

И святой Иоанн призывает: «Бей нещадно поползновения грехов­ные в сердце, поползновения плотские и мирские, всякое пристрастие к земным вещам, сластям, украшениям, приобретению или наживе, корысти, увеселениям». И одновременно: «Оживляй, укрепляй и поддерживай в себе стремления духовные, святые - к благам негибнущим, вечным, жизненным, приснорадостным, уготованным для человека благостью и властью Божией от вечности».

Своими собственными силами убить грех и таким образом свергнуть ветхого человека невозможно, и дерзновенный Молитвенник о людях просит помощи Божией, давая образ и нам: «Господи!.. Даруй мне силу распять его, отвергнуть его, не доверяться ему, как ехидне, но всегда наступать на него, попирать его, презирать его, наперекор всё делать ему!» «Даруй нам, Господи, радость! победы над многомятежным, страстным ветхим человеком, живущим и действующим в нас и усиливающимся царствовать над новым благодатным человеком, не допуская нас быть новой тварью при совлечении ветхого человека с деяньми его».

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа, Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - Отложить прежний образ, жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, А обновиться духом ума вашего И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (4:17-24)

Когда человек принимает верою Иисуса Христа, как своего Господа и исповедует Eго получая в результате рождение свыше, то происходит преобразование в его внутренней природе. Эта перемена является даже более основательной и радикальной, чем та, которая будет происходить при смерти. Когда верующий умирает, то он уже подготовлен к жизни на небесах, став гражданином царства и Божьим чадом. Он просто начинает полностью ощущать в себе божественную природу, которой наделил Его Бог при духовном рождении, потому что в первый раз почувствовал освобождение от греховной плоти. Грядущее облечение в новое тело (ср. 1 Кор. 15:42-54) не усовершит его, так как он уже имеет в себе это совершенство, но это тело даст ему полную способность для проведения новой жизни в состоянии воскресения.

Спасение - это не просто усовершенствование и улучшение прежнего состояния. Это - полное преобразование. Новый Завет говорит о том, что верующие имеют новый разум, новую волю, новое сердце, новое наследие, новые взаимоотношения, новую силу, познание; новую мудрость, новое понимание, восприятие, новую праведность, любовь; новое желание, новое гражданство и множество другого нового - и все это получает суммарную реализацию в обновленной жизни (Рим. 6:4).

При новом рождении человек становится "новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Это происходит не потому, что он получает что-либо новое, но коренным образом становится новым человеком. "Я сораспялся Христу, - говорил Павел, - И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал; 2:19-20). Новая природа не прилагается к старой природе, но занимает место старой. Преображенная личность является совершенно новой, получив новое "я". В противовес прежней любви ко злу и греху (ср. Иоан. 3:19-21, Рим. 1:21-25; 28-32) новый человек - сокровенная, истинная часть христианина - теперь питает любовь к Божьему закону, стремясь исполнять Его праведные предписания; он ненавидит грех и испытывает жажду совлечь с себя греховную плоть, которая является вместилищем вечного нового творения вплоть до периода прославления (см. Рим. 7:14-25; 8:22-24).

Почему же тогда мы, становясь христианами, продолжаем грешить? Как объясняет Павел в Римлянам 7: "А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу" (ст.17-18; ср. 20). В плоти все еще обитает грех, а поэтому мы испытываем ограниченность, мешающую совершенному выражению новой природы, нового человека. Только в будущем, по обетованию, мы будем обладать полной божественной природой, свободной от тлетворного влияния нашей греховной плоти (ср. Рим. 8:23; Фил. 3:20-21; 2 Пет. 1:3-4).

Таким образом, Библия не говорит о том, что христианин имеет две различные природы. Он обладает одной природой, будучи новым творением во Христе. Новая и старая природа не уживаются вместе; старая - умирает, а новая - живет. И не остатки старой природы, но остаточное облачение греховной плоти побуждает христиан ко греху. Христианин вмещает в себе только нового человека, совершенно новое творение, а не является неким духовным шизофреником с раздвоенной личностью. Новое творении живет в ветхих лохмотьях человеческой плоти, которая поставляет всевозможные препятствия, заражая грехом его существование. Верующий представляет собой единое целое, пережив духовное преобразование, но еще не достигнув совершенства. В нем обитает грех, но он уже там не дарит (ср. Рим. 6:14). Он уже не является ветхим человеком, наследующим тление, но новым существом, сотворенным в праведности и святости, ожидающим полного спасения (ср. Рим. 13:11).

В Ефесянам 4 Павел обращается с двумя призывами к верующим, основываясь на том факте, что верующие являются новым творением. Первый призыв содержится в начале главы: "Итак я... умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны" (ст. 1), второй призыв (ст. 17) находится в начале настоящего текста, где Павел противопоставляет хождение нечестивого грешника и духовного христианина. Он развивает далее это противопоставление последующей серией рассуждений, начинающейся словами: "посему" и "итак" (ст. 25; 5:1, 7, 15), показывая надлежащее хождение христианина, как нового творения. Все эти данные стихи указывают на то, что новая природа требует и нового, измененного поведения. Апостол как бы говорит: "Так как Бог сотворил чудесное новое явление в этом мире, называемое церковью, благодаря этому уникальному творению, с ее уникальной чертой смирения, наделения силой, даров Святого Духа, ее уникального единства Христова Тела, и нужды в созидании в любви, - так должен совершать свое жизненное хождение каждый верующий, как член этой церкви".

В стихах 17-24 Павел делает переход от общего к частному, вначале представляя четыре характерные черты хождения ветхого человека, а затем четыре черты - нового человека.

Хождение ветхого человека

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (4:17-19).

Слово посему обращает верующего назад к тем утверждениям, которые высказывает Павел, говоря о нашем высоком призвании в Иисусе Христе. По причине нашего призыва ко спасению, объединения в Теле Христовом, наделения дарами Святого Духа, созидания одаренными мужами (ст. 1-16), мы должны посему... не поступать, как поступают прочие народы. Мы не можем выполнять славный труд Христа, продолжая жить по обычаю этого мира.

Ethnos прочие народы содержится не во всех греческих текстах и может быть последующей вставкой. Но присутствие этого слова на данном месте великолепно соответствует его иным употреблениям в других отрывках Нового Завета, включая остальные послания Павла. Этот термин, в основном, относится ко всему народу в целом, а затем к определенной группе людей. Это именно и является вторым значением, которое мы подмечаем в нашем слове этнический, образованном от него. Евреи употребляли этот термин в двух значениях: во-первых, для тоге, чтобы отделить все прочие народы от иудеев, а во-вторых, отделить все религии от иудаизма. Поэтому слова прочие народы относятся к язычникам, которые в расовом и этническом отношении обозначают не евреев, а в религиозном отношении людей, исповедующих языческие культы.

В своем первом Послании Фессалоникийцам Павел употребляет этот термин в значении языческий, когда говорит о язычниках "не знающих Бога" (1 Фес. 4:5), и именно в таком смысле он применяет его в нашем настоящем тексте. Слова прочие народы представляют здесь всех нечестивых, невозрожденных, язычников.

Ефесские церкви, а также церкви, расположенные почти в каждом районе за пределами Палестины во времена Нового Завета, были окружены множеством язычников с их моральной нечистотой. Ефес был ведущим торговым и культурным городом Римской империи. Он величался своим грандиозным языческим храмом Артемиды или Дианы. Ефес представлял одно из семи чудес древнего мира. Он был также ведущим в отношении разврата и аморальности. Некоторые историки называли его самым растленным городом Малой Азии.

Храм Артемиды был центром, в котором гнездился грех и всякая нечистота. Подобно большинству языческих религий, поклонение Артемиде отличалось самой дикой и разнузданной извращенностью. Для этого культа были свойственны оргии, гомосексуальная извращенность и другие подобные грехи плоти. Сама Артемида, будучи богиней сексуальной распущенности, представлялась внешне как уродливый, черный идол женского пола, который напоминал нечто сред- нее между коровой и волком. Ей служили тысячи храмовых проституток, евнухов, певцов и танцоров, жрецов и жриц. Идолов Артемиды и других богов можно было увидеть повсюду, всех размеров, и сделанных из разных материалов. Самыми знаменитыми были серебряные идолы и религиозные изделия ремесленников из серебра. Именно по причине того, что проповедь Павла больно ударила по их ремеслу, Ефесские серебряники подняли все население города против него и его единомышленников (Деян. 19:24-28).

Храм Артемиды содержал в себе одно из богатейших собраний произведений искусств, существовавших в те времена. Он также использовался как банк, потому что народ весьма страшился похищать что-либо в пределах этого храма, боясь навлечь на себя грев богини и других богов. Территория вокруг храма шириной в триста метров по периметру служила убежищем для преступников, которые были в безопасности до тех пор, пока не покидали ее пределов. Им там не грозило никакое наказание. По вполне понятной причине присутствие сотен закоренелых преступников не уменьшало развращенности и прочности Ефеса. Гераклит, греческий философ пятого столетия до н. э., сам будучи язычником, называл Ефес "тьмой во мраке порока. Моральное состояние жителей находилось на уровне, низшем, чем в животном мире, и ефесяне заслуживали только того, чтобы их утопить". Поэтому нет причины сомневаться в том, что во времена Павла ситуация намного изменилась. Если она и изменилась, то только к худшему:

Церковь в Ефесе была подобно маленькому острову в бурлящем море грехов, и пороков. Большинство верующих сами когда-то были частью этого языческого мира. Они часто проходили мимо тех мест, где раньше участвовали в попойках и кутежах, и сталкивались с приятелями, которые разделяли эти дебоши. Они постоянно стояли перед опасностью, рискуя впасть в искушение и возвратиться на старые пути, и поэтому апостол увещевает их быть на страже и противостоять искушениям. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы. Петр высказывает такую же мысль, когда пишет: "Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужснию; Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве и злословят вас" (1 Пет. 4:3-4).

Совлечь с себя ветхого Адама
Из Библии. В Новом Завете, в Посланиях апостола Павла к Римлянам (гл. 6, ст. 5-6), к Ефесянам (гл. 4, ст. 22), к Колоссянам (гл. 3, ст. 9-10), говорится о грешном человеке, который должен покаяться и духовно переродиться, стать внутренне другим.
Так, в Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».
Иносказательно: нравственно переродиться, сбросить с себя, как сбрасывают ветхую одежду, былые привычки, пороки и т. д., обратиться к новой, нравственной жизни.

  • - : 1) один из укреп. городов удела Неффалима сев.-вост. Геннисаретского озера. Совр. холм Телль-эд-Дамие расположен юго-зап. Тивериады, поэтому его тождественность древней А. сомнительна. А. предположит...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Ирон. 1. С глубокой древности. 2. Издалека. Пишите сценами, как делают французы… И чтобы не было этих предварительных вступлений от Адама...
  • - ...

    Формы слова

  • - СОВЛЕ́ЧЬ, -еку, -ечёшь; -ёк, -екла; -еки; -ёкший; -ечённый; -ёкши; совер., кого. То же, что снять. С. покровы, одежды. С. кого-н. с правильного пути. | несовер...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СОВЛЕ́ЧЬ, совлеку, совлечёшь, совлекут, прош. вр. совлёк, совлекла, совер. , что. Снять, стащить. Совлечь маску с кого-нибудь. Совлечь одежду. Совлечь покровы...

    Толковый словарь Ушакова

  • - совле́чь сов. перех. устар...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - совл"ечь, -ек"у, -ечёт, -ек"ут; прош. вр. -ёк, -екл"...

    Русский орфографический словарь

  • - кого. Устар. Заставить кого-либо изменить поведение, уклониться от правильных действий. - Я уже хотел, уже намеревался повести жизнь как следует, думал заняться хозяйством, умерить жизнь...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. Книжн. Отказавшись от прежних, устаревших взглядов, убеждений, привычек, стать иным, духовно обновиться. Даже когда он идёт на смерть за «социальную идею», ему не удаётся совлечь с себя ветхого Адама...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. Устар. часто Ирон. С древности, издавна. БТС, 29; ФСРЯ, 29; БМС 1998, 19...
  • - кого. Книжн. Устар. То же, что совращать/ совратить с пути истинного Ф 2, 172...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. Устар. Духовно обновиться, усвоить новые взгляды и привычки, освободившись от старых. Ф 2, 172. /i> Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к Римлянам, Ефесянам, Колоссянам. БМС 1998, 20...

    Большой словарь русских поговорок

  • - собственное имя. Один из четырех городов, истребленных Богом за их крайнее нечестие. Теперь на месте этих городов находится Мертвое озеро...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 город...

    Словарь синонимов

  • - в адамовы веки, давно, при...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 2 издалека от адама...

    Словарь синонимов

"Совлечь с себя ветхого Адама" в книгах

Сон Адама

автора Гумилев Николай Степанович

Сон Адама От плясок и песен усталый Адам Заснул, неразумный, у Древа Познанья, Над ним ослепительных звезд трепетанья, Лиловые тени скользят по лугам, И дух его сонный летит над лугами, Внезапно настигнут зловещими снами. Он видит пылающий ангельский меч, Что жалит

Два Адама

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Два Адама Мне странно сочетанье слов – «я сам». Есть внешний, есть и внутренний Адам. Стихи слагая о любви нездешней, За женщиной ухаживает внешний. А внутренний, как враг, следит за ним, Унылой злобою всегда томим. И если внешний хитрыми речами, Улыбкой нежной, нежными

От Адама

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

От Адама У истоков преобразований стояли два человека - барон Фридрих Карл фом унд цум Штейн и князь Карл Август фон Гарденберг. Оба они были выходцами из западных немецких земель - Штейн из Нассау, Гарденберг из Ганновера, оба окончили Геттингенский университет, и оба

Найти себя… Познать себя… Вспомнить себя…

Из книги Дальше, чем истина… автора Андреева Елена

Найти себя… Познать себя… Вспомнить себя… У многих на это уходила вся жизнь, а осознанное самопознание часто начиналось только тогда, когда уже было что исправлять. Это было в прошлом. В черно-белом дуальном мире… Вспомним и начнем сначала. С рождения. С детства.НАЙТИ

§ 4. Пророки Ветхого Завета

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

§ 4. Пророки Ветхого Завета Ветхозаветные пророки тесно связаны с Апокалипсисом и потому мы рассмотрим их здесь. Мы ограничимся только кратким обозрением книг пророков, чтобы установить время их написания. Подробности читатель может найти в , а также в

Преображение Ветхого Адама (часть 2)

Из книги Киберпространство и проблема спасения автора Секацкий Александр Куприянович

Преображение Ветхого Адама (часть 2) Отрыв существа, именуемого человеком от гравитации тела как нельзя лучше описывается метафорой космической ракеты. Исходной стартовой площадкой можно считать площадку антропогенеза. В этом случае взлет и отделение первой ступени

2. Экономия Ветхого завета

Из книги Том 3 автора Энгельс Фридрих

2. Экономия Ветхого завета Мы должны здесь перенестись на мгновение от книг «Закона» к книгам «Пророков», - с тем чтобы здесь же разоблачить тайну единственного домоводства в небесах и на земле. И в Ветхом завете, - где ещё господствует закон, а человек господствует в

Эра Адама: 13 тыс. лет до н. э.

Из книги Древние цивилизации Русской равнины автора Абрашкин Анатолий Александрович

Эра Адама: 13 тыс. лет до н. э. Вновь, как Адам в раю, неведомым и новым Весь мир увижу я И буду заклинать простым и вещим словом Все тайны бытия! В. Брюсов Имя Адам по-древнееврейски означает «красная земля». Как толковать его, официальная традиция умалчивает. Правда, если

Совлечь с себя ветхого Адама

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Совлечь с себя ветхого Адама Из Библии. В Новом Завете, в Посланиях апостола Павла к Римлянам (гл. 6, ст. 5-6), к Ефесянам (гл. 4, ст. 22), к Колоссянам (гл. 3, ст. 9-10), говорится о грешном человеке, который должен покаяться и духовно переродиться, стать внутренне другим.Так, в

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора

1. Для Адама и Евы

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Для Адама и Евы Из повествования о падении мы узнаем, что Адам и Ева сразу вкусили горькие последствия своего греха. Они утратили невинность. Ими овладело чувство страха, стыда и вины, так что они уже не могли наслаждаться теми благословенными возможностями, которые

От Адама до Ноя

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

От Адама до Ноя Говорят, некоторые чеченцы возводят самоназвание своего народа, нохчи, – к Ною (по-древнееврейски Hoax) и считают себя его потомками. Что же, если верить библейскому рассказу, они правы – но то же самое можно сказать и обо всех остальных народах земли. Но

ОТ АДАМА И ЕВЫ…

Из книги Инквизиция автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

ОТ АДАМА И ЕВЫ… Существуют самые различные мнения о том, что, собственно говоря, следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инакомыслящих - вероотступников, то

Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама? Согласно преданию, первой женой Адама была не Ева: сотворив Адама, Бог вылепил ему из глины жену и назвал ее Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор: Лилит утверждала, что они равны, так как

От Адама до Ноя

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

От Адама до Ноя (Быт. 5:1-32)1 Адам, Сиф, Енос, 2 Каинан, Малелеил, Иаред, 3 Енох, Мафусал, Ламех, 4 Ной и его сыновья Сим, Хам,

Свт. Василий Великий

Ст.9-10,12 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение

Ничего не ищи в наружном злате или в телесном украшении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит апостол: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его . И кто облекся в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение , тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Мы говорим, что душа человеческая есть душа истинная и совершенная, дающая познавать себя всякой деятельностью. Если же что иное причастно жизни, то называем это одушевленным по привычке выражаться неточно, не потому, что в этом есть совершенная душа, но потому, что заметны некоторые части душевной деятельности… Поэтому-то и Павел, советуя желающим слушать достигать совершенства, предлагает и способ, как получить желаемое, говоря, что подобает совлечься ветхого человека и облечься в нового, который обновляется… по образу Создавшего его . Но да возвратимся и все к той же боговидной благодати, в которой в начале сотворил Бог человека, сказав: сотворим по образу нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26) .

Об устроении человека.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Итак, не медля по входе вашем [в церковь], вы сложили с себя ризу, и сие значило: совлекшись ветхого человекам с делами его . По сложении ризы вы были наги, подражая и в оном Христу, на кресте обнаженному, через обнажение это отнявшему силы у начальств и властей и с дерзновением на кресте восторжествовавшему над ними (Кол 2:14 - ).

Поучения тайноводственные.

Свт. Амвросий Медиоланский

Свт. Тихон Задонский

Ст. 9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившиеся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только один ветхий человек имеется, следовательно, и веры нет, которая обновляет человека и подвизается против греха. Если же хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который «положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16) . Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю (Евр.12:2) .

Об истинном христианстве. Книга II.

Свт. Феофан Затворник

не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его

Первое: не лжите - есть продолжение указания того, что должно отложить; а второе: совлекшеся - вместе с тем, что говорится в следующем стихе, представляет побуждение к исполнению предложенных заповедей.

Не лжите друг на друга , εις αλληλους, - понимать можно: друг перед другом, не говорите лжи друг другу; подобно тому, как в Послании к Ефесеям: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему (Еф. 4, 25), где сия заповедь выводится, как и здесь, из совлечения ветхого и облечения в нового человека. Блаженный Феофилакт пишет: «вы облеклись во Христа, рекшего: Аз есмь истина (Ин. 14, 6). Как же теперь облачать вам себя другою формою (одежды), формою лжи? Тогда явно будет, что вы скидаете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертою истины». - Но можно и так: не говорите лжи друг на друга, не возводите ложных обвинений, не клевещите друг на друга, как у апостола Иакова: не оклеветайте друг друга (Иак. 4, 11). Последнее ближе к течению речи; потому что Апостол здесь запрещает чувства и дела, порождаемые раздражительностию и взаимною неприязнию, в числе которых клевета не последнее занимает место.

Перечислив, что следует отложить, Апостол предлагает теперь побуждения к тому. Первое есть: совлекшеся ветхаго человека с деяньми его . Все это дела ветхого человека, которого вы совлеклись. Потому вам не следует касаться ничего такого. «Ветхим человеком называет развращенное произволение, выражающееся и в соответственных ему делах» (блаженный Феофилакт). «Ветхим же называет его, желая показать его срамоту, безобразие и немощность» (святой Златоуст). «Это жизнь во грехах, одряхлевшая, растлившаяся, истощенная, прежде и обновления в крещении верою во Христа Господа» (Экумений). Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек. В нем качествует самоугодие, заставляющее его все усилия употреблять на устроение земного благобытия, в чувственных удовольствиях полагаемого, все прочее обращая в средства к сему. Вследствие сего прямые страсти его суть страсти похоти, о коих выше поминал Апостол. Страсти же раздражительности привходят будто совне или условливаются внешними случайностями. Живут вместе люди с характером ветхого человека, и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости; но пробуждение, обнаружение, и разноображение, и устарение зависит от внешних столкновений. Не будь этого, ветхий человек только бы самоугодничал, валяясь в похотях и живя по своей воле без всяких раздражений.

Но как же Апостол совлечение ветхого человека, то есть отвержение самоугодия, выставляет в побуждение к отложению не прямых страстей самоугодия, а случайных? Тут нет ничего несообразного. Ибо после того, как самость и самоугодие с обращением ко Христу отвергнуты и отвержение сие закреплено и облечено силою в таинствах, отвергнуты вместе с тем все страсти, как те, кои прямо порождаются самоугодием, то есть страсти похоти, так и те, кои порождаются из самости вследствие случайных столкновений и сопротивлений, то есть страсти раздражительности. Почему из совлечения ветхого человека прямо следует, что для христиан обязательно отлагать и эти страсти, и с делами, в каких они выражаются.

Принимая, однако ж, это в соображение, можем признать, что Апостол продолжает здесь изложение побуждений к удалению от страстей, начатое выше (см. стихи 6 - ) и будто не конченное. Там сказал: в нихже и вы ходисте иногда (3, 7), то есть в делах и страстях похоти, когда жили по духу ветхого человека. Здесь, по перечислении дел и страстей раздражения, прилагает: совлекшеся ветхаго человека . Ходили в тех страстях похоти, но теперь перестали ходить. Почему? Потому что совлеклись ветхого человека, из которого они прямо рождались. Таким образом, это побуждение - совлекшеся , как и следующее - облекшеся (3, 10), направленное прямо против страстей раздражения, состоя в связи с прежними, направленными против страстей похоти, направляется и против сих последних, как и само существо дела совлечения ветхого человека того требует. Отсюда следует заключить, что, наоборот, и прежде указанные побуждения против страстей похоти (см. стихи 6 - ) идут так же против страстей раздражения, кои здесь прямо имеются в виду. Что же есть в сих побуждениях преимущественно направляемое против тех или других страстей? Против страстей похоти преимущественно идет: грядет гнев Божий (3, 6),- как уже замечено в своем месте; а против страстей раздражения: по образу Создавшаго (3, 10), - как объяснено будет сейчас.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Макарий Великий

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека» , тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове - своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои руки, и ногам - свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, - в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование - избавить нас от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер; и у солнца - свое тело и своя природа, и у ветра - своя же природа и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался к душе; но и у греха, и у души - своя особенная природа.

Собрание рукописей типа II. Беседа 2.

Прп. Исаак Сирин

Ст.9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Блаженный Павел, когда узнал об учениках, которые пренебрегали заповедями и не препобедили страстей, но вожделевали блаженства в созерцании тайн, возможном по очищении, сказал им: совлекитесь сначала ветхого человека страстей и тогда вожделевайте облечься в человека нового, обновляемого познанием тайн по подобию Творца и не вожделевайте того моего и прочих апостолов видения, действенно совершенного благодатью.

Слова подвижнические.

Блаж. Августин

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не говорите лжи друг другу

Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмь истина (Ин. 14:6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины.

Совлекшись ветхого человека с делами его

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

В посланиях апостола Павла содержится много важных уроков, которые не так легко понять, когда читаешь лишь одну главу Библии. Необходимо сопоставление нескольких отрывков из написанных им посланий и углубление в ход мыслей самого апостола. А это превращает чтение Библии в увлекательное занятие, поскольку мы постоянно обнаруживаем новые открытия! Сегодня мы обратимся к тому, что говорил Павел о ветхом и новом человеке. Речь идет о парных понятиях, которые непосредственно связаны с другими парными понятиями. Мы можем говорить также о ветхом и новом Адаме или о плоти и духе. Эти понятия не идентичны, но, в общих чертах, говорят об одном и том же. На самом деле здесь мы подходим к очень простым и практическим вещам, к самой сути пути христианина.

Две составляющие христианина

Чаще всего Павел использует понятия плоть и дух.

Здесь у читателя может возникнуть недопонимание: в данном случае слово «плоть» не означает телесную и греховную часть в человеке, а «дух» - некую духовную и чистую его часть. Подобное разделение на телесное и духовное присуще, скорее, греческому и восточному, мышлению. В представлении евреев, человек - это единое целое, которое нельзя разделить на части.

Павел имеет в виду нечто другое, и, на самом деле, нечто очень простое: «плоть» означает меня, когда я полагаюсь лишь на самого себя, без искупительной жертвы Христа, то есть всего человека целиком, что бы под этим ни подразумевалось. А «дух» означает также человека целиком, только уже искупленного Христом, принадлежащего Богу.

Таким образом мы подходим к сегодняшней теме. В христианине присутствует две составляющие, в неверующем - лишь одна. В христианине есть плоть и дух, ветхий и новый человек, ветхий и новый Адам, ветхое и новое творение - Павел использует все эти выражения. В неверующем человеке присутствует только одна часть - плоть, ветхий человек, ветхий Адам и ветхое творение. В христианине же имеются обе, и поэтому в его сердце идет борьба. Но давайте посмотрим, что собой представляют эти две составляющие.

Ветхое и осужденное на погибель

Первая глава Послания к Римлянам представляет собой, наверное, самое безрадостное описание того, что представляет собой человек, надеющийся лишь на себя. Слово «плоть» здесь не встречается, но смысл сказанного однозначен. Человечество отвернулось от Бога и стало служить идолам. Поэтому Бог отвернулся от человечества и оставил его жить в грехе. Таким образом, каждый житель мира словно бы заключен в полный мрак, в который не проникает ни один луч света. Этот мир является царством греха и смерти, в котором люди живут без Бога, и однажды Бог направит на все это Свой гнев. Здесь речь не идет о каком-то одном деянии какого-то одного человека, здесь говорится о всеобщем отступлении от Бога и о всеобщем осуждении, связанном с этим.

В седьмой главе Послание к Римлянам содержится следующий сильный образ ветхой составляющей человека:

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе.» (Рим.7:18)

Весь отрывок ясно говорит о том, что ветхая составляющая человека не может предложить Богу ничего хорошего. Она полностью испорчена, полностью отвернулась от Бога и полностью осуждена.

Примечательное и мрачное описание двух Адамов содержится в пятой главе Послания к Римлянам: Первый человек впал в грех и приобрел в наследство грех, смерть и ад. Это наследство он передал следующему поколению, и с тех пор оно переходит из рода в род. Я получил его от своих родителей и передал своим детям.

Глядя на только что рожденного младенца невежливо напоминать о том, что этому ребенку однажды придется умереть. Однако, это правда, так же как и то, что он испорчен грехом и осужден на погибель - в нем уже присутствует «ветхий Адам», «ветхий человек», «плоть», [или, как сказано в финском переводе 1992 года, «эгоистическая природа» или «искаженное Я»]. Каждый из нас, независимо от возраста и пола, неразрывно связан с несчастной судьбой этого мира.

Новое и прекрасное

Главная мысль посланий Павла заключается в том, что Бог послал Своего Сына в этот мир, чтобы дать нам нечто совершенно новое. То, что произошло на Голгофе, было спланировано в сердце Бога Отца задолго до создания мира. Лучше всего об этом говорится во Втором Послании к Коринфянам:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.»
(2 Кор. 5:17-6:1)

Человек сам себе помочь не может, но Бог совершил на Голгофе то, что невозможно для человека. Искупительную жертву Христа можно описать многими словами, но самое важное, наверное, следующее: Это процесс нового творения. Он призван исправить то, что было разрушено грехом после первоначального акта творения. В нем уничтожается ветхий Адам и даруется новый. В нем человеку даруется дух, который обращен к Богу и живет для Него.

Совлекитесь - облекитесь!

Человек впал в грех и сам по себе представляет собой «плоть». А христианин, получивший дар от Бога, является также и «духом», то есть в нем присутствуют и «плоть», и «дух». И они ведут постоянную, непримиримую и безжалостную борьбу друг с другом. Образы разные, но суть одна: Плоть и дух воюют друг с другом. В 5 главе Послания к Галатам Павел пишет о том, что дух побуждает человек совершать дела Духа, а плоть - дела плоти:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.»
(Гал. 5:16-17).

В шестой главе Послания к Римлянам Павел отвечает на вопрос, может ли христианин свободно совершать грехи, раз ему все прощено. Ответ однозначный: Нет, поскольку мы крещены. Крещение означает смерть ветхого человека и рождение нового, и к этому апостол постоянно возвращается.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.»
(Рим. 6:3-6)

В третьей главе Послания к Колоссянам мы видим очень важный образ:

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3:8-10)

Жизнь христианина именно в этом и состоит: Мы совелекаем с себя «плоть» и облекаемся в «дух». Это не происходит лишь однажды, но продолжается на протяжении всей нашей жизни на земле. А затем плоть, ветхий человек, ветхий Адам - как бы мы это ни называли - останется здесь, а в Небесную Отчизну попадет только новый, облеченный в Христову святость человек.